ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРЕДЕЛЬНОЙ ВЕЛИЧИНЫ ПРОЦЕНТОВ ПО ДОЛГОВЫМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ, ПРИЗНАВАЕМЫХ РАСХОДОМ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ.. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 24.12.08 03-03-06/2/177

             ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРЕДЕЛЬНОЙ ВЕЛИЧИНЫ ПРОЦЕНТОВ 
               ПО ДОЛГОВЫМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ, ПРИЗНАВАЕМЫХ
            РАСХОДОМ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ.

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          24 декабря 2008 г.
                           N 03-03-06/2/177

                                 (Д)


     Департамент налоговой и  таможенно-тарифной  политики  рассмотрел
письмо   по  вопросу  учета  расходов  в  виде  процентов  и  сообщает
следующее.
     В соответствии  с  п.  1  ст.  269  Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - НК РФ) расходом признаются проценты, начисленные по
долговому   обязательству   любого   вида   при  условии,  что  размер
начисленных налогоплательщиком по  долговому  обязательству  процентов
существенно не отклоняется от среднего уровня процентов,  взимаемых по
долговым обязательствам,  выданным в том же  квартале  (месяце  -  для
налогоплательщиков,  перешедших  на  исчисление  ежемесячных авансовых
платежей исходя из  фактически  полученной  прибыли)  на  сопоставимых
условиях.
     Абзацем 4 п.  1 ст.  269 НК РФ установлено,  что  при  отсутствии
долговых обязательств перед российскими организациями,  выданных в том
же  квартале   на   сопоставимых   условиях,   а   также   по   выбору
налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом
(включая проценты и суммовые разницы по обязательствам,  выраженным  в
условных  денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу
условных денежных единиц),  принимается равной ставке рефинансирования
Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, - при
оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам - по
долговым обязательствам в иностранной валюте.
     Пункт 22 ст.  2 Федерального закона от  26.11.2008  N  224-ФЗ  "О
внесении  изменений  в  часть первую,  часть вторую Налогового кодекса
Российской  Федерации  и  отдельные  законодательные  акты  Российской
Федерации"  приостанавливает действие абз.  4 п.  1 ст.  269 НК РФ с 1
сентября 2008 г. до 31 декабря 2009 г.
     Статьей 8  вышеуказанного Федерального закона установлено,  что в
период приостановления действия абз. 4 п. 1 ст. 269 части второй НК РФ
при  отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями,
выданных в  том  же  квартале  на  сопоставимых  условиях,  предельная
величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые
разницы по обязательствам,  выраженным в условных денежных единицах по
установленному  соглашением  сторон  курсу  условных денежных единиц),
принимается  равной   ставке   рефинансирования   Центрального   банка
Российской  Федерации,  увеличенной  в  1,5  раза,  -  при  оформлении
долгового обязательства в рублях и равной 22 процентам -  по  долговым
обязательствам в иностранной валюте.
     Вместе с тем полагаем,  что из сопоставления норм ст. 269 НК РФ и
ст.  8  Федерального  закона  от  26.11.2008  N  224-ФЗ  следует,  что
предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты
и  суммовые разницы по обязательствам,  выраженным в условных денежных
единицах по установленному соглашением сторон курсу условных  денежных
единиц), может приниматься равной ставке рефинансирования Центрального
банка Российской Федерации,  увеличенной в 1,5 раза,  - при оформлении
долгового  обязательства  в рублях и равной 22 процентам - по долговым
обязательствам в  иностранной  валюте,  как  при  отсутствии  долговых
обязательств  перед  российскими  организациями,  выданных  в  том  же
квартале на сопоставимых условиях,  так и в  случае  наличия  долговых
обязательств  перед  российскими  организациями,  выданных  в  том  же
квартале на сопоставимых условиях.
     Одновременно сообщаем,  что  настоящее  письмо  Минфина России не
содержит правовых норм или общих правил,  конкретизирующих нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02- 07/2-138  направляемое
мнение   имеет   информационно-разъяснительный  характер  по  вопросам
применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах  и
не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и
сборах в понимании,  отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем
письме.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
24 декабря 2008 г.
N 03-03-06/2/177