О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РЕДАКЦИЯ НА 11.11.1997). Закон. Верховный Совет РСФСР. 01.04.93 4730-1


Страницы: 1  2  


заходят   во   внутренние   воды   и  порты  Российской  Федерации  по
предварительному  разрешению   Правительства   Российской   Федерации.
Порядок захода и пребывания иностранных военных кораблей во внутренних
водах  и   портах   Российской   Федерации   регулируется   правилами,
устанавливаемыми  Правительством Российской Федерации и публикуемыми в
"Извещениях мореплавателям".

              Статья 26. Дополнительные режимные правила
           в пунктах пропуска через Государственную границу

     В пунктах  пропуска  через  Государственную  границу определяются
территории,  помещения, где непосредственно осуществляются пограничный
и  иные виды контроля.  В этих местах вводятся дополнительные режимные
ограничения,  которые устанавливаются в пределах правил и  в  порядке,
предусмотренных статьями 22, 23, 24 и 25 настоящего Закона.

@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Раздел VI:
редакции 2  -  Федеральный закон от 10.08.94 N 23-ФЗ,  3 - Федеральный
закон от 29.11.96 N 148-ФЗ
@

                              Раздел VI
              ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
                В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ

@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статей 27 - 31, 33 - 35:
редакции 2  -  Федеральный закон от 10.08.94 N 23-ФЗ,  3 - Федеральный
закон от 29.11.96 N 148-ФЗ
@

            Статья 27. Полномочия органов государственной
                     власти Российской Федерации

     Органы государственной власти Российской Федерации осуществляют в
сфере   защиты  Государственной  границы  полномочия,  предусмотренные
Конституцией Российской Федерации и настоящим Законом.
     Головным (координационным)  федеральным  органом   исполнительной
власти  в  сфере  защиты  Государственной границы является Федеральная
пограничная  служба  Российской  Федерации.  Федеральная   пограничная
служба   Российской   Федерации  возглавляет  единую  централизованную
систему, включающую в себя органы пограничного контроля; орган внешней
разведки;   оперативные   органы,   осуществляющие   разведывательную,
контрразведывательную,   оперативно    -    розыскную    деятельность,
деятельность   по   обеспечению   собственной   безопасности   системы
Федеральной  пограничной  службы  Российской  Федерации;   пограничную
стражу   и   другие  органы  пограничной  службы;  пограничные  войска
Федеральной   пограничной   службы   Российской   Федерации;   военные
образовательные  учреждения  профессионального  образования,  а  также
предприятия, учреждения и другие организации, находящиеся в подчинении
Федеральной   пограничной   службе   Российской   Федерации   согласно
законодательству Российской Федерации.

              Статья 28. Полномочия федеральных органов
                        исполнительной власти

