ОБ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, УСТАНОВЛЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 12.06.2008 N 88-ФЗ "ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ НА МОЛОКО И МОЛОЧНУЮ ПРОДУКЦИЮ", СВЯЗАННЫХ С ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕМ ДЕЙСТВИЙ, ВВОДЯЩИХ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ ПОТР. Письмо. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 14.01.09 01/237-9-32

                  ОБ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА
        ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, УСТАНОВЛЕННЫХ
        ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 12.06.2008 N 88-ФЗ "ТЕХНИЧЕСКИЙ
         РЕГЛАМЕНТ НА МОЛОКО И МОЛОЧНУЮ ПРОДУКЦИЮ", СВЯЗАННЫХ
                 С ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕМ ДЕЙСТВИЙ, ВВОДЯЩИХ
                      В ЗАБЛУЖДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

                                ПИСЬМО

             ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
              ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

                          14 января 2009 г.
                            N 01/237-9-32

                                 (Д)


     В  целях формирования единообразия в правоприменительной практике
в  деле осуществления контроля и надзора за соблюдением хозяйствующими
субъектами  обязательных  требований  вступившего  в силу Федерального
закона  от  12.06.2008  N  88-ФЗ  "Технический  регламент  на молоко и
молочную   продукцию"   (далее   -   Технический  регламент)  в  части
предупреждения   действий,   вводящих   в   заблуждение  потребителей,
Федеральная  служба  по  надзору  в  сфере  защиты прав потребителей и
благополучия человека обращает внимание на следующее.
     В    соответствии   со   статьей   28   Технического   регламента
государственный  контроль  (надзор)  за  соблюдением  установленных им
требований  на  молоко  и  молочную  продукцию,  а  также  в отношении
процессов  производства,  хранения, перевозки, реализации и утилизации
молока и продуктов его переработки, предназначенных для употребления в
пищу  (на  стадии приемки, ввода в эксплуатацию объектов производства,
периодической  проверки  выполнения  изготовителем  (продавцом, лицом,
выполняющим функции иностранного изготовителя) требований Технического
регламента   и  программы  мероприятий  по  предотвращению  причинения
вреда),  осуществляется  федеральным  органом  исполнительной  власти,
осуществляющим  функции  по  контролю  и  надзору  в сфере обеспечения
санитарно-эпидемиологического   благополучия  населения,  защиты  прав
потребителей, каковым является Роспотребнадзор.
     Целью  принятия  настоящего  Технического регламента согласно его
статье  3  являются  защита  жизни  и здоровья граждан, предупреждение
действий,   вводящих   в   заблуждение   потребителей,  и  обеспечение
достоверности  информации  о  наименовании,  составе и потребительских
свойствах молока и молочной продукции.
     Вместе   с   тем,   однозначно  трактуемого  определения  понятия
"действий,   вводящих   в   заблуждение  потребителей"  в  Техническом
регламенте,  как  и  в  иных  действующих  нормативных правовых актах,
относящихся  к  установленной  сфере  деятельности Роспотребнадзора, в
настоящее время не сформулировано.
     В   этой  связи,  следуя  диспозитивным  нормам,  определенным  в
Техническом   регламенте,   возможность  квалификации  соответствующих
действий  хозяйствующих  субъектов,  реализующих молоко и продукты его
переработки,  как  вводящих  в  заблуждение  потребителя, допустима, в
частности, в следующих случаях:
     если   в  наименованиях  продуктов,  не  являющихся  молоком  или
молочными продуктами либо молочными составными продуктами (см. часть 2
статьи  2  и  статью 4 Технического регламента), в том числе в словах,
входящих  в  состав  этих  наименований  (в  том  числе в их различных
сочетаниях),  при  маркировании (этикетировании) используются понятия,
установленные Техническим регламентом;
     если   в   наименованиях   продуктов,   отнесенных   к   объектам
технического регулирования в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2
Технического регламента, используются понятия, установленные статьей 4
Технического     регламента,    не    соответствующие    установленным
идентификационным показателям.
     Согласно статье 14.7 "Обман потребителей" КоАП РФ устанавливается
административная ответственность за совершение противоправных виновных
действий,  в  том  числе,  выражающихся  во  введении  "в  заблуждение
относительно    потребительских    свойств,   качества   товара...   в
организациях,  осуществляющих реализацию товаров... населению, а равно
гражданами,     зарегистрированными    в    качестве    индивидуальных
предпринимателей в сфере торговли...".
