О МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ Г. МОСКВЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 28 ноября 2000 г. N 945 (ПРМ) Проблема обеспечения радиационной безопасности населения Москвы тесно связана с историческими и политическими аспектами становления и развития атомной науки и промышленности в стране. К настоящему времени на территории Москвы расположены 20 предприятий, которые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 238 "Об утверждении перечня предприятий и организаций, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерно-опасные производства и объекты, осуществляющие разработку, производство, эксплуатацию, хранение, транспортировку, утилизацию ядерного оружия, компонентов ядерного оружия, радиационно опасных материалов и изделий" включены в перечень организаций, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерно-опасные производства и объекты. На территории города расположены 11 исследовательских ядерных реакторов, более 1000 организаций и предприятий Москвы используют около 150000 источников ионизирующего излучения, из которых 124000 имеют просроченный срок эксплуатации. В этих условиях актуальность рассматриваемого вопроса носит важный государственный характер. Правительство Москвы констатирует, что силами городских организаций: Московского государственного предприятия "Объединенный эколого-технологический и научно-исследовательский центр по обезвреживанию радиоактивных отходов и охране окружающей среды (МосНПО "Радон"), Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г.Москве, Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г.Москвы, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы и префектур административных округов проводятся необходимые мероприятия по обеспечению радиационной безопасности населения. Особую роль приобретают непосредственно выполняемые МосНПО "Радон" и Центром госсанэпиднадзора в г.Москве радиационно-аварийные работы, работы по обезвреживанию и удалению радиоактивных отходов (как из Москвы, так и Центрального региона России), радиоэкологический и социально-гигиенический мониторинг, ведение радиационно-гигиенического паспорта территории Москвы, контроль за радиационной безопасностью на объектах, применяющих различные виды источников ионизирующего излучения, за радиационной безопасностью пищевых продуктов и ряд других работ. Вместе с тем в решении этой проблемы наметились отрицательные тенденции: не проводятся работы по снятию исследовательских реакторов с эксплуатации (Российский научный центр "Курчатовский институт"), недостаточные объемы резервных емкостей для приема и длительного хранения радиоактивных отходов на промплощадке МосНПО "Радон" в Сергиево-Посадском районе Московской области, что может затруднить процесс удаления радиоактивных отходов из Москвы и Центрального региона Российской Федерации. Отсутствует система производственного радиационного контроля на предприятиях пищевой промышленности, строительной индустрии, предприятиях перерабатывающих вторичное сырье и отходы производства. Неудовлетворительное финансирование радиационно опасных работ особенно из федерального бюджета привело к систематическому нарушению исполнения федеральными органами Федерального закона от 03.04.96 N 29-ФЗ "О финансировании особо радиационно опасных и ядерно- опасных производств и объектов". Это снижает уровень радиационной безопасности и технологий обезвреживания радиоактивных отходов. Необходимы замена специальных транспортных средств, переоборудование автоматической системы контроля радиационного фона в Московском регионе, замена устаревшего радиометрического и дозиметрического оборудования МосНПО "Радон" и Центра госсанэпиднадзора в г.Москве, реконструкция инженерно-технологических сооружений и коммуникаций площадки МосНПО "Радон". На основе систем радиоэкологического и социально-гигиенического мониторинга необходима разработка автоматизированной информационной системы оценки доз облучения населения Москвы от различных видов источников ионизирующего излучения, в т.ч. при возможных радиационных авариях. В целом радиационная обстановка в Москве может быть оценена как удовлетворительная. Вместе с тем, с учетом объемного насыщения предприятий радиоактивными материалами и радиоактивными отходами, она является потенциально опасной и требует постоянного внимания. В целях повышения уровня радиационной безопасности населения Москвы Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить Комплексную программу "Обеспечение радиационной безопасности населения г.Москвы на 2001-2003 гг." (приложение). 2. МосНПО "Радон": 2.1. До 25.12.2000 осуществить модернизацию действующей системы учета источников ионизирующего излучения в систему учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, предусмотренную постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 1997 года N 1298 "Об утверждении Правил организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов". 2.2. Осуществлять координацию работ органов надзора и контроля по учету и ликвидации источников с просроченным сроком эксплуатации, подготовить и утвердить в установленном порядке до 15 января 2001 года план совместных мероприятий на 2001-2003 гг. 3. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы по предложению Управления городского заказа Правительства Москвы предусматривать в инвестиционных программах Правительства Москвы на 2001-2003 гг. выполнение работ по обеспечению радиационной безопасности населения (приложение, раздел 5 строка "Инвестиционная программа" и раздел 6) в пределах лимитов капитальных вложений, выделенных управлению. 4. Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы совместно с МосНПО "Радон", Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы, Центром госсанэпиднадзора в г.Москве, Главным управлением ГОиЧС г.Москвы и с привлечением заинтересованных организаций разработать и представить на рассмотрение Правительства Москвы в II квартале 2001 года концепцию проекта закона города Москвы о радиационной безопасности населения. 5. МосНПО "Радон", Центру госсанэпиднадзора в г.Москве, Главному управлению ГОиЧС г.Москвы с привлечением заинтересованных организаций разработать и представить во II квартале 2001 года на утверждение Правительства Москвы проект системы учета и регистрации индивидуальных доз облучения граждан. 6. Предприятиям стройиндустрии, пищевой промышленности, организациям, занимающимся сбором и переработкой вторичного сырья и отходов производства, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, завершить до 10.01.2001 согласование планов-мероприятий по проведению производственного радиационного контроля в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 15.02.2000 N 118 "О порядке организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил". 7. Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы, МосНПО "Радон" разработать научно обоснованные нормативы затрат на основные виды работ, выполняемые МосНПО "Радон" в рамках городского заказа, и представить в I квартале 2001 г. на утверждение Межведомственной комиссии по ценовой и тарифной политике при Правительстве Москвы. 8. Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы подготовить до 15.12.2000 обращение в Правительство Российской Федерации о погашении в 2000 году кредиторской задолженности Минфином России за выполненные МосНПО "Радон" радиационно опасные работы по удалению радиоактивных отходов на федеральных объектах Центрального региона Российской Федерации и предусмотрении в проекте бюджета Российской Федерации на 2001 год финансовых средств для МосНПО "Радон" в размере нормативной потребности на обезвреживание радиоактивных отходов из Центрального региона Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 03.04.96 N 29-ФЗ "О финансировании особо радиационно опасных и ядерно-опасных производств и объектов". 9. Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы доложить в апреле 2001 года Премьеру Правительства Москвы о ходе выполнения настоящего постановления. 10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Никольского Б.В. И.о. Премьера Правительства Москвы В.П. Шанцев 28 ноября 2000 г. N 945 Приложение к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2000 года N 945 Комплексная программа "Обеспечение радиационной безопасности населения г. Москвы на 2001-2003 гг." Основание для разработки программы - Федеральный закон Российской Федерации от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" (ст.6 ) Заказчик - Комплекс городского хозяйства Исполнители - УЖКХиБ, МосНПО "Радон" 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости Программы Комплексная Программа "Обеспечение радиационной безопасности населения г.Москвы на 2001-2003 гг." разработана на основании Федерального закона Российской Федерации от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" ( ст.6). К настоящему времени на территории Москвы расположены 20 предприятий, которые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 238 "Об утверждении перечня предприятий и организаций, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерно-опасные производства и объекты, осуществляющие разработку, производство, эксплуатацию, хранение, транспортировку, утилизацию ядерного оружия, компонентов ядерного оружия, радиационно опасных материалов и изделий" включены в перечень организаций, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерно-опасные производства и объекты. На территории города расположены 11 исследовательских ядерных реакторов, более 1000 организаций и предприятий Москвы используют около 150000 источников ионизирующего излучения, из которых 124000 имеют просроченный срок эксплуатации. Ежегодно с территории города удаляется более 3000 куб. м радиоактивных отходов (РАО), при этом на ряде объектов в хранилищах, часть которых сооружена в конце сороковых годов, находится более 40 тыс. куб. м РАО. Ежегодно в городе обнаруживается более 60 очагов радиоактивного загрязнения территории. В этих условиях обеспечение радиационной безопасности населения города является одной из важнейших составляющих экологической безопасности населения Москвы и носит государственный характер. Проблема радиационной безопасности требует единого и комплексного подхода к разработке и выполнению мероприятий по обеспечению социально приемлемого уровня риска радиационного воздействия на человека и окружающую среду. Это обусловливает необходимость целевой программы с включением в нее всех аспектов этой проблемы, решаемых сегодня в рамках отдельных программ. 