О МЕРАХ ПО УМЕНЬШЕНИЮ ВРЕДНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ОБСТАНОВКУ В ГОРОДЕ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ПРОТИВОГОЛОЛЕДНЫХ РЕАГЕНТОВ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД 2000-2001 ГГ. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 21 ноября 2000 г. N 906 (ПРМ) Во исполнение постановления Правительства Москвы от 01.06.93 N 516 "О переводе дорожных служб города на применение новых противогололедных материалов при зимней уборке улиц" была проведена работа, коренным образом изменившая многолетнюю технологию снегоочистки с применением пескосоляных смесей (расход пескосоляной смеси в зимний период 1992-1993 гг. составил 640 тыс.тонн). В тоже время новая технология потребовала увеличения общего количества используемой в зимний период технической соли с 60-70 тысяч до 270-330 тысяч тонн. Это существенно увеличило негативное влияние на все компоненты окружающей среды. Экспертной комиссией, организованной Москомприродой по проблеме противогололедных материалов, на основании результатов проведенного в марте-апреле т.г. эксперимента по применению ХКМ (20-30-процентный раствор хлорида кальция с добавлением ингибитора) и эколого-гигиенической оценки рекомендовано его применение в предстоящий зимний период, а также проведение эксперимента по применению на ряде улиц и проездов города реагента "Нордикс-П" (на основе уксусно-кислого калия с добавками). В целях уменьшения вредного воздействия на экологическую обстановку в городе ГУП "Институт МосводоканалНИИпроект" по заказу Москомприроды разработана схема применения различных противогололедных реагентов при зимней уборке с учетом экологических и природоохранных требований и привязкой к территориям города. Правительством Москвы утверждена Целевая комплексная программа организации "сухих" снегосвалок, снегосплавных камер и снеготаялок в соответствии с экологическими требованиями на 2001-2003 гг. В целях улучшения экологической обстановки в г.Москве в зимний период 2000-2001 гг. и последующие годы Правительство Москвы постановляет: 1. Одобрить основные положения разработанной ГУП "Институт МосводоканалНИИпроект" Схемы применения различных противогололедных реагентов при зимней уборке с учетом экологических и природоохранных требований с привязкой к территориям города (далее - Схема), согласно приложению 1. Перед утверждением направить указанную Схему на государственную экологическую экспертизу. 2. Префектам административных округов совместно с Управлением жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы: 2.1. Провести инвентаризацию емкостей для хранения жидких реагентов и оборудовать их механизмами для заправки машин. 2.2. В течение 2000-2002 гг. провести последовательную замену устаревших моделей распределителей реагентов, используемых дорожными предприятиями и организациями, согласно Плану переоснащения парка распределителей противогололедных материалов (приложение 2). 2.3. За счет применения жидкого хлористого кальция модифицированного (ХКМ) снизить объем использования технической соли в зимний сезон 2000-2001 гг. на 40 тыс.тонн и продолжить работу по уменьшению общего объема ее использования в последующие годы с учетом замены парка уборочной техники и увеличения перечня применяемых по рекомендациям Департамента природопользования и защиты окружающей среды Правительства Москвы реагентов. 2.4. В течение зимы 2000-2001 гг. осуществить строительство 25 единиц снеготаялок на коллекторах городской канализации и сбросных водах ТЭЦ. 3. Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы: 3.1. До 1 декабря т.г. совместно с Департаментом природопользования и защиты окружающей среды Правительства Москвы разработать и утвердить временную инструкцию по применению противогололедных материалов при зимней уборке улиц и проездов города с учетом Схемы. 3.2. До 1 декабря т.г. разработать и представить на утверждение в Региональную межведомственную комиссию по ценовой и тарифной политике при Правительстве Москвы расценки на зимнюю уборку городских дорог, учитывающие изменение технологии производства работ и новые виды противогололедных материалов. 