ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ. Постановление. Министерство труда и социального развития РФ. 15.11.00 83

        ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ
       ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

             МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ

                          15 ноября 2000 г.
                                 N 83

                                (НЦПИ)


     В целях   выполнения   пункта   7   постановления   Правительства
Российской Федерации от 11 апреля 2000 г.  N 327 "О внесении изменений
в   Федеральную   целевую  программу  содействия  занятости  населения
Российской Федерации на  1998-2000  годы"  (Собрание  законодательства
Российской  Федерации,  2000,  N  16,  ст.  1717) Министерство труда и
социального развития Российской Федерации постановляет:
     Утвердить прилагаемые  Методические  рекомендации  по  разработке
территориальных программ содействия занятости населения.

Министр труда и социального
развития Российской Федерации
                                                            А. Починок
15 ноября 2000 г.
N 83


                                                            Приложение

                                       к постановлению Минтруда России
                                                от 15 ноября 2000 года
                                                                  N 83

       Методические рекомендации по разработке территориальных
               программ содействия занятости населения

                          I. Общие положения

     Методические рекомендации по разработке территориальных  программ
содействия  занятости  населения  (далее  - Методические рекомендации)
подготовлены в целях оказания помощи территориальным органам  Минтруда
России по вопросам занятости населения и органам исполнительной власти
субъектов Российской Федерации  в  организации  работы  по  содействию
занятости   населения,  более  эффективному  использованию  финансовых
средств  федерального  бюджета   и   бюджетов   субъектов   Российской
Федерации.
     Территориальная программа содействия занятости населения (далее -
Программа)   представляет   собой   комплекс  социально-экономических,
организационно-хозяйственных,     нормативно-правовых     и     других
мероприятий,  взаимосвязанных  по  финансовым ресурсам,  исполнителям,
срокам реализации  и  направленных  на  проведение  активной  политики
занятости и социальную поддержку безработных.
     Программа разрабатывается в соответствии  со  статьей  14  Закона
Российской  Федерации  "О  занятости населения в Российской Федерации"
(Собрание законодательства  Российской  Федерации,  1996,  N  17,  ст.
1915).  Структура  Программы  и  порядок  ее  разработки  определяются
схемой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации
от  26  июня  1995  г.  N  594  "О  реализации  Федерального закона "О
поставках продукции для федеральных  государственных  нужд"  (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1995, N 28, ст.2669).
     При разработке Программы следует  придерживаться  ряда  важнейших
принципов,   характеризующих   концептуальные   подходы  к  реализации
государственной политики в сфере занятости. К ним относятся:
     комплексный подход  к  решению  проблем занятости и регулирования
рынка   труда,   который   предусматривает    учет    всех    факторов
(экономических,  социальных, демографических и других), способствующих
обеспечению  продуктивной  занятости  населения   в   соответствии   с
потребностью в рабочих местах;
     приоритет активных действий в политике на рынке труда (содействие
в   трудоустройстве,   профессиональное  обучение  и  профессиональная
ориентация,  общественные работы,  временная занятость,  содействие  в
развитии предпринимательской инициативы и др.);
     эффективное использование  финансовых  средств,  направляемых  на
разработку и реализацию Программы, и минимизация их затрат.
     Приоритеты Программы  определяются  исходя  из  целей   и   задач
государственной    политики    занятости    с    учетом   особенностей
социально-экономического развития регионов.
     Реализация Программы   как  комплексного  документа  предполагает
взаимодействие территориальных органов  Минтруда  России  по  вопросам
занятости  населения,  заинтересованных  органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, профсоюзов,
а  также  общественных  организаций  в  целях  поддержания  и развития
занятости в регионе.

             II. Этапы разработки и реализации Программы

     Разработка и реализация  Программы  осуществляется  по  следующим
этапам.
     1. Принятие решения о разработке Программы.
     2. Формирование Программы.
     3. Согласование Программы.
     4. Утверждение Программы.
     5. Управление реализацией Программы.
     6. Контроль за ходом выполнения Программы.

     1. Принятие решения о разработке Программы.
     Для разработки  Программы  принимается  постановление   (решение,
распоряжение)   органа   исполнительной   власти  субъекта  Российской
Федерации,  которым определяются сроки разработки Программы  и  состав
рабочей группы по ее подготовке. В состав рабочей группы целесообразно
включать представителей территориальных  органов  Минтруда  России  по
вопросам занятости населения и других заинтересованных территориальных
органов   исполнительной   власти   субъектов   Российской   Федерации
(статистики,   экономики,   образования,   по   поддержке  и  развитию
предпринимательской деятельности,  внутренних дел,  юстиции),  а также
объединений работодателей и объединений профсоюзов.

     2. Формирование Программы.
     Данный этап является основным и  включает  определение  структуры
Программы, ее целей и задач, содержания основных разделов, составление
перечня  статистических   материалов,   необходимых   для   подготовки
Программы,  их сбор, анализ и обобщение, разработку проекта Программы,
который должен содержать ожидаемые конечные результаты ее реализации

     3. Согласование Программы,
     На завершающей   стадии   разработки   проект  Программы  следует
рассмотреть:
     на заседании рабочей группы по ее разработке;
     на заседании коллегии территориального органа Минтруда России  по
вопросам  занятости  населения  с приглашением членов Координационного
комитета содействия занятости населения субъекта Российской Федерации,
представителей   объединений  работодателей,  объединений  профсоюзов,
общественных организаций и др.
     После внесения    соответствующих    изменений    и    дополнений
окончательный проект Программы направляется на согласование в  Минтруд
России.

