О КОНЦЕПЦИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ИНТЕРМОДАЛЬНЫХ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК В ГОРОДЕ МОСКВЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА 2011-2013 ГГ.. Постановление. Правительство Москвы. 20.01.09 13-ПП

Оглавление

           О КОНЦЕПЦИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ СОЗДАНИЯ
        СИСТЕМЫ ИНТЕРМОДАЛЬНЫХ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК В ГОРОДЕ
        МОСКВЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
                           НА 2011-2013 ГГ.

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

                          20 января 2009 г.
                               N 13-ПП

                                (ПРМ)


     В соответствии   с  постановлением  Правительства  Москвы  от  24
октября 2006 г.  N 840-ПП  "О  городской  целевой  программе  развития
наземного  городского  пассажирского  транспорта  в  городе  Москве на
2007-2009 гг." и в целях совершенствования комплексного  транспортного
обслуживания пассажиров в городе Москве, внедрения новых прогрессивных
технологий Правительство Москвы постановляет:
     1. Одобрить   Концепцию   городской  целевой  программы  создания
системы  интермодальных  пассажирских  перевозок  в  городе  Москве  с
использованием   внутреннего   водного  транспорта  на  2011-2013  гг.
(приложение).
     2. Департаменту  транспорта  и  связи  города  Москвы совместно с
Департаментом экономической политики и развития города Москвы с учетом
исполнения  бюджета  города Москвы за I полугодие 2009 г.  внести в IV
квартале 2009 г.  предложения по финансированию  и  срокам  разработки
городской    целевой   программы   создания   системы   интермодальных
пассажирских перевозок в городе Москве  с  использованием  внутреннего
водного транспорта на 2011-2013 гг.
     3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить  на
первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Бирюкова П.П.

Мэр Москвы
                                                            Ю.М.Лужков
20 января 2009 г.
N 13-ПП


                                                            Приложение

                                  к постановлению Правительства Москвы
                                                от 20 января 2009 года
                                                               N 13-ПП

                              КОНЦЕПЦИЯ
             городской целевой программы создания системы
        интермодальных пассажирских перевозок в городе Москве
           с использованием внутреннего водного транспорта
                          на 2011-2013 годы

                 1. Обоснование соответствия решаемой
           проблемы и целей программы приоритетным задачам
           социально-экономического развития города Москвы.

     Одним из основных  направлений  социально-экономической  политики
города   Москвы  является  повышение  уровня  комфортности  проживания
населения  в  городе.   Важнейшим   фактором,   определяющим   уровень
комфортных  условий  проживания в городе Москве,  является состояние и
качество работы городского пассажирского транспорта  (далее  ГПТ).  От
уровня развития и надежности работы ГТП в значительной степени зависит
нормальная деятельность предприятий,  организаций и учреждений города,
реализация  приоритетных задач города в сфере развития улично-дорожной
сети  города  и  транспортного   обслуживания   населения,   в   сфере
природоохранной деятельности.
     Городской пассажирский  транспорт  Москвы  в  целом  обеспечивает
транспортное  обслуживание  населения и гостей столицы.  Положительную
роль  в  улучшении  транспортного  обслуживания   пассажиров   сыграло
постановление  Правительства Москвы от 24 октября 2006 г.  N 840-ПП "О
городской   целевой   программе    развития    наземного    городского
пассажирского транспорта в городе Москве на 2007-2009 гг.".
     Однако на  условия  работы  транспортного  комплекса  столицы   и
качество  предоставляемых  им  услуг  существенное  негативное влияние
оказывают следующие факторы:
     - отставание  от  требуемого  уровня развития системы скоростного
внеуличного транспорта,  и в первую очередь  метрополитена,  вызванное
значительным сокращением выделяемых средств из федерального бюджета;
     - перегруженность   существующей   улично-дорожной   сети,    как
следствие   отставания   темпов   ее  развития,  вызванное  изменением
налогового  законодательства  Российской   Федерации   и   сокращением
средств, выделяемых на строительство улиц и дорог;
     - несоответствие темпов жилой и прочей застройки, реконструкции и
изменению плотности застройки районов города вводу в действие объектов
инфраструктуры городского транспорта, развитию улично-дорожной сети;
     - отсутствие   комплексного  подхода  к  проектированию  новых  и
реконструкции имеющихся районов массовой жилой застройки. Несоблюдение
баланса  количества  проживающего населения количеству предоставляемых
рабочих мест на застраиваемых территориях.
     Принимаемые меры  по развитию общественного транспорта столицы не
в полной мере позволяют предоставлять москвичам  транспортные  услуги,
отвечающие современному качественному уровню:
     - средняя продолжительность затрат времени пассажиров на  поездку
из  жилых  районов  до  мест приложения труда по городу превышает один
час, при нормативе 50-55 минут;
     - на  отдельных маршрутах городского транспорта условия перевозок
пассажиров в часы "пик" неудовлетворительны,  заполнение  транспортных
средств и интервалы движения на маршрутах,  осуществляющих перевозки в
районах  города,  не  имеющих  метрополитена,  превышают   действующие
нормативы более чем в 1,5 раза;
     - практически все периферийные и центральные пересадочные станции
метрополитена  исчерпали  свою  пропускную  способность  и работают со
значительной перегрузкой;
     - большинство   действующих   линий   метрополитена   работают  с
предельной частотой движения и превышением плановой нагрузки.
     Как показывает анализ сложившейся ситуации,  в городе практически
не осталось резервов для развития  сложившейся  транспортной  системы.
Ресурсы  для  дальнейшего  развития автомобильного и другого колесного
транспорта в городе  Москве  весьма  ограничены.  Свободных  городских
территорий   для   развития   наземного  рельсового  транспорта  также
практически нет.
     Вместе с  тем,  в  городе  Москве,  в том числе в центральной его
части,  существует  ресурс,   в   настоящее   время   практически   не
используемый  для осуществления транспортных функций.  Это - акватория
реки Москвы и частично акватория канала имени Москвы.  Организация  на
этой  акватории  системы  транспортного  сообщения позволит эффективно
дополнить  существующие  транспортные   системы   города   еще   одной
транспортной    системой,   требующей,   в   отличие   от   подземного
строительства    и    прокладки    рельсовых    линий,     минимальных
капиталовложений и не занимающей городской территории.
     Предварительные оценки показывают,  что водный  транспорт  сможет
перевозить  от 8 до 20 тысяч человек ежедневно на каждом из маршрутов,
предлагаемых в рамках настоящей концепции.  При этом  каждый  пассажир
водного  транспорта  сэкономит  около  10%  времени на передвижение по
сравнению с имеющимися транспортными системами (наземный  транспорт  и
метрополитен).  Что  же касается комфортности перевозок,  то пассажиры
водного транспорта перевозятся только на сидячих местах.