     1. Министерство иностранных дел Российской Федерации:
     на основе   решений  органов  государственной  власти  Российской
Федерации   ведет   переговоры   по   установлению    и    закреплению
Государственной границы,  установлению режима Государственной границы,
готовит необходимые документы и материалы;
     осуществляет внешнеполитическое,    международно    -    правовое
обеспечение защиты Государственной границы;
     оформляет в  пределах своей компетенции документы на право въезда
в Российскую Федерацию и  выезда  из  Российской  Федерации  гражданам
Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства;
     разрешает вопросы  соблюдения  режима  Государственной   границы,
инциденты на Государственной границе,  не урегулированные пограничными
представителями  Российской  Федерации   или   Министерством   обороны
Российской Федерации.
     2. Федеральная пограничная служба Российской Федерации:
     совместно с    федеральными    органами   исполнительной   власти
организует  и  обеспечивает  в  пределах   своих   полномочий   защиту
Государственной границы на суше,  море, реках, озерах и иных водоемах,
в пунктах пропуска через  Государственную  границу,  разведывательную,
контрразведывательную,  оперативно  - розыскную деятельность,  а также
пропуск  через  Государственную  границу  лиц,  транспортных  средств,
грузов, товаров и животных;
     организует и  обеспечивает  руководство   органами   и   войсками
Федеральной пограничной службы Российской Федерации;
     координирует деятельность   федеральных   органов  исполнительной
власти, осуществляющих на Государственной границе все виды контроля за
соблюдением  режима  Государственной  границы,  пограничного  режима и
режима в пунктах пропуска через Государственную границу;
     обеспечивает совместно   с   Министерством   обороны   Российской
Федерации координацию  органами  и  войсками  Федеральной  пограничной
службы   Российской   Федерации  деятельности  Войск  противовоздушной
обороны и Военно - Морского Флота по защите  Государственной  границы,
совместно с другими компетентными федеральными органами исполнительной
власти  координацию  оперативными  органами  Федеральной   пограничной
службы  Российской  Федерации  мероприятий  органов правоохранительной
системы и системы специальных служб Российской Федерации на  местах  в
интересах защиты Государственной границы;
     участвует в   подготовке    органами    государственной    власти
нормативных и иных правовых актов, касающихся деятельности юридических
и  физических  лиц,  затрагивающей  интересы  защиты   Государственной
границы;
     участвует в делимитации, демаркации, редемаркации Государственной
границы,  разработке нормативных правовых актов, устанавливающих режим
Государственной границы;
     осуществляет по   поручению  Правительства  Российской  Федерации
непосредственное руководство деятельностью пограничных  представителей
Российской Федерации;
     обеспечивает добывание  и   обработку   информации   об   угрозах
безопасности  Российской  Федерации  в  сфере  защиты  Государственной
границы,   представление   ее   Президенту    Российской    Федерации,
Правительству  Российской  Федерации,  информирование заинтересованных
федеральных органов исполнительной  власти  в  порядке,  установленном
федеральными   законами,   нормативными  правовыми  актами  Президента
Российской Федерации;
     взаимодействует, осуществляет   контакты   в   интересах   защиты
Государственной  границы  с  соответствующими   органами   иностранных
государств, международными организациями;
     обеспечивает собственную   безопасность    системы    Федеральной
пограничной службы Российской Федерации;
     совместно с   федеральными   органами   государственной    охраны
участвует  в  обеспечении безопасности объектов государственной охраны
на Государственной границе в пределах приграничной территории.
     3. Министерство обороны Российской Федерации:
     обеспечивает защиту   Государственной   границы    в    воздушном
пространстве и подводной среде;
     обеспечивает участие  Вооруженных  Сил  Российской  Федерации   в
защите  Государственной  границы  на  суше,  море,  пограничных реках,
озерах и иных водоемах в случаях  и  порядке,  определенных  настоящим
Законом, другими федеральными законами;
     разрешает в пределах своей  компетенции  инциденты,  связанные  с
нарушением режима Государственной границы;
     оказывает содействие органам и  войскам  Федеральной  пограничной
службы  Российской  Федерации  в  ресурсном,  разведывательном  и ином
обеспечении защиты Государственной границы на основе  законодательства
Российской Федерации и межведомственных соглашений.
     4. Федеральные органы исполнительной  власти,  осуществляющие  на
Государственной   границе   таможенный,  иммиграционный,  санитарно  -
карантинный,  ветеринарный,  фитосанитарный,  автогрузовой и иные виды
контроля:
     организуют и проводят мероприятия по  защите  на  Государственной
границе   экономических,  экологических  и  иных  интересов  личности,
общества и государства;
     издают в    пределах    своей   компетенции   нормативные   акты,
обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами на
территории Российской Федерации;
     контролируют соблюдение       предприятиями,       организациями,
учреждениями,   общественными   объединениями,  гражданами  требований
международных   договоров   Российской   Федерации,   законодательства
Российской Федерации по вопросам, входящим в их компетенцию;
     создают в  необходимых   случаях   в   пунктах   пропуска   через
Государственную  границу  контрольные  органы (пункты) и организуют их
работу,  устанавливают средства и методы  контроля  в  соответствии  с
требованиями части шестой статьи 11 настоящего Закона;
     взаимодействуют друг с другом и оказывают  содействие  органам  и
войскам  Федеральной  пограничной службы Российской Федерации в защите
Государственной границы;
     сотрудничают в  защите Государственной границы с соответствующими
органами иностранных государств.
     5. Министерство внутренних дел Российской Федерации:
     оказывает содействие органам и  войскам  Федеральной  пограничной
службы   Российской  Федерации  в  проведении  мероприятий  по  защите
Государственной границы, борьбе с нелегальной деятельностью через нее,
розыске лиц,  нарушивших режим Государственной границы,  в выяснении и
проверке   обстоятельств   правонарушений   граждан,   задержанных   в
административном или уголовно - процессуальном порядке;
     информирует органы  и  войска  Федеральной   пограничной   службы
Российской  Федерации  о состоянии правопорядка в приграничных районах
Российской Федерации,  выявленных противоправных действиях, преступных
группах  и  лицах,  имеющих  противоправные  устремления  в  отношении
Государственной границы и  органов  и  войск  Федеральной  пограничной
службы Российской Федерации;
     обеспечивает участие внутренних войск Министерства внутренних дел
Российской  Федерации  в  защите  Государственной  границы в случаях и
порядке, предусмотренных настоящим Законом;
     обеспечивает участие   органов   внутренних  дел  в  контроле  за
соблюдением пограничного режима и  режима  в  пунктах  пропуска  через
Государственную границу;
     обеспечивает по  представлениям  органов  и   войск   Федеральной
пограничной  службы  Российской  Федерации  временное  ограничение или
воспрещение доступа граждан на отдельные участки местности или объекты
вблизи Государственной границы во время проведения пограничных поисков
и  операций,  при  отражении  вооруженных  вторжений   на   территорию
Российской   Федерации   или  воспрепятствовании  незаконным  массовым
пересечениям Государственной границы;
     обеспечивает общественный     порядок     при    проведении    на
Государственной границе и в пограничных районах  Российской  Федерации
массовых мероприятий федерального или международного характера;
     обеспечивает правопорядок    в    приграничных    районах     при
возникновении  чрезвычайных  ситуаций,  введении  режима чрезвычайного
положения;
     участвует в  правовом  воспитании  населения приграничных районов
Российской Федерации,  профилактике совместно с  органами  и  войсками
Федеральной  пограничной службы Российской Федерации правонарушений на
Государственной границе и в пунктах пропуска через нее.
     6. Федеральная служба безопасности Российской Федерации:
     осуществляет в пределах своей компетенции добывание,  обработку и
анализ информации об угрозах безопасности Российской Федерации в сфере
защиты Государственной границы;
     во взаимодействии  с  органами и войсками Федеральной пограничной
службы  Российской  Федерации  осуществляет  контрразведывательную   и
оперативно - розыскную деятельность в интересах защиты Государственной
границы;
     во взаимодействии    с   Государственным   таможенным   комитетом
Российской  Федерации,  Федеральной  пограничной  службой   Российской
Федерации разрабатывает и осуществляет меры по борьбе с контрабандой;
     осуществляет контрразведывательное    обеспечение    въезда    на
территорию   Российской  Федерации  и  выезда  за  пределы  Российской
Федерации граждан Российской Федерации,  иностранных граждан и лиц без
гражданства,  а  также режима пребывания иностранных граждан и лиц без
гражданства на территории Российской Федерации;
     осуществляет взаимодействие      с      федеральными     органами
исполнительной  власти  и   общественными   объединениями   Российской
Федерации,  а  также  с  иностранными  спецслужбами  и организациями в
интересах защиты Государственной границы.
     7. Служба внешней разведки Российской Федерации:
     во взаимодействии с Федеральной  пограничной  службой  Российской
Федерации   осуществляет  разведывательную  деятельность  в  интересах
защиты Государственной границы.

