О ПРИМЕНЕНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА 3 декабря 2008 г. N 01/14303-8-32 (Д) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направляет для использования в работе рекомендации по применению Федеральных законов от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", от 24.06.2008 N 90-ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию". Прошу организовать изучение рекомендаций и до 10 декабря 2008 г. направить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека свои предложения и замечания по существу затрагиваемых вопросов и подходов к формированию административной практики выявления и пресечения нарушений обязательных требований технических регламентов. Руководитель Г.Г.ОНИЩЕНКО 3 декабря 2008 г. N 01/14303-8-32 Приложение РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В СФЕРЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 1. Вопросы организации мероприятий по контролю соблюдения требований технических регламентов Мероприятия по контролю в целях осуществления государственного контроля (надзора) соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований технических регламентов проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) с учетом требований, установленных: - Федеральным законом "О техническом регулировании" (ст. 32 - 34, ст. 39, ст. 40); - Федеральным законом "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" (ст. 18, ч. 3 ст. 19, ч. 3 ст. 24, ст. 27, ст. 28); - Федеральным законом "Технический регламент на масложировую продукцию" (ст. 25, ст. 26). Основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю соблюдения требований технических регламентов является факт получения Роспотребнадзором или его территориальным органом информации о несоответствии продукции, выпущенной в обращение, требованиям технических регламентов. Источниками поступления информации могут являться: 1. Изготовитель продукции; 2. Продавец продукции; 3. Лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя продукции; 4. Иные лица, кроме указанных в пунктах 1 - 3, в т.ч. граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели, государственные или муниципальные органы власти; 5. Результаты мероприятия по контролю. При оформлении распоряжения о проведении мероприятия по контролю следует строго руководствоваться требованиями статьи 7 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и Административного регламента, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 19.10.2007 N 658. При получении информации о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов следует обратить внимание на сроки передачи такой информации, установленные ст. 37 ФЗ "О техническом регулировании". В нижеследующей таблице указаны сроки с момента получения тем или иным лицом информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов: --------------------------------------------------------------------------- |Изготовитель| Продавец | Лицо, | Иные лица | Орган | | продукции | продукции |выполняющее | | государственного | | |(исполнитель | функции | | контроля (надзора) | | |работ, услуг)|иностранного| | | | | |изготовителя| | | |------------|--------------------------|------------|--------------------| | обязан в |обязаны в течение 10 дней | вправе | обязан в течение 5 | | течение 10 | довести информацию до | направить | дней известить | | дней | изготовителя |информацию в| изготовителя | | сообщить о | и сообщить в орган гос. | орган гос. | (продавца, лицо, | | получении | контроля (надзора) | контроля |выполняющее функции | | информации | в соответствии с его | (надзора) | иностр. | |в орган гос.| компетенцией | | изготовителя) о | | контроля | | | поступлении | |(надзора) в | | | информации | |соответствии| | | | | с его | | | | |компетенцией| | | | --------------------------------------------------------------------------- 2. Осуществление действий, направленных на достижение целей мероприятия по контролю 2.1. При проведении проверки информации о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов должностным лицам, уполномоченным провести мероприятия по контролю, в первую очередь следует потребовать от продавца такой продукции предъявления документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов (сертификат соответствия или декларация о соответствии), или их копии (см. ст. 34 ФЗ "О техническом регулировании"). При этом следует обращать внимание на: - дату выпуска молока и молочной продукции, а также масложировой продукции в обращение; - дату выдачи сертификата соответствия или декларации о соответствии на такую продукцию. Это важно учитывать в связи с тем, что в соответствии с частью 3 статьи 43 ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" со дня вступления в силу данного Закона (т.е. с 17 декабря 2008 года) молоко и молочная продукция, выпущенные после 16 декабря 2008 года в обращение на территории Российской Федерации, подлежат обязательному подтверждению соответствия в порядке, установленном данным Законом. Т.е. не допускается нахождение в обращении молока и молочной продукции (выпущенных в обращение с 17 декабря 2008 года) без сертификата соответствия или декларации о соответствии требованиям ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию". В соответствии же с частью 1 ст. 28 ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию" сертификат соответствия и декларация о соответствии на масложировую продукцию, выданные до дня вступления в силу данного Закона (т.е. до 29 декабря 2008 года), действуют до окончания сроков действия такого сертификата (декларации). Также и масложировая продукция, изготовленная или импортированная до 29 декабря 2008 года, допускается к выпуску в обращение в течение сроков ее годности или хранения. Таким образом, с 29 декабря 2008 года не допускается к выпуску в обращение масложировая продукция, изготовленная или импортированная без сертификата соответствия или декларации о соответствии требованиям ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию". 2.2. Результаты проверки документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, могут повлечь следующие последствия: 1. В случае отсутствия декларации о соответствии или сертификата соответствия при продаже продукции (т.