О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РЕДАКЦИЯ НА 25.07.2002). Закон. Верховный Совет РСФСР. 17.01.92 2202-1


Страницы: 1  2  



                  О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                      (Редакция на 25.07.2002 г)

                                ЗАКОН

                             ПРЕЗИДЕНТ РФ

                          17 января 1992 г.
                               N 2202-1

                                (ГДФС)


     (РЕДАКЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА    ОТДЕЛОМ    УЧЕТА    И    СИСТЕМАТИЗАЦИИ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРАВОВОГО УПРАВЛЕНИЯ  АППАРАТА  ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ  РФ  В  НОВОЙ  РЕДАКЦИИ,ИЗЛОЖЕННОЙ В ФЕДЕРАЛЬНОМ
ЗАКОНЕ ОТ 17 НОЯБРЯ 1995  Г.  N  168-ФЗ  -  СОБРАНИЕ  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ   ФЕДЕРАЦИИ,   1995,  N  47,  СТ.  4472;  С  ИЗМЕНЕНИЯМИ  И
ДОПОЛНЕНИЯМИ, ВНЕСЕННЫМИ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ЗАКОНАМИ ОТ 10 ФЕВРАЛЯ 1999 Г. N
31-ФЗ;  ОТ 19 НОЯБРЯ 1999 Г.  N 202-ФЗ ОТ 2 ЯНВАРЯ 2000 Г. N 19-ФЗ; ОТ
29 ДЕКАБРЯ 2001 Г.  N 182-ФЗ;  ОТ 28 ИЮНЯ 2002 Г.  N 77-ФЗ; ОТ 25 ИЮЛЯ
2002  Г.  N  112-ФЗ  - СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
1999,  N 7,  СТ.  878; N 47, СТ. 5620; 2000, N 2, СТ. 140; 2001, N 53,
СТ. 5018, 2002, N 26, СТ. 2523; N 30, СТ. 3029)
     (СМ. ПОСТАНОВЛЕНИЕ  КОНСТИТУЦИОННОГО  СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 18.02.2000 Г.  N 3-П - СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,  2000, N 9, СТ.
1066;  ПОСТАНОВЛЕНИЕ  КОНСТИТУЦИОННОГО  СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ
11.04.2000 Г.  N 6-П - СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,  2000,  N 16,  СТ.
1774)

                          ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

                 О прокуратуре Российской Федерации

                     Раздел I. Общие положения

     Статья 1. Прокуратура Российской Федерации

     1. Прокуратура  Российской   Федерации   -   единая   федеральная
централизованная  система органов,  осуществляющих от имени Российской
Федерации надзор за соблюдением  Конституции  Российской  Федерации  и
исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (в
ред.  -  Федерального  закона  от  10.02.99  г.  N  31-ФЗ  -  Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, N 7, ст. 878).
     Прокуратура Российской  Федерации  выполняет  и   иные   функции,
установленные федеральными законами.
     2. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления
законности,  защиты  прав  и  свобод  человека  и гражданина,  а также
охраняемых  законом  интересов  общества  и  государства   прокуратура
Российской Федерации осуществляет:
     надзор за  исполнением   законов   федеральными   министерствами,
государственными  комитетами,  службами  и иными федеральными органами
исполнительной   власти,   представительными   (законодательными)    и
исполнительными  органами  субъектов  Российской  Федерации,  органами
местного  самоуправления,  органами  военного   управления,   органами
контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями
коммерческих и некоммерческих организаций,  а также  за  соответствием
законам издаваемых ими правовых актов (в ред. - Федерального закона от
10.02.99 г.  N 31-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации,
1999, N 7, ст. 878);
     надзор за  соблюдением  прав  и  свобод  человека  и   гражданина
федеральными министерствами,  государственными комитетами,  службами и
иными федеральными органами исполнительной  власти,  представительными
(законодательными)  и  исполнительными  органами  субъектов Российской
Федерации,  органами  местного   самоуправления,   органами   военного
управления,   органами  контроля,  их  должностными  лицами,  а  также
органами управления и  руководителями  коммерческих  и  некоммерческих
организаций  (в  ред.  - Федерального закона от 10.02.99 г.  N 31-ФЗ -
Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 7, ст. 878);
     надзор за    исполнением    законов   органами,   осуществляющими
оперативно-розыскную   деятельность,   дознание   и    предварительное
следствие;
     надзор за исполнением законов судебными приставами  (новый  абзац
пятый  введен  Федеральным  законом от 10.02.99 г.  N 31-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, N 7, ст. 878);
     надзор за   исполнением   законов   администрациями   органов   и
учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры
принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных
и заключенных под стражу;
     уголовное преследование    в    соответствии    с   полномочиями,
установленными  уголовно-процессуальным  законодательством  Российской
Федерации;
     координацию деятельности правоохранительных органов по  борьбе  с
преступностью  (абзацы пятый,  шестой и седьмой считать соответственно
абзацами шестым,  седьмым и восьмым (в ред.  - Федерального закона  от
10.02.99 г.  N 31-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации,
1999, N 7, ст. 878).
     3. Прокуроры  в  соответствии  с процессуальным законодательством
Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными
судами (далее - суды),  опротестовывают противоречащие закону решения,
приговоры,  определения и постановления судов (в ред.  -  Федерального
закона  от 10.02.99 г.  N 31-ФЗ - Собрание законодательства Российской
Федерации, 1999, N 7, ст. 878).
     4. Прокуратура   Российской   Федерации   принимает   участие   в
правотворческой деятельности.
     5. Генеральная   прокуратура   Российской   Федерации   выпускает
специальные издания.

     Статья 2. Международное сотрудничество

     Генеральная прокуратура Российской  Федерации  в  пределах  своей
компетенции  осуществляет  прямые  связи  с  соответствующими органами
других государств и международными организациями, сотрудничает с ними,
заключает   соглашения   по   вопросам  правовой  помощи  и  борьбы  с
преступностью,  участвует   в   разработке   международных   договоров
Российской Федерации.

     Статья 3. Правовые основы деятельности прокуратуры
               Российской Федерации

     Организация и   порядок   деятельности   прокуратуры   Российской
Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской
Федерации,   настоящим  Федеральным  законом  и  другими  федеральными
законами, международными договорами Российской Федерации.
     На прокуратуру  Российской  Федерации  не  может  быть  возложено
выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами.

