ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ И УСЛОВИЙ ДЕЙСТВИЯ ЛИЦЕНЗИЙ ПРИ СООРУЖЕНИИ ОБЪЕКТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТ. Приказ. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. 30.10.08 859

Оглавление

      ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
      О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ
          ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
             АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ И УСЛОВИЙ ДЕЙСТВИЯ ЛИЦЕНЗИЙ
                ПРИ СООРУЖЕНИИ ОБЪЕКТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
                           АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

                                ПРИКАЗ

        ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
                          И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

                          30 октября 2008 г.
                                N 859

                                 (Д)


     Приказываю:
     Утвердить  и  ввести  в  действие  с 1 ноября 2008 г. прилагаемые
Методические  указания  о порядке осуществления надзора за соблюдением
требований  федеральных  норм и правил в области использования атомной
энергии   и   условий   действия   лицензий  при  сооружении  объектов
использования атомной энергии (РД-04-05-2008).

Руководитель
                                                            Н.Г.КУТЬИН
30 октября 2008 г.
N 859


                                                            УТВЕРЖДЕНЫ
                                                              Приказом
                                                    Федеральной службы
                                                    по экологическому,
                                                      технологическому
                                                    и атомному надзору
                                               от 30 октября 2008 года
                                                                 N 859

                                                    Введены в действие
                                                  с 1 ноября 2008 года

                        РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ

                        МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
      О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ
      ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ
          ЭНЕРГИИ И УСЛОВИЙ ДЕЙСТВИЯ ЛИЦЕНЗИЙ ПРИ СООРУЖЕНИИ
                ОБЪЕКТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
                            РД-04-05-2008

                          I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     1.  Методические  указания  о  порядке  осуществления  надзора за
соблюдением   требований   федеральных   норм   и   правил  в  области
использования   атомной   энергии  и  условий  действия  лицензий  при
сооружении   объектов   использования   атомной   энергии   (далее   -
Методические  указания) определяют порядок организации и осуществления
надзора  за соблюдением требований федеральных норм и правил в области
использования   атомной   энергии  и  условий  действия  лицензий  при
сооружении  объектов  использования  атомной  энергии  (далее - ОИАЭ),
кроме судов и других плавсредств, космических и летательных аппаратов,
других   транспортных   и  транспортабельных  средств.  Данный  надзор
осуществляется в комплексе с государственным строительным надзором.
     2.  Методические  указания  разработаны на основании Федерального
закона  N  170-ФЗ  от  21.11.1995  "Об использовании атомной энергии",
Федерального  закона  N 190-ФЗ от 29.12.2004 "Градостроительный кодекс
Российской    Федерации",   Постановления   Правительства   Российской
Федерации от 30.07.2004 N 401 "О Федеральной службе по экологическому,
технологическому  и  атомному  надзору",  Постановления  Правительства
Российской   Федерации   от   01.02.2006   N   54  "О  государственном
строительном    надзоре   в   Российской   Федерации",   Постановления
Правительства Российской Федерации от 14.07.1997 N 865 "Об утверждении
Положения   о  лицензировании  деятельности  в  области  использования
атомной энергии".
     3.  Методические  указания  обязательны  для  должностных  лиц  и
работников  Федеральной  службы  по экологическому, технологическому и
атомному надзору (далее - Служба).

        II. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА

     4.   Виды   инспекций,   порядок  их  организации,  подготовки  и
проведения,   а   также   порядок   оформления  результатов  инспекций
определены  Положением  об  организации  государственного  надзора  за
безопасностью при использовании атомной энергии (РД-03-43-98).
     5.  Предметами надзора за соблюдением требований федеральных норм
и  правил  в  области использования атомной энергии и условий действия
лицензий при сооружении ОИАЭ (далее - надзор) являются:
     - соблюдение   юридическими   и   физическими  лицами  требований
законодательства  Российской  Федерации,  федеральных  норм и правил в
области использования атомной энергии;
     - соблюдение   поднадзорными   организациями   условий   действия
выданных им лицензий Службы;
     - соответствие  сооружаемых  ОИАЭ  проекту, требованиям ядерной и
радиационной безопасности, требованиям физической защиты.
     6.  Правовой  и  нормативной  базой  организации  и осуществления
надзора являются:
     - Федеральный  закон  N  170-ФЗ  от  21.11.1995 "Об использовании
атомной энергии";
     - Федеральный  закон  N  190-ФЗ  от 29.12.2004 "Градостроительный
кодекс Российской Федерации";
     - Федеральный  закон  N  195-ФЗ  от 30.12.2001 "Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях";
     - Постановление  Правительства Российской Федерации от 30.07.2004
N  401  "О  Федеральной  службе  по экологическому, технологическому и
атомному надзору";
     - Постановление  Правительства Российской Федерации от 01.02.2006
N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации";
     - Постановление  Правительства Российской Федерации от 14.07.1997
N  865  "Об  утверждении  Положения  о  лицензировании  деятельности в
области использования атомной энергии";
     - РД-03-43-98;
     - федеральные  нормы  и  правила  в области использования атомной
энергии;
     - условия действия лицензий, выданных Службой.
     7.   Деятельность  по  осуществлению  надзора  в  соответствии  с
РД-03-43-98 включает:
     - получение   от  организаций  информации  о  выполнении  условий
действия лицензий Службы и ее анализ;
     - проведение   инспекций   деятельности   организаций,  систем  и
оборудования ОИАЭ и анализ их результатов;
     - применение  санкций  в случаях нарушения требований федеральных
норм и правил в области использования атомной энергии, а также условий
действия лицензий Службы.
     8. Результаты надзорной деятельности следует регулярно обобщать и
использовать  для планирования и проведения профилактической работы по
предупреждению нарушений при сооружении ОИАЭ.
     9.  Надзор  осуществляется  на  основании приказа Службы отделами
межрегиональных  территориальных  управлений  по  надзору за ядерной и
радиационной   безопасностью  Службы  (далее  -  МТУ  ЯРБ)  в  составе
комплексной  рабочей  группы под руководством заместителя руководителя
МТУ ЯРБ.

