ОРГАНИЗАЦИЯ-ПРОДАВЕЦ ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ ПРОДУКЦИИ НА РЫНКЕ ЗАКЛЮЧИЛА ДОГОВОРЫ С ОРГАНИЗАЦИЯМИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ. СОГЛАСНО ТАКИМ ДОГОВОРАМ ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ОБЯЗАНЫ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПРОДВИЖЕНИЕ ПРОДУКЦИИ ПУТЕМ СПЕЦИАЛЬНОЙ ЕЕ ВЫКЛАДКИ, А ТАКЖЕ ОТ. Письмо. Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. 08.10.08 20-12/094128.1

          ОРГАНИЗАЦИЯ-ПРОДАВЕЦ ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ ПРОДУКЦИИ НА
          РЫНКЕ ЗАКЛЮЧИЛА ДОГОВОРЫ С ОРГАНИЗАЦИЯМИ РОЗНИЧНОЙ
            ТОРГОВЛИ. СОГЛАСНО ТАКИМ ДОГОВОРАМ ОРГАНИЗАЦИИ
         РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ОБЯЗАНЫ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПРОДВИЖЕНИЕ
           ПРОДУКЦИИ ПУТЕМ СПЕЦИАЛЬНОЙ ЕЕ ВЫКЛАДКИ, А ТАКЖЕ
              ОТКРЫТЬ НОВЫЙ МАГАЗИН ДЛЯ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ
         ОРГАНИЗАЦИИ-ПРОДАВЦА. ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ-ПРОДАВЕЦ
             УЧИТЫВАТЬ РАСХОДЫ ПО УКАЗАННЫМ ДОГОВОРАМ ПРИ
                    ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ?

                                ПИСЬМО

         УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ

                          8 октября 2008 г.
                           N 20-12/094128.1

                                 (Д)


     Согласно  статье  3  Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О
рекламе"  реклама - это информация, распространенная любым способом, в
любой   форме   и   с   использованием   любых  средств,  адресованная
неопределенному  кругу  лиц  и  направленная на привлечение внимания к
объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и
его продвижение на рынке.
     При  этом объектом рекламирования могут выступать товар, средство
его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, на привлечение
внимания к которым направлена реклама.
     При   определении   налоговой   базы   по   налогу   на   прибыль
налогоплательщик  - российская организация уменьшает полученные доходы
на  сумму произведенных расходов в порядке, предусмотренном в главе 25
НК РФ.
     В  пункте  4  статьи  264 НК РФ определены расходы организации на
рекламу.
     Согласно  пункту  1  статьи  252  НК  РФ  налогоплательщик вправе
уменьшить  полученные  доходы  на  сумму  произведенных  расходов  (за
исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
     Расходами    для   целей   налогообложения   прибыли   признаются
обоснованные  и  документально  подтвержденные  затраты  (а в случаях,
предусмотренных   в   статье   265   НК  РФ,  убытки),  осуществленные
(понесенные) налогоплательщиком.
     Под  обоснованными  расходами понимаются экономически оправданные
затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     Под  документально  подтвержденными расходами понимаются затраты,
подтвержденные    документами,    оформленными    в   соответствии   с
законодательством  РФ, либо документами, оформленными в соответствии с
обычаями  делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на
территории  которого были произведены соответствующие расходы, и (или)
документами,  косвенно  подтверждающими  произведенные  расходы (в том
числе  таможенной  декларацией,  приказом  о  командировке, проездными
документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
     Расходами   признаются   любые   затраты  при  условии,  что  они
произведены  для осуществления деятельности, направленной на получение
дохода.
     Обоснованность  расходов, учитываемых при расчете налоговой базы,
оценивается  с  учетом  обстоятельств,  свидетельствующих о намерениях
налогоплательщика  получить экономический эффект в результате реальной
предпринимательской или иной экономической деятельности.
     Согласно    статье    506    ГК    РФ    по   договору   поставки
поставщик-продавец,  осуществляющий  предпринимательскую деятельность,
обязуется  передавать  в обусловленный срок или сроки производимые или
закупаемые     им    товары    покупателю    для    использования    в
предпринимательской  деятельности  или  в  иных  целях, не связанных с
личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
     Кроме  того,  в  соответствии  со статьей 494 ГК РФ выставление в
месте  продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация
их   образцов   или  предоставление  сведений  о  продаваемых  товарах
(описаний,  каталогов,  фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи
признается    публичной    офертой   в   рамках   договора   розничной
купли-продажи.
     Оплата поставщика-продавца покупателю товаров за их размещение на
полках  магазинов  в  оговоренном  месте не связана с возникновением у
покупателя  обязанности  передать  поставщику имущество (имущественные
права),   выполнить  работы  или  оказать  услуги  в  рамках  договора
поставки.   Данные   операции  осуществляются  в  рамках  деятельности
покупателя  (магазина)  по  оказанию  услуг  розничной  торговли  и не
связаны с деятельностью поставщика-продавца.
     Следовательно,  затраты  организации-продавца  по оплате действий
покупателя  -  организации  розничной торговли, произведенные в рамках
договора    розничной    купли-продажи,   не   являются   экономически
обоснованными расходами для целей налогообложения прибыли.
     При   этом   могут   быть   случаи,   когда   заключенный   между
поставщиком-продавцом   и   покупателем  договор  поставки  определяет
целенаправленное   выполнение   организацией   розничной  торговли  за
вознаграждение  конкретных  действий, направленных на рекламу товарных
брендов поставщика-продавца.
     Согласно  статье 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг
исполнитель  обязуется  по заданию заказчика оказать услуги (совершить
определенные  действия  или  осуществить определенную деятельность), а
заказчик обязуется оплатить эти услуги.
     Если    целенаправленные,   оговоренные   в   договоре   действия
исполнителя (покупателя - организации розничной торговли) направлены и
обеспечивают  привлечение  внимания  розничных  покупателей  к товарам
определенного   наименования,   продаваемым   организацией  заказчиком
(поставщиком-продавцом),   то  такие  действия  являются  услугами  по
рекламе,   которые  учитываются  в  целях  налогообложения  прибыли  в
пределах  исчисляемого  от размера выручки норматива, установленного в
пункте 4 статьи 264 НК РФ.
     Открытие нового магазина организацией-покупателем непосредственно
не связано с деятельностью организации-поставщика.
     Следовательно, оплата организацией-поставщиком премии за открытие
организацией-покупателем    нового    магазина    не   учитывается   у
организации-продавца в целях налогообложения прибыли.
     Основание: письма Минфина России от 02.04.2008 N 03-03-06/1/244 и
от 30.01.2008 N 03-03-06/1/57.

Заместитель
руководителя Управления
советник государственной
гражданской службы 2-го класса
                                                         Н.В. Прокаева
8 октября 2008 г.
N 20-12/094128.1