3.3. Начиная с зимнего сезона 2000-2001 гг. запретить сброс снега с улиц города в Москву-реку. 3.4. В зимний период 2000-2001 гг. провести эксперимент по применению усовершенствованного реагента НКММ (на основе нитратов кальция, магния, мочевины с добавкой высокоэффективных ингибиторов) на ряде тротуаров дворовых территорий, пешеходных дорожек скверов и лесопарков города. 4. Москомархитектуре совместно с Москомземом и префектами административных округов в месячный срок завершить работу по определению на территории каждого административного округа земельных участков для строительства баз хранения противогололедных материалов с учетом мероприятий по охране окружающей среды, а также оформлению земельно-правовых отношений в установленном порядке. 5. Москомархитектуре в целях реализации Целевой комплексной программы организации "сухих" снегосвалок, снегосплавных камер и снеготаялок в соответствии с экологическими требованиями на 2001-2003 гг., а также мероприятий, указанных в п.4 настоящего постановления, включить в Программу первоочередных градостроительных мероприятий города Москвы Генерального плана развития города Москвы до 2020 года подбор участков под реконструкцию и строительство снегосплавных камер, снеготаялок, "сухих" снегосвалок, баз хранения противогололедных материалов. 6. Возложить функции заказчика на проектирование и строительство городских баз хранения реагентов, "сухих" снегосвалок, снегосплавных камер, снеготаялок на Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы, окружных - на префектов административных округов. 7. Департаменту природопользования и защиты окружающей среды Правительства Москвы: 7.1. Совместно с Управлением жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы продолжить работу по определению экологически приемлемых противогололедных материалов и схем их использования с проведением соответствующих экспериментальных работ в период зимней уборки, а также дальнейшие комплексные разработки по минимизации воздействия противогололедных материалов на окружающую среду за счет средств бюджетного территориального экологического фонда. 7.2. Выделить из бюджетного территориального экологического фонда г.Москвы 60,0 млн.руб., в том числе в IY квартале 2000 г.- 24,0 млн.руб. и в I квартале 2001 г. - 36,0 млн.руб. для закупки 31,5 тыс.тонн жидкого хлористого кальция модифицированного, 2,7 тыс.тонн препарата "Нордикс-П" и 5,0 тыс.тонн реагента НКММ. 8. Управлению городского заказа по предложению Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы предусмотреть финансирование проведения работ, указанных в п.2.2 настоящего постановления, за счет средств, получаемых от аренды дорожной техники и амортизации основных фондов, передаваемых Управлением городского заказа предприятиям отрасли дорожного хозяйства города Москвы. 9. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы по предложениям Управления экономической, научно-технической и промышленной политики в строительной отрасли предусматривать в годовых инвестиционных программах 2001-2003 гг. работы по проектированию и строительству баз хранения реагентов, "сухих" снегосвалок, снегосплавных камер и снеготаялок за счет и в пределах лимитов капитальных вложений, выделенных Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы на соответствующий период. 10. Департаменту финансов г.Москвы совместно с Управлением городского заказа предусмотреть финансирование из бюджета города работ по уборке улиц и проездов города с учетом изменения технологии производства работ, использования новых видов противогололедных материалов, эксплуатации снегосплавных камер, снеготаялок, "сухих" снегосвалок. 11. Объединению административно-технических инспекций Правительства Москвы усилить контроль за соблюдением Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г.Москве. 12. Москомзему в целях исключения встречных бюджетных потоков предоставлять предприятиям и организациям дорожного хозяйства во временное безвозмездное пользование земельные участки для размещения снегосплавных камер и снеготаялок, складирования противогололедных материалов и снега с улиц города, согласно перечню, утверждаемому первым заместителем Премьера Правительства Москвы Никольским Б.В. 13. Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы в апреле 2001 года доложить Премьеру Правительства Москвы о ходе выполнения настоящего постановления. 14. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Никольского Б.