        III. НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ
           И ПРАВИЛ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
                     И УСЛОВИЙ ДЕЙСТВИЯ ЛИЦЕНЗИЙ

     10.  При  осуществлении  надзора  отделы МТУ ЯРБ в соответствии с
условиями   действия   лицензий   должны  получать  от  организаций  и
анализировать  с  привлечением  (в  случае  необходимости)  экспертных
организаций следующую информацию:
     - количество  и  характер  отступлений  от требований федеральных
норм и правил в области использования атомной энергии;
     - анализ   влияния  на  безопасность  отступлений  от  требований
федеральных норм и правил в области использования атомной энергии;
     - меры, принимаемые организациями по предупреждению вышеуказанных
отступлений и нарушений.
     11.   По   результатам   анализа  полученной  информации  следует
определять:
     - причины   и   условия   появления   отступлений  от  требований
федеральных норм и правил в области использования атомной энергии;
     - эффективность  мер,  принимаемых  организациями по устранению и
предупреждению  выявленных  нарушений  требований  федеральных  норм и
правил в области использования атомной энергии.
     12.  Отделы МТУ ЯРБ по результатам обработки и анализа полученной
информации  принимают  в  пределах  своей компетенции следующие меры с
учетом положений РД-03-43-98:
     - планируют   в  установленном  в  МТУ  ЯРБ  порядке  и  проводят
инспекции  с  целью  проверки  достоверности  и полноты представленной
информации  и  изучения  на  месте  причин  и  обстоятельств нарушений
требований  федеральных  норм и правил в области использования атомной
энергии и условий действия лицензий;
     - подготавливают  предложения  по  корректировке условий действия
лицензий Службы.
     Должностные  лица  отделов МТУ ЯРБ выдают в установленном порядке
предписания  ответственным  должностным  лицам  организаций,  а  также
применяют  санкции,  предусмотренные  Кодексом Российской Федерации об
административных правонарушениях.
     13. Инспекции, как правило, должны обеспечивать проверку:
     - выполнения ранее выданных предписаний органов Службы;
     - функционирования   системы   обеспечения  качества  выполняемых
работ;
     - деятельности  служб контроля качества и руководства организаций
по вопросам контроля и обеспечения качества;
     - соответствия выполняемых работ, а также объем и методы контроля
качества  при  сооружении ОИАЭ требованиям федеральных норм и правил в
области использования атомной энергии;
     - состояния и ведения отчетно-учетной и сдаточной документации.
     14.   При   осуществлении   надзора   за  монтажом  оборудования,
трубопроводов   и   арматуры  систем  должна  осуществляться  проверка
соблюдения требований Общих положений обеспечения безопасности атомных
станций    ОПБ-88/97    (НП-001-97),   Общих   положений   обеспечения
безопасности  исследовательских  ядерных  установок (НП-033-01), Общих
положений  обеспечения безопасности объектов ядерного топливного цикла
(НП-016-05),  Правил устройства и безопасной эксплуатации оборудования
и  трубопроводов  атомных  энергетических установок (ПНАЭ Г-7-008-89),
Правил  устройства  и  безопасной  эксплуатации  трубопроводов  пара и
горячей   воды   (ПБ-10-573-03),   Правил   устройства   и  безопасной
эксплуатации оборудования и трубопроводов объектов ядерного топливного
цикла   (НП-070-06),   Правил  устройства  и  безопасной  эксплуатации
сосудов,  работающих  под  давлением  (ПБ  03-576-03), "Оборудование и
трубопроводы  атомных  энергетических  установок.  Сварка  и наплавка"
(ПНАЭ Г-7-009-89), "Оборудование и трубопроводы атомных энергетических
установок.  Сварные  соединения  и  наплавки.  Правила контроля" (ПНАЭ
Г-7-010-89), в т.ч.:
     14.1.        Производственно-технологическая        документация,
регламентирующая  содержание и порядок выполнения всех технологических