     По  императивному  правилу,  закрепленному  в  пункте  5 статьи 4
Закона  Российской  Федерации  от  07.02.1992  N 2300-1 "О защите прав
потребителей"  (далее  - Закон РФ "О защите прав потребителей"), "если
законами  или  в  установленном ими порядке предусмотрены обязательные
требования   к  товару...,  продавец...  обязан  передать  потребителю
товар...,  соответствующий  этим  требованиям".  Причем, учитывая, что
договор  розничной  купли-продажи  является  публичным  договором (см.
статьи  426, 492 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК
РФ),  продавец  должен  обеспечить исполнение названных обязательств в
отношении каждого, кто к нему обратится.
     В   этой   связи,   в   контексте  рассматриваемого  Технического
регламента,   введение   потребителей   в   заблуждение   относительно
потребительских    свойств   молока   и   молочной   продукции   будет
характеризоваться  нахождением  в  продаже  либо передачей потребителю
товаров,   не   соответствующих   его  требованиям,  связанным  как  с
безопасностью, так и с терминологией, упаковкой и маркировкой, включая
непосредственные  требования  к  информации  о наименовании, составе и
потребительских  свойствах  этих  товаров,  причем  предоставляемые не
только  на их упаковке, но и в сопроводительных документах (см. пункты
2 и 5 статьи 1 Технического регламента).
     В качестве же "иного обмана потребителей" (статья 14.7 КоАП РФ) в
данном  случае  могут фигурировать факты реализации фальсифицированных
продуктов, понятие которых раскрывается в статье 1 Федерального закона
от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (с
изменениями,  внесенными  Федеральным  законом  от 12.06.2008 N 88-ФЗ,
далее  - ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"), признающей
таковыми  пищевые  продукты, умышленно измененные (поддельные) и (или)
имеющие  скрытые  свойства  и  качество, информация о которых является
заведомо неполной или недостоверной.
     В соответствии со статьей 5 ФЗ "О качестве и безопасности пищевых
продуктов",   статьей  10  Закона  РФ  "О  защите  прав  потребителей"
изготовитель   (продавец)  обязан  своевременно  довести  до  сведения
потребителя   необходимую   и  достоверную  информацию  о  качестве  и
безопасности  пищевых  продуктов,  соблюдении  требований  нормативных
документов    при    изготовлении   и   обороте   пищевых   продуктов,
обеспечивающую возможность их правильного выбора.
     Кроме  того,  исходя  из  установленного  статьей  8 Закона РФ "О
защите  прав потребителей" объективного права потребителя на получение
необходимой и достоверной информации о товаре, очевидно, что действия,
выразившиеся  в предоставлении потребителям неполной или недостоверной
информации   о   продукции,   относящейся   к   объектам  технического
регулирования  по  рассматриваемому  Техническому регламенту, образуют
состав     административного     правонарушения,    предусматривающего
административную  ответственность  по  части  1  статьи  14.8 КоАП РФ.
Причем  в  данном  случае  предметом соответствующей оценки со стороны
должностного   лица,   уполномоченного  на  составление  протокола  об
административном    правонарушении,   должна   служить   как   таковая
непосредственная информация о товаре, тогда как при выявлении виновных
действий,   направленных   на   введение  потребителя  в  заблуждение,
оцениваться будет сам товар.
     Оценка  полноты  информации,  приведенной  на  упаковке  молока и
продуктов  его  переработки,  должна производиться на основе положений
статей   36,   37  Технического  регламента.  При  этом  достоверность
представленной    информации    должна   подтверждаться   результатами
экспертизы  сопроводительных  документов  и установлением соответствия
информации,   содержащейся  на  этикетках,  результатам  идентификации
молока и продуктов его переработки.
     По  смыслу  статьи  1  ФЗ  "О  качестве  и  безопасности  пищевых
продуктов"  (применительно к понятию идентификации пищевых продуктов")
и  статьи  24 Технического регламента идентификация молока и продуктов
его переработки включает в себя:
     1)   отнесение   молока  и  продуктов  его  переработки  к  сфере
применения Технического регламента;
     2)  установление соответствия молока и продуктов его переработки,
в   том   числе   их  наименований  и  идентификационных  показателей,
требованиям Технического регламента;
     3)  установление  соответствия молока и продуктов его переработки
сведениям,  содержащимся  в  информации для потребителей, декларации о
соответствии    или    сертификате    соответствия,    предоставленных
изготовителем или продавцом.