           2. Обоснование целесообразности решения проблемы
                      программноцелевым методом.

     Целевое планирование  и  выполнение  работ  в  сфере капитального
ремонта  набережных  на  2006-2007  гг.,  ведется  в  соответствии   с
утвержденной   постановлением   Правительства   Москвы   программой  о
содержании и ремонте инженерно-транспортных сооружений  города  Москвы
на  период  2006-2007  гг.  и  перспективе  до 2010 года.  Реализуется
программа реконструкции и ремонта  объектов  озеленения,  утвержденная
постановлением  Правительства  Москвы  "О  программных мероприятиях по
созданию,  реставрации,  реконструкции,  ремонту и содержанию  зеленых
насаждений  в городе Москве на 2006-2008 гг.  и на перспективу до 2010
года".  Выполнение  этих  программ  позволит  улучшить   внешний   вид
набережных реки Москвы.
     Вместе с тем,  изучение современного  состояния  набережных  реки
показывает,  что  предусмотренное  Генеральным  планом  города  Москвы
(основные  направления  градостроительного  развития  города  Москвы),
утвержденным  Законом  города  Москвы  от  27  апреля  2005  г.  N 14,
комплексное благоустройство столицы в отношении прибрежных  территорий
реализуется   недостаточно   эффективно.   Полученные   в   результате
планомерных обследований с акватории реки Москвы,  а также  выборочных
наземных   обследований,  материалы  визуальных  наблюдений  состояния
набережных  и  прилегающих   к   ним   территорий   дают   возможность
охарактеризовать участки с проблемными ситуациями в части комплексного
благоустройства и развития  объектов  транспортной  инфраструктуры.  В
недостаточной  степени  развиты  объекты  транспортной инфраструктуры,
которые могли бы позволить реализовать  на  акватории  реки  Москвы  и
частично  на  акватории  канала  имени Москвы современные пассажирские
внутригородские и пригородные пассажирские перевозки внутренним водным
транспортом.  Состояние городского дизайна набережных не соответствует
той роли и значению,  которые занимают акватории реки Москвы и  канала
имени Москвы в архитектурно - градостроительной композиции города.
     Что же касается возможности использования акваторий реки Москвы и
канала  имени  Москвы  и для осуществления пассажирских перевозок,  то
такие программы в настоящее время отсутствуют.
     Акватории реки   Москвы  и  канала  имени  Москвы  совершенно  не
используются  для  осуществления  маршрутных  пассажирских  перевозок.
Движение   судов   по   этой   акватории   имеет   своей   целью  лишь
экскурсионно-туристическое и ресторанное обслуживание населения.
     В недостаточной     степени    развиты    объекты    транспортной
инфраструктуры в зоне расположения набережных,  которые  позволили  бы
организовать маршрутные пассажирские перевозки водным транспортом.
      Организация системы    интермодальных    пассажироперевозок    с
использованием водного транспорта требует решения целого ряда задач:
     - Проектирование и строительство  специальных  судов-катамаранов,
обладающих    достаточно    высокой    скоростью   и   маневренностью,
обеспечивающих удобную посадку-высадку пассажиров и  их  безопасную  и
комфортную перевозку.
     - Оборудование береговой инфраструктуры плавучими модульными  или
стационарными  причальными  сооружениями  и  создание  на их базе сети
остановочных пунктов вдоль трасс намечаемых водных маршрутов.
     - Создание   организационных  механизмов  управления  перевозками
пассажиров на водном транспорте.
     - Разработка   механизмов   финансирования   создаваемой  системы
пассажирских  перевозок  водным  транспортом  с  привлечением  средств
частных инвесторов на принципах государственно-частного партнёрства.
     Применение программно-целевого метода  при  разработке  программы
создания системы интермодальных пассажирских перевозок в городе Москве
с  использованием  внутреннего  водного  транспорта  в  городе  Москве
впервые  позволит увязать поставленные цели с ресурсами,  необходимыми
для их достижения.  Каждая из целей должна  сопровождаться  комплексом
мероприятий  по  реализации  одной  или  нескольких  целей и подцелей.
Оценка и выбор возможных вариантов программы должен  производиться  по
разным   критериям   (минимум   затрат,   время   на   реализацию  при
фиксированных конечных показателях и т.д.).
     Программно-целевой метод   позволит   сконцентрировать   силы   и
средства на  наиболее  важных  направлениях,  более  четко  определить
стратегию   и   тактику,  мобилизовать  финансовые  и  организационные
ресурсы,  привлечь различные источники финансирования, включая частные
инвестиции.
     Необходимо отметить,    что    ранее    существовавшая    система
пассажирских   перевозок   водным   транспортом  практически  утеряна.
Создание же новой системы  практически  невозможно  без  использования
программно-целевого метода планирования.

