О РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ. Закон (Федеральный). Федеральное Собрание РФ. 22.04.96 39-ФЗ


Страницы: 1  2  


бумаг нерезидентами.

                  СТАТЬЯ 25. ОТЧЕТ ОБ ИТОГАХ ВЫПУСКА
                       ЭМИССИОННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ

     Не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных
бумаг  эмитент  обязан представить отчет об итогах выпуска эмиссионных
ценных бумаг в регистрирующий орган.
     Отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг должен содержать
следующую информацию:
     1) даты начала и окончания размещения ценных бумаг;
     2) фактическую  цену  размещения  ценных  бумаг  (по видам ценных
бумаг в рамках данного выпуска);
     3) количество размещенных ценных бумаг;
     4) общий объем поступлений за размещенные ценные  бумаги,  в  том
числе:
     а) объем  денежных  средств  в   рублях,   внесенных   в   оплату
размещенных ценных бумаг;
     б) объем  иностранной  валюты,  внесенной  в  оплату  размещенных
ценных бумаг,  выраженной  в  валюте  Российской  Федерации  по  курсу
Центрального банка Российской Федерации на момент внесения;
     в) объем  материальных  и  нематериальных  активов,  внесенных  в
качестве  платы  за  размещенные  ценные  бумаги,  выраженных в валюте
Российской Федерации.
     Для акций  в  отчете  об  итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг
дополнительно  указывается  список   владельцев,   владеющих   пакетом
эмиссионных  ценных  бумаг,  размер  которого определяется Федеральной
комиссией по рынку ценных бумаг.
     Регистрирующий орган   рассматривает   отчет  об  итогах  выпуска
эмиссионных  ценных  бумаг  в  двухнедельный  срок  и  при  отсутствии
связанных   с   выпуском  ценных  бумаг  нарушений  регистрирует  его.
Регистрирующий  орган  отвечает  за  полноту  зарегистрированного   им
отчета.

                 СТАТЬЯ 26. НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ ЭМИССИЯ

     Недобросовестной эмиссией  признаются  действия,  выражающиеся  в
нарушении  процедуры  эмиссии,  установленной  в  настоящем   разделе,
которые  являются  основаниями  для  отказа регистрирующими органами в
регистрации  выпуска  эмиссионных  ценных  бумаг,  признания   выпуска
эмиссионных  ценных  бумаг  несостоявшимся или приостановления эмиссии
эмиссионных ценных бумаг.
     В случае    обнаружения    признаков   недобросовестной   эмиссии
регистрирующим органом он обязан в течение семи дней сообщить об  этом
в  Федеральную  комиссию по рынку ценных бумаг (региональное отделение
Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг).
     В регистрации   выпуска   эмиссионных  ценных  бумаг  может  быть
отказано при наличии оснований, предусмотренных в статье 21 настоящего
Федерального закона.
     Выпуск эмиссионных ценных  бумаг  может  быть  приостановлен  или
признан   несостоявшимся   при   обнаружении   регистрирующим  органом
следующих нарушений:
     нарушение эмитентом  в  ходе  эмиссии требований законодательства
Российской Федерации;
     обнаружение в    документах,    на    основании    которых    был
зарегистрирован выпуск ценных бумаг, недостоверной информации.
     При выявлении   на   рушений   установленной   процедуры  эмиссии
регистрирующий орган может также приостановить эмиссию  до  устранения
нарушений  в  пределах  срока  размещения ценных бумаг.  Возобновление
эмиссии осуществляется по специальному решению регистрирующего органа.
     В случае    признания    выпуска    эмиссионных    ценных   бумаг
недействительным все ценные бумаги данного выпуска  подлежат  возврату
эмитенту,  в  средства,  полученные  эмитентом  от  размещения выпуска
ценных бумаг,  признанного недействительным,  должны  быть  возвращены
владельцам.  Федеральная  комиссия  по рынку ценных бумаг для возврата
средств владельцам вправе обратиться в суд.
     Все издержки,  связанные  с признанием выпуска эмиссионных ценных
бумаг   недействительным   (несостоявшимся)   и   возвратом    средств
владельцам, относятся на счет эмитента.
     В случае  нарушения,  выражающегося  в  выпуске  ценных  бумаг  в
обращение  сверх  объявленного  в  проспекте  эмиссии,  эмитент обязан
обеспечить выкуп и погашение  ценных  бумаг,  выпущенных  в  обращение
сверх количества, объявленного к выпуску.
     Если эмитент  в  течение  двух  месяцев  не  обеспечит  выкуп   и
погашение  ценных  бумаг,  выпущенных  в  обращение  сверх количества,
объявленного к выпуску,  то Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг
вправе обратиться в суд о взыскании средств, неосновательно полученных
эмитентом.

                 СТАТЬЯ 27. ОСОБЕННОСТИ ЭМИССИИ АКЦИЙ
                       КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

     Аккумулирование средств   в  процессе  эмиссии  акций  кредитными
организациями   осуществляется   путем    открытия    банком-эмитентом
накопительного счета.
     Режим накопительного  счета  устанавливается  Центральным  банком
Российской Федерации.

             ГЛАВА 6. ОБРАЩЕНИЕ ЭМИССИОННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ

          СТАТЬЯ 28. ФОРМА УДОСТОВЕРЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ
                     НА ЭМИССИОННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ

     Права владельцев на эмиссионные ценные бумаги документарной формы
выпуска удостоверяются сертификатами  (если  сертификаты  находятся  у
владельцев)   либо   сертификатами   и   записями  по  счетам  депо  в
депозитариях (если сертификаты переданы на хранение в депозитарии).
     Права владельцев  на  эмиссионные  ценные бумаги бездокументарной
формы выпуска удостоверяются в системе ведения реестра -  записями  на
лицевых  счетах  у держателя реестра или в случае учета прав на ценные
бумаги в депозитарии - записями по счетам депо в депозитариях.

        СТАТЬЯ 29. ПЕРЕХОД ПРАВ НА ЦЕННЫЕ БУМАГИ И РЕАЛИЗАЦИЯ
                 ПРАВ, ЗАКРЕПЛЕННЫХ ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ

     Право на предъявительскую документарную ценную бумагу переходит к
приобретателю:
     в случае  нахождения  ее  сертификата  у  владельца  -  в  момент
передачи этого сертификата приобретателю;
     в случае   хранения  сертификата  предъявительских  документарных
ценных бумаг и/или учета прав на такие ценные бумаги в депозитарии - в
момент осуществления приходной записи по счету депо приобретателя.
     Право на  именную  бездокументарную  ценную  бумагу  переходит  к
приобретателю:
     в случае учета прав на  ценные  бумаги  у  лица,  осуществляющего
депозитарную  деятельность,  -  с момента внесения приходной записи по
счету депо приобретателя;
     в случае учета прав на ценные бумаги в системе ведения реестра  -
с момента внесения приходной записи по лицевому счету приобретателя.
     Право на  именную  документарную  ценную   бумагу   переходит   к
приобретателю:
     в случае  учета  прав  приобретателя  на  ценные бумаги в системе
ведения реестра - с момента передачи  ему  сертификата  ценной  бумаги
после внесения приходной записи по лицевому счету приобретателя;
     в случае учета  прав  приобретателя  на  ценные  бумаги  у  лица,
осуществляющего    депозитарную    деятельность,    с   депонированием
сертификата ценной бумаги у депозитария - с момента внесения приходной
записи по счету депо приобретателя.
     Права, закрепленные эмиссионной ценной бумагой,  переходят  к  их
приобретателю  с  момента перехода прав на эту ценную бумагу.  Переход
прав,  закрепленных  именной  эмиссионной   ценной   бумагой,   должен
сопровождаться  уведомлением держателя реестра,  или депозитария,  или
номинального держателя ценных бумаг.
     Осуществление прав по предъявительским эмиссионным ценным бумагам
производится по предъявлении их владельцем либо его доверенным лицом.
     Осуществление прав  по  именным  документарным эмиссионным ценным
бумагам производится по предъявлении владельцем  либо  его  доверенным
лицом  сертификатов  этих  ценных  бумаг  эмитенту.  При этом в случае
наличия  сертификатов  таких  ценных  бумаг  у  владельца   необходимо
совпадение имени (наименования) владельца, указанного в сертификате, с
именем (наименованием) владельца в реестре.
     В случае  хранения  сертификатов документарных эмиссионных ценных
бумаг   в   депозитариях   права,   закрепленные   ценными   бумагами,
осуществляются   на   основании   предъявленных   этими  депозитариями
сертификатов по поручению,  предоставляемому депозитарными  договорами
владельцев,  с  приложением  списка  этих  владельцев.  Эмитент в этом
случае обеспечивает реализацию прав по предъявительским ценным бумагам
лица, указанного в этом списке.
     Осуществление прав по именным бездокументарным эмиссионным ценным
бумагам  производится  эмитентом в отношении лиц,  указанных в системе
ведения реестра.
     В случае,  если  данные  о новом владельце такой ценной бумаги не
были сообщены  держателю  реестра  данного  выпуска  или  номинальному
держателю  ценной  бумаги  к  моменту  закрытия реестра для исполнения
обязательств  эмитента,  составляющих  ценную   бумагу   (голосование,
получение  дохода  и  другие),  исполнение обязательств по отношению к
владельцу,  зарегистрированному  в  реестре  в  момент  его  закрытия,
признается  надлежащим.  Ответственность  за своевременное уведомление
лежит на приобретателе ценной бумаги.
     О совершенных  сделках  по  приобретению иностранными владельцами
ценных бумаг,  выпущенных эмитентами, зарегистрированными в Российской
Федерации, сторонам по сделки надлежит уведомлять Федеральную комиссию
по рынку ценных бумаг.
     О совершенных  сделках  по  приобретению  российскими владельцами
ценных бумаг,  выпущенных иностранными эмитентами,  сторонам по сделке
также надлежит уведомлять Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг.
     Подлинность подписи физических лиц на документах о переходе  прав
на ценные бумаги и прав, закрепленных ценными бумагами (за исключением
случаев,  предусмотренных  законодательством  Российской   Федерации),
могут  быть заверены нотариально или профессиональным участником рынка
ценных бумаг.

       РАЗДЕЛ IV ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

           ГЛАВА 7. О РАСКРЫТИИ ИНФОРМАЦИИ О ЦЕННЫХ БУМАГАХ

                   СТАТЬЯ 30. РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ

     Под раскрытием  информации  понимается обеспечение ее доступности
всем заинтересованным в  этом  лицам  независимо  от  целей  получения
данной   информации   по  процедуре,  гарантирующей  ее  нахождение  и
получение.
     Раскрытой информацией    на   рынке   ценных   бумаг   признается
информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.
     Общедоступной информацией   на   рынке  ценных  бумаг  признается
информация,  не требующая привилегий для доступа к ней или  подлежащая
раскрытию в соответствии с настоящим Федеральным законом.
     Эмитент публично  размещаемых  эмиссионных  ценных  бумаг  обязан
осуществлять  раскрытие  информации  о  своих  ценных  бумагах и своей
финансово-хозяйственной деятельности в следующих формах:
     составление ежеквартального отчета по ценным бумагам;
     сообщения о  существенных  событиях  и  действиях,  затрагивающих
финансово-хозяйственную деятельность эмитента;
     Ежеквартальный отчет по ценным бумагам должен содержать следующие
данные:
     1) данные об эмитенте:
     список лиц, входящих в органы управления эмитента, включая размер
их участия в уставном  капитале  эмитента,  а  также  его  дочерних  и
зависимых обществ;
     список владельцев (акционеров) эмитента,  владеющих 20 процентами
и более уставного капитала эмитента;
     список юридических лиц,  в  которых  данный  эмитент  владеет  20
процентами и более уставного капитала;
     список филиалов и представительств эмитента;
     сведения о  реорганизации  эмитента,  его  дочерних  и  зависимых
обществ;
     2) данные о финансово-хозяйственной деятельности эмитента:
     бухгалтерские балансы,  счета прибылей и убытков за последние три
завершенных  финансовых года,  а также на конец отчетного завершенного
квартала;
     факты, повлекшие  увеличение  или  уменьшение  стоимости  активов
эмитента более чем на 10 процентов в течение отчетного квартала;
     факты, повлекшие  увеличение  чистой прибыли или убытков эмитента
более чем на 20 процентов в течение отчетного квартала;
     данные о   формировании   и  использовании  резервного  и  других
специальных фондов эмитента;
     факты сделок эмитента, размер которых либо стоимость имущества по
которым составляет  10  процентов  и  более  от  активов  эмитента  по
состоянию на дату сделки;
     сведения о направлениях инвестирования  средств,  привлеченных  в
результате выпуска ценных бумаг;
     3) данные о ценных бумагах эмитента:
     виды выпущенных   эмитентом  ценных  бумаг  в  течение  отчетного
квартала;
     сведения о  доходах  по  ценным  бумагам эмитента,  начисленных в
отчетном квартале;
     4) прочая  информация  (в  частности,  протоколы  общих  собраний
владельцев ценных бумаг эмитента в случае проведения таких собраний  в
отчетном квартале).
     Ежеквартальный отчет составляется по итогам каждого  завершенного
квартала   не   позднее  30  календарных  дней  после  его  окончания.
Ежеквартальный  отчет  должен  быть  принят   уполномоченным   органом
эмитента, представлен в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг или
уполномоченный   ею   государственный   орган,    а    также    должен
предоставляться  владельцам  эмиссионных  ценных  бумаг эмитента по их
требованию за плату,  не превышающую накладные расходы по изготовлению
брошюры.
     Сообщениями о существенных событиях  и  действиях,  затрагивающих
финансово-хозяйственную деятельность эмитента, признаются:
     сведения о  реорганизации  эмитента,  его  дочерних  и  зависимых
обществ;
     сведения о фактах,  повлекших разовое увеличение  или  уменьшение
стоимости  активов  эмитента  более  чем  на  10 процентов,  о фактах,
повлекших  разовое  увеличение  чистой  прибыли  или  чистых   убытков
эмитента более чем на 10 процентов,  о фактах разовых сделок эмитента,
размер которых либо  стоимость  имущества  по  которым  составляет  10
процентов и более от активов эмитента по состоянию на дату сделки;
     сведения о выпуске эмитентом ценных бумаг,  о  начисленных  и/или
выплаченных доходах по ценным бумагам эмитента;
     сведения о появлении в реестре эмитента  лица,  владеющего  более
чем 25 процентами его эмиссионных ценных бумаг любого отдельного вида;
     сведения о  датах   закрытия   реестра,   о   сроках   исполнения
обязательств эмитента перед владельцами, о решениях общих собраний;
     сведения о принятии уполномоченным  органом  эмитента  решения  о
выпуске эмиссионных ценных бумаг.
     Сообщения о  существенных  событиях  и  действиях,  затрагивающих
финансово-хозяйственную  деятельность  эмитента,  должны  направляться
эмитентом  в  Федеральную  комиссию  по   рынку   ценных   бумаг   или
уполномоченный  ею  орган,  а также публиковаться эмитентом не позднее
пяти дней с момента осуществления этих событий или совершения действий
в  печатных  средствах массовой информации,  распространяемых тиражом,
доступным для большинства владельцев ценных бумаг эмитента.
     Владелец обязан   осуществлять   раскрытие   информации  о  своем
владении  эмиссионными  ценными  бумагами   какого-либо   эмитента   в
следующих случаях:
     владелец вступил во владение 20 процентами или более любого  вида
эмиссионных ценных бумаг эмитента;
     владелец увеличил свою  долю  владения  любым  видом  эмиссионных
ценных бумаг эмитента до уровня,  кратного каждым 5 процентам свыше 20
процентов этого вида ценных бумаг;
     владелец снизил  свою долю владения любым видом эмиссионных бумаг
эмитента до уровня,  кратного каждым 5 процентам  свыше  20  процентов
этого вида ценных бумаг.
     Владелец раскрывает  указанную  информацию  (содержащую  имя  или
наименование  владельца,,  вид и государственный регистрационный номер
ценных бумаг,  наименование  эмитента,  количество  принадлежащих  ему
ценных  бумаг)  не позднее 5 дней после соответствующих действий путем
уведомления  Федеральной  комиссии   по   рынку   ценных   бумаг   или
уполномоченного ею органа.
     Профессиональные участники    рынке    ценных    бумаг    обязаны
осуществлять раскрытие информации о своих операциях с ценными бумагами
в следующих случаях:
     профессиональный участник  рынка  ценных бумаг произвел в течение
одного квартала операции с одним видом ценных бумаг  одного  эмитента,
если  количество ценных бумаг по этим операциям составило не менее 100
процентов от общего количества указанных ценных бумаг;
     профессиональный участник  рынка  ценных  бумаг  произвел разовую
операцию с одним видом ценных бумаг одного эмитента,  если  количество
ценных  бумаг  по  этой  операции  составило  не менее 15 процентов от
общего количества указанных ценных бумаг.
     Профессиональные участники    рынка   ценных   бумаг   раскрывают
указанную  информацию   (содержащую   наименование   профессионального
участника  рынка  ценных бумаг,  вид и государственный регистрационный
код ценных бумаг,  наименование эмитента,  цену одной  ценной  бумаги,
количество  ценных  бумаг  по соответствующим сделкам) не позднее пяти
дней   после   окончания   соответствующего   квартала    или    после
соответствующей   разовой   операции   путем  уведомления  Федеральной
комиссии по рынку ценных бумаг или уполномоченного ею органа.
     Профессиональный участник  рынка  ценных  бумаг  при  предложении
и/или объявления цен покупки и/или продажи  эмиссионных  ценных  бумаг
обязан   раскрыть   имеющуюся   у   него   общедоступную   информацию,
раскрываемую эмитентом этих эмиссионных ценных бумаг,  или сообщить  о
факте отсутствия у него этой информации.
     Порядок и   процедуры   раскрытия   информации    устанавливаются
Федеральной   комиссией   по   рынку  ценных  бумаг.  Профессиональные
участники  рынка  ценных  бумаг,  оказывающие  услуги  по   публичному
предоставлению  раскрываемой  информации  о  ценных  бумагах,  обязаны
соблюдать порядок и процедуры раскрытия информации о ценных бумагах  и
правила, установленные Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.

            ГЛАВА 8. ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СЛУЖЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ
                        НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

                   СТАТЬЯ 31. СЛУЖЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

     Служебной информацией  для  целей  настоящего Федерального закона
признается любая не являющаяся общедоступной информация об эмитенте  и
выпущенных   им   эмиссионных  ценных  бумагах,  которая  ставит  лиц,
обладающих в силу своего служебного положения,  трудовых  обязанностей
или   договора,   заключенного   с  эмитентом,  такой  информацией,  в
преимущественное положение по сравнению  с  другими  субъектами  рынка
ценных бумаг.

       СТАТЬЯ 32. О ЛИЦАХ, РАСПОЛАГАЮЩИХ СЛУЖЕБНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ

     К лицам, располагающим служебной информацией, относятся:
     члены органов управления эмитента или профессионального участника
рынка ценных бумаг, связанного с этим эмитентом договором;
     профессиональные участники рынка ценных бумаг - физические лица;
     аудиторы эмитента или профессионального  участника  рынка  ценных
бумаг, связанного с этим эмитентом договором;
     служащие государственных органов,  имеющие  в  силу  контрольных,
надзорных и иных полномочий доступ к указанной информации.
     При этом    под    членами    органов   управления   эмитента   и
профессионального участника рынка ценных  бумаг  -  юридического  лица
понимаются   лица,  занимающие  постоянно  или  временно  в  указанных
юридических    лицах    должности,     связанные     с     выполнением
организационно-распорядительных    или   административно-хозяйственных
обязанностей,  а также выполняющие такие обязанности  по  специальному
полномочию.

           СТАТЬЯ 33. СДЕЛКИ, СОВЕРШАЕМЫЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
                         СЛУЖЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ

     Лица, располагающие   служебной   информацией,   не  имеют  права
использовать эту информацию для заключения сделок,  а также передавать
служебную информацию для совершения сделок третьим лицам.
     Лица, нарушившие указанное требование,  несут  ответственность  в
соответствии с законодательством Российской Федерации.

               ГЛАВА 9. О РЕКЛАМЕ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

                   СТАТЬЯ 34. ТРЕБОВАНИЯ К РЕКЛАМЕ

     В рекламе должно содержаться  наименование  (имя)  рекламодателя.
Рекламодатель,  являющийся  профессиональным  участником  рынка ценных
бумаг, обязан также включать в рекламу сведения о видах осуществляемой
им  на  рынку  ценных  бумаг  деятельности  в соответствии с рекламным
объявлением.
     Рекламодателям запрещается:
     указывать в рекламе недостоверную информацию о своей деятельности
и  о видах и характеристиках ценных бумаг,  предлагаемых к покупке или
продаже либо другим сделкам с ними и условиях этих  сделок,  и  другую
информацию,   направленную   на   обман  или  введение  в  заблуждение
владельцев и других участников рынка ценных бумаг;
     указывать в  рекламе  предполагаемый  размер  доходов  по  ценным
бумагам и прогнозы  роста их курсовой стоимости;
     использовать рекламе  в  целях недобросовестной конкуренции путем
указания на действительные  либо  мнимые  недостатки  профессиональных
участников рынка ценных бумаг, занимающихся аналогичной деятельностью,
или эмитентов, выпускающих аналогичные ценные бумаги.
     При наличии в рекламе одного из обстоятельств,  указанных в части
второй   настоящей   статьи,   реклама   ценных    бумаг    признается
недобросовестной.
     Недобросовестной рекламой     признается     также      публичное
гарантирование  или  доведение  иным образом до сведения потенциальных
владельцев данных о доходности ценной  бумаги,  ее  обеспеченности  по
сравнению   с   другими   ценными   бумагами   или  иными  финансовыми
инструментами,  а также сообщение заведомо  ложной  или  недостоверной
информации, способной повлечь либо повлекшей заблуждение потенциальных
владельцев относительно приобретаемых ценных бумаг.
     Рекламодатель несет   ответственность   за   ущерб,   причиненный
недобросовестной  рекламой,   в   соответствии   с   законодательством
Российской Федерации.
     При признании рекламы недобросовестной,  договоры рекламодателя с
рекламораспространителем являются недействительными.

           СТАТЬЯ 35. ОБ ИНФОРМАЦИИ, НЕ ЯВЛЯЮЩЕЙСЯ РЕКЛАМОЙ
                        НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

     Рекламой на  рынке  ценных  бумаг   не   является   общедоступная
информация  о  ценных  бумагах  и  эмитентах,  указанная  в  статье 30
настоящего Федерального закона,  а также  информация,  предоставляемая
уполномоченным   органам   в   связи  с  выполнением  ими  функций  по
регулированию рынка ценных бумаг в  соответствии  с  законодательством
Российской Федерации.
     Информация о выпуске эмитентом ценных бумаг и  начисленных  и/или
выплаченных дивидендах является рекламой.

         СТАТЬЯ 36. О ЗАПРЕТЕ НА РЕКЛАМУ НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ
                  ВЫПУСКОВ ЭМИССИОННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ

     Запрещается реклама эмиссионных ценных бумаг до даты  регистрации
их  выпусков  в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Договоры на рекламу незарегистрированных выпусков  эмиссионных  ценных
бумаг  являются недействительными.  Органы,  осуществившие регистрацию
выпусков эмиссионных ценных бумаг, имеют право на предъявление иска по
возникшим из-за недействительности договоров последствиям.

       СТАТЬЯ 37. ОБ ОСНОВАНИИ ПРЕКРАЩЕНИЯ ДОГОВОРА НА РЕКЛАМУ
                       ЭМИССИОННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ

     Признание выпуска   эмиссионных   ценных   бумаг   несостоявшимся
является  основанием  для  прекращения договора на рекламу этих ценных
бумаг.  Договор на рекламу эмиссионных ценных  бумаг,  выпуск  которых
признан    несостоявшимся,    прекращается   с   момента   уведомления
рекламораспространителя  регистрирующим  органом,  признавшим   выпуск
эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся. Рекламораспространитель имеет
право требовать от рекламодателя  возмещения  убытков,  причиненных  в
результате прекращения договора на рекламу.

              РАЗДЕЛ V РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

          ГЛАВА 10. ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

          СТАТЬЯ 38. ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

     Государственное регулирование рынка ценных  бумаг  осуществляется
путем:
     установления обязательных требований  к  деятельности  эмитентов,
профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;
     регистрации выпусков  эмиссионных  ценных  бумаг   и   проспектов
эмиссии  и  контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств,
предусмотренных в них;
     лицензирования деятельности   профессиональных  участников  рынка
ценных бумаг;
     создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением
их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
     запрещения и    пресечения   деятельности   лиц,   осуществляющих
предпринимательскую   деятельность   на   рынке   ценных   бумаг   без
соответствующей лицензии.
     Представительные органы государственной власти и органы  местного
самоуправления  устанавливают  предельные объемы эмиссии ценных бумаг,
эмитируемых органами власти соответствующего уровня.

        ГЛАВА 11. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
                    УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

       СТАТЬЯ 39. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
                    УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

     Все виды  профессиональной  деятельности  на  рынке ценных бумаг,
указанные в главе 2 настоящего Федерального закона,  осуществляются на
основании  специального разрешения - лицензии,  выдаваемой Федеральной
комиссией по рынку ценных бумаг или  уполномоченными  ею  органами  на
основании генеральной лицензии.
     Кредитные организации осуществляют профессиональную  деятельность
на  рынке ценных бумаг в порядке,  установленном настоящим Федеральным
законом для профессиональных участников рынка ценных бумаг.
     Органы, выдавшие      лицензии,     контролируют     деятельность
профессиональных участников рынка ценных бумаг и принимают решение  об
отзыве  выданной  лицензии  при  нарушении законодательства Российской
Федерации о ценных бумагах.
     Деятельность профессиональных   участников   рынка  ценных  бумаг
лицензируется  тремя  видами  лицензий:  лицензией   профессионального
участника рынка ценных бумаг,  лицензией на осуществление деятельности
по ведению реестра, лицензией фондовой биржи.

         ГЛАВА 12. ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ

             СТАТЬЯ 40. ОРГАНИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОМИССИИ
                        ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ

     Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (далее  -  Федеральная
комиссия)   является  федеральным  органом  исполнительной  власти  по
проведению государственной политики  в  области  рынка  ценных  бумаг,
контролю  за  деятельностью  профессиональных  участников рынка ценных
бумаг через определение  порядка  их  деятельности  и  по  определению
стандартов эмиссии ценных бумаг.
     Руководитель Федеральной    комиссии    является   по   должности
федеральным министром.
     Должности пяти членов Федеральной комиссии  (первого  заместителя
председателя,    заместителей   председателя   Федеральной   комиссии,
секретаря Федеральной комиссии) являются государственными  должностями
государственной службы и замещаются в установленном порядке.
     Основные функции  и  полномочия Федеральной комиссии определяются
настоящим Федеральным законом.
     Федеральная комиссия  для  осуществления своих полномочий создает
свои территориальные органы.
     Полномочия Федеральной  комиссии не распространяются на процедуру
эмиссии долговых обязательств  Правительства  Российской  Федерации  и
ценных бумаг субъектов Российской Федерации.

               СТАТЬЯ 41. КОЛЛЕГИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОМИССИИ

     Коллегия Федеральной  комиссии  состоит  из  15  членов,  включая
председателя Федеральной комиссии,  первого заместителя и заместителей
председателя Федеральной комиссии, секретаря Федеральной комиссии.
     Пять членов     коллегии     Федеральной     комиссии    являются
представителями   федеральных   органов   исполнительной   власти,   в
компетенцию которых входят вопросы, связанные с рынком ценных бумаг. В
их состав в обязательном порядке включается представитель Министерства
финансов Российской Федерации.
     Один член  коллегии  Федеральной комиссии является представителем
Центрального банка Российской Федерации.
     Председатель Экспертного совета при Федеральной комиссии по рынку
ценных бумаг  входит  в  состав  коллегии  Федеральной   комиссии   по
должности.
     Два члена коллегии Федеральной комиссии являются  представителями
палат Федерального Собрания Российской Федерации.
     Федеральной комиссией    создается   консультативно-совещательных
орган - Экспертный совет при  Федеральной  комиссии  по  рынку  ценных
бумаг,   в   состав   которого   входят   25   членов:   представители
государственных органов и организаций,  деятельность которых связана с
регулированием    финансового    рынка    и    рынка   ценных   бумаг,
профессиональных  участников  рынка  ценных  бумаг,   саморегулируемых
организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, их союзов,
ассоциаций, иных общественных объединений и независимые эксперты.
     Член Экспертного  совета при Федеральной комиссии по рынку ценных
бумаг назначается сроком на два года с возможностью  назначения  любое
количество раз.
     Работа в коллегии Федеральной комиссии и  Экспертном  совете  при
федеральной    комиссии   по   рынку   ценных   бумаг   представителей
государственных органов и  иных  организаций,  указанных  в  настоящей
статье, осуществляется на безвозмездной основе.
     Коллегия Федеральной комиссии самостоятельно утверждает регламент
работы  и  деятельности Экспертного совета при Федеральной комиссии по
рынку ценных бумаг.

