ПО ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ СТ. 17.1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ" ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА СУБЪЕКТАМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА 20 октября 2008 г. N АЦ/27001 (Д) ФАС России рассмотрел письмо Министерства экономического развития Российской Федерации по вопросу применения статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при предоставлении государственного и муниципального имущества субъектам малого и среднего предпринимательства и сообщает. В соответствии с Законом о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества (далее также договоры), в том числе закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, возможно следующими способами: 1) по результатам проведения конкурса или аукциона на право заключения таких договоров; 2) без проведения торгов в случае, если передаваемое имущество не закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления: на основании актов Президента Российской Федерации, решений Правительства Российской Федерации; решения суда, вступившего в законную силу; федерального закона, устанавливающего иной порядок распоряжения этим имуществом; 3) без проведения торгов в случае предоставления указанного имущества в виде государственной или муниципальной помощи в порядке, установленном главой 5 Закона о защите конкуренции. Таким образом, статья 17.1 Закона о защите конкуренции не препятствует бесконкурсному заключению договоров, в том числе с субъектами малого и среднего предпринимательства. В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного или муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. При проведении торгов на право заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, включенного в указанные перечни, ФАС России считает не противоречащими антимонопольному законодательству, в том числе части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, случаи, когда к участию в данных торгах допускаются только субъекты малого и среднего предпринимательства, на которых распространяется Закон N 209-ФЗ. Заключение договоров в отношении государственного и муниципального имущества без проведения торгов приведет к ограничению прав субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе вновь созданных, поскольку они не смогут на равных началах принять участие в предоставлении указанных прав в отношении государственного или муниципального имущества, как свободного от прав третьих лиц, так и находящегося во владении и (или) пользовании других субъектов малого и среднего предпринимательства, и, следовательно, осуществлять хозяйственную деятельность с использованием данного имущества. Учитывая вышеизложенное, положения Закона о защите конкуренции в целом и статьи 17.1 в частности не препятствуют осуществлению государственной или муниципальной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Статс-секретарь - Заместитель Руководителя А.Ю.ЦАРИКОВСКИЙ 20 октября 2008 г. N АЦ/27001 |