           3. Характеристика и прогноз развития сложившейся
           проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без
              использования программно-целевого метода.

     Внутренний водный  транспорт  является  одним  из старейших видов
транспорта, обслуживающих город Москву. Наиболее значительное развитие
внутренний   водный  транспорт  города  Москвы  получил  с  окончанием
строительства канала имени Москвы,  введенного в эксплуатацию  в  1937
году.  Создание  Единой глубоководной системы европейской части страны
превратило Москву в "Порт пяти морей" и связало ее  водными  путями  с
Севером,  Уралом, югом России и зарубежными странами, расположенными в
бассейнах  Балтийского,  Северного,  Белого,  Каспийского,  Черного  и
Средиземного морей.
     После реорганизации     Московского     речного      пароходства,
осуществлявшего   все   виды   транспортных   функций   на  территории
Московского бассейна,  возник ряд организаций, характеристики которых,
с    точки    зрения   возможности   использования   для   организации
интермодальных пассажирских внутригородских  и  пригородных  перевозок
водным транспортом, приведены ниже:
     ОАО "Московское речное пароходство" (далее МРП) является основным
речным  грузовым  оператором  для  города  Москвы.  Основными  грузами
являются  нерудные  минерально-строительные   материалы,   в   меньшей
степени,  каменный  уголь.  На  долю  ОАО  МРП  приходится  наибольшее
количество судов,  зарегистрированных в Московском бассейне - 307  ед.
или 29,9%. Среди них крупные пассажирские суда, принадлежащие дочерним
предприятиям МРП,  или находящиеся  в  лизинге,  которые  осуществляют
туристические рейсы по водным путям Европейской части России.
     ОАО Северный порт"  принимает  и  обрабатывает  все  виды  судов,
работающих  на  акватории Единой глубоководной системы России,  играет
важную роль в обеспечении песком,  щебнем,  солью  и  другими  грузами
предприятий города Москвы. Порт с железнодорожной сетью не связан.
     ОАО "Южный речной порт".  К причалам порта могут  подходить  суда
грузоподъемностью  до  2  тысяч тонн.  Порт осуществляет переработку и
хранение  песка,  щебня,  угля,  зерна,  соли  и  генеральных  грузов.
Добывает    и    перевозит   большое   количество   песка,   выполняет
кооперированные работы с железнодорожным и автомобильным  транспортом.
Имея разветвленную сеть внутрипортовых железнодорожных путей, вплотную
примыкающих к  станции  "Москва  -  Южный  порт"  Московской  железной
дороги,   Южный   речной  порт  играет  большую  роль  в  обслуживании
предприятий и организаций города.
     ГУП "Московский   Западный   порт"   осуществляет  переработку  и
хранение  нерудных  минерально-строительных   материалов,   добычу   и
перевозку   значительного   количества   песка,  обеспечивает  грузами
предприятия  строительной   индустрии.   Порт   имеет   подъездные   и
внутрипортовые  железнодорожные  пути,  связывающие  его  со ст.  Фили
Московской железной дороги, может принимать все типы судов, работающих
на   акватории   Единой   глубоководной   системы   России,  выполняет
кооперированные работы с железнодорожным и автомобильным транспортом.
     ОАО "Пассажирский  порт",  изначально созданный,  как предприятие
для осуществления внутригородских и пригородных пассажирских перевозок
на  акватории реки Москвы и частично на акватории канала имени Москвы,
в  настоящее  время  выполняет  эти  функции  в  минимальной   степени
водоизмещающими  судами  пр.  544  "Москвич" (пассажировместимостью 75
чел.),  пр.Р51Э "Москва"  (пассажировместимостью  243  чел.)  и  одним
судном на подводных крыльях пр. 340 "Ракета" (пассажировместимостью 64
чел.) В большей степени  предприятие  сосредоточилось  на  организации
туристических  и  экскурсионных перевозок собственными и арендованными
судами,  выполнении комплекса технологических операций по обслуживанию
транзитного  пассажирского  флота.  В  состав  ОАО "Пассажирский порт"
входят  Московские  Северный  и  Южный  речные  вокзалы.   Предприятие
располагает  ремонтной  базой  для технического обслуживания и ремонта
флота в Нагатинской Пойме с судоподъемным устройством.
     ОАО "Московский судостроительный и судоремонтный завод" до начала
рыночных реформ являлся основным предприятием Московского бассейна  по
строительству пассажирских судов, изготовлению и ремонту судовых машин
и механизмов,  а также сменно-запасных частей для  различных  типов  и
видов  флота.  Он  был  одной  из крупных баз зимнего отстоя и ремонта
судов    пассажирского,    грузового     и     технического     флота,
эксплуатирующегося  в  Московском  бассейне.  В  настоящее время завод
осуществляет строительство элитных частных яхт.
     ОАО "Хлебниковский   машиностроительный  и  судоремонтный  завод"
находящийся  в   г.   Долгопрудный   Московской   области   изначально
предназначался   для   технического   обслуживания  и  ремонта  флота,
эксплуатирующегося  в  Московском  бассейне,  в  том   числе   крупных
пассажирских  судов,  грузовых  теплоходов  грузоподъемностью  до 2000
тонн,  буксирных  и  несамоходных  судов.  В  настоящее  время   завод
прекратил  свое  существование,  как  промышленное  предприятие,  и  в
последние годы старается сосредоточиться на  предоставлении  услуг  по
отстою    маломерного    флота.    Внутригородскими   и   пригородными
пассажирскими  перевозками  ОАО  "Хлебниковский  машиностроительный  и
судоремонтный  завод"  не занимается и необходимым для этого флотом не
располагает.
     Кроме указанных предприятий в Московском регионе зарегистрировано
440 судовладельцев. Существенное значение имеет флот ФГУП "Канал имени
Москвы",  поддерживающий  надлежащие  судоходные условия на внутренних
водных путях Московского бассейна,  (20,8%)  и  флот  Государственного
учреждения подводно-технических, аварийно-спасательных и судоподъемных
работ на речном транспорте "Подводречстрой",  выполняющий  специальные
работы для Москвы и других регионов России.
     Из остальных собственников - 32  имеют  более  4  ед.  судов,  67
судовладельцев - 2-3-судна,  341 судовладелец имеет по 1 судну. Многие
судовладельцы занимаются оказанием услуг ресторанно  -  экскурсионного
характера на воде.
     Реформы 90-х  годов  двадцатого  века  привели  к  деградации   и
частичному  развалу  системы  водного транспорта Московского бассейна.
Минимизировались   перевозки   генеральных   грузов   и   контейнерные
перевозки.  Снизился  объем  перевозок минерально-строительных грузов.
Были очень сильно сокращены пассажирские перевозки скоростными  судами
на   подводных   крыльях.   Практически   исчезли   внутригородские  и
пригородные  пассажирские  перевозки,  включая  переправы.   Произошла
замена пассажирских перевозок водным транспортом предоставлением услуг
туристического и ресторанно - экскурсионного характера на воде.
     Сохранение структуры  московского внутригородского и пригородного
пассажирского водного транспорта на перспективу в том виде,  в котором
она существует сегодня,  не отвечает потребностям развития мегаполиса.
Она не может в необходимой степени обеспечить жителей и гостей  города
транспортными услугами.

