О ПОРЯДКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ И ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЙ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ИНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ. Соглашение. Федеральная налоговая служба. 09.10.08 ММ-25-1/9

Оглавление

                              О ПОРЯДКЕ
      ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ И ФЕДЕРАЛЬНОЙ
        СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЙ
          НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ИНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ

                              СОГЛАШЕНИЕ

                     ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

                          9 октября 2008 г.
                             N ММ-25-1/9

                ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

                          9 октября 2008 г.
                              N 12/01-7

                                 (Д)


                          1. Общие положения

     1.1.  Настоящее  Соглашение  о порядке взаимодействия Федеральной
налоговой   службы   и   Федеральной  службы  судебных  приставов  при
исполнении  постановлений  налоговых  органов  и  иных  исполнительных
документов    (далее    -   Соглашение)   определяет   общие   условия
взаимодействия   Федеральной   налоговой  службы,  ее  территориальных
органов  (далее  -  территориальные  органы  ФНС России) и Федеральной
службы   судебных  приставов,  ее  территориальных  органов  (далее  -
территориальные органы ФССП России) и их структурных подразделений при
исполнении  постановлений  налоговых  органов  и  иных  исполнительных
документов (далее - исполнительные документы).
     1.2.  Правовыми  основаниями для взаимодействия ФНС России и ФССП
России,   их   территориальных  органов  и  структурных  подразделений
являются Конституция Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской
Федерации   (далее   -   Кодекс),   Кодекс   Российской  Федерации  об
административных  правонарушениях,  Гражданский  процессуальный кодекс
Российской  Федерации,  Арбитражный  процессуальный  кодекс Российской
Федерации,  Федеральный  закон  от  21.07.1997  N  118-ФЗ  "О судебных
приставах",   Федеральный   закон   от   02.10.2007   N   229-ФЗ   "Об
исполнительном  производстве"  (далее  -  Закон), Федеральный закон от
08.08.2001  N  129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей", Указ Президента Российской Федерации
от  13.10.2004 N 1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов",
Постановление  Правительства  Российской Федерации от 30.09.2004 N 506
"Об  утверждении  Положения  о  Федеральной  налоговой службе", другие
федеральные  законы,  а  также  принятые в соответствии с ними указы и
распоряжения   Президента   Российской   Федерации,   постановления  и
распоряжения  Правительства  Российской  Федерации  и иные нормативные
правовые акты.
     1.3.   ФССП   России  осуществляет  межведомственную  координацию
взаимодействия ФССП России и ФНС России в части, касающейся исполнения
постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов.
     1.4.  Задачами  взаимодействия  ФНС  России  и  ФССП  России,  их
территориальных органов и структурных подразделений являются:
     1.4.1.    Повышение   эффективности   исполнения   постановлений,
выдаваемых налоговыми органами, и иных исполнительных документов.
     1.4.2.  Осуществление регулярного обмена информацией по вопросам,
входящим в их компетенцию и представляющим взаимный интерес.
     1.5.  Взаимодействие ФНС России и ФССП России, их территориальных
органов  и структурных подразделений осуществляется в форме проведения
совместных  мероприятий,  создания  рабочих  групп,  взаимного  обмена
информацией, сверки имеющихся статических данных.
     Порядок  проведения  и формы документов сверки, а также условия и
порядок мониторинга эффективности исполнительных действий утверждаются
совместными актами ФНС России и ФССП России.
     1.6.  Проведение совместных мероприятий, информационную поддержку
при  решении совместных задач и организацию надлежащего взаимодействия
должностных лиц ФНС России и ФССП России, их территориальных органов и
структурных  подразделений в ходе исполнения исполнительных документов
организовывают  в пределах своей компетенции руководители (заместители
руководителей)   территориальных   органов  ФНС  России,  руководители
(заместители  руководителей)  территориальных  органов  ФССП  России и
начальники  структурных  подразделений  территориальных  органов  ФССП
России.
     В  целях  оперативного обмена информацией допускается ее передача
между  ФССП  России  и  ФНС  России,  их  территориальными  органами и
структурными  подразделениями в электронном виде по защищенным каналам
связи,  в  случае передачи данных с использованием электронно-цифровой
подписи дублирование их на бумажном носителе не допускается.
     1.7.  Обмен информацией в электронном виде по запросам ФНС России
в  ФССП  России  о  ходе  исполнительных  производств, возбужденных по
исполнительным   документам  о  взыскании  налогов,  сборов,  пеней  и
штрафов,  а  также  по  запросам ФССП России в ФНС России, в отношении
сведений,  содержащихся  в  реестрах, ведение которых возложено на ФНС
России,  и иных информационных ресурсах, осуществляется в соответствии
с Протоколом информационного обмена.