     4. Утверждение Программы.
     Утверждение Программы,   согласованной   с   Минтрудом    России,
проводится  в  установленном  порядке  органом  исполнительной  власти
субъекта Российской Федерации.
     После утверждения   Программы   территориальные  органы  Минтруда
России по вопросам занятости населения и органы исполнительной  власти
субъектов Российской Федерации организуют работу по ее реализации.

     5. Управление реализацией Программы.
     Управление реализацией  Программы  осуществляется   ее   основным
разработчиком  -  территориальным  органом Минтруда России по вопросам
занятости населения.
     Управление реализацией   Программы  включает  текущую  работу  по
обеспечению  координации   деятельности   соисполнителей   мероприятий
Программы, внесению корректировок в мероприятия и показатели Программы
в соответствии с изменениями ситуации на рынке труда региона.
     В целях  организации работы по реализации Программы рекомендуется
издать приказ территориального  органа  Минтруда  России  по  вопросам
занятости  населения  о  мерах  по  реализации  Программы,  в  котором
определяются ответственные исполнители за  выполнение  каждого  пункта
плана мероприятий Программы,  сроки и порядок представления информации
о ходе реализации Программы.

     6. Контроль за ходом выполнения Программы.
     Контроль за     ходом     выполнения    Программы    осуществляет
территориальный орган Минтруда России по вопросам занятости  населения
совместно  с заинтересованными органами исполнительной власти субъекта
Российской  Федерации,  органами  местного  самоуправления,  а   также
объединениями   работодателей,   объединениями  профсоюзов  и  другими
заинтересованными структурами.
     Механизм контроля за ходом выполнения Программы включает:
     подготовку территориальными органами Минтруда России по  вопросам
занятости  населения  отчетов  о  ходе  выполнения системы мероприятий
Программы и использовании финансовых средств на эти цели;
     рассмотрение хода  выполнения  мероприятий Программы на совещании
представителей   заинтересованных   органов   исполнительной    власти
субъектов   Российской  Федерации,  территориальных  органов  Минтруда
России по вопросам занятости населения,  объединений  работодателей  и
объединений профсоюзов.

             III. Подготовка основных разделов Программы

     Программа разрабатывается,   как   правило,  на  период  действия
соответствующей федеральной  целевой  программы  содействия  занятости
населения Российской Федерации.  При разработке Программы на период от
3 до 5 лет выделяются этапы ее реализации.
     Разработку Программы  целесообразно  проводить  в соответствии со
следующей структурой.
     1. Паспорт Программы.
     2. Введение.
     3. Анализ и прогноз ситуации в сфере занятости и на рынке труда.
     4. Ключевые проблемы в сфере занятости и на рынке труда.
     5. Цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации.
     6. Система мероприятий Программы.
     7. Ресурсное обеспечение Программы.
     8. Организация  правления  Программой  и  контроль  за  ходом  ее
реализации.
     9. Оценка ожидаемой эффективности реализации Программы.
     К проекту  Программы  должны быть приложены пояснительная записка
(по форме,  предусмотренной в приложении N 2 к настоящим  Методическим
рекомендациям),  характеристика Программы (по форме, предусмотренной в
приложении N 5  к  настоящим  Методическим  рекомендациям),  бюджетная
заявка  на  ассигнования  из  федерального  бюджета для финансирования
Программы на очередной финансовый год  (по  форме,  предусмотренной  в
приложении  N  6  к  настоящим Методическим рекомендациям),  бюджетная
заявка на ассигнования из территориального бюджета для  финансирования
Программы  на  очередной  финансовый год (по форме,  предусмотренной в
приложении N 7 к настоящим Методическим рекомендациям),  согласованная
с заинтересованными органами исполнительной власти субъекта Российской
Федерации и, при необходимости, соглашения (договоры) между заказчиком
Программы  и  предприятиями,  организациями,  муниципальными  органами
власти,  подтверждающие  финансирование  Программы  за  счет   местных
бюджетов и внебюджетных источников.  Учитывая,  что Программа является
составной частью Федеральной целевой  программы  содействия  занятости
населения Российской Федерации*), целесообразно заключить соглашение о
намерениях  между   Минтрудом   России   и   соответствующим   органом
исполнительной   власти   субъекта  Российской  Федерации  (по  форме,
предусмотренной  в   приложении   N   8   к   настоящим   Методическим
рекомендациям),  в  соответствии  с  которым  стороны  берут  на  себя
обязательства по софинансированию Программы.
---------------------
     *) Формы,  приведенные в приложениях N 3,  4, 5, 6, 7 к настоящим
Методическим  рекомендациям,  предназначены для разработки Программы в
рамках Федеральной целевой программы  содействия  занятости  населения
Российской Федерации на 2001-2003 годы.

     В Программе необходимо обеспечить скоординированность мероприятий
и очередность  их  проведения  с  проектируемыми  объемами  финансовых
ресурсов, а также согласованность и комплексность решения отраслевых и
территориальных задач в сфере занятости населения.