            Статья 29. Полномочия органов государственной
                власти субъектов Российской Федерации

     Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:
     создают условия для защиты Государственной границы уполномоченным
на то законом войскам и органам,  принимают в этих целях законы и иные
нормативные правовые акты в пределах, установленных настоящим Законом;
     предоставляют в   соответствии   с  законодательством  Российской
Федерации земельные участки для нужд защиты  Государственной  границы,
осуществляют  контроль  за  использованием земли и соблюдением на этих
участках законодательства Российской Федерации  об  охране  окружающей
природной среды;
     информируют органы  и  войска  Федеральной   пограничной   службы
Российской Федерации по вопросам, касающимся обстановки в приграничных
районах Российской федерации;
     создают условия  для  участия  граждан  на добровольных началах в
защите Государственной границы;
     контролируют на  своих  территориях  выполнение  всеми  органами,
предприятиями,     учреждениями,     организациями,      общественными
объединениями,    а    также    должностными   лицами   и   гражданами
законодательства Российской Федерации о Государственной границе.

@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Раздела VII:
редакция 3 - Федеральный закон от 29.11.96 N 148-ФЗ
@

                              Раздел VII
      ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ И ВОЙСК ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ
        РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВОЙСК ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ,
            ВОЕННО - МОРСКОГО ФЛОТА, ИНЫХ ВОЙСК И ВОИНСКИХ
              ФОРМИРОВАНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ
                    ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ

          Статья 30. Полномочия органов и войск Федеральной
               пограничной службы Российской Федерации