     Статья 4. Принципы организации и деятельности прокуратуры
               Российской Федерации

     1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную
централизованную  систему  органов  (далее  -  органы  прокуратуры)  и
учреждений и действует на  основе  подчинения  нижестоящих  прокуроров
вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
     2. Органы прокуратуры:
     осуществляют полномочия   независимо   от   федеральных   органов
государственной   власти,  органов  государственной  власти  субъектов
Российской Федерации,  органов местного  самоуправления,  общественных
объединений  и  в  строгом  соответствии  с действующими на территории
Российской Федерации законами;
     действуют гласно   в  той  мере,  в  какой  это  не  противоречит
требованиям законодательства Российской Федерации  об  охране  прав  и
свобод  граждан,  а  также  законодательства  Российской  Федерации  о
государственной и иной специально охраняемой законом тайне;
     информируют федеральные  органы  государственной  власти,  органы
государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления, а также население о состоянии законности.
     3. Прокуроры и следователи органов прокуратуры (далее - прокуроры
и  следователи)  не  могут  быть  членами  выборных  и  иных  органов,
образуемых  органами  государственной  власти  и   органами   местного
самоуправления.
     4. Прокурорские работники не могут являться членами  общественных
объединений,  преследующих политические цели, и принимать участие в их
деятельности.  Создание  и  деятельность   общественных   объединений,
преследующих   политические   цели,  и  их  организаций  в  органах  и
учреждениях прокуратуры не  допускаются.  Прокуроры  и  следователи  в
своей   служебной   деятельности  не  связаны  решениями  общественных
объединений.
     5. Прокурорские  работники  не  вправе  совмещать  свою  основную
деятельность с  иной  оплачиваемой  или  безвозмездной  деятельностью,
кроме преподавательской, научной и творческой.

     Статья 5.* Недопустимость вмешательства в осуществление
                прокурорского надзора

     1. Воздействие    в    какой-либо   форме   федеральных   органов
государственной  власти,  органов  государственной  власти   субъектов
Российской  Федерации,  органов местного самоуправления,  общественных
объединений,  средств массовой информации,  их представителей, а также
должностных  лиц  на  прокурора  или  следователя  с целью повлиять на
принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо  форме  его
деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.
     2. Прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений
по  существу  находящихся в их производстве дел и материалов,  а также
предоставлять их кому бы то ни  было  для  ознакомления  иначе  как  в
случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством.
     3. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать  материалы
проверок    и    предварительного   следствия,   проводимых   органами
прокуратуры, до их завершения.

-----------------------------
     * Признать не соответствующим Конституции  Российской  Федерации,
ее  статьям  24  (часть 2),  29 (часть 4),  45,  46 (части 1 и 2) и 55
(части 2 и 3),  пункт 2 статьи 5 Федерального  закона  "О  прокуратуре
Российской Федерации" постольку, поскольку по смыслу, придаваемому ему
правоприменительной практикой,  он во всех случаях приводит  к  отказу
органами  прокуратуры  в  предоставлении  гражданину  для ознакомления
материалов,  непосредственно затрагивающих его права  и  свободы,  без
предусмотренных законом надлежащих оснований,  связанных с содержанием
указанных материалов,  и  препятствует  тем  самым  судебной  проверке
обоснованности такого отказа.
     (См. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации  от
18.02.2000 г. N 3-П - Собрание законодательства, 2000, N 9, ст. 1066).

     Статья 6. Обязательность исполнения требований прокурора

     1. Требования    прокурора,   вытекающие   из   его   полномочий,
перечисленных в статьях  22,  27,  30  и  33  настоящего  Федерального
закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
     2. Статистическая и иная  информация,  справки,  документы  и  их
копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры
функций,  представляются  по  требованию   прокурора   и   следователя
безвозмездно.
     3. Неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из
их полномочий,  а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой
установленную законом ответственность.

     Статья 7. Участие прокуроров в заседаниях федеральных органов
               законодательной и исполнительной власти,
               представительных (законодательных) и исполнительных
               органов субъектов Российской Федерации, органов
               местного самоуправления

     1. Генеральный прокурор Российской Федерации,  его заместители  и
по  их  поручению другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях
палат Федерального  Собрания  Российской  Федерации,  их  комитетов  и
комиссий,   Правительства   Российской   Федерации,   представительных
(законодательных)  и  исполнительных  органов   субъектов   Российской
Федерации и органов местного самоуправления.
     2. Прокурор  субъекта  Российской  Федерации,   города,   района,
приравненные к ним прокуроры,  их заместители и по их поручению другие
прокуроры  вправе  присутствовать   на   заседаниях   представительных
(законодательных)   и   исполнительных  органов  субъектов  Российской
Федерации  и  органов  местного  самоуправления   соответствующего   и
нижестоящего уровней.
     3. Прокурор,  его заместитель,  а также по  их  поручению  другие
прокуроры    вправе   участвовать   в   рассмотрении   внесенных   ими
представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти,
представительными   (законодательными)   и   исполнительными  органами
субъектов  Российской  Федерации,  органами  местного  самоуправления,
коммерческими и некоммерческими организациями.

     Статья 8. Координация деятельности по борьбе с преступностью

     1. Генеральный  прокурор  Российской  Федерации и подчиненные ему
прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью  органов
внутренних  дел,  органов  федеральной  службы  безопасности,  органов
налоговой   полиции,    органов    таможенной    службы    и    других
правоохранительных органов.
     2. В  целях   обеспечения   координации   деятельности   органов,
указанных   в   пункте   1   настоящей   статьи,   прокурор   созывает
координационные  совещания,  организует  рабочие   группы,   истребует
статистическую  и  другую  необходимую  информацию,  осуществляет иные
полномочия в соответствии с Положением о координации  деятельности  по
борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

     Статья 9. Участие в правотворческой деятельности

     Прокурор при  установлении  в ходе осуществления своих полномочий
необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов
вправе  вносить  в законодательные органы и органы,  обладающие правом
законодательной инициативы,  соответствующего и  нижестоящего  уровней
предложения  об  изменении,  о  дополнении,  об  отмене или о принятии
законов и иных нормативных правовых актов.

     Статья 10. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры
                заявлений, жалоб и иных обращений

     1. В  органах  прокуратуры  в  соответствии  с  их   полномочиями
разрешаются заявления,  жалобы и иные обращения, содержащие сведения о
нарушении  законов.  Решение,  принятое  прокурором,  не  препятствует
обращению  лица  за  защитой  своих  прав в суд.  Решение по жалобе на
приговор,  решение,  определение  и  постановление  суда  может   быть
обжаловано только вышестоящему прокурору.
     2. Поступающие в органы  прокуратуры  заявления  и  жалобы,  иные
обращения  рассматриваются  в  порядке  и  сроки,  которые установлены
федеральным законодательством.
     3. Ответ  на  заявление,  жалобу  и  иное  обращение  должен быть
мотивированным.  Если в удовлетворении заявления или жалобы  отказано,
заявителю   должны   быть  разъяснены  порядок  обжалования  принятого
решения,  а также право обращения в суд,  если  таковое  предусмотрено
законом.
     4. Прокурор в установленном законом  порядке  принимает  меры  по
привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
     5. Запрещается пересылка жалобы в орган  или  должностному  лицу,
решения либо действия которых обжалуются.

