РОССИЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПЛАЧИВАЕТ ИНОСТРАННОМУ БАНКУ (РЕЗИДЕНТУ ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ) ПРОЦЕНТНЫЙ ДОХОД. ВОЗНИКАЮТ ЛИ ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОВОГО АГЕНТА У РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ДАННОМ СЛУЧАЕ?. Письмо. Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. 28.10.08 20-12/100636

        РОССИЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПЛАЧИВАЕТ ИНОСТРАННОМУ БАНКУ
          (РЕЗИДЕНТУ ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ) ПРОЦЕНТНЫЙ ДОХОД.
             ВОЗНИКАЮТ ЛИ ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОВОГО АГЕНТА У
               РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ДАННОМ СЛУЧАЕ?

                                ПИСЬМО

         УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ

                          28 октября 2008 г.
                            N 20-12/100636

                                 (Д)


     В  соответствии  со  статьей  246  НК  РФ плательщиками налога на
прибыль организаций признаются иностранные организации, осуществляющие
свою  деятельность  в  РФ  через  постоянные представительства и (или)
получающие доходы от источников в РФ.
     Согласно  статье  247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на
прибыль  для  иностранных организаций признаются доходы, полученные от
источников в РФ, которые определяются в соответствии со статьей 309 НК
РФ.
     На  основании  подпункта  3  пункта 1 статьи 309 НК РФ процентный
доход  от  долговых  обязательств  любого вида, полученный иностранной
организацией, который не связан с ее предпринимательской деятельностью
в РФ, относится к доходам иностранной организации от источников в РФ и
подлежит обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
     При  этом  обязанность  по исчислению, удержанию и перечислению в
бюджет налога на прибыль с доходов иностранной организации возлагается
на   налогового  агента  -  организацию,  выплачивающую  доходы  такой
иностранной  организации.  Об  этом  сказано  в  пункте  1  статьи 310
Налогового кодекса РФ.
     На  основании  подпункта 4 пункта 2 статьи 310 Налогового кодекса
РФ  исчисление  и  удержание  суммы  налога  с  доходов, выплачиваемых
иностранным организациям, производятся налоговым агентом по всем видам
доходов,  указанных  в  пункте  1  статьи  309  НК РФ, во всех случаях
выплаты таких доходов, за исключением случаев выплаты доходов, которые
в   соответствии   с   международными   договорами  (соглашениями)  не
облагаются  налогом  в  Российской Федерации, при условии предъявления
иностранной     организацией    налоговому    агенту    подтверждения,
предусмотренного в пункте 1 статьи 312 НК РФ.
     Между  Российской  Федерацией  и  Турецкой  Республикой действует
Соглашение  об  избежании двойного налогообложения в отношении налогов
на доходы от 15.12.97 (далее - Соглашение).
     В статье 11 Соглашения предусмотрено, что проценты, возникающие в
одном  Договаривающемся  Государстве и выплачиваемые лицу с постоянным
местопребыванием   в   другом   Договаривающемся   Государстве,  могут
облагаться налогом в этом другом Государстве.
     Также  такие проценты могут облагаться налогом в Договаривающемся
Государстве,   в   котором   они   возникают,   и   в  соответствии  с
законодательством  этого  Государства,  но  если  получатель процентов
имеет  фактическое  право  на них, то взимаемый таким образом налог не
должен превышать 10% от общей суммы процентов.
     Несмотря  на данные положения Соглашения, проценты, возникающие в
России  и  выплачиваемые  Правительству  Турции или Центральному банку
Турции или турецкому Экзимбанку, освобождаются от российского налога.
     В   пункте  4  статьи  11  Соглашения  дано  определение  термина
"проценты" для целей применения Соглашения.
     Следовательно,  российская  организация, выплачивающая процентные
доходы  иностранному банку - резиденту Турецкой Республики, признается
налоговым  агентом, на которого возлагаются обязанности по исчислению,
удержанию и перечислению в бюджет РФ налога на прибыль с доходов этого
иностранного банка.
     Кроме того, при налогообложении процентных доходов, выплачиваемых
иностранной    организации,    применяется    ставка,    установленная
Соглашением,  в случае, если в соответствии с порядком, определенным в
пункте   1  статьи  312  НК  РФ,  иностранная  организация  представит
налоговому  агенту подтверждение того, что эта иностранная организация
имеет  постоянное  местонахождение  в  том  государстве,  с которым РФ
заключила  международный  договор  (соглашение),  регулирующий вопросы
налогообложения, заверенное компетентным органом Турецкой Республики.
     В  соответствии  с  подпунктом  "ii" пункта 1 статьи 3 Соглашения
термин   "компетентный  орган"  применительно  к  Турецкой  Республике
означает Министерство финансов или уполномоченного им представителя.
     Методические рекомендации по применению отдельных положений главы
25  НК  РФ,  касающиеся особенностей налогообложения прибыли (доходов)
иностранных  организаций, утверждены приказом МНС России от 28.03.2003
N БГ-3-23/150.
     В пункте 5.3 раздела II Методических рекомендаций определено, что
в документах, подтверждающих постоянное местопребывание, проставляются
печать   (штамп)  компетентного  (или  уполномоченного  им)  в  смысле
соответствующего  соглашения  об  избежании  двойного  налогообложения
органа иностранного государства и подпись уполномоченного должностного
лица этого органа.
     В  случае  отсутствия  у  налогового  агента  на  момент  выплаты
процентных  доходов  иностранному  банку подтверждения, оформленного в
установленном   порядке,  исчисление  и  удержание  налога  с  доходов
иностранного  банка  производятся в порядке и по ставке, установленным
законодательством РФ.
     Кроме  того,  налоговый  агент  по  итогам отчетного (налогового)
периода  в сроки, установленные для представления налоговых расчетов в
статье  289  НК  РФ,  представляет  информацию  о  суммах  выплаченных
иностранным  организациям  доходов  и  удержанных налогов за прошедший
отчетный   (налоговый)  период  в  налоговый  орган  по  месту  своего
нахождения  по  форме, определяемой федеральным органом исполнительной
власти,  уполномоченным  по  контролю  и  надзору  в области налогов и
сборов. Об этом говорится в пункте 4 статьи 310 НК РФ.

Заместитель
руководителя Управления
советник государственной
гражданской службы 2-го класса
                                                         Н.В. Прокаева
28 октября 2008 г.
N 20-12/100636