     Органы и   войска   Федеральной   пограничной  службы  Российской
Федерации охраняют  Государственную  границу  на  суше,  море,  реках,
озерах  и  иных  водоемах,  в  пунктах  пропуска через Государственную
границу, а также осуществляют пропуск через Государственную границу. В
этих целях они:
     обеспечивают всеми имеющимися мерами недопущение  противоправного
изменения прохождения Государственной границы на местности;
     осуществляют контроль за соблюдением имеющих  разрешительный  или
уведомительный   характер   правил   режима  Государственной  границы,
пограничного режима и режима в пунктах пропуска через  Государственную
границу;
     проводят войсковую,   разведывательную,    контрразведывательную,
оперативно  -  розыскную,  режимно - пропускную и военно - техническую
деятельность;
     осуществляют производство    по    делам    об   административных
правонарушениях,  отнесенным к их ведению законодательством Российской
Федерации,  в  пределах  своей  компетенции  рассматривают  эти дела и
исполняют постановления по ним;
     ведут дознание по делам,  отнесенным законодательством Российской
Федерации к их ведению;
     осуществляют профилактику   правонарушений,   борьба  с  которыми
входит в компетенцию органов и войск  Федеральной  пограничной  службы
Российской Федерации;
     участвуют в деятельности  пограничных  представителей  Российской
Федерации;
     проводят при необходимости пограничные поиски и операции.
     Органы и   войска   Федеральной   пограничной  службы  Российской
Федерации в пределах приграничной территории имеют право:
     1) возводить  необходимые  инженерно  -  технические  сооружения,
осуществлять строительство линий связи  и  коммуникаций,  размещать  и
использовать  технику и вооружение на предоставляемых в соответствии с
законодательством  Российской  Федерации  в  бессрочное   (постоянное)
пользование землях по установленным нормам;
     2) находиться на любых участках местности и передвигаться по  ним
при   исполнении  служебных  обязанностей;  требовать  от  владельцев,
пользователей земельных участков в пограничной зоне выделения мест для
передвижения   пограничных   нарядов,   оборудования  и  содержания  в
надлежащем состоянии проходов через ограждения, переходов через другие
препятствия;  сопровождать невоенные суда и иные транспортные средства
и располагать на них пограничные  наряды;  в  целях  предотвращения  и
пресечения  нарушений  режима  Государственной  границы,  пограничного
режима,  режима  в  пунктах  пропуска  через  Государственную  границу
проверять   необходимые  документы  у  лиц  и  документы  транспортных
средств,  производить  досмотр   (осмотр)   транспортных   средств   и
перевозимых на них грузов;
     3) осуществлять пограничными нарядами задержание и личный досмотр
лиц,  в отношении которых имеются основания подозревать их в нарушении
режима Государственной границы,  пограничного режима, режима в пунктах
пропуска  через  Государственную  границу,  доставление  таких  лиц  в
расположение  подразделений,  частей  органов  и   войск   Федеральной
пограничной  службы  Российской Федерации или иные места для выяснения
обстоятельств  нарушения;  останавливать,  осматривать  и  задерживать
пограничными кораблями невоенные суда, допустившие нарушения указанных
режимов,  и доставлять (конвоировать) их в ближайший  российский  порт
для   выяснения   обстоятельств   нарушения.   Во   время   осмотра  и
конвоирования судна работа его радиостанций не допускается.  О  каждом
случае  осмотра,  задержания судна составляется протокол.  К протоколу
задержания судна прилагаются изъятые у  капитана  судовые  и  грузовые
документы;
     4) осуществлять  административное  задержание  лиц,   совершивших
нарушения  режима  Государственной  границы,  пограничного  режима или
режима в пунктах пропуска через Государственную границу,  на  срок  до
трех  часов  для  составления  протокола,  а в необходимых случаях для
установления личности и выяснения обстоятельств  правонарушения  -  до
трех суток с сообщением об этом письменно прокурору в течение двадцати
четырех часов с момента задержания или на срок до  десяти  суток  -  с
санкции   прокурора,   если   правонарушители   не  имеют  документов,
удостоверяющих их личность; подвергать задержанных личному досмотру, а
также  досматривать  и  при  необходимости изымать находящиеся при них
вещи,  другие вещи,  находящиеся в их собственности  или  владении,  и
документы.  О  каждом  случае  административного  задержания,  личного
досмотра задержанного,  досмотра и изъятия находившихся при нем  вещей
составляется протокол;
     5) задерживать с санкции прокурора иностранных граждан и лиц  без
гражданства,   совершивших   незаконное   пересечение  Государственной
границы,  в отношении которых на  основаниях,  предусмотренных  частью
четвертой  статьи 14 настоящего Закона,  приняты решения о передаче их
властям сопредельных государств или выдворении из пределов  Российской
Федераций либо приняты постановления об административном выдворении из
пределов Российской Федерации,  на время,  необходимое для  исполнения
решения, постановления;
     6) содержать лиц,  подвергнутых  административному  задержанию  в
помещениях  органов  и войск Федеральной пограничной службы Российской
Федерации, специально оборудованных для этих целей, лиц, задержанных в
уголовно   -   процессуальном   порядке  по  подозрению  в  совершении
преступления,  и подозреваемых,  в отношении которых в  качестве  меры
пресечения применено заключение под стражу,  - в изоляторах временного
содержания или в помещениях органов и  войск  Федеральной  пограничной
службы  Российской Федерации,  специально оборудованных для содержания
лиц,  подвергнутых административному задержанию, в необходимых случаях
помещать  таких  лиц  в  следственные изоляторы,  изоляторы временного
содержания  и  другие  специально  оборудованные   помещения   органов
внутренних дел;
     7) приглашать лиц в подразделения  органов  и  войск  Федеральной
пограничной  службы  Российской Федерации и получать от них объяснения
об    известных    им    обстоятельствах    незаконного    пересечения
Государственной  границы  или  иного  нарушения режима Государственной
границы,  нарушения пограничного режима или режима в пунктах  пропуска
через   Государственную   границу.  В  необходимых  случаях  получение
объяснений об обстоятельствах указанных нарушений может осуществляться
и в иных местах;
     8) делать  в  документах  на  право  пересечения  Государственной
границы  соответствующие  отметки и при необходимости временно изымать
такие  документы,  а   также   изымать   недействительные   документы;
продлевать  действие просроченных российских виз иностранным гражданам
и лицам без гражданства в местах,  где  отсутствуют  представительства
Департамента консульских служб Министерства иностранных дел Российской
Федерации.  За продление  действия  российских  виз,  просроченных  до
десяти дней включительно,  взимается плата,  равная десяти минимальным
размерам  оплаты  труда;  за  продление   действия   российских   виз,
просроченных  более  десяти  дней,  -  семнадцати минимальным размерам
оплаты труда;
     9) передавать  таможенным  органам,  а  в  отсутствие  таможенных
органов  задерживать  обнаруженные  органами  и  войсками  Федеральной
пограничной  службы Российской Федерации при выполнении возложенных на
них задач по защите Государственной границы  в  пределах  приграничной
территории  перемещаемую  через  Государственную границу контрабанду и
другие незаконно перемещаемые через  Государственную  границу  товары,
грузы и транспортные средства;
     10) временно  ограничивать   или   запрещать   движение   лиц   и
транспортных  средств,  включая  маломерные суда (средства) и средства
передвижения по льду,  а  также  не  допускать  граждан  на  отдельные
участки местности,  обязывать их остаться там или покинуть эти участки
в целях защиты здоровья  и  жизни  людей  при  проведении  пограничных
поисков  и  операций,  иных  розыскных  действий,  а также действий по
уголовным делам и делам об административных правонарушениях;
     11) при  возникновении  угрозы  интересам Российской Федерации на
Государственной  границе  временно  с  уведомлением  органов  местного
самоуправления,  заинтересованных предприятий, учреждений, организаций
ограничивать  производство  различных  работ,  за  исключением   работ
оборонного  значения  и работ,  связанных со стихийными бедствиями или
особо опасными инфекционными болезнями;
     12) входить в любое время суток в жилые и иные помещения граждан,
на территории и  в  помещения  предприятий,  учреждений,  организаций,
кроме   имеющих   дипломатический  иммунитет,  и  осматривать  их  при
преследовании лиц,  в отношении которых имеются достаточные  основания
подозревать их в нарушении режима Государственной границы. Если вход в
жилое помещение осуществлен без согласия проживающих  в  нем  лиц,  об
этом в течение 24 часов уведомляется прокурор;
     13) использовать  беспрепятственно  в  служебных  целях  средства
связи,  а при отражении вооруженных вторжений на территорию Российской
Федерации,   воспрепятствовании   незаконным   массовым   пересечениям
Государственной границы, проведении поисковых мероприятий, доставлении
лиц,  подозреваемых  в  совершении  правонарушений,   -   транспортные
средства,    принадлежащие    предприятиям    (независимо    от   форм
собственности),  учреждениям, организациям, общественным объединениям,
и в необходимых случаях - гражданам,  с возмещением владельцам,  по их
требованию, в установленном законом порядке расходов либо причиненного
ущерба.    Исключение   составляют   средства   связи   и   транспорт,
принадлежащие дипломатическим,  консульским и иным  представительствам
иностранных  государств,  международным  организациям,  и транспортные
средства специального назначения;
     14) запрашивать   и   получать  безвозмездно  от  государственных
органов,  предприятий и  их  объединений,  учреждений,  организаций  и
общественных   объединений   информацию,  необходимую  для  исполнения
обязанностей,  возложенных законом  на  органы  и  войска  Федеральной
пограничной службы Российской Федерации, за исключением случаев, когда
законом установлен специальный порядок получения информации;
     15) вести  необходимые для осуществления контроля за поддержанием
режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах
пропуска   через  Государственную  границу  регистрацию  лиц  и  учеты
фактических  данных,  статистику  и  использовать   для   этих   целей
информационные  системы  в  порядке,  не  противоречащем  федеральному
закону.  Органы Федеральной пограничной  службы  Российской  Федерации
ежеквартально   и  по  итогам  года  издают  справочную  информацию  о
количестве лиц,  пересекших Государственную границу,  в  том  числе  с
указанием гражданства, цели визита (деловая, туризм и другие), балансе
въезда  в  Российскую  Федерацию  и  выезда  из  Российской  Федерации
иностранных  граждан  и граждан Российской Федерации,  а также лиц без
гражданства,  совместно с таможенными органами ведут учет транспортных
средств,    грузов,    товаров    и   животных,   перемещаемых   через
Государственную границу, включая транзитные, ежеквартально и по итогам
года  издают  справочную информацию о количестве транспортных средств,
грузов и товаров, перемещенных через Государственную границу;
     16) вносить   в   государственные   органы,   предприятия   и  их
объединения,   учреждения,   организации,   общественные   объединения
представления   об   устранении   причин   и  условий,  способствующих
совершению  правонарушений,  дознание  или  производство  по  делам  о
которых  отнесено  к  ведению  органов и войск Федеральной пограничной
службы Российской Федерации;
     17) привлекать  к  решению  задач  в сфере защиты Государственной
границы в пределах приграничной  территории  на  добровольных  началах
граждан  в  составе  общественных  объединений,  в качестве внештатных
сотрудников органов пограничной  службы  и  в  иных  формах,  а  также
поощрять граждан, отличившихся при защите Государственной границы;
     18) применять  оружие,  боевую  технику,  специальные   средства,
физическую силу и служебных собак в порядке и случаях, предусмотренных
настоящим Законом;
     19) в   территориальном   море   и  внутренних  водах  Российской
Федерации,  российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов
по отношению к невоенным судам, кроме того:
     предложить судну  показать  свой  флаг,  если   он   не   поднят;
произвести опрос судна о целях его захода в эти воды;
     предложить судну изменить курс,  если он ведет  в  запретный  для
плавания район или может повлечь другое нарушение режима плавания;
     остановить судно и произвести его осмотр,  если оно не  поднимает
свой  флаг,  не отвечает на сигналы опроса,  не подчиняется требованию
изменить  курс  или   нарушает   общепризнанные   принципы   и   нормы
международного  права.  По  результатам  осмотра  судна ему может быть
разрешено  продолжать  плавание  (пребывание)   в   водах   Российской
Федерации  с  соблюдением установленных правил или предложено покинуть
воды Российской Федерации,  или  оно  может  быть  задержано  согласно
требованиям настоящего Закона;
     снимать с судна и задерживать  лиц,  совершивших  преступления  и
подлежащих  уголовной  ответственности  по законодательству Российской
Федерации, передавать этих лиц органам дознания и следствия, если иное
не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;
     преследовать и  задерживать  за  пределами  территориальных   вод
Российской Федерации судно, нарушившее правила плавания (пребывания) в
водах Российской Федерации,  до захода этого судна  в  территориальное
море  своей  страны или третьего государства,  если преследование было
начато в водах  Российской  Федерации  после  подачи  зрительного  или
звукового сигнала об остановке с дистанции,  позволяющей судну увидеть
или услышать этот сигнал, и велось непрерывно;
     20) осуществлять  меры  по  обеспечению  собственной безопасности
системы  Федеральной  пограничной  службы   Российской   Федерации   в
соответствии   с   Федеральным  законом  "Об  оперативно  -  розыскной
деятельности";
     21) в   соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации
налагать штраф за незаконный провоз лиц через Государственную границу.
(Примечание.  Уплата штрафа не освобождает перевозчиков от обязанности
возместить фактические расходы на отправку иностранных граждан или лиц
без гражданства, доставленных в Российскую Федерацию без установленных
для въезда документов,  в пункт, где иностранные граждане или лица без
гражданства  начали  свою поездку,  или в любое другое место,  куда им
въезд разрешен,  а также  от  фактических  расходов  на  содержание  и
выдворение их за пределы территории Российской Федерации.).
     При осуществлении пограничных поисков и  операций  на  территории
Российской  Федерации  органы  и войска Федеральной пограничной службы
Российской Федерации могут использовать предоставленные им права и  за
пределами, установленными частью второй настоящей статьи.
     При решении служебных задач  кораблям  и  самолетам  (вертолетам)
органов  и  войск  Федеральной пограничной службы Российской Федерации
предоставляется право на безвозмездное:
     использование водного   и   воздушного   пространства  Российской
Федерации,  морских, речных портов, аэропортов, аэродромов (посадочных
площадок)  на  российской территории независимо от их принадлежности и
предназначения;
     получение навигационной,  метеорологической,  гидрографической  и
иной информации;
     обеспечение полетов и кораблевождения.
     Иные права  органам  и  войскам  Федеральной  пограничной  службы
Российской  Федерации  могут  быть  предоставлены  только федеральными
законами.
     Не допускается  использование  органами  и  войсками  Федеральной
пограничной службы Российской Федерации предоставленных  им  прав  для
решения задач, не возложенных на них федеральными законами.

