ОБ ОТСУТСТВИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЕНВД И НДС УСЛУГ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ КРАТКОСРОЧНЫХ И ДЛИТЕЛЬНЫХ СВИДАНИЙ ОСУЖДЕННЫМ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ ГРАЖДАНАМ С РОДСТВЕННИКАМИ И СОЗДАНИЮ НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ (В ТОМ ЧИСЛЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ), ОКАЗЫВАЕМ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 12.05.08 03-07-11/183

             ОБ ОТСУТСТВИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
           ЕНВД И НДС УСЛУГ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ КРАТКОСРОЧНЫХ
          И ДЛИТЕЛЬНЫХ СВИДАНИЙ ОСУЖДЕННЫМ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
          ГРАЖДАНАМ С РОДСТВЕННИКАМИ И СОЗДАНИЮ НЕОБХОДИМЫХ
     УСЛОВИЙ (В ТОМ ЧИСЛЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ), ОКАЗЫВАЕМЫХ 
            УЧРЕЖДЕНИЯМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                            12 мая 2008 г.
                            N 03-07-11/183

                                 (Д)


     В связи  с  письмом о налогообложении единым налогом на вмененный
доход и налогом  на  добавленную  стоимость  услуг  по  предоставлению
краткосрочных  и  длительных  свиданий  осужденным  к  лишению свободы
гражданам с родственниками и созданию для этого необходимых условий (в
том   числе  предоставление  соответствующих  помещений),  оказываемых
учреждениями уголовно-исполнительной системы,  Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
     В соответствии  с   п.   2   ст.   346.26   гл.   26.3   "Система
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных
видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации  (далее  -
Кодекс)  на  уплату  единого  налога  на вмененный доход для отдельных
видов    деятельности     может     переводиться,     в     частности,
предпринимательская  деятельность,  связанная  с  оказанием  услуг  по
временному размещению и проживанию организациями и  предпринимателями,
использующими  в  каждом  объекте  предоставления  данных  услуг общую
площадь помещений для временного размещения и проживания не более  500
кв. м.
     Согласно ст.  346.27 Кодекса к объектам предоставления  услуг  по
временному   размещению   и  проживанию  относятся  здания,  строения,
сооружения (их части),  имеющие помещения для временного размещения  и
проживания   (жилые   дома,   коттеджи,  частные  дома,  постройки  на
приусадебных участках,  здания  и  строения  (комплексы  конструктивно
обособленных (объединенных) зданий и строений,  расположенных на одном
земельном участке),  используемые под гостиницы, кемпинги, общежития и
другие  объекты).  При этом под помещением для временного размещения и
проживания   понимается   помещение,   используемое   для   временного
размещения и проживания физических лиц (квартира,  комната в квартире,
частный  дом,  коттедж  (их  части),  гостиничный  номер,  комната   в
общежитии и другие помещения).  Общая площадь помещений для временного
размещения и проживания определяется на основании инвентаризационных и
правоустанавливающих  документов  на  объекты  предоставления услуг по
временному размещению и проживанию  (договоров  купли-продажи,  аренды
(субаренды), технических паспортов, планов, схем, экспликаций и других
документов).
     По решению      Правительства      Российской     Федерации     в
уголовно-исполнительную систему могут входить следственные  изоляторы,
предприятия,   специально   созданные   для  обеспечения  деятельности
уголовно-исполнительной системы,  научно-исследовательские, проектные,
лечебные, учебные и иные учреждения.
     На основании ст.  13 Закона Российской Федерации от 21 июля  1993
г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания
в виде лишения  свободы"  (далее  -  Закон)  учредителем  предприятий,
учреждений,   исполняющих   наказания,   является   центральный  орган
уголовно-исполнительной  системы,  который   утверждает   их   уставы,
разработанные учреждениями,  исполняющими наказания, или объединениями
учреждений  с  особыми   условиями   хозяйственной   деятельности,   и
закрепляет   за   предприятиями   учреждений,  исполняющих  наказания,
федеральное имущество.  Предприятия учреждений, исполняющих наказания,
по   своей  организационно-правовой  форме  являются  государственными
унитарными предприятиями.
     Следует отметить,  что согласно ст.  11 Закона Федеральная служба
исполнения   наказаний   закрепляет   за   предприятиями   учреждений,
