геологическим процессам, промышленным выбросам предприятий, запланированным и проводимым в городе мероприятиям, оказывающим воздействие на состояние водных объектов, с привязкой к картографической основе по действующим строительным площадкам. Создание баз данных включает в себя разработку структур баз данных, соответствующего программного обеспечения и наполнение информацией. Разработаны автоматизированные алгоритмы оперативной обработки данных мониторинга атмосферного воздуха, поверхностных водных объектов, метеорологической информации, включая обработку данных, поступающих с Останкинской телебашни. Для решения задач по оценке техногенного воздействия на окружающую среду используются автоматизированные расчетные модели, реализующие алгоритмы, разработанные ведущими научными организациями. В настоящий момент созданы интерактивные карты загрязнения атмосферного воздуха от автотранспорта, объектов теплоэнергетики, карта шума от автотранспорта. В рамках выполнения функций информационно-аналитического центра постоянно имеет место потребность в большом количестве сопутствующей информации, в том числе о негативных воздействиях на природные среды. В настоящее время созданы и актуализируются базы данных по выбросам предприятий теплоэнергетического комплекса, по основным водостокам в реку Москву и ее притоки, по характеристикам подстилающей поверхности территории города Москвы, застройке и т.д. Все имеющиеся базы данных, алгоритмы обработки и анализа информации должны быть объединены в информационную систему, обеспечивающую формирование Единого городского фонда данных экологического мониторинга, являющегося информационным ресурсом города Москвы в соответствии с Законом города Москвы от 25.10.2004 N 65 "Об экологическом мониторинге в городе Москве". Данные работы начаты в 2004 году разработкой технических заданий и технико-экономических обоснований к трем взаимосвязанным информационным системам, реализуемым в рамках мероприятий ГЦП "Электронная Москва" по информационному обеспечению Департамента (АИС по мониторингу компонент окружающей среды, АИС анализа и прогноза экологической обстановки в городе Москве, предоставлению данных, АИС "ГИС экологии города"). По результатам согласования технических заданий и технико-экономических обоснований ведется проектирование указанных информационных систем. В соответствии с планом работ до конца 2005 года должна быть завершена разработка проектов информационных систем и макетов, ввод в опытную эксплуатацию запланирован до конца первого полугодия 2006 года, ввод в промышленную эксплуатацию - до конца 2006 года. В Москве имеются все необходимые исходные данные для проведения работ по внедрению экологического зонирования как одного из типов функционального зонирования. Пилотные работы по апробации разработанных подходов реализуются начиная с 2004 года совместно с ГУП "НИиПИ Генплана Москвы". Значительное увеличение количества пользователей данных экологического мониторинга и возрастающий интерес жителей города Москвы к экологической информации определяют новые требования к составу и механизмам предоставления экологической информации, в том числе с использованием современных информационных технологий. Поэтому одной из задач на данном этапе работ является автоматизация предоставления экологической информации и, в частности, выдачи справок Единого фонда данных экологического мониторинга, подготовки бюллетеней о состоянии природных сред, информационных разделов в Интернете. Необходим переход от ведомственного пользования базами данных экологического мониторинга на общегородской уровень, а также широкое внедрение в практику городского управления (особенно деятельность контролирующих органов и при оценке экологической эффективности городских программ и проектов) аналитических методов и геоинформационных технологий анализа данных, моделирования и прогнозирования экологической обстановки. Работы, выполняемые в рамках данного раздела, осуществляются на основе использования баз данных ГПУ "Мосэкомониторинг" и создаваемой на их основе в рамках ГЦП "Электронная Москва" информационной системы для мониторинга экологических компонентов городской среды. Основными мероприятиями раздела являются: 1. Создание автоматизированных систем сбора, анализа и прогнозирования экологической обстановки в Москве, поддержание данного информационного ресурса в актуальном состоянии и позиционирование результатов экологического мониторинга компонентов окружающей среды на ГИС системе экологии Москвы. Вышеуказанные системы формируют Единый городской фонд данных экологического мониторинга. 2. Опытная эксплуатация Единого городского фонда данных экологического мониторинга. 3. Разработка регламентов взаимодействия с участниками информационного обмена (входят в Метасистему "Электронная Москва") и создание системы электронного обмена информацией в структуре Единого городского фонда данных экологического мониторинга. 10.2. Основные мероприятия раздела. Ожидаемые результаты 10.2.1. Обеспечение передачи данных о выбросах предприятий в режиме реального времени в ГПУ "Мосэкомониторинг" для тех предприятий, где непрерывные измерения выбросов проводятся Подключение существующих систем автоматических измерений выбросов к Единому информационно-аналитическому центру экологического мониторинга требует анализа измеряемых технических характеристик, анализа форматов выходных данных, разработки регламентов передачи данных и автоматизации процесса передачи данных. Автоматизация передачи данных осуществляется субъектом локального экологического мониторинга на безвозмездной основе (в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона города Москвы от 20.10.2004 N 65 "Об экологическом мониторинге в городе Москве"). Выполнение работ по подготовке регламентов передачи данных от предприятий в ГПУ "Мосэкомониторинг" и автоматизации передачи данных запланировано в рамках реализации мероприятий ГЦП "Электронная Москва" по информационному обеспечению Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Регламенты передачи данных в соответствии с установленными требованиями должны учитываться в составе Метасистемы "Электронная Москва" для информационно - коммуникационного обеспечения указанного информационного взаимодействия. 10.2.2. Организация информационного обмена данными по экологическому мониторингу источников выбросов в атмосферу между Главным управлением МЧС России по городу Москве и ГПУ "Мосэкомониторинг" Информационное взаимодействие между ГПУ "Мосэкомониторинг" и Главным управлением МЧС России по городу Москве осуществляется в целях создания на потенциально опасных объектах общегородской системы мониторинга выбросов, объединяющей возможности Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и Главного управления МЧС России по городу Москве и позволяющих одновременно решать задачи экологического мониторинга и обеспечения безопасности населения Москвы. Работы по информационному взаимодействию между ГПУ "Мосэкомониторинг" и Главным управлением МЧС России по городу Москве включают в себя автоматизацию обмена данными экологического мониторинга между Главным управлением МЧС России по городу Москве и ГПУ "Мосэкомониторинг" при предварительной разработке и согласовании в установленном порядке регламентов информационного взаимодействия. Выполнение работ по подготовке регламентов информационного взаимодействия и обеспечения информационного взаимодействия посредством информационно-коммуникационных технологий проводится в рамках реализации мероприятий ГЦП "Электронная Москва" по информационному обеспечению Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в 2005-2006 годы. Регламенты информационного взаимодействия являются частью Метасистемы "Электронная Москва". Для обеспечения выполнения данного мероприятия также организуется совместное проведение обследований потенциально опасных химических объектов на территории г. Москвы и разработка единых технических требований на создание систем мониторинга выбросов в атмосферу. 10.2.3. Организационно-технические мероприятия по созданию системы регулярного поступления информации о качестве сточных вод в Единый городской фонд данных экологического мониторинга Организационно-технические мероприятия включают в себя организацию регулярного поступления данных качества сточных вод в соответствии с утвержденными графиками контроля предприятий - субъектов локального экологического мониторинга сточных вод (приложение 3 к настоящему постановлению) по электронным каналам связи. 10.2.4. Опытная эксплуатация Единого городского фонда данных экологического мониторинга В целях ведения Единого городского фонда данных экологического мониторинга будет создан электронный каталог, предусматривающий централизованный учет информации Фонда. Данное мероприятие включает в себя разработку структуры электронного каталога и соответствующего программного обеспечения. Эксплуатация Единого городского фонда данных экологического мониторинга включает в себя работы по актуализации баз данных по загрязнению атмосферного воздуха, водных объектов, почв, уровням шума, администрирование баз данных, обеспечение сохранности данных, защиту информации и оказание услуг пользователям экологической информации. 