В. Премьер Правительства Москвы Ю.М. Лужков 21 ноября 2000 г. N 906 Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 21 ноября 2000 года N 906 Основные положения Схемы применения различных противогололедных реагентов при зимней уборке с учетом экологических и природоохранных требований с привязкой к территориям города 1. Противогололедная реагентная обработка автомагистралей г.Москвы, являясь важным фактором обеспечения безопасности движения в городе, одновременно предопределяет комплекс негативных воздействий на природную среду и инженерные инфраструктуры. Подобные обстоятельства вызывают необходимость оптимизации методов обработки дорожных покрытий и номенклатуры используемых средств. Целью работы является минимизация экологических последствий, а также разработка методов утилизации снежной массы. Опыт использования противогололедных материалов (ПГМ) позволяет условно выделить несколько этапов их применения, обусловленных необходимостью снижения вредных воздействий на окружающую среду: - использование хлоридов в смеси с абразивами; - переход на "чистые" хлорные соли; - добавка к хлорным солям удобрительных, ингибирующих, бактерицидных присадок; - применение дорогостоящих ацетатных реагентов в "чистом" виде или в сочетании с ингибированными хлоридами для снижения затрат. Номенклатура ПГМ не увязана с последующими методами обработки снежной массы. Требуется разработка комплексной Генеральной схемы снегоудаления в г.Москве, включающей в себя также концепцию использования противогололедных реагентов с экологически приемлемыми показателями негативных воздействий на окружающую среду. 2. Основные положения разрабатываемой Генеральной схемы снегоуборки в г.Москве предусматривают загрузку до 80% вывозимой с дорог снежной массы в снегосплавные камеры хозфекальной канализации с последующей совместной очисткой талых и фекальных стоков на городских станциях аэрации (СА); оставшаяся часть снежной массы поступает в систему водостока. Оценка лимитов сброса СА выявила наличие резервов только по хлоридам. По биогенной группе загрязнений, определяющей азотно-фосфатные стоки, фактические сбросы СА существенно превосходят нормативные показатели. По условиям водоотведения в г.Москве номенклатура противогололедных реагентов в настоящее время ограничивается ее хлоридной группой. При этом губительное действие хлор-иона на зеленые насаждения следует, в основном, компенсировать агротехническими дендрологическими мероприятиями, а также весьма ограниченным применением подкормочных добавок к указанным реагентам. При дооборудовании станций аэрации г.Москвы ступенью доочистки от биогенных элементов, возможности использования не хлорных реагентов или удобрительных (азотно-фосфорных) добавок существенно возрастут. 3. Технология противогололедной обработки территорий г.Москвы на зимний период 2000-2001 гг. Среди "хлорных" реагентов предпочтительным является жидкий хлористый кальций модифицированный (ХКМ), содержащий меньшую долю хлора (5О% против 60% по NаСL). Катион кальция и модификатор обладают ингибирующими свойствами. ХКМ рекомендуется в качестве самостоятельного реагента на автомагистралях 1-й категории при слабых осадках и гололедице. Целесообразно также использование ХКМ в качестве смачивателя технической соли в соотношении 1:9 по весу, что обеспечивается наличием соответствующего машинного парка ГУП "Доринвест". Общий расход реагента ХКМ составит при этом около 31 тыс. тонн в год. Для ограниченного экспериментального использования на ряде внекатегорийных магистралей рекомендуется жидкий реагент "Нордикс" (ацетат калия). Реагент и его присадка являются сложным соединением, влияние которых на биологический процесс очистки сточных вод подлежит экспериментальной проверке в натуральных условиях. Для остальных магистралей города на сезон 2000-2001 гг. предусматривается использование технической соли. Сводные технико-экономические показатели применения реагентов для условий г.Москвы на сезон 2000-2001 гг. приведены в таблице 1. 