     1. Паспорт Программы.
     В паспорт  рекомендуется  включить основные сведения о Программе,
содержащие  важнейшие  целевые  показатели,   данные   о   заказчиках,
разработчиках  и  исполнителях  Программы,  сроках и этапах реализации
Программы, объемах и источниках финансирования Программы и др.
     Паспортные данные  должны  полностью соответствовать показателям,
содержащимся  в   остальных   разделах   Программы.   Форма   паспорта
представлена в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

     2. Введение.
     В этом  разделе рекомендуется обосновать необходимость разработки
Программы,  определить  ее   взаимосвязь   с   действующими   целевыми
программами,   преемственность   с   уже  реализованными  аналогичными
программами,  основные направления и принципы  формирования,  основных
участников   (органы   исполнительной   власти   субъектов  Российской
Федерации,  общественные  организации,  и  т.п.),  срок  и  этапы   ее
реализации.

     3. Анализ и прогноз ситуации а сфере занятости и на рынке труда.
     Анализ ситуации  в  сфере  занятости  и  на  рынке труда является
теоретической основой разрабатываемой Программы и проводится на основе
статистических  данных  за  последние 2-3 года (как правило,  это срок
действия  предшествующей   Программы)   с   использованием   следующих
показателей:
     численность экономически   активного   населения   и    структура
предложения рабочей силы,  в том числе численность занятого населения,
его распределение по  формам  собственности,  численность  работников,
работающих неполное рабочее время по инициативе администрации,  оценка
вторичной занятости;
     численность незанятого  населения и безработных,  половозрастной,
профессионально-квалификационный состав безработных,  их распределение
по длительности безработицы и причинам увольнения;
     спрос на     рабочую      силу,      в      том      числе      в
профессионально-квалификационном  разрезе,  с  учетом  выхода на рынок
ранее   неработавших   категорий   граждан   (выпускников   учреждений
профессионального образования и др.),  а также предложение иностранной
рабочей силы.
     Прогноз развития  ситуации на рынке труда включает в себя прогноз
предложения рабочей силы и прогноз спроса на рабочую силу.
     Прогноз предложения    рабочей    силы   заключается   в   оценке
численности,   половозрастного   и   профессионально-квалификационного
состава  различных  категорий безработных и незанятых граждан на рынке
труда, к числу которых относятся:
     высвобожденные работники;
     молодежь (15-29  лет),  прекратившая  дальнейшую  учебу  или   не
поступившая на работу;
     граждане, меняющие место работы (текучесть кадров);
     незанятое население,  желающее приступить к трудовой деятельности
или возобновить ее;
     демобилизованные из  рядов  Вооруженных  Сил Российской Федерации
(рядовой состав - в связи с окончанием срока службы,  командный состав
- в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации);
     лица, освобожденные из мест лишения свободы;
     мигранты трудоспособного возраста, прибывшие из других регионов.
     Эти категории граждан на рынке труда можно разделить на 3 группы:
     а) не имеющие работы (потерявшие работу по тем или иным причинам;
впервые вступающие в трудовую  жизнь;  решившие  возобновить  трудовую
деятельность после длительного перерыва);
     б) работающие, но желающие сменить место работы;
     в) работающие, а также учащиеся, желающие работать в свободное от
основной работы или учебы время.
     Прогноз спроса   на   рабочую   силу  представляет  собой  оценку
потребности экономики в работниках,  в том числе потребности в разрезе
профессий  и  специальностей  на  основе данных о числе дополнительных
рабочих мест, предполагаемых к вводу в прогнозируемом периоде, а также
имеющихся вакантных рабочих местах.
     Основные показатели  спроса  и  предложения   рабочей   силы   на
территориальном  рынке  труда  приведены  в приложении N 3 к настоящим
Методическим рекомендациям.

     4. Ключевые проблемы в сфере занятости и на рынке труда.
     На основе   проведенного   анализа   и   прогноза   рынка   труда
определяются ключевые проблемы в сфере занятости и на рынке труда.

     5. Цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации.
     Цели и задачи Программы определяются исходя из:
     ключевых проблем занятости и на рынке труда региона;
     основных направлений государственной политики занятости;
     результатов реализации  действующей   территориальной   программы
содействия занятости.
     Главная цель Программы формулируется на основе  анализа  ключевых
проблем  в  сфере  занятости  и  основных  направлений государственной
политики занятости.
     При этом намечаются показатели, которых необходимо достичь в ходе
выполнения  Программы,  формируются  группы  задач  для   решения   на
различных   этапах  реализации  Программы,  устанавливаются  сроки  их
решения.

     6. Система мероприятий Программы.
     Основой Программы   является   система   социально-экономических,
организационно-хозяйственных   и   других   мероприятий,    а    также
научно-исследовательских  работ  (далее  -  НИР),  взаимосвязанных  по
финансовым ресурсам,  исполнителям и срокам исполнения, обеспечивающая
достижение  программных целей (приложение N 4 к настоящим Методическим
рекомендациям).

