ИНОСТРАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, ЯВЛЯЮЩАЯСЯ РЕЗИДЕНТОМ США, ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ЗА ПЛАТУ СВОИХ СПЕЦИАЛИСТОВ РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. ВОЗНИКАЮТ ЛИ ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОВОГО АГЕНТА У РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ДАННОМ СЛУЧАЕ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ 22 сентября 2008 г. N 20-12/089393 (Д) Обязанность российской организации (налогового агента), выплачивающей доход иностранной организации, по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на прибыль с доходов иностранной организации от источников в РФ, установленная в пункте 1 статьи 310 НК РФ, предусмотрена в отношении доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 НК РФ. При этом получение таких доходов не должно быть связано с предпринимательской деятельностью иностранной организации через постоянное представительство в РФ. В статье 306 НК РФ установлены особенности налогообложения иностранных организаций, имеющих постоянное представительство в РФ. Наличие постоянного представительства иностранной организации в РФ определяется исходя из положений законодательства о налогах и сборах. Если иностранная организация является лицом с постоянным местопребыванием в государстве, в отношениях с которым у РФ существует действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, при определении наличия постоянного представительства приоритет имеют положения соответствующего международного договора. Между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки действует Договор об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 17.06.92. В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Договора термин "постоянное представительство" для целей применения положений Договора означает постоянное место деятельности, через которое лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве, являющееся или не являющееся юридическим лицом, осуществляет коммерческую деятельность в другом Договаривающемся Государстве. При применении международных договоров, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, компетентные органы договаривающихся государств руководствуются комментариями к модели Конвенции по налогам на доход и капитал Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В соответствии с этими комментариями определение понятия "постоянное представительство" как постоянного места бизнеса, через которое предприятие проводит всю или часть своей коммерческой деятельности, содержит: - существование места бизнеса; - это место бизнеса должно быть фиксированным, то есть должно быть установлено в определенном месте с определенной степенью постоянства; - осуществление коммерческой деятельности предприятия через это фиксированное место бизнеса. Это означает, что лица, которые тем или иным образом зависят от предприятия (персонал), проводят бизнес предприятия в государстве, в котором находится фиксированное место. Выражение "место бизнеса" не обязательно включает любые помещения, средства или установки, используемые для проведения бизнеса предприятия, оно может также существовать и без помещения или его необходимости для ведения бизнеса предприятия, достаточно иметь в своем распоряжении некоторое пространство. Также место бизнеса может находиться на другом предприятии. Если иностранная организация имеет в Российской Федерации постоянное место деятельности для осуществления деятельности, аналогичной той, которую она сама осуществляет на основании учредительных документов, или если основная цель такого постоянного места бизнеса идентична с основной целью головной организации, то такая деятельность является для данной иностранной организации ее основной (обычной) деятельностью, которая может приводить к образованию постоянного представительства в РФ. Следовательно, если деятельность американской компании приводит к образованию ее постоянного представительства для целей налогообложения в РФ, то такая американская компания признается самостоятельным плательщиком налога на прибыль в РФ. Обратите внимание: иностранные организации подлежат постановке на учет в налоговых органах РФ при наличии оснований, предусмотренных Положением об особенностях учета в налоговых органах Российской Федерации иностранных организаций, утвержденным приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124. И.о. заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве А.Н. Чугунова 22 сентября 2008 г. N 20-12/089393 |