О ПОРЯДКЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДС УСЛУГ, ОКАЗАННЫХ ТАМОЖЕННЫМ БРОКЕРОМ. Письмо. Федеральная налоговая служба. 22.01.09 ММ-22-3/53@

                 О ПОРЯДКЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДС УСЛУГ,
                    ОКАЗАННЫХ ТАМОЖЕННЫМ БРОКЕРОМ

                                ПИСЬМО

                     ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

                          22 января 2009 г.
                            N ММ-22-3/53@

                                 (Д)


     Федеральная   налоговая   служба   сообщает,   что   по  вопросу,
касающемуся  налогообложения налогом на добавленную стоимость операций
по   реализации   услуг,   оказанных   таможенным   брокером,  следует
руководствоваться следующим.
     В  соответствии  с  подпунктом  17 пункта 1 статьи 11 Таможенного
кодекса  Российской  Федерации  (далее - Таможенный кодекс) таможенный
брокер (представитель) - посредник, совершающий таможенные операции от
имени  и  по поручению декларанта или иного лица, на которое возложена
обязанность  или  которому  предоставлено  право  совершать таможенные
операции в соответствии с Таможенным кодексом.
     Согласно  положениям  статьи  139  Таможенного кодекса таможенным
брокером  (представителем)  может  быть  российское  юридическое лицо,
включенное в Реестр таможенных брокеров (представителей).
     Отношения  таможенного  брокера  (представителя) с декларантами и
другими заинтересованными лицами строятся на договорной основе.
     В  соответствии  с  пунктами 1 и 2 статьи 143 Таможенного кодекса
при  совершении  таможенных операций таможенный брокер (представитель)
обладает   теми   же  правами,  что  и  лицо,  которое  уполномочивает
таможенного  брокера  (представителя)  представлять  свои  интересы во
взаимоотношениях с таможенными органами.
     Гражданским  законодательством Российской Федерации предусмотрены
ряд  форм договорных отношений, когда одна сторона обязуется совершить
от  имени и за счет другой стороны определенные юридические действия -
это договор поручения и агентский договор.
     Так,  в  частности,  согласно  положениям  пункта  1  статьи  971
Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс)
в  рамках  договора  поручения  одна  сторона  (поверенный)  обязуется
совершить  от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные
юридические  действия.  Права  и  обязанности  по  сделке, совершенной
поверенным, возникают непосредственно у доверителя.
     В  соответствии  с  пунктом 1 статьи 1005 Гражданского кодекса по
агентскому  договору  одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение
совершить  по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные
действия  от  своего  имени,  но за счет принципала либо от имени и за
счет принципала.
     Таким  образом,  деятельность  таможенного  брокера по совершению
таможенных операций от имени и по поручению декларанта (иного лица, на
которое   возложена   обязанность  или  которому  предоставлено  право
совершать  таможенные  операции  в соответствии с Таможенным кодексом)
согласно  нормам  таможенного  и  гражданского  законодательства носит
характер посреднической деятельности.
     Согласно  подпункту  2  пункта  1  статьи  164 Налогового кодекса
Российской  Федерации  (далее  -  Налоговый кодекс) налогообложение по
налоговой ставке 0 процентов производится, в частности, при реализации
работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией
товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта.
     Положение  данного  подпункта распространяется на работы (услуги)
по    организации    и    сопровождению   перевозок,   перевозке   или
транспортировке,  организации,  сопровождению,  погрузке  и перегрузке
вывозимых   за   пределы   территории  Российской  Федерации  товаров,
выполняемые     (оказываемые)     российскими     организациями    или
индивидуальными    предпринимателями    (за   исключением   российских
перевозчиков  на  железнодорожном  транспорте), и иные подобные работы
(услуги).
     При  этом  к  иным  работам  (услугам),  при  реализации  которых
применяется  налоговая  ставка 0 процентов, относятся работы (услуги),
подобные   организации   и   сопровождению  перевозок,  перевозке  или
транспортировке,  организации,  сопровождению,  погрузке  и перегрузке
вывозимых   за   пределы   территории  Российской  Федерации  товаров,
выполняемые     (оказываемые)     российскими     организациями    или
индивидуальными    предпринимателями    (за   исключением   российских
перевозчиков  на  железнодорожном  транспорте),  и  которые  выполнены
(оказаны)  непосредственно  в  отношении товаров, вывозимых за пределы
территории Российской Федерации.
     В  соответствии  с  подпунктом  3  пункта 1 статьи 164 Налогового
кодекса  налогообложение  по налоговой ставке 0 процентов производится
при  реализации  работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой
или   транспортировкой   товаров,   помещенных  под  таможенный  режим
международного таможенного транзита.
     Таким  образом,  положениями подпунктов 2 и 3 пункта 1 статьи 164
Налогового  кодекса  не  предусмотрено  применение  налоговой ставки 0
процентов  в  отношении операций по реализации посреднических услуг, в
связи  с  чем  на  основании  пункта  3  статьи 164 Налогового кодекса
реализация  таких услуг, в частности, услуг по таможенному оформлению,
подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке 18
процентов.
     С Министерством финансов Российской Федерации согласовано (письмо
Минфина России от 12.12.2008 N 03-07-15/184).

                                                          М.П.МОКРЕЦОВ
22 января 2009 г.
N ММ-22-3/53@