     7. Ресурсное обеспечение Программы.
     Источниками финансирования Программы являются:
     федеральный бюджет  (финансирование   пособий   по   безработице,
содержание   территориальных   органов  Минтруда  России  по  вопросам
занятости  населения,  а  также  софинансирование  программ   активной
политики занятости);
     бюджет субъектов  Российской   Федерации   (финансирование   НИР,
софинансирование программ активной политики занятости);
     местные бюджеты (финансирование  НИР,  софинансирование  программ
активной политики занятости);
     внебюджетные средства, включающие:
     средства участников Программы,  используемые для софинансирования
программ активной политики занятости;
     средства различных    фондов    и    общественных    организаций,
заинтересованных в реализации Программы;
     другие источники.
     Объем финансирования    Программы   устанавливается   федеральным
законом  о  федеральном  бюджете  на  очередной  финансовый   год   по
направлениям    расходования    средств    исходя    из    приоритетов
государственной политики занятости населения.
     Исчисление затрат  на  Программу  производится по всем источникам
финансирования.
     В Программе  необходимо  обеспечить  скоординированность  объемов
финансовых ресурсов со всеми  мероприятиями  Программы  и  сроками  их
выполнения, а также обеспечить согласованность и комплексность решения
отраслевых и территориальных задач.
     Для определения  потребности  в средствах из федерального бюджета
территориальными  органами  Минтруда  России  по  вопросам   занятости
населения   в   Минтруд   России  представляются  бюджетные  заявки  в
соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
     Контроль за  целевым  расходованием  средств федерального бюджета
осуществляется  в  соответствии  с   Бюджетным   кодексом   Российской
Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31,
ст.3823).
     В целях   финансирования   Программы  за  счет  средств  субъекта
Российской Федерации территориальный орган Минтруда России по вопросам
занятости  населения подготавливает бюджетную заявку в соответствующие
органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
     Обеспечение Программы      материально-техническими     ресурсами
осуществляется через  закупки  продукции  головными  исполнителями  на
товарных   биржах,   аукционах,   ярмарках   или   непосредственно   у
производителей,  а также через государственные контракты (договоры) на
закупку  и  поставку  проекции  для  федеральных государственных нужд,
заключаемые  государственными  заказчиками  Программы  с  поставщиками
продукции  в  соответствии с Порядком закупки и поставки продукции для
федеральных   государственных   нужд,   утвержденным    постановлением
Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г.  N 594 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1995, N 28, ст. 2669).

     8. Организация управления  Программой  и  контроль  за  ходом  ее
реализации.
     Формы и  методы  организации  управления  реализацией   Программы
определяются     государственным    заказчиком,    которым    является
территориальный орган Минтруда России по вопросам занятости населения.
     Государственный заказчик  обязан  осуществлять  контроль за ходом
реализации всех этапов Программы.
     В Программе следует установить круг показателей,  соответствующий
показателям,  содержащимся в приложениях  к  полугодовому  и  годовому
отчетам,  представляемым  территориальными органами Минтруда России по
вопросам занятости в  Минтруд  России.  Анализ  показателей  позволяет
проследить зависимость между целями, задачами и конечными результатами
Программы,  затратами  на  ее   реализацию,   а   также   вырабатывать
соответствующие управленческие решения.
     Оценка результатов   Программы   осуществляется   государственным
заказчиком  в ходе ее реализации и по итогам выполнения.  С этой целью
территориальные органы Минтруда России по вопросам занятости населения
не  реже  одного раза в год рассматривают на заседаниях своих коллегий
ход реализации Программы.
     Территориальные органы  Минтруда  России  по  вопросам  занятости
населения представляют в установленном порядке в Минтруд России отчеты
о   ходе   реализации   Программы   (форма   и  периодичность  отчетов
соответствует утвержденным формам годового и  полугодового  отчетов  о
деятельности  территориальных  органов  Минтруда  России  по  вопросам
занятости населения).

     9. Оценка ожидаемой эффективности реализации Программы.
     Для оценки    ожидаемой    эффективности   реализации   Программы
рекомендуется установить  контрольные  показатели  Программы,  которые
должны быть достигнуты в результате ее реализации.
     К числу этих показателей относятся:
     уровень общей и зарегистрированной безработицы;
     средняя продолжительность безработицы;
     соотношение спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;
     масштабы трудоустройства  граждан при содействии службы занятости
на вакантные рабочие места;
     масштабы трудоустройства  на  временные работы с выделением числа
трудоустроенных подростков;
     оказание консультационных услуг;
     число безработных граждан, прошедших профессиональную подготовку;
     масштабы представления профориентационных услуг;
     содействие предпринимательству;
     число безработных, подмечающих пособия и др.
     При оценке эффективности  Программы  целесообразно  перечисленные
показатели  рассмотреть в динамике:  на начало первого года реализации
Программы и на конец года ее завершения.


                                                            Приложение

                                       к постановлению Минтруда России
                                                от 15 ноября 2000 года
                                                                  N 83

                      Методические рекомендации
                по разработке территориальных программ
                    содействия занятости населения

                                                        Приложение N 1

                                          к Методическим рекомендациям
                                         по разработке территориальных
                                         программ содействия занятости
                                               населения, утвержденным
                                        постановлением Минтруда России
                                                от 15 ноября 2000 года
                                                                  N 83