4. Радикальные изменения экологических воздействий реагентов на окружающую среду, как показывают расчеты, могут быть достигнуты при снижении количества хлор-иона до 30% уровня сезона 1999-2000 гг. Обеспечение такого уровня возможно при этапном переходе к использованию ХКМ в сочетании с ингибированной технической солью и ацетатами на всех магистралях города. Поэтапное снижение количества хлор-иона представлено в таблице 2. Кроме того, необходимо: - провести комплекс агротехнических и дендрологических мероприятий, компенсационных мер по минимизации вредного воздействия хлоридов на зеленые насаждения; - расширить номенклатуру и объемы производства применяемых реагентов, в том числе за счет освоения выпуска ацетата кальция; - переоснастить базы хранения реагентов и модернизировать машинный парк городского дорожного хозяйства, в том числе оборудования для жидких реагентов; - создать общегородскую систему прогнозирования и управления состоянием дорожных покрытий основных магистралей. Таблица 1 к приложению 1 Сводные технико-экономические показатели применения реагентов для условий г.Москвы на зимний период 2000-2001 гг. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Наименование территории | Площадь | Вид | Стоимость | Потребность реагентов | | | уборки | применяемого | обработки | на зимний период, тонн | | | проезжей | реагента | в зим.период |------------------------------------------| | | части, кв. м | | тыс.руб. | Нордикс | ХКМ | NaCl | НКММ | |---------------------------------|--------------|----------------|----------------|-----------|-----------|----------|-------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |---------------------------------|--------------|----------------|----------------|-----------|-----------|----------|-------| | Внекатегорийные объекты | | | | | | | | |---------------------------------|--------------|----------------|----------------|-----------|-----------|----------|-------| | Кремлевское кольцо | 514558 | Нордикс | 8335,7 | 1296,7 | | | | |---------------------------------|--------------|----------------|----------------|-----------|-----------|----------|-------| | Участки третьего транспортного | | | | | | | | | кольца, территория МГУ, | 680739 | Нордикс | 9190,1 | 1429,6 | | | | |---------------------------------|--------------|----------------|----------------|-----------|-----------|----------|-------| | Внуковское, Шереметьевское, | 4177890 | ХКМ | 28369,9 | | 21290,6 | 6350,4 | | | Рублевское направления | | NaCl+ХКМ | | | | | | |---------------------------------|--------------|----------------|----------------|-----------|-----------|----------|-------| | Остальные внекатегорийные | | | | | | | | | объекты | 147717 | NaCl+ХКМ | 284,2 | | 96 | 280,7 | | |---------------------------------|--------------|----------------|----------------|-----------|-----------|----------|-------| | Всего по внекатегорийным | | | | | | | | | объектам | 5520904 | | 46179,9 | 2726,3 | 21386,6 | 6631,1 | | |---------------------------------|--------------|----------------|----------------|-----------|-----------|----------|-------| | Объекты 1-й - 5- й | 8975963 | NaCl+ХКМ | 13479,6 | | 583,4 | 20645 | | | категории | | NaCl | | | | | | |---------------------------------|--------------|----------------|----------------|-----------|-----------|----------|-------| | Всего по категорийным | | | | | | | | | объектам | 8975963 | | 13470,6 | | 583,4 | 20645 | | |---------------------------------|--------------|----------------|----------------|-----------|-----------|----------|-------| | МКАД | 6858011 | ХКМ | 20186,7 | | 9420,1 | 15122 | | | | | NaCl+ХКМ | | | | | | |---------------------------------|--------------|----------------|----------------|-----------|-----------|----------|-------| | Всего по МКАД | 6858011 | | 20186,7 | | 9420,1 | 15122 | | |---------------------------------|--------------|----------------|----------------|-----------|-----------|----------|-------| | Всего по ГУП "Доринвест" | 21354878 | | 79337,2 | 2726,3 | 31390,1 | 42398,1 | | |---------------------------------|--------------|----------------|----------------|-----------|-----------|----------|-------| | Прочие объекты | 55629000 | NaCl | 149684,3 | | | 241403 | | | | | НКММ | 25800,0 | | | | 5000 | |---------------------------------|--------------|----------------|----------------|-----------|-----------|----------|-------| | Всего по городу | 76983876 | | 255321,5 | 2726,3 | 31390,1 | 283800,1 | 5000 | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Таблица 