2. Цель и задачи Программы Основной целью Программы является комплексное решение проблемы обеспечения радиационной безопасности населения г. Москвы, направленное на снижение до социально приемлемого уровня риска радиационного воздействия на человека и среду его обитания источников ионизирующего излучения техногенного и природного происхождения. Для достижения этой цели необходимо обеспечить выполнение следующих профилактических и основных плановых целевых задач: - проведение мероприятий по улучшению системы учета источников ионизирующего излучения, а также организации контроля за радиоактивными веществами и радиоактивными отходами; - подготовка и согласование с заинтересованными организациями концепции проекта закона города Москвы о радиационной безопасности населения; - проведение планового комплексного обследования органами государственного надзора и контроля совместно с МосНПО "Радон" организаций и учреждений, в технологии которых используются радиоактивные вещества; - осуществление приоритетного удаления с закрытых предприятий и организаций ИИИ с просроченными сроками годности; - разработка критериев расчета ущерба при несанкционированных выбросах радиоактивных веществ и загрязнении земель; - регулярный радиационно-экологический мониторинг города и модернизация его систем; - безопасное функционирование, развитие и совершенствование на основе современных технологий системы сбора, переработки и долговременного контролируемого хранения РАО в течение не менее 300 лет; - повышение качественного и количественного уровня готовности радиационно-аварийных служб к выполнению задач по ликвидации очагов аварийного загрязнения на территории города; - совершенствование существующих и разработка новых технологий реабилитации территорий, загрязненных радиоактивными веществами; - разработка городской системы учета и контроля источников ионизирующего излучения и радиоактивных отходов, совершенствование автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Москвы; - разработка необходимой нормативно-правовой базы; - совершенствование системы охраны труда, реабилитации и системы медицинского обслуживания персонала, а также оказания специализированной медицинской помощи при ликвидации последствий радиационных аварий; - совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров. 3. Финансирование Программы Финансирование Программы осуществляется за счет средств городского и федерального бюджетов. Объем финансирования Программы составляет 7423, 975 млн. руб. Мероприятия Программы и их финансирование представлены в разделе 5 и 6. 4. Социально-экономическая эффективность программы Достигается следующий социально-экономический эффект от реализации Программы: - улучшается радиационно-экологическая обстановка на территории г. Москвы; - снизятся прямые и косвенные экономические потери в результате исключения вероятности возникновения радиационных аварий. Так предотвращенный годовой экономический ущерб от реализации Программы составит около 77800000 тыс. руб.; - уровень облучения населения, проживающего в районах потенциальных очагов радиоактивного загрязнения, за счет их ликвидации, будет снижен на 15%; - будет обеспечено дальнейшее снижение уровня риска радиационного воздействия на человека и среду его обитания источников ионизирующего излучения техногенного и природного происхождения. 5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ Г.МОСКВЫ НА 2001-2003 ГГ." ОСОБО РАДИАЦИОННО ОПАСНЫЕ РАБОТЫ. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | N | Наименование работ | Объем | Затраты, млн. рублей | Предполагаемая потребность | | п/п | | | | в финансировании из: | |-----|---------------------------|-------------------|--------------------------------------------|----------------------------------------------| | | | Ед.изм. | Кол-во | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | Всего | федерального | бюджета | внебюджетных | | | | | | | | | | бюджета | г.Москвы | источников | |-----|---------------------------|---------|---------|----------|---------|----------|------------|----------------|------------|----------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |-----|---------------------------|---------|---------|----------|---------|----------|------------|----------------|------------|----------------| | 1. | Прием, | | | | | | | | | | | | транспортирование, | | | | | | | | | | | | переработка, | | | | | | | | | | | | захоронение, длительное | | | | | | | | | | | | хранение РАО | куб.м | 15068,0 | 1687,2 | 1757,5 | 1898,1 | 5342,8 | 3293,5 | 604,2 | 1445,1 | |-----|---------------------------|---------|---------|----------|---------|----------|------------|----------------|------------|----------------| | 2. | Радиационноаварийные | | | | | | | | | | | | работы, в том числе по | | | | | | | | | | | | дезактивации | | | | | | | | | | |-----|---------------------------|---------|---------|----------|---------|----------|------------|----------------|------------|----------------| | | выявленных очагов | | | | | | | | | | | | радиоактивных | тыс. | | | | | | | | | | | загрязнений | кв.м | 875,0 | 178,6 | 189,3 | 200,7 | 568,6 | - | 568,6 | - | |-----|---------------------------|---------|---------|----------|---------|----------|------------|----------------|------------|----------------| | 3. | Радиационно-экологическиы | | | | | | | | | | | | мониторинг,радиац. | | | | | | | | | | | | обслед. объектов | кв.