РОССИЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ЗАО), ЕДИНСТВЕННЫМ АКЦИОНЕРОМ КОТОРОЙ ЯВЛЯЕТСЯ ИНОСТРАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ДАЛЕЕ - АКЦИОНЕР), ИМЕЕТ ДОЛГОВОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО ПО КРЕДИТНОМУ ДОГОВОРУ ПЕРЕД РОССИЙСКИМ БАНКОМ. В КАЧЕСТВЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАО ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 12.03.09 03-03-06/1/128

        РОССИЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ЗАО), ЕДИНСТВЕННЫМ АКЦИОНЕРОМ
     КОТОРОЙ ЯВЛЯЕТСЯ ИНОСТРАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ДАЛЕЕ - АКЦИОНЕР),
         ИМЕЕТ ДОЛГОВОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО ПО КРЕДИТНОМУ ДОГОВОРУ
           ПЕРЕД РОССИЙСКИМ БАНКОМ. В КАЧЕСТВЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
      ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАО ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ АКЦИОНЕР ПРЕДОСТАВИЛ
         В БАНК АКЦИИ ЗАО В КАЧЕСТВЕ ЗАЛОГА. ПРИ ЭТОМ БАНК НЕ
      ЯВЛЯЕТСЯ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМ ЛИЦОМ НИ С ЗАО, НИ С АКЦИОНЕРОМ.
         В ЦЕЛЯХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАКСИМАЛЬНОГО РАЗМЕРА ПРОЦЕНТОВ,
            УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ,
       ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ДАННАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО КРЕДИТНОМУ ДОГОВОРУ
      КОНТРОЛИРУЕМОЙ? СЛЕДУЕТ ЛИ ПРИ РАСЧЕТЕ ПРОЦЕНТОВ ПРИМЕНЯТЬ
    ПОЛОЖЕНИЯ П. П. 2 - 4 СТ. 269 НК РФ? ПРИМЕНЯЮТСЯ ЛИ ПОЛОЖЕНИЯ
        МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО СОГЛАШЕНИЯ ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО
    НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, ЕСЛИ ПОРЯДОК УЧЕТА ПРОЦЕНТОВ В НЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ
               ОТ ПОРЯДКА УЧЕТА, УСТАНОВЛЕННОГО НК РФ?
     
                                ПИСЬМО
     
                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                           12 марта 2009 г.
                           N 03-03-06/1/128

                                 (Д)


     Департамент налоговой и  таможенно-тарифной  политики  рассмотрел
письмо  по  вопросу  учета  контролируемой задолженности по кредитному
договору  и  исходя  из  содержащейся  в  письме  информации  сообщает
следующее.
     В соответствии  с  п.  2  ст.  269  Налогового кодекса Российской
Федерации  (далее  -  Кодекс)  если  налогоплательщик   -   российская
организация    имеет    непогашенную    задолженность   по   долговому
обязательству  перед  иностранной  организацией,  прямо  или  косвенно
владеющей  более  чем  20  процентами уставного (складочного) капитала
(фонда) этой российской организации,  либо по долговому  обязательству
перед   российской   организацией,   признаваемой   в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации аффилированным лицом  указанной
иностранной   организации,  а  также  по  долговому  обязательству,  в
отношении которого такое аффилированное лицо и  (или)  непосредственно
эта  иностранная организация выступают поручителем,  гарантом или иным
образом  обязуются  обеспечить  исполнение   долгового   обязательства
российской  организации,  и  если  размер контролируемой задолженности
перед иностранной организацией более чем в 3 раза (для банков, а также
для организаций,  занимающихся исключительно лизинговой деятельностью,
- более чем в 12,5 раза) превышает  разницу  между  суммой  активов  и
величиной  обязательств  налогоплательщика - российской организации на
последнее  число  отчетного  (налогового)  периода,  при   определении
предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов,
с  учетом  положений  п.  1  ст.  269  Кодекса  применяются   правила,
установленные п. п. 2 - 4 ст. 269 Кодекса.
     Исходя из   данного    определения    задолженность    российской
организации,  учредителем  которой является иностранная организация со
100-процентным  участием,  перед  российским  банком,  не   являющимся
аффилированным лицом иностранной организации,  не признается для целей
налогообложения прибыли контролируемой задолженностью.
     В соответствии с пп.  2 п.  1 ст. 265 Кодекса к внереализационным
расходам относятся расходы в виде процентов по долговым обязательствам
любого  вида,  в том числе процентов,  начисленных по ценным бумагам и
иным обязательствам,  выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком  с
учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 Кодекса.
     Положения статей  межправительственных  соглашений  об  избежании
двойного   налогообложения,   учитывающих  налогообложение  процентов,
применяются  только  в  случаях,  когда  проценты  возникают  в  одном
Договаривающемся   Государстве   и  выплачиваются  лицу  с  постоянным
местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве.
     Таким образом,     указанные    положения    межправительственных
соглашений об избежании двойного налогообложения не применяются,  если
проценты выплачиваются одной российской организацией другой российской
организации.  Определение налоговой  базы  в  отношении  данного  вида
доходов   и   расходов   регулируется  национальным  законодательством
Российской Федерации о  налогах  и  сборах,  т.е.  Налоговым  кодексом
Российской Федерации.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
12 марта 2009 г.
N 03-03-06/1/128