исполняющих  наказания,  федеральное имущество уголовно-исполнительной
системы,  которое   используется   исключительно   для   осуществления
поставленных перед уголовно-исполнительной системой задач.
     Статьей 89 Уголовно-исполнительного кодекса Российской  Федерации
установлено,  что граждане,  осужденные к лишению свободы, имеют право
на краткосрочные  свидания  и  длительные  свидания  с  родственниками
продолжительностью  трое суток при соблюдении осужденными определенных
условий,  с возможностью совместного проживания с ними  на  территории
исправительного учреждения.  В предусмотренных Уголовно-исполнительным
кодексом Российской Федерации случаях осужденным могут предоставляться
длительные  свидания  с  проживанием  вне  исправительного  учреждения
продолжительностью   пять   суток.   В   этом    случае    начальником
исправительного  учреждения  определяются  порядок  и место проведения
свидания.
     Предоставление осужденным  краткосрочных  и длительных свиданий с
родственниками  осуществляется  учреждениями   уголовно-исполнительной
системы  в  порядке  и  на  условиях,  предусмотренных,  в  частности,
Приказами Минюста России от 03.11.2005 N 205  "Об  утверждении  Правил
внутреннего   распорядка   исправительных  учреждений" и от 06.10.2006
N 311 "Об утверждении  Правил  внутреннего  распорядка  воспитательных
колоний уголовно-исполнительной системы".
     Таким образом,  организация краткосрочных и  длительных  свиданий
осужденных  к  лишению свободы граждан с родственниками и создание для
этого необходимых условий (в том числе предоставление  соответствующих
помещений) является одной из функций учреждений уголовноисполнительной
системы согласно уголовно-исполнительному законодательству  Российской
Федерации.     В     связи     с    этим    деятельность    учреждений
уголовно-исполнительной   системы,   связанная    с    предоставлением
осужденным  гражданам и их родственникам на возмездной (безвозмездной)
основе помещений для проведения краткосрочных и  длительных  свиданий,
не относится к предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг
по временному размещению и проживанию,  установленной пп.  12 п. 2 ст.
346.26 Кодекса, и, соответственно, не может быть переведена на систему
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
     Что касается налога на добавленную стоимость,  то пп.  1 п. 1 ст.
146 гл.  21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса установлено,  что
объектом  налогообложения  налогом на добавленную стоимость признается
реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     Согласно пп. 4 п. 2 ст. 146 Кодекса в целях налога на добавленную
стоимость не  признается  объектом  налогообложения  выполнение  работ
(оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной
власти  и  органов  местного  самоуправления,  в   рамках   выполнения
возложенных  на  них  исключительных  полномочий  в определенной сфере
деятельности в случае,  если обязанность  выполнения  указанных  работ
(оказания  услуг)  установлена законодательством Российской Федерации,
законодательством  субъектов  Российской  Федерации,  актами   органов
местного самоуправления.
     Согласно ст.  5 Закона уголовно-исполнительная система включает в
себя:   учреждения,   исполняющие  наказания;  территориальные  органы
уголовно-исполнительной  системы;  федеральный  орган   исполнительной
власти, уполномоченный в области исполнения наказаний.
     Таким образом,   услуги   по   предоставлению   краткосрочных   и
длительных   свиданий   осужденных   к   лишению   свободы  граждан  с
родственниками и создание для этого необходимых условий (в  том  числе
предоставление  соответствующих помещений),  оказываемые учреждениями,
исполняющими наказания и входящими  в  состав  уголовно-исполнительной
системы, не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную
стоимость на основании вышеуказанной нормы, предусмотренной пп. 4 п. 2
ст. 146 Кодекса.
     Одновременно сообщаем,  что  настоящее  письмо  Департамента   не
содержит правовых норм или общих правил,  конкретизирующих нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с  Письмом  Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение Департамента имеет  информационно-разъяснительный  характер  по
вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства  о
налогах и сборах в понимании,  отличающемся от трактовки, изложенной в
настоящем письме.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
12 мая 2008 г.
N 03-07-11/183