ФИЗЛИЦО ПОЛУЧАЕТ ДОХОДЫ ПО ОПЕРАЦИЯМ КУПЛИ-ПРОДАЖИ ЦЕННЫХ БУМАГ ЧЕРЕЗ БРОКЕРА. НЕ ПРОТИВОРЕЧИТ ЛИ В ЦЕЛЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗЛИЦОМ ПРАВА НА ВЫЧЕТ ПО НДФЛ П. 3 СТ. 214.1 НК РФ, СОГЛАСНО КОТОРОМУ ВЫЧЕТ ПО НДФЛ В РАЗМЕРЕ ФАКТИЧЕСКИ ПРОИЗВЕДЕННЫХ И ДОКУМЕНТАЛЬНО ПОДТВЕРЖДЕННЫХ РАСХОДОВ ПРОИЗВОДИТСЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКУ ПРИ РАСЧЕТЕ И УПЛАТЕ НАЛОГА В БЮДЖЕТ У ИСТОЧНИКА ВЫПЛАТЫ ДОХОДА ЛИБО ПО ОКОНЧАНИИ НАЛОГОВОГО ПЕРИОДА ПРИ ПОДАЧЕ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ, П. 8 СТ. 214.1 НК РФ, КОТОРЫЙ УСТАНАВЛИВАЕТ ОБЯЗАННОСТЬ НАЛОГОВОГО АГЕНТА ПРОИЗВЕСТИ РАСЧЕТ И УПЛАТУ НДФЛ ПО ОКОНЧАНИИ НАЛОГОВОГО ПЕРИОДА ИЛИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИМ ВЫПЛАТЫ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКУ ДО ИСТЕЧЕНИЯ ОЧЕРЕДНОГО НАЛОГОВОГО ПЕРИОДА? ОБЯЗАН ЛИ БРОКЕР, ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОВОГО АГЕНТА, УЧЕСТЬ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НДФЛ ПО ОПЕРАЦИЯМ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ РАСХОДЫ ПО АНАЛОГИЧНЫМ ОПЕРАЦИЯМ, КОТОРЫЕ БЫЛИ ПРОИЗВЕДЕНЫ ДЛЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА ДРУГИМИ БРОКЕРАМИ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 13 февраля 2009 г. N 03-04-05-01/59 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу исчисления и уплаты налога с доходов, полученных от операций с ценными бумагами, и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее. Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги или фондовые индексы, рассчитываемые организаторами торговли на рынке ценных бумаг, установлены ст. 214.1 Кодекса. Пунктом 3 ст. 214.1 Кодекса предусмотрено определение доходов от операций купли-продажи ценных бумаг как разницы между суммами доходов, полученных от реализации ценных бумаг, и документально подтвержденными расходами на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг, фактически произведенными налогоплательщиком. Вычет в размере фактически произведенных и документально подтвержденных расходов предоставляется налогоплательщику при расчете и уплате налога в бюджет у источника выплаты дохода (брокера, доверительного управляющего, управляющей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, или у иного лица, совершающего операции по договору поручения или по иному подобному договору в пользу налогоплательщика) либо по окончании налогового периода при подаче налоговой декларации в налоговый орган. При этом п. 8 ст. 214.1 Кодекса установлено, что налоговая база по операциям купли-продажи ценных бумаг и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок определяется по окончании налогового периода. Расчет и уплата суммы налога осуществляются налоговым агентом по окончании налогового периода или при осуществлении им выплаты денежных средств налогоплательщику до истечения очередного налогового периода. Таким образом, п. п. 3 и 8 ст. 214.1 Кодекса предполагают два варианта расчета и уплаты налога. Однако использование того или иного варианта определяется не выбором налогоплательщика, а невозможностью удерживать налог налоговым агентом и, как следствие, влечет возникновение обязанности налогоплательщика уплатить налог самостоятельно по итогам налогового периода при подаче налоговой декларации в налоговый орган. В случае если расчет и уплата налога по доходам от реализации ценных бумаг произведены налоговым агентом, обязанности по представлению в налоговый орган налоговой декларации по указанным доходам у налогоплательщика не возникает. При расчете налоговой базы по доходам, полученным физическими лицами от реализации ценных бумаг, налоговым агентом в качестве расходов на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг могут быть достоверно учтены только те документально подтвержденные расходы, которые произведены самим налоговым агентом для налогоплательщика. На налогового агента не возложена обязанность учитывать доходы и расходы налогоплательщика по операциям, которые осуществлялись без его участия через другого профессионального участника рынка ценных бумаг, который сам является налоговым агентом. Такие расходы, могут быть учтены физическим лицом самостоятельно при подаче налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 13 февраля 2009 г. N 03-04-05-01/59 |