   Паспорт территориальной программы содействия занятости населения

----------------------------------------------------------------------
|     Перечень характеристик                            | Содержание |
|-------------------------------------------------------|------------|
| Наименование Программы                                |            |
|-------------------------------------------------------|------------|
| Дата принятия решения о разработке Программы,         |            |
| дата ее утверждения (наименование и номер             |            |
| соответствующего постановления (распоряжения) органа  |            |
| исполнительной власти субъекта Российской Федерации)  |            |
|-------------------------------------------------------|------------|
| Государственный заказчик Программы                    |            |
| Основные разработчики Программы                       |            |
|-------------------------------------------------------|------------|
| Цели и задачи Программы, важнейшие целевые            |            |
| показатели                                            |            |
|-------------------------------------------------------|------------|
| Сроки и этапы реализации Программы                    |            |
|-------------------------------------------------------|------------|
| Перечень основных мероприятий                         |            |
|-------------------------------------------------------|------------|
| Исполнители основных мероприятий                      |            |
|-------------------------------------------------------|------------|
| Объемы и источники финансирования, направления        |            |
| расходов                                              |            |
|-------------------------------------------------------|------------|
| Ожидаемые конечные результаты реализации              |            |
| Программы                                             |            |
|-------------------------------------------------------|------------|
| Орган, осуществляющий контроль за реализацией         |            |
| Программы                                             |            |
----------------------------------------------------------------------


                                                        Приложение N 2

                                          к Методическим рекомендациям
                                         по разработке территориальных
                                         программ содействия занятости
                                               населения, утвержденным
                                        постановлением Минтруда России
                                                от 15 ноября 2000 года
                                                                  N 83

          Пояснительная записка к территориальной программе
                    содействия занятости населения

     Пояснительная записка  является  сопроводительным  документом   к
Программе. В ней рекомендуется изложить:
     1) основание  для   разработки   Программы   (постановление   или
распоряжение   органа   исполнительной   власти   субъекта  Российской
Федерации, другие нормативные правовые акты).
     2) содержание и состояние проблемы, на решение которой направлена
разработанная  Программа,  ее  взаимосвязь  с  обеспечением  интересов
Российской   Федерации,  реализацией  задач  проводимой  экономической
реформы.
     3) взаимосвязь  разработанной  Программы с реализуемыми в регионе
территориальными и федеральными программами.
     4) обоснование  достоверности исходной информации и аналитических
оценок, использованных при разработке Программы.
     5) цель  Программы,  ожидаемые  результаты  ее  реализации  и  их
влияние на решение проблем региона в социально-экономической сфере.
     6) основные  показатели,  характеризующие  результаты  реализации
Программы при прогнозируемых социально-экономических условиях.
     7) основные этапы выполнения Программы, сроки проведения работ.
     8) основные источники финансирования (федеральный бюджет,  бюджет
субъекта Российской Федерации, местные бюджеты, внебюджетные источники
и др.),  распределение ассигнований по  этапам  выполнения  Программы,
обоснование  реализуемости Программы и достижимости поставленных целей
при   финансовом   ее   обеспечении   в   существующих   и   ожидаемых
социально-экономических условиях.
     9) краткое  обоснование   предложенных   механизмов   и   средств
реализации   Программы,   ее  организационного,  нормативно-правового,
финансового,  материально-технического,   информационного,   кадрового
обеспечения.
     Кроме того,  в пояснительную записку следует  включить  бюджетную
заявку на очередной финансовый год.


                                                        Приложение N 3

                                          к Методическим рекомендациям
                                         по разработке территориальных
                                         программ содействия занятости
                                               населения, утвержденным
                                        постановлением Минтруда России
                                                от 15 ноября 2000 года
                                                                  N 83

          Сводная таблица спроса и предложения рабочей силы
                    на территориальном рынке труда

