О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ. Закон (Федеральный). Федеральное Собрание РФ. 22.08.96 125-ФЗ


Страницы: 1  2  


     По медицинским  показаниям  и  в  других  исключительных  случаях
студенту  высшего  учебного  заведения  предоставляется  академический
отпуск в  порядке,  установленном  федеральным  (центральным)  органом
управления образованием.
     Студентам очной формы  обучения,  обучающимся  в  высших  учебных
заведениях,  предоставляется  отсрочка от призыва на военную службу на
время обучения в соответствии с федеральным законом.
     Студентам высших   учебных  заведений  предоставляется  право  на
бесплатное  пользование  услугами  государственных   и   муниципальных
библиотек,   а   также   на  бесплатное  посещение  государственных  и
муниципальных музеев.
     Для студентов  очной  и  очно-заочной (вечерней) форм обучения не
менее чем два раза  в  учебном  году  устанавливаются  каникулы  общей
продолжительностью не менее чем семь недель.
     Каждый обучающийся,  нуждающийся в  жилой  площади,  должен  быть
обеспечен  отвечающим  санитарным нормам и правилам местом в общежитии
при  наличии  соответствующего  жилищного   фонда   высшего   учебного
заведения.  Размер  платы  за  проживание в общежитии,  коммунальные и
бытовые  услуги  для  обучающихся  за  счет  средств  соответствующего
бюджета не может превышать пяти процентов размера стипендии.
     При наличии  обучающихся,  нуждающихся  в   жилой   площади,   не
допускается  использование  не  по назначению входящей в жилищный фонд
высшего учебного заведения жилой площади общежитий (сдача в  аренду  и
иные сделки), а также использование, приводящее к ее уменьшению.
     С каждым  обучающимся,  проживающим  в   общежитии,   заключается
договор, типовая форма которого утверждается федеральным (центральным)
органом управления высшим профессиональным образованием.
     Другие права студентов могут быть установлены законодательством и
(или) уставом высшего учебного заведения.
     4. Студент   имеет  право  на  восстановление  в  высшем  учебном
заведении в течение пяти лет после отчисления из него по  собственному
желанию  или по уважительной причине с сохранением той основы обучения
(бесплатной или платной),  в соответствии с  которой  он  обучался  до
отчисления.
     Порядок и  условия  восстановления  в  высшем  учебном  заведении
студента, отчисленного по неуважительной причине, определяются уставом
высшего учебного заведения.
     5. Студент  высшего  учебного  заведения  имеет право получать от
администрации высшего учебного  заведения  информацию  о  положении  в
сфере занятости населения Российской Федерации.
     6. Студентам  высших  учебных  заведений  гарантируется   свобода
перехода  в  другое высшее учебное заведение в порядке,  установленном
федеральным  (центральным)  органом   управления   образованием.   При
переходе  из  одного  высшего учебного заведения в другое за студентом
сохраняются все права как за обучающимся  впервые  на  данной  ступени
высшего профессионального образования.
     7. За    успехи    в    учебе    и     активное     участие     в
научно-исследовательской  работе  студенты  высших  учебных  заведений
получают моральное и (или) материальное  поощрение  в  соответствии  с
уставом высшего учебного заведения.
     8. Студенты высших учебных заведений обязаны овладевать знаниями,
выполнять  в  установленные  сроки  все виды заданий,  предусмотренных
учебным    планом    и    образовательными     программами     высшего
профессионального   образования,   соблюдать  устав  высшего  учебного
заведения, правила внутреннего распорядка и правила общежития.
     9. За  нарушение студентом обязанностей,  предусмотренных уставом
высшего учебного заведения и правилами его внутреннего  распорядка,  к
нему   могут   быть   применены  дисциплинарные  взыскания  вплоть  до
отчисления из высшего учебного заведения.
     Дисциплинарное взыскание,  в  том  числе  отчисление,  может быть
наложено на студента высшего учебного  заведения  после  получения  от
него объяснения в письменной форме.
     Дисциплинарное взыскание применяется не позднее  чем  через  один
месяц  со  дня  обнаружения  проступка  и  не  позднее чем через шесть
месяцев со дня его совершения,  не считая времени болезни  студента  и
(или) нахождения его на каникулах. Не допускается отчисление студентов
во время их болезни,  каникул,  академического отпуска или отпуска  по
беременности и родам.
     10. Статус   студента   негосударственного    высшего    учебного
заведения,   имеющего   государственную   аккредитацию,   в  отношении
академических прав и академических  свобод  приравнивается  к  статусу
студента  государственного высшего учебного заведения,  за исключением
права  на  получение  государственной   стипендии.   Статус   студента
негосударственного    высшего    учебного   заведения,   не   имеющего
государственной  аккредитации,  определяется  уставом  этого   высшего
учебного заведения.

        Статья 17. Льготы, предоставляемые лицам, совмещающим
              учебу в высшем учебном заведении с работой