      Раздел II. Система и организация прокуратуры
                 Российской Федерации

     Статья 11. Система прокуратуры Российской Федерации

     1. Систему    прокуратуры    Российской    Федерации   составляют
Генеральная прокуратура Российской  Федерации,  прокуратуры  субъектов
Российской   Федерации,   приравненные   к   ним   военные   и  другие
специализированные прокуратуры,  научные и образовательные учреждения,
редакции  печатных  изданий,  являющиеся юридическими лицами,  а также
прокуратуры городов и районов,  другие территориальные, военные и иные
специализированные  прокуратуры  (в  ред.  -  Федерального  закона  от
10.02.99 г.  N 31-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации,
1999, N 7, ст. 878).
     Генеральная прокуратура   Российской    Федерации,    прокуратуры
субъектов   Российской  Федерации,  приравненные  к  ним  прокуратуры,
научные и образовательные учреждения имеют  в  оперативном  управлении
объекты социально-бытового и хозяйственного назначения.
     2. Образование,  реорганизация и ликвидация органов и  учреждений
прокуратуры,  определение  их  статуса  и  компетенции  осуществляются
Генеральным прокурором Российской Федерации  (в  ред.  -  Федерального
закона  от 10.02.99 г.  N 31-ФЗ - Собрание законодательства Российской
Федерации, 1999, N 7, ст. 878).
     3. Создание  и  деятельность  на  территории Российской Федерации
органов  прокуратуры,  не  входящих  в  единую   систему   прокуратуры
Российской Федерации, не допускаются.

     Статья 12. Назначение на должность Генерального прокурора
                Российской Федерации

     1. Генеральный   прокурор  Российской  Федерации  назначается  на
должность и освобождается от должности Советом Федерации  Федерального
Собрания  Российской  Федерации по представлению Президента Российской
Федерации.
     2. Если предложенная Президентом Российской Федерации кандидатура
на должность Генерального прокурора Российской  Федерации  не  получит
требуемого  количества  голосов членов Совета Федерации,  то Президент
Российской Федерации в течение 30 дней представляет  Совету  Федерации
новую кандидатуру.
     3. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации  в  порядке,  установленном  Советом  Федерации,  приводит к
присяге  лицо,  назначенное  на   должность   Генерального   прокурора
Российской Федерации.
     Генеральный прокурор  Российской  Федерации  приносит   следующую
присягу:
     "Клянусь при  осуществлении  полномочий  Генерального   прокурора
Российской  Федерации свято соблюдать Конституцию Российской Федерации
и законы Российской Федерации,  защищать права и  свободы  человека  и
гражданина, охраняемые законом интересы общества и государства" (новый
пункт 3 введен Федеральным законом от 19.11.99 г.  N 202-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, N 47, ст. 5620).
     4. В отсутствие Генерального прокурора Российской Федерации или в
случае  невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности
исполняет первый  заместитель,  а  в  случае  отсутствия  Генерального
прокурора   Российской   Федерации   и  его  первого  заместителя  или
невозможности исполнения ими своих обязанностей - один из заместителей
Генерального   прокурора   Российской   Федерации   в  соответствии  с
установленным распределением обязанностей между заместителями.
     5. Срок  полномочий  Генерального  прокурора Российской Федерации
пять лет.
     6. Сообщение   о  назначении  Генерального  прокурора  Российской
Федерации на должность и об освобождении его от должности  публикуется
в печати.
     7. Генеральный    прокурор    Российской    Федерации    ежегодно
представляет  палатам  Федерального  Собрания  Российской  Федерации и
Президенту  Российской  Федерации  доклад  о  состоянии  законности  и
правопорядка  в  Российской  Федерации  и  о  проделанной работе по их
укреплению.
     (Пункты 3-6   считать   соответственно  пунктами  4-7  в  ред.  -
Федерального   закона   от   19.11.99   г.   N   202-ФЗ   -   Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, N 47, ст. 5620).

     Статья 13. Назначение прокуроров на должность, их подчиненность
                и основания освобождения от должности

     1. Прокуроры   субъектов   Российской  Федерации  назначаются  на
должность Генеральным прокурором Российской Федерации по  согласованию
с  органами  государственной  власти  субъектов  Российской Федерации,
определяемыми субъектами Российской Федерации (в ред.  -  Федерального
закона  от 10.02.99 г.  N 31-ФЗ - Собрание законодательства Российской
Федерации, 1999, N 7, ст. 878).
     Прокуроры субъектов  Российской  Федерации подчинены и подотчетны
Генеральному прокурору Российской  Федерации  и  освобождаются  им  от
занимаемой должности.
     2. Прокуроры  городов  и  районов,  прокуроры  специализированных
прокуратур  назначаются  на  должность  и  освобождаются  от должности
Генеральным прокурором Российской Федерации,  подчинены  и  подотчетны
вышестоящим  прокурорам  и Генеральному прокурору Российской Федерации
(в ред.  - Федерального закона от  10.02.99  г.  N  31-ФЗ  -  Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, N 7, ст. 878).
     3. Сообщения  о  назначении  прокуроров   на   должность   и   об
освобождении  их от должности публикуются в печати (пункт 3 исключить;
пункт 4 считать пунктом 3 в ред.  - Федерального закона от 10.02.99 г.
N 31-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации,  1999,  N 7,
ст. 878).