      2. Особенности взаимодействия территориальных органов ФНС
     России и территориальных органов ФССП России, их структурных
     подразделений при исполнении постановлений налоговых органов
                   и иных исполнительных документов

     2.1. Постановление налогового органа о взыскании налогов, сборов,
пеней,   штрафов  за  счет  имущества  налогоплательщика  (плательщика
сборов)  - организации, индивидуального предпринимателя или налогового
агента  -  организации, индивидуального предпринимателя направляется в
структурное  подразделение территориального органа ФССП России в срок,
установленный   статьей  47  Кодекса.  Иные  исполнительные  документы
направляются    налоговым    органом   в   структурное   подразделение
территориального  органа ФССП России в сроки, установленные статьей 21
Закона.    Исполнительные   документы   направляются   в   структурное
подразделение  территориального органа ФССП России по месту совершения
исполнительных  действий  и применения мер принудительного исполнения,
определяемому   статьей   33   Закона   с   приложением  заверенных  в
соответствии    с   правилами   делопроизводства   копий   документов,
содержащих:
     - расшифровку   задолженности   налогоплательщиков  (плательщиков
сборов)  или  налоговых агентов (далее - налогоплательщик) с указанием
реквизитов  счетов  по  учету доходов соответствующих бюджетов и кодов
бюджетной  классификации.  В  случае последующего изменения реквизитов
счетов  либо  кодов  бюджетной классификации территориальный орган ФНС
России  обязан  в течение 3 дней со дня внесения изменений направить в
структурное   подразделение   территориального   органа   ФССП  России
уточненную расшифровку;
     - перечень  расчетных,  текущих и иных счетов налогоплательщика в
банках  и  других  кредитных организациях, а также информацию о мерах,
предпринятых   территориальным  органом  ФНС  России  для  обеспечения
решения  о  взыскании  налога,  сбора,  а  также пеней, штрафа за счет
денежных  средств  на  счетах налогоплательщика (плательщика сборов) -
организации,  индивидуального  предпринимателя  или  налогового агента
организации,  индивидуального  предпринимателя в банках в соответствии
со  статьей  76 Кодекса. В случае открытия налогоплательщиком счетов в
банках  и  иных  кредитных  организациях  после  вынесения  решения  о
взыскании  налога,  сбора,  а  также  пеней  и  штрафов  за счет иного
имущества   налогоплательщика   налогового   агента)   -  организации,
индивидуального  предпринимателя  налоговый  орган  обязан в течение 3
дней  со  дня  получения  таких  сведений  дополнительно  направить  в
структурное   подразделение   территориального   органа   ФССП  России
соответствующую информацию;
     - извещение  банка  о  помещении расчетных документов в картотеку
(по  форме  0401075  -  приложение  23  к Положению Центрального банка
Российской  Федерации  от  03.10.2002  N 2-П "О безналичных расчетах в
Российской  Федерации"  (зарегистрировано  Минюстом России 23.12.2002,
регистрационный  N  4068)  с  отметкой  банка  "не  оплачено в связи с
отсутствием средств на счете (счетах) N ---------");
     - имеющиеся у налогового органа сведения:
     1)   об   имуществе   налогоплательщика   (в   т.ч.   дебиторской
задолженности)   и   (или)  об  имущественных  комплексах,  реализация
которых, по мнению территориального органа ФНС России, даст наибольший
эффект,  с  приложением  выписки из бухгалтерского баланса должника по
статьям  актива,  а  также  форм,  отражающих  расшифровку дебиторской
задолженности;
     2) о лицах, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность
налогоплательщика;
     3)  фактические  адреса, телефоны головной организации-должника и
ее структурных подразделений;
     4)  о  результатах  мер  по  розыску  должника  и  его имущества,
осуществленных     правоохранительными     органами     по     запросу
территориального органа ФНС России;
     5) о наличии кассовых аппаратов и местах их установки;
     6) иные дополнительные сведения.
     В случае произведенного территориальным органом ФНС России ареста
имущества  налогоплательщика  в  соответствии  со статьей 77 Кодекса в
структурное   подразделение   территориального   органа   ФССП  России
направляется  копия  протокола ареста имущества должника с приложением
(при наличии) копий актов описи.
     2.2.  Если  в ходе исполнительного производства должник полностью
(частично)  погасил сумму, подлежащую взысканию, территориальный орган
ФНС  России  направляет  судебному приставу-исполнителю, у которого на
исполнении    находится   исполнительный   документ,   уведомление   с
приложением   заверенных  территориальным  органом  ФНС  России  копий
соответствующих платежных документов.
     Денежные  средства,  перечисленные  должником  после получения им