     1. Лицам,   успешно   обучающимся   в   имеющих   государственную
аккредитацию   высших   учебных   заведениях    независимо    от    их
организационно-правовых  форм  по  заочной  и  очно-заочной (вечерней)
формам,  по месту их работы предоставляются дополнительные  отпуска  с
сохранением   средней   заработной   платы,   начисляемой  в  порядке,
установленном для ежегодных  отпусков  (с  возможностью  присоединения
дополнительных учебных отпусков к ежегодным отпускам) для:
     сдачи зачетов   и   экзаменов   на   первом   и   втором   курсах
соответственно  по  сорок  календарных  дней,  на  последующих  курсах
соответственно по пятьдесят календарных дней;
     подготовки и   защиты   дипломного  проекта  (работы)  со  сдачей
государственных экзаменов четыре месяца;
     сдачи государственных экзаменов один месяц.
     2. Дополнительные  отпуска  без  сохранения  заработной  платы по
месту работы предоставляются:
     лицам, допущенным  к  вступительным  испытаниям  в высшие учебные
заведения, пятнадцать календарных дней;
     слушателям подготовительных    отделений   при   высших   учебных
заведениях для сдачи выпускных экзаменов пятнадцать календарных дней;
     студентам высших   учебных   заведений   очной   формы  обучения,
совмещающим учебу с работой,  для сдачи зачетов и экзаменов пятнадцать
календарных  дней  в учебном году;  для подготовки и защиты дипломного
проекта (работы) со сдачей государственных  экзаменов  четыре  месяца;
для сдачи государственных экзаменов один месяц.
     3. Студентам,  обучающимся по  заочной  форме  в  высших  учебных
заведениях,  которые  имеют  государственную аккредитацию,  один раз в
учебном году организация -  работодатель  оплачивает  проезд  к  месту
нахождения   высшего  учебного  заведения  и  обратно  для  выполнения
лабораторных работ,  сдачи зачетов и  экзаменов,  а  также  для  сдачи
государственных  экзаменов,  подготовки  и  защиты  дипломного проекта
(работы).
     4. Форма  справки  -  вызова,  дающей  право на предоставление по
месту работы дополнительного  отпуска  и  других  льгот,  связанных  с
обучением  в  высшем учебном заведении,  которые имеют государственную
аккредитацию,   утверждается   федеральным    (центральным)    органом
управления высшим профессиональным образованием.
     5. Для   работников   предприятий,   учреждений   и   организаций
независимо  от  их  организационно-правовых форм и форм собственности,
совмещающих учебу в высших учебных заведениях с работой,  коллективным
договором  или трудовым договором (контрактом) могут предусматриваться
увеличение продолжительности дополнительных  отпусков,  предоставление
отпуска  с  сохранением заработной платы вместо отпуска без сохранения
заработной платы и иные льготы.
     6. Предприятия,   учреждения  и  организации,  работники  которых
обучаются  по  очной  и  очно-заочной  (вечерней)   формам   обучения,
освобождаются  от  налогов  на  сумму  средств,  которые  затрачены на
обучающихся,  указанных в настоящей  статье  и  статье  19  настоящего
Федерального закона.
     7. При  обучении   студента,   совмещающего   учебу   с   работой
одновременно  в двух высших учебных заведениях,  указанные выше льготы
могут иметь место только по одному из этих  высших  учебных  заведений
(по выбору студента).

          Статья 18. Слушатели учреждений системы высшего и
            послевузовского профессионального образования

     1. Слушателями  учреждений  системы  высшего  и   послевузовского
профессионального образования являются лица, обучающиеся в:
     высших учебных   заведениях   на   подготовительных   отделениях,
факультетах    (в   других   структурных   подразделениях)   повышения
квалификации и переподготовки работников;
     другом высшем  учебном  заведении,  если они параллельно получают
второе высшее профессиональное образование;
     ординатуре или интернатуре медицинских высших учебных заведений.
     2. Статус слушателей учреждений системы высшего и послевузовского
профессионального  образования в части получения образовательных услуг
приравнивается  к  статусу   студента   высшего   учебного   заведения
соответствующей формы обучения.

            Статья 19. Докторанты, аспиранты и соискатели

     1. Докторантом  является  лицо,  имеющее ученую степень кандидата
наук и  зачисленное  в  докторантуру  для  подготовки  диссертации  на
соискание ученой степени доктора наук.
     2. Аспирантом  является  лицо,  имеющее  высшее  профессиональное
образование и обучающееся в аспирантуре и подготавливающее диссертацию
на соискание ученой степени кандидата наук.
     3. Соискателем  является  лицо,  имеющее  высшее профессиональное
образование, прикрепленное к организации или учреждению, которые имеют
аспирантуру  и  (или) докторантуру,  и подготавливающее диссертацию на
соискание ученой степени кандидата наук без  обучения  в  аспирантуре,
либо  лицо,  имеющее  ученую степень кандидата наук и подготавливающее
диссертацию на соискание ученой степени доктора наук.
     4. Положения   о  докторантах,  об  аспирантах  и  о  соискателях
утверждаются  в  порядке,  установленном   Правительством   Российской
Федерации.
     5. Лицам,  допущенным к вступительным испытаниям  в  аспирантуру,
предоставляются отпуска продолжительностью тридцать календарных дней с
сохранением средней заработной платы по месту работы.
     6. Лица,  обучающиеся  в  аспирантуре  по очной форме обучения за
счет средств бюджета,  обеспечиваются государственными  стипендиями  и
пользуются ежегодно каникулами продолжительностью два месяца.
     7. Аспиранты,  обучающиеся  в  аспирантуре   по   заочной   форме
обучения,  имеют  право  на  ежегодные дополнительные отпуска по месту
работы продолжительностью  тридцать  календарных  дней  с  сохранением
средней заработной платы.
     К ежегодному дополнительному отпуску аспиранта добавляется время,
затраченное  на проезд от места работы до места нахождения аспирантуры
и обратно с сохранением средней  заработной  платы.  Указанный  проезд
оплачивает организация - работодатель.
     Аспиранты, обучающиеся в аспирантуре по заочной  форме  обучения,
имеют право соответственно на один свободный от работы день в неделю с
оплатой его  в  размере  пятидесяти  процентов  получаемой  заработной
платы,  но  не  ниже  установленного  федеральным законом минимального
размера оплаты труда.  Организация - работодатель вправе предоставлять
аспирантам  по  их желанию на четвертом году обучения дополнительно не
более двух свободных от работы дней в неделю без сохранения заработной
платы.
     Аспирантам, обучающимся в аспирантуре по заочной форме  обучения,
предоставляются   места  в  общежитии  на  период  сдачи  экзаменов  и
выполнения работ по диссертации.
     8. Гражданам,    получающим    послевузовское    профессиональное
образование в  имеющих  государственную  аккредитацию  государственных
высших  учебных заведениях и научных учреждениях,  имеющих лицензии на
ведение образовательной  деятельности  по  образовательным  программам
послевузовского    профессионального    образования,   предоставляются
отсрочки от призыва  на  военную  службу  на  период  учебы  и  защиты
квалификационных работ.
     9. Докторантам   выплачиваются   государственные   стипендии    и
предоставляются ежегодные каникулы продолжительностью два месяца.
     За докторантами сохраняются все права по  месту  работы,  которые
они  имели  до  поступления  в  докторантуру (права на получение жилой
площади,  на присвоение ученого звания и другие права),  а также право
на возвращение на прежние места работы.
     10. Аспиранты и докторанты  пользуются  бесплатно  оборудованием,
лабораториями,  учебно-методическими кабинетами, библиотеками, а также
правом на командировки,  в том числе  в  высшие  учебные  заведения  и
научные  центры  иностранных  государств,  участие  в  экспедициях для
проведения работ по избранным темам  научных  исследований  наравне  с
научно-педагогическими работниками высших учебных заведений и научными
работниками научно-исследовательских учреждений (организаций).
     11. Для  приобретения  научной  литературы  каждому  аспиранту  и
докторанту,  обучающемуся за счет средств бюджета,  выдается ежегодное
пособие в размере двух месячных стипендий.
     12. Для  завершения  диссертаций  на  соискание  ученой   степени
кандидата  наук или доктора наук работникам предприятий,  учреждений и
организаций по месту  работы  предоставляются  отпуска  с  сохранением
заработной  платы  продолжительностью  соответственно  три  или  шесть
месяцев  в   порядке,   установленном   положениями   об   аспирантах,
докторантах и соискателях.
     13. Соискатели,  работающие над диссертациями на соискание ученой
степени  доктора  наук  и  имеющие  значительные научные результаты по
актуальным   социально-экономическим   проблемам   или    приоритетным
направлениям   фундаментальных   научных   исследований,   могут  быть
переведены на должности научных работников на срок  до  двух  лет  для
подготовки  диссертации  на соискание ученой степени доктора наук.  За
соискателями,   переведенными   на   должности   научных   работников,
сохраняются  получаемые  ими должностные оклады и право на возвращение
на прежние места работы.