     Статья 14. Генеральная прокуратура Российской Федерации

     1. Генеральную  прокуратуру  Российской   Федерации   возглавляет
Генеральный прокурор Российской Федерации.
     2. Генеральный  прокурор  Российской  Федерации   имеет   первого
заместителя  и заместителей,  назначаемых на должность и освобождаемых
от  должности  Советом  Федерации  Федерального  Собрания   Российской
Федерации   по   представлению   Генерального   прокурора   Российской
Федерации.
     3. В  Генеральной  прокуратуре  Российской  Федерации  образуется
коллегия  в  составе  Генерального  прокурора   Российской   Федерации
(председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности),
других прокурорских  работников,  назначаемых  Генеральным  прокурором
Российской Федерации.
     4. Структуру   Генеральной   прокуратуры   Российской   Федерации
составляют   главные   управления,  управления  и  отделы  (на  правах
управлений,  в составе  управлений).  Начальники  главных  управлений,
управлений   и   отделов   на   правах  управлений  являются  старшими
помощниками,  а  их  заместители  и  начальники  отделов   в   составе
управлений  -  помощниками Генерального прокурора Российской Федерации
(в ред.  - Федерального закона от  10.02.99  г.  N  31-ФЗ  -  Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, N 7, ст. 878).
     В главных  управлениях,  управлениях  и  отделах  устанавливаются
должности     старших     прокуроров     и     прокуроров,     старших
прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов,  а также  старших
следователей  по  особо  важным  делам  и следователей по особо важным
делам и их помощников.
     (Абзац третий  исключен в ред.  - Федерального закона от 10.02.99
г.  N 31-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации,  1999, N
7, ст. 878).
     5. Генеральный прокурор Российской  Федерации  имеет  советников,
старших  помощников и старших помощников по особым поручениям,  статус
которых соответствует статусу  начальников  управлений;  помощников  и
помощников по особым поручениям,  статус которых соответствует статусу
заместителей начальников управлений.  Первый заместитель и заместители
Генерального прокурора Российской Федерации имеют помощников по особым
поручениям,  статус   которых   соответствует   статусу   заместителей
начальников  управлений  (новый пункт пятый введен Федеральным законом
от  10.02.99  г.  N  31-ФЗ  -  Собрание  законодательства   Российской
Федерации, 1999, N 7, ст. 878).
     6. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации  образуется  на
правах   структурного   подразделения   Главная  военная  прокуратура,
возглавляемая заместителем Генерального прокурора Российской Федерации
- Главным военным прокурором (в ред. - Федерального закона от 10.02.99
г.  N 31-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации,  1999, N
7, ст. 878).
     7. В  Генеральной  прокуратуре  Российской  Федерации   действует
научно-консультативный  совет  для рассмотрения вопросов,  связанных с
организацией  и  деятельностью  органов   прокуратуры.   Положение   о
научно-консультативном   совете  утверждается  Генеральным  прокурором
Российской Федерации (пункты 5 и 6 считать соответственно пунктами 6 и
7  (в  ред.  -  Федерального закона от 10.02.99 г.  N 31-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, N 7, ст. 878).

     Статья 15. Прокуратуры субъектов Российской Федерации,
                приравненные к ним прокуратуры

     1. Прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним
военные    и    иные    специализированные   прокуратуры   возглавляют
соответствующие  прокуроры,  которые  имеют  первых   заместителей   и
заместителей  (в ред.  - Федерального закона от 10.02.99 г.  N 31-ФЗ -
Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 7, ст. 878).
     2. В прокуратурах субъектов Российской Федерации,  приравненных к
ним военных и иных специализированных прокуратурах образуются коллегии
в составе прокурора субъекта Российской Федерации (председатель),  его
первого  заместителя  и   заместителей   (по   должности)   и   других
прокурорских  работников,  назначаемых  прокурором субъекта Российской
Федерации.
     3. В прокуратурах субъектов Российской Федерации,  приравненных к
ним  военных  и  иных   специализированных   прокуратурах   образуются
управления  и  отделы  (на  правах управлений,  в составе управлений).
Начальники управлений и отделов на правах управлений являются старшими
помощниками,   а   их  заместители  и  начальники  отделов  в  составе
управлений - помощниками прокуроров субъектов Российской Федерации  (в
ред.  -  Федерального  закона  от  10.02.99  г.  N  31-ФЗ  -  Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, N 7, ст. 878).
     В указанных   прокуратурах   устанавливаются   должности  старших
помощников и помощников прокурора,  старших  прокуроров  и  прокуроров
управлений    и    отделов,    старших    прокуроров-криминалистов   и
прокуроров-криминалистов, а также следователей по особо важным делам и
старших  следователей и их помощников.  Прокуроры субъектов Российской
Федерации и приравненные к ним прокуроры  могут  иметь  помощников  по
особым  поручениям,  статус которых соответствует статусу заместителей
начальников управлений (в ред.  - Федерального закона от 10.02.99 г. N
31-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 7, ст.
878).

     Статья 16. Прокуратуры городов и районов,
                приравненные к ним прокуратуры

     Прокуратуры городов и районов,  приравненные к ним военные и иные
специализированные  прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры.
В указанных прокуратурах устанавливаются должности первого заместителя
и  заместителей  прокуроров,  начальников отделов старших помощников и
помощников     прокуроров,      старших      прокуроров-криминалистов,
прокуроровкриминалистов,  а  также старших следователей и следователей
(в прокуратурах городов - следователей по особо  важным  делам)  и  их
помощников  (в  ред.  -  Федерального закона от 10.02.99 г.  N 31-ФЗ -
Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 7, ст. 878).
     По решению   Генерального   прокурора   Российской   Федерации  в
прокуратурах городов и районов и приравненных к ним прокуратурах могут
быть образованы отделы.

     Статья 17. Полномочия Генерального прокурора Российской
                Федерации по руководству системой прокуратуры
                Российской Федерации

     1. Генеральный  прокурор  Российской Федерации руководит системой
прокуратуры Российской Федерации,  издает обязательные для  исполнения
всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы,  указания,
распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации
деятельности   системы  прокуратуры  Российской  Федерации  и  порядок
реализации  мер  материального  и  социального  обеспечения  указанных
работников.
     2. Генеральный   прокурор   Российской   Федерации   в   пределах
выделенной  штатной  численности  и  фонда  оплаты труда устанавливает
штаты  и  структуру  Генеральной  прокуратуры  Российской   Федерации,
определяет полномочия структурных подразделений, устанавливает штатную
численность и структуру подчиненных органов и учреждений прокуратуры.
     3. Генеральный   прокурор   Российской   Федерации  назначает  на
должность и освобождает от должности директоров (ректоров)  научных  и
образовательных  учреждений системы прокуратуры Российской Федерации и
их заместителей.
     4. Генеральный     прокурор     Российской     Федерации    несет
ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры
настоящим Федеральным законом.

     Статья 18. Полномочия прокуроров субъектов Российской
                Федерации, приравненных к ним прокуроров по
                руководству подчиненными органами прокуратуры

     Прокуроры субъектов  Российской  Федерации,  приравненные  к  ним
прокуроры руководят деятельностью прокуратур городов и  районов,  иных
приравненных  к  ним  прокуратур  на  основе  законов,  действующих на
территории Российской  Федерации,  и  нормативных  актов  Генерального
прокурора    Российской    Федерации,    издают   приказы,   указания,
распоряжения,   обязательные   для   исполнения   всеми   подчиненными
работниками,  могут  вносить  изменения  в  штатные  расписания  своих
аппаратов и подчиненных прокуратур  в  пределах  численности  и  фонда
оплаты   труда,   установленных   Генеральным   прокурором  Российской
Федерации.