         Статья 31. Полномочия Войск противовоздушной обороны

     Войска противовоздушной  обороны защищают Государственную границу
в воздушном пространстве:
     осуществляют контроль    за    соблюдением   правил   пересечения
Государственной границы;
     пресекают полеты   и  принимают  меры  к  посадке  на  территории
Российской   Федерации   воздушных   судов,    незаконно    пересекших
Государственную   границу   или   нарушивших   порядок   использования
воздушного пространства Российской Федерации;
     оказывают содействие   воздушным   судам,   незаконно  пересекшим
Государственную границу  в  случаях  форс-мажорных  обстоятельств  или
непреднамеренных    действий    экипажей   этих   судов,   посредством
восстановления  их  ориентировки,  вывода  на  аэродром   посадки   на
территории Российской Федерации или за пределы воздушного пространства
Российской Федерации.
     Войска противовоздушной обороны имеют право:
     1) использовать  имеющиеся  у  них   средства   для   опознавания
воздушных  судов  в  воздушном  пространстве  Российской  Федерации  и
воздушном пространстве за пределами территориального  моря  Российской
Федерации  до  границ  иностранных государств при возникновении угрозы
незаконного пересечения  или  незаконном  пересечении  Государственной
границы;
     2) в   необходимых    случаях    привлекать    в    установленном
Правительством  Российской  Федерации  порядке  силы и средства других
видов Вооруженных Сил Российской  Федерации,  государственных  органов
для  выяснения  обстановки  в воздушном пространстве и принятия мер по
предупреждению или прекращению незаконного пересечения Государственной
границы в воздушном пространстве;
     3) полностью запрещать или ограничивать полеты воздушных судов  в
отдельных  районах  воздушного  пространства  Российской Федерации при
возникновении   угрозы   незаконного   пересечения   или    незаконном
пересечении Государственной границы в воздушном пространстве;
     4) приглашать  членов   экипажей   воздушных   судов,   незаконно
пересекших  Государственную  границу,  после  их посадки на территории
Российской  Федерации  в  подразделения  Вооруженных  Сил   Российской
Федерации  или  в  иные  места для выяснения обстоятельств незаконного
пересечения и передачи органам дознания  и  следствия,  если  иное  не
предусмотрено международными договорами Российской Федерации;
     5) применять боевую технику и оружие в соответствии  с  настоящим
Законом.