копии  постановления  о  возбуждении  исполнительного производства (за
исключением   иных   текущих  платежей),  учитываются  территориальным
органом  ФНС  России в счет погашения задолженности по исполнительному
документу в результате деятельности судебного пристава-исполнителя.
     2.3.    Денежные   средства,   взысканные   в   ходе   исполнения
исполнительных  документов,  перечисляются  структурным подразделением
территориального   органа   ФССП   России   на   счета,   указанные  в
исполнительном    документе    и    (или)    сопроводительном   письме
территориального  органа  ФНС России, в течение пяти операционных дней
со  дня  поступления денежных средств на депозитный счет подразделения
судебных приставов.
     При   отсутствии  в  исполнительном  документе,  выданном  судом,
сведений  о  счетах,  на  которые  должны  быть перечислены взысканные
суммы, судебный пристав-исполнитель направляет запрос об этих счетах в
территориальный  орган ФНС России, направивший исполнительный документ
на принудительное исполнение.
     2.4.   При   вынесении   территориальным   органом   ФНС   России
постановления  о  прекращении  исполнения  постановления  по  делу  об
административном правонарушении в соответствии со статьей 31.7 Кодекса
Российской     Федерации     об    административных    правонарушениях
территориальный    орган   ФНС   России   направляет   его   судебному
приставу-исполнителю,    у    которого    на    исполнении   находится
исполнительный документ.
     2.5.  В  случае отсутствия сведений о месте нахождения должника и
(или)  имущества  должника (физического лица или организации) судебный
пристав-исполнитель  выносит  постановление о розыске должника и (или)
имущества должника (физического лица или организации).
     При  обнаружении  должника  (его  имущества)  расходы  по розыску
взыскиваются   с   должника   с   последующим   возмещением   расходов
федеральному  бюджету,  о  чем  судебный  пристав-исполнитель  выносит
постановление, которое утверждается старшим судебным приставом.
     2.6.  В  случае предоставления должнику права на реструктуризацию
кредиторской  задолженности  по  налогам,  сборам  и  задолженности по
начисленным  пеням,  а  также  в  иных  случаях изменения срока уплаты
(отсрочка,  рассрочка)  налога (сбора), а также пени налоговому органу
следует  принять решение о приостановлении ранее вынесенного решения о
взыскании   налога   (сбора),   а   также   пени   за  счет  имущества
налогоплательщика-организации  (налогового  агента  -  организации)  и
направить его в структурное подразделение территориального органа ФССП
России.
     2.7.  О  наложении ареста на имущество должника судебный пристав-
исполнитель  в  течение  трех дней со дня составления акта о наложении
ареста  на  указанное  имущество информирует территориальный орган ФНС
России,  направляя  сопроводительное  письмо с копиями постановления и
акта  о  наложении  ареста,  а  также  сведения  о  размере требований
взыскателей.
     2.8.  В целях обеспечения исполнения исполнительных документов по
имущественным  взысканиям  судебный пристав-исполнитель одновременно с
возбуждением   исполнительного   производства   накладывает  арест  на
имущество должника в соответствии со статьей 80 Закона.
     2.9. В случае наложения судебным приставом-исполнителем ареста на
имущество  организации-должника  для  взыскания налогов, сборов, пени,
штрафов  в  соответствии со статьей 47 Кодекса арест, наложенный на то
же  имущество  территориальным  органом  ФНС  России в соответствии со
статьей  77  Кодекса, подлежит отмене уполномоченным должностным лицом
территориального органа ФНС России.
     2.10.  В  случае  наложения  территориальным  органом  ФНС России
ареста  на имущество организации-должника в соответствии со статьей 77
Кодекса после предъявления постановления о взыскании налога (сбора), а
также   пени   за  счет  имущества  налогоплательщика-организации  или
налогового   агента   -  организации  для  принудительного  исполнения
территориальный  орган  ФНС  России  не  позднее  следующего дня после
наложения  ареста  сообщает  об этом судебному приставу-исполнителю, у
которого на исполнении находится указанное постановление.
     Судебный  пристав-исполнитель  направляет в территориальный орган
ФНС  России  уведомление  о  наложении ареста и копию акта о наложении
ареста на имущество должника (описи имущества).
     Территориальный  орган  ФНС  России после получения уведомления и
акта  о  наложении  ареста  на  имущество должника (описи имущества) в
течение трех рабочих дней производит действия по снятию ареста.
     Решение об отмене ареста оформляется постановлением.
     Данное  постановление  в  течение  трех рабочих дней направляется
(вручается)  в орган прокуратуры, давший санкцию на арест имущества, и