            4. Возможные варианты решения проблемы, оценка
           преимуществ и рисков, возникающих при различных
                     вариантах решения проблемы.

     Варианты сформированы с учетом Постановления Правительства Москвы
от 24 октября 2006 г. N 840-ПП "О городской целевой программе развития
наземного городского пассажирского транспорта в городе Москве на  2007
-  2009 годы".  При их оценке учтено технико-экономическое обоснование
внедрения   маршрутных   перевозок   пассажиров   внутренним    водным
транспортом   в   интеграции  с  городским  общественным  транспортом,
разработанное  ОАО  "Центральный   научно-исследовательский   институт
экономики  и  эксплуатации водного транспорта" по заданию Департамента
транспорта и связи города Москвы в 2007 году.
     Организационная структура,     которая     будет     осуществлять
интермодальные пассажирские перевозки в городе Москве с использованием
внутреннего  водного  транспорта,  должна  располагаться  на  участках
акватории реки Москвы и частично акватории канала имени Москвы,  между
нижними и верхними бьефами гидроузлов.  Она будет включать береговую и
плавучую инфраструктуру остановочных пунктов,  флот,  а также  объекты
инфраструктуры,   обеспечивающей   комплексное  обслуживание  флота  и
заправку его горюче-смазочными материалами.  Расположение остановочных
пунктов  будет  выбираться по критериям наличия спроса на транспортные
услуги  и  близкого  расположения  станций  метрополитена,   а   также
остановочных пунктов наземных видов транспорта.
     Создание сети  водного  пассажирского  транспорта,   особенно   в
центральной  части  города,  создаст определенные проблемы.  Несколько
снизится  пропускная  способность  акватории  реки  Москвы  и  канала,
используемая  сейчас  в  основном  в  экскурсионных  и развлекательных
целях.  Необходимо  выполнить  комплекс  работ  по  проектированию   и
строительству  судов и адаптации и благоустройству береговой линии для
расположения  причальных  сооружений.  Вместе  с  тем,  мировой   опыт
показывает,   что   использование   имеющихся  внутригородских  водных
акваторий для пассажирского сообщения успешно вписывается в  городскую
инфраструктуру, не создавая при этом вышеперечисленных проблем.
     В настоящее  время  возможны  два   варианта   развития   системы
интермодальных  пассажирских  перевозок  водным  транспортом  в городе
Москве с использованием внутреннего водного транспорта:

                     1. Оптимистический вариант.