                                                               человек
-----------------------------------------------------------------------------------
|                                              | 2000 год    |   Прогноз на:      |
|                                              | (ожидаемое) |--------------------|
| Перечень характеристик                       |             | 2001 | 2002 | 2003 |
|                                              |             | год  | год  | год  |
|----------------------------------------------|-------------|------|------|------|
|                       1                      |   2         |   3  |   4  |   5  |
|---------------------------------------------------------------------------------|
|                       Спрос на рабочую силу                                     |
|---------------------------------------------------------------------------------|
| Всего                                        |             |      |      |      |
|----------------------------------------------|-------------|------|------|------|
| в том числе:                                 |             |      |      |      |
|    на начало прогнозного периода на          |             |      |      |      |
|    имеющиеся вакансии                        |             |      |      |      |
|----------------------------------------------|-------------|------|------|------|
|    потребность в работниках на новых рабочих |             |      |      |      |
|    местах, предусмотренных к вводу в         |             |      |      |      |
|    прогнозируемом периоде                    |             |      |      |      |
|----------------------------------------------|-------------|------|------|------|
|    потребность в работниках на замену        |             |      |      |      |
|    выбывающих по собственному желанию и      |             |      |      |      |
|    другим причинам, не связанным с           |             |      |      |      |
|    сокращением численности персонала         |             |      |      |      |
|---------------------------------------------------------------------------------|
|                      Предложение рабочей силы                                   |
|---------------------------------------------------------------------------------|
| Всего                                        |             |      |      |      |
|----------------------------------------------|-------------|------|------|------|
| в том числе:                                 |             |      |      |      |
|    численность безработных на начало года,   |             |      |      |      |
|    из них зарегистрированных в               |             |      |      |      |
|    территориальных органах Минтруда России   |             |      |      |      |
|    по вопросам занятости населения           |             |      |      |      |
|----------------------------------------------|-------------|------|------|------|
|    численность высвобожденных в течение      |             |      |      |      |
|    года работников                           |             |      |      |      |
|----------------------------------------------|-------------|------|------|------|
|    численность работников, уволившихся по    |             |      |      |      |
|    собственному желанию                      |             |      |      |      |
|----------------------------------------------|-------------|------|------|------|
|    численность выпускников                   |             |      |      |      |
|    общеобразовательных школ и                |             |      |      |      |
|    профессиональных учебных заведений всех   |             |      |      |      |
|    уровней, а также лиц, прекративших        |             |      |      |      |
|    обучение до окончания учебного заведения  |             |      |      |      |
|----------------------------------------------|-------------|------|------|------|
|    численность граждан, деленных из          |             |      |      |      |
|    Вооруженных Сил Российской Федерации      |             |      |      |      |
|----------------------------------------------|-------------|------|------|------|
|    численность граждан, освобожденных из     |             |      |      |      |
|    мест лишения свободы                      |             |      |      |      |
|----------------------------------------------|-------------|------|------|------|
|    механический приток населения в           |             |      |      |      |
|    трудоспособном возрасте                   |             |      |      |      |
|----------------------------------------------|-------------|------|------|------|
|    численность граждан, не имеющих работы    |             |      |      |      |
|    по другим причинам                        |             |      |      |      |
|---------------------------------------------------------------------------------|
|                  Соотношение спроса и предложения                               |
|---------------------------------------------------------------------------------|
| Неудовлетворенный спрос на рабочую силу:     |             |      |      |      |
|----------------------------------------------|-------------|------|------|------|
|    количество вакансий (на конец года)       |             |      |      |      |
|----------------------------------------------|-------------|------|------|------|
|    общая численность безработных             |             |      |      |      |
|----------------------------------------------|-------------|------|------|------|
|    численность официально зарегистрированных |             |      |      |      |
|    безработных                               |             |      |      |      |
|---------------------------------------------------------------------------------|
|                             Справочно:                                          |
|---------------------------------------------------------------------------------|
| Численность занятых в экономике              |             |      |      |      |
|----------------------------------------------|-------------|------|------|------|
| Численность экономически активного населения |             |      |      |      |
|----------------------------------------------|-------------|------|------|------|
| Уровень общей безработицы, в % к             |             |      |      |      |
| экономически активному населению             |             |      |      |      |
|----------------------------------------------|-------------|------|------|------|
| Уровень регистрируемой безработицы, в % к    |             |      |      |      |
| экономически активному населению             |             |      |      |      |
-----------------------------------------------------------------------------------


                                                        Приложение N 4

                                          к Методическим рекомендациям
                                         по разработке территориальных
                                         программ содействия занятости
                                               населения, утвержденным
                                        постановлением Минтруда России
                                                от 15 ноября 2000 года
                                                                  N 83

            Система мероприятии территориальной программы
                    содействия занятости населения

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Перечень    | Сроки      | Головные    | Стоимость (млн. руб. в ценах | Стоимость (млн. руб. в ценах |       |            |
| мероприятий | исполнения | исполнители | соответствующего года)1      | соответствующего года)1      |       |            |
|             |            |             |------------------------------|------------------------------|-------|            |
|             |            |             |          в том числе:        |          в том числе:                |            |
|             |            |             |------------------------------|--------------------------------------|            |
|             |            |             | федеральный бюджет           |  бюджет субъекта Российской  |       |            |
|             |            |             |                              |  Федерации                   |       |            |
|             |            |             |------------------------------|------------------------------|       | Ожидаемые  |
|             |            |             |      в том числе:            |    в том числе:              | Итого | результаты |
|             |            |             |------------------------------|------------------------------|       |            |
|             |            |             |  2001- | 2001 | 2002 | 2003  |  2001- | 2001 | 2002 | 2003  |       |            |
|             |            |             |  2003  | год  | год  | год   |  2003  | год  | год  | год   |       |            |
|             |            |             |  годы  |      |      |       |  годы  |      |      |       |       |            |
|-------------|------------|-------------|--------|------|------|-------|--------|------|------|-------|-------|------------|
|      1      |    2       |       3     |     4  |   5  |   6  |   7   |    8   |   9  |   10 |  11   |   12  |     13     |
|-------------|------------|-------------|--------|------|------|-------|--------|------|------|-------|-------|------------|
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------
     1) Источники финансирования:  федеральный бюджет, бюджет субъекта
Российской Федерации.  При наличии прочих источников (средств  местных
бюджетов,  внебюджетных  источников)  они вносятся в графу "Стоимость"
наряду и по аналогии с вышеназванными  источниками  по  каждой  строке
мероприятий.  Направления их расходования:  капитальные вложения, НИР,
прочие текущие мероприятия.


                                                        Приложение N 5

                                          к Методическим рекомендациям
                                         по разработке территориальных
                                         программ содействия занятости
                                               населения, утвержденным
                                        постановлением Минтруда России
                                                от 15 ноября 2000 года
                                                                  N 83

               Характеристика территориальной программы
                    содействия занятости населения