            Статья 20. Работники высших учебных заведений

     1. В  высших  учебных  заведениях   предусматриваются   должности
научно-педагогического (профессорско-преподавательский состав, научные
работники),  инженерно-технического, административно - хозяйственного,
производственного, учебно-вспомогательного и иного персонала.
     К профессорско-преподавательским   относятся   должности   декана
факультета,   заведующего   кафедрой,  профессора,  доцента,  старшего
преподавателя, преподавателя, ассистента.
     2. Замещение  всех  должностей научно-педагогических работников в
высшем учебном заведении,  за исключением должностей декана факультета
и   заведующего   кафедрой,   производится   по   трудовому   договору
(контракту),  заключаемому  на  срок  до  пяти  лет.   При   замещении
должностей   научно-педагогических   работников  заключению  трудового
договора  (контракта)  предшествует  конкурсный  отбор.  Положение   о
порядке   замещения   указанных  должностей  утверждается  федеральным
(центральным) органом управления высшим профессиональным образованием.
     Должности декана   факультета,   заведующего   кафедрой  являются
выборными.  Порядок  выборов  на  указанные   должности   определяется
уставами высших учебных заведений.
     3. В государственных и муниципальных  высших  учебных  заведениях
должности   ректоров,  проректоров,  деканов  факультетов,  заведующих
кафедрами,  руководителей филиалов и институтов  замещаются  лицами  в
возрасте   не  старше  шестидесяти  пяти  лет  независимо  от  времени
заключения трудовых договоров (контрактов). Лица, занимающие указанные
должности  и достигшие данного возраста,  переводятся с их согласия на
иные должности, соответствующие их квалификации.
     Проректоры принимаются  на  работу по срочному трудовому договору
(контракту).  Срок окончания срочного трудового договора  (контракта),
заключаемого  проректором  с  высшим учебным заведением,  совпадает со
сроком окончания полномочий ректора.
     По представлению   ученого   совета  высшего  учебного  заведения
учредитель (учредители) вправе продлить срок  пребывания  в  должности
ректора до достижения им возраста семидесяти лет.
     Для других   должностей,   предусмотренных   настоящим   пунктом,
продление указанного срока до достижения возраста семидесяти лет может
осуществляться  ректором  по  представлению  ученого  совета   высшего
учебного заведения.
     4. Научно-педагогические  работники  высшего  учебного  заведения
имеют право:
     1) в установленном порядке избирать и быть  избранными  в  ученый
совет высшего учебного заведения;
     2) участвовать в обсуждении и  решении  вопросов,  относящихся  к
деятельности высшего учебного заведения;
     3) пользоваться  бесплатно  услугами  библиотек,   информационных
фондов,   учебных   и   научных   подразделений,   а   также  услугами
социально-бытовых, лечебных и других структурных подразделений высшего
учебного  заведения  в соответствии с его уставом и (или) коллективным
договором;
     4) определять   содержание   учебных   курсов  в  соответствии  с
государственными    образовательными     стандартами     высшего     и
послевузовского профессионального образования;
     5) выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие
их  индивидуальным  особенностям  и  обеспечивающие  высокое  качество
учебного процесса;
     6) обжаловать   приказы   и  распоряжения  администрации  высшего
учебного заведения в установленном законодательством порядке;
     7) на организационное и материально-техническое обеспечение своей
профессиональной деятельности.
     5. Научно-педагогические  работники  высшего  учебного  заведения
обязаны:
     1) обеспечивать  высокую эффективность педагогического и научного
процессов;
     2) соблюдать устав высшего учебного заведения;
     3) формировать   у   обучающихся   профессиональные  качества  по
избранному   направлению   подготовки   (специальности),   гражданскую
позицию,   способность   к   труду  и  жизни  в  условиях  современной
цивилизации и демократии;
     4) развивать   у   обучающихся   самостоятельность,   инициативу,
творческие способности;
     5) систематически заниматься повышением своей квалификации.
     6. Научные  работники  высшего  учебного  заведения  имеют  право
выбирать методы и средства проведения научных исследований, отвечающие
мерам  безопасности,  наиболее полно соответствующие их индивидуальным
особенностям и  обеспечивающие  высокое  качество  научного  процесса.
Научные работники обязаны соблюдать устав высшего учебного заведения.
     7. Права    и     обязанности     административно-хозяйственного,
инженерно-технического,  производственного,  учебно-вспомогательного и
иного    персонала    высшего    учебного    заведения    определяются
законодательством   о  труде  Российской  Федерации,  уставом  высшего
учебного заведения,  правилами внутреннего распорядка высшего учебного
заведения и должностными инструкциями.