2 к приложению 1 Поэтапное снижение количества хлор-иона --------------------------------------------------------------------------------- | Годы | Применяемые реагенты | Объем | Содержание | | | | NaCl, | хлор-иона, | | | | тонн | в % к сезону | | | | | 1999-2000 гг. | |-----------|----------------------------------------|----------|---------------| | 1999-2000 | NaCl | 323000 | 100 | |-----------|----------------------------------------|----------|---------------| | 2000-2001 | Нордикс, ХКМ, NaCl+ХКМ по территориям, | 283800 | 84,2 | | | обслуживаемым ГУП "Доринвест"; | | | | | NaCl по остальным территориям | | | |-----------|----------------------------------------|----------|---------------| | 2001-2003 | Нордикс, ХКМ, NaCl+ХКМ по территориям, | 243025 | 68 | | | обслуживаемым ГУП "Доринвест"; | | | | | NaCl+ХКМ по 30% остальных территорий; | | | | | NaCl по 70% остальных территорий | | | |-----------|----------------------------------------|----------|---------------| | 2003-2005 | Нордикс, ХКМ, NaCl+ХКМ по территориям, | 189525 | 48 | | | обслуживаемым ГУП "Доринвест"; | | | | | NaCl+ХКМ по 70% остальных территорий; | | | | | NaCl по 30% остальных территорий | | | |-----------|----------------------------------------|----------|---------------| | 2005-2007 | Нордикс, ХКМ, NaCl+ХКМ по территориям, | 149400 | 30 | | | обслуживаемым ГУП "Доринвест"; | | | | | NaCl+ХКМ по остальным территориям | | | --------------------------------------------------------------------------------- Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 21 ноября 2000 года N 906 План переоснащения парка распределителей противогололедных материалов -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | N | Дорожные | Распределители твердых | Распределители жидких | Итого, | | п/п | организации | реагентов, ед. | реагентов, ед. | ед. | | | |----------------------------------------|-----------------------------| | | | | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | Всего | 2000 г. | 2001 г. | Всего | | |-----|---------------------|----------|---------|---------|---------|---------|---------|---------|---------| | 1. | Центральный АО | | 13 | 13 | 26 | | 4 | 4 | 30 | |-----|---------------------|----------|---------|---------|---------|---------|---------|---------|---------| | 2. | Северный АО | | 12 | 13 | 25 | | 3 | 3 | 28 | |-----|---------------------|----------|---------|---------|---------|---------|---------|---------|---------| | 3. | Северо-Восточный АО | | 9 | 8 | 17 | | 4 | 4 | 21 | |-----|---------------------|----------|---------|---------|---------|---------|---------|---------|---------| | 4. | Восточный АО | | 14 | 13 | 27 | | 4 | 4 | 31 | |-----|---------------------|----------|---------|---------|---------|---------|---------|---------|---------| | 5. | Юго-Восточный АО | | 9 | 8 | 17 | | 3 | 3 | 20 | |-----|---------------------|----------|---------|---------|---------|---------|---------|---------|---------| | 6. | Южный АО | | 13 | 13 | 26 | | 3 | 3 | 29 | |-----|---------------------|----------|---------|---------|---------|---------|---------|---------|---------| | 7. | Юго-Западный АО | | 9 | 9 | 18 | | 3 | 3 | 21 | |-----|---------------------|----------|---------|---------|---------|---------|---------|---------|---------| | 8. | Западный АО | | 16 | 15 | 31 | | 3 | 3 | 34 | |-----|---------------------|----------|---------|---------|---------|---------|---------|---------|---------| | 9. | Северо-Западный АО | | 16 | 16 | 32 | | 3 | 3 | 35 | |-----|---------------------|----------|---------|---------|---------|---------|---------|---------|---------| | 10. | Зеленоградский АО | | 7 | 6 | 13 | | - | - | 13 | |-----|---------------------|----------|---------|---------|---------|---------|---------|---------|---------| | | Итого по округам: | | 118 | 114 | 232 | | 30 | 30 | 262 | |-----|---------------------|----------|---------|---------|---------|---------|---------|---------|---------| | 11. | ГУП "Доринвест" | 85 | - | - | 85 | | - | - | 85 | |-----|---------------------|----------|---------|---------|---------|---------|---------|---------|---------| | | Всего: | 85 | 118 | 114 | 317 | | 30 | 30 | 347 | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |