О ПРИМЕНЕНИИ НДС В ОТНОШЕНИИ ОПЕРАЦИЙ ПО УСТУПКЕ ПРАВ (ТРЕБОВАНИЙ) КРЕДИТОРА ПО ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ, ВЫТЕКАЮЩИМ ИЗ ДОГОВОРОВ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ЗАЙМОВ В ДЕНЕЖНОЙ ФОРМЕ И КРЕДИТНЫХ ДОГОВОРОВ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 12.01.09 03-07-11/1

           О ПРИМЕНЕНИИ НДС В ОТНОШЕНИИ ОПЕРАЦИЙ ПО УСТУПКЕ
            ПРАВ (ТРЕБОВАНИЙ) КРЕДИТОРА ПО ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ,
           ВЫТЕКАЮЩИМ ИЗ ДОГОВОРОВ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ЗАЙМОВ
                В ДЕНЕЖНОЙ ФОРМЕ И КРЕДИТНЫХ ДОГОВОРОВ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          12 января 2009 г.
                             N 03-07-11/1

                                 (Д)


     В  связи  с  письмом  по вопросу применения налога на добавленную
стоимость  в отношении операций по уступке прав (требований) кредитора
по  обязательствам, вытекающим из договоров по предоставлению займов в
денежной   форме   и  кредитных  договоров,  Департамент  налоговой  и
таможенно-тарифной политики сообщает.
     В  соответствии  с  пп.  26  п.  3  ст.  149  Налогового  кодекса
Российской   Федерации   (далее   -   Кодекс)   операции   по  уступке
(приобретению)   прав   (требований)   кредитора   по  обязательствам,
вытекающим  из  договоров  по предоставлению займов в денежной форме и
(или)   кредитных   договоров,   а   также   по  исполнению  заемщиком
обязательств  перед  новым  кредитором  по  первоначальному  договору,
лежащему  в  основе договора уступки, освобождаются от налогообложения
налогом на добавленную стоимость.
     На   основании  ст.  11  Кодекса  институты,  понятия  и  термины
гражданского  законодательства,  используемые в Кодексе, применяются в
том   значении,   в   котором   они   используются   в   этой  отрасли
законодательства,   если   иное  не  предусмотрено  Кодексом.  Понятия
"кредитор"  и  "новый  кредитор" при осуществлении операций по уступке
прав (требований) Кодексом не установлены.
     В  соответствии с п. 1 ст. 382 "Основания и порядок перехода прав
кредитора  к  другому  лицу" Гражданского кодекса Российской Федерации
(далее  -  ГК  РФ)  право  (требование),  принадлежащее  кредитору  на
основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке
(уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.
     Согласно  ст.  384  "Объем прав кредитора, переходящего к другому
лицу"  ГК  РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, право
первоначального  кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и
на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права.
     Кроме того, в соответствии со ст. 390 "Ответственность кредитора,
уступившего  требование"  ГК  РФ  первоначальный  кредитор, уступивший
требование,  отвечает  перед  новым  кредитором  за недействительность
переданного  ему  требования,  но  не  отвечает  за неисполнение этого
требования  должником,  кроме  случая,  когда  первоначальный кредитор
принял на себя поручительство за должника перед новым кредитором.
     Таким  образом,  в  указанных  статьях ГК РФ понятия "кредитор" и
"новый    кредитор"   употребляются,   соответственно,   в   отношении
первоначального  кредитора  и  кредитора,  которому требование уступил
первоначальный кредитор.
     Учитывая изложенное, по нашему мнению, вышеназванная норма пп. 26
п. 3 ст. 149 Кодекса подлежит применению первоначальным кредитором при
уступке  указанных прав (требований), а также при исполнении заемщиком
обязательств перед новым кредитором, к которому эти права (требования)
перешли от первоначального кредитора.
     При  приобретении  денежного  требования  у  третьих  лиц следует
применять  п.  4  ст.  155 Кодекса, согласно которому при приобретении
денежного  требования  у  третьих  лиц налоговая база определяется как
сумма  превышения  суммы  доходов,  полученных от должника и (или) при
последующей  уступке,  над  суммой расходов на приобретение указанного
требования.
     Одновременно  сообщаем,  что  настоящее  письмо  Департамента  не
содержит  правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с  Письмом  Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение  Департамента  имеет  информационно-разъяснительный характер по
вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах  и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о
налогах  и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в
настоящем письме.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
12 января 2009 г.
N 03-07-11/1