и  контрольных  операций,  должна  удовлетворять  требованиям  пунктов
4.1.1, 4.1.2 ПНАЭ Г-7-008-89, пункта 4.1.4 ПБ-10-573-03.
     14.2.   Объем   производственного  технического  контроля  должен
удовлетворять требованиям пункта 4.1.3 ПНАЭ Г-7-008-89, разделов 4.5 -
4.12 ПБ-10-573-03, пункта 4.1 ПБ 03-576-03.
     14.3.  Прокладка трубопроводов, компенсация теплового расширения,
опорно-подвесная  система, дренажи, арматура и редуцирующие устройства
трубопроводов  пара  и  горячей  воды должны удовлетворять требованиям
разделов 2.4 - 2.8 ПБ-10-573-03, раздела 4 ПНАЭ Г-7-008-89.
     14.4.  Монтаж  оборудования  и трубопроводов должны удовлетворять
требованиям  раздела  4.2  ПНАЭ  Г-7-008-89, раздела 4.1 ПБ-10-573-03,
раздела 7 НП-016-05, пункта 4.1 ПБ 03-576-03.
     14.5. Сварка оборудования и трубопроводов должна осуществляться в
соответствии  с  требованиями  п.  4.1.4  ПНАЭ Г-7-008-89, раздела 4.2
ПБ-10-573-03, ПНАЭ Г-7-009-89, пункта 4.3 ПБ 03-576-03.
     14.6.    Контроль    сварных   соединений   и   наплавок   должен
осуществляться  в  соответствии с требованиями ПНАЭ Г-7-010-89, пункта
4.5 ПБ 03-576-03.
     14.7.     Термообработка     элементов    трубопроводов    должна
осуществляться   в   соответствии  с  требованиями  раздела  4.4  ПНАЭ
Г-7-008-89, раздела 4.3 ПБ-10-573-03, пункта 4.4 ПБ 03-576-03.
     15.  При осуществлении надзора за сооружением локализующих систем
безопасности   (ЛСБ)   должна   осуществляться   проверка   соблюдения
требований  Общих  положений  обеспечения безопасности атомных станций
ОПБ-88/97  (НП-001-97),  Правил устройства и эксплуатации локализующих
систем безопасности атомных станций (НП-010-98), в т.ч.:
     15.1.        Производственно-технологическая        документация,
регламентирующая  содержание и порядок выполнения всех технологических
и  контрольных операций, должна удовлетворять требованиям пункта 7.1.1
НП-010-98.
     15.2.  Контроль качества при сооружении ЛСБ должен осуществляться
в соответствии с требованиями пунктов 7.1.2 - 7.1.5 НП-010-98.
     15.3.  Монтаж  и  ремонт  герметизирующей  стальной  облицовки  и
полосовых  закладных  деталей  должен  осуществляться в соответствии с
разделом 7.2 НП-010-98.
     15.4.  Сварка  и  контроль  элементов ЛСБ должны осуществляться в
соответствии с разделом 7.3 НП-010-98.
     16.  При  осуществлении надзора за монтажом грузоподъемных кранов
должна  осуществляться  проверка  соблюдения Требований к устройству и
безопасной    эксплуатации    грузоподъемных   кранов   для   объектов
использования атомной энергии (НП-043-03).

                IV. УЧЕТ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ НАДЗОРА

     17. Учет и анализ результатов надзора осуществляются отделами МТУ
ЯРБ.
     18. Учету и анализу подлежат следующие документы:
     - акты по результатам проведенных инспекций;
     - информация  организаций  об обеспечении качества при сооружении
ОИАЭ;
     - информация организаций о выполнении постановлений и предписаний
Службы.
     19.  Выявленные  в  процессе  проведения  всех  видов инспекций и
анализа  информации нарушения должны быть систематизированы по наличию
отступлений   от  требований  федеральных  норм  и  правил  в  области
использования атомной энергии и условий действия лицензий Службы.
     20.   Все   нарушения   должны   быть  проанализированы  с  целью
определения:
     - причин и обстоятельств, приведших к нарушениям;
     - видов работ, при выполнении которых произошли нарушения;
     - достаточности    и    эффективности    принятых   поднадзорными
организациями мер по исключению подобных нарушений;
     - достаточности и эффективности применяемых санкций.
     21. Результаты анализа необходимо использовать:
     - при составлении рабочих программ проведения инспекций;
     - при составлении планов проведения инспекций;
     - при  организации  и  проведении целевых и оперативных инспекций
деятельности организаций.
Оглавление