@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 32:
редакция 3 - Федеральный закон от 29.11.96 N 148-ФЗ
@

            Статья 32. Полномочия Военно - Морского Флота

     Военно - Морской Флот осуществляет защиту Государственной границы
в подводной среде.
     Силы Военно - Морского Флота в  своих  зонах  ответственности  по
поддержанию оперативного режима на военно - морских театрах:
     контролируют пересечение Государственной границы;
     осуществляют противолодочную,    в    том    числе   подводно   -
диверсионную, оборону в интересах безопасности Российской Федерации;
     при обнаружении  подводных  объектов  в  территориальном  море  и
внутренних водах Российской Федерации,  а также  за  их  пределами  (в
случае  возникновения  угрозы  незаконного пересечения этими объектами
Государственной границы) в соответствии с нормами международного права
и  международными  договорами  Российской  Федерации в военной области
принимают меры по прекращению или предупреждению действий обнаруженных
объектов;
     применяют боевую технику и  оружие  в  соответствии  с  настоящим
Законом.

       Статья 33. Участие Вооруженных Сил Российской Федерации,
       внутренних войск Министерства внутренних дел Российской
       Федерации, иных войск и воинских формирований Российской
         Федерации в защите Государственной границы органами
              и войсками Федеральной пограничной службы
                         Российской Федерации

     Защита Государственной  границы  на  отдельных  участках на суше,
морском побережье,  берегах пограничных рек,  озер и иных  водоемов  в
части  воспрещения незаконного пересечения границы в местах дислокации
военных объектов,  гарнизонов Вооруженных  Сил  Российской  Федерации,
внутренних  войск  Министерства  внутренних  дел Российской Федерации,
иных войск и воинских формирований Российской Федерации,  закрытых для
прохода (проезда) посторонних лиц,  транспортных средств,  возлагается
на командование указанных военных объектов,  гарнизонов. Такие участки
определяются  совместно  командующими пограничными округами,  группами
пограничных войск Федеральной пограничной службы Российской  Федерации
и командующими войсками военных округов, флотами, флотилиями, войсками
округов внутренних войск,  командующими (начальниками)  иных  войск  и
воинских формирований и закрепляются соответствующими документами.
     Вооруженные Силы   Российской   Федерации,   внутренние    войска
Министерства  внутренних  дел  Российской  Федерации,  иные  войска  и
воинские формирования Российской Федерации выделяют органам и  войскам
Федеральной  пограничной  службы  Российской Федерации силы и средства
для участия в пограничных поисках и операциях в порядке,  определяемом
совместными     решениями    соответствующих    федеральных    органов
исполнительной власти.
     Иное участие  Вооруженных  Сил  Российской Федерации,  внутренних
войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, других войск и
воинских  формирований  Российской  Федерации в защите Государственной
границы осуществляется только на основании федеральных законов.

                  Статья 34. Взаимодействие в защите
                       Государственной границы

     Органы и  войска  Федеральной   пограничной   службы   Российской
Федерации, Войска противовоздушной обороны, Военно - Морской Флот:
     оказывают содействие друг другу при выполнении возложенных на них
обязанностей по защите Государственной границы;
     в пределах    установленных    настоящим    Законом    полномочий
координируют    действия   государственных   органов,   осуществляющих
различные виды контроля за  поддержанием  режимов  на  Государственной
границе, не вмешиваясь в эти действия;
     организуют непосредственно     на     Государственной     границе
взаимодействие   своих  сил  и  государственных  органов,  предприятий
(независимо   от   форм   собственности),   учреждений,   организаций,
общественных объединений, участвующих в защите Государственной границы
или  осуществляющих  деятельность,   затрагивающую   интересы   защиты
Государственной  границы.  Руководитель Федеральной пограничной службы
Российской  Федерации,  главнокомандующие  Войсками   противовоздушной
обороны,  Военно  - Морским Флотом издают в пределах своей компетенции
распоряжения  по  вопросам  соблюдения  режимов   на   Государственной
границе,  обязательные  для исполнения всеми органами,  предприятиями,
учреждениями, организациями, общественными объединениями, должностными
лицами и гражданами на территории Российской Федерации;
     осуществляют взаимодействие в защите  Государственной  границы  с
соответствующими органами,  войсками, флотами иностранных государств в
порядке,   устанавливаемом   международными   договорами    Российской
Федерации, в том числе межведомственного характера.

            Статья 35. Применение оружия и боевой техники

     Органы и   войска   Федеральной   пограничной  службы  Российской
Федерации,  Войска противовоздушной обороны и силы Военно  -  Морского
Флота,   осуществляя   защиту   Государственной   границы  в  пределах
приграничной  территории,  применяют  оружие  и  боевую  технику   для
отражения  вооруженного  вторжения на территорию Российской Федерации,
предотвращения попыток угона за  границу  воздушных,  морских,  речных
судов и других транспортных средств без пассажиров.
     Оружие и боевая техника  могут  применяться  также:  против  лиц,
воздушных,  морских  и  речных  судов  и  других транспортных средств,
пересекших  (пересекающих)   Государственную   границу   в   нарушение
установленных настоящим Законом правил, в ответ на применение ими силы
или в случаях,  когда прекращение нарушения или задержание нарушителей
не  может быть осуществлено другими средствами;  для защиты граждан от
нападения,  угрожающего  их  жизни  и   здоровью,   для   освобождения
заложников;   для   отражения   нападения   на   военнослужащих,  лиц,
выполняющих служебные обязанности  или  общественный  долг  по  защите
Государственной границы,  членов их семей, когда их жизнь подвергается
непосредственной опасности; для отражения нападения на подразделения и
объекты  органов  и  войск  Федеральной  пограничной службы Российской
Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, иных войск и воинских
формирований   Российской  Федерации,  принимающих  участие  в  защите
Государственной границы,  в том числе  для  оказания  помощи  кораблям
(катерам), самолетам и вертолетам при отражении вооруженного нападения
на них.
     Применению оружия  и  боевой  техники  должно предшествовать ясно
выраженное предупреждение о намерении их применить и предупредительные
выстрелы.
     Без предупреждения оружие и боевая техника могут применяться  при
отражении вооруженного вторжения,  внезапном или вооруженном нападении
на военнослужащих и других граждан,  нападении с использованием боевой
техники,  воздушных,  морских,  речных  судов  и  других  транспортных
средств,  вооруженном сопротивлении, побеге с оружием задержанных лиц,
для освобождения заложников.
     Военнослужащие имеют право использовать оружие для обезвреживания
животных, угрожающих жизни и здоровью военнослужащих и других граждан,
а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.
     Запрещается применять  оружие и боевую технику в отношении женщин
и несовершеннолетних,  за исключением случаев вооруженного нападения с
их   стороны   или   оказания   ими  вооруженного  сопротивления  либо
угрожающего жизни группового нападения;  по воздушным, морским, речным
судам и другим транспортным средствам с пассажирами;  в отношении лиц,
которые   незаконно   пересекли   или   покушаются   на    пересечение
Государственной границы, если это происходит явно случайно или в связи
с несчастным случаем, воздействием неодолимых сил природы.
     Порядок применения   оружия   и   боевой   техники   определяется
Правительством Российской Федерации.
     Военнослужащие других видов Вооруженных Сил Российской Федерации,
иных войск и воинских формирований Российской Федерации,  привлекаемые
к  защите  Государственной  границы,  могут  применять оружие и боевую
технику в соответствии с требованиями настоящей статьи.

@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статей 36 - 38:
редакция 3 - Федеральный закон от 29.11.96 N 148-ФЗ
@

              Статья 36. Применение специальных средств

     При выполнении обязанностей по защите Государственной  границы  в
пределах  приграничной территории,  а также по обеспечению собственной
безопасности  системы  Федеральной   пограничной   службы   Российской
Федерации военнослужащие применяют специальные средства (наручники или
подручные  средства  для  связывания,  резиновые  палки,  слезоточивые
вещества,    светозвуковые    устройства   отвлекающего   воздействия,
устройства для принудительной остановки транспорта),  физическую силу,
включая  боевые  приемы  борьбы,  и  служебных  собак в соответствии с
частью третьей статьи 12 и частями четвертой и пятой статьи 14  Закона
РСФСР "О милиции".  Полный перечень специальных средств,  состоящих на
вооружении органов и войск Федеральной пограничной  службы  Российской
Федерации, основания и правила их применения военнослужащими органов и
войск Федеральной пограничной службы  Российской  Федерации,  а  также
военнослужащими  Вооруженных Сил Российской Федерации,  других войск и
воинских формирований Российской Федерации при защите  Государственной
границы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Разделов VIII - XI:
редакция 3 - Федеральный закон от 29.11.96 N 148-ФЗ
@

                             Раздел VIII
         УЧАСТИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ПРЕДПРИЯТИЙ
       И ИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ, ОБЩЕСТВЕННЫХ
        ОБЪЕДИНЕНИЙ И ГРАЖДАН В ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ

        Статья 37. Полномочия органов местного самоуправления,
        предприятий и их объединений, учреждений, организаций,
            общественных объединений Российской Федерации
                в сфере защиты Государственной границы

     Органы местного  самоуправления,  предприятия  и  их  объединения
(независимо   от   форм   собственности),   учреждения,   организации,
общественные объединения и их должностные лица:
     оказывают помощь органам и войскам Федеральной пограничной службы
Российской  Федерации,  Войскам  противовоздушной  обороны,  Военно  -
Морскому Флоту, государственным органам, осуществляющим различные виды
контроля   на   Государственной   границе,   исполняют   их   законные
предписания, предоставляют необходимую для их деятельности информацию;
     создают условия для участия граждан  на  добровольных  началах  в
защите Государственной границы в пределах приграничной территории.
     Уставами муниципальных образований,  расположенных полностью  или
частично   на   приграничной   территории,  могут  быть  предусмотрены
должностные лица местного самоуправления по пограничным вопросам.

                 Статья 38. Участие граждан в защите
                       Государственной границы

     Граждане участвуют   на    добровольных    началах    в    защите
Государственной  границы  в пределах приграничной территории в составе
общественных объединений,  добровольных народных  дружин,  в  качестве
внештатных  сотрудников органов и войск Федеральной пограничной службы
Российской Федерации и в иных формах.  Порядок привлечения  граждан  к
защите  Государственной границы определяется Правительством Российской
Федерации.

                              Раздел IX
         ПРАВОВАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ДРУГИХ
        ГРАЖДАН, УЧАСТВУЮЩИХ В ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ

@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 39:
редакции 2 - Федеральный закон от 10.08.94 N 23-ФЗ,  3  -  Федеральный
закон от 29.11.96 N 148-ФЗ
@

              Статья 39. Правовая защита военнослужащих,
            участвующих в защите Государственной границы,
                          и членов их семей

     Военнослужащие, непосредственно     участвующие     в      защите
Государственной    границы,    наделяются   статусом   военнослужащих,
выполняющих специальные обязанности,  установленным Законом Российской
Федерации  "О  статусе  военнослужащих".  Они являются представителями
федеральной исполнительной власти и находятся под защитой государства.
Их   законные  требования  обязательны  для  исполнения  гражданами  и
должностными лицами. Никто, кроме лиц, специально уполномоченных на то
федеральным законом, не вправе вмешиваться в их деятельность.
     Воспрепятствование исполнению  военнослужащими  обязанностей   по
защите  Государственной  границы,  посягательство на жизнь,  здоровье,
честь и достоинство,  имущество военнослужащего или членов его семьи в
связи   с  выполнением  им  этих  обязанностей  влекут  уголовную  или
административную  ответственность,  предусмотренную  законодательством
Российской Федерации.

