ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО
www.businesspravo.ru
    

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                           8 ноября 2000 г.
                             N 04-02-05/1
                        
                                 (Д)
                        

     Данное письмо представляет собой ответ на следующий вопрос:
     Химкомбинат (ОАО) заключает договоры на  приобретение  товарно  -
материальных   ценностей,  по  которым  цены  установлены  в  условных
единицах.  Расчеты с поставщиками ведутся в рублях по курсу ЦБ  РФ  на
день  оплаты.  На момент оплаты возникают суммовые разницы.  В связи с
этим у ОАО возникают вопросы.
     Кто должен   выписывать  счет  -  фактуру  на  суммовую  разницу:
предприятие - поставщик или предприятие - покупатель (самостоятельно)?
Когда  наступает  момент  возмещения  НДС  по  суммовым разницам?  Как
необходимо  вести   учет   суммовых   разниц   в   целях   правильного
налогообложения?

     Департамент налоговой  политики рассмотрел Ваше письмо и сообщает
следующее.
     Согласно Постановлению   Правительства  Российской  Федерации  от
29.07.1996 N 914 "Об утверждении Порядка ведения журналов учета счетов
-  фактур  при  расчетах по налогу на добавленную стоимость" (с учетом
изменений  и  дополнений)  все  плательщики  налога   на   добавленную
стоимость  обязаны  составлять  счета  - фактуры при отгрузке товаров,
выполнении работ, оказании услуг.
     В случае  когда  в  соответствии  с  заключенным договором оплата
товаров  (работ,  услуг),  исчисленная  исходя  из  условных   единиц,
производится  в российских рублях,  к зачету (возмещению из бюджета) у
налогоплательщика принимается вся сумма налога,  фактически уплаченная
поставщикам.  Если  счета  -  фактуры  поставщик оформляет в рублях по
курсу,  действующему  на  дату  отгрузки  товаров  (выполнения  работ,
оказания  услуг),  при  получении  оплаты  в  погашение задолженности,
числящейся  за  отгруженные  товары  (выполненные  работы,   оказанные
услуги),  на  сумму  положительной суммовой разницы поставщиком должны
быть оформлены счета - фактуры и предоставлены покупателю.
     В отношении  ведения  учета  суммовых  разниц в целях правильного
налогообложения сообщаем следующее.
     В соответствии  с  Положениями  по  бухгалтерскому  учету "Доходы
организации" ПБУ 9/99 и "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденными
Приказами  Минфина  России от 06.05.1999 соответственно N 32н и N 33н,
вступившими в  силу  с  01.01.2000,  величина  доходов  (расходов)  от
обычных  видов  деятельности  определяется  с учетом суммовой разницы,
возникающей в случае,  когда оплата производится  в  рублях  в  сумме,
эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах).

     Согласно вышеназванным  ПБУ  9/99  и  ПБУ  10/99 суммовые разницы
(положительные и отрицательные),  относящиеся к доходам и расходам  от
обычных   видов  деятельности,  отражаются  на  счете  46  "Реализация
продукции (работ,  услуг)",  а не на счете 80 "Прибыли и убытки",  как
это   было   установлено   ранее.   Таким   образом,  положительные  и
отрицательные суммовые разницы,  относящиеся  к  реализации  продукции
(работ,   услуг),  учитываются  при  определении  налоговой  базы  при
исчислении налога на прибыль.
     Необходимо отметить,  что суммовые разницы,  относящиеся к прочим
поступлениям  (расходам),  как  и  прежде,  учитываются  по   правилам
бухгалтерского учета на счете 80 "Прибыли и убытки".
     Сохраняется порядок   учета   этих   суммовых   разниц   и    при
налогообложении.    Положительные    суммовые    разницы   в   составе
внереализационных доходов облагаются налогом на прибыль.
     Отрицательные суммовые  разницы  не  учитываются  при определении
налоговой базы для исчисления налога на прибыль, т.е. ее не уменьшают.

Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
                                                        А.И. КОСОЛАПОВ
8 ноября 2000 г.
N 04-02-05/1
    

Печать
2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
Рейтинг@Mail.ru