ОРГАНИЗАЦИЯ УПЛАЧИВАЕТ В ЦЕЛЕВОЙ БЮДЖЕТНЫЙ ФОНД КОМПЕНСАЦИОННУЮ СТОИМОСТЬ КВОТИРУЕМОГО РАБОЧЕГО МЕСТА В РАЗМЕРЕ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА ДЛЯ ТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ ЗА КАЖДОГО НЕТРУДОУСТРОЕННОГО ИНВАЛИДА. УЧИТЫВАЮТСЯ ЛИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛ. Письмо. Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. 28.11.08 19-12/110991

           ОРГАНИЗАЦИЯ УПЛАЧИВАЕТ В ЦЕЛЕВОЙ БЮДЖЕТНЫЙ ФОНД
        КОМПЕНСАЦИОННУЮ СТОИМОСТЬ КВОТИРУЕМОГО РАБОЧЕГО МЕСТА
         В РАЗМЕРЕ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА ДЛЯ ТРУДОСПОСОБНОГО
          НАСЕЛЕНИЯ ЗА КАЖДОГО НЕТРУДОУСТРОЕННОГО ИНВАЛИДА.
           УЧИТЫВАЮТСЯ ЛИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ
                    УКАЗАННЫЕ РАСХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ?

                                ПИСЬМО

         УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ

                          28 ноября 2008 г.
                            N 19-12/110991

                                 (Д)


