О ПОРЯДКЕ УСТАНОВЛЕНИЯ ФАКТА НАДЛЕЖАЩЕГО ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ АРЕНДАТОРАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ИМУЩЕСТВА, В ОТНОШЕНИИ КОТОРОГО СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НАДЕЛЕНЫ ПРЕИМУЩЕСТВЕННЫМ ПРАВОМ ПРИОБРЕТЕНИЯ. Письмо. Министерство экономического развития РФ. 17.11.08 Д05-5090

         О ПОРЯДКЕ УСТАНОВЛЕНИЯ ФАКТА НАДЛЕЖАЩЕГО ИСПОЛНЕНИЯ
        ДОГОВОРНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ АРЕНДАТОРАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
           (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ИМУЩЕСТВА, В ОТНОШЕНИИ КОТОРОГО
            СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
            НАДЕЛЕНЫ ПРЕИМУЩЕСТВЕННЫМ ПРАВОМ ПРИОБРЕТЕНИЯ

                                ПИСЬМО

               МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ

                          17 ноября 2008 г.
                              N Д05-5090

                                 (Д)


     Департамент    государственного    регулирования    в   экономике
Минэкономразвития   России  рассмотрел  обращение  о  реализации  ряда
положений  Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях
отчуждения   недвижимого  имущества,  находящегося  в  государственной
собственности  субъектов  Российской  Федерации  или  в  муниципальной
собственности    и    арендуемого   субъектами   малого   и   среднего
предпринимательства,    и    о    внесении   изменений   в   отдельные
законодательные  акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон
N 159-ФЗ) и сообщает.
     В  соответствии  с  Федеральным законом от 08.11.2008 N 195-ФЗ "О
внесении   изменений   в  Федеральный  закон  "О  защите  конкуренции"
продление  договоров  аренды помещений государственной и муниципальной
собственности  с  субъектами малого предпринимательства до 1 июля 2010
г. будет осуществляться на внеконкурсной и внеаукционной основе.
     Пунктом  5.3.3  Положения о Министерстве экономического развития,
утвержденного  Постановлением  Правительства  Российской  Федерации от
05.06.2008    N    437   (далее   -   Положение),   установлено,   что
Минэкономразвития   России   осуществляет   в   том  числе  подготовку
заключений  по  проектам  нормативных  актов,  регулирующих  отношения
субъектов   предпринимательской   деятельности   или  их  отношения  с
государством,   а  также  оказывающих  влияние  на  макроэкономические
показатели   развития   страны,   в   которых  дается  оценка  влияния
соответствующих   решений   на   макроэкономические  показатели  и  их
последствий для субъектов предпринимательской деятельности. При этом в
соответствии   с   Положением  Минэкономразвития  России  не  является
органом,    уполномоченным    осуществлять    официальное   толкование
федеральных законов.
     Между  тем  следует  отметить,  что,  по  мнению Департамента, по
вопросу о порядке установления факта надлежащего перечисления арендной
платы  за  аренду  имущества,  в  отношении которого субъекты малого и
среднего    предпринимательства   наделены   преимущественным   правом
приобретения  в  соответствии  с условиями и порядком, установленным в
Федеральном  законе N 159-ФЗ, необходимо руководствоваться положениями
Гражданского   кодекса   Российской   Федерации   (далее   -  ГК  РФ),
регулирующими  вопросы исполнения обязательств (в том числе договорных
обязательств).
     Так,  в соответствии с нормами ст. 309 ГК РФ обязательства должны
исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств
и  требованиями  закона,  иных  правовых актов, а при отсутствии таких
условий  и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или
иными обычно предъявляемыми требованиями.
     В  соответствии  со ст. 401 ГК РФ лицо, исполнившее обязательство
ненадлежащим  образом,  несет ответственность при наличии вины (умысла
или  неосторожности),  кроме  случаев,  когда  законом  или  договором
предусмотрены иные основания ответственности.
     Таким    образом,   по   мнению   Департамента   государственного
регулирования  в  экономике,  в  случае  отсутствия  факта привлечения
предпринимателя-арендатора  к  гражданско-правовой ответственности при
исполнении   сторонами  договора  аренды  такой  арендатор  признается
надлежаще исполняющим договорные обязательства.
     По   мнению   Департамента,   в  соответствии  с  ч.  2  ст.  615
Гражданского   кодекса  Российской  Федерации  к  договорам  субаренды
применяются  правила о договорах аренды, то есть на договоры субаренды
распространяются требования Гражданского кодекса Российской Федерации,
связанные с заключением, исполнением, расторжением договоров аренды, а
также о признании их недействительными.
     Нормы,  установленные Федеральным законом N 159-ФЗ, не регулируют
отношения  сторон,  заключивших  между  собой  договор  аренды, именно
поэтому   указанный   Федеральный   закон  N  159-ФЗ  распространяется
исключительно   на   случаи  заключения  договора  аренды  недвижимого
имущества  (п. 1 ст. 3) и в отношении арендатора, являющегося стороной
в данном договоре аренды.
     Обращаем  внимание, что в связи с отсутствием у Минэкономразвития
России полномочий по осуществлению официального толкования федеральных
законов    данное    разъяснение    не   является   обязательным   для
правоприменителей.

Заместитель директора
Департамента государственного
регулирования в экономике
                                                        П.В.ПУСТЕЛЕНИН
17 ноября 2008 г.
N Д05-5090