     В  случае  если  информация о молоке (продуктах его переработки),
содержащаяся   в   сопроводительных  документах  и  на  этикетках,  не
соответствует наименованиям и (или) показателям идентификации, а также
в  случае  недостоверности и недостаточности представленной информации
по  сравнению  с требованиями Технического регламента (см. статью 25),
необходимо возбудить дело об административном правонарушении в области
законодательства    о    защите    прав    потребителей   и   провести
административное  расследование  (см.  статьи  28.1 и 28.7 КоАП РФ), в
ходе    которого   надлежит   осуществить   процессуальные   действия,
установленные   Кодексом   Российской  Федерации  об  административных
правонарушениях, к числу которых, в частности, относятся: истребование
сведений  (статья  26.10),  направление  поручений  и запросов (статья
26.9),  взятие  проб  и  образцов  продукции (статья 26.5), назначение
экспертизы  (статья 26.4). При этом правовым основанием для реализации
соответствующих  функций  по  контролю  и  надзору для должностных лиц
территориальных органов Роспотребнадзора будут служить взаимосвязанные
положения  пункта 2 части 2 статьи 25 Технического регламента и пункта
5.18  Положения  о  Федеральной  службе по надзору в сфере защиты прав
потребителей  и  благополучия  человека,  утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 322.
     В   случае   проведения   в   рамках   производства  по  делу  об
административном  правонарушении  экспертизы  для  целей идентификации
соответствующего  продукта в определении о назначении экспертизы перед
экспертом   должны   быть  поставлены  вопросы  с  учетом  требований,
сформулированных  в  части  8 статьи 25 Технического регламента, а при
решении   вопроса  о  проведении  исследований  (испытания)  молока  и
продуктов его переработки по основаниям, указанным в части 7 статьи 25
Технического   регламента,   применяются   показатели   идентификации,
предусмотренные  в  статье 26 Технического регламента. Причем, как при
идентификации  молока  и  продуктов его переработки, осуществляемой на
основании  результатов полученных органолептических, физико-химических
и  микробиологических  показателей,  так и на основании представленных
эксперту   сопроводительных   документов   к   исследуемому  продукту,
необходимо    четкое    определение   не   только   последовательности
соответствующих действий в целом, но и объемов проводимых исследований
в частности.
     В   конечном   итоге   надлежащим   доказательством  по  делу  об
административном  правонарушении по статье 14.7 КоАП РФ будет являться
заключение  эксперта,  содержащее  выводы  о результатах идентификации
молока  и  продуктов  его  переработки,  подтверждающее несоответствие
заявленной   информации  о  товаре  тем  существенным  характеристикам
продукции, которые определены в Техническом регламенте.
     Поскольку      объектом      административных     правонарушений,
ответственность  за которые установлена главой 14 Особенной части КоАП
РФ,     являются     правоотношения     в     области    осуществления
предпринимательской  деятельности в целом, изначально необходимо иметь
в  виду  ее  определение,  сформулированное в пункте 1 статьи 2 ГК РФ,
согласно    которому    предпринимательской   деятельностью   является
самостоятельная,    осуществляемая    на   свой   риск   деятельность,
направленная  на  систематическое  получение  прибыли  от  пользования
имуществом,  продажи  товаров,  выполнения  работ  или  оказания услуг
лицами,  зарегистрированными  в  этом качестве в установленном законом
порядке.
     Однако  как  таковые  области предпринимательской деятельности, в
которых   могут   быть   совершены   данные  правонарушения,  Кодексом
Российской Федерации об административных правонарушениях не определены
(если   иное   явственно  не  следует  из  содержания  соответствующей
конкретной  нормы КоАП РФ). В этой связи, учитывая положения статьи 43
Закона  РФ  "О  защите прав потребителей", а также положения статей 8,
10,  12,  13  Закона  РФ  "О  защите  прав  потребителей",  в  которых
установлено,   что  обязанной  стороной  по  отношению  к  потребителю
выступают  в  равной  степени  и  продавцы,  и  изготовители  товаров,
субъектами  административной  ответственности  по  части 1 статьи 14.8
КоАП  РФ  могут  являться  как  продавец,  так и изготовитель молока и
продуктов  его  переработки,  в то время как по статье 14.7 КоАП РФ (с
учетом    ее    буквального   содержания)   состав   административного
правонарушения определяют виновные действия соответствующих лиц только
в сфере розничной торговли.