     В оптимистическом  варианте  предусматривается  широкое  развитие
маршрутной  сети  водного  транспорта  (открытие  пяти маршрутов общей
протяжённостью  73  км,  полностью  покрывающих  городскую   акваторию
Москвыреки и выходящих в ближайшее Подмосковье).
     Маршрут N 1 "Деловой центр (Москва-Сити)  -  Киевский  вокзал"  -
Лужники  - ЦПКиО - Золотой остров - Китайгородский пр" - 17 км.  Линия
позволяет связать  станции  метрополитена  Таганско-Краснопресненской,
Калужско-Рижской,  Сокольнической,  Арбатско-Покровской,  Кольцевой  и
Филевской линий метрополитена минуя центральные станции  пересадок,  а
также Киевское направление Московской железной дороги.
     Маршрут N 2 "Причал "Печатники" (м.Печатники) -  м.Коломенское  -
Новоспасский   мост  (м.Крестьянская  застава)  -  Китайгородский  пр.
(м.Китай-город)"  -   19   км.   Линия   позволяет   связать   станции
метрополитена      Люблинской,      Замоскворецкой,      Серпуховской,
Таганско-Краснопресненской,  Калужско-  Рижской  линий   метрополитена
минуя  центральные  станции пересадок,  а также Павелецкое направление
Московской железной дороги.
     Маршрут N  3 "Деловой центр (Москва-Сити) - Экспоцентр - Киевский
вокзал" - 5 км. Линия позволяет обеспечить дополнительную транспортную
связь района Москва-Сити с Арбатско-Покровской,  Кольцевой и Филевской
линиями  метрополитена,  а  также  Киевским  направлением   Московской
железной дороги.
     Маршрут N  4  "Причал  "Лебедь"  (м.Войковская)   -   г.Химки   -
г.Долгопрудный  - причал "Павельцево" (далее а/п Шереметьево) - причал
"Капустино (Дмитровское ш.,  Яхт-клубы)"  -  20  км.  Линия  позволяет
связать  станции  метрополитена Замоскворецкой линии минуя центральные
станции пересадок, а также Савеловское направление Московской железной
дороги.
     Маршрут N 5 "Причал "Красногорск"  (Павшинская  пойма)  -  Крокус
Экспо  -  м.Щукинская"  - 12 км.  Линия в перспективе позволит связать
станции метрополитена Арбатско-Покровской и Таганско-Краснопресненской
линий  метрополитена,  минуя  центральные  станции пересадок,  а также
Рижское направление Московской железной дороги.
     Вариантом предусматривается   достижение  нормативных  параметров
качества  и  обеспечения   безопасности   транспортного   обслуживания
населения   водным  транспортом.  Необходимо  выполнить  полный  объём
мероприятий по новому  строительству,  модернизации  и  восстановлению
причальных  сооружений и других объектов инфраструктуры,  изготовлению
судов,  созданию  полномасштабной  системы  управления  перевозками  и
координации работы с другими видами транспорта.
     Оптимистическим вариантом   предусматривается   приобретение   19
плавучих причалов на территории города и 68 судов-катамаранов.
     Система будет обслуживать ежедневно в период навигации  свыше  60
тысяч  пассажиров  и  сможет  снизить  нагрузку на наземный транспорт,
осуществляющий перевозки пассажиров в  районах,  расположенных  вблизи
акватории Москвы-реки. С учетом того, что каждый перевезенный пассажир
водного транспорта сэкономит, как минимум, 10% времени на передвижения
по  сравнению с имеющимися транспортными системами и будет перевезен в
значительно более комфортных условиях (перевозки осуществляются только
сидя),  внедрение  системы  окажет  положительное  влияние на развитие
всего транспортного комплекса столицы.
     Этот вариант   является  наиболее  капиталоемким  и  требует  для
реализации 780-820 млн.руб.  При этом  сроки  на  реализацию  составят
около 5-7 лет.
     В этом варианте к возможным рискам относятся:  изменение и срыв в
финансировании  программы,  резкое  изменение  цен  на энергоносители,
отказ РАО ЕС в предоставлении лимитов мощностей на развитие системы.

                      2. Рекомендуемый вариант.