км | 1031 | 417,5 | 434,2 | 451,6 | 1303,3 | 1093,3 | 210 | - | |-----|---------------------------|---------|---------|----------|---------|----------|------------|----------------|------------|----------------| | 4. | Разработка | | | | | | | | | | | | нормативно-правовой базы | | | 0,59 | 0,35 | 0,16 | 1,1 | - | 1,1 | - | |-----|---------------------------|---------|---------|----------|---------|----------|------------|----------------|------------|----------------| | 5. | Инвестиционная программа | млн. | | | | | | | | | | | | руб. | 208,175 | 25,0 | 90,0** | 93,175** | 208,175 | - | 208,1 | - | |-----|---------------------------|---------|---------|----------|---------|----------|------------|----------------|------------|----------------| | | ИТОГО: | | | 2308,89* | 2471,35 | 2643,735 | 7423,97*** | 4386,91 | 1592,0 | 1445,06 | --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- * Источники покрытия затрат в 2001 году в размере 2308,89 млн. руб. - 450,0 млн. руб. - городской бюджет - 500,0 млн. руб. - федеральный бюджет - 25,0 млн. руб. - централизованные капитальные вложения по инвестиционной программе из городского бюджета - 1333,89 млн. руб. - внебюджетные средства под объемы работ на федеральных объектах ** Источники покрытия затрат в 2002 г. в размере 90,0 млн. руб. - 32,0 млн. руб. - централизованные капитальные вложения по инвестиционной программе из городского бюджета - 58,0 млн. руб. - внебюджетные средства Источники покрытия затрат в 2003 г. в размере 93,175 млн. руб. - 40,0 млн. руб. - централизованные капитальные вложения по инвестиционной программе из городского бюджета - 53,175 млн.руб. - внебюджетные средства *** без учета объемов скопившихся радиоактивных отходов, предъявленных к удалению на федеральных объектах Центрального региона России, подвергшихся радиоактивному загрязнению и требующих срочных мер по их обезвреживанию 5.1. ПРИЕМ, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ, ПЕРЕРАБОТКА, ЗАХОРОНЕНИЕ И ДЛИТЕЛЬНОЕ ХРАНЕНИЕ РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ ИЗ Г.МОСКВЫ, МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ И 8 ПРИЛЕГ*ЮЩИХ ОБЛАСТЕЙ НА 2001-2003 ГГ. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------ | N | Наименование | Объем | в томм числе по годам: | | | п/п | работ |------------------------|-------------------------------|------------| | | | Единица | Кол-во | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | Затраты, | | | | измерения | | | | | тыс.руб. | |-------|----------------------------|-------------|----------|---------|----------|----------|------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |-------|----------------------------|-------------|----------|---------|----------|----------|------------| | 1. | Прием, транспортирование, | | | | | | | | | переработка, захоронение, | | | | | | | | | хранение, радиационный | | | | | | | | | контроль технологических | | | | | | | | | процессов | | | | | | 5342800 | |-------|----------------------------|-------------|----------|---------|----------|----------|------------| | 1.1 | Количество обслуживаемых | | | | | | | | | организаций | организация | 870 | 260 | 300 | 310 | | |-------|----------------------------|-------------|----------|---------|----------|----------|------------| | 1.2 | Транспортирование РАО | маш.- рейс | 3800 | 1200 | 1250 | 1350 | | |-------|----------------------------|-------------|----------|---------|----------|----------|------------| | 1.3 | Сортировка РАО | куб.м | 7806 | 2465 | 2566 | 2775 | | |-------|----------------------------|-------------|----------|---------|----------|----------|------------| | 1.4 | Переработка РАО | куб.м | 15068 | 4758 | 4957 | 5353 | | |-------|----------------------------|-------------|----------|---------|----------|----------|------------| | 1.4.1 | ТРО | куб.м | 8098 | 2557 | 2662 | 2879 | | |-------|----------------------------|-------------|----------|---------|----------|----------|------------| | 1.4.2 | Жидкие РАО | куб.м | 6970 | 2201 | 2295 | 2474 | | |-------|----------------------------|-------------|----------|---------|----------|----------|------------| | 1.5 | Кондиционирование в | Ku | 883272 | 278928 | 291444 | 312900 | | | | матрицу источников | | | | | | | | | ионизирующих излучений | | | | | | | |-------|----------------------------|-------------|----------|---------|----------|----------|------------| | 1.6 | Кондиционирование и | | | | | | | | | длительное хранение | | | | | | | | | (захоронение) | куб.м | 10700 | 3200 | 3500 | 4000 | | |-------|----------------------------|-------------|----------|---------|----------|----------|------------| | 1.7 | Радиационный контроль | | | | | | 534000 | | | технологических процессов | | | | | | | | | зоны строгого режима и | | | | | | | | | промплощадки | | | | | | | |-------|----------------------------|-------------|----------|---------|----------|----------|------------| | 1.7.1 | Радиационный контроль | | | | | | | | | персонала - всего, в т.ч. | | | | | | | | | группа А | чел. | 2242 | | | | 53400 | | | | чел. | 769 | | | | | |-------|----------------------------|-------------|----------|---------|----------|----------|------------| | 1.7.2 | Мониторинг | | | | | | | | | санитарно-защитной зоны | кв.км | 17 | | | | 106800 | |-------|----------------------------|-------------|----------|---------|----------|----------|------------| | 1.7.3 | Мониторинг зоны | | | | | | 373800 | | | наблюдения, территории и | | | | | | | | | населенных пунктов в | тыс. | | | | | | | | радиусе 20 км | кв.