     Кроме  того, в контексте вышеизложенного необходимо иметь в виду,
что  при  доказывании  наличия  вины  изготовителя  в части введения в
заблуждение  потребителей и нарушения их прав на получение необходимой
и  достоверной информации о товаре следует устанавливать конечную цель
использования  произведенного  молока  и  продуктов  его переработки -
поставку произведенной продукции в розничную торговую сеть для продажи
потребителю.
     В  то  же  время  привлечение  продавца (изготовителя) молока или
продукта   его   переработки  к  административной  ответственности  не
исключает  их  соответствующую  гражданско-правовую ответственность за
противоправные    действия,    связанные   с   нарушением   требований
Технического  регламента.  В  этой  связи правовой основой для исковых
требований   в  защиту  прав  потребителей  при  совершении  продавцом
действий, вводящих потребителей в заблуждение, или свидетельствующих о
предоставлении  им  недостоверной информации о наименовании, составе и
потребительских  свойствах  молока и молочной продукции, могут служить
соответствующие  положения  ГК РФ о признании сделок недействительными
(см. статьи 178 и 179 ГК РФ).
     В   соответствии  со  статьями  41,  42  Технического  регламента
ответственность  за нарушение его требований, а также возмещение вреда
в  связи  с их невыполнением, причиненного жизни или здоровью граждан,
возлагается  на  изготовителя, продавца либо лицо, выполняющее функции
иностранного   изготовителя  на  основании  договора  с  ним  в  части
обеспечения    соответствия    поставляемой    продукции   требованиям
Технического  регламента, в порядке, предусмотренном законодательством
Российской Федерации.
     В  целом  же  при осуществлении в форме государственного контроля
(надзора)  оценки  соответствия  молока и продуктов его переработки, а
также    процессов    их    производства   обязательным   требованиям,
установленным  Техническим  регламентом  (см.  части  2, 3 статьи 27 и
пункты  2  и 3 статьи 28 Технического регламента), необходимо (как уже
отмечалось  выше)  исходить из того, что в настоящий момент КоАП РФ не
предусматривает     в     принципе     специальную    административную
ответственность   за   нарушения   либо   несоблюдение   установленных
техническими  регламентами обязательных требований в отношении товаров
потребительского  назначения и связанных с их производством и оборотом
иных объектов технического регулирования.
     В этой связи (вплоть до внесения в КоАП РФ необходимых изменений)
вопрос  привлечения  виновных  лиц  к административной ответственности
следует  разрешать  путем  применения  тех  составов  административных
правонарушений,  предусмотренных  в  Особенной  части КоАП РФ, которые
отнесены   к   полномочиям  должностных  лиц  территориальных  органов
Роспотребнадзора  (см.  Приказ Роспотребнадзора от 01.06.2005 N 421) и
по   которым   возможно   квалифицировать   соответствующие   виновные
противоправные действия должностных и юридических лиц.
     Так,   одним   из   требований  к  порядку  реализации  продуктов
переработки  молока, установленных статьей 17 Технического регламента,
является  положение  (часть  2  статьи 17), императивно возлагающее на
продавца    обязанность   иметь   копии   документов,   подтверждающих
соответствие   этих   продуктов   требованиям   данного   Технического
регламента, каковыми являются декларация о соответствии (см. статью 31
Технического  регламента)  либо сертификат соответствия (см. статью 32
Технического   регламента).   При   этом   добровольное  подтверждение
соответствия   молока  и  продуктов  его  переработки,  осуществляемое
заявителем по собственной инициативе в форме добровольной сертификации
(часть  4  статьи  29  Технического  регламента),  не  может  заменять
проведение обязательного подтверждения соответствия молока и продуктов
его переработки требованиям Технического регламента (часть 6 статьи 29
Технического регламента).
     Поскольку   "продажа   товаров...  без  сертификата  соответствия
(декларации    о   соответствии),   удостоверяющего   (удостоверяющей)
безопасность  таких  товаров... для жизни и здоровья людей" определяет
состав  административного  правонарушения  по части 2 статьи 14.4 КоАП
РФ,   выявление  фактов  нахождения  в  розничной  торговле  продуктов
переработки   молока  без  вышеназванных  документов  должно  являться
основанием   для  возбуждения  в  отношении  виновного  лица  дела  об
административном  правонарушении  по данной норме КоАП РФ. Кроме того,
отсутствие  указанных  документов  и  как  следствие  -  невозможность
обеспечить    исполнение   обязанностей,   возлагаемых   на   продавца
положениями части 3 статьи 17 Технического регламента, будет приводить
к  нарушению  с  его стороны соответствующих требований Правил продажи
отдельных  видов  товаров,  утвержденных  Постановлением Правительства
Российской  Федерации  от  19.01.1995  N 55 (далее - Правила продажи),
предусмотренных,   в  частности,  в  его  пункте  12.  Также  является
очевидным,  что неисполнение продавцом иных обязательных требований из
числа   предусмотренных   статьей  17  Технического  регламента  в  их
причинно-следственной  связи  с  соответствующими  требованиями Правил
продажи  будет  образовывать  состав административного правонарушения,
ответственность за которое предусмотрена статьей 14.15 КоАП РФ.