     Согласно  пункту  1  статьи  252  НК  РФ  налогоплательщик вправе
уменьшить  полученные  доходы  на  сумму  произведенных  расходов  (за
исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
     Расходами    для   целей   налогообложения   прибыли   признаются
обоснованные  и  документально  подтвержденные  затраты  (а в случаях,
предусмотренных   в   статье   265   НК  РФ,  убытки),  осуществленные
(понесенные) налогоплательщиком.
     Под  обоснованными  расходами понимаются экономически оправданные
затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     Под  документально  подтвержденными расходами понимаются затраты,
подтвержденные    документами,    оформленными    в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными
в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном
государстве,  на  территории которого были произведены соответствующие
расходы,  и  (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные
расходы  (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке,
проездными  документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с
договором).
     Расходами   признаются   любые   затраты  при  условии,  что  они
произведены  для осуществления деятельности, направленной на получение
дохода.
     На  основании  статьи  13  Закона  РФ  от  19.04.91  N  1032-1 "О
занятости  населения  в Российской Федерации" государство обеспечивает
дополнительные  гарантии  гражданам,  которые  испытывают  трудности в
поиске  работы,  в  том  числе  путем установления квоты для приема на
работу инвалидов.
     Квота  для приема на работу инвалидов определяется в соответствии
с  Федеральным  законом  от  24.11.95  N  181-ФЗ  "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ).
     Согласно  статье  21  Закона  N  181-ФЗ организациям, численность
работников  которых  составляет  более  100 человек, законодательством
субъекта  РФ  устанавливается  квота  для приема на работу инвалидов в
процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не
более 4%).
     Таким   образом,  в  Законе  N  181-ФЗ  не  предусмотрена  замена
законодательно   определенной  квоты  ежемесячной  платой  за  каждого
нетрудоустроенного  инвалида  в пределах установленной квоты в бюджеты
субъектов РФ.
     Вместе   с  тем  квотирование  рабочих  мест  осуществляется  для
инвалидов,     признанных     таковыми    федеральными    учреждениями
медико-социальной  экспертизы,  в порядке и на условиях, установленных
Правительством  РФ, несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, лиц
из  числа  детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей, в
возрасте  до  23  лет,  граждан  в  возрасте  от 18 до 20 лет из числа
выпускников   учреждений   начального   и  среднего  профессионального
образования,  ищущих работу впервые. Об этом сказано в пункте 1 статьи
2  Закона  г.  Москвы от 22.12.2004 N 90 "О квотировании рабочих мест"
(далее - Закон N 90).
     Согласно  пункту  3  статьи  2  Закона N 90 выполнением квоты для
приема на работу инвалидов считается:
     - трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к
труду,  и  иных категорий граждан, указанных в пункте 1 данной статьи,
подтвержденное  заключением  трудового  договора,  действие которого в
текущем месяце составило не менее пятнадцати дней;
     - либо  уплата  ежемесячно  в целевой бюджетный фонд квотирования
рабочих  мест  в  г.  Москве  компенсационной  стоимости  квотируемого
рабочего  места  в  размере  прожиточного минимума для трудоспособного
населения,  определенного  в  г.  Москве  на день ее уплаты в порядке,
установленном правовыми актами г. Москвы.
     Однако  определением  Верховного Суда РФ от 10.08.2005 N 5-Г05-45
пункт  3 статьи 2 Закона N 90 признан недействующим с 16 мая 2005 года
со  слов "либо уплата ежемесячно в целевой бюджетный фонд квотирования
рабочих  мест  в  г.  Москве  компенсационной  стоимости  квотируемого
рабочего  места  в  размере  прожиточного минимума для трудоспособного
населения,  определенного  в  г.  Москве  на день ее уплаты в порядке,
установленном  правовыми  актами  г.  Москвы"  в  отношении инвалидов,
признанных   таковыми   федеральными   учреждениями  медико-социальной
экспертизы.
     Согласно  пункту 20 статьи 63 Федерального закона от 22.08.2004 N
122-ФЗ   "О  внесении  изменений  в  законодательные  акты  Российской
Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов
Российской  Федерации  в  связи  с  принятием  Федеральных  законов "О
внесении   изменений  и  дополнений  в  Федеральный  закон  "Об  общих
принципах    организации    законодательных    (представительных)    и
исполнительных  органов  государственной  власти  субъектов Российской
Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской   Федерации"   часть   4   статьи   21   Закона  N  181-ФЗ,
предусматривающая  внесение работодателями обязательной платы в случае
невыполнения  или  невозможности  выполнения  установленной  квоты для
приема  на  работу инвалидов, признана утратившей силу с 1 января 2005
года.
     На  основании  пункта  5  статьи  76 Конституции РФ законы и иные
нормативные   правовые   акты  субъектов  РФ  не  могут  противоречить
федеральным  законам,  принятым в соответствии с пунктами 1 и 2 данной
статьи.  В случае противоречия между федеральным законом и иным актом,
изданным в РФ, действует федеральный закон.
     Следовательно,  для  целей  налогообложения  прибыли  организаций
расходы,  связанные  с  обязательной  платой  в связи с невозможностью
исполнения  условий  квотирования, с 1 января 2005 года не учитываются
при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
     Таким образом, если организация в налоговых декларациях по налогу
на  прибыль  за  отчетные  (налоговые)  периоды  2005-2008  годов  при
формировании   налоговой   базы   учла   расходы  в  сумме  уплаченной
компенсационной  стоимости  квотируемого  рабочего  места  за  каждого
нетрудоустроенного  инвалида,  то ей необходимо уточнить декларации за
соответствующие периоды на основании статьи 54 Налогового кодекса РФ.
     Обратите  внимание:  с 1 января 2006 года в целях сохранения в г.
Москве    образованной   социальными   партнерами   системы   создания
дополнительных   рабочих   мест  для  инвалидов,  признанных  таковыми
федеральными  учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке и на
условиях,  установленных  Правительством  РФ,  и  категорий  молодежи,
указанных  в  пункте  1  статьи  2 Закона N 90, стороны договорились о
следующем.   До   внесения   изменений   в   действующее   федеральное
законодательство  и законодательство г. Москвы по вопросу квотирования
рабочих  мест  работодатель  вправе  добровольно  ежемесячно вносить в
целевой   бюджетный   фонд   квотирования   рабочих   мест  г.  Москвы
компенсационную   стоимость  квотируемого  рабочего  места  в  размере
прожиточного  минимума  для трудоспособного населения, определенного в
г. Москве на день ее уплаты. Об этом сказано в подпункте 1.45 пункта 1
Московского  трехстороннего соглашения от 28.11.2005 на 2006 год между
Правительством   Москвы,   московскими   объединениями   профсоюзов  и
московскими    объединениями    промышленников    и   предпринимателей
(работодателей).    Аналогичная    норма   закреплена   в   Московских
трехсторонних соглашениях на 2007 и 2008 годы.

Заместитель
руководителя Управления
Федеральной налоговой службы
по г. Москве
                                                         А.Н. Чугунова
28 ноября 2008 г.
N 19-12/110991