@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статей 40, 41, 44, 45:
редакция 3 - Федеральный закон от 29.11.96 N 148-ФЗ
@

       Статья 40. Правовая защита граждан, участвующих в защите
              Государственной границы, и членов их семей

     Противоправные действия в отношении граждан и членов их  семей  в
связи  с оказанием гражданами содействия органам и войскам Федеральной
пограничной  службы  Российской  Федерации  в  защите  Государственной
границы   влекут   ответственность,   установленную  законодательством
Российской Федерации.

             Статья 41. Социальная защита военнослужащих
                и других граждан, участвующих в защите
                       Государственной границы

     Социальная защита     военнослужащих     и     других    граждан,
непосредственно  участвующих   в   защите   Государственной   границы,
гарантируется законодательством Российской Федерации.

@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 42:
редакции 2  -  Федеральный закон от 10.08.94 N 23-ФЗ,  3 - Федеральный
закон от 29.11.96 N 148-ФЗ
@

           Статья 42. Установление дополнительных гарантий
           и компенсаций военнослужащим и другим гражданам,
             участвующим в защите Государственной границы

     Военнослужащим и   другим   гражданам,   участвующим   в   защите
Государственной   границы,   законодательством  Российской  Федерации,
решениями  Правительства  Российской  Федерации,  федеральных  органов
исполнительной   власти   (в   пределах   их  полномочий)  могут  быть
установлены и иные,  кроме предусмотренных настоящим Законом, гарантии
и компенсации.

                               Раздел X
     ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕ

@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 43:
редакция 2 - Федеральный закон от 10.08.94 N 23-ФЗ
@

             Статья 43. Ответственность за правонарушения
                      на Государственной границе

     Лица, виновные в нарушении правил режима Государственной границы,
пограничного режима и режима в пунктах пропуска через  Государственную
границу, несут уголовную ответственность, предусмотренную федеральными
законами,  либо  административную   ответственность,   предусмотренную
федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации.

                              Раздел XI
         РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ

               Статья 44. Финансовое обеспечение защиты
                       Государственной границы

     Финансовое обеспечение     защиты     Государственной     границы
осуществляется за счет средств федерального бюджета и средств целевого
федерального  бюджетного Фонда развития Федеральной пограничной службы
Российской Федерации,  образуемого в соответствии с  законодательством
Российской Федерации.
     В состав Фонда развития Федеральной пограничной службы Российской
Федерации зачисляются:
     двадцать пять процентов сумм,  взысканных в качестве  штрафов  за
выявленные   органами   и   войсками  Федеральной  пограничной  службы
Российской Федерации правонарушения,  связанные  с  нарушением  режима
Государственной   границы,   пограничного  режима,  режима  в  пунктах
пропуска через Государственную границу, а также средств, вырученных от
реализации   имущества,   конфискованного   за   такие   нарушения,  и
контрабанды,  обнаруживаемой  или  задерживаемой  в   соответствии   с
подпунктом 9 части второй статьи 30 настоящего Закона;
     средства, полученные органами и войсками Федеральной  пограничной
службы   Российской   Федерации   от  взимания  сбора  за  пограничное
оформление  при  осуществлении  пограничного  контроля  и   сбора   за
продление действия просроченных российских виз иностранным гражданам и
лицам без гражданства.
     Средства Фонда развития Федеральной пограничной службы Российской
Федерации   являются    дополнительным    источником    финансирования
деятельности   системы   Федеральной   пограничной  службы  Российской
Федерации сверх средств,  выделяемых из  федерального  бюджета  на  ее
содержание,  и  подлежат использованию на обустройство Государственной
границы,  оснащение и развитие системы Федеральной пограничной  службы
Российской     Федерации,     улучшение     социального    обеспечения
военнослужащих, гражданского персонала системы Федеральной пограничной
службы Российской Федерации и членов их семей в порядке,  определяемом
законодательством Российской Федерации.
     Положение о   Фонде   развития   Федеральной  пограничной  службы
Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации.

       Статья 45. Материально - техническое обеспечение защиты
                       Государственной границы

     Материально -   техническое  обеспечение  защиты  Государственной
границы осуществляется из  государственных  земельных,  материально  -
технических и других фондов Российской Федерации.
     Нормы и    порядок   материально   -   технического   обеспечения
устанавливаются Правительством Российской Федерации.

1 апреля 1993 г.
N 4730-1

----------------------------------------------------------------------
Юридическое информационное Агентство INTRALEX:

     Текст подготовлен с учетом изменений,  внесенных в первоначальную
редакцию  (Закон  Российской Федерации от 01.04.93 N 4730-1) на основе
следующих нормативных актов:
РЕДАКЦИЯ 2 - Федеральный закон от 10.08.94 N 23-ФЗ
РЕДАКЦИЯ 3 - Федеральный закон от 29.11.96 N 148-ФЗ
РЕДАКЦИЯ 4 - Федеральный закон от 19.07.97 N 106-ФЗ
РЕДАКЦИЯ 5 - Постановление КСР от 11.11.97 N 16-П
     Перейти в  текущую  или  промежуточные  редакции  из этого текста
можно по корреспондентским связям между  документами  в  системе  (см.
карточка  ЮИАИ  N  Ю1 от 14.07.00),  либо используя контекстное меню -
режим поиск из текста по дате и номеру.

Страницы: 1  2