МУП ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЮ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ ПРЕДПРИЯТИЯМ И НАСЕЛЕНИЮ. В ТЕЧЕНИЕ ОТОПИТЕЛЬНОГО СЕЗОНА ОРГАНИЗАЦИЯ ОТПУСКАЕТ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ В НЕСКОЛЬКО РАЗ БОЛЬШЕ, ЧЕМ В ЛЕТНИЕ МЕСЯЦЫ. ПРИ ЭТОМ НАЧИСЛЕНИЕ ДОХОДА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕПЛА НА. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 16.02.09 03-03-06/4/3

              МУП ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЮ
         ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ ПРЕДПРИЯТИЯМ И НАСЕЛЕНИЮ. В ТЕЧЕНИЕ
         ОТОПИТЕЛЬНОГО СЕЗОНА ОРГАНИЗАЦИЯ ОТПУСКАЕТ ТЕПЛОВОЙ
         ЭНЕРГИИ В НЕСКОЛЬКО РАЗ БОЛЬШЕ, ЧЕМ В ЛЕТНИЕ МЕСЯЦЫ.
           ПРИ ЭТОМ НАЧИСЛЕНИЕ ДОХОДА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕПЛА
             НАСЕЛЕНИЮ ПРОИЗВОДИТСЯ РАВНОМЕРНО В ТЕЧЕНИЕ
          КАЛЕНДАРНОГО ГОДА ПО МЕРЕ НАЧИСЛЕНИЯ И ВЫСТАВЛЕНИЯ
           СЧЕТОВ НА ОПЛАТУ В СООТВЕТСТВИИ С ПОСТАНОВЛЕНИЕМ
         ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 23.05.2006 N 306. В СВЯЗИ С ЭТИМ
             У ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗНИКАЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ РАЗНИЦА
         МЕЖДУ ФАКТИЧЕСКИ ОТПУЩЕННЫМИ И НАЧИСЛЕННЫМИ ГКАЛ ДЛЯ
        НАСЕЛЕНИЯ ЗА ПЕРИОД С 1 ЯНВАРЯ ПО 1 МАЯ И С 1 ОКТЯБРЯ
          ПО 31 ДЕКАБРЯ. 1. КАКОВ ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ ДОХОДА В
          ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ
             ТЕПЛА, ЕСЛИ МУП ПРИМЕНЯЕТ МЕТОД НАЧИСЛЕНИЯ?
                  2. В КАКОМ ПОРЯДКЕ НАЧИСЛЯЕТСЯ НДС
                          В ДАННОЙ СИТУАЦИИ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          16 февраля 2009 г.
                            N 03-03-06/4/3

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по  вопросу  учета  доходов  от  реализации тепловой энергии и
сообщает следующее.
     Как   следует   из  вышеуказанного  обращения,  МУП  осуществляет
производство и реализацию тепловой энергии предприятиям и населению. В
течение  отопительного сезона организация отпускает тепловой энергии в
несколько  раз больше, чем в летние месяцы. При этом начисление дохода
при  реализации  тепла  населению  производится  равномерно  в течение
календарного года по мере начисления и выставления счетов на оплату. В
связи  с  этим  у  организации  возникает  значительная  разница между
фактически отпущенными и начисленными Гкал для населения за период с 1
января по 1 мая и с 1 октября по 31 декабря.
     1. Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее
-  ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из
объема  потребляемых  коммунальных  услуг, определяемого по показаниям
приборов  учета,  а при их отсутствии исходя из нормативов потребления
коммунальных  услуг,  утверждаемых органами местного самоуправления (в
субъектах  Российской Федерации - городах федерального значения Москве
и  Санкт-Петербурге  - органом государственной власти соответствующего
субъекта  Российской Федерации), за исключением нормативов потребления
коммунальных  услуг  по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых
органами  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации  в
порядке,  установленном  Правительством  Российской Федерации. Правила
предоставления    коммунальных    услуг    гражданам   устанавливаются
Правительством Российской Федерации.
     Так,   Постановлением   Правительства   Российской  Федерации  от
23.05.2006   N  306  утверждены  Правила  установления  и  определения
нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила).
     Устанавливаемые  в соответствии с Правилами нормативы потребления
коммунальных   услуг  применяются  при  отсутствии  приборов  учета  и
предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги (п.
3 Правил).
     Под нормативом потребления коммунальных услуг понимается месячный
(среднемесячный)  объем  (количество,  норма) потребления коммунальных
ресурсов  (в том числе горячей воды и тепловой энергии) потребителем в
многоквартирном  доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (п.
2 Правил).
     Таким  образом,  в соответствии с установленным порядком в случае
отсутствия  индивидуальных,  общих  (квартирных)  приборов  учета  для
расчетов  с  населением  применяется норматив потребления коммунальных
услуг,   который   устанавливается   в   отношении   месячного  объема
(количества) потребления коммунальных услуг потребителем.
