ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО О ПРИМЕНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ПОРЯДОК ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ВЫПУЩЕННЫХ ДЛЯ СВОБОДНОГО ОБРАЩЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ВПОСЛЕДСТВИИ ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ. Письмо. Генеральная прокуратура РФ. 06.10.00 8-15-00

         ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО О ПРИМЕНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,
      РЕГУЛИРУЮЩЕГО ПОРЯДОК ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ
      СРЕДСТВ, ВЫПУЩЕННЫХ ДЛЯ СВОБОДНОГО ОБРАЩЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ
           РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ВПОСЛЕДСТВИИ ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ
                  НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                ПИСЬМО

                      ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ

                          6 октября 2000 г.
                              N 8-15-00

                                (НЦПИ)
   

     Судами Российской    Федерации    рассматривается    значительное
количество  гражданских  дел по жалобам граждан на действия таможенных
органов,  которые отказывают в выдаче паспорта транспортного  средства
без   уплаты   таможенных  платежей  на  автомобили,  приобретенные  в
Республике Беларусь,  но  происходящие  с  территории  третьих  стран.
Нередко   действия   таможенных   органов  признаются  неправомерными.
Удовлетворяя жалобы заявителей,  суды исходят из того,  что таможенные
территории  Российской Федерации и Республики Беларусь образуют единую
таможенную  территорию,  а,  следовательно,   транспортные   средства,
выпущенные  в  свободное обращение на территории Республики Беларусь и
ввозимые на территорию Российской Федерации,  таможенному оформлению и
таможенному контролю не подлежат.
     Данную позицию суды обосновывают Соглашением о  Таможенном  союзе
между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 06.01.95 и иными
нормативными правовыми актами, принятыми в целях реализации указанного
Соглашения.
     Действительно, Соглашение   о   Таможенном   союзе   предполагает
формирование  единой  таможенной  территории  Российской  Федерации  и
Республики Беларусь,  но оно обусловлено выполнением всех мероприятий,
предусмотренных первым этапом формирования Таможенного союза (п. 4 ст.
2).  Российской  Федерацией  и  Республикой  Беларусь  предпринимаются
соответствующие меры, направленные на формирование единого таможенного
пространства,  однако  до  настоящего  времени  этот  процесс  еще  не
завершен.
     Согласно Решению  Высшего  Совета  Союза  Беларуси  и  России  от
28.04.99   N   2   "О   завершении  формирования  единого  таможенного
пространства"  единая  таможенная  территория  образована   только   в
отношении  товаров гражданского назначения,  происходящих с территории
России и Беларуси.
     В соответствии  с  п.  1  Постановления  Правительства Российской
Федерации от  23.06.95  N  583  (в  ред.  Постановления  Правительства
Российской  Федерации  от  22.08.2000  N  619)  таможенный контроль на
границе Российской Федерации с Республикой  Беларусь  отменен  лишь  в
отношении   товаров,  происходящих  из  Российской  Федерации  или  из
Республики Беларусь.
     Договором о    создании    Союзного   государства   от   08.12.99
формирование единого таможенного пространства предполагается завершить
лишь  к  2002  г.  (п.  6  Программы  действий  Российской Федерации и
Республики  Беларусь  по  реализации  положений  Договора  о  создании
Союзного государства).
     Таким образом,  поскольку единая таможенная территория образована
только  в  отношении  товаров,  происходящих  с  территории Российской
Федерации и Республики Беларусь,  транспортные средства,  происходящие
из  третьих  стран и выпущенные для свободного обращения на территории
Республики Беларусь,  должны перемещаться через таможенную  границу  в
соответствии   с  таможенными  режимами,  предусмотренными  Таможенным
кодексом Российской Федерации,  в частности,  в соответствии с режимом
выпуска  товаров для свободного обращения.  Одним из условий помещения
товаров под данный таможенный режим является  уплата  в  отношении  их
таможенных  пошлин,  налогов  и  внесение  иных  таможенных  платежей,
предусмотренных национальным законодательством.
     В настоящее  время  на  период  до  создания  общего  таможенного
пространства  Российской  Федерации  и  Республики  Беларусь   порядок
таможенного  оформления  товаров,  в  том  числе транспортных средств,
происходящих с территории третьей  страны  и  выпущенных  в  свободное
обращение  на территории Республики Беларусь,  а затем перемещаемых на
территорию    Российской     Федерации,     регулируется     указанием
Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 28.11.96
N 01-14/1310 "О таможенном оформлении товаров".
     Необходимо отметить,  что  решением  Верховного  Суда  Российской
Федерации  от  02.02.2000,  оставленным  без  изменения   Кассационной
коллегией  Верховного  Суда  Российской Федерации от 14.03.2000,  была
удовлетворена жалоба Гавриленко Ж.Г.  о признании некоторых  положений
названного    указания    недействительными.   Однако   Постановлением
Президиума Верховного Суда Российской Федерации от  04.07.2000  данные
судебные постановления отменены.
     Осуществляя надзор за исполнением  таможенного  законодательства,
прошу  учитывать  изложенное и в случаях вынесения незаконных судебных
постановлений по делам  по  жалобам  на  действия  таможенных  органов
опротестовывать их в установленном порядке.
   
Заместитель Генерального прокурора
Российской Федерации
                                                         С.Г. КЕХЛЕРОВ
6 октября 2000 г.
N 8-15-00