            Статья 21. Подготовка и повышение квалификации
                   научно-педагогических работников

     1. Подготовка  научно-педагогических  работников осуществляется в
аспирантуре  и  докторантуре   высших   учебных   заведений,   научных
учреждений  или  организаций,  а  также путем прикрепления к указанным
учреждениям или  организациям  соискателей  для  подготовки  и  защиты
диссертаций  на  соискание  ученой  степени кандидата наук или доктора
наук  либо  путем  перевода  педагогических  работников  на  должности
научных  работников  для  подготовки  диссертаций  на соискание ученой
степени доктора наук.
     2. Государство   гарантирует  создание  необходимых  условий  для
повышения  квалификации  не   реже   чем   один   раз   в   пять   лет
научно-педагогических   работников   государственных   высших  учебных
заведений и научно-педагогических работников  государственных  научных
учреждений   и   организаций,   действующих   в   системе   высшего  и
послевузовского профессионального образования,  выделяя  на  эти  цели
необходимые средства за счет федерального бюджета.
     Повышение квалификации  научно-педагогических  работников   может
осуществляться  также  по  договорам,  заключенным физическими и (или)
юридическими  лицами  с  высшими  учебными  заведениями   и   научными
организациями  или  учреждениями,  за  счет средств физических и (или)
юридических лиц.
     3. Порядок,  виды  и  формы  повышения  квалификации в части,  не
урегулированной      законодательством      Российской      Федерации,
устанавливаются Правительством Российской Федерации.

                       Статья 22. Ученые звания

     1. В   Российской   Федерации   устанавливаются   ученые   звания
профессора и доцента.
     2. Ученое звание профессора может быть присвоено лицу,  имеющему,
как правило,  ученую степень доктора наук, ведущему преподавательскую,
научную  и  методическую  работу  в  области высшего и послевузовского
профессионального образования.
     3. Ученое звание доцента может быть присвоено лицу, имеющему, как
правило,  ученую степень кандидата наук,  ведущему  преподавательскую,
научную и методическую работу в высших учебных заведениях.

         Статья 23. Признание и установление эквивалентности
              документов иностранных государств о высшем
            и послевузовском профессиональном образовании
                         и об ученых званиях

     1. Под  признанием  документов  иностранных государств о высшем и
послевузовском профессиональном образовании  и  об  ученых  званиях  в
настоящем   Федеральном  законе  понимается  согласие  соответствующих
органов  государственной  власти  на  наличие   законной   силы   этих
документов на территории Российской Федерации.
     2. Установление эквивалентности документов иностранных государств
о  высшем  и  послевузовском  профессиональном образовании и об ученых
званиях  в  настоящем  Федеральном  законе   означает   предоставление
соответствующими органами государственной власти обладателям указанных
документов тех же академических и (или) профессиональных прав,  что  и
обладателям документов Российской Федерации государственного образца о
высшем и  послевузовском  профессиональном  образовании  и  об  ученых
званиях.
     3. Признание   и    установление    эквивалентности    документов
иностранных  государств  о  высшем  и  послевузовском профессиональном
образовании  не  освобождают  обладателей  указанных   документов   от
соблюдения общих требований приема в образовательные учреждения или на
работу (в том числе от условия знания государственного языка), которые
установлены соответствующими положениями.
     4. Решение  о  признании  и   об   установлении   эквивалентности
документов   иностранных   государств   о   высшем   и  послевузовском
профессиональном  образовании  и   об   ученых   званиях   принимается
федеральным  (центральным)  органом  управления образованием на основе
соответствующих международных договоров Российской Федерации.
     5. Порядок  признания  и  установления эквивалентности документов
иностранных государств  о  высшем  и  послевузовском  профессиональном
образовании  и об ученых званиях,  выдачи свидетельств об установлении
эквивалентности  документов  определяется  федеральным   (центральным)
органом  управления высшим профессиональным образованием.  Признание и
установление  эквивалентности  документов  иностранных  государств   о
высшем  и  послевузовском  профессиональном  образовании  и  об ученых
званиях  подтверждаются   свидетельствами,   выдаваемыми   федеральным
(центральным) органом управления высшим профессиональным образованием.

       Глава IV. Управление системой высшего и послевузовского
                    профессионального образования

             Статья 24. Компетенция Российской Федерации
                 в области высшего и послевузовского
                    профессионального образования