     Статья 19. Полномочия прокуроров городов с районным делением по
                руководству подчиненными органами прокуратуры

     Прокуроры городов с  районным  делением  руководят  деятельностью
районных   и   приравненных   к  ним  прокуратур,  вносят  вышестоящим
прокурорам  предложения  об  изменении   штатной   численности   своих
аппаратов и подчиненных прокуратур, о кадровых изменениях.

     Статья 20. Коллегии в органах прокуратуры

     Коллегии в  органах прокуратуры являются совещательными органами.
На  основании  решений  коллегий  соответствующие   прокуроры   издают
приказы.

                  Раздел III. Прокурорский надзор

     Глава 1. Надзор за исполнением законов

     Статья 21. Предмет надзора

     1. Предметом надзора являются:
     соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов,
действующих   на   территории   Российской   Федерации,   федеральными
министерствами,   государственными   комитетами,   службами   и  иными
федеральными   органами   исполнительной   власти,   представительными
(законодательными)  и  исполнительными органами государственной власти
субъектов  Российской  Федерации,  органами  местного  самоуправления,
органами  военного  управления,  органами  контроля,  их  должностными
лицами,  а также органами управления и руководителями  коммерческих  и
некоммерческих организаций;
     соответствие законам  правовых  актов,  издаваемых   органами   и
должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
     2. При  осуществлении  надзора  за  исполнением  законов   органы
прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
     Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в
органы  прокуратуры  информации о фактах нарушения законов,  требующих
принятия мер прокурором (в ред. - Федерального закона от 10.02.99 г. N
31-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 7, ст.
878).

     Статья 22.* Полномочия прокурора

     1. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
     по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить
на территории и в помещения органов,  указанных в пункте 1  статьи  21
настоящего  Федерального  закона,  иметь  доступ  к  их  документам  и
материалам,  проверять исполнение законов  в  связи  с  поступившей  в
органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
     требовать от руководителей и  других  должностных  лиц  указанных
органов     представления    необходимых    документов,    материалов,
статистических и иных сведений;  выделения специалистов для  выяснения
возникших  вопросов;  проведения  проверок  по  поступившим  в  органы
прокуратуры   материалам   и    обращениям,    ревизий    деятельности
подконтрольных или подведомственных им организаций;
     вызывать должностных лиц  и  граждан  для  объяснений  по  поводу
нарушений законов.
     2. Прокурор или  его  заместитель  по  основаниям,  установленным
законом,    возбуждает    уголовное    дело    или   производство   об
административном правонарушении,  требует привлечения лиц,  нарушивших
закон,  к иной установленной законом ответственности, предостерегает о
недопустимости нарушения закона  (в  ред.  -  Федерального  закона  от
10.02.99 г.  N 31-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации,
1999, N 7, ст. 878).
     3. Прокурор  или  его  заместитель  в  случае  установления факта
нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1
статьи 21 настоящего Федерального закона:
     освобождает своим  постановлением  лиц,  незаконно   подвергнутых
административному задержанию на основании решений несудебных органов;
     опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в
суд  или  арбитражный  суд  с  требованием  о  признании  таких  актов
недействительными;
     вносит представление об устранении нарушений закона.
     4. Должностные  лица  органов,  указанных  в  пункте  1 статьи 21
настоящего  Федерального  закона,  обязаны  приступить  к   выполнению
требований  прокурора  или  его  заместителя  о  проведении проверок и
ревизий незамедлительно.

-----------------------
     * Признать не соответствующим Конституции  Российской  Федерации,
ее статьям 10,  11, 15 (части 1 и 2) и 125 (части 2, 3 и 6), положение
абзаца третьего пункта 3 статьи 22 Федерального закона "О  прокуратуре
Российской  Федерации"  в  части,  наделяющей  суды  общей  юрисдикции
полномочием   признавать   закон   субъекта   Российской    Федерации,
противоречащий  федеральному  закону,  недействительным и утрачивающим
юридическую силу.
     (См. Постановление  Конституционного Суда Российской Федерации от
11.04.2000 г.  N 6-П - Собрание  законодательства,  2000,  N  16,  ст.
1774).

     Статья 23. Протест прокурора

     1. Прокурор    или    его   заместитель   приносит   протест   на
противоречащий закону правовой акт  в  орган  или  должностному  лицу,
которые  издали  этот  акт,  либо в вышестоящий орган или вышестоящему
должностному лицу,  либо обращается в суд в  порядке,  предусмотренном
процессуальным   законодательством  Российской  Федерации  (в  ред.  -
Федерального закона от 10.02.99 г. N 31-ФЗ - Собрание законодательства
Российской Федерации, 1999, N 7, ст. 878).
     2. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее  чем  в
десятидневный  срок  с момента его поступления,  а в случае принесения
протеста  на  решение  представительного   (законодательного)   органа
субъекта  Российской Федерации или органа местного самоуправления - на
ближайшем заседании.  При  исключительных  обстоятельствах,  требующих
немедленного  устранения нарушения закона,  прокурор вправе установить
сокращенный срок рассмотрения  протеста.  О  результатах  рассмотрения
протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
     3. При  рассмотрении  протеста  коллегиальным   органом   о   дне
заседания сообщается прокурору, принесшему протест.
     4. Протест до его рассмотрения может быть отозван  принесшим  его
лицом.

     Статья 24. Представление прокурора

     1. Представление   об   устранении   нарушений   закона  вносится
прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые
полномочны     устранить     допущенные    нарушения,    и    подлежит
безотлагательному рассмотрению.
     В течение  месяца  со  дня  внесения  представления  должны  быть
приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона,  их
причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно
быть сообщено прокурору в письменной форме.
     2. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору
сообщается о дне заседания.
     3. В случае несоответствия постановлений Правительства Российской
Федерации  Конституции  Российской  Федерации  и  законам   Российской
Федерации  Генеральный  прокурор  Российской  Федерации информирует об
этом Президента Российской Федерации.

     Статья 25. Постановление прокурора

     1. Прокурор,  исходя из характера  нарушения  закона  должностным
лицом,  выносит  мотивированное постановление о возбуждении уголовного
дела или производства об административном правонарушении.
     2. Постановление   прокурора   о   возбуждении   производства  об
административном правонарушении подлежит  рассмотрению  уполномоченным
на то органом или должностным лицом в срок,  установленный законом.  О
результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

     Статья 25-1. Предостережение о недопустимости нарушения закона

     В целях предупреждения правонарушений и при  наличии  сведений  о
готовящихся   противоправных  деяниях  прокурор  или  его  заместитель
направляет  в  письменной  форме  должностным  лицам,  а  при  наличии
сведений  о  готовящихся  противоправных деяниях,  содержащих признаки
экстремистской деятельности,  руководителям общественных (религиозных)
объединений  и  иным  лицам предостережение о недопустимости нарушения
закона (в ред.  Федерального закона от 25 июля  2002  г.  N  112-ФЗ  -
Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3029).
     В случае  неисполнения   требований,   изложенных   в   указанном
предостережении,  должностное лицо, которому оно было объявлено, может
быть привлечено к  ответственности  в  установленном  законом  порядке
(статья  25-1  введена  Федеральным  законом от 10.02.99 г.  N 31-ФЗ -
Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 7, ст. 878).