е. в месте ее продажи) наступает административная ответственность, предусмотренная частью 2 статьи 14.4 КоАП, в соответствии с которой возможно применение дополнительного наказания в виде конфискации этой продукции (применяется судом). До применения административного наказания, предусмотренного указанной нормой КоАП, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу, следует выдать предписание об устранении выявленного нарушения требований технических регламентов и о представлении отсутствующих на момент проверки документов, подтверждающих соответствие реализуемой продукции техническим регламентам, в установленный срок. В случае неисполнения такого предписания в установленный срок виновное лицо подлежит административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 КоАП. Кроме того, частью 1 статьи 19.19 КоАП предусмотрена административная ответственность за уклонение от представления документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора). В данном случае правонарушение состоит в намеренном неисполнении продавцом требований, предписанных ему уполномоченным должностным лицом. 2. В случае предъявления продавцом декларации о соответствии или сертификата соответствия продукции должностное лицо приступает к проведению оценки соответствия продукции обязательным требованиям технических регламентов путем ее идентификации. Целями идентификации молока и продуктов его переработки в соответствии с частью 1 статьи 24 ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" являются: - отнесение молока и продуктов его переработки к сфере применения ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию"; - установление соответствия молока и продуктов его переработки, в том числе их наименований и идентификационных показателей, требованиям Технического регламента на молоко и молочную продукцию; - установление соответствия молока и продуктов его переработки сведениям, содержащимся в информации для потребителей, декларации о соответствии или сертификате соответствия, предоставленных изготовителем или продавцом. Для достижения этих целей статьей 25 ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" предусмотрены процедуры идентификации, в том числе: 1) экспертиза документов, в соответствии с которыми произведен конкретный продукт. Если такая экспертиза проводится в целях установления соответствия конкретного продукта виду, конкретной партии, подтверждения однородности партии этого продукта, то такая экспертиза осуществляется посредством: - исследования сопроводительных документов; - исследования соответствия сопроводительных документов маркировке на потребительской упаковке и транспортной таре, внешнему виду идентифицируемого продукта и упаковки; 2) испытания (исследования) молочной продукции (конкретного продукта) в аккредитованных испытательных лабораториях (центрах), в том числе в случаях: - недостаточности или недостоверности информации, полученной при экспертизе документов; - если соответствие молока и продуктов его переработки требованиям Технического регламента на молоко и молочную продукцию подтверждено; - при необходимости подтверждения факта фальсификации молока и продуктов его переработки; 3) экспертиза документов, в соответствии с которыми произведен конкретный продукт, и результатов испытания этого продукта. При осуществлении мероприятия по контролю на первом этапе оценки соответствия молочной продукции требованиям технических регламентов осуществляется первая из перечисленных выше процедур, т.е. в первую очередь проводится экспертиза документов, в соответствии с которыми произведен конкретный продукт. Переход к процедурам, указанным в пунктах 2 и 3, осуществляется при получении (подтверждении) информации о несоответствии идентифицируемой продукции требованиям ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию". В процессе идентификации молока и продуктов его переработки используются сведения, указанные в следующих статьях ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию": - статья 2, устанавливающая перечень объектов технического регулирования; - статья 4, определяющая понятия (молока, продуктов его переработки и др.); - статья 14, определяющая понятия продуктов детского питания; - статья 26, устанавливающая показатели идентификации молока и продуктов его переработки. Показатели идентификации молока и продуктов его переработки содержатся в приложениях N N 9 - 14 к ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию". В ходе оценки идентификационных показателей могут использоваться описания молока и продуктов его переработки, содержащиеся в: - нормативных документах федеральных органов исполнительной власти; - международных стандартах; - национальных стандартах; - стандартах организаций; - сопроводительных документах на эти продукты; - договорах поставок на эти продукты; - контрактах на эти продукты; - спецификациях на эти продукты; - информации на этикетках потребительских упаковок; - других содержащих описание этих продуктов документах. Признаками фальсификации молока и продуктов его переработки в соответствии с частью 2 ст. 24 ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" являются: - содержащаяся в сопровождающих документах и на этикетках информация о продукции не соответствует наименованиям и (или) показателям идентификации, установленным Техническим регламентом на молоко и молочную продукцию; - содержащаяся в сопровождающих документах и на этикетках информация о продукции является недостоверной. Фальсифицированные молоко и продукты его переработки подлежат принудительному отзыву по решению суда. До принятия судом решения о принудительном отзыве фальсифицированных молока и продуктов его переработки должностным лицам Роспотребнадзора следует принимать в установленном порядке меры по: - приостановлению производства и реализации фальсифицированных молока и продуктов его переработки путем выдачи соответствующего предписания (см. ст. 18 ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию"); - информированию потребителей о приостановлении производства и реализации фальсифицированных молока и продуктов его переработки (через СМИ, а также с привлечением изготовителя и (или) продавца). Целями идентификации масложировой продукции в соответствии со ст. 4 ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию" являются: 1) установление принадлежности продукции к сфере действия ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию"; 2) предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей; 3) отнесение процессов производства, хранения и перевозки масложировой продукции, указанной в ст. 2, к сфере действия ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию". В соответствии с частями 5 - 7 статьи 25 ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию" государственный контроль (надзор) проводится в формах: 1) визуального контроля; 2) инструментального контроля. При проведении визуального контроля проверяются наличие маркировки масложировой продукции и ее соответствие требованиям ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию". При проведении инструментального контроля с помощью средств измерений устанавливается соответствие масложировой продукции требованиям ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию" путем отбора образцов для проведения исследований масложировой продукции как на месте проведения государственного контроля (надзора), так и вне его. Статьей 4 ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию" предусмотрены следующие способы идентификации масложировой продукции (в зависимости от поставленных целей): 1) В целях установления принадлежности продукции к сфере действия ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию": - визуальное сравнение наименования масложировой продукции, указанного на упаковке, с наименованием, установленным ст. 2, - для продукции в потребительской упаковке; - визуальное сравнение наименования масложировой продукции, указанного в документе, подтверждающем переход права собственности на продукцию, с наименованием, установленным ст. 2, - для продукции в не потребительской упаковке; - визуальное сравнение наименования масложировой продукции, указанного в информации изготовителя или продавца, с наименованием, установленным ст. 2, - для продукции, изготавливаемой в личных подсобных хозяйствах. 2) В целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей: - установление соответствия идентифицируемой продукции признакам, установленным ст. 3; - установление соответствия идентифицируемой продукции информации, указанной в маркировке и (или) документе, подтверждающем переход права собственности на продукцию, или информации изготовителя или продавца, - для продукции, изготавливаемой в личных подсобных хозяйствах. 3) В целях отнесения процессов производства, хранения и перевозки масложировой продукции, указанной в ст. 2, к сфере действия ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию": - установление, что данные процессы обеспечивают производство, хранение и перевозку масложировой продукции, указанной в ст. 2, в соответствии с требованиями, установленными статьями 9 - 20 ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию". 2.3. Оформление сведений, полученных по результатам оценки соответствия (идентификации) продукции обязательным требованиям ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" и ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию", осуществляется в соответствии с требованиями, установленными ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Уполномоченное должностное лицо территориального органа Роспотребнадзора, при наличии к тому оснований, принимает меры административного воздействия в пределах полномочий, предусмотренных законодательством. При получении информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов законодательством в области технического регулирования предусмотрено исполнение федеральными органами государственного контроля (надзора) и их должностными лицами следующих полномочий (см. таблицу). --------------------------------------------------------------------------- | Полномочия, | Полномочия, | Полномочия, | | предусмотренные ФЗ | предусмотренные ТР |предусмотренные ТР| |"О техническом регулировании"| на молоко | на масложировую | | | | продукцию | |-----------------------------|------------------------|------------------| | проводить проверку | в случае выявления | осуществлять | | достоверности полученной | нарушений ТР принимать | идентификацию | | информации о несоответствии |меры в целях недопущения| объектов | | продукции требованиям | причинения вреда жизни | технического | | тех. регламентов (ст. 39) | или здоровью граждан, | регулирования | |-----------------------------| окружающей среде | тех. регламента | | требовать от изготовителя | | (ст. 26) | |(продавца, лица, выполняющего| | | | функции иностранного | | | | изготовителя) материалы | | | | проверки достоверности | | | | полученной информации о | | | | несоответствии продукции | | | | требованиям тех. регламентов| | | | (ч. 1 ст. 38) | | | |-----------------------------| |------------------| | согласовывать программу | | проводить отбор | |мероприятий по предотвращению| | образцов | | причинения вреда, | | масложировой | | разработанную изготовителем | | продукции при | | (продавцом, лицом, | | проведении | | выполняющим функции | |инструментального | | иностранного изготовителя) | |контроля (ст. 26) | | (ч. 2 ст. 38) | | | |-----------------------------| | | | запрашивать у изготовителя | | | |(исполнителя, продавца, лица,| | | | выполняющего функции | | | |иностранного изготовителя) и | | | | иных лиц дополнительную | | | | информацию о продукции, | | | | процессах производства, | | | | эксплуатации, хранения, | | | | перевозки, реализации и | | | | утилизации, в том числе | | | | результаты исследований | | | | (испытаний) и измерений, | | | |проведенных при осуществлении| | | | обязательного подтверждения | | | | соответствия (ст. 39) | | | |-----------------------------| | | | направлять запросы в другие | | | | федеральные органы | | | | исполнительной власти | | | | (ст. 39) | | | |-----------------------------| | | |при необходимости привлекать | | | | специалистов для анализа | | | | полученных материалов | | | | (ст. 39) | | | |-----------------------------|------------------------| | | выдавать предписание о |выдавать предписания об | | | разработке изготовителем | устранении нарушений | | | (продавцом, лицом, | и устанавливать | | | выполняющим функции | обоснованный с учетом | | | иностранного изготовителя) |характера нарушений срок| | | программы мероприятий по | для исполнения | | | предотвращению причинения | предписаний | | |вреда, оказывать содействие в| | | |ее реализации и осуществлять | | | | контроль за ее выполнением; | | | | запрашивать у изготовителя | | | | (продавца, лица, | | | | выполняющего функции | | | |иностранного изготовителя) и | | | | иных лиц документы, | | | | подтверждающие проведение | | | | мероприятий, указанных в | | | | программе мероприятий по | | | | предотвращению причинения | | | | вреда; проверять соблюдение | | | |сроков, указанных в программе| | | | (ст. 39) | | | |-----------------------------| | | | выдавать предписания об | | | | устранении нарушений | | | | требований технических | | | | регламентов в срок, | | | | установленный с учетом | | | |характера нарушения (ст. 34) | | | |-----------------------------|------------------------| | | выдавать предписание о | выдавать предписания о | | | приостановке реализации | приостановке | | | продукции при получении | производства и | | | информации о несоответствии | реализации или только | | | этой продукции требованиям | реализации продуктов | | | тех. регламентов и | переработки молока, не | | | необходимости принятия | соответствующих | | | незамедлительных мер по | требованиям | | | предотвращению причинения | (ч. 1 ст. 18) | | | вреда жизни и здоровью | | | | граждан при использовании | | | | этой продукции либо угрозы | | | | причинения такого вреда | | | | (ч. 3 ст. 39) | | | |-----------------------------|------------------------| | | направлять в орган по |требовать предоставления| | | сертификации, выдавший |информации о результатах| | | сертификат, информацию о | производственного | | |необходимости приостановления| контроля | | | или прекращения действия | (часть 3 ст. 20) | | | сертификата соответствия | | | | (ст. 34) | | | |-----------------------------|------------------------| | | вправе выдавать лицу, | направлять в органы, | | | принявшему декларацию о | выдавшие сертификат | | | соответствии, предписание о | соответствия, | | | приостановлении или | или органы, | | | прекращении действия | зарегистрировавшие | | | декларации о соответствии с | декларацию о | | |обязательным информированием |соответствии, информацию| | | об этом федерального органа | о необходимости | | | исп. власти, организующего | приостановления или | | | формирование и ведение | прекращения действия | | |единого реестра деклараций о | декларации о | | | соответствии (ст. 34) | соответствии или | | | |сертификата соответствия| | |-----------------------------|------------------------| | | привлекать изготовителя | принимать решение об | | |(исполнителя, продавца, лицо,|обращении в суд с иском | | | выполняющее функции |о принудительном отзыве | | | иностранного изготовителя) | молока и продуктов его | | | к ответственности, | переработки, не | | | предусмотренной | соответствующих | | | законодательством (ст. 34) | требованиям настоящего | | |-----------------------------| Федерального закона | | | принимать решение об | | | | обращении в суд с иском | |------------------| | о принудительном отзыве | | | | продукции (ст. 39, ст. 40) | | | |-----------------------------|------------------------| | | принимать иные |осуществлять контроль за| | | предусмотренные |утилизацией продукции, в| | | законодательством РФ меры | отношении которой | | | в целях недопущения | принято постановление | | | причинения вреда | об утилизации | | |(см. технические регламенты) | (ч. 3 ст. 19) | | --------------------------------------------------------------------------- 3. Исполнение отдельных полномочий 3.1. Приостановление производства и (или) реализации продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Статьей 18 ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" предусмотрено принятие мер по приостановлению производства и (или) реализации продуктов переработки молока. Решение по приостановлению производства и (или) реализации таких продуктов принимают: - изготовители данных продуктов; - продавцы данных продуктов; - Роспотребнадзор; - суд. Изготовители и продавцы продуктов переработки молока могут самостоятельно приостановить производство и (или) реализацию продуктов, не соответствующих установленным требованиям. В соответствии со статьей 19 Федерального закона "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" не соответствующие его требованиям продукты подлежат утилизации. Утилизация осуществляется изготовителем или продавцом этих продуктов способом, согласованным с соответствующим федеральным органом исполнительной власти (в т.ч. Роспотребнадзором), в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 29.09.1994 N 1263. Если изготовители или продавцы не принимают вышеназванные меры своевременно, то приостановление применяется в административном порядке Роспотребнадзором на основании получения соответствующей информации. Роспотребнадзор принимает решение о приостановлении производства и реализации продуктов переработки молока в форме предписания, выдаваемого изготовителю или продавцу таких продуктов. При этом Федеральный закон допускает два вида выдаваемых предписаний: - о приостановлении реализации продуктов переработки молока; - о приостановлении производства и реализации продуктов переработки молока. В связи с тем, что вышеназванные предписания отличаются от предписаний об устранении выявленных нарушений, следует разработать соответствующие бланки предписаний. Выдача таких предписаний является правом должностных лиц Роспотребнадзора, таким образом, решение вопроса о приостановлении производства и (или) реализации должностные лица Роспотребнадзора вправе передать и на усмотрение суда. Для выдачи предписания о приостановлении реализации продуктов переработки молока необходимо только одно основание, а именно получение Роспотребнадзором информации о несоответствии продуктов переработки молока требованиям Федерального закона "Технический регламент на молоко и молочную продукцию". В связи с этим выдавать такое предписание допустимо до начала проведения изготовителем проверки достоверности информации о несоответствии продуктов. Это