судебному приставу-исполнителю.
     2.11.  При  наложении  ареста  на  непосредственно используемые в
производстве    товаров,   выполнении   работ   или   оказании   услуг
имущественные права и на участвующее в производстве товаров имущество:
объекты  недвижимого  имущества, производственного назначения, сырье и
материалы,  станки,  оборудование  и  другие  основные средства, в том
числе    ценные    бумаги,    составляющие    инвестиционные   резервы
инвестиционного фонда, судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок
со  дня  составления  акта  о  наложении  ареста на имущество должника
направляет  в  соответствующий  территориальный орган ФНС России копии
постановления и акта о наложении ареста на имущество должника, а также
сведения о размере требований взыскателей.
     При получении из территориального органа ФНС России информации об
инициировании  процедуры  банкротства  в  отношении  должника судебный
пристав-исполнитель  приостанавливает  исполнительное  производство  в
соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 40 Закона.
     2.12.   Оценка   арестованного  имущества  должника  производится
судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, действующим на день
исполнения  исполнительного  документа, в случае, когда стоимость вещи
по предварительной оценке не превышает тридцати тысяч рублей.
     В   случаях,   установленных   федеральными   законами   и  иными
нормативными  правовыми  актами, для проведения оценки отдельных видов
имущества назначение специалиста является обязательным.
     2.13.   В   случае   получения   судебным  приставом-исполнителем
определения   арбитражного   суда   о  признании  организации-должника
несостоятельной  (банкротом)  и об открытии конкурсного производства в
силу  требований  статьи  126 Федерального закона "О несостоятельности
(банкротстве)"  судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное
производство.   Исполнительные   документы,  производство  по  которым
окончено,  вместе  с копией постановления об окончании исполнительного
производства  в  течение  трех  дней  со дня окончания исполнительного
производства    направляются    конкурсному    управляющему    или   в
ликвидационную комиссию (ликвидатору).
     2.14.   При   осуществлении   судебным  приставом-исполнителем  в
отношении  должника мер принудительного исполнения (арест и реализация
имущества,  а  также иные меры), применение которых позволит в течение
двух  месяцев  погасить  задолженность  перед  Российской Федерацией в
полном объеме, судебный пристав-исполнитель незамедлительно направляет
в   соответствующий  территориальный  орган  ФНС  России  заявление  о
принятии  решения  об  отложении  подачи заявления в арбитражный суд о
признании  должника  банкротом (на основании Приказа Минэкономразвития
России  от  02.08.2004  N  217  и совместного письма ФССП России и ФНС
России от 11.03.2008 N 12/01-2448-НВ).
     2.15.   Судебный   пристав-исполнитель,  установив  при  проверке
бухгалтерии   организации,   на   исполнении   у   которой   находятся
исполнительные  документы,  факт  выплаты  должнику заработной платы в
размере  ниже  среднеотраслевого  уровня, направляет в соответствующий
территориальный орган ФНС России информацию для проведения мероприятий
налогового контроля.
     Территориальный  орган  ФНС России, рассмотрев данную информацию,
сообщает судебному приставу-исполнителю о результатах рассмотрения.
     2.16.  В  случае выявления в ходе исполнительного производства не
зарегистрированного  в  установленном  порядке  недвижимого имущества,
принадлежащего должнику, судебный пристав-исполнитель в соответствии с
частью  2  статьи  66  Закона  обращается  в  регистрирующий орган для
проведения государственной регистрации прав собственности должника.
     Судебный  пристав-исполнитель  информирует  территориальный орган
ФНС России о данном факте.

                     3. Заключительные положения

     3.1.  Внесение  изменений  и  дополнений  в  настоящее Соглашение
производится  путем  подписания  дополнительного  соглашения между ФНС
России и ФССП России.
     Разъяснения   по   данному   Соглашению  оформляются  совместными
письмами ФНС России и ФССП России.
     3.2. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента подписания.
     3.3.  Соглашение составлено в 2-х экземплярах, имеющих одинаковую
юридическую силу, по одному экземпляру для ФНС России и ФССП России.

Руководитель
Федеральной налоговой службы
                                                          М.П.МОКРЕЦОВ
9 октября 2008 г.
N ММ-25-1/9

Директор Федеральной службы
судебных приставов -
главный судебный пристав
Российской Федерации
                                                        Н.А.ВИННИЧЕНКО
9 октября 2008 г.
N 12/01-7
Оглавление