               СТАТЬЯ 42. ФУНКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОМИССИИ

     Федеральная комиссия:
     1) осуществляет  разработку  основных  направлений развития рынка
ценных  бумаг   и   координацию   деятельности   федеральных   органов
исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;
     2) утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг,  проспектов эмиссии
ценных   бумаг  эмитентов,  осуществляющих  эмиссию  ценных  бумаг  на
территории Российской  Федерации,  и  порядок  регистрации  эмиссии  и
проспектов эмиссии ценных бумаг;
     3) разрабатывает   и  утверждает  единые  требования  к  правилам
осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами;
     4) устанавливает обязательные требования к  операциям  с  ценными
бумагами,  нормы  допуска  ценных  бумаг  к  их публичному размещению,
обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности.
Правила   ведения   учета   и   составления  отчетности  эмитентами  и
профессиональными  участниками  рынка  ценных  бумаг   устанавливаются
Федеральной  комиссией  совместно  с Министерством финансов Российской
Федерации;
     5) устанавливает  обязательные  требования  к   порядку   ведения
реестра;
     6) устанавливает  порядок и осуществляет лицензирование различных
видов профессиональной деятельности на рынке  ценных  бумаг,  а  также
приостанавливает  или аннулирует указанные лицензии в случае нарушения
требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;
     7) выдает  генеральные  лицензии на осуществление деятельности по
лицензированию деятельности профессиональных участников  рынка  ценных
бумаг,  а  также  приостанавливает  или аннулирует указанные лицензии.
Аннулирование генеральной лицензии,  выданной уполномоченному  органу,
не   влечет   аннулирования  лицензий,  выданных  им  профессиональным
участникам рынка ценных бумаг;
     8) устанавливает  порядок,  осуществляет  лицензирование  и ведет
реестр саморегулируемых организаций профессиональных участников  рынка
ценных  бумаг и аннулирует указанные лицензии при нарушении требований
законодательства  Российской  Федерации  о  ценных  бумагах,  а  также
стандартов и требований, утвержденных Федеральной комиссией;
     9) определяет     стандарты     деятельности      инвестиционных,
негосударственных   пенсионных,  страховых  фондов  и  их  управляющих
компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;
     10) осуществляет     контроль    за    соблюдением    эмитентами,
профессиональными участниками рынка  ценных  бумаг,  саморегулируемыми
организациями   профессиональных   участников   рынка   ценных   бумаг
требований законодательства Российской  Федерации  о  ценных  бумагах,
стандартов и требований, утвержденных Федеральной комиссией;
     11) обеспечивает  раскрытие   информации   о   зарегистрированных
выпусках ценных бумаг,  профессиональных участниках рынка ценных бумаг
и регулировании рынка ценных бумаг;
     12) обеспечивает   создание   общедоступной   системы   раскрытия
информации на рынке ценных бумаг;
     13) утверждает квалификационные требования, предъявляемые к лицам
и организациям, осуществляющим профессиональную деятельность с ценными
бумагами,  к  персоналу  этих организаций,  организует исследования по
вопросам развития рынка ценных бумаг;
     14) разрабатывает  проекты  законодательных  и  иных  нормативных
актов,  связанных  с  вопросами  регулирования  ранка  ценных   бумаг,
лицензирования    деятельности    его   профессиональных   участников,
саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка  ценных
бумаг,  контроля  за соблюдением законодательных и нормативных актов о
ценных бумагах, проводит их экспертизу;
     15) разрабатывает соответствующие  методические  рекомендации  по
практике применения  законодательства  Российской  Федерации  о ценных
бумагах;
     16) осуществляет     руководство     региональными    отделениями
федеральной комиссии;
     17) ведет  реестр  выданных,  приостановленных  и  аннулированных
лицензий;
     18) устанавливает  и  определяет  порядок  допуска  к  первичному
размещению  и  обращению  вне  территории  Российской Федерации ценных
бумаг,  выпущенных  эмитентами,   зарегистрированными   в   Российской
Федерации;
     19) обращается  в  арбитражный   суд   с   иском   о   ликвидации
юридического лица,  нарушившего требования законодательства Российской
Федерации о ценных бумагах  и  о  применении  к  нарушителям  санкций,
установленных законодательством Российской Федерации;
     20) осуществляет   надзор   за   соответствием   объема   выпуска
эмиссионных ценных бумаг их количеству в обращении;
     21) устанавливает соотношения между размерами объявленной эмиссии
акций на предъявителя и оплаченного уставного капитала.

               СТАТЬЯ 43. РЕШЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОМИССИИ

     Федеральная комиссия  принимает решения по вопросам регулирования
рынка ценных бумаг,  деятельности  профессиональных  участников  рынка
ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников
рынка  ценных  бумаг  и  контроля  за   соблюдением   законодательства
Российской Федерации и нормативных актов о ценных бумагах.
     Решения Федеральной комиссии принимаются в форме постановлений.
     Постановления, принятые   Федеральной   комиссией,  подписываются
председателем Федеральной комиссии,  а в его отсутствие -  его  первым
заместителем.
     Протоколы Федеральной    комиссии   подписываются   председателем
Федеральной комиссии и секретарем Федеральной комиссии.
     Члены Федеральной комиссии имеют  право  внесения  их  мнения  по
отдельным  вопросам  в  протокол,  а  также  приобщения  к протоколу в
письменной форме особого мнения и отдельных материалов.
     Подготовка и принятие документов, в которых Федеральной комиссией
специально   выделяется   кредитная   организация,   производятся   по
согласованию с Центральным банком российской Федерации.
     Регулирование операций   с   валютными    фондовыми    ценностями
производятся  Федеральной  комиссией  по  согласованию  с  Центральным
банком Российской Федерации.
     Постановления Федеральной  комиссии по вопросам,  отнесенным к ее
компетенции,  обязательны для исполнения федеральными министерствами и
иными    федеральными   органами   исполнительной   власти,   органами
исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации  и   органами
местного  самоуправления,  а также профессиональными участниками рынка
ценных бумаг и саморегулируемыми организациями.
     Принятие постановлений  Федеральной комиссии без предварительного
рассмотрения их на Экспертном совете при Федеральной комиссии по рынку
ценных бумаг не допускается.
     Постановления Федеральной    комиссии    подлежат   обязательному
опубликованию.
     Постановления Федеральной    комиссии   могут   быть   обжалованы
физическими и юридическими лицами в суд или арбитражный суд.
     Нормативные акты по вопросам регулирования  рынка  ценных  бумаг,
деятельности   профессиональных   участников   рынка   ценных   бумаг,
саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка  ценных
бумаг  принимаются  федеральными  министерствами  и иными федеральными
органами исполнительной власти в пределах  их  компетенции  только  по
согласованию с Федеральной комиссией.

