ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО РАЗВИТИЮ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. Письмо. Министерство экономического развития РФ. 24.12.08 Д05-5947

          ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
          ПО РАЗВИТИЮ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

                                ПИСЬМО

               МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ

                          24 декабря 2008 г.
                              N Д05-5947

                                 (Д)


     Департамент государственного регулирования в экономике рассмотрел
обращение по вопросам, затрагивающим государственную политику развития
малого  и  среднего  предпринимательства, и в рамках своей компетенции
информирует.
     В   соответствии   с  Положением  о  Министерстве  экономического
развития    Российской    Федерации,    утвержденным    Постановлением
Правительства   Российской   Федерации   от   05.06.2008   N  437,  на
министерство   возложены   полномочия  по  реализации  государственной
политики   и   нормативно-правовому  регулированию  в  сфере  развития
предпринимательской  деятельности,  в  том  числе  среднего  и  малого
бизнеса.
     С 2005 г. Минэкономразвития России реализует комплекс мероприятий
по  государственной  поддержке малого предпринимательства, в том числе
на:
     а)  создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого
предпринимательства (бизнес-инкубаторов);
     б) поддержку субъектов малого предпринимательства, производящих и
реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;
     в)     развитие    системы    кредитования    субъектов    малого
предпринимательства;
     г) создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий
в научно-технической сфере;
     д)  поддержку  региональных  программ  развития малого и среднего
предпринимательства.
     Государственная  финансовая  поддержка малого предпринимательства
осуществляется   в   соответствии   с   Постановлением   Правительства
Российской  Федерации  от  22.04.2005  N  249  "Об  условиях и порядке
предоставления   средств   федерального  бюджета,  предусмотренных  на
государственную    поддержку   малого   предпринимательства,   включая
крестьянские (фермерские) хозяйства" (далее - Постановление).
     Федеральным законом от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете
на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" на эти цели в 2008
г. предусмотрены ассигнования в размере 3,85 млрд руб. В 2009 г. объем
финансирования составит 10,5 млрд руб.
     Средства   федерального   бюджета  предоставляются  Министерством
экономического  развития  Российской  Федерации на конкурсной основе в
виде  субсидий  бюджетам  субъектов  Российской  Федерации при условии
софинансирования расходов за счет средств соответствующих бюджетов.
     Оказание    прямой    финансовой   поддержки   субъектам   малого
предпринимательства  находится  исключительно  в  компетенции субъекта
Российской Федерации.
     Основными    направлениями    поддержки    малого    и   среднего
предпринимательства  в  2009 г. станут: грантовая поддержка начинающих
предпринимателей   (до   300   000   руб.  на  безвозвратной  основе),
микрокредитование  (беззалоговые  кредиты  не  более 1 000 000 руб. на
срок   не   свыше   1   года),  повышение  капитализации  региональных
гарантийных   фондов   по   кредитам   малых  и  средних  предприятий,
субсидирование процентной ставки по кредитам малых и средних компаний.
     В  г.  Москве  осуществляют деятельность 2 региональных венчурных
фонда, находящихся под управлением УК "Альянс РОСНО" и "ВТБ Управление
активами",    которые    предоставляют    венчурные   средства   малым
инновационным компаниям.
     Подробная   информация  о  программе  государственной  поддержки,
условиях  и  порядке  участия  в  ней субъектов Российской Федерации и
субъектов   малого  предпринимательства,  в  том  числе  и  блок-схема
механизма компенсации банковских гарантий по кредитам субъектов малого
предпринимательства,  содержится  на портале малого и среднего бизнеса
Минэкономразвития    России    www.smbrf.economy.gov.ru    в   разделе
"Государственная  политика",  подразделе  "Документы Минэкономразвития
России".
     В  г.  Москве  информацию  о  формах  и  видах  поддержки  малого
предпринимательства можно получить в Департаменте поддержки и развития
малого  предпринимательства  г.  Москвы  по  адресу:  123100,  Москва,
Шмитовский пр-д, д. 2, стр. 1.
     Одновременно  сообщаем,  что  органом  исполнительной  власти  г.
Москвы,  уполномоченным на осуществление функций по размещению заказов
для   государственных   заказчиков   г.   Москвы,   в  соответствии  с
законодательством  о размещении заказов является Департамент г. Москвы
по конкурентной политике (Тендерный комитет), расположенный по адресу:
г. Москва, ул. Макаренко, д. 4, стр. 1.
     Кроме  того,  информируем  о  том,  что  в соответствии со ст. 15
Федерального  закона  от  21.07.2005  N 94-ФЗ "О размещении заказов на
поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных
и  муниципальных нужд" (далее - Закон) установлены особенности участия
субъектов   малого   предпринимательства,  в  соответствии  с  которой
государственные  заказчики,  за исключением случаев размещения заказов