     1. К  компетенции  Федерального  Собрания  Российской Федерации в
области  высшего  и  послевузовского   профессионального   образования
относятся:
     1) разработка  законопроектов,  принятие  федеральных  законов  в
области  высшего  и  послевузовского  профессионального  образования и
внесение изменений в соответствующие законы и дополнений к ним;
     2) утверждение   Федеральной  программы  развития  образования  и
контроль  за  ее  реализацией  в  части,  относящейся  к   высшему   и
послевузовскому профессиональному образованию;
     3) утверждение  соответствующих  статей  федерального  бюджета  и
контроль за их исполнением;
     4) установление     уровней     высшего     и     послевузовского
профессионального образования;
     5) ратификация  международных  договоров  Российской   Федерации,
регулирующих   вопросы  высшего  и  послевузовского  профессионального
образования, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     2. К  компетенции  Правительства  Российской  Федерации в области
высшего и послевузовского профессионального образования относятся:
     1) участие  в  разработке и реализация государственной политики в
указанной области;
     2) подготовка   соответствующих  разделов  Федеральной  программы
развития  образования  и   контроль   за   ее   реализацией   органами
исполнительной власти;
     3) осуществление    бюджетного    финансирования    высшего     и
послевузовского профессионального образования;
     4) разработка законопроектов и принятие  в  соответствии  с  ними
нормативных  правовых  актов,  определяющих  функционирование  системы
высшего и послевузовского профессионального образования;
     5) установление   порядка   лицензирования   деятельности  высших
учебных заведений, их аттестации и государственной аккредитации;
     6) создание,  реорганизация  и  ликвидация государственных высших
учебных заведений,  находящихся в  ведении  Российской  Федерации,  по
согласованию   с  органами  законодательной  и  исполнительной  власти
субъектов Российской Федерации;
     7) заключение   и   реализация   межправительственных  договоров,
регулирующих  вопросы  высшего  и  послевузовского   профессионального
образования;
     8) определение  порядка  разработки,   утверждения   и   введения
государственных  образовательных  стандартов высшего и послевузовского
профессионального образования, за исключением случаев, предусмотренных
законодательством Российской Федерации;
     9) определение   порядка   установления    перечня    направлений
подготовки      (специальностей)     высшего     и     послевузовского
профессионального образования.
     3. К  компетенции  федерального  (центрального) органа управления
высшим профессиональным образованием относятся:
     1) разработка  и  реализация  совместно  с  другими  федеральными
органами управления образованием соответствующих разделов  Федеральной
программы  развития  образования  и  международных  программ в области
высшего,    послевузовского    профессионального     образования     и
соответствующего дополнительного образования;
     2) утверждение    федеральных     компонентов     соответствующих
государственных  образовательных стандартов,  утверждение положений об
итоговой  государственной  аттестации  студентов  и  об  экстернате  в
государственных, муниципальных высших учебных заведениях;
     3) разработка  и   утверждение   примерных   учебных   планов   и
образовательных  программ  высшего и послевузовского профессионального
образования,  организация издания учебной  литературы  и  производства
учебно-наглядных пособий;
     4) осуществление     полномочий     учредителя      (учредителей)
подведомственных государственных высших учебных заведений;
     5) содействие развитию и реализации новых эффективных  технологий
обучения   в   области  высшего  и  послевузовского  профессионального
образования;
     6) лицензирование    деятельности    высших   учебных   заведений
независимо  от  их  организационно-правовых  форм  и   государственных
образовательных     учреждений     соответствующего    дополнительного
образования, а также их государственная аккредитация;
     7) установление   формы  документов  государственного  образца  о
высшем и послевузовском  профессиональном  образовании,  осуществление
признания   и   установление  эквивалентности  документов  иностранных
государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об
ученых званиях;
     8) определение порядка признания и  установления  эквивалентности
документов   иностранных   государств   о   высшем   и  послевузовском
профессиональном образовании и об ученых званиях,  выдача свидетельств
об установлении эквивалентности указанных документов;
     9) участие в изучении потребности  рынка  труда  в  специалистах;
разработка  прогнозов подготовки специалистов;  разработка предложений
по объемам бюджетного финансирования высших учебных заведений,  других
предприятий, учреждений и организаций, действующих в системе высшего и
послевузовского профессионального и  соответствующего  дополнительного
образования,   а   также   их   научных   организаций   и  структурных
подразделений;  разработка   предложений   по   объемам   капитального
строительства указанных предприятий, учреждений и организаций;
     10) участие в работе федеральных органов исполнительной власти по
определению   объема   бюджетного   финансирования,  направляемого  на
подготовку  специалистов,  переподготовку  и  повышение   квалификации
работников,  научно-педагогических  работников,  в  том  числе научных
работников,  развитие науки,  а также участие в разработке федеральных
нормативов  и  порядка  финансирования соответствующих образовательных
учреждений;
     11) координация деятельности высших учебных заведений, отраслевых
и региональных  систем  высшего  и  послевузовского  профессионального
образования    по   определению   объемов   и   структуры   подготовки
специалистов, организация межотраслевой и межрегиональной кооперации в
этой области;
     12) установление общего приема и структуры приема на  обучение  в
высшие    учебные    заведения    и    учреждения    системы   высшего
профессионального образования студентов, аспирантов и докторантов;
     13) открытие  аспирантуры  и  докторантуры государственных высших
учебных заведений,  научных организаций независимо от их ведомственной
принадлежности,  за  исключением  учреждений,  действующих  в  системе
Российской  академии  наук  и  отраслевых  академий  наук  и   имеющих
государственный    статус,    утверждение   положений   о   подготовке
научно-педагогических работников, в том числе научных работников;
     14) установление  порядка приема граждан в государственные высшие
учебные заведения,  учрежденные федеральными  органами  исполнительной
власти,  и  порядка  перевода  обучающихся  из одного высшего учебного
заведения в другое;
     15) прогнозирование  развития  сети  учреждений  системы  высшего
профессионального    образования,    согласование    создания    новых
государственных   учреждений   системы   высшего  профессионального  и
соответствующего дополнительного образования;
     16) организация   участия  высших  учебных  заведений  и  научных
организаций,  действующих  в   системе   высшего   и   послевузовского
профессионального   образования,   в   федеральных  научно-технических
программах,  разработка  и  утверждение   межвузовских   программ   по
приоритетным направлениям науки,  осуществление ресурсного обеспечения
указанных программ и контроля за ходом их реализации;
     17) разработка   и   реализация   совместно   с   профсоюзными  и
общественными  организациями  мер  по  социальной  защите   студентов,
аспирантов,  докторантов,  слушателей  и  работников системы высшего и
послевузовского профессионального образования по улучшению условий  их
обучения, труда, быта, отдыха и медицинского обслуживания;
     18) финансирование  деятельности  подведомственных   ему   высших
учебных заведений, предприятий, учреждений и организаций;
     19) согласование  нормативных  документов  в  области  высшего  и
послевузовского  профессионального  и соответствующего дополнительного
образования, издаваемых федеральными органами исполнительной власти, в
ведении  которых  находятся  высшие  учебные  заведения,  и  в  случае
необходимости   приостановление   действия    указанных    нормативных
документов;
     20) осуществление  по  согласованию   с   федеральными   органами
исполнительной  власти,  в  ведении  которых  находятся высшие учебные
заведения,  полномочий по распоряжению  государственным  имуществом  в
системе высшего и послевузовского профессионального образования;
     21) утверждение  положения   о   порядке   замещения   должностей
научно-педагогического персонала;
     22) разработка и утверждение типового положения о филиалах высших
учебных заведений, подведомственных федеральным органам исполнительной
власти, порядок организации указанных филиалов;
     23) издание в пределах своей компетенции нормативных актов;
     24) заключение    международных    договоров    межведомственного
характера в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     4. К компетенции государственной аттестационной службы относятся:
     1) контроль  за   соблюдением   государственных   образовательных
стандартов во всех имеющих государственную аккредитацию высших учебных
заведениях независимо от их организационно-правовых форм;
     2) научно-методическое обеспечение итоговой аттестации и контроль
качества подготовки выпускников по завершении каждых уровня и  ступени
высшего и послевузовского профессионального образования в соответствии
с   государственными   образовательными    стандартами    высшего    и
послевузовского профессионального образования;
     3) рассмотрение представлений и принятие  решений  о  направлении
высшему  учебному заведению рекламаций на качество образования и (или)
несоответствие      образования      требованиям      соответствующего
государственного образовательного стандарта;
     4) организация  функционирования  системы  региональных   органов
государственной  аттестационной  службы  и  аттестация образовательных
учреждений.
     5. Разграничение  компетенции  между  федеральными (центральными)
органами  управления  образованием  и  иными   федеральными   органами
управления   образованием   устанавливается  федеральными  законами  и
положениями о соответствующих  органах,  утвержденными  Правительством
Российской Федерации.
     Федеральные органы    управления    образованием     осуществляют
полномочия  учредителя  (учредителей) высшего учебного заведения после
его создания.