     Рекомендуемым вариантом      предусматривается       формирование
положительных   тенденций   в   развитии  сети  пассажирского  водного
транспорта. Планируется повышение доли перевозок населения, живущего в
непосредственной    близости    от   акватории   Москвы-реки,   водным
транспортом.   Планируется   обеспечение   показателей   качества    и
обеспечения  безопасности  транспортного обслуживания населения водным
транспортом.    Предусматривается    выполнение     мероприятий     по
строительству, модернизации и восстановлению береговой инфраструктуры.
В  этом  варианте  предусматривается  организация  трех  маршрутов   и
развитие маршрутной сети до 41 км.
     Маршрут N 1 "Деловой центр (Москва-Сити) - Экспоцентр -  Киевский
вокзал" - 5 км. Линия позволяет обеспечить дополнительную транспортную
связь района Москва-Сити с Арбатско-Покровской,  Кольцевой и Филевской
линиями   метрополитена,  а  также  Киевским  направлением  Московской
железной дороги.
     Маршрут N  2  "Деловой  центр  (Москва-Сити)  - Киевский вокзал -
Лужники - ЦПКиО - Золотой остров - Китайгородский пр." - 17 км.  Линия
позволяет  связать  станции  метрополитена Таганско-Краснопресненской,
Калужско-Рижской,  Сокольнической,  Арбатско-Покровской,  Кольцевой  и
Филевской  линий метрополитена минуя центральные станции пересадок,  а
также Киевское направление Московской железной дороги.
     Маршрут N  3  "Причал "Печатники" (м.Печатники) - м.Коломенское -
Новоспасский  мост  (м.Крестьянская  застава)  -  Китайгородский   пр.
(м.Китай-город)"   -   19   км.   Линия   позволяет   связать  станции
метрополитена      Люблинской,      Замоскворецкой,      Серпуховской,
ТаганскоКраснопресненской,  Калужско-Рижской линий метрополитена минуя
центральные  станции  пересадок,  а   также   Павелецкое   направление
Московской железной дороги.
     Реализация рекомендуемого  варианта  предполагает  два  этапа   -
первый этап, пилотная линия. Открывается движение по маршруту N 1. Для
реализации    пилотного    проекта    необходимо    приобретение    10
судов-катамаранов  и  обустройство  6  плавучих причалов на территории
города.  Ожидаемый объем перевозок по пилотной линии - около  9  тысяч
пассажиров. В случае успешной реализации пилотной линии, рекомендуемый
вариант реализуется в полном объеме.
     В целом,  рекомендуемым  вариантом предусматривается приобретение
16 плавучих причалов на  территории  города  и  42  судов-катамаранов.
Необходимо создание системы управления перевозками.
     Для успешной       реализации       рекомендуемого       варианта
предусматривается:
     - Разработка  мероприятий  по  корректировке   маршрутной   схемы
наземного  городского  пассажирского  транспорта с учетом интеграции с
системой маршрутных перевозок водного транспорта.
     - Размещение   причальных   сооружений   по  трассам  планируемых
маршрутов с учетом допустимости нагрузки на прилегаемые территории.
     - Определение   порядка   технического  обслуживания,  ремонта  и
хранения судов.
     - Разработка  мероприятий по обеспечению сохранности водной флоры
и фауны при эксплуатации рекомендуемого типа судов.
     В случае реализации, система будет обслуживать ежедневно в период
навигации свыше 40 тысяч пассажиров и сможет частично снизить нагрузку
на наземный транспорт,  осуществляющий перевозки пассажиров в районах,
расположенных вблизи акватории Москвы-реки.  Ориентировочная стоимость
проезда  пассажиров  на  водном  транспорте  в  рекомендуемом варианте
примерно соответствует тарифам на наземном пассажирском транспорте.
     Поскольку каждый   перевезенный   пассажир   водного   транспорта
сэкономит,  как минимум,  10%  времени на передвижения по сравнению  с
имеющимися  транспортными  системами  и  будет перевезен в значительно
более комфортных  условиях  (перевозки  осуществляются  только  сидя),
внедрение  системы  окажет  положительное  влияние  на  развитие всего
транспортного комплекса столицы.
     Этот вариант   является   менее   капиталоемким   и  требует  для
реализации 490-510 млн.руб.  При этом  сроки  на  реализацию  составят
около 3 лет.
     В этом варианте к возможным рискам относятся:  изменение и срыв в
финансировании  программы,  резкое  изменение  цен на энергоносители и
производство судов-катамаранов,  отказ РАО ЕС в предоставлении лимитов
мощностей на развитие системы.

         5. Предложения по целям и задачам программы, целевым
         индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход
                реализации целевой программы по годам.

     Реализация концепции городской целевой программы создания системы
интермодальных пассажирских перевозок в городе Москве с использованием
внутреннего   водного   транспорта  возможна  при  условии  разработки
соответствующей  Программы,  обеспечивающей   достижение   планируемых
целевых индикаторов и показателей.

     Основными целевыми задачами Концепции являются:
     - Сокращение средних затрат времени на поездку из  жилых  районов
до мест приложения труда в системе создаваемого водного транспорта (от
10 до 20% затрат времени населения на передвижения).
     - Снижение  нагрузки  на  имеющиеся виды пассажирского транспорта
(от 5  до  15%  для  маршрутов  наземного  транспорта,  работающего  в
прибрежной территории Москвы-реки).
     - Повышение  уровня  комфортности  транспортной  системы   и   ее
доступности для пассажиров (перевозки осуществляются только на сидячих
местах,  маршруты наземного транспорта будут скорректированы с  учётом
интеграции с системой маршрутных перевозок катамаранами).
     - Повышение экологических параметров  транспортной  системы.  Все
предлагаемые  к  использованию на Москве-реке энергетические установки
судов-катамаранов соответствуют стандартам Евро-III. Их воздействие на
окружающую   среду,   с   учетом   значительных   площадей   акватории
Москвы-реки,  меньше чем у подвижного состава наземного  пассажирского
транспорта.
     - Развитие пассажирских перевозок по  Москве  реке.  2012  год  -
перевозка около 15 тысяч пассажиров, 2013 год - 40 тысяч пассажиров.
     - Повышение    эффективности    функционирования    транспортного
комплекса  города Москвы за счёт внедрения рыночных отношений,  в т.ч.
на водном транспорте.
     - Проектирование и строительство головного судна - 2010 год.
     - Строительство и эксплуатация судов  основной  серии  (всего  42
единицы) 2012-2013 гг.
     - Оснащение маршрутных линий 16 причальными сооружениями  -  2011
год.
     - Открытие маршрутов: 2011 год - один маршрут, пилотная линия.
     - 2012 год - два маршрута.
     - Подготовка экипажей судов 2010-2011 гг.
     Основные этапы  создания  системы  оказания  услуг  по  перевозке
пассажиров внутренним водным транспортом в городе Москве на  2011-2013
годы  и планируемые объемы финансирования для рекомендуемого варианта,
приведены в таблице 1.