                СТАТЬЯ 44. ПРАВА ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОМИССИИ

     Федеральная комиссия вправе:
     1) выдавать генеральные лицензии на осуществление  лицензирования
профессиональных   участников   рынка   ценных   бумаг,   а  также  на
осуществления контроля  на  рынке  ценных  бумаг  федеральным  органам
исполнительной    власти    (с   правом   делегирования   функций   по
лицензированию их территориальным органам);
     2) квалифицировать  ценные  бумаги  и  определять   их   виды   в
соответствии с законодательством Российской Федерации;
     3) устанавливать  обязательные  для  профессиональных  участников
рынка ценных бумаг (за  исключение  кредитных  организаций)  нормативы
достаточности  собственных  средств и иные показатели,  ограничивающие
риски по операциям с ценными бумагами;
     4) в     случаях    неоднократного    или    грубого    нарушения
профессиональными  участниками  рынка  ценных  бумаг  законодательства
Российской   Федерации   о   ценных   бумагах   принимать   решение  о
приостановлении или аннулировании лицензии,  выданной на осуществление
профессиональной  деятельности  с  ценными бумагами.  Немедленно после
вступления в  силу  решения  Федеральной  комиссии  о  приостановлении
действия  лицензии  государственной  орган,  выдавший  соответствующую
лицензию,  должен  принять   меры   по   устранению   нарушений   либо
аннулировать лицензию;
     5) по основаниям,  предусмотренным  законодательством  Российской
Федерации,  отказать  в  выдаче  лицензии саморегулируемой организации
профессиональных участников рынка ценных бумаг,  аннулировать выданную
ей   лицензию  с  обязательным  опубликованием  сообщения  об  этом  в
средствах массовой информации;
     6) организовывать  или  совместно с соответствующими федеральными
органами  исполнительной  власти  проводить   проверки   деятельности,
назначать   и  отзывать  инспекторов  для  контроля  за  деятельностью
эмитентов,   профессиональных   участников   рынка    ценных    бумаг,
саморегулируемых  организаций профессиональных участников рынка ценных
бумаг;
     7) направлять   эмитентам  и  профессиональным  участникам  рынка
ценных бумаг,  а также их саморегулируемым  организациям  предписания,
обязательные  для  исполнения,  а также требовать от них представления
документов,  необходимых   для   решения   вопросов,   находящихся   в
компетенции Федеральной комиссии;
     8) направлять материалы в правоохранительные органы и  обращаться
с исками в суд (арбитражный суд) по вопросам, отнесенным к компетенции
Федеральной комиссии  (включая  недействительность  сделок  с  ценными
бумагами);
     9) принимать   решения   о  создании  и  ликвидации  региональных
отделений Федеральной комиссии;
     10) применять меры к должностным лицам  и  специалистам,  имеющим
квалификационные  аттестаты  на  право  совершения  операций с ценными
бумагами, в случае нарушения законодательства Российской Федерации;
     11) устанавливать   нормативы,   обязательные   для    соблюдения
эмитентами ценных бумаг, и правила их применения.

         СТАТЬЯ 45. ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ ПРИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОМИССИИ
                        ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ

     Профессиональные участники  рынка  ценных  бумаг  избирают  своих
кандидатов в Экспертный совет при Федеральной комиссии по рынку ценных
бумаг  на  всероссийской конференции профессиональных участников рынка
ценных бумаг, организуемой Федеральной комиссией.
     Избранные профессиональными   участниками   рынка   ценных  бумаг
кандидаты утверждаются в составе Экспертного  совета  при  Федеральной
комиссии по рынку ценных бумаг решением Федеральной комиссии.
     Председатель экспертного совета при федеральной комиссии по рынку
ценных  бумаг  избирается  членами  Экспертного  совета и утверждается
председателем Федеральной комиссии.
     Порядок представления кандидатур для избрания в члены Экспертного
совета  при  Федеральной   комиссии   по   рынку   ценных   бумаг   от
профессиональных   участников   рынка   ценных   бумаг,  проведения  и
подведения итогов голосования устанавливается  решением  всероссийской
конференции профессиональных участников рынка ценных бумаг.
     Кандидаты в Экспертный совет при Федеральной  комиссии  по  рынку
ценных   бумаг   от   государственных   органов  представляются  этими
государственными  органами   и   утверждаются   решением   Федеральной
комиссии.
     Экспертный совет  при  Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг
осуществляет:
     подготовку и  предварительное рассмотрение вопросов,  связанных с
исполнением полномочий Федеральной комиссии;
     разработку предложений  по  основным  направлениям  регулирования
рынка ценных бумаг;
     предварительное рассмотрение проектов постановлений,  принимаемых
Федеральной  комиссией,  и  их  публикацию  по требованию любого члена
Экспертного совета при Федеральной комиссии при  Федеральной  комиссии
по рынку ценных бумаг.
     Экспертный совет при Федеральной комиссии по рынку  ценных  бумаг
вправе  большинством голосов его членов приостановить на срок до шести
месяцев введение в действие постановлений Федеральной комиссии.

       СТАТЬЯ 46. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОМИССИИ

     Деятельность Федеральной    комиссии    обеспечивается    рабочим
аппаратом.
     Расходы, связанные   с   деятельностью   Федеральной    комиссии,
осуществляются  за счет средств федерального бюджета,  направляемых на
содержание федеральных органов исполнительной власти.
     Федеральная комиссия  является юридическим лицом,  имеет печать с
изображением Государственного герба Российской Федерации  и  со  своим
наименованием.
     Федеральная комиссия  имеет расчетный счет и иные счета,  включая
валютный.
     Место нахождения Федеральной комиссии - город Москва.

        СТАТЬЯ 47. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОМИССИИ

     Региональные отделения Федеральной комиссии  образуются  решением
Федеральной  комиссии по согласованию с органами исполнительной власти
субъектов   российской   Федерации    для    обеспечения    выполнения
установленных  законодательством  Российской Федерации норм,  правил и
условий  функционирования  фондового  рынка,  практической  реализации
принимаемых  Федеральной комиссией решений и контроля за деятельностью
профессиональных участников рынка ценных бумаг.
     Региональное отделение   Федеральной   комиссии   действует    на
основании положения, утверждаемого Федеральной комиссией.
     Председатель регионального   отделения  утверждается  Федеральной
комиссией на основании совместного представления главы  исполнительной
власти   субъекта  Российской  Федерации  и  председателя  Федеральной
комиссии.

       ГЛАВА 13. САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
                    УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

           СТАТЬЯ 48. ПОНЯТИЕ САМОРЕГУЛИРУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
            ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

     Саморегулируемой организацией  профессиональных  участников рынка
ценных  бумаг  (далее  -   саморегулируемая   организация)   именуется
добровольное  объединение  профессиональных  участников  рынка  ценных
бумаг,  действующее в соответствии с настоящим Федеральным  законом  и
функционирующее на принципах некоммерческой организации.
     Саморегулируемая организация    учреждается     профессиональными
участниками    рынка    ценных    бумаг    для   обеспечения   условий
профессиональной   деятельности   участников   рынка   ценных   бумаг,
соблюдения  стандартов  профессиональной  этики на рынке ценных бумаг,
защиты   интересов   владельцев   ценных   бумаг   и   иных   клиентов
профессиональных  участников  рынка  ценных бумаг,  являющихся членами
саморегулируемой  организации,  установления   правил   и   стандартов
проведения  операций  с  ценными бумагами,  обеспечивающих эффективную
деятельность на рынке ценных бумаг.
     Все доходы    саморегулируемой   организации    используются   ею
исключительно для выполнения уставных задач и не распределяются  среди
ее членов.
     Саморегулируемая организация  в   соответствии   с   требованиями
осуществления  профессиональной  деятельности  и проведения операций с
ценными бумагами,  утвержденными Федеральной комиссией,  устанавливает
обязательные  для  своих членов правила осуществления профессиональной
деятельности на рынке ценных бумаг,  стандарты проведения  операций  с
ценными бумагами и осуществляет контроль за их соблюдением.