     Согласно  п.  1  ст.  249 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - НК РФ) доходом от реализации признается выручка от реализации
товаров  (работ,  услуг)  как  собственного  производства, так и ранее
приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
     Доходы учитываются в зависимости от выбранного в учетной политике
для  целей  налогообложения  метода  признания  доходов  и  расходов в
соответствии со ст. ст. 271 и 273 НК РФ.
     В  соответствии с п. 1 ст. 271 НК РФ при методе начисления доходы
признаются  в  том  отчетном  (налоговом) периоде, в котором они имели
место,  независимо от фактического поступления денежных средств, иного
имущества   (работ,   услуг)   и   (или)   имущественных  прав  (метод
начисления).
     Согласно  п. 2 ст. 271 НК РФ по доходам, относящимся к нескольким
отчетным (налоговым) периодам, и в случае, если связь между доходами и
расходами  не  может  быть определена четко или определяется косвенным
путем,  доходы  распределяются  налогоплательщиком  самостоятельно,  с
учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.
     На  основании вышеизложенного в рассматриваемом случае выручка от
реализации  услуг  населению по горячему водоснабжению и отоплению при
отсутствии  приборов  учета  подлежит  признанию  по окончании каждого
отчетного   (налогового)  периода  в  суммах,  исчисленных  исходя  из
установленных  месячных  объемов  и  нормативов и количества месяцев в
отчетном периоде, то есть равномерно.
     2.   Что   касается  порядка  исчисления  налога  на  добавленную
стоимость в данной ситуации, то необходимо учитывать следующее.
     В   соответствии   с   пп.   1  п.  1  ст.  146  НК  РФ  объектом
налогообложения  налогом  на добавленную стоимость признаются операции
по   реализации   товаров  (работ,  услуг)  на  территории  Российской
Федерации, а также передача имущественных прав.
     Согласно  п.  5  ст.  38  НК РФ услугой для целей налогообложения
признается  деятельность,  результаты  которой  не имеют материального
выражения,  реализуются  и  потребляются в процессе осуществления этой
деятельности.   При   этом  реализацией  услуг  признается  возмездное
оказание  услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных
НК  РФ,  -  оказание  услуг  одним лицом другому лицу на безвозмездной
основе.
     На  основании  п.  3  Правил  предоставления  коммунальных  услуг
гражданам,   утвержденных   Постановлением   Правительства  Российской
Федерации  от  23.05.2006  N  307,  коммунальными  услугами признается
деятельность    исполнителя    коммунальных    услуг    по   холодному
водоснабжению,       горячему       водоснабжению,      водоотведению,
электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные
условия проживания граждан в жилых помещениях.
     Учитывая  изложенное,  оказание  коммунальных  услуг по отоплению
признается   объектом   налогообложения   по   налогу  на  добавленную
стоимость.
     В  связи  с  тем,  что оказание услуг по отоплению осуществляется
налогоплательщиком    в    течение    отопительного   сезона,   объект
налогообложения  возникает  только в тех налоговых периодах, в которых
данные услуги фактически оказаны населению.
     Согласно  п.  1  ст.  154 НК РФ при реализации налогоплательщиком
товаров  (работ, услуг) налоговая база определяется как стоимость этих
товаров  (работ,  услуг),  исчисленная  исходя  из цен, определяемых в
соответствия  со  ст.  40  НК  РФ,  с  учетом акцизов (для подакцизных
товаров) и без включения в них налога.
     Учитывая  изложенное,  при  оказании услуг по отоплению налоговая
база  определяется  исходя  из  стоимости  услуг, фактически оказанных
населению,  не  имеющему приборов учета, в каждом конкретном налоговом
периоде,   в   котором   возникает  объект  налогообложения  (то  есть
ежеквартально в течение отопительного сезона).
     На  основании  п.  1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой
базы является наиболее ранняя из следующих дат:
     1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных
прав;
     2)  день  оплаты,  частичной  оплаты  в счет предстоящих поставок
товаров  (выполнения  работ,  оказания  услуг), передачи имущественных
прав.
     Учитывая,  что  оплата населением услуг по отоплению производится
ежемесячно  равными  долями  в  течение  календарного  года,  денежные
средства (плата), полученные налогоплательщиком от населения в периоде
отсутствия  объекта  налогообложения  по  таким  услугам,  в части, не
являющейся  выручкой  за  услуги,  фактически  оказанные  в предыдущих
налоговых   периодах,  следует  рассматривать  как  частичную  оплату,
полученную в счет предстоящего оказания услуг по отоплению, которая на
основании  абз.  2  п.  1  ст. 154 и пп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ подлежит
налогообложению  в  общеустановленном  порядке. При этом сумма налога,
исчисленная с частичной оплаты, после даты фактического оказания услуг
по  отоплению  подлежит вычету в размере, не превышающем суммы налога,
исчисленной  со  стоимости  услуг,  фактически оказанных в последующих
налоговых периодах отопительного сезона.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
16 февраля 2009 г.
N 03-03-06/4/3