КАКОВ ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ ЗА ВЫДАЧУ СВИДЕТЕЛЬСТВА О ПРАВЕ НА НАСЛЕДСТВО В ОТНОШЕНИИ ЦЕННЫХ БУМАГ, В ТОМ ЧИСЛЕ АКЦИЙ? ПРАВОМЕРНО ЛИ ТРЕБОВАНИЕ НОТАРИУСА ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ ИСХОДЯ ИЗ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 11.03.09 03-05-06-03/09

          КАКОВ ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ
        ПОШЛИНЫ ЗА ВЫДАЧУ СВИДЕТЕЛЬСТВА О ПРАВЕ НА НАСЛЕДСТВО
             В ОТНОШЕНИИ ЦЕННЫХ БУМАГ, В ТОМ ЧИСЛЕ АКЦИЙ?
          ПРАВОМЕРНО ЛИ ТРЕБОВАНИЕ НОТАРИУСА ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ
              ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ ИСХОДЯ ИЗ РЫНОЧНОЙ
                           СТОИМОСТИ АКЦИЙ?
     
                                ПИСЬМО
     
                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                           11 марта 2009 г.
                           N 03-05-06-03/09

                                 (Д)


     Департамент налоговой  и  таможенно-тарифной  политики рассмотрел
обращение по вопросу исчисления  размера  государственной  пошлины  за
выдачу  свидетельства  о праве на наследство,  состоящего из акций,  и
сообщает.
     Согласно пп.  5 п.  1 ст.  333.25 Налогового  кодекса  Российской
Федерации  (далее  -  Кодекс)  по  выбору  плательщика  для исчисления
государственной пошлины может быть представлен  документ  с  указанием
инвентаризационной,  рыночной,  кадастровой  либо  иной  (номинальной)
стоимости   имущества,   выданный   организациями    (органами)    или
специалистами-оценщиками (экспертами), указанными в пп. 7 - 10 данного
пункта.  Нотариусы  и  должностные  лица,   совершающие   нотариальные
действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки)
в целях исчисления государственной пошлины и требовать от  плательщика
представления   документа,   подтверждающего   данный   вид  стоимости
имущества (способ оценки).
     В случае    представления    нескольких    документов,   выданных
организациями (органами)  или  специалистами-оценщиками  (экспертами),
указанными  в  пп.  7  -  10  данного  пункта,  с  указанием различной
стоимости имущества при  исчислении  размера  государственной  пошлины
принимается наименьшая из указанных стоимостей имущества.
     На основании пп.  10 п.  1 ст.  333.25 Кодекса  стоимость  ценных
бумаг определяется специалистами-оценщиками.
     При этом  оценка стоимости наследственного имущества производится
исходя из стоимости наследуемого имущества (курса  Центрального  банка
Российской Федерации - в отношении иностранной валюты и ценных бумаг в
иностранной валюте) на день открытия наследства на основании пп.  6 п.
1 ст. 333.25 Кодекса.
     Статьей 5  Федерального  закона  от  29.07.1998  N   135-ФЗ   "Об
оценочной  деятельности  в  Российской  Федерации"  (далее  -  Закон N
135-ФЗ) определен перечень объектов оценки,  который включает  в  себя
совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество
определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия).
     Проведение оценки  объектов  оценки является обязательным в целях
контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения  спора
об исчислении налогооблагаемой базы (ст. 8 Закона N 135-ФЗ).
     Согласно Федеральному   стандарту  оценки  "Цель  оценки  и  виды
стоимости (ФСО N  2)"  (далее  -  ФСО  N  2),  утвержденному  Приказом
Минэкономразвития   России   от  20.07.2007  N  255,  при  определении
стоимости объекта  оценки,  вид  которой  определяется  в  задании  на
оценку,  используются:  рыночная стоимость;  инвестиционная стоимость;
ликвидационная  стоимость;  кадастровая  стоимость.  Результат  оценки
может  использоваться  при  определении  сторонами цены для совершения
сделки или иных действий с объектом оценки,  в  том  числе  для  целей
налогообложения.   Кадастровая  стоимость  определяется  оценщиком,  в
частности, для целей налогообложения.
     Также ст.  7  Закона N 135-ФЗ установлено,  что в случае,  если в
нормативном  правовом  акте,   содержащем   требование   обязательного
проведения  оценки  какого-либо  объекта  оценки,  либо  в договоре об
оценке объекта оценки не определен конкретный  вид  стоимости  объекта
оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта.
     Указанное правило подлежит применению и в случае использования  в
нормативном  правовом  акте  не  предусмотренных  Законом N 135-ФЗ или
стандартами  оценки  терминов,  определяющих  вид  стоимости   объекта
оценки,  в  том  числе терминов "действительная стоимость",  "разумная
стоимость", "эквивалентная стоимость", "реальная стоимость" и других.
     Учитывая положения ст.  333.25 Кодекса, Закона N 135-ФЗ и ФСО N 2
для исчисления размера государственной пошлины за выдачу свидетельства
о праве на наследство, объектом права которого являются ценные бумаги,
в том числе акции,  специалистом-оценщиком будет определяться рыночная
стоимость ценных бумаг.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
11 марта 2009 г.
N 03-05-06-03/09