км | 1,6 | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 5.2. РАДИАЦИОННО-АВАРИЙНЫЕ РАБОТЫ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ | N | Наименование | Объем работ | в том числе по годам | Затраты, | | п/п | мероприятий |--------- -----------|----------------------------| | | | | Ед. | Кол-во | 2001 | 2002 | 2003 | тыс. руб. | | | | изм. | | | | | | |------|------------------------------|----------|----------|----------|--------|--------|-----------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | | |------|------------------------------|----------|----------|----------|--------|--------|-----------| | 1. | Обнаружение очагов | | | | | | | | | радиоактивного загрязнения | | | | | | | |------|------------------------------|----------|----------|----------|--------|--------|-----------| | 1.1. | Автогамма-съемка по | | | | | | | | | маршрутам вывоза РАО в места | | | | | | | | | | | | | | | | | | дезактивационных работ | км | 3365 | 1060 | 1120 | 1185 | | |------|------------------------------|----------|----------|----------|--------|--------|-----------| | 1.2. | Пешеходная гамма-съемка | кв.км | 82 | 26 | 27 | 29 | | |------|------------------------------|----------|----------|----------|--------|--------|-----------| | 2. | Ликвидация | аварийн. | | | | | | | | радиационноаварийных | ситуация | 240 | 80 | 80 | 80 | | | | ситуаций | | | | | | | |------|------------------------------|----------|----------|----------|--------|--------|-----------| | 3. | Дезактивационные работы | | | | | | | |------|------------------------------|----------|----------|----------|--------|--------|-----------| | 3.1. | Дезактивируемая площадь | кв.м | 875000 | 275000 | 290000 | 310000 | | |------|------------------------------|----------|----------|----------|--------|--------|-----------| | 3.2. | Количество удаляемых РАО | т | 300 | 95 | 100 | 105 | | | | | | | | | | | |------|------------------------------|----------|----------|----------|--------|--------|-----------| | 3.3. | Количество машин | | | | | | | | | спецавтотранспорта с РАО, | | | | | | | | | подготавливаемых и | | | | | | | | | отправленных на | машина | 660 | 210 | 220 | 230 | | | | обезвреживание | | | | | | | |------|------------------------------|----------|----------|----------|--------|--------|-----------| | | ИТОГО: | | | | | | 568600 | ------------------------------------------------------------------------------------------------------ 5.3. РАДИАЦИОННО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ, РАДИАЦИОННОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | N п/п | Наименование | Объем работ | в том числе по годам | | | мероприятий |----------------------|---------------------------------------------| | | | Ед. | Кол-во | 2001 | 2002 | 2003 | Затраты | | | | изм. | | | | | тыс. руб. | |-------|---------------------------------|-----------|----------|----------|----------|----------|------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 9 | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 5.3.1. Радиационно-экологический мониторинг г.Москвы | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 1. | Развитие системы | | | | | | | | | радиоэкологического мониторинга | | | | | | | |-------|---------------------------------|-----------|----------|----------|----------|----------|------------| | 1.1 | Разработка целевой программы | программа | | | | | | | | радиоэкологического мониторинга | | 1 | 1 | - | - | | |-------|---------------------------------|-----------|----------|----------|----------|----------|------------| | 2. | Развитие режимной сети | | | | | | | | | наблюдения | | | | | | | |-------|---------------------------------|-----------|----------|----------|----------|----------|------------| | 2.1 | Организация пунктов наблюдения | пункт | 10 | 5 | 5 | - | | |-------|---------------------------------|-----------|----------|----------|----------|----------|------------| | 2.2 | Обустройство действующей сети | пункт | 94 | 54 | 40 | - | | |-------|---------------------------------|-----------|----------|----------|----------|----------|------------| | 2.3 | Создание системы передачи | | | | | | | | | информации в текущем времени в | | | | | | | | | Информационно-аналитический | | | | | | | | | центр Москомприроды | система | 1 | - | 1 | - | | |-------|---------------------------------|-----------|----------|----------|----------|----------|------------| | 3. | Развитие системы радиационного | | | | | | | | | контроля водного бассейна | | | | | | | |-------|---------------------------------|-----------|----------|----------|----------|----------|------------| | 3.1 | Установка информационно - | | | | | | | | | измерительной системы | | | | | | | | | автоматизированного контроля | | | | | | | | | содержания радионуклидов в | | | | | | | | | водной среде на стационарных | | | | | | | | | постах | пост | 6 | 2 | 2 | 2 | | |-------|---------------------------------|-----------|----------|----------|----------|----------|------------| | 3.2 | Обустройство действующей сети | | | | | | | | | наблюдения на режимных створах | | | | | | | | | водного бассейна | пост | 57 | 20 | 24 | 13 | | |-------|---------------------------------|-----------|----------|----------|----------|----------|------------| | 4 | Создание и ведение единого | | | | | | | | | банка данных по элементам | | | | | | | | | радиационной обстановки на базе | банк | | | | | | | | ГИС | данных | 1 | - | 1 | - | | |-------|---------------------------------|-----------|----------|----------|----------|----------|------------| | 5 | Натурные измерения и системные | | | | | | | | | наблюдения | замер | 6790 | 2180 | 2260 | 2350 | | |-------|---------------------------------|-----------|----------|----------|----------|----------|------------| | 6 | Опытно-технологическое и | | | | | | | | | научное сопровождение | тыс. | | | | | | | | радиац.опасных работ | руб. | | | | | | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 5.3.2 Комплексное обследование объектов радиационного риска г.