        Статья 25. Компетенция субъектов Российской Федерации
                 в области высшего и послевузовского
                    профессионального образования

     По общим вопросам  высшего  и  послевузовского  профессионального
образования  субъекты  Российской  Федерации  обладают  всей  полнотой
государственной власти вне установленной настоящим Федеральным законом
компетенции  Российской  Федерации в области высшего и послевузовского
профессионального образования.

      Статья 26. Государственный контроль за качеством высшего и
            послевузовского профессионального образования

     1. Государственный    контроль    за    качеством    высшего    и
послевузовского профессионального образования направлен на обеспечение
единой государственной политики в области  высшего  и  послевузовского
профессионального    образования,    повышение   качества   подготовки
специалистов, рациональное использование средств федерального бюджета,
выделяемых   на   финансирование  системы  высшего  и  послевузовского
профессионального образования.
     Государственный контроль  за  качеством высшего и послевузовского
профессионального    образования    осуществляется     государственной
аттестационной  службой  и государственными органами управления высшим
профессиональным  образованием  в  соответствии  с  их   компетенцией,
предусмотренной   Законом   Российской   Федерации  "Об  образовании",
настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами  в  этой
области.
     2. Контроль за  соблюдением  высшим  учебным  заведением  условий
образовательной деятельности,  предусмотренных лицензией, обеспечивает
федеральный (центральный)  орган  управления  высшим  профессиональным
образованием.  В  случае  нарушения  этих  условий  лицензия  подлежит
изъятию.
     3. Имеющее  государственную аккредитацию высшее учебное заведение
независимо  от  его  организационно-правовой  формы  и   ведомственной
подчиненности  не  реже  чем  один раз в пять лет проходит аттестацию,
проводимую государственной аттестационной службой.

         Глава V. Экономика системы высшего и послевузовского
                    профессионального образования

        Статья 27. Отношения собственности в системе высшего и
            послевузовского профессионального образования

     1. За высшим учебным заведением в целях обеспечения деятельности,
предусмотренной  его  уставом,  учредитель  (учредители) закрепляет на
праве  оперативного  управления  здания,   сооружения,   имущественные
комплексы,   оборудование,   а   также   иное   необходимое  имущество
потребительского, социального, культурного и иного назначения.
     2. Высшему  учебному заведению принадлежит право собственности на
денежные средства,  имущество и иные объекты собственности, переданные
ему физическими и юридическими лицами в форме дара,  пожертвования или
по завещанию,  на  продукты  интеллектуального  и  творческого  труда,
являющиеся  результатом  деятельности  высшего  учебного заведения,  а
также на доходы от собственной деятельности  и  приобретенные  на  эти
доходы объекты собственности.
     3. За государственным и муниципальным высшим  учебным  заведением
закрепляются  в  бессрочное безвозмездное пользование выделенные ему в
установленном порядке земельные участки.
     4. Высшее   учебное   заведение   вправе   выступать  в  качестве
арендатора  и   (или)   арендодателя   имущества.   Сдача   в   аренду
государственным,  муниципальным высшим учебным заведением закрепленных
за  ним   объектов   собственности,   а   также   земельных   участков
осуществляется  без  права  выкупа  с  согласия ученого совета высшего
учебного  заведения  по  ценам,  которые  не  могут  быть  ниже   цен,
сложившихся в данном регионе.
     Средства, полученные  высшим  учебным   заведением   в   качестве
арендной    платы,    используются    на    обеспечение   и   развитие
образовательного процесса.
     5. Использование  высшим  учебным  заведением  природных ресурсов
осуществляется в порядке,  установленном законодательством  Российской
Федерации.
     6. Полномочия  собственников  по   распоряжению   государственным
имуществом   системы   высшего   и  послевузовского  профессионального
образования   в   отношении   объектов    федеральной    собственности
закрепляются  за  федеральным  (центральным) органом управления высшим
профессиональным образованием, осуществляющим эти полномочия совместно
с  федеральными  органами  исполнительной  власти,  в  ведении которых
находятся высшие учебные заведения.
     7. Государственные,   муниципальные   высшие  учебные  заведения,
закрепленные  за  ними  на   правах   оперативного   управления   либо
находящиеся  в  их  собственности  или  в самостоятельном распоряжении
объекты производственной и  социальной  инфраструктуры,  в  том  числе
жилые помещения,  расположенные в зданиях учебного, производственного,
социального,  культурного  назначения,  а   также   жилые   помещения,
расположенные   в  сельской  местности,  общежития,  клинические  базы
образовательных учреждений  медицинского  образования,  находящиеся  в
оперативном  управлении образовательных учреждений или в ином ведении,
в том числе во владении,  пользовании  и  (или)  распоряжении,  другие
предприятия, учреждения и организации, действующие в системе высшего и
послевузовского    профессионального     образования,     приватизации
(разгосударствлению) не подлежат.