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Цели и основные  | Финансовые затраты (млн.рублей в ценах                                      | Результаты      |
| этапы программы, | соответствующего года)                                                      | выполнения      |
| уровень          |                                                                             | основных этапов |
| утверждения,     |-----------------------------------------------------------------------------| программы в     |
| государственный  | Источники        | на весь        | в том числе     | в том     | в том     | натуральном и   |
| заказчик         | финансирования и | период         | по 1999 год     | числе за  | числе за  | стоимостном     |
|                  | направления      | реализации     | (включительно)  | 2000 год  | 2001 год  | выражении       |
|                  | расходования     | Программы      |                 | (прогноз) | (прогноз) |                 |
|                  | средств          |                |                 |           |           |                 |
|------------------|------------------|----------------|-----------------|-----------|-----------|-----------------|
| ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ  | Затраты - всего  |                |                 |           |           |                 |
| ЭТАПЫ            | в том числе:     |                |                 |           |           |                 |
| УРОВЕНЬ          | федеральный      |                |                 |           |           |                 |
| УТВЕРЖДЕНИЯ      | бюджет           |                |                 |           |           |                 |
| ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  | бюджет           |                |                 |           |           |                 |
| ЗАКАЗЧИК         | субъекта         |                |                 |           |           |                 |
|                  | Российской       |                |                 |           |           |                 |
|                  | Федерации        |                |                 |           |           |                 |
|                  | в местные        |                |                 |           |           |                 |
|                  | бюджеты          |                |                 |           |           |                 |
|                  | внебюджетные     |                |                 |           |           |                 |
|                  | источники        |                |                 |           |           |                 |
|                  | из общего        |                |                 |           |           |                 |
|                  | объема затрат -  |                |                 |           |           |                 |
|                  | затраты на:      |                |                 |           |           |                 |
|                  | капитальные      |                |                 |           |           |                 |
|                  | вложения         |                |                 |           |           |                 |
|                  |------------------|----------------|-----------------|-----------|-----------|-----------------|
|                  | в том числе:     |                |                 |           |           |                 |
|                  | федеральный      |                |                 |           |           |                 |
|                  | бюджет           |                |                 |           |           |                 |
|                  | бюджеты          |                |                 |           |           |                 |
|                  | субъектов        |                |                 |           |           |                 |
|                  | Российской       |                |                 |           |           |                 |
|                  | Федерации        |                |                 |           |           |                 |
|                  | и местные        |                |                 |           |           |                 |
|                  | бюджеты          |                |                 |           |           |                 |
|                  | внебюджетные     |                |                 |           |           |                 |
|                  | источники        |                |                 |           |           |                 |
|                  |------------------|----------------|-----------------|-----------|-----------|-----------------|
|                  | НИР              |                |                 |           |           |                 |
|                  |------------------|----------------|-----------------|-----------|-----------|-----------------|
|                  | в том числе:     |                |                 |           |           |                 |
|                  | бюджеты          |                |                 |           |           |                 |
|                  | субъектов        |                |                 |           |           |                 |
|                  | Российской       |                |                 |           |           |                 |
|                  | Федерации        |                |                 |           |           |                 |
|                  | и местные        |                |                 |           |           |                 |
|                  | бюджеты          |                |                 |           |           |                 |
|                  | внебюджетные     |                |                 |           |           |                 |
|                  | источники        |                |                 |           |           |                 |
|                  | прочие текущие   |                |                 |           |           |                 |
|                  | расходы          |                |                 |           |           |                 |
|                  | в том числе:     |                |                 |           |           |                 |
|                  | федеральный      |                |                 |           |           |                 |
|                  | бюджет           |                |                 |           |           |                 |
|                  | бюджеты          |                |                 |           |           |                 |
|                  | субъектов        |                |                 |           |           |                 |
|                  | Российской       |                |                 |           |           |                 |
|                  | Федерации        |                |                 |           |           |                 |
|                  | и местные        |                |                 |           |           |                 |
|                  | бюджеты          |                |                 |           |           |                 |
|                  | внебюджетные     |                |                 |           |           |                 |
|                  | источники        |                |                 |           |           |                 |
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


                                                        Приложение N 6

                                          к Методическим рекомендациям
                                         по разработке территориальных
                                         программ содействия занятости
                                               населения, утвержденным
                                        постановлением Минтруда России
                                                от 15 ноября 2000 года
                                                                  N 83

       Бюджетная заявка на ассигнования из федерального бюджета
       для финансирования территориальной программы содействия
                         занятости населения
             --------------------------------------------
             (наименование субъекта Российской Федерации)

--------------------------------------------------------------------------------------
|  N  |                                  | Единица   | 1999  | 2000 год    | 2001    |
| п/п |                                  | измерения | год   | федеральный | год     |
|     |                                  |           | отчет | бюджет      | прогноз |
|-----|----------------------------------|-----------|-------|-------------|---------|
| 1.  | Объем ассигнований из            |           |       |             |         |
|     | федерального бюджета             | млн.      |       |             |         |
|     | для финансирования               | рублей    |       |             |         |
|-----|----------------------------------|-----------|-------|-------------|---------|
|     | в том числе:                     |           |       |             |         |
|-----|----------------------------------|-----------|-------|-------------|---------|
|     | капитальные вложения             |           |       |             |         |
|-----|----------------------------------|-----------|-------|-------------|---------|
|     | НИР                              |           |       |             |         |
|-----|----------------------------------|-----------|-------|-------------|---------|
|     | прочие текущие расходы           |           |       |             |         |
|-----|----------------------------------|-----------|-------|-------------|---------|
| 2.  | Обоснование объемов ассигнований | млн.      |       |             |         |
|     | на реализацию Программы          | рублей    |       |             |         |
|-----|----------------------------------|-----------|-------|-------------|---------|
|     | в том числе:                     |           |       |             |         |
|-----|----------------------------------|-----------|-------|-------------|---------|
|     | капитальные вложения             |           |       |             |         |
|-----|----------------------------------|-----------|-------|-------------|---------|
|     | НИР                              |           |       |             |         |
|-----|----------------------------------|-----------|-------|-------------|---------|
|     | прочие текущие расходы           |           |       |             |         |
--------------------------------------------------------------------------------------


                                                        Приложение N 7

                                          к Методическим рекомендациям
                                         по разработке территориальных
                                         программ содействия занятости
                                               населения, утвержденным
                                        постановлением Минтруда России
                                                от 15 ноября 2000 года
                                                                  N 83

     Бюджетная заявка на ассигнования из территориального бюджета
       для финансирования территориальной программы содействия
                         занятости населения
             --------------------------------------------
             (наименование субъекта Российской Федерации)

--------------------------------------------------------------------------------------
|  N  |                                  | Единица   | 1999  | 2000 год    | 2001    |
| п/п |                                  | измерения | год   | федеральный | год     |
|     |                                  |           | отчет | бюджет      | прогноз |
|-----|----------------------------------|-----------|-------|-------------|---------|
| 1.  | Объем ассигнований из            |           |       |             |         |
|     | территориального бюджета         | млн.      |       |             |         |
|     | для финансирования               | рублей    |       |             |         |
|-----|----------------------------------|-----------|-------|-------------|---------|
|     | в том числе:                     |           |       |             |         |
|-----|----------------------------------|-----------|-------|-------------|---------|
|     | капитальные вложения             |           |       |             |         |
|-----|----------------------------------|-----------|-------|-------------|---------|
|     | НИР                              |           |       |             |         |
|-----|----------------------------------|-----------|-------|-------------|---------|
|     | прочие текущие расходы           |           |       |             |         |
|-----|----------------------------------|-----------|-------|-------------|---------|
| 2.  | Обоснование объемов ассигнований,| млн.      |       |             |         |
|     | на реализацию Программы          | рублей    |       |             |         |
|-----|----------------------------------|-----------|-------|-------------|---------|
|     | в том числе:                     |           |       |             |         |
|-----|----------------------------------|-----------|-------|-------------|---------|
|     | капитальные вложения             |           |       |             |         |
|-----|----------------------------------|-----------|-------|-------------|---------|
|     | НИР                              |           |       |             |         |
|-----|----------------------------------|-----------|-------|-------------|---------|
|     | прочие текущие расходы           |           |       |             |         |
|-----|----------------------------------|-----------|-------|-------------|---------|


                                                        Приложение N 9

                                          к Методическим рекомендациям
                                         по разработке территориальных
                                         программ содействия занятости
                                               населения, утвержденным
                                        постановлением Минтруда России
                                                от 15 ноября 2000 года
                                                                  N 83

                     СОГЛАШЕНИЕ О НАМЕРЕНИЯХ

     г. Москва                         "---"---------------- 2000 года

     Министерство труда  и  социального  развития Российской Федерации
(Минтруд России) в лице заместителя Министра ------------------------,
действующего на основании Положения о Министерстве, и ----------------
----------------------------------------------------------------------
     (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации)
в лице ------------------------------------, действующего на основании
-------------------------------------, в дальнейшем именуемые Стороны,
согласовали следующие намерения:
     1. Стороны   исходят   из  того,  что  интересам  каждой  из  них
соответствует  реализация  Федеральной  целевой  программы  содействия
занятости  населения  Российской  Федерации  на  2001-2003  годы и они
намереваются содействовать ее осуществлению.
     2. В этих целях каждая из Сторон намерена:
     2.1. Минтруд России - осуществлять реализацию Федеральной целевой
программы  содействия  занятости  населения  Российской  Федерации  на
2001-2003 годы.
     Объем финансовых    затрат,    предусмотренных    на   выполнение
территориальной программы содействия  занятости  населения  уточняется
Минтрудом  России  ежегодно  после  принятия  федерального  бюджета  и
доводится до субъекта Российской Федерации.
     2.2.-------------------------------------------------------------
           (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации)
принимать участие   в   реализации   Федеральной   целевой   программы
содействия занятости населения Российской Федерации на 2001-2003 годы.
     В намерения   по   реализации   Федеральной   целевой   программы
содействия  занятости населения Российской Федерации на 2001-2003 годы
входит выполнение ее мероприятий  на  территории  субъекта  Российской
Федерации,  ежегодное  информирование  Минтруда  России  об  итогах их
выполнения.
     3. Долевое участие и объемы финансирования отдельных  мероприятий
указанной   программы  на  территории  субъекта  Российской  Федерации
согласовываются  Сторонами  после  принятия  федерального  бюджета   и
бюджета субъекта Российской Федерации на соответствующий год.
     4. Все споры по Соглашению о намерениях решаются Сторонами  путем
переговоров. В случае не достижения Сторонами согласия возникшие споры
разрешаются в установленном действующим законодательстве порядке.
     5. Срок  действия  Соглашения о намерениях - с момента подписания
до 31 декабря 2003 года.

-------------------------------------------------------------------------
|    От Минтруда России        | От ----------------------------------- |
|    Заместитель Министра      | (орган исполнительной власти субъекта  |
|                              | Российской Федерации, должность)       |
| ----------------- (инициалы, | ------------------------ (инициалы,    |
|      М.П.          фамилия)  |           М.П.            фамилия)     |
-------------------------------------------------------------------------