ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ИМЕЕТ В СОБСТВЕННОСТИ ЧАСТЬ НЕЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНОМ ЖИЛОМ ДОМЕ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРАВОУСТАНАВЛИВАЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК, НА КОТОРОМ РАСПОЛОЖЕН ДОМ, ОТСУТСТВУЮТ. В. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 30.12.08 03-05-06-02/92

                ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ИМЕЕТ В
               СОБСТВЕННОСТИ ЧАСТЬ НЕЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В
              МНОГОКВАРТИРНОМ ЖИЛОМ ДОМЕ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В
        ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРАВОУСТАНАВЛИВАЮЩИЕ
        ДОКУМЕНТЫ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК, НА КОТОРОМ РАСПОЛОЖЕН
           ДОМ, ОТСУТСТВУЮТ. В ВЫПИСКЕ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО
          ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА УКАЗАНЫ ПЛОЩАДЬ И КАДАСТРОВАЯ
         СТОИМОСТЬ ДАННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА И ОТМЕЧЕНО, ЧТО
             ГРАНИЦЫ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА НЕ УСТАНОВЛЕНЫ В
        СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПЛОЩАДЬ
          ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ, СВЕДЕНИЯ О ГРАНИЦАХ НЕ ПОЗВОЛЯЮТ
           ОДНОЗНАЧНО ОПРЕДЕЛИТЬ УЧАСТОК В КАЧЕСТВЕ ОБЪЕКТА
        НЕДВИЖИМОСТИ, ПОДЛЕЖАЩЕГО ПЕРЕДАЧЕ ПО СДЕЛКЕ, СВЕДЕНИЯ
        ОБ УЧАСТКЕ ПОДЛЕЖАТ УТОЧНЕНИЮ ПРИ МЕЖЕВАНИИ. С КАКОГО
          МОМЕНТА ПРИ ТАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ
                   ОБЯЗАН УПЛАТИТЬ ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          30 декабря 2008 г.
                           N 03-05-06-02/92

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по  вопросу  об уплате земельного налога в отношении земельных
участков,  на  которых расположен многоквартирный дом, и сообщает, что
согласно   п.   11.4   Регламента   Министерства  финансов  Российской
Федерации,  утвержденного Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н,
в  Департаменте не рассматриваются по существу обращения заявителей по
оценке конкретных хозяйственных ситуаций. При этом необходимо отметить
следующее.
     В соответствии  со  ст.  16  Федерального  закона  от  29.12.2004
N 189-ФЗ  "О  введении  в  действие   Жилищного   кодекса   Российской
Федерации" (далее - Федеральный закон N 189-ФЗ) земельный участок,  на
котором расположены многоквартирный  дом  и  иные  входящие  в  состав
такого  дома  объекты  недвижимого  имущества,  который сформирован до
введения  в  действие  Жилищного  кодекса  Российской  Федерации  и  в
отношении   которого   проведен   государственный   кадастровый  учет,
переходит  бесплатно  в  общую  долевую  собственность   собственников
помещений в многоквартирном доме.
     В   случае   если   земельный  участок,  на  котором  расположены
многоквартирный  дом  и  иные  входящие  в  состав такого дома объекты
недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного
кодекса  Российской  Федерации,  на  основании решения общего собрания
собственников  помещений  в  многоквартирном доме любое уполномоченное
указанным  собранием  лицо  вправе обратиться в органы государственной
власти  или органы местного самоуправления с заявлением о формировании
земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
     С  момента  формирования  земельного  участка  и  проведения  его
государственного  кадастрового  учета  земельный  участок,  на котором
расположены  многоквартирный  дом и иные входящие в состав такого дома
объекты  недвижимого  имущества,  переходит  бесплатно в общую долевую
собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
     Вместе с тем необходимо отметить, что основания прекращения права
собственности  на  земельные участки предусмотрены в ст. 44 Земельного
кодекса  Российской  Федерации,  к  числу  которых отнесены отчуждение
собственником   своего   земельного   участка   другим   лицам,  отказ
собственника    от   права   собственности   на   земельный   участок,
принудительное   изъятие  у  собственника  его  земельного  участка  в
порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
     Таким  образом,  изменение  жилищного  законодательства не влечет
автоматического  прекращения  права  государственной или муниципальной
собственности  на земельный участок путем его перехода в общую долевую
собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
     Кроме  того,  положения  ст.  16  Федерального  закона  N  189-ФЗ
содержат   лишь   условия  перехода  земельного  участка,  на  котором
расположен  многоквартирный  дом, в общую долевую собственность, но не
определяют  порядок  такого  перехода, в связи с чем полагаем, что для
перехода    земельного   участка   в   общую   долевую   собственность
собственников  помещений  в многоквартирном доме необходимо соблюдение
общего (заявительного) порядка оформления земельно-правовых отношений.
     На  основании  ст.  ст.  28  и  29  Земельного кодекса Российской
Федерации  предоставление  гражданам  и  юридическим  лицам  земельных
участков  из  земель,  находящихся в государственной или муниципальной
собственности,   осуществляется   за   плату   на   основании  решения
исполнительных  органов  государственной  власти  или органов местного
самоуправления,   обладающих   правом  предоставления  соответствующих
земельных  участков. Вместе с тем в случаях, предусмотренных Земельным
кодексом Российской Федерации, федеральными законами (в частности, ст.
16  Федерального  закона  N  189-ФЗ)  и  законами субъектов Российской
Федерации, предоставление земельных участков в собственность граждан и
юридических лиц может осуществляться бесплатно.
     Учитывая  изложенное,  а  также  принимая во внимание сложившуюся
судебно-арбитражную    практику    (например,    Определение   Высшего
Арбитражного  Суда  Российской  Федерации  от  19.10.2007 N 10248/07),
полагаем,  что  для оформления земельно-правовых отношений по передаче
земельного  участка,  находящегося в государственной или муниципальной
собственности  и  на  котором  расположен многоквартирный дом, в общую
долевую     собственность    необходимо    издание    соответствующего
ненормативного акта уполномоченного органа.
     По  вопросу о налогообложении рассматриваемого земельного участка
необходимо отметить следующее.
     В  соответствии  со  ст.  388 гл. 31 "Земельный налог" Налогового
кодекса  Российской  Федерации  налогоплательщиками  земельного налога
признаются   организации  и  физические  лица,  обладающие  земельными
участками  на  праве  собственности,  праве  постоянного (бессрочного)
пользования  или  праве  пожизненного  наследуемого владения. При этом
налогоплательщиками  не  признаются  организации  и  физические лица в
отношении   земельных   участков,   находящихся   у   них   на   праве
безвозмездного  срочного  пользования  или  переданных  им по договору
аренды.
     В  связи  с  этим  собственники  помещений в многоквартирном доме
будут   признаваться   плательщиками  земельного  налога  в  отношении
соответствующей  доли  земельного участка в том случае, если земельный
участок,  на  котором  расположен  многоквартирный  дом, сформирован в
соответствии  с  земельным  законодательством  и  законодательством  о
градостроительной деятельности, указанному земельному участку присвоен
кадастровый  номер,  уполномоченным органом государственной власти или
органом  местного  самоуправления издано решение о передаче земельного
участка  в  общую  долевую  собственность  собственников  помещений  в
многоквартирном доме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
30 декабря 2008 г.
N 03-05-06-02/92