Москвы | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 1. | Обследование открытых | | | | | | | | | территорий | тыс.кв.м | 120 | 40 | 40 | 40 | | |-------|---------------------------------|-----------|----------|----------|----------|----------|------------| | 2. | Обследование внутренних | | | | | | | | | территорий | тыс.кв.м | 45 | 15 | 15 | 15 | | |-------|---------------------------------|-----------|----------|----------|----------|----------|------------| | 3. | Обследование прилегающих | | | | | | | | | территорий | тыс.кв.м | 210 | 70 | 70 | 70 | | |-------|---------------------------------|-----------|----------|----------|----------|----------|------------| | 4. | Дезактивационные работы | кг РАО | 1200 | 400 | 400 | 400 | | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 5.3.3. Подсистема аэродистанционного мониторинга | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 1. | Разработка ЦКП по созданию | | | | | | | | | аппаратурно-методической базы | | | | | | | | | под систему аэродистанционного | | | | | | | | | мониторинга | система | 1 | - | - | - | | |-------|---------------------------------|-----------|----------|----------|----------|----------|------------| | 1.1 | Разработка методологии | | | | | | | | | проведения аэрогаммасъемки | | | | | | | | | мегаполиса г.Москвы | | | | | | | | | (комплексная НИР) | НИР | 1 | - | - | 1 | | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 5.3.4. Радиоэкологическое обследование и контроль строящихся объектов | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 1. | Количество обследуемых объектов | объект | 192 | 62 | 64 | 66 | | |-------|---------------------------------|-----------|----------|----------|----------|----------|------------| | | | | 5 | 5 | 5 | 5 | | | 2. | Обследуемая площадь | кв.м | 14,7х10 | 4,7х10 | 4,9х10 | 5,1х10 | | |-------|---------------------------------|-----------|----------|----------|----------|----------|------------| | 3. | Создание базы данных | | | | | | | | | результатов радиоэкологического | | | | | | | | | обследования и контроля | база | | | | | | | | строящихся объектов | данных | 1 | - | - | 1 | | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 5.3.5. Ртутный мониторинг и оптимизация технологии демеркуризации и обезвреживания | | ртутьсодержащих отходов г.Москвы | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 1. | Ртутно-экологическое | | | | | | | | | обследование детских школьных и | | | | | | | | | медицинских учреждений г.Москвы | | | | | | | | | и участков аварийного | измер. | 9070 | 2910 | 3020 | 3140 | | | | загрязнения | | | | | | | |-------|---------------------------------|-----------|----------|----------|----------|----------|------------| | 2. | Основная и заключительная | | | | | | | | | демеркуризация помещений и | | | | | | | | | участков аварийного загрязнения | кв.м | 2230 | 720 | 740 | 770 | | |-------|---------------------------------|-----------|----------|--------------------------------|------------| | 3. | Создание общегородской базы | | | | | | | данных ртутного мониторинга и | | | | | | | объектов, подвергшихся ртутному | база | | | | | | загрязнению | данных | 1 | 1 | | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 5.3.6. Московская программа "Радон" | | (система радиационно-экологического мониторинга радона в системе г.Москвы) | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 1. | Разработка программы | | | | | | | | | комплексного | | | | | | | | | радиоэкологического мониторинга | | | | | | | | | радона г.Москвы на 2001-2005 | | | | | | | | | гг. | прогр. | 1 | 1 | - | - | | |-------|---------------------------------|-----------|----------|----------|----------|----------|------------| | 2. | Мониторинг радона - 222 в | | | | | | | | | г.Москве | | | | | | | |-------|---------------------------------|-----------|----------|----------|----------|----------|------------| | 2.1. | Ведение постоянного мониторинга | | | | | | | | | в атмосферном воздухе города | измер. | 1710 | 550 | 570 | 590 | | |-------|---------------------------------|-----------|----------|----------|----------|----------|------------| | 2.2. | Радиационно-экологическое | | | | | | | | | обследование жилых и | | | | | | | | | производственных помещений, | | | | | | | | | школ и дошкольных | | | | | | | | | образовательных учреждений | измер. | 4050 | 1300 | 1350 | 1400 | | |-------|---------------------------------|-----------|----------|--------------------------------|------------| | 2.3. | Создание базы данных | | | | | | | радиационных параметров в жилом | | | | | | | фонде и общественных зданиях | | | | | | | города | округ | 10 | 10 | | |-------|---------------------------------|-----------|----------|--------------------------------|------------| | 3. | Научное сопровождение | | | | | | | |-------|---------------------------------|-----------|----------|----------|----------|----------|------------| | 3.1. | Разработка концепции по | | | | | | | | | радиационному мониторингу | | | | | | | | | г.Москвы на 2000-2005 гг. | концеп. | 1 | 1 | - | - | | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 5.3.7. Региональная система учета и контроля радиоактивных веществ (РВ) | | и радиоактивных отходов (РАО) для г.