            СТАТЬЯ 49. ПРАВА САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
                  В РЕГУЛИРОВАНИИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

     Саморегулируемая организация вправе:
     получать информацию  по  результатам  проверок деятельности своих
членов,  осуществляемых в порядке, установленном Федеральной комиссией
по рынку ценных бумаг (региональным отделением Федеральной комиссии);
     разрабатывать в  соответствии  с  настоящим  Федеральным  законом
правила  и  стандарты  осуществления  профессиональной  деятельности и
операций с ценными бумагами своими членами и осуществлять контроль  за
их соблюдением;
     контролировать соблюдение      своими      членами       принятых
саморегулируемой   организацией   правил  и  стандартов  осуществления
профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами;
     в соответствии   с   квалификационными  требованиями  Федеральной
комиссии  разрабатывать  учебные  программы  и   планы,   осуществлять
подготовку  должностных  лиц  и персонала организаций,  осуществляющих
профессиональную  деятельность  на  рынке  ценных  бумаг,   определять
квалификацию указанных лиц и выдавать им квалификационные аттестаты.

                 СТАТЬЯ 50. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ
                   К САМОРЕГУЛИРУЕМЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ

     Организация, учрежденная не менее чем  десятью  профессиональными
участниками  рынка ценных бумаг,  вправе подать в Федеральную комиссию
заявление о приобретении ею статуса саморегулируемой организации.
     Организация, созданная профессиональными участниками рынка ценных
бумаг,  приобретает статус саморегулируемой организации  на  основании
разрешения,  выданного  Федеральной  комиссией.  Разрешение,  выданное
Федеральной  комиссией  саморегулируемой  организации,  включает   все
права, предусмотренные настоящей статьей.
     Для получения разрешения в Федеральную комиссию представляются:
     заверенные копии    документов    о   создании   саморегулируемой
организации;
     правила и   положения   организации,   принятые   ее   членами  и
обязательные   для   исполнения   всеми    членами    саморегулируемой
организации.
     Правила и положения саморегулируемой организации должны содержать
требования, предъявляемые к саморегулируемой организации и ее членам в
отношении:
     1) профессиональной   квалификации   персонала   (за  исключением
технического);
     2) правил    и    стандартов    осуществления    профессиональной
деятельности;
     3) правил, ограничивающих манипулирование ценами;
     4) документации, ведения учета и отчетности;
     5) минимальной величины их собственных средств;
     6) правил вступления в  организацию  профессионального  участника
рынка ценных бумаг и выхода или исключения из нее;
     7) равных  прав  на  представительство  при  выборах   в   органы
управления организации и участие в управлении организацией;
     8) порядка распределения издержек,  выплат,  сборов среди  членов
организации;
     9) защиты прав клиентов, включая порядок рассмотрения претензий и
жалоб клиентов членов организации;
     10) обязательств ее членов по отношению к клиентам и другим лицам
по  возмещению  ущерба  из-за  ошибок  или  упущений при осуществлении
членом  организации  его  профессиональной   деятельности,   а   также
неправомерных действий члена организации или его должностных лиц и/или
персонала;
     11) соблюдения  порядка  рассмотрения  претензий  и  жалоб членов
организации;
     12) процедур  проведения  проверок соблюдения членами организации
установленных  правил  и  стандартов,  включая  создание  контрольного
органа  и  порядок  ознакомления с результатами проверок других членов
организации;
     13) санкций  и  иных  мер  в  отношении  членов  организации,  их
должностных лиц и/или персонала и порядка их применения;
     14) требования по обеспечению открытости информации для проверок,
проводимых по инициативе организации;
     15) контроля  за исполнением санкций и мер,  применяемых к членам
организации, и порядок их учета.
     Саморегулируемая организация,  являющаяся организатором торговли,
обязана помимо требований,  предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи
и  статьей  10 настоящего Федерального закона,  установить и соблюдать
правила:
     заключения, регистрации и подтверждения сделок с ценными бумагами;
     проведения операций,  обеспечивающих  торговлю  ценными  бумагами
(клиринговых и/или расчетных операций);
     оформления и учета документов,  используемых членами  организации
при заключении сделок, проведении операций с ценными бумагами;
     разрешения споров,  возникающих  между  членами  организации  при
совершении  операций  с  ценными  бумагами и расчетов по ним,  включая
денежные;
     процедуры предоставления информации о ценах спроса и предложения,
о ценах и об объемах сделок с ценными  бумагами,  совершаемых  членами
организации;
     оказания услуг лицам, не являющимся членами организации.
     В выдаче  разрешения  может быть отказано,  если в представленных
организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг документах
не  содержится  соответствующих требований,  перечисленных в настоящей
статье, а также предусматривается хотя бы одно из следующих положений:
     возможность дискриминации  прав  клиентов,  пользующихся услугами
членов организации;
     необоснованная дискриминации членов организации;
     необоснованные ограничения на вступление в организацию и выход из
нее;
     ограничения, препятствующие развитию конкуренции профессиональных
участников  рынка  ценных  бумаг,  в  том  числе  регламентация ставок
вознаграждения  и  доходов  от  профессиональной  деятельности  членов
организации;
     регулирование вопросов,  не относящихся к компетенции, а также не
соответствующих целям деятельности саморегулируемой организации;
     предоставление недостоверной и неполной информации.
     Отказ в выдаче разрешения по иным основаниям не допускается.
     Отзыв разрешения  саморегулируемой  организации  производится   в
случае  установления  Федеральной комиссией нарушений законодательства
Российской  Федерации  о  ценных  бумагах,  требований  и  стандартов,
установленных    Федеральной    комиссией,    правил    и    положений
саморегулируемой   организации,   предоставления   недостоверной   или
неполной информации.
     Саморегулируемая организация обязана представлять  в  Федеральную
комиссию данные обо всех изменениях,  вносимых в документы о создании,
положения  и   правила   саморегулируемой   организации,   с   кратким
обоснованием причин и целей таких изменений.
     Изменения и дополнения считаются принятыми,  если  в  течение  30
календарных  дней  с  момента  их поступления Федеральной комиссией не
направлено письменное уведомление об отказе с указанием его причин.