не соответствует правилам, предусмотренным частью 1 статьи 38 Федерального закона "О техническом регулировании", но в данном случае применимы нормы Федерального закона "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", а не Федерального закона "О техническом регулировании". Для выдачи предписания о приостановлении производства и реализации продуктов переработки молока необходимо наличие фактов: - подтверждающих несоответствие продуктов требованиям законодательства РФ в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, законодательства РФ о защите прав потребителей и Федерального закона "Технический регламент на молоко и молочную продукцию"; - подтверждающих, что продукты представляют угрозу здоровью и жизни граждан, их имуществу, окружающей среде. Таким образом, выдача продавцу предписания о приостановлении реализации продуктов может стать первым шагом к тому, чтобы направить предписание о приостановлении производства и реализации изготовителю такой продукции. На первом этапе одновременно с выдачей предписания о приостановлении реализации продуктов решается вопрос о направлении образцов этих продуктов в аккредитованную испытательную лабораторию (центр) в целях проведения испытаний этих продуктов. Срок, необходимый для получения протокола испытаний, одновременно является сроком приостановления реализации соответствующих продуктов переработки молока и должен быть указан в предписании. В связи с этим день получения протокола испытаний является последним днем действия предписания даже в том случае, если срок, указанный в предписании, не истек. Если же указанный в предписании срок истек до получения протокола испытания, такой срок подлежит продлению. На следующем этапе, т.е. после поступления протокола испытаний, территориальный орган Роспотребнадзора, при наличии к тому оснований, принимает решение о принудительном отзыве продукции. 3.2. Решение о принудительном отзыве продукции (ст. 40 ФЗ "О техническом регулировании") принимается в случаях: 1. Невыполнения предписания о разработке изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) программы мероприятий по предотвращению причинения вреда; 2. Невыполнения программы мероприятий по предотвращению причинения вреда. Решение о принудительном отзыве продукции является обоснованным, если результаты испытаний подтверждают несоответствие образцов продуктов требованиям технических регламентов. Такое решение вправе принимать орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией в форме иска о принудительном отзыве продукции, направляемом в суд по правилам соответствующего судопроизводства. В состав передаваемых в суд материалов следует включить: - собственно исковое заявление с обоснованием требования о принудительном отзыве продукции; - предписание о разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда; - материалы по результатам мероприятия по контролю, включая доказательства неисполнения предписания о разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда или невыполнение этой программы; - другие доказательства, необходимые для обоснования требований истца. В случае удовлетворения иска о принудительном отзыве продукции суд обязывает ответчика совершить определенные действия, связанные с отзывом продукции, в установленный судом срок, а также довести решение суда не позднее одного месяца со дня его вступления в законную силу до сведения приобретателей через средства массовой информации или иным способом. Принудительно отозванные решением суда продукты переработки молока подлежат утилизации на основании постановления федерального органа исполнительной власти об утилизации. Если такое постановление было вынесено территориальным органом Роспотребнадзора, то данный орган обязан осуществить контроль за утилизацией (часть 3 ст. 19). В случае неисполнения ответчиком решения суда в установленный срок исполнение решения суда осуществляется в принудительном порядке, установленном ФЗ "Об исполнительном производстве". При этом Роспотребнадзор вправе информировать приобретателей через средства массовой информации о принудительном отзыве продукции. 3.3. Уголовная ответственность При исполнении полномочий по привлечению виновных в совершении правонарушений в области технического регулирования лиц к ответственности в обязательном порядке следует учитывать, исходя из оценки наступивших последствий совершенного правонарушения, наличие оснований для привлечения указанных лиц к уголовной ответственности, предусмотренной статьей 238 Уголовного кодекса Российской Федерации. В части 1 статьи 238 УК РФ указанной статьи установлена уголовная ответственность - за производство, хранение или перевозку в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а равно неправомерную выдачу или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности. В части 2 статьи 238 УК РФ - за те же деяния, которые указаны в части 1, но при этом, если они: а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) совершены в отношении товаров, работ или услуг, предназначенных для детей в возрасте до шести лет; г) повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека. В части 3 статьи 238 УК РФ - за деяния, предусмотренные частями 1 или 2 данной статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц. Материалы по данным фактам передаются в правоохранительные органы по правилам, установленным Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. 