          Статья 28. Финансирование высших учебных заведений

     1. Финансирование  образовательной  деятельности  государственных
высших  учебных  заведений  за  счет  средств   федерального   бюджета
осуществляется  федеральным  (центральным)  органом  управления высшим
профессиональным образованием или органами  исполнительной  власти,  в
ведении   которых   находятся   эти   учреждения,   в  соответствии  с
государственными  заданиями  (контрольными  цифрами)   на   подготовку
специалистов,   переподготовку  и  повышение  квалификации  работников
исходя из установленных государственных,  в том  числе  ведомственных,
нормативов финансирования.
     Для высших учебных заведений, расположенных в регионах, в которых
действуют  районные коэффициенты и надбавки,  нормативы финансирования
устанавливаются с учетом этих коэффициентов и надбавок.
     В случае,   если   местные   нормативы  финансирования  превышают
государственные,  дополнительное финансирование осуществляется за счет
средств местного бюджета.
     2. Деятельность  негосударственных   высших   учебных   заведений
финансируется   его   учредителем   (учредителями)  в  соответствии  с
договором между ними.  По договору между учредителем (учредителями)  и
высшим  учебным  заведением  эта  деятельность может осуществляться на
условиях частичного или полного самофинансирования.
     3. Научные   исследования,  проводимые  государственными  высшими
учебными заведениями,  финансируются федеральным (центральным) органом
управления  высшим  профессиональным  образованием  и  (или)  органами
исполнительной власти,  в ведении которых находятся эти высшие учебные
заведения, независимо от финансирования образовательной деятельности.
     4. Государственные  высшие   учебные   заведения   самостоятельно
определяют направления и порядок использования средств, полученных ими
за счет бюджета и иных источников,  не  запрещенных  законодательством
Российской  Федерации,  в  том  числе средств,  направляемых на оплату
труда   и   материальное   стимулирование   своих    работников.    Не
использованные  в  текущем периоде (год,  квартал,  месяц) средства не
могут быть изъяты  у  государственных  высших  учебных  заведений  или
зачтены  в  объем  финансирования  этих  высших  учебных  заведений на
последующий период.
     5. Возмещение   дополнительных   затрат  в  связи  с  индексацией
расходов высших учебных заведений, осуществляющих свою деятельность на
основе   бюджетного   финансирования,  производится  за  счет  средств
соответствующего бюджета.
     6. Высшее  учебное  заведение  имеет  счета в банковских и других
кредитных организациях для хранения денежных средств  и  осуществления
всех  видов  расчетных,  кредитных  и  кассовых операций,  в том числе
валютных.

      Статья 29. Платная деятельность высшего учебного заведения

     1. Высшее учебное заведение в соответствии со своим уставом может
осуществлять  платную  деятельность  в  области образования и в других
областях, если это не идет в ущерб его основной деятельности.
     Платная образовательная  деятельность  высшего учебного заведения
не  может  быть  осуществлена  взамен  и  в   рамках   образовательной
деятельности,  финансируемой  за  счет  средств  бюджета.  В противном
случае  средства,  заработанные  в  результате   такой   деятельности,
изымаются учредителем (учредителями) высшего учебного заведения.
     2. Государственное или  муниципальное  высшее  учебное  заведение
вправе   в   пределах,  установленных  лицензией,  осуществлять  сверх
финансируемых за счет  средств  федерального  бюджета  государственных
заданий (контрольных цифр) по приему студентов подготовку специалистов
по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения  физическими
и   (или)  юридическими  лицами  в  объеме,  согласованном  с  органом
исполнительной власти,  органом  местного  самоуправления,  в  ведении
которого это высшее учебное заведение находится.
     Высшее учебное  заведение  самостоятельно   решает   вопросы   по
заключению  договоров,  определению  обязательств  и иных условий,  не
противоречащих законодательству Российской Федерации и уставу  данного
высшего учебного заведения.

                  Статья 30. Оплата труда работников
                      высшего учебного заведения

     1. Высшее  учебное  заведение в пределах имеющихся у него средств
на оплату труда работников самостоятельно определяет форму  и  систему
оплаты   труда,   размеры   доплат,  надбавок,  премий  и  других  мер
материального стимулирования,  а  также  размеры  должностных  окладов
(ставок)   всех  категорий  работников  (без  установления  предельных
размеров должностных окладов (ставок)).
     2. Должностной  оклад  (ставка)  выплачивается  работнику высшего
учебного заведения за  выполнение  им  функциональных  обязанностей  и
работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом).
     3. Государственное  высшее   учебное   заведение   самостоятельно
формирует  фонд  оплаты  труда  работников  за  счет  средств бюджета,
направляемых  на  содержание  высшего  учебного  заведения,   и   иных
источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
     4. Минимальные размеры ставок для  педагогических  работников  из
числа профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений
устанавливаются в размере не ниже восьмикратного минимального  размера
оплаты труда, установленного федеральным законом.
     5. Научно-педагогическим  работникам  высших  учебных   заведений
устанавливаются надбавки к должностным окладам (ставкам) в размере:
     сорока процентов за должность доцента;
     шестидесяти процентов за должность профессора;
     трехкратного минимального размера  оплаты  труда,  установленного
федеральным законом, за ученую степень кандидата наук;
     пятикратного минимального размера  оплаты  труда,  установленного
федеральным законом, за ученую степень доктора наук.
     6. Предусмотренные статьей 54  Закона  Российской  Федерации  "Об
образовании"  размеры  средних должностных окладов (ставок) работников
высших  учебных  заведений  в  части,  относящейся  к   оплате   труда
работников высшего учебного заведения,  устанавливаются Правительством
Российской Федерации первого числа второго месяца каждого  квартала  в
соответствии   с   законодательно   установленным   их   отношением  к
достигнутому уровню средней заработной платы работников промышленности
в Российской Федерации за предыдущий квартал.
     7. Средние  должностные  оклады   (ставки)   работников   высшего
учебного заведения устанавливаются на уровне:
     для педагогических   работников   из   числа    профессорско    -
преподавательского  состава  высших  учебных  заведений  -  в два раза
превышающем уровень средней заработной платы работников промышленности
в Российской Федерации;
     для учителей и других педагогических работников - не ниже средней
заработной платы работников промышленности в Российской Федерации;
     для иных работников высших учебных заведений - средней заработной
платы  аналогичных  категорий  работников  промышленности в Российской
Федерации.
     8. Правительству  Российской  Федерации в течение двух месяцев со
дня  вступления  настоящего  Федерального   закона   в   силу   ввести
соответствующую  требованиям настоящей статьи тарифную сетку по оплате
труда работников высшего учебного заведения.
     9. Размеры   должностных   окладов  (ставок)  работников  высшего
учебного  заведения  определяются  каждый  квартал  в  соответствии  с
пунктами  6,  7  и  8  настоящей  статьи,  являются  минимальными  для
соответствующих категорий  работников  высшего  учебного  заведения  и
обязательны на территории Российской Федерации.

