О ВЫПОЛНЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, УСТАНОВЛЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 12.06.2008 N 88-ФЗ "ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ НА МОЛОКО И МОЛОЧНУЮ ПРОДУКЦИЮ", СВЯЗАННЫХ С МАРКИРОВАНИЕМ МОЛОКА И ПРОДУКТОВ ЕГО ПЕРЕРАБОТКИ. Письмо. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 05.12.08 01/14461-08-32

                О ВЫПОЛНЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ,
       УСТАНОВЛЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 12.06.2008 N 88-ФЗ
       "ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ НА МОЛОКО И МОЛОЧНУЮ ПРОДУКЦИЮ",
             СВЯЗАННЫХ С МАРКИРОВАНИЕМ МОЛОКА И ПРОДУКТОВ
                           ЕГО ПЕРЕРАБОТКИ

                                ПИСЬМО

             ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
              ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

                          5 декабря 2008 г.
                           N 01/14461-08-32

                                 (Д)


     В   целях   обеспечения  единообразного  подхода  к  формированию
правоприменительной  практики  в деле осуществления контроля и надзора
за   соблюдением  хозяйствующими  субъектами  обязательных  требований
вступающего  в  силу  с  17  декабря  2008 года Федерального закона от
12.06.2008  N  88-ФЗ  "Технический  регламент  на  молоко  и  молочную
продукцию"  (далее  -  Технический  регламент),  касающихся маркировки
молока  и  продуктов  его  переработки,  и  недопущения  в  этой связи
какой-либо   разбалансированности   или   дестабилизации  в  снабжении
населения  соответствующими  продуктами  питания,  которая  может быть
обусловлена  объективными издержками, сопровождающими начальный период
практического  внедрения  данного Технического регламента, Федеральная
служба  по  надзору  в  сфере  защиты прав потребителей и благополучия
человека обращает внимание на следующее.
     Целью  принятия  настоящего  Технического регламента согласно его
статье   3   являются   защита  жизни  и  здоровья  граждан,  а  также
предупреждение   действий,  вводящих  в  заблуждение  потребителей,  и
обеспечение   достоверности   информации  о  наименовании,  составе  и
потребительских свойствах молока и молочной продукции.
     В   этой  связи,  следуя  диспозитивным  нормам,  определенным  в
Техническом   регламенте,   возможность  квалификации  соответствующих
действий  хозяйствующих  субъектов,  реализующих молоко и продукты его
переработки,  как вводящих в заблуждение потребителя, допустима только
в  том  случае,  если  ими  не  обеспечивается  в  принципе соблюдение
нижеизложенных положений законодательства.
     Так, согласно части 1 статьи 36 Технического регламента "молоко и
продукты   его   переработки  должны  сопровождаться  информацией  для
потребителей,  соответствующей требованиям законодательства Российской
Федерации  в области защиты прав потребителей и требованиям настоящего
Федерального закона".
     В  соответствии  с  положениями  статей  8 и 10 Закона Российской
Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее -
Закон  РФ "О защите прав потребителей") продавец (изготовитель) обязан
предоставить   потребителю  необходимую  и  достоверную  информацию  о
товаре,   соответствующую  требованиям  к  ее  содержанию  и  способам
предоставления,  установленным законом и (или) иными правовыми актами.
При   этом   информация  о  товаре,  предоставление  которой  является
обязательным  для  продавца  в силу соответствующих положений пункта 2
статьи  10  Закона  РФ  "О  защите  прав  потребителей", в наглядной и
доступной  форме  доводится  до  сведения  потребителя  при заключении
договора  купли-продажи (см. пункт 2 статьи 8 Закона РФ "О защите прав
потребителей").
     Согласно  части  5  статьи  36 Технического регламента маркировка
молока  и продуктов его переработки, содержащая необходимую информацию
для потребителей (см. части 3 и 25 статьи 36 Технического регламента),
как   на   групповую   упаковку  либо  транспортную  тару,  так  и  на
потребительскую тару молока, молочной продукции может наноситься путем
наклеивания  этикеток,  изготовленных типографским способом или другим
способом, обеспечивающим их четкое прочтение.
     С  учетом этих положений, вплоть до особого распоряжения, следует
считать  возможным  использование  хозяйствующими субъектами различных
способов информирования граждан о молоке и молочной продукции в местах
их   продажи,  в  том  числе  посредством  размещения  соответствующих
информационных  печатных  материалов  в  торговых залах и на витринах,
распространения аудиовизуальных сообщений и т.д.
     Указанное   должно,   в   частности,   означать,   что  избранный
изготовителем  (продавцом)  способ  доведения необходимой информации о
товаре  призван  отвечать  критериям  ее  наглядности  и доступности и
законодательно  закрепленному  правилу  предоставления соответствующих
сведений  на  русском  языке  (см.  часть  1  статьи  37  Технического
регламента и пункт 2 статьи 8 Закона РФ "О защите прав потребителей"),
обеспечивая,  таким  образом,  в  конечном  итоге выполнение продавцом
императивной  обязанности  по  передаче потребителю товара, пригодного
для  целей,  для  которых  товар  такого рода обычно используется (см.
пункт 2 статьи 4 Закона РФ "О защите прав потребителей").
     Также  следует  иметь в виду, что по общим правилам, закрепленным
пунктом 3 статьи 10 Закона РФ "О защите прав потребителей", информация
о   товаре   доводится   до   сведения   потребителей   в  технической
документации,  прилагаемой  к  товарам,  на этикетках, маркировкой или
иным способом, принятым для отдельных видов товаров.
     В  этой  связи особое внимание обращаем на то обстоятельство, что
частью  2  статьи  37  Технического  регламента  закреплено,  что  при
невозможности   размещения  всего  объема  необходимой  информации  на
этикетке  часть  информации, за исключением наименования изготовителя,
наименования  продукта  переработки  молока,  значения массы нетто или
объема,  состава,  пищевой ценности, даты производства, срока годности
или   хранения,   условий   хранения   такого  продукта,  наименования
документа,  в соответствии с которым произведен такой продукт, и знака
соответствия,  может  быть  размещена  на  листке-вкладыше.  При  этом
Роспотребнадзор  считает,  что  по  смыслу  названной  правовой  нормы
возможность  указания  на  такого рода техническом носителе информации
части   сведений   о  товаре  (из  числа  предусмотренных  статьей  36
Технического  регламента)  допустима  не  только применительно к прямо
поименованной  "дополнительной информации" (см. в этой связи части 26,
27,  28  статьи  36  Технического  регламента),  но  и  касается  иных
составляющих  обязательной информации о товаре, перечисленных в той же
статье 36, при условии их "не попадания" в вышеприведенный перечень.
     Более  того,  на возможность замены этикеток транспортной и (или)
групповой  тары,  а  также потребительских упаковок "больших размеров"
"листками-вкладышами,  прилагаемыми  к  каждой  единице расфасованного
молока  или  продукта  его  переработки  и  содержащими информацию для
потребителей  в  соответствии с требованиями статьи 36" при реализации
молока  и  молочной  продукции потребителям организациями торговли или
организациями  общественного  питания  указывает  часть  3  статьи  37
Технического регламента.
     С   учетом   всего   вышеизложенного   просим   учесть  названные
обстоятельства   при   решении   практических  вопросов,  связанных  с
соблюдением хозяйствующими субъектами положений Федерального закона от
12.06.2008  N  88-ФЗ  "Технический  регламент  на  молоко  и  молочную
продукцию".

Руководитель
                                                          Г.Г.ОНИЩЕНКО
5 декабря 2008 г.
N 01/14461-08-32