     Помимо  этого,  как  во  взаимосвязи,  так  и  безотносительно  к
Правилам  продажи,  под  виновные  действия,  влекущие  привлечение  к
административной  ответственности  по  статье  14.15  КоАП  РФ,  могут
подпадать выявленные случаи несоблюдения продавцом и иных обязательных
требований  Технического  регламента,  установленных, в частности, его
статьями  35  и 36. При этом для квалификации правонарушения по статье
14.15  КоАП  РФ  помимо  прочего  может  использоваться пункт 5 Правил
продажи  в  части,  устанавливающей необходимость соблюдения продавцом
при  реализации  товаров,  включая  молоко и продукты его переработки,
обязательных   требований,  установленных,  в  том  числе,  в  "других
нормативных   документах"  (т.е.  в  данном  случае  -  в  Техническом
регламенте).
     В  случае  же  выявления при продаже продуктов переработки молока
фактов    несоответствия   продукции   требованиям   стандартов   либо
техническим   условиям,   применяемым   в   части,  не  противоречащей
требованиям  Технического  регламента,  и  заявленным в информации для
потребителя  на  этикетках  и  маркировке,  в  отношении  виновных лиц
следует  рассматривать  вопрос  о  привлечении  их  к административной
ответственности по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
     Обращаем внимание, что положения, изложенные в настоящем письме и
отражающие   позицию   Роспотребнадзора   по   вопросам,  связанным  с
реализацией  функций по контролю и надзору за соблюдением обязательных
требований  Федерального  закона  от  12.06.2008  N 88-ФЗ "Технический
регламент  на  молоко  и  молочную  продукцию" (в части предупреждения
действий,    вводящих    в    заблуждение    потребителей),   даны   в
причинно-следственной    связи    соответствующих    положений   этого
Технического  регламента  с  ныне  действующими нормами КоАП РФ и иных
законодательных  актов,  т.е. исходя из состояния нормативной правовой
базы в настоящее время.
     По  мере начала формирования правоприменительной практики в сфере
технического  регулирования  и  в  связи  с предстоящими изменениями в
законодательном  регулировании  организации деятельности по контролю и
надзору  в  целом  (связанными,  в частности, с принятием Федерального
закона  от  26.12.2008  N  294-ФЗ  "О  защите  прав  юридических лиц и
индивидуальных  предпринимателей  при  осуществлении  государственного
контроля  (надзора)  и  муниципального  контроля"),  указанная позиция
будет уточняться и дополняться.
     Особое  внимание  обращаем на то, что при применении рекомендаций
данного  письма следует учитывать положения письма Роспотребнадзора от
05.12.2008  N  01/14461-08-32  "О  выполнении обязательных требований,
установленных  Федеральным  законом от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический
регламент  на  молоко и молочную продукцию", связанных с маркированием
молока и продуктов его переработки".
     При  этом  положения обоих писем впредь до особого распоряжения в
полном  объеме сохраняют свою актуальность, в том числе, применительно
к  Федеральному закону от 24.06.2008 N 90-ФЗ "Технический регламент на
масложировую продукцию".
     В  целях  своевременного  повышения  эффективности  методического
обеспечения   соответствующей   деятельности  территориальных  органов
Роспотребнадзора  на основе анализа складывающейся правоприменительной
практики  и  ее  дальнейшей оптимизации прошу в срок до 1 февраля 2009
года  представить  первую  документированную информацию о практической
деятельности, связанной с выявлением соответствующих нарушений в сфере
технического регулирования.
     Копии     соответствующих     процессуальных     документов    по
возбужденным/рассмотренным  делам  об административных правонарушениях
следует     направлять     по    электронной    почте    на    e-mail:
Andriyashina_NV@gsen.ru  с  одновременным  их направлением посредством
почтовой связи.

Руководитель
                                                          Г.Г.ОНИЩЕНКО
14 января 2009 г.
N 01/237-9-32