           Статья 31. Оплата труда и стаж работы работников
              государственных органов управления высшим
            и послевузовским профессиональным образованием

     1. Работникам   государственных   органов   управления  высшим  и
послевузовским  профессиональным  образованием  засчитывается  в  стаж
работы государственного служащего работа в высшем учебном заведении на
руководящих должностях и должностях научно-педагогических работников.
     2. Доплата  за ученую степень,  предусмотренная работникам высших
учебных заведений, распространяется и на работников органов управления
высшим и послевузовским профессиональным образованием.

           Статья 32. Учет, отчетность и контроль в высших
                          учебных заведениях

     1. Высшие  учебные заведения в установленном порядке осуществляют
оперативный и  бухгалтерский  учет  результатов  своей  работы,  ведут
статистическую и бухгалтерскую отчетность.
     2. Должностные   лица   несут   установленную   законодательством
Российской  Федерации  дисциплинарную,  административную  и  уголовную
ответственность за искажение государственной отчетности.
     3. Контроль  за исполнением законодательства Российской Федерации
в  области  бюджетной  и  финансовой  дисциплины  в   высших   учебных
заведениях осуществляют органы законодательной и исполнительной власти
в пределах своих полномочий.

      Глава VI. Международная и внешнеэкономическая деятельность
                       высших учебных заведений

        Статья 33. Осуществление международного сотрудничества
               Российской Федерации в области высшего и
            послевузовского профессионального образования

     1. Высшие учебные заведения вправе  участвовать  в  международном
сотрудничестве    Российской    Федерации    в   области   высшего   и
послевузовского профессионального образования посредством:
     1) участия  в  программах  двустороннего и многостороннего обмена
студентами,  аспирантами,  докторантами,  педагогическими  и  научными
работниками;
     2) проведения   совместных   научных   исследований,   а    также
конгрессов, конференций, симпозиумов и других мероприятий;
     3) осуществления    фундаментальных    и    прикладных    научных
исследований,   а   также   опытно-конструкторских  работ  по  заказам
иностранных юридических лиц;
     4) участия в международных программах совершенствования высшего и
послевузовского профессионального образования.
     2. Подготовка,    переподготовка    и    повышение   квалификации
иностранных  граждан  в  Российской  Федерации,  преподавательская   и
научно-исследовательская   работа   граждан  Российской  Федерации  за
пределами территории Российской  Федерации  в  пределах  установленной
Правительством    Российской   Федерации   квоты   осуществляются   по
межгосударственным    договорам,    договорам    между     федеральным
(центральным)  органом управления высшим профессиональным образованием
или ведомственным государственным органом  управления  образованием  и
соответствующими    органами   управления   образованием   иностранных
государств,  а также по прямым договорам, заключенным высшими учебными
заведениями  с  иностранными  гражданами  и  иностранными юридическими
лицами.
     3. В   целях  участия  в  международной  деятельности  Российской
Федерации высшие учебные заведения имеют право:
     вступать в неправительственные международные организации;
     заключать с   иностранными   партнерами   договоры  о  совместной
деятельности,  которые  не  могут  рассматриваться  как  международные
договоры Российской Федерации;
     создавать с   участием    иностранных    партнеров    структурные
подразделения   (центры,   лаборатории,  технические  парки  и  другие
подразделения).
     4. Высшие  учебные  заведения  в соответствии с законодательством
Российской    Федерации    вправе    заниматься    внешнеэкономической
деятельностью,  предусмотренной  уставами  высших  учебных заведений и
направленной  на  выполнение  задач,  которые   определены   настоящим
Федеральным законом, а также на развитие международных контактов.
     5. Денежные средства,  полученные высшими учебными заведениями, а
также  предприятиями,  учреждениями  и  организациями,  действующими в
системе высшего и  послевузовского  профессионального  образования,  в
результате  внешнеэкономической  деятельности,  не  подлежат изъятию и
налогообложению,  в  том  числе   обязательной   продаже,   если   они
расходуются  на выполнение основных задач,  определенных для указанных
высших  учебных  заведений,   предприятий,   учреждений,   организаций
настоящим Федеральным законом.

                 Глава VII. Заключительные положения

     Статья 34. Вступление в силу настоящего Федерального закона

     1. Порядок присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий
сохраняется до принятия соответствующих федеральных законов.
     2. Предложить   Президенту   Российской   Федерации   и  поручить
Правительству Российской  Федерации  привести  свои  правовые  акты  в
соответствие с настоящим Федеральным законом.
     3. Настоящий  Федеральный  закон  вступает  в  силу  со  дня  его
официального опубликования.

Президент Российской Федерации
                                                             Б. Ельцин
Москва, Кремль
22 августа 1996 года
N 125-ФЗ

Страницы: 1  2