на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны
страны  и  безопасности  государства,  обязаны осуществлять размещение
заказов  у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем
десять  и  не  более  чем  двадцать  процентов  общего годового объема
поставок  товаров,  выполнения  работ, оказания услуг в соответствии с
перечнем   товаров,   работ,   услуг,   установленным   Правительством
Российской  Федерации,  путем  проведения торгов, запроса котировок, в
которых участниками размещения заказа являются такие субъекты.
     Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 N
642  установлен  Перечень  товаров, работ, услуг для государственных и
муниципальных  нужд,  размещение  заказов  на которые осуществляется у
субъектов малого предпринимательства (далее - Перечень).
     Таким  образом,  Законом установлена обязанность государственного
заказчика   осуществлять   размещение   заказов   у  субъектов  малого
предпринимательства  в  размере  от  10  до 20% общего годового объема
поставок  товаров,  выполнения  работ, оказания услуг в соответствии с
Перечнем   путем  проведения  торгов,  запроса  котировок,  в  которых
участниками     размещения    заказа    являются    субъекты    малого
предпринимательства.  При этом государственный заказчик самостоятельно
принимает  решение  в  отношении  товаров,  работ,  услуг,  входящих в
Перечень,     при     размещении    заказа    у    субъектов    малого
предпринимательства,   но   общий   годовой  объем  поставок  товаров,
выполнения   работ,   оказания  услуг,  который  будет  размещаться  у
субъектов   малого   предпринимательства,   должен  быть  в  пределах,
установленных Законом.
     22.07.2008  Президент  Российской  Федерации подписал Федеральный
Закон  N  159-ФЗ  "Об  особенностях  отчуждения недвижимого имущества,
находящегося  в  государственной  собственности  субъектов  Российской
Федерации  или  в муниципальной собственности и арендуемого субъектами
малого  и  среднего  предпринимательства,  и  о  внесении  изменений в
отдельные  законодательные акты Российской Федерации", который вступил
в силу 5 августа 2008 г.
     Указанным   Федеральным  законом  предусмотрено  преимущественное
право  приобретения  субъектами  малого и среднего предпринимательства
добросовестно  арендуемого  более  трех  лет недвижимого имущества при
принятии   уполномоченными   органами   власти   субъектов  Российской
Федерации  и  органами  местного самоуправления решения о приватизации
данного имущества.
     Последствия    неисполнения    Федерального   закона   N   159-ФЗ
предусмотрены   в   ст.   6,  а  именно  влекут  признание  сделок  по
приватизации  ничтожными. При этом ч. 2 ст. 6 закрепляет, что в случае
продажи  арендуемого имущества с нарушением преимущественного права на
его  приобретение  субъект  малого  или среднего предпринимательства в
течение двух месяцев с момента, когда он узнал или должен был узнать о
таком  нарушении в отношении арендуемого имущества, вправе потребовать
перевода на себя прав и обязанностей покупателя в судебном порядке.
     В  2007  г.  в Федеральные законы "Об общих принципах организации
законодательных    (представительных)    и    исполнительных   органов
государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации" и "Об общих
принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации"
внесены  изменения,  которые  закрепили  за  органами  государственной
власти  и  местного  самоуправления возможность создания имущественных
фондов для сдачи в аренду субъектам малого предпринимательства.
     Основные преимущества данного предложения:
     - формирование  имущественных комплексов для целей малого бизнеса
на постоянной основе;
     - стимулирование  развития  необходимых  для субъектов Российской
Федерации   и   муниципальных  образований  видов  предпринимательской
деятельности  (бытовые услуги, социально-ориентированные предприятия и
пр.);
     - обеспечение доступности имущества для малого бизнеса.
     Одновременно   в   целях   обеспечения   прозрачности   механизма
распределения   имущества  и  соблюдения  его  целевого  назначения  -
предоставление   малому   бизнесу,  а  также  недопущения  возможности
предоставления  в  аренду  имущества  на  невыгодных условиях (высокая
арендная  плата,  краткосрочность)  разработан  и  закреплен  механизм
привлечения  общероссийских  объединений предпринимателей, действующих
на   соответствующих   территориях,  для  подтверждения  потенциальным
арендатором фактического статуса малого предприятия.
     Данные  нормы  были дополнительно закреплены в Федеральном законе
от    24.07.2007    N   209-ФЗ   "О   развитии   малого   и   среднего
предпринимательства в Российской Федерации".
     В  соответствии  с  Указом  Президента  Российской  Федерации  от
15.05.2008  N  797  имущество,  включенное  в  такие  перечни,  должно
предоставляться  субъектам  малого  и  среднего  предпринимательства в
рамках  долгосрочных  договоров.  Соответствующий проект постановления
Правительства    Российской    Федерации    подготовлен    Федеральной
антимонопольной  службой.  Предполагается  ввести  его  в действие в I
квартале 2009 г.

Заместитель директора
Департамента государственного
регулирования в экономике
                                                        П.В.ПУСТЕЛЕНИН
24 декабря 2008 г.
N Д05-5947