     Глава 2. Надзор за соблюдением прав и
              свобод человека и гражданина

     Статья 26. Предмет надзора

     1. Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и
гражданина  федеральными министерствами,  государственными комитетами,
службами  и  иными  федеральными   органами   исполнительной   власти,
представительными   (законодательными)   и   исполнительными  органами
субъектов  Российской  Федерации,  органами  местного  самоуправления,
органами  военного  управления,  органами  контроля,  их  должностными
лицами,  а также органами управления и руководителями  коммерческих  и
некоммерческих  организаций (в ред.  - Федерального закона от 10.02.99
г.  N 31-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации,  1999, N
7, ст. 878).
     2. Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы  и
должностных  лиц,  которые осуществляют контроль за соблюдением прав и
свобод     человека     и     гражданина,     не     вмешиваются     в
оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

     Статья 27. Полномочия прокурора

     1. При осуществлении возложенных на него функций прокурор:
     рассматривает и  проверяет  заявления,  жалобы и иные сообщения о
нарушении прав и свобод человека и гражданина;
     разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
     принимает меры  по  предупреждению  и пресечению нарушений прав и
свобод человека  и  гражданина,  привлечению  к  ответственности  лиц,
нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;
     использует полномочия,  предусмотренные  статьей  22   настоящего
Федерального закона.
     2. При наличии оснований полагать,  что нарушение прав  и  свобод
человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает
уголовное дело и принимает меры к тому,  чтобы лица,  его совершившие,
были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.
     3. В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина
имеет  характер административного правонарушения,  прокурор возбуждает
производство об административном  правонарушении  или  незамедлительно
передает  сообщение  о правонарушении и материалы проверки в орган или
должностному  лицу,   которые   полномочны   рассматривать   дела   об
административных правонарушениях.
     4. В случае  нарушения  прав  и  свобод  человека  и  гражданина,
защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший
по состоянию здоровья,  возрасту или  иным  причинам  не  может  лично
отстаивать  в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда
нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу  иных
обстоятельств   нарушение   приобрело  особое  общественное  значение,
прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск  в
интересах пострадавших.

     Статья 28. Протест и представление прокурора

     Прокурор или его заместитель приносит протест на акт,  нарушающий
права человека и гражданина,  в орган или должностному  лицу,  которые
издали  этот  акт,  либо  обращается в суд в порядке,  предусмотренном
процессуальным законодательством Российской Федерации.
     Представление об  устранении  нарушений  прав и свобод человека и
гражданина вносится  прокурором  или  его  заместителем  в  орган  или
должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.
     Протесты и представления вносятся и рассматриваются в  порядке  и
сроки,  которые  установлены  статьями 23 и 24 настоящего Федерального
закона.

     Глава 3. Надзор за исполнением законов органами,
              осуществляющими оперативно-розыскную деятельность,
              дознание и предварительное следствие

     Статья 29. Предмет надзора

     Предметом надзора является соблюдение прав и  свобод  человека  и
гражданина,  установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о
совершенных     и      готовящихся      преступлениях,      выполнения
оперативно-розыскных  мероприятий и проведения расследования,  а также
законность    решений,    принимаемых    органами,     осуществляющими
оперативно-розыскную    деятельность,   дознание   и   предварительное
следствие.

     Статья 30. Полномочия прокурора

     1. Полномочия  прокурора  по  надзору  за   исполнением   законов
органами,  осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание
и предварительное  следствие,  устанавливаются  уголовнопроцессуальным
законодательством   Российской   Федерации   и   другими  федеральными
законами.
     2. Указания   Генерального   прокурора  Российской  Федерации  по
вопросам  предварительного  следствия   и   дознания,   не   требующим
законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.

     Статья 31. Расследование преступлений органами прокуратуры

     Осуществляя уголовное преследование,  органы прокуратуры проводят
расследование     по     делам     о     преступлениях,     отнесенных
уголовно-процессуальным  законодательством  Российской  Федерации к их
компетенции.
     Прокурор вправе   принять  к  своему  производству  или  поручить
подчиненному  ему  прокурору  или  следователю  расследование   любого
преступления.

     Глава 4. Надзор за исполнением законов администрациями органов
              и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые
              судом меры принудительного характера, администрациями
              мест содержания задержанных и заключенных под стражу

     Статья 32. Предмет надзора

     Предметом надзора являются:
     законность нахождения   лиц   в  местах  содержания  задержанных,
предварительного заключения,  исправительно-трудовых и иных органах  и
учреждениях,  исполняющих  наказание и меры принудительного характера,
назначаемые судом;
     соблюдение установленных  законодательством  Российской Федерации
прав и обязанностей задержанных,  заключенных под стражу, осужденных и
лиц,  подвергнутых мерам принудительного характера,  порядка и условий
их содержания;
     законность исполнения   наказания,   не   связанного  с  лишением
свободы.

     Статья 33. Полномочия прокурора

     1. При осуществлении  надзора  за  исполнением  законов  прокурор
вправе:
     посещать в любое время органы и учреждения, указанные в статье 32
настоящего Федерального закона;
     опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц,
подвергнутых мерам принудительного характера;
     знакомиться с  документами,  на  основании   которых   эти   лица
задержаны,  заключены  под  стражу,  осуждены  либо  подвергнуты мерам
принудительного характера, с оперативными материалами;
     требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права
задержанных,  заключенных под стражу,  осужденных и лиц,  подвергнутых
мерам     принудительного     характера,     проверять    соответствие
законодательству   Российской   Федерации   приказов,    распоряжений,
постановлений  администрации органов и учреждений,  указанных в статье
32 настоящего Федерального закона, требовать объяснения от должностных
лиц,  вносить протесты и представления,  возбуждать уголовные дела или
производства  об  административных  правонарушениях.  До  рассмотрения
протеста  действие  опротестованного  акта  администрацией  учреждения
приостанавливается;
     отменять дисциплинарные взыскания,  наложенные в нарушение закона
на лиц,  заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их
своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа,
карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.
     2. Прокурор  или  его  заместитель  обязан  немедленно освободить
своим постановлением каждого содержащегося без  законных  оснований  в
учреждениях,  исполняющих  наказания и меры принудительного характера,
либо в нарушение  закона  подвергнутого  задержанию,  предварительному
заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

     Статья 34. Обязательность исполнения постановлений и
                требований прокурора

     Постановления и   требования  прокурора  относительно  исполнения
установленных  законом  порядка  и  условий  содержания   задержанных,
заключенных   под   стражу,   осужденных,   лиц,   подвергнутых  мерам
принудительного характера либо  помещенных  в  судебно-психиатрические
учреждения,  подлежат обязательному исполнению администрацией, а также
органами,  исполняющими приговоры судов в отношении лиц,  осужденных к
наказанию, не связанному с лишением свободы.