                  РАЗДЕЛ VI ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

       СТАТЬЯ 51. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
                РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ЦЕННЫХ БУМАГАХ

     1. За  нарушения  настоящего   Федерального   закона   и   других
законодательных актов Российской Федерации о ценных бумагах лица несут
ответственность в  случаях  и  порядке,  предусмотренных  гражданским,
административным или уголовным законодательством Российской Федерации.
     Вред, причиненный   в   результате   нарушения   законодательства
Российской Федерации о ценных бумагах,  подлежит возмещению в порядке,
установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

     2. Профессиональные  участники  рынка  ценных  бумаг  не   вправе
манипулировать  ценами на рынке ценных бумаг и понуждать к покупке или
продаже  ценных  бумаг  путем  предоставления   умышленно   искаженной
информации о ценных бумагах, эмитентах эмиссионных ценных бумаг, ценах
на ценные бумаги, включая информацию, представленную в рекламе.
     Совершение указанных действий профессиональными участниками рынка
ценных бумаг является основанием для приостановления или аннулирования
выданного  им  разрешения,  а также иных санкций,  предусмотренных для
членов саморегулируемой организации.
     Факт манипулирования ценами на рынке ценных  бумаг  признается  в
судебном порядке.

     3. В отношении эмитентов, осуществляющих недобросовестную эмиссию
ценных бумаг, Федеральная комиссия:
     принимает меры к приостановлению  дальнейшего  размещения  ценных
бумаг, выпущенных в результате недобросовестной эмиссии;
     опубликовывает в средствах массовой информации сведения  о  факте
недобросовестной   эмиссии  и  основаниях  приостановления  размещения
ценных бумаг, выпущенных в результате недобросовестной эмиссии;
     письменно извещает о необходимости устранения нарушений, внесения
изменений в  проспект  эмиссии  и  другие  условия  выпуска,  а  также
устанавливает сроки устранения нарушений;
     направляет материалы проверки по фактам недобросовестной  эмиссии
в   суд   для   применения   мер  административной  ответственности  к
должностным  лицам  эмитента  в   соответствии   с   законодательством
Российской Федерации;
     направляет материалы проверки по фактам недобросовестной  эмиссии
в  органы прокуратуры при наличии в действиях должностных лиц эмитента
признаков состава преступления;
     выдает письменное предписание о разрешении дальнейшего размещения
ценных бумаг в случае  устранения  эмитентом  нарушений,  связанных  с
недобросовестной эмиссией ценных бумаг;
     обращается с  иском  в  суд  о  признании  выпуска  ценных  бумаг
недействительным  в случае,  если недобросовестная эмиссия повлекла за
собой заблуждение владельцев,  имеющее существенной значение,  либо  в
случае,   если   цели  эмиссии  противоречат  основам  правопорядка  и
нравственности.

     4. Должностные лица  эмитента,  принявшие  решение  о  выпуске  в
обращение  ценных  бумаг,  не  прошедших  государственную регистрацию,
несут административную или уголовную ответственность в соответствии  с
законодательством Российской Федерации.

     5. Выпуск  ценных  бумаг  может  быть признан недействительным по
иску  Федеральной   комиссии,   региональных   отделений   Федеральной
комиссии,     государственного    регистрирующего    органа,    органа
государственной налоговой службы,  прокурора,  а также по  искам  иных
государственных  органов,  осуществляющих  полномочия  в  сфере  рынка
ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     Признание выпуска ценных бумаг недействительным влечет изъятие из
обращения ценных бумаг, выпущенных с нарушением установленного порядка
регистрации   или  эмиссии  ценных  бумаг,  и  возвращение  владельцам
денежных средств (другого  имущества),  полученных  эмитентом  в  счет
оплаты ценных бумаг.

     6. Профессиональная   деятельность   на   рынке   ценных   бумаг,
осуществляемая без лицензии, является незаконной.
     В отношении  лиц,  осуществляющих  безлицензионную  деятельность,
Федеральная комиссия:
     принимает меры к приостановлению безлицензионной деятельности;
     опубликовывает в средствах массовой информации сведения  о  факте
безлицензионной деятельности участника рынка ценных бумаг;
     письменно извещает о необходимости получения  лицензии,  а  также
устанавливает для этого сроки;
     направляет материалы   проверки   по    фактам    безлицензионной
деятельности в суд для применения мер административной ответственности
к должностным лицам участника рынка  ценных  бумаг  в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации;
     обращается с  иском  в  арбитражный  суд  о  взыскании  в   доход
государства   доходов,   полученных   в   результате   безлицензионной
деятельности на рынке ценных бумаг;
     обращается с  иском в арбитражный суд о принудительной ликвидации
участника рынка ценных  бумаг  в  случае  неполучения  им  лицензии  в
установленные сроки.

     7. В   случае   обнаружения   фактов   недобросовестной   рекламы
Федеральная комиссия:
     принимает меры к приостановлению недобросовестной рекламы;
     письменно извещает  рекламодателя  о  необходимости   прекращения
недобросовестной рекламы, а также устанавливает для этого сроки;
     опубликовывает в средствах массовой информации сведения о  фактах
недобросовестной рекламы и недобросовестных рекламодателях;
     направляет материалы проверки по фактам недобросовестной  рекламы
в   суд   для   применения   мер  административной  ответственности  к
должностным лицам участника  рынка  ценных  бумаг  -  рекламодателя  в
соответствии с законодательством Российской Федерации;
     приостанавливает действие лицензии на осуществление  деятельности
профессиональных   участников   рынка   ценных  бумаг,  осуществляющих
недобросовестную рекламу ценных бумаг;
     обращается с  иском  в  суд  о  признании  выпуска  ценных  бумаг
недействительным в случае,  если недобросовестная реклама повлекла  за
собой заблуждение владельцев, имеющее существенное значение.

     8. Профессиональные  участники  рынка  ценных  бумаг  и  эмитенты
ценных бумаг,  а также их должностные лица имеют право на  обжалование
действий Федеральной комиссии по пресечению нарушений законодательства
Российской Федерации о ценных бумагах и применению мер ответственности
в порядке предусмотренном законодательством Российской Федерации.

     9. В  случаях,  предусмотренных  настоящим  Федеральным законом и
другими законодательными актами Российской Федерации о ценных бумагах,
участники   рынка  ценных  бумаг  обязаны  обеспечивать  имущественные
интересы  владельцев   залогом,   гарантией   и   другими   способами,
предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации, а
также страховать имущество и риски, связанные с деятельностью на рынке
ценных бумаг.

        СТАТЬЯ 52. ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ В СВЯЗИ С ВСТУПЛЕНИЕМ
                В СИЛУ НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

     Кредитные организации имеют право  осуществлять  профессиональную
деятельность   на   рынке   ценных  бумаг  на  основании  лицензии  на
осуществление  банковских  операций  в  течение  одного  года  со  дня
вступления в силу настоящего Федерального закона. Федеральная комиссия
вправе продлить указанный срок до двух лет.
     Инвестиционные институты,     осуществляющие     профессиональную
деятельность на рынке ценных бумаг на основании лицензии,  выданной до
вступления  в  силу  настоящего Федерального закона,  а также фондовые
биржи  должны  привести  свои  учредительные  и  внутренние  документы
(регламенты)  в  соответствие  с  ним в течение одного года со дня его
официального  опубликования.  Федеральная  комиссия  вправе   продлить
указанный срок до двух лет.

                 СТАТЬЯ 53. ПОРЯДОК ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ
                    НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

     1. Настоящий  Федеральный  закон  вступает  в  силу  со  дня  его
официального опубликования.

     2. Предложить   Президенту   Российской   Федерации   и  поручить
Правительству Российской Федерации привести свои  нормативные  акты  в
соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент Российской Федерации
                                                             Б. Ельцин
Москва, Кремль
22 апреля 1996 года
N 39-ФЗ

Страницы: 1  2