ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В МИНИСТЕРСТВЕ ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ 24 ноября 2008 г. N 193 (Д) В соответствии с пунктом 4 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6165), приказываю: 1. Утвердить прилагаемое Положение об организации и ведении гражданской обороны в Министерстве транспорта Российской Федерации. 2. Признать утратившим силу Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 21 февраля 2008 г. N 31 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в центральном аппарате Министерства транспорта Российской Федерации". 3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра Б.М. Короля. Министр И.Е.ЛЕВИТИН 24 ноября 2008 г. N 193 УТВЕРЖДЕНО Приказом Минтранса России от 24 ноября 2008 года N 193 ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В МИНИСТЕРСТВЕ ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ I. Общие положения 1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799), Положением о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6165), и определяет порядок подготовки к ведению и ведение гражданской обороны в Министерстве транспорта Российской Федерации и находящихся в его ведении федеральных государственных учреждений (далее - подведомственные организации). 2. Подготовка к ведению и ведение гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите и защита населения и материальных ценностей Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Министерство) и подведомственных ему организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Мероприятия по гражданской обороне в Министерстве организуются и проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), Министерства, а также настоящим Положением. 3. Руководство гражданской обороной в Министерстве осуществляет Министр транспорта Российской Федерации, в подведомственных организациях - руководители. Руководитель гражданской обороной несет персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий гражданской обороны и защите населения. Руководитель гражданской обороной осуществляет руководство гражданской обороной через структурное подразделение, уполномоченное на решение задач в области гражданской обороны. 4. Управление гражданской обороной в Министерстве осуществляет: отдел мобилизационной подготовки и гражданской обороны Департамента транспортной безопасности и специальных программ; в подведомственных организациях - работники организаций, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны. Структура органов гражданской обороны Министерства транспорта Российской Федерации представлена в Приложении к настоящему Положению. 5. Для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и в зонах чрезвычайной ситуации, а также обеспечения жизнедеятельности пунктов управления в Министерстве, подведомственных организациях создаются нештатные аварийно-спасательные формирования, порядок создания которых определен Приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. N 999 "Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований" (зарегистрирован Минюстом России 19 января 2006 г., регистрационный N 7383). 6. Министерство через подведомственные федеральные службы и федеральные агентства в пределах своей компетенции осуществляет наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, доводит сведения о прогнозируемых и возникших опасностях в военное время до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. 7. Общий порядок и организация обучения и повышения квалификации по гражданской обороне работников Министерства, подведомственных организаций осуществляется в единой системе подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, разработанной МЧС России, в учебно-методических центрах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в Академии гражданской защиты МЧС России в соответствии с Положением об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 45, ст. 4490). II. Основные задачи и полномочия Министерства в области гражданской обороны 8. Ведение гражданской обороны в Министерстве, подведомственных организациях осуществляется на основе планов гражданской обороны. Планы гражданской обороны определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Порядок разработки, согласования и утверждения плана гражданской обороны Министерства определяется МЧС России, планов гражданской обороны подведомственных организаций - Министерством. 9. Основными задачами Министерства в области гражданской обороны являются: обучение работников Министерства в области гражданской обороны; оповещение работников об опасностях, возникших при ведении военных действий или вследствие этих действий и чрезвычайных ситуациях природного или техногенного характера; эвакуация работников Министерства, подведомственных организаций и материальных ценностей в безопасные районы; организация накопления средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической разведки, дозиметрического контроля и медицинских средств, их учет, хранение и содержание; предоставление работникам Министерства и подведомственных организаций убежищ и средств индивидуальной защиты; проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки; организация проведения аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для работников Министерства, подведомственных организаций при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также чрезвычайных ситуациях природного или техногенного характера; первоочередное обеспечение работников Министерства, подведомственных организаций, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также чрезвычайных ситуациях природного или техногенного характера, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер; борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению; санитарная обработка работников Министерства, подведомственных организаций, обеззараживание зданий, сооружений, территорий, санитарная обработка техники и территорий; принятие мер по восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера; разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания работников в военное время; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны. 10. Министерство в области гражданской обороны осуществляет следующие полномочия: принимает нормативные акты в области гражданской обороны, доводит их требования до сведения подведомственных федеральных служб и федеральных агентств, организаций и контролирует их выполнение; разрабатывает и реализует планы гражданской обороны, согласованные с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, организовывает проведение мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств; осуществляет меры, направленные на сохранение объектов транспортного комплекса, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания работников в военное время; создает и поддерживает в постоянной готовности технические системы управления гражданской обороной и системы оповещения работников транспортного комплекса об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; создает и содержит в целях гражданской обороны запасы материально - технических, продовольственных, медицинских и иных средств. III. Основные мероприятия Министерства в области гражданской обороны, организация и порядок их выполнения 11. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обучением работников Министерства и подведомственных организаций в области гражданской обороны, являются: развитие нормативно-методического обеспечения подготовки работников в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; планирование и осуществление обучения в области гражданской обороны работников; создание, оснащение и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников в области гражданской обороны, пропаганда знаний в этой области. 12. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с оповещением работников об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются: создание и поддержание в состоянии постоянной готовности технических систем управления гражданской обороной, систем оповещения работников, осуществление их модернизации на базе технических средств нового поколения; комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радиопроводного и телевизионного вещания, а также других технических средств передачи информации; сбор информации и обмен ею. 13. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с эвакуацией населения и материальных ценностей в безопасные районы, являются: подготовка районов для размещения работников, подлежащих эвакуации, и материальных ценностей; создание и организация деятельности эвакуационных комиссий Министерства, подведомственных организаций, а также подготовка их личного состава; организация планирования, подготовки и проведения эвакуации работников и материальных ценностей Министерства, подведомственных организаций. 14. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением работникам убежищ и средств индивидуальной защиты, являются: поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание систем убежищ; приспособление в мирное время и при переводе гражданской обороны с мирного на военное время заглубленных помещений административных зданий и других сооружений подземного пространства для укрытия работников; обеспечение укрытия работников; накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты; обеспечение выдачи работникам средств индивидуальной защиты и предоставление средств коллективной защиты в установленные сроки. 15. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обеспечением световой и других видов маскировки, являются: определение перечня объектов, подлежащих маскировке; разработка планов осуществления комплексной маскировки объектов, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения; создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по осуществлению световой и других видов маскировки; проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций в сфере транспорта, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне. 16. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с проведением аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для работников при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера являются: контроль за созданием, оснащением и подготовкой необходимых аварийно-спасательных формирований и спасательных служб организаций транспортного комплекса, за разработкой планов их действий; контроль за созданием и поддержанием в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально - технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ; участие в разработке современных технологий и технических средств для проведения аварийно-спасательных работ. 17. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с первоочередным обеспечением работников Министерства и подведомственных организаций, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе с медицинским обслуживанием, включая оказание первой медицинской помощи, и принятием других необходимых мер являются: планирование и организация основных видов жизнеобеспечения работников; создание и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; организация нормированного снабжения в первое время работников Министерства и подведомственных организаций продовольственными и непродовольственными товарами; предоставление работникам Министерства и подведомственных организаций коммунально-бытовых услуг; организация проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди работников Министерства и подведомственных организаций, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий на санитарно-обмывочных пунктах коммунально-технических служб; организация осуществления эвакуации пострадавших работников Министерства и подведомственных организаций в лечебные учреждения; предоставление работникам Министерства и подведомственных организаций информационно-психологической поддержки. 18. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с борьбой с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий, являются: использование работниками Министерства и подведомственных организаций штатных средств пожаротушения для локализации и тушения пожаров до прибытия пожарных расчетов; участие работников в тушении пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время. 19. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обнаружением и обозначением районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению, являются: ведение радиационной и химической разведки с использованием данных управлений МЧС России, управ соответствующих районов; введение режимов радиационной защиты на территории запасных пунктов управления при радиоактивном загрязнении; наблюдение с использованием имеющегося на запасных пунктах управления Министерства, подведомственных организаций специального оборудования (технические средства) и работников, подготовленных для решения задач, связанных с обнаружением и идентификацией различных видов заражения и загрязнения; учет доз облучения и степени загрязнения внешней среды на запасных пунктах управления; введение режимов радиационной защиты на территории запасных пунктов управления при радиоактивном загрязнении; совершенствование методов и технических средств мониторинга состояния радиационной, химической, биологической обстановки, в том числе оценка степени зараженности и загрязнения продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами. 20. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с санитарной обработкой работников, обеззараживанием зданий и сооружений, специальной обработкой техники и территорий, являются: заблаговременное создание на запасных пунктах управления запасов дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ и растворов; организация проведения мероприятий по санитарной обработке работников Министерства, подведомственных организаций на санитарно - обмывочных пунктах коммунально-технических служб. 21. Основным мероприятием по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с восстановлением и поддержанием порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является привлечение в соответствии с договором сотрудников милиции и ведомственной охраны для оцепления мест аварии, вывода работников из опасных зон, охраны зданий, обеспечения общественного порядка. 22. Основным мероприятием по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной со срочным восстановлением функционирования необходимых коммунальных служб в военное время, является создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, другого необходимого оборудования и технических средств на запасных пунктах управления. 23. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с разработкой и осуществлением мер, направленных на сохранение объектов транспортного комплекса, необходимых для устойчивого их функционирования и выживания работников транспортного комплекса в военное время, являются: рациональное размещение объектов экономики и транспортной инфраструктуры, а также средств производства в соответствии с требованиями строительных норм и правил осуществления инженерно - технических мероприятий гражданской обороны; разработка и проведение мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования систем и источников газо-, энерго- и водоснабжения объектов транспортного комплекса; разработка и реализация в мирное и военное время инженерно - технических мероприятий гражданской обороны; планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах транспортного комплекса, продолжающих работу в военное время; заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для сохранения и восстановления функционирования объектов транспортного комплекса; повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения. IV. Заключительные положения 24. Финансирование мероприятий гражданской обороны Министерства является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Министерство как прямой получатель средств из федерального бюджета в установленном порядке представляет бюджетную заявку на выделение финансовых средств из федерального бюджета для проведения мероприятий гражданской обороны. 25. Министерство осуществляет координацию и контроль за выполнением действующих законов и нормативных правовых актов в области гражданской обороны, деятельности по вопросам организации и ведения гражданской обороны, а также оценки степени готовности органов управления и сил гражданской обороны, находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. Приложение к Положению об организации и ведении гражданской обороны СТРУКТУРА ОРГАНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ -------------------------------------------------------------------------------- | ------------------------------------------- | | |МИНИСТР ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ -| | | | РУКОВОДИТЕЛЬ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ | | | ------------------------------------------- -------------------- | | | ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ |<-------| МЧС РОССИИ | | | | ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ - НАЧАЛЬНИК ШТАБА | | ---------------- | | | ------------------------------------------- | | Национальный | | | | | ШТАБ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ |------>| | центр | | | | | МИНТРАНСА РОССИИ | --| управления |-- | | ------------------------------------------- | в кризисных | | | | | ситуациях | | | --------------------- ----------------- ---------------- ---------------- | | | Подведомственные |-| Отдел |-| Департаменты | ---------------- | | | организации | |мобилизационной| ---------------- |Ответственный | | | --------------------- | подготовки | ---------------- | дежурный | | | --------------------- | и гражданской | | Работники, | | Минтранса | | | | Работники, | | обороны | |уполномоченные| | России | | | | уполномоченные | ----------------- | на решение | ---------------- | | | на решение задач | | задач | ------------------- | | | в области | | в области | |Дежурные | | | |гражданской обороны| | гражданской | |подведомственных | | | --------------------- | обороны | |организаций | | | ---------------- ------------------- | -------------------------------------------------------------------------------- |