ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 5 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОСОБИЯМИ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ, ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ ГРАЖДАН, ПОДЛЕЖАЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ" В СВЯЗИ С ЗАПРОСОМ АВТОЗАВОДСКОГО Р. Постановление. Конституционный Суд РФ. 06.02.09 3-П

                        КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                          6 февраля 2009 г. 

                                N 3-П

                                 (Д)

        ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 5
      ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОСОБИЯМИ ПО ВРЕМЕННОЙ
         НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ, ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ ГРАЖДАН,
          ПОДЛЕЖАЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ"
             В СВЯЗИ С ЗАПРОСОМ АВТОЗАВОДСКОГО РАЙОННОГО
                СУДА ГОРОДА ТОЛЬЯТТИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

                                Именем 
                         Российской Федерации

     Конституционный    Суд    Российской    Федерации    в    составе
председательствующего  -  судьи С.П. Маврина, судей Н.С. Бондаря, Г.А.
Гаджиева,  С.Д.  Князева,  А.Л.  Кононова,  Л.О.  Красавчиковой,  Ю.Д.
Рудкина, А.Я. Сливы, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
     с  участием  судьи  Автозаводского районного суда города Тольятти
Самарской    области    С.Б.    Клюева,    постоянного   представителя
Государственной  Думы в Конституционном Суде Российской Федерации А.Н.
Харитонова,  представителя Совета Федерации - доктора юридических наук
Е.В.  Виноградовой,  полномочного  представителя Президента Российской
Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации М.В. Кротова,
     руководствуясь  статьей  125  (часть  4)  Конституции  Российской
Федерации,  пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи
3,  пунктом  3 части второй статьи 22, статьями 36, 74, 86, 101, 102 и
104  Федерального  конституционного  закона  "О  Конституционном  Суде
Российской Федерации",
     рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности
части  1  статьи  5  Федерального  закона "Об обеспечении пособиями по
временной   нетрудоспособности,   по  беременности  и  родам  граждан,
подлежащих обязательному социальному страхованию".
     Поводом   к   рассмотрению   дела  явился  запрос  Автозаводского
районного   суда  города  Тольятти  Самарской  области.  Основанием  к
рассмотрению  дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о
том,  соответствуют ли Конституции Российской Федерации оспариваемые в
запросе законоположения.
     Заслушав  сообщение  судьи-докладчика  Ю.Д.  Рудкина,  объяснения
представителей    сторон,   выступления   полномочного   представителя
Правительства  Российской  Федерации в Конституционном Суде Российской
Федерации  М.Ю.  Барщевского, приглашенных в заседание представителей:
от  Министерства  здравоохранения  и  социального  развития Российской
Федерации  -  Т.В.  Юрьевой, от Верховного Суда Российской Федерации -
заместителя  Председателя  Верховного  Суда  Российской Федерации В.Н.
Соловьева,  от  Генерального  прокурора  Российской  Федерации  - Т.А.
Васильевой,  от  Фонда  социального страхования Российской Федерации -
Г.А.  Орловой,  исследовав  представленные документы и иные материалы,
Конституционный Суд Российской Федерации

                              установил:

     1.  В  соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 29
декабря  2006  года  N  255-ФЗ  "Об обеспечении пособиями по временной
нетрудоспособности,   по  беременности  и  родам  граждан,  подлежащих
обязательному    социальному   страхованию"   пособие   по   временной
нетрудоспособности  выплачивается  гражданам, подлежащим обязательному
социальному  страхованию, в случаях утраты трудоспособности вследствие
заболевания  или  травмы, необходимости осуществления ухода за больным
членом  семьи,  карантина застрахованного лица либо ребенка в возрасте
до  7 лет или другого члена семьи, признанного в установленном порядке
недееспособным, осуществления протезирования по медицинским показаниям
в    стационарном   специализированном   учреждении,   долечивания   в
санаторно-курортных  учреждениях  непосредственно  после стационарного
лечения.
     Со ссылкой на приведенные законоположения мировой судья судебного
участка  N  1  Автозаводского района города Тольятти Самарской области
отказал в удовлетворении исковых требований гражданина М.А. Ермолова о
взыскании  пособия по временной нетрудоспособности к ОАО "АВТОВАЗ", не
оплатившему  выданный истцу в связи с болезнью и стационарным лечением
его  супруги  Е.Г.  Ермоловой  листок  нетрудоспособности  по уходу за
здоровым  ребенком  (сыном в возрасте одного года). Свой отказ мировой
судья  мотивировал  тем, что законом установлен исчерпывающий перечень
случаев   обеспечения   застрахованных   лиц  пособиями  по  временной
нетрудоспособности, и осуществление отцом ухода за здоровым ребенком в
связи  с  болезнью  его  матери,  находящейся  в  отпуске  по уходу за
ребенком, в число таких случаев не входит.
     Автозаводский  районный  суд города Тольятти Самарской области, в
производстве  которого находится апелляционная жалоба М.А. Ермолова на
решение мирового судьи, просит признать не соответствующей Конституции
Российской   Федерации  часть  1  статьи  5  Федерального  закона  "Об
обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности
и  родам  граждан,  подлежащих обязательному социальному страхованию",
которая,  по  мнению заявителя, не предусматривая - в отличие от ранее
действовавшего   регулирования   -   выплату   пособия   по  временной
нетрудоспособности  отцу  (или другому члену семьи) ребенка в возрасте
до  полутора  лет  в  случае  болезни матери, находящейся в отпуске по
уходу  за  ребенком,  лишает  тем самым отца ребенка равного с матерью
права  на  воспитание  и  заботу  о  детях (статьи 38 и 39 Конституции
Российской  Федерации),  а  также  -  в  нарушение статьи 55 (часть 2)
Конституции  Российской  Федерации - отменяет право отца на социальное
обеспечение   для   воспитания   детей,   которое  было  закреплено  в
нормативных  правовых  актах  Союза  ССР,  т.е. до принятия названного
Федерального закона.
     Таким   образом,   часть  1  статьи  5  Федерального  закона  "Об
обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности
и  родам  граждан,  подлежащих  обязательному социальному страхованию"
является   предметом  рассмотрения  Конституционного  Суда  Российской
Федерации    по   настоящему   делу   постольку,   поскольку   ею   не
предусматривается   возможность   назначения   и  выплаты  пособия  по
временной  нетрудоспособности отцу (или другому члену семьи) ребенка в
возрасте  до  полутора  лет  в  случае  болезни  матери, находящейся в
отпуске по уходу за ребенком.
     2.   Согласно   Конституции  Российской  Федерации  в  Российской
Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства,
отцовства  и  детства,  устанавливаются государственные пособия и иные
гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2); материнство и детство,
семья находятся под защитой государства, забота о детях, их воспитание
- равное право и обязанность родителей (статья 38, части 1 и 2).
     Право  детей  на  особую  заботу  и помощь провозглашено Всеобщей
декларацией  прав человека и наряду с принципом приоритета интересов и
благосостояния  детей  во  всех  сферах  жизни  государства закреплено
Конвенцией  о  правах  ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20
ноября   1989   года),   установившей,  что  родители  несут  основную
ответственность  за  воспитание  и развитие ребенка, интересы которого
являются  предметом  их основной заботы, и что государства - участники
Конвенции  в целях содействия реализации изложенных в ней прав ребенка
оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь, в том числе
через  систему  социального  обеспечения  и социального страхования, в
выполнении  ими  своих  обязанностей  по  воспитанию  детей и созданию
соответствующих  материальных условий для их развития (статьи 18, 26 и
27).
     Ориентируя  национальное  законодательство  в области социального
обеспечения   на   создание   соответствующих   правовых   механизмов,
Международная  организация  труда  считает  необходимым  принимать  во
внимание потребности работающих граждан, члены семей которых нуждаются
в  уходе,  с  тем  чтобы эти граждане могли осуществлять свое право на
труд,  не  подвергаясь дискриминации и, насколько возможно, гармонично
сочетая  профессиональные  и  семейные  обязанности (пункт 2 статьи 1,
пункт 1 статьи 3, статьи 4 и 9 Конвенции МОТ 1981 года N 156 "О равном