4. Соотношение требований к порядку принятия мер административного воздействия, предусмотренных законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, с требованиями, установленными законодательством в области технического регулирования В соответствии со статьей 33 ФЗ "О техническом регулировании" объектами государственного контроля (надзора) за соблюдением требований в области технического регулирования являются: - требования технических регламентов к продукции на стадии ее обращения; - требования технических регламентов к процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, связанные с требованиями к продукции. В отношении Роспотребнадзора действующим Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, функция надзора за соблюдением требований именно технических регламентов отдельно не установлена. Не упоминаются технические регламенты в Федеральном законе "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (статьи 1 и 3), а также в Положении о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании. Однако Федеральные законы "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" (ст. 28) и "Технический регламент на масложировую продукцию" (часть 4 ст. 25) решают данную проблему путем прямого соотношения объекта государственного контроля (надзора) за соблюдением требований к объекту технического регулирования с государственным органом, уполномоченным осуществлять такой контроль (надзор). Исходя из этого, Роспотребнадзор наделен функциями осуществлять государственный контроль (надзор) в сфере обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и на потребительском рынке, в том числе контроль (надзор) соблюдения требований технических регламентов, в той их части, которая регулирует вышеперечисленные области правоотношений. 5. Квалификация административных правонарушений Нарушение требований технических регламентов влечет для лиц, допустивших такие нарушения, ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Назначение административных наказаний осуществляется в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП). КоАП в описательной части статей, относящихся к компетенции должностных лиц Службы (как в целях рассмотрения дел об административных правонарушениях, так и в целях составления соответствующих протоколов), новеллы законодательства не отражает: такое понятие, как "технический регламент" - не используется. В связи с этим возникает затруднение в применении административных санкций к лицам, допустившим нарушения технических регламентов. Необходимость внесения соответствующих поправок в КоАП очевидна. Но в настоящее время, т.е. до внесения изменений в КоАП, в случаях выявления нарушений требований технических регламентов предлагаем ориентироваться на следующие статьи КоАП: 1. По Федеральному закону "Технический регламент на молоко и молочную продукцию": --------------------------------------------------------------------------- | Статья КоАП | Статья ТР | Примечание | |---------------------|--------------|------------------------------------| | 6.3 | Часть 1 | Отсутствие в программе | | в части невыполнения| статьи 10 | производственного контроля или | | санитарно- | Часть 6 | нарушения установленной ею | | гигиенических | статьи 13 | периодичности (режима) мойки и | |противоэпидемических | | дезинфекции производственных | | мероприятий | |помещений, оборудования, инвентаря, | | | | тары, транспортных средств | | |--------------|------------------------------------| | | Часть 5 | Нарушение установленных программой | | | статьи 10 |производственного контроля объема и | | | | периодичности проведения | | | | лабораторных испытаний | | | | эффективности мойки и дезинфекции | | | | производственных помещений, | | | | оборудования, инвентаря, тары, | | | | транспортных средств | | |--------------|------------------------------------| | | Части 1, 2 | Невыполнение требований к | | | статьи 20 | организации производственного | | | Статья 21 | контроля, в том числе к содержанию | | | | программы производственного | | | | контроля | | |--------------|------------------------------------| | | Статья 22 | Невыполнение изготовителем или | | | | продавцом мероприятий, | | | | обеспечивающих выполнение их | | | | работниками гигиенических | | | | требований | |---------------------|--------------|------------------------------------| | 6.4 | Часть 1 | Нарушение требований к организации | | в части нарушений | статьи 10 | мойки и дезинфекции | | сан.-эпид. | | производственных помещений | | требований | | и транспортных средств | | к эксплуатации |--------------|------------------------------------| | общественных | Статья 13 | Нарушение требований к помещениям | | помещений, зданий, | | при производстве заквасок и | | сооружений, | | пробиотических микроорганизмов | | транспорта |--------------|------------------------------------| | | Статья 16 | Нарушение требований | | Требования ТР | | к производственным помещениям, | | применяются в | | в которых осуществляется | | соотношении с сан.- | | производство детского питания | | эпид. требованиями | | | | <*> | | | |---------------------|--------------|------------------------------------| | 14.4, часть 1 | Части 1 - 6 | Нарушение требований к упаковке | | за продажу товаров, | статьи 35 | молока и продуктов его переработки | | не соответствующих |--------------|------------------------------------| | требованиям | Часть 7 | Реализация продуктов переработки | | стандартов, | статьи 35 | молока в поврежденной таре и (или) | | техническим | | упаковке | | условиям, по | | | | качеству, | | | | комплектности или | | | | упаковке | | | |---------------------|--------------|------------------------------------| | 14.4, часть 2 | Часть 1 | Реализация молока и продуктов его | | в части продажи | статьи 29 | переработки без подтверждения их | | товаров без | |соответствия требованиям ТР в форме | | сертификата | | декларации о соответствии или | | соответствия | | обязательной сертификации | | (декларации о |--------------|------------------------------------| | соответствии) | Статья 33 с | Реализация молока и продуктов его | | |учетом правил | переработки, подтвержденных на | | не подлежит | (схем), пре- | соответствие требованиям ТР с | | применению в части |дусмотренных | нарушением правил выбора схем | | ответственности за | статьями 31, | декларирования или обязательной | | продажу товаров с | 32 | сертификации | | нарушением сан. | | | | правил до внесения | | | | дополнительной | | | |---------------------|--------------|------------------------------------| | 14.5 | Часть 1, | Нарушение требований к маркировке | | в части продажи | пункт 2 | молока и продуктов его переработки | | товаров при | части 3 | | | отсутствии | статьи 36 | | | установленной | | | | информации | | | | об изготовителе | | | | или о продавце | | | |---------------------|--------------|------------------------------------| | 14.7 | Статья 24 | Нарушение правил идентификации | | в части введения в | | объекта технического регулирования | | заблуждение | |(продукции), приведших к введению в | | потребителей | | заблуждение потребителей продукции | | относительно | | относительно ее потребительских | | потребительских | | свойств (наименование, показатели | | свойств товара | | идентификации) | |---------------------|--------------|------------------------------------| | 14.8, часть 1 | Часть 4 | Несвоевременное доведение | | за нарушение прав | статьи 17 | информации о продуктах переработки | | потребителя | | молока, размещенной на листках- | | на получение | | вкладышах, прилагаемых к упаковке | | необходимой | | указанных продуктов | | и достоверной |--------------|------------------------------------| | информации | Часть 10 | Несвоевременное предъявление | |о реализуемом товаре | статьи 17 | потребителям документов, | | | | подтверждающих безопасность сырого | | | | молока, а также информации о | | | | необходимости обязательного | | | | кипячения сырого молока | | | | при реализации сырого молока | | | | на сельскохоз. рынках | | |--------------|------------------------------------| | | Часть 6 | В части отсутствия на упаковке | | | статьи 35 | продуктов переработки молока | | | Статья 36 | маркировки, этикетки, необходимых | | | | листка-вкладыша или ярлыка | | | | с информацией для потребителей | |---------------------|--------------|------------------------------------| | 14.15 | Часть 1 | Реализация (продажа) продуктов | | за нарушение | статьи 17 | переработки молока, | | установленных | | не соответствующих требованиям | | правил продажи | | законодательства РФ в области | | отдельных | |обеспечения качества и безопасности | | видов товаров | | пищевых продуктов и ТР | | |--------------|------------------------------------| | Применяется до | Часть 3 | Нарушение продавцом требований по | | вступления в силу | статьи 17 | проверке продуктов переработки | | соответствующих | | молока на наличие предусмотренной | | дополнений в | | ТР информации об этих продуктах и | | статью 14.4 | | соответствия такой информации | | (в части 1 и | | документам изготовителя | | (или) 2) |--------------|------------------------------------| | (см. выше) | Часть 5 | Реализация продуктов переработки | | | статьи 17 | молока с нарушением условий, | | | | установленных изготовителем | | |--------------|------------------------------------| | | Часть 6 | Нарушение правил реализации | | | статьи 17 | продуктов детского питания на | | | | молочной основе для детей раннего | | | | возраста | | |--------------|------------------------------------| | | Часть 7 | Реализация продуктов переработки | | | статьи 17 | молока продавцом, не имеющим | | | | возможности для обеспечения | | | |установленных изготовителем условий | | | | хранения этих продуктов | | |--------------|------------------------------------| | | Часть 8 | Установление продавцом на продукты | | | статьи 17 | переработки молока срока | | | | реализации, превышающего срок | | | | годности, установленный | | | | изготовителем | | | |------------------------------------| | | | Реализация продуктов переработки | | | | молока с истекшим сроком годности | | |--------------|------------------------------------| | | Часть 9 | Нарушение физическими лицами (в | | | статьи 17 | т.ч. инд. предпринимателями) | | | | требований к обеспечению | | | | соответствия продуктов переработки | | | |молока непромышленного производства | | | | требованиям ТР к показателям | | | | безопасности и идентификации при | | | | реализации таких продуктов на | | | | рынках | | |--------------|------------------------------------| | | Часть 10 |Непринятие продавцом самостоятельно | | | статьи 17 | и своевременно мер по отзыву | | | | реализуемых продуктов переработки | | | | молока, не соответствующих | | | | требованиям ТР (применение адм. | | | |наказания возможно после вступления | | | | в силу решения суда о | | | | принудительном отзыве продуктов с | | | |учетом срока давности привл. к адм. | | | | ответств. в 1 год) | |---------------------|--------------|------------------------------------| | 19.5, часть 1 | Пункт 1 | Невыполнение в установленный срок | | Невыполнение в | части 3 |предписания об устранении нарушений | | установленный срок | статьи 27 | технического регламента | | законного | | | | предписания органа | | | | (долж. лица), | | | | осуществляющего | | | | гос. надзор | | | | (контроль), об | | | |устранении нарушений | | | | законодательства | | | |---------------------|--------------|------------------------------------| | 19.7 | Часть 3 | Невыполнение юридическим лицом или | | Непредставление или | статьи 20 | инд. предпринимателем, являющимися | | несвоевременное | | изготовителями или продавцами | | представление | | продуктов переработки молока, | | сведений | |обязанности предоставить информацию | | (информации), | | о результатах производственного | | представление | |контроля в Роспотребнадзор (или его | | которых | | территориальные органы) по его | | предусмотрено | | требованию | |законом и необходимо |--------------|------------------------------------| | для осуществления | Часть 4 | В части невыполнения изготовителем | | гос. органом (долж. | статьи 20 | или продавцом обязанности по | | лицом) законной | | информированию Роспотребнадзора | | деятельности, а | |(его территориальных органов, долж. | | равно представление | | лиц) о возникновении или об | | таких сведений | | опасности возникновения аварийных | | (информации) | | ситуаций, нарушения процессов | | в неполном объеме | | производства, создающих угрозу | | или в искаженном | | нанесения вреда жизни и здоровью | | виде | | граждан, окружающей среде | |---------------------|--------------|------------------------------------| | 19.19 часть 1 | Часть 5 | Хранение продуктов переработки | | в части нарушения | статьи 17 | молока у продавца с нарушением | | обязательных | | условий, установленных | | требований | | изготовителем | | гос. стандартов при | | | | реализации | | | |(поставке, продаже), | | | | использовании | | | | (эксплуатации), | | | | хранении, | | | | транспортировании |--------------|------------------------------------| | либо утилизации | Части 1 и 2 | Нарушение требований к утилизации | | продукции | статьи 19 | продуктов переработки молока | | | | | | Не подлежит | | | | применению до | | | | внесения | | | | дополнительной | | | | отсылки | | | | на тех. регламенты | | | --------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> Требуется внесение соответствующих дополнений в Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании в части соотношения санитарно-эпидемиологических требований с техническими регламентами. 