                                                             Таблица 1

          Основные этапы реализации программы развития услуг
        по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом
                  в городе Москве на 2008-2013 годы

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|N | Мероприятия по организации  |Ед. |                        Годы                          |    Источник    |
|пп| маршрутов перепассажиров    |изм.|------------------------------------------------------| финансирования |
|  | внутренним водным           |    |                    | Реализация целевой программы    |                |
|  | транспортом по реке Москве, |    | Затраты предыдущих | содания системы интермодальных  |                |
|  | каналу имени Москвы и       |    | периодов           | пассажирских перевозок в городе |                |
|  | водохранилищам Подмосковья  |    |                    | Москве с использованием         |                |
|  |                             |    |                    | внутреннего водного транспорта  |                |
|  |                             |    |                    | 2011-2013 гг.                   |                |
|  |                             |    |--------------------|---------------------------------|                |
|  |                             |    | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 |   Итого    |                |
|  |                             |    |      |      |      |      |      |      | за  период |                |
|  |                             |    |      |      |      |      |      |      |  действия  |                |
|  |                             |    |      |      |      |      |      |      |  Программы |                |
|--|-----------------------------|----|------|------|------|------|------|------|------------|----------------|
| 1| Разработка Концепции        |млн.|  3,0 |      |      |      |      |      |    3,0     |     Бюджет     |
|  | программы создания системы  |руб.|      |      |      |      |      |      |            |     города     |
|  | интермодальных перевозок    |    |      |      |      |      |      |      |            |     Москвы     |
|  | пассажиров в городе Москве  |    |      |      |      |      |      |      |            |                |
|  | с использованием            |    |      |      |      |      |      |      |            |                |
|  | внутреннего водного         |    |      |      |      |      |      |      |            |                |
|  | транспорта.                 |    |      |      |      |      |      |      |            |                |
|--|-----------------------------|----|------|------|------|------|------|------|------------|----------------|
| 2| Проведение                  |млн.|      |      | 15,0 |      |      |      |    15,0    |     Частные    |
|  | научно-исследовательских и  |руб.|      |      |      |      |      |      |            |    инвестиции  |
|  | проэктных работ по созданию |    |      |      |      |      |      |      |            |                |
|  | пассажирского               |    |      |      |      |      |      |      |            |                |
|  | судна-катамарана,           |    |      |      |      |      |      |      |            |                |
|  | строительство опытного      |    |      |      |      |      |      |      |            |                |
|  | образца судна-катамарана.   |    |      |      |      |      |      |      |            |                |
|--|-----------------------------|----|------|------|------|------|------|------|------------|----------------|
| 3| Строительство               |млн.|      |      |      | 100,0| 150,0| 170,0|   420,0    |     Частные    |
|  | судовкатамаранов для        |руб.|      |      |      |      |      |      |            |    инвестиции  |
|  | установочной серии (2011    |    |      |      |      |      |      |      |            |                |
|  | год - 10 ед.) и основной    |    |      |      |      |      |      |      |            |                |
|  | серии (до 2013 года - 32    |    |      |      |      |      |      |      |            |                |
|  | ед.).                       |    |      |      |      |      |      |      |            |                |
|--|-----------------------------|----|------|------|------|------|------|------|------------|----------------|
| 4| Оборудование береговой      |млн.|      |      |      |  9,5 | 14,0 | 14,0 |    37,5    |     Частные    |
|  | инфраструктуры плавучими    |руб.|      |      |      |      |      |      |            |    инвестиции  |
|  | причальными сооружениями    |    |      |      |      |      |      |      |            |                |
|  | модульной конструкции.      |    |      |      |      |      |      |      |            |                |
|--------------------------------|----|------|------|------|------|------|------|------------|----------------|
|          ИТОГО:                |    |  3,0 |      | 15,0 | 109,5| 164,0| 184,0|   475,5    |                |
|--------------------------------|----|------|------|------|------|------|------|------------|----------------|
| в т.ч. частные инвестиции      |    |      |      | 15,0 | 109,5| 164,0| 184,0|   472,5    |                |
|--------------------------------|----|------|------|------|------|------|------|------------|----------------|
|    бюджет города Москвы        |    |  3,0 |      |      |      |      |      |     3,0    |                |
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

         6. Охрана водных объектов и их водоохранных зон при
         реализации программы создания системы интермодальных
               пассажирских перевозок в городе Москве с
            использованием внутреннего водного транспорта.