       Раздел IV. Участие прокурора в рассмотрении дел судами

     Статья 35. Участие прокурора в рассмотрении дел судами

     1. Прокурор  участвует  в  рассмотрении  дел  судами  в  случаях,
предусмотренных процессуальным законодательством Российской  Федерации
и другими федеральными законами.
     2. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает
в качестве государственного обвинителя.
     3. Прокурор в  соответствии  с  процессуальным  законодательством
Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить
в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан
и охраняемых законом интересов общества или государства.
     4. Полномочия прокурора,  участвующего  в  судебном  рассмотрении
дел,    определяются   процессуальным   законодательством   Российской
Федерации.
     5. Генеральный  прокурор  Российской  Федерации  в соответствии с
законодательством Российской Федерации принимает участие в  заседаниях
Верховного   Суда  Российской  Федерации,  Высшего  Арбитражного  Суда
Российской Федерации.
     6. Генеральный  прокурор Российской Федерации вправе обращаться в
Конституционный  Суд  Российской  Федерации   по   вопросу   нарушения
конституционных   прав  и  свобод  граждан  законом,  примененным  или
подлежащим применению в конкретном деле.

     Статья 36. Опротестование судебных решений

     1. Прокурор или его  заместитель  в  пределах  своей  компетенции
приносит  в  вышестоящий  суд  кассационный  или  частный протест либо
протест в порядке надзора,  а в арбитражный суд  -  апелляционную  или
кассационную  жалобу  либо протест в порядке надзора на незаконное или
необоснованное решение,  приговор, определение или постановление суда.
Помощник   прокурора,   прокурор  управления,  прокурор  отдела  могут
приносить  протест  только  по  делу,  в  рассмотрении  которого   они
участвовали  (в  ред.  - Федерального закона от 10.02.99 г.  N 31-ФЗ -
Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 7, ст. 878).
     2. Прокурор  или его заместитель независимо от участия в судебном
разбирательстве вправе в пределах  своей  компетенции  истребовать  из
суда  любое  дело  или  категорию дел,  по которым решение,  приговор,
определение или постановление вступили в законную силу.  Усмотрев, что
решение,   приговор,   определение  или  постановление  суда  являются
незаконными или необоснованными,  прокурор приносит протест в  порядке
надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору.
     3. Протест  на  решение  судьи  по   делу   об   административном
правонарушении   может   быть   принесен  прокурором  города,  района,
вышестоящим прокурором и их заместителями.

     Статья 37. Отзыв протеста

     Протест на решение,  приговор, определение или постановление суда
до  начала  его  рассмотрения  судом  может  быть  отозван прокурором,
принесшим протест.

     Статья 38. Приостановление исполнения судебного приговора

     Принесение Генеральным прокурором Российской  Федерации  или  его
заместителем  протеста на приговор,  которым в качестве меры наказания
назначена смертная казнь, приостанавливает его исполнение.

     Статья 39. Представление о даче судам разъяснений

     Генеральный прокурор Российской  Федерации  вправе  обращаться  в
Пленум   Верховного   Суда   Российской   Федерации,   Пленум  Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации с представлениями о даче  судам
разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным,
уголовным, административным и иным делам.

              РАЗДЕЛ V. СЛУЖБА В ОРГАНАХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ
                        ПРОКУРАТУРЫ. КАДРЫ ОРГАНОВ
                        И УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОКУРАТУРЫ

     (Раздел V в ред.  - Федерального закона от 10.02.99 г.  N 31-ФЗ -
Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 7, ст. 878).

     Статья 40. Служба в органах и учреждениях прокуратуры

     1. Служба  в  органах  и  учреждениях  прокуратуры является видом
федеральной государственной службы.
     Прокурорские работники    являются   государственными   служащими
государственной службы Российской Федерации,  исполняющими обязанности
по  государственной  должности  федеральной  государственной  службы с
учетом требований настоящего Федерального закона.
     Правовое положение   и  условия  службы  прокурорских  работников
определяются настоящим Федеральным законом в соответствии с пунктом  2
статьи  4  Федерального  закона  "Об  основах  государственной  службы
Российской Федерации".
     2. Трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры
(далее также - работники)  регулируются  законодательством  Российской
Федерации   о   труде   и  законодательством  Российской  Федерации  о
государственной  службе   с   учетом   особенностей,   предусмотренных
настоящим Федеральным законом.
     3. Порядок   прохождения   службы    военными    прокурорами    и
следователями   органов  военной  прокуратуры  регулируется  настоящим
Федеральным законом,  Федеральным законом "О  воинской  обязанности  и
военной службе" и Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
     4. Работники вправе обжаловать вышестоящему руководителю и  (или)
в  суд  решения  руководителей  органов  и  учреждений  прокуратуры по
вопросам прохождения службы (статья 40 в ред. - Федерального закона от
10.02.99 г.  N 31-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации,
1999, N 7, ст. 878).

     Статья 40-1. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым
                  на должности прокуроров и следователей,
                  условия и порядок приема на службу в органы
                  и учреждения прокуратуры