обращении  и  равных  возможностях  для  трудящихся  мужчин  и женщин:
трудящиеся с семейными обязанностями").
     3.   Конституция   Российской   Федерации   гарантирует   каждому
социальное  обеспечение  по  возрасту, в случае болезни, инвалидности,
потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных
законом (статья 39, часть 1).
     Федеральный  законодатель,  реализуя предоставленные ему статьями
71  (пункт  "в"),  72  (пункты  "б",  "ж"  части 1) и 76 (части 1 и 2)
Конституции   Российской   Федерации   полномочия,   определил  случаи
(социальные   страховые   риски),  с  которыми  связано  осуществление
гражданами  конституционного права на социальное обеспечение в системе
обязательного   социального   страхования,   и   установил   в  рамках
специального   правового   регулирования   соответствующих   отношений
принципы,   правила  и  особенности  различных  видов  обеспечения  по
обязательному социальному страхованию.
     3.1.   Страховое   обеспечение   в   виде  пособия  по  временной
нетрудоспособности предоставляется, согласно Федеральному закону от 16
июля   1999  года  N  165-ФЗ  "Об  основах  обязательного  социального
страхования", при наступлении такого социального страхового риска, как
временная нетрудоспособность (подпункт 2 пункта 1 статьи 7, подпункт 5
пункта  2  статьи  8).  Условия,  размеры  и  порядок обеспечения этим
пособием определяются Федеральным законом "Об обеспечении пособиями по
временной   нетрудоспособности,   по  беременности  и  родам  граждан,
подлежащих обязательному социальному страхованию".
     Часть  1  статьи  5  названного  Федерального  закона, содержащая
исчерпывающий перечень случаев, при наступлении которых осуществляется
обеспечение   пособием   по  временной  нетрудоспособности,  связывает
возможность  его  выплаты  либо с болезнью самого застрахованного лица
или    членов   его   семьи,   либо   с   осуществлением   специальных
ограничительных    (карантин)   или   реабилитационных   в   отношении
застрахованного  лица  (протезирование  и санаторно-курортное лечение)
мероприятий,   обусловливающих   необходимость   его  освобождения  от
выполнения   трудовых  обязанностей.  Ее  положения,  определяющие  во
взаимосвязи   с   соответствующими   положениями   Трудового   кодекса
Российской  Федерации,  Федеральных  законов "Об основах обязательного
социального  страхования"  и  "О  государственных  пособиях гражданам,
имеющим детей" содержание временной нетрудоспособности как социального
страхового  риска,  не предназначены для предоставления обеспечения по
обязательному  социальному  страхованию  в  случае  наступления других
социальных страховых рисков.
     Осуществление  ухода  за  малолетним  ребенком  - самостоятельный
страховой  случай,  представляющий собой реализацию такого социального
страхового   риска,   как   материнство,   который   охватывает  также
беременность  и  рождение  ребенка  и  которому, согласно Федеральному
закону  "Об основах обязательного социального страхования" (подпункт 4
пункта  1  статьи  7,  подпункты  7,  8,  10  и 11 пункта 2 статьи 8),
соответствуют  следующие виды обеспечения по обязательному социальному
страхованию:  пособие  по беременности и родам, единовременное пособие
женщинам,  вставшим  на  учет в медицинских учреждениях в ранние сроки
беременности,  единовременное  пособие  при  рождении ребенка, а также
ежемесячное  пособие  по  уходу  за ребенком до достижения им возраста
полутора лет.
     Порядок  предоставления  этих  пособий  урегулирован  Федеральным
законом  "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по
беременности  и  родам  граждан,  подлежащих обязательному социальному
страхованию"   и   Федеральным  законом  "О  государственных  пособиях
гражданам,  имеющим  детей",  закрепляющим  в статьях 13 и 14 право на
получение  ежемесячного  пособия по уходу за ребенком до достижения им
возраста полутора лет как матерью ребенка, так и его отцом либо другим
родственником,   фактически   осуществляющим   уход   за   ребенком  и
находящимся  в отпуске по уходу за ребенком, на который эти лица имеют
право в силу статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации.
     Таким  образом,  право  на  освобождение  от  выполнения трудовых
обязанностей  в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим
полутора  лет,  равно  как  и  право  на социальное обеспечение в этот
период,   которые   указанные   лица  имели  в  соответствии  с  ранее
действовавшим   правовым   регулированием   в  сфере  государственного
социального   страхования,  были  сохранены.  Ограничение  же  случаев
обеспечения  пособием  по  временной нетрудоспособности, обусловленное
целевым  назначением  данного  вида  страхового  обеспечения в системе
обязательного  социального  страхования,  не может рассматриваться как
ущемляющее  конституционные  права  на  заботу о детях и на социальное
обеспечение для воспитания детей, которые реализуются в рамках другого
вида   социального   обеспечения,   целевое   назначение   которого  -
компенсировать утрату заработка, обусловленную рождением и воспитанием
ребенка, осуществлением надлежащей заботы о нем.
     Данное  регулирование  осуществлено  федеральным  законодателем в