     В рамках   городской   целевой   программы    создания    системы
интермодальных пассажирских перевозок в городе Москве с использованием
внутреннего  водного  транспорта  на  2011-2013   годы   должны   быть
разработаны:
     - схема   размещения   причальных   сооружений   с   определением
допустимой  техногенной  нагрузки на прилегающие территории по каждому
участку;
     - схема   размещения   объектов   для  технического  обслуживания
причальных сооружений,  включая заправку топливом, и мест паркирования
транспортных  средств,  содержащая  обоснование возможности размещения
указанных объектов и оценку воздействия  на  акваторию  и  прилегающую
территорию;
     - рыбохозяйственные   мероприятия,   обеспечивающие    сохранение
видового  состава  биоразнообразия  в  условиях  развития транспортных
перевозок;
     - требования   к   техническому   обслуживанию,  ремонту,  местам
паркирования транспортных средств,  хранению судов  и  инфраструктуре,
обязательные   для   выполнения   при   осуществлении   интермодальных
пассажирских  перевозок  в  черте  города  Москвы  внутренним   водным
транспортом.

             7. Предложения по источникам финансирования
                          целевой программы.

     Источник финансирования  мероприятий  Программы  создания системы
интермодальных пассажирских перевозок в городе Москве с использованием
внутреннего водного транспорта - средства частных инвесторов.
     Реализация оптимистического  варианта  предполагает  расходование
около 780-820 млн. рублей.
     Реализация реалистического  варианта  предполагает   расходование
около 490-510 млн. рублей.
     Ориентировочные затраты на разработку и изготовление плавсредств,
строительство   причальных   сооружений,   создание  инфраструктуры  к
причальным сооружениям,  эксплуатационные расходы и т.д.,  необходимые
для реализации различных вариантов развития системы водного транспорта
приведены в таблице 2.

                                                             Таблица 2

         Ориентировочные инвестиции (в ценах 2008 года, руб.)

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|Количество |Стоимость |Затраты на|Количество|Стоимость| Инфраструктура| Затраты на    |   Итого   | Ориентировочные |
|судов      |  судна   |суда-     |причалов  | причала | к причалу 25% | причалы и     |инвестиции | годовые         |
|           |          |катамараны|          |         |               | инфраструктуру|           | эксплуатационные|
|           |          |          |          |         |               | к причалу     |           | затраты         |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Оптимистический сценарий - 780-820 млн.руб.                                                                         |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|  68       | 11200000 | 761600000|  19      | 1680000 |  420000       | 39900000      | 801500000 | 117100000       |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Реалистический сценарий - 490-510 млн.руб.                                                                          |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|  42       | 11200000 | 470400000|  16      | 1680000 |  420000       | 33600000      | 504000000 |  72300000       |
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

     В расчётах  не  учитывалась  индексация  цены  судна  в   сторону
снижения   при  крупносерийной  постройке  и  снижение  цены  плавучих
причальных сооружений при крупносерийной поставке.  Расчет  инвестиций
на  создание  единой системы управления движением,  систем расчетов по
билетам и пр. будет выполнен на более поздних этапах проекта в связи с
отсутствием в настоящее время исходной информации.

           8. Предложения по участию органов исполнительной
           власти города Москвы в формировании и реализации
                          целевой программы.

     В формировании  и  реализации  целевой  программы  предполагается
участие:
     Департамента транспорта и  связи  города  Москвы  в  части  общей
координации   работ,   разработке   предложений  по  развитию  водного
транспорта в городе Москве.
     Департамента жилищно-коммунального  хозяйства  и  благоустройства
города  Москвы  в  части  совместной  проработки  перечней  и   сроков
выполнения  работ  по  строительству,  восстановлению  и реконструкции
причальных  сооружений  и  прочих  объектов   инфраструктуры   водного
транспорта, заключению договоров водоиспользования.
     Департамента экономической политики и развития  города  Москвы  в
части подготовки предложений по источникам и объемам финансирования.
     Департамента природопользования и охраны окружающей среды  Москвы
в   части   согласования   системы   заправки,   отстоя  (хранения)  и
обслуживания судов-катамаранов.
     Москомархитектуры в  части  разработки  предложений  по  развитию
водного  транспорта  в  г.Москве,   внешнему   архитектурному   облику
причальных сооружений.
     Префектур административных  округов   города   Москвы   в   части
определения очередности работ при формировании и реализации программы.

             9. Предложения по государственным заказчикам
                  и разработчикам целевой программы.

     Функции государственного     заказчика-координатора     программы
предполагается  возложить  на  Департамент  транспорта  и связи города
Москвы.
     Заказчик и  разработчик  программы  будут определены на основании
открытого конкурса.

            10. Предложения по формам и методам управления
                    реализацией целевой программы.

     Формы и  методы  управления  реализацией  целевой программы будут
организованы в соответствии с требованиями постановления Правительства
Москвы   от   17  января  2006  г.  N  33-ПП  "О  порядке  разработки,
утверждения,  финансирования и контроля за ходом реализации  городских
целевых программ в городе Москве".
     Текущее управление  реализацией  Программы  будет  осуществляться
Государственным заказчиком - координатором программы.
     При формировании     и     реализации      целевой      программы
предусматривается:
     Общий контроль  за  реализацией   мероприятий   Программы   будет
осуществлять Правительство Москвы.
     Правительство Москвы   назначает    персонального    руководителя
Программы,  отвечающего  за ее реализацию и обладающего правом вносить
предложения об изменении размеров финансовых средств,  направляемых на
решение отдельных задач Программы.
Оглавление