     1. Прокурорами и следователями  могут  быть  граждане  Российской
Федерации,   имеющие  высшее  юридическое  образование,  полученное  в
образовательном  учреждении  высшего  профессионального   образования,
имеющем   государственную   аккредитацию,  и  обладающие  необходимыми
профессиональными и  моральными  качествами,  способные  по  состоянию
здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.
     На должности  помощников  прокуроров  и  следователей  прокуратур
городов,  районов,  приравненных  к  ним  прокуратур  в исключительных
случаях   могут   назначаться   лица,   обучающиеся   по   юридической
специальности  в образовательных учреждениях высшего профессионального
образования, имеющих государственную аккредитацию, и окончившие третий
курс указанных образовательных учреждений.
     2. Лицо не может быть принято на службу  в  органы  и  учреждения
прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:
     имеет гражданство иностранного государства;
     признано решением    суда    недееспособным    или    ограниченно
дееспособным;
     лишено решением суда  права  занимать  государственные  должности
государственной службы в течение определенного срока;
     имело или имеет судимость;
     имеет заболевание,  которое  согласно   медицинскому   заключению
препятствует исполнению им служебных обязанностей;
     состоит в  близком  родстве  или  свойстве  (родители,   супруги,
братья,  сестры,  дети,  а  также  братья,  сестры,  родители или дети
супругов) с работником органа  или  учреждения  прокуратуры,  если  их
служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью
одного из них другому;
     отказывается от   прохождения   процедуры  оформления  допуска  к
сведениям,  составляющим  государственную   тайну,   если   исполнение
служебных  обязанностей  по  должности,  на  которую  претендует лицо,
связано с использованием таких сведений.
     3. Лица  принимаются  на службу в органы и учреждения прокуратуры
на условиях трудового договора,  заключаемого на  неопределенный  срок
или на срок не более пяти лет.
     4. Лица,   обучающиеся    по    юридической    специальности    в
образовательных  учреждениях  высшего  профессионального образования с
оплатой обучения  Генеральной  прокуратурой  Российской  Федерации,  а
также  прокурорские  работники,  обучающиеся  в  очной  аспирантуре  с
сохранением  денежного  содержания,  предусмотренного  абзацем  вторым
пункта  3  статьи  43-4  настоящего  Федерального  закона,  обязаны  в
соответствии с заключенными с ними договорами  проработать  в  органах
или  учреждениях  прокуратуры  не  менее  пяти лет.  При увольнении из
органов или учреждений прокуратуры до истечения указанного  срока,  за
исключением  случаев  увольнения  по  состоянию  здоровья,  в  связи с
призывом на действительную военную службу, увольнения женщины, имеющей
ребенка  до  восьми  лет,  в связи с ликвидацией органа или учреждения
прокуратуры,  сокращением  численности  или  штата  работников  (далее
организационно-штатные   мероприятия),   указанными  лицами  полностью
возмещаются затраты на их обучение.
     5. На  должности  прокурора  города,  района,  приравненных к ним
прокуроров назначаются лица не моложе  25  лет,  имеющие  стаж  работы
прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее трех лет.
     На должности   прокуроров   субъектов    Российской    Федерации,
приравненных  к  ним  прокуроров  назначаются  лица  не моложе 30 лет,
имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах  прокуратуры
не менее пяти лет.
     Генеральный прокурор Российской Федерации вправе в исключительных
случаях   назначать   на  должности  прокуроров  субъектов  Российской
Федерации,  прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров
специализированных прокуратур лиц,  имеющих опыт работы по юридической
специальности на  руководящих  должностях  в  органах  государственной
власти (статья 40-1 введена Федеральным законом от 10.02.99 г. N 31-ФЗ
- Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 7, ст. 878).

     Статья 40-2. Ограничения, связанные со службой
                  в органах и учреждениях прокуратуры

     На лиц,  занимающих должности, указанные в абзаце втором пункта 1
статьи    40    настоящего   Федерального   закона,   распространяются
ограничения,  установленные статьей 11 Федерального закона "Об основах
государственной  службы  Российской  Федерации"  (статья  40-2 введена
Федеральным законом от 10.02.99 г. N 31-ФЗ - Собрание законодательства
Российской Федерации, 1999, N 7, ст. 878).

     Статья 40-3. Испытание при приеме на службу в органы прокуратуры

     1. Лицам,  впервые принимаемым на службу в органы прокуратуры, за
исключением  лиц,  окончивших   образовательные   учреждения   высшего
профессионального  и  среднего профессионального образования,  в целях
проверки их соответствия занимаемой  должности  может  устанавливаться
испытание  на  срок  до  шести  месяцев.  Продолжительность  испытания
определяется  руководителем  соответствующего  органа  прокуратуры,  в
компетенцию  которого  входит назначение на соответствующую должность,
по соглашению  с  лицом,  принимаемым  на  службу.  Срок  испытания  в
процессе прохождения службы может быть сокращен или продлен в пределах
шести месяцев по соглашению сторон.  В срок испытания не засчитываются
период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда испытуемый
отсутствовал  на  службе  по  уважительным  причинам.  Срок  испытания
засчитывается в стаж службы в органах прокуратуры.
     2. Лица,  указанные в пункте 1 настоящей статьи,  зачисляются  на
соответствующую  должность  без  присвоения  классного чина и в период
испытания исполняют возложенные на них служебные обязанности.
     3. При  неудовлетворительном  результате испытания работник может
быть уволен из органов прокуратуры или по согласованию с ним переведен
на другую должность.
     Если срок  испытания  истек,  а  работник  продолжает   исполнять
возложенные  на  него служебные обязанности,  он считается выдержавшим
испытание и дополнительные решения о его назначении  на  должность  не
принимаются (статья 40-3 введена Федеральным законом от 10.02.99 г.  N
31-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 7, ст.
878).

     Статья 40-4. Присяга прокурора (следователя)

     1. Лицо,   впервые   назначаемое   на   должность  прокурора  или
следователя,  принимает  Присягу  прокурора  (следователя)  следующего
содержания:
     "Посвящая себя служению Закону, торжественно клянусь:
     свято соблюдать  Конституцию  Российской  Федерации,   законы   и
международные   обязательства   Российской   Федерации,   не  допуская
малейшего от них отступления;
     непримиримо бороться  с  любыми нарушениями закона,  кто бы их ни
совершил,  добиваться высокой эффективности  прокурорского  надзора  и
предварительного следствия;
     активно защищать интересы личности, общества и государства;
     чутко и  внимательно  относиться  к  предложениям,  заявлениям  и
жалобам граждан,  соблюдать объективность и справедливость при решении
судеб людей;
     строго хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;
     постоянно совершенствовать   свое   мастерство,   дорожить  своей
профессиональной  честью,  быть  образцом   неподкупности,   моральной
чистоты,  скромности,  свято  беречь  и  приумножать  лучшие  традиции
прокуратуры.
     Сознаю, что   нарушение   Присяги   несовместимо   с   дальнейшим
пребыванием в органах прокуратуры".
     2. Порядок     принятия     Присяги    прокурора    (следователя)
устанавливается Генеральным прокурором  Российской  Федерации  (статья
40-4  введена  Федеральным  законом от 10.02.99 г.  N 31-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, N 7, ст. 878).

     Статья 40-5. Полномочия по назначению на должность
                  и освобождению от должности

     1. Генеральный  прокурор  Российской   Федерации   назначает   на
должность и освобождает от должности:
     а) в Генеральной прокуратуре Российской Федерации  -  начальников
главных   управлений,   управлений   и   отделов  и  их  заместителей,
советников,  старших  помощников  и  старших  помощников   по   особым

Страницы: 1  2