Москвы | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 1. | Создание региональной системы | | | | | | | | | учета и контроля РВ и РАО | | | | | | | |-------|---------------------------------|-----------|----------|--------------------------------|------------| | 1.1. | Организация, сбор, загрузка | | | | | | | первичных данных об РВ И РАО | компл. | 1 | 1 | | |-------|---------------------------------|-----------|----------|--------------------------------|------------| | 1.2. | Ведение, корректировка и | | | | | | | обработка баз данных об РВ и | | | | | | | РАО, имеющихся на предприятиях | база | | | | | | Москвы | данных | 1 | 1 | | |-------|---------------------------------|-----------|----------|--------------------------------|------------| | 2. | Научное сопровождение | | | | | | | | | региональной системы учета и | | | | | | | | | контроля РВ и РАО | | | | | | | |-------|---------------------------------|-----------|----------|----------|----------|----------|------------| | 2.1. | Адаптация концепции и структуры | | | | | | | | | региональной системы учета и | | | | | | | | | контроля РВ и РАО | | | | | | | | | применительно к г.Москве | концеп. | 1 | 1 | - | - | | |-------|---------------------------------|-----------|----------|----------|----------|----------|------------| | 2.2. | Разработка методов и критериев | | | | | | | | | для оценки риска возникновения | | | | | | | | | аварийных ситуаций в сфере | | | | | | | | | обращения РВ и РАО | докум. | 1 | - | - | 1 | | |-------|---------------------------------|-----------|----------|----------|----------|----------|------------| | 2.3. | Анализ и подготовка в | | | | | | | | | установленном порядке данных | | | | | | | | | для предоставления | | | | | | | | | администрации, надзорным | | | | | | | | | органам г.Москвы, Центральному | | | | | | | | | информационно-аналитическому | | | | | | | | | центру РФ, Госкомстату РФ | докум. | 3 | 1 | 1 | 1 | | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 5.3.8. Радиационно-гигиеническая паспортизация г.Москвы | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 1. | Создание системы информационно | | | | | | | | | - аналитического | | | | | | | |-------|---------------------------------|-----------|----------|----------|----------|----------|------------| | | обеспечения | | | | | | | | | радиационно-гигиенической | | | | | | | | | паспортизации г.Москвы | | | | | | | |-------|---------------------------------|-----------|----------|----------|----------|----------|------------| | 1.1. | Разработка концепции системы | | | | | | | | | информационноаналитического | | | | | | | | | обеспечения | | | | | | | | | радиационно-гигиенической | | | | | | | | | паспортизации | концеп. | 1 | 1 | - | - | | |-------|---------------------------------|-----------|----------|----------|----------|----------|------------| | 1.2. | Проектирование системы | | | | | | | | | информационно-аналитического | | | | | | | | | обеспечения | | | | | | | | | радиационно-гигиенической | | | | | | | | | паспортизации | система | 1 | 1 | - | - | | |-------|---------------------------------|-----------|----------|----------|----------|----------|------------| | 1.3. | Физическая реализация системы | | | | | | | | | информационноаналитического | | | | | | | | | обеспечения | | | | | | | | | радиационно-гигиенической | | | | | | | | | паспортизации | система | 1 | - | - | - | | |-------|---------------------------------|-----------|----------|----------|----------|----------|------------| | 1.4. | Разработка алгоритмов анализа и | | | | | | | | | прогнозирования дозообразующих | | | | | | | | | факторов по территориям | | | | | | | | | г.Москвы | алгоритм | 2 | - | 1 | 1 | | |-------|---------------------------------|-----------|----------|----------|----------|----------|------------| | 1.5. | Разработка методических | | | | | | | | | подходов к оценке вклада | | | | | | | | | основных экологических факторов | | | | | | | | | в состояние здоровья населения | докум. | 1 | - | - | 1 | | |-------|---------------------------------|-----------|----------|----------|----------|----------|------------| | 1.6. | Разработка алгоритмов анализа и | | | | | | | | | прогноза состояния здоровья | | | | | | | | | детского и взрослого населения | | | | | | | | | по террит. г.Москвы | алгоритм | 1 | - | - | 1 | | |-------|---------------------------------|-----------|----------|----------|----------|----------|------------| | | ИТОГО: | | | | | | 1303300 | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 5.4.РАЗРАБОТКА НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЙ БАЗЫ | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 1. | Проект закона о радиационной | | | | | | | | | безопасности населения г.Москвы | докум. | 1 | 1 | - | - | | |-------|---------------------------------|-----------|----------|----------|----------|----------|------------| | 1.1 | Разработка концепции | | | | | | | | | радиоэкологического мониторинга | | | | | | | | | окружающей среды | концеп. | 1 | 1 | - | - | | |-------|---------------------------------|-----------|----------|---------------------|----------|------------| | 1.2. | Разработка контрольных уровней | | | | | | | | загрязнения окружающей среды | | | | | | | | г.