ИНОСТРАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, ЯВЛЯЮЩАЯСЯ РЕЗИДЕНТОМ США, ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ЗА ПЛАТУ СВОИХ СПЕЦИАЛИСТОВ РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. ВОЗНИКАЮТ ЛИ ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОВОГО АГЕНТА У РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ДАННОМ СЛУЧАЕ?. Письмо. Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. 22.09.08 20-12/089393

         ИНОСТРАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, ЯВЛЯЮЩАЯСЯ РЕЗИДЕНТОМ США,
         ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ЗА ПЛАТУ СВОИХ СПЕЦИАЛИСТОВ РОССИЙСКОЙ
           ОРГАНИЗАЦИИ. ВОЗНИКАЮТ ЛИ ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОВОГО
           АГЕНТА У РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ДАННОМ СЛУЧАЕ?

                                ПИСЬМО

         УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ

                         22 сентября 2008 г.
                            N 20-12/089393

                                 (Д)


     Обязанность    российской    организации   (налогового   агента),
выплачивающей  доход иностранной организации, по исчислению, удержанию
и  перечислению  в  бюджет  налога  на  прибыль  с доходов иностранной
организации от источников в РФ, установленная в пункте 1 статьи 310 НК
РФ, предусмотрена в отношении доходов, указанных в пункте 1 статьи 309
НК  РФ.  При  этом  получение  таких  доходов не должно быть связано с
предпринимательской   деятельностью   иностранной   организации  через
постоянное представительство в РФ.
     В  статье  306  НК  РФ  установлены  особенности  налогообложения
иностранных организаций, имеющих постоянное представительство в РФ.
     Наличие  постоянного  представительства иностранной организации в
РФ  определяется  исходя  из  положений  законодательства  о налогах и
сборах.  Если  иностранная  организация  является  лицом  с постоянным
местопребыванием в государстве, в отношениях с которым у РФ существует
действующее  соглашение  об  избежании  двойного  налогообложения, при
определении  наличия  постоянного  представительства  приоритет  имеют
положения соответствующего международного договора.
     Между   Российской  Федерацией  и  Соединенными  Штатами  Америки
действует    Договор   об   избежании   двойного   налогообложения   и
предотвращении  уклонения  от  налогообложения  в отношении налогов на
доходы и капитал от 17.06.92.
     В  соответствии  с пунктом 1 статьи 5 Договора термин "постоянное
представительство"  для  целей  применения положений Договора означает
постоянное   место  деятельности,  через  которое  лицо  с  постоянным
местопребыванием  в одном Договаривающемся Государстве, являющееся или
не    являющееся    юридическим   лицом,   осуществляет   коммерческую
деятельность в другом Договаривающемся Государстве.
     При  применении  международных  договоров,  содержащих положения,
касающиеся    налогообложения    и    сборов,    компетентные   органы
договаривающихся  государств  руководствуются  комментариями  к модели
Конвенции  по  налогам  на  доход и капитал Организации экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР).
     В   соответствии   с   этими  комментариями  определение  понятия
"постоянное  представительство"  как  постоянного места бизнеса, через
которое   предприятие   проводит  всю  или  часть  своей  коммерческой
деятельности, содержит:
     - существование места бизнеса;
     - это  место  бизнеса  должно  быть фиксированным, то есть должно
быть   установлено   в  определенном  месте  с  определенной  степенью
постоянства;
     - осуществление  коммерческой  деятельности предприятия через это
фиксированное  место  бизнеса. Это означает, что лица, которые тем или
иным  образом  зависят  от  предприятия  (персонал),  проводят  бизнес
предприятия в государстве, в котором находится фиксированное место.
     Выражение   "место   бизнеса"   не   обязательно  включает  любые
помещения, средства или установки, используемые для проведения бизнеса
предприятия,  оно  может  также  существовать  и без помещения или его
необходимости  для  ведения  бизнеса  предприятия,  достаточно иметь в
своем  распоряжении  некоторое пространство. Также место бизнеса может
находиться на другом предприятии.
     Если   иностранная   организация  имеет  в  Российской  Федерации
постоянное   место   деятельности   для   осуществления  деятельности,
аналогичной   той,   которую   она   сама  осуществляет  на  основании
учредительных  документов,  или  если основная цель такого постоянного
места  бизнеса  идентична  с  основной  целью головной организации, то
такая  деятельность  является  для  данной  иностранной организации ее
основной   (обычной)   деятельностью,   которая   может   приводить  к
образованию постоянного представительства в РФ.
     Следовательно, если деятельность американской компании приводит к
образованию ее постоянного представительства для целей налогообложения
в  РФ,  то  такая  американская  компания  признается  самостоятельным
плательщиком налога на прибыль в РФ.
     Обратите внимание: иностранные организации подлежат постановке на
учет  в  налоговых  органах  РФ при наличии оснований, предусмотренных
Положением  об  особенностях  учета  в  налоговых  органах  Российской
Федерации иностранных организаций, утвержденным приказом МНС России от
07.04.2000 N АП-3-06/124.

И.о. заместителя
руководителя Управления
Федеральной налоговой службы
по г. Москве
                                                         А.Н. Чугунова
22 сентября 2008 г.
N 20-12/089393