2. По Федеральному закону "Техническому регламенту на масложировую продукцию": --------------------------------------------------------------------------- | Статья КоАП | Статья ТР | Примечание | |---------------------|--------------|------------------------------------| | 6.3 | Пункт 2 | В части нарушения изготовителем | |в части невыполнения | части 1 | продукции порядка прохождения | | санитарно- | статьи 16 | персоналом предварительных и | | гигиенических | | периодических мед. осмотров | |противоэпидемических |--------------|------------------------------------| | мероприятий | Часть 1 | В части отсутствия программы | | | статьи 17 |производственного контроля, а также | | Для применения | | организованного производственного | | статьи 6.3 в части | | контроля | | ответственности за | | | | нарушения | | | |---------------------|--------------|------------------------------------| | 6.4 | Статья 13 | В части нарушений требований ТР к | | в части нарушений | | производственным помещениям | | сан.-эпид. | | | | требований к | | | | эксплуатации | | | | общественных | | | | помещений, зданий, | | | | сооружений | | | | | | | | Требования ТР | | | | применяются в | | | | соотношении с сан.- | | | | эпид. требованиями | | | | <*> | | | |---------------------|--------------|------------------------------------| | 6.5 | Часть 1 | В части использования в процессе | | за нарушение | статьи 11 | производства пищевой масложировой | | санитарно- | | продукции воды, не соответствующей | | эпидемиологических | | техническим регламентам | | требований | | | | к питьевой воде, а | | | | также к питьевому и | | | | хозяйственно- | | | | бытовому | | | | водоснабжению | | | | | | | |Но применять ст. 6.5 | | | | допустимо после | | | | вступления в силу | | | | технического | | | | регламента к | | | | питьевой воде | | | |---------------------|--------------|------------------------------------| | 8.2 | Часть 1 | В части нерегулярного удаления | |в части несоблюдения | статьи 15 | отходов из производственных | | санитарно- | | помещений после завершения | | эпидемиологических | | технологических операций | | требований при |--------------|------------------------------------| |сборе, складировании | Часть 2 |В части наличия в условиях хранения | | и ином обращении с | статьи 15 | и удаления отходов производства | | отходами | | возможности загрязнения | | производства и | | масложировой продукции, а также | | потребления | | возникновения угрозы жизни и | | | | здоровью человека | | Требовании ТР | | | | применяются в | | | | соотношении с сан.- | | | | эпид. требованиями | | | | <**> | | | |---------------------|--------------|------------------------------------| | 14.4, часть 1 | Статья 6 | Нарушение требований к упаковке | | за продажу товаров, | | масложировой продукции | | не соответствующих | | | | требованиям | | | | стандартов, | | | | техническим | | | | условиям, по | | | | качеству, | | | | комплектности или | | | | упаковке | | | | | | | | Не подлежит | | | | применению до | | | | внесения | | | | дополнительной | | | | отсылки на | | | | тех. регламенты | | | |---------------------|--------------|------------------------------------| | 14.4, часть 2 | Статья 7 | В части нарушения требований к | | в части продажи | Статья 8 | маркировке масложировой | | товаров без | | продукции, не связанного с | | сертификата | | нарушением права потребителя на | | соответствия | | необходимую и достоверную | | (декларации о | | информацию | | соответствии) | | | | | | | | не подлежит | | | | применению в части | | | | ответственности за | | | | продажу товаров с | | | | нарушением сан. | | | | правил до внесения | | | | дополнительной | | | | отсылки на тех. | | | | регламенты | | | |---------------------|--------------|------------------------------------| | 14.7 | Часть 4 | В части нарушения правил | | в части введения в | статьи 4 | идентификации объекта технического | | заблуждение | | регулирования (продукции), | | потребителей | | приведших к введению в заблуждение | | относительно | | приобретателей (потребителей) | | потребительских | | продукции относительно ее | | свойств товара | | потребительских свойств | | | | (наименование, показатели | | | | идентификации) | |---------------------|--------------|------------------------------------| | 14.8, часть 1 | Статья 7 | В части нарушения требований к | | за нарушение прав | Статья 8 | маркировке масложировой продукции, | | потребителя на | | если это повлекло нарушение права | | получение | | потребителя на необходимую и | | необходимой и | | достоверную информацию о | | достоверной | | масложировой продукции | | информации о | | | | реализуемом товаре | | | |---------------------|--------------|------------------------------------| | 19.19 часть 1 | Статья 7 | В части нарушения требований к | | в части нарушения | Статья 8 | маркировке масложировой продукции | | обязательных |--------------|------------------------------------| | требований | Статья 18 | Нарушение требований к процессу | | гос. стандартов при | | хранения пищевой масложировой | | реализации | | продукции | |(поставке, продаже), | | | | использовании |--------------|------------------------------------| | (эксплуатации), | Статья 19 | Нарушение требований к процессу | | хранении, | | перевозки пищевой масложировой | | транспортировании | | продукции | | либо утилизации |--------------|------------------------------------| | продукции | Статья 20 | Нарушение требований к процессам | | | | хранения и перевозки непищевой | | Не подлежит | | масложировой продукции | | применению | | | | до внесения | | | | дополнительной | | | | отсылки на | | | | тех. регламенты | | | --------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> См. сноску N 1. <**> См. сноску N 1. |