Москвы за счет естественных | | | | | | | | техногенных радионуклидов | докум. | 1 | 1 | - | | |-------|---------------------------------|-----------|----------|---------------------|----------|------------| | 1.3. | Разработка контрольных уровней | | | | | | | | | вмешательства при обнаружении | | | | | | | | | локальных радиоактивных | | | | | | | | | загрязнений | докум. | 1 | 1 | - | - | | |-------|---------------------------------|-----------|----------|----------|----------|----------|------------| | 1.4. | Разработка методических | | | | | | | |-------|---------------------------------|-----------|----------|---------------------|----------|------------| | | указаний по дезактивационным | | | | | | | | работам при ликвидации | | | | | | | | радиоактивных загрязнений в | | | | | | | | условиях плотной застройки | | | | | | | | города | докум. | 1 | 1 | - | | |-------|---------------------------------|-----------|----------|---------------------|----------|------------| | 1.5. | Разработка методических | | | | | | | | указаний комплексного | | | | | | | | радиоэкологического | | | | | | | | обследования реакторов и | | | | | | | | временных хранилищ РАО | докум. | 1 | 1 | - | | |-------|---------------------------------|-----------|----------|--------------------------------|------------| | 1.6 | Разработка контрольных уровней | | | | | | | радиоактивного загрязнения при | | | | | | | выводе из эксплуатации ядерных | | | | | | | реакторов и временных хранилищ | | | | | | | РАО | докум. | 1 | 1 | | |-------|---------------------------------|-----------|----------|--------------------------------|------------| | 1.7 | Разработка методических | | | | | | | | | указаний по комплексному | | | | | | | | | обследованию выводимых из | | | | | | | | | эксплуатации | | | | | | | |-------|---------------------------------|-----------|----------|--------------------------------|------------| | | ядерных реакторов и хранилищ | | | | | | | РАО | докум. | 1 | 1 | | |-------|---------------------------------|-----------|----------|--------------------------------|------------| | 1.8 | Разработка методических | | | | | | | рекомендаций по оценке | | | | | | | приоритетности факторов | | | | | | | воздействия окружающей среды на | | | | | | | население | докум. | 1 | 1 | | |-------|---------------------------------|-----------|----------|--------------------------------|------------| | 1.9 | Разработка методических | | | | | | | | | подходов к оценке доз облучения | | | | | | | | | населения от локальных | | | | | | | | | радиоактивных загрязнений | докум. | 1 | 1 | - | - | | |-------|---------------------------------|-----------|----------|--------------------------------|------------| | 1.10 | Разработка методических | | | | | | | рекомендаций по оценке | | | | | | | эколого-экономической | | | | | | | эффективности | | | | | | | радиоэкологического мониторинга | докум. | 1 | 1 | | |-------|---------------------------------|-----------|----------|--------------------------------|------------| | | ИТОГО: | | | | | | 1100 | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 6. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО МОС НПО "РАДОН" НА 2001 ГОД (цены 1998 г.) в тыс. руб. ----------------------------------------------------------------------------------- | N | Объекты | Годы | Сметн. | Выполнено | План 2001 года | | п/п | (стройки) | стр-ва | ст-ть | на |--------------------| | | | | | 01.01.00 | в ценах | в ценах | | | | | | | 1998 г. | 2001 г. | |-----|------------------------|--------|--------|-----------|---------|----------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |-----|------------------------|--------|--------|-----------|---------|----------| | | МосНПО "Радон" - | | | | 7584 | 25000 | | | Всего из них: | | | | | | |-----|------------------------|--------|--------|-----------|---------|----------| | 1. | Хранилище РАО | 1998 | 8854 | 5590 | 704 | 1500 | | | скважинного типа в | 2002 | | | | | | | зоне строгого режима | | | | | | |-----|------------------------|--------|--------|-----------|---------|----------| | 2. | Корпус приготовления | 1998 | 14862 | 5284 | 672 | 1600 | | | сорбента (зд N 116 по | 2003 | | | | | | | ГП) | | | | | | |-----|------------------------|--------|--------|-----------|---------|----------| | 3. | Корпус очистки р/а | 1995 | 48749 | 14194 | 840 | 2000 | | | вод со спецпрачечной | 2003 | | | | | | | - зд. 101(I-я | | | | | | | | очередь) | | | | | | |-----|------------------------|--------|--------|-----------|---------|----------| | 4. | Корпус прессования и | 1997 | 23259 | 16387 | 378 | 900 | | | складирования РАО | 2003 | | | | | | | (соор. N 113-113а) | | | | | | |-----|------------------------|--------|--------|-----------|---------|----------| | 5. | Орг-ция рельефа | 2001 | 18290 | - | 455 | 1000 | | | промплощадки и зоны | 2006 | | | | | | | строг.режима с | | | | | | | | очист.соор. | | | | | | |-----|------------------------|--------|--------|-----------|---------|----------| | 6. | Инженерно-лабораторный | 1992 | 52098 | 50501 | 1597 | 3800 | | | корпус г. Москва | 2001 | | | | | |-----|------------------------|--------|--------|-----------|---------|----------| | 7. | Емкость хранения ТРО | 2001 | 13684 | - | 2938 | 6200 | | | N 31 по ГП | 2002 | | | | | |-----|------------------------|--------|--------|-----------|---------|----------| | 8. | Проектно-изыск. | - | - | - | | 8000 | | | работы будущ.лет | | | | | | ----------------------------------------------------------------------------------- При формировании Программы предпочтение отдавалось направлениям, непосредственно связанным с обезвреживанием радоактивных отходов, защите населения при радиационных авариях и ликвидации их последствий, изучению и контролю окружающей среды и условиям обитания населения, социальной приемлемости населения к проблеме радиационной безопасности. |