пределах  его  дискреционных полномочий и согласуется с конституционно
значимыми  целями обязательного социального страхования, направленного
на  компенсацию  или  минимизацию  для  работающих граждан последствий
изменения   их   материального   положения   в  связи  с  наступлением
предусмотренных   законодательством  Российской  Федерации  социальных
страховых  рисков,  каждому  из которых соответствует определенный вид
страхового  обеспечения  (часть  третья  статьи  1,  пункт  1 статьи 8
Федерального    закона    "Об    основах   обязательного   социального
страхования").
     3.2.  Изменение  правового регулирования обеспечения пособиями по
временной  нетрудоспособности  и  по  уходу  за  ребенком предполагает
наличие такого правового механизма, который позволял бы отцу ребенка в
случае  болезни  матери,  находящейся  в отпуске по уходу за ребенком,
беспрепятственно  реализовать  предусмотренную  статьей  256 Трудового
кодекса  Российской  Федерации возможность самому использовать на этот
период   отпуск   по   уходу  за  ребенком  и  тем  самым  осуществить
гарантированные  статьями  38  (часть  2)  и  39 (часть 1) Конституции
Российской  Федерации  права  на  заботу  о  ребенке  и  на социальное
обеспечение   в   связи  с  воспитанием  детей.  При  этом,  поскольку
одновременное  предоставление  отпуска по уходу за ребенком нескольким
членам  семьи  исключается,  переход права на использование отпуска по
уходу  за  ребенком и, соответственно, на назначение и выплату пособия
по  уходу  за  ребенком  должен  происходить  посредством  максимально
удобных для родителей ребенка процедур.
     Как  следует  из пунктов 50 и 51 Положения о назначении и выплате
государственных   пособий   гражданам,   имеющим   детей   (утверждено
Постановлением  Правительства  Российской Федерации от 30 декабря 2006
года  N 865), основанием для назначения и выплаты ежемесячного пособия
по  уходу  за  ребенком является решение работодателя о предоставлении
отпуска  по  уходу за ребенком, для принятия которого наряду с другими
документами  должна  быть  представлена справка с места работы (учебы,
службы)  матери  (отца,  обоих  родителей) ребенка о том, что она (он,
они) не использует указанный отпуск и не получает пособия.
     По  сложившейся  к  настоящему  моменту  практике применения этих
предписаний,  заболевшей  матери,  находящейся  в  отпуске по уходу за
ребенком,  необходимо  обратиться к своему работодателю с заявлением о
прекращении  отпуска;  на  основании этого заявления должен быть издан
соответствующий    приказ,    а   матери   ребенка   выдана   справка,
подтверждающая  данный  факт, что дает отцу ребенка право требовать от
своего  работодателя  предоставления  отпуска  по  уходу за ребенком с
выплатой пособия по уходу за ребенком.
     Такая   процедура,  сама  по  себе  требующая  организационных  и
временных  затрат, в ряде случаев не может быть доведена до завершения
(например,  если  мать  тяжело  больна  или  находится  на  лечении  в
стационаре)  и,  следовательно,  не  может гарантировать в полной мере
защиту  интересов  семьи  и  ребенка,  что,  в  свою очередь, означает
невозможность  осуществления  в  полном объеме конституционных прав на
заботу  о детях и их воспитание, а также на социальное обеспечение для
воспитания   детей.   Это   предполагает   необходимость   дальнейшего
совершенствования   правового   регулирования  с  целью  максимального
упрощения  процедуры оформления - в случае болезни матери, находящейся
в отпуске по уходу за ребенком, - отцом ребенка (другим родственником)
отпуска по уходу за ребенком на этот период и назначения полагающегося
ему  в  таком случае в соответствии с законом пособия по обязательному
социальному страхованию.
     Исходя  из  изложенного  и руководствуясь частями первой и второй
статьи   71,   статьями   72,  74,  75,  79,  80  и  100  Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
Конституционный Суд Российской Федерации

                             постановил:

     1.  Признать  не  противоречащей Конституции Российской Федерации
часть  1  статьи  5  Федерального  закона "Об обеспечении пособиями по
временной   нетрудоспособности,   по  беременности  и  родам  граждан,
подлежащих    обязательному    социальному   страхованию",   поскольку
содержащимися  в  ней  положениями  - в системе действующего правового
регулирования  -  отец  ребенка не лишается равного с матерью права на
воспитание   детей,  а  также  права  на  социальное  обеспечение  для
воспитания    детей,    осуществляемое   в   том   числе   посредством
предоставления пособия по обязательному социальному страхованию.
     2. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию,
вступает   в   силу   немедленно   после   провозглашения,   действует
непосредственно   и   не  требует  подтверждения  другими  органами  и
должностными лицами.
     3.  Согласно  статье  78  Федерального конституционного закона "О
Конституционном  Суде  Российской  Федерации"  настоящее Постановление
подлежит  незамедлительному  опубликованию  в  "Российской  газете"  и
"Собрании законодательства Российской Федерации". Постановление должно
быть  опубликовано  также в "Вестнике Конституционного Суда Российской
Федерации".

Конституционный Суд
Российской Федерации

N 3-П