10.2.5. Разработка регламентов обмена информацией между участниками электронного информационного взаимодействия и создание системы электронного обмена информацией в структуре Единого городского фонда данных экологического мониторинга Положением о Едином фонде данных экологического мониторинга предусмотрен электронный обмен информацией между пользователями, поставщиками информации и оператором Фонда. Выполнение данного мероприятия предусмотрено также ГЦП "Электронная Москва" в рамках работ по созданию Автоматизированной информационной системы для мониторинга экологических компонентов городской среды. В 2006 году будет налажено обеспечение данными Единого городского фонда следующих пользователей: органов исполнительной власти города Москвы, Главного управления МЧС России по городу Москве, территориального управления Роспотребнадзора города Москвы, территориальных отделов территориального управления Роспотребнадзора города Москвы, филиалов ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" при предварительной разработке регламентов между участниками информационного обмена (входят в состав Метасистемы "Электронная Москва"). 10.2.6. Автоматизация выдачи отчетов и справок Значительное увеличение количества пользователей данных экологического мониторинга и возрастающий интерес жителей города Москвы к экологической информации требуют оперативной подготовки большого объема справочных и отчетных материалов. Автоматизация выдачи отчетов и справок позволит сократить время, затрачиваемое на их подготовку. В рамках автоматизации выдачи отчетов и справок будут осуществлены следующие мероприятия: - автоматизация подготовки ежеквартальных и годовых бюллетеней по загрязнению атмосферного воздуха, поверхностных водных объектов, почв, уровней шума, опасных геологический процессов; - автоматизация выдачи справки Единого фонда данных экологического мониторинга. 10.2.7. Обеспечение сбора информации о качестве сточных и природных вод Законом города Москвы от 20.10.2004 N 65 "Об экологическом мониторинге в городе Москве" в качестве целей экологического мониторинга в том числе предусмотрены выявление источников загрязнения окружающей среды и определение их вклада в загрязнение и оценка экологической эффективности проводимых природоохранных мероприятий в области градостроительного планирования и развития транспортного комплекса. Для реализации данных положений Закона необходимо развитие аналитических и геоинформационных методов, используемых в Едином информационно-аналитическом центре экологического мониторинга. Поэтому информационное обеспечение мониторинга водных объектов предусматривает проведение следующих мероприятий: - анализ вклада водовыпусков системы водостока и поверхностного стока в формирование загрязнения р. Москвы и ее притоков и разработка методики проведения анализа причин динамики данных экологического мониторинга водных объектов. 10.2.8. Подготовка и выдача прогнозов о состоянии атмосферного воздуха В соответствии с Законом города Москвы от 20.10.2004 N 65 "Об экологическом мониторинге в городе Москве" мониторинг окружающей среды включает в себя прогноз изменений состояния окружающей среды. Регулярное прогнозирование осуществляется для состояния атмосферного воздуха в целях информирования населения и городских организаций. В 2006 году в рамках осуществления подготовки и выдачи прогнозов предусмотрены следующие мероприятия: - подготовка и выдача прогноза загрязнения атмосферного воздуха на сутки вперед; - разработка методики прогноза загрязнения атмосферного воздуха озоном. 10.2.6. Сводный перечень мероприятий раздела --------------------------------------------------------------------------------------------------------- |N | Мероприятие | Содержание мероприятия | Ожидаемый результат | Сроки | |п/п| | | | реализации | |---|----------------------|-----------------------------|-----------------------------|----------------| |1. | Ведение имеющихся | Регулярная актуализация | Актуализированные базы | В течение | | | банков данных | данных экологического | данных по атмосферному | всего периода | | | по состоянию | мониторинга, | воздуху, поверхностным | | | | окружающей среды | администрирование | водным объектам, почвам, | | | | | баз данных, обеспечение | мониторингу зеленых | | | | | сохранности данных | насаждений, уровням шума, | | | | | и оказание услуг | геоэкологическим | | | | | пользователям экологической | процессам. | | | | | информации с использованием | Информационная основа | | | | | информационно- | предоставления данных | | | | | коммуникационных сетей | экологического мониторинга | | | | | | пользователям в рамках | | | | | | бюллетеней, справок | | | | | | Единого фонда данных | | | | | | экологического | | | | | | мониторинга | | |---|----------------------|-----------------------------|-----------------------------|----------------| |2 | Организация | Подготовка технических | Модернизированные | IV квартал | | | передачи данных | требований по модернизации | в соответствии | 2006 г. | | | от существующих | существующих систем | с требованиями локального | | | | систем непрерывных | контроля промышленных | экологического мониторинга | | | | измерений выбросов | выбросов. | существующие системы | | | | предприятий | Разработка специального | контроля выбросов на 50% | | | | | программного обеспечения | предприятий | | | | | передачи данных в Единый | от запланированного | | | | | информационно-аналитический | количества. Начало | | | | | центр экологического | автоматизированного | | | | | мониторинга | контроля в режиме | | | | | и организация | реального времени | | | | | автоматической передачи | за соответствием | | | | | данных | фактических выбросов | | | | | | предприятий утвержденным | | | | | | лимитам | | |---|----------------------|-----------------------------|-----------------------------|----------------| |3. | Автоматизация | Разработка и утверждение | Ввод в промышленную | IV квартал | | | информационного | регламентов информационного | эксплуатацию | 2006 г. | | | обмена данными | взаимодействия, | информационной системы, | | | | экологического | автоматизация | обеспечивающий | | | | контроля между | информационного | информационное | | | | Главным управлением | взаимодействия между | взаимодействие | | | | МЧС России | Главным управлением МЧС | | | | | по городу Москве | России по г. Москве | | | | | и ГПУ | и ГПУ "Мосэкомониторинг", | | | | | "Мосэкомониторинг" | обеспечение информационного | | | | | | обмена | | | | | | информационно- | | | | | | коммуникационными | | | | | | технологиями | | | |---|----------------------|-----------------------------|-----------------------------|----------------| |4. | Организация | Разработка программного | Автоматизированное | III квартал | | | регулярного | обеспечения, | поступление информации | 2006 г. | | | автоматизированного | предусматривающего | о качестве сточных вод, | | | | поступления данных | автоматизированную передачу | выявление превышений | | | | субъектов | данных от ГУП "Мосводосток" | установленных нормативов | | | | локального | в ГПУ "Мосэкомониторинг" | по сбросам загрязняющих | | | | экологического | | веществ и ведение базы | | | | мониторинга | | данных по сбросам | | | | о состоянии сточных | | загрязняющих веществ | | | | вод в электронной | | | | | | форме <*> | | | | |---|----------------------|-----------------------------|-----------------------------|----------------| |5. | Обеспечение | Разработка соответствующего | Возможность пользования | В течение | | | городских | программного обеспечения | базами данных о состоянии | всего периода | | | организаций данными | и решение технических | природных сред города | | | | Единого городского | вопросов подключения | Москвы с использованием | | | | фонда | городских организаций | информационно- | | | | | к Единому информационно- | коммуникационных сетей | | | | | аналитическому центру | | | | | | экологического мониторинга | | | |---|----------------------|-----------------------------|-----------------------------|----------------| |6. | Автоматизация | Разработка форм | Снижение времени | III квартал | | | выдачи отчетов | представления отчетов | на подготовку бюллетеней, | 2006 г. | | | и справок | и справок и создание | отчетов и справок Единого | | | | | необходимого программного | фонда данных | | | | | обеспечения | экологического | | | | | | мониторинга | | |---|----------------------|-----------------------------|-----------------------------|----------------| |7. | Анализ вклада | Проведение | Оценка влияния наиболее | III квартал | | | водовыпусков | научно-исследовательской | значимых водовыпусков, | 2006 г. | | | системы водостока | работы по оценке | создание информационной | | | | и поверхностного | протяженности влияния | основы для анализа | | | | стока | наиболее значимых | результатов данных | | | | в формирование | водовыпусков на состояние | мониторинга | | | | загрязнения | реки Москвы и ее притоков | | | | | р. Москвы и ее | | | | | | притоков | | | | | | и разработка | | | | | | методики проведения | | | | | | анализа причин | | | | | | динамики данных | | | | | | экологического | | | | | | мониторинга водных | | | | | | объектов | | | | |---|----------------------|-----------------------------|-----------------------------|----------------| |8. | Подготовка и выдача | Ежедневное прогнозирование | Информирование населения, | В течение | | | прогноза | содержания загрязняющих | Главного управления МЧС | всего периода | | | загрязнения | веществ в атмосферном | России по городу Москве, | | | | атмосферного | воздухе | ТУ Роспотребнадзора | | | | воздуха на сутки | | по г. Москве о возможных | | | | вперед | | превышениях установленных | | | | | | норм содержания | | | | | | загрязняющих веществ | | | | | | в атмосферном воздухе | | |---|----------------------|-----------------------------|-----------------------------|----------------| |9. | Прогноз загрязнения | Разработка методики | Создание информационной | IV квартал | | | атмосферного | и программного обеспечения | основы для информирования | 2006 г. | | | воздуха приземным | прогнозирования содержания | населения, Главного | | | | озоном | озона | управления МЧС России | | | | | | по г. Москве, | | | | | | ТУ Роспотребнадзора | | | | | | по г. Москве о возможных | | | | | | превышениях установленных | | | | | | норм содержания озона | | | | | | в атмосферном воздухе | | --------------------------------------------------------------------------------------------------------- Примечание. Государственным заказчиком работ по Программе является Департамент природопользования и охраны окружающей среды. Все мероприятия раздела осуществляются в рамках ГЦП "Электронная Москва" раздела "Отраслевые информационные системы". 10.3. Ресурсное обеспечение мероприятий раздела ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |N | Наименование |Объемы и источники финансирования, тыс. руб. |Итого | Исполнитель | |п/п | мероприятия |---------------------------------------------------------------------| | | | | |Городской бюджет |ЦБТЭФ |Привл. | | | | | |---------------------------|----------------------------|средства | | | | | |НИОКР |ПИР |Кап. |Текущие |НИОКР |ПИР |Кап. |Текущие | | | | | | | | |вл. |расходы | | |вл. |расходы | | | | |----|---------------------|------|-----|-----|--------|------|-----|-----|---------|------------|------|---------------------| |1 | Организация | | | | | | | | |Собственные | | Организации | | | передачи данных | | | | | | | | |средства | | определяются | | | от существующих | | | | | | | | |предприятий | | предприятиями - | | | систем непрерывных | | | | | | | | | | | субъектами | | | измерений выбросов | | | | | | | | | | | локального | | | предприятий | | | | | | | | | | | экологического | | | | | | | | | | | | | | мониторинга | |----|---------------------|------|-----|-----|--------|------|-----|-----|---------|------------|------|---------------------| |2 | Автоматизация | | | | | | | | 650| | 650| Определяется | | | информационного | | | | | | | | | | | по конкурсу | | | обмена данными | | | | | | | | | | | | | | экологического | | | | | | | | | | | | | | контроля между | | | | | | | | | | | | | | Главным | | | | | | | | | | | | | | управлением МЧС | | | | | | | | | | | | | | России по городу | | | | | | | | | | | | | | Москве и ГПУ | | | | | | | | | | | | | | "Мосэкомониторинг" | | | | | | | | | | | | |----|---------------------|------|-----|-----|--------|------|-----|-----|---------|------------|------|---------------------| |3 | Организация | | | | | | | | 650| | 650| Определяется | | | регулярного | | | | | | | | | | | по конкурсу | | | автоматизированного | | | | | | | | | | | | | | поступления данных | | | | | | | | | | | | | | субъектов | | | | | | | | | | | | | | локального | | | | | | | | | | | | | | экологического | | | | | | | | | | | | | | мониторинга | | | | | | | | | | | | | | о состоянии сточных | | | | | | | | | | | | | | вод в электронной | | | | | | | | | | | | | | форме | | | | | | | | | | | | |----|---------------------|------|-----|-----|--------|------|-----|-----|---------|------------|------|---------------------| |4 | Опытная | | | | | | | | 4000| | 4000| ГПУ | | | эксплуатация | | | | | | | | | | | "Мосэкомониторинг" | | | Единого городского | | | | | | | | | | | | | | фонда данных | | | | | | | | | | | | | | экологического | | | | | | | | | | | | | | мониторинга | | | | | | | | | | | | | | (на стадии | | | | | | | | | | | | | | создания) | | | | | | | | | | | | |----|---------------------|------|-----|-----|--------|------|-----|-----|---------|------------|------|---------------------| |5 | Обеспечение ввода | | | | | | | | 700| | 700| ГПУ | | | в опытную | | | | | | | | | | | "Мосэкомониторинг" | | | эксплуатацию | | | | | | | | | | | | | | информационной | | | | | | | | | | | | | | системы, | | | | | | | | | | | | | | обеспечивающей | | | | | | | | | | | | | | формирование | | | | | | | | | | | | | | Единого городского | | | | | | | | | | | | | | фонда данных | | | | | | | | | | | | | | экологического | | | | | | | | | | | | | | мониторинга | | | | | | | | | | | | |----|---------------------|------|-----|-----|--------|------|-----|-----|---------|------------|------|---------------------| |6 | Автоматизация | | | | | | | | 500| | 500| Определяется | | | выдачи отчетов | | | | | | | | | | | по конкурсу | | | и справок (в рамках | | | | | | | | | | | | | | создания | | | | | | | | | | | | | | информационной | | | | | | | | | | | | | | системы) | | | | | | | | | | | | |----|---------------------|------|-----|-----|--------|------|-----|-----|---------|------------|------|---------------------| |7 | Анализ вклада | | | | | 600| | | | | 600| Определяется | | | водовыпусков | | | | | | | | | | | по конкурсу | | | системы водостока | | | | | | | | | | | | | | и поверхностного | | | | | | | | | | | | | | стока | | | | | | | | | | | | | | в формирование | | | | | | | | | | | | | | загрязнения | | | | | | | | | | | | | | р. Москвы | | | | | | | | | | | | | | и ее притоков | | | | | | | | | | | | | | и разработка | | | | | | | | | | | | | | методики проведения | | | | | | | | | | | | | | анализа причин | | | | | | | | | | | | | | динамики данных | | | | | | | | | | | | | | экологического | | | | | | | | | | | | | | мониторинга водных | | | | | | | | | | | | | | объектов | | | | | | | | | | | | |----|---------------------|------|-----|-----|--------|------|-----|-----|---------|------------|------|---------------------| |8 | Подготовка и выдача | | | | | | | | 100| | 100| ГПУ | | | прогноза | | | | | | | | | | | "Мосэкомониторинг", | | | загрязнения | | | | | | | | | | | АНО "Гидрометеобюро | | | атмосферного | | | | | | | | | | | Москвы и Московской | | | воздуха на сутки | | | | | | | | | | | области" | | | вперед | | | | | | | | | | | | |----|---------------------|------|-----|-----|--------|------|-----|-----|---------|------------|------|---------------------| |9 | Подготовка | | | | | | | | 100| | 100| ГПУ | | | и прогноз | | | | | | | | | | | "Мосэкомониторинг", | | | загрязнения | | | | | | | | | | | АНО "Гидрометеобюро | | | атмосферного | | | | | | | | | | | Москвы и Московской | | | воздуха приземным | | | | | | | | | | | области" | | | озоном | | | | | | | | | | | | |----|---------------------|------|-----|-----|--------|------|-----|-----|---------|------------|------|---------------------| | | Итого | | | | | 600| | | 6700| | 7300| | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 11. Предоставление информации пользователям 11.1. Существующее состояние. Основные цели и задачи В настоящее время в соответствии с действующими соглашениями о взаимодействии предоставление экологической информации в регулярном порядке осуществляется территориальному управлению Роспотребнадзора города Москвы, Центру организации дорожного движения, префектурам административных округов, Главному управлению МЧС России по городу Москве, ГУП "НИиПИ Генплана Москвы", органам исполнительной власти города Москвы, а также по запросам и поручениям Правительства Москвы. Для повышения эффективности использования данных экологического мониторинга подписаны соглашения с префектурами административных округов и городскими организациями о взаимодействии в области экологического мониторинга. Действует соглашение об информационном взаимодействии между НПО "Радон" и ГПУ "Мосэкомониторинг". В ТУ Роспотребнадзора города Москвы регулярно представляются ряды данных о загрязнении атмосферного воздуха, получаемые с автоматических станций контроля загрязнения воздуха. Населению города Москвы экологическая информация предоставляется по нескольким каналам: через сеть электронных городских табло (6 электронных табло в центральной части города), печатные средства массовой информации, телевидение (по каналу Метео-ТВ ежедневно идут два эфира). На сайте ГПУ "Мосэкомониторинг" ежедневно публикуется пресс-релиз об уровнях загрязнения атмосферного воздуха в различных районах города. Для реализации всех положений Закона города Москвы от 20.10.2004 "Об экологическом мониторинге в городе Москве" в части обязательного использования данных мониторинга необходима существенная корректировка системы предоставления данных экологического мониторинга. В первую очередь, это касается необходимости существенного расширения каналов предоставления данных экологического мониторинга населению. С другой стороны, законодательством предусмотрено использование данных экологического мониторинга, в том числе при осуществлении планирования хозяйственной и иных видов деятельности, предпроектная и проектная документация по которым представляется на согласование уполномоченному органу о соответствии экологическим требованиям, при разработке планов городской застройки, планировании развития транспортного комплекса и разработке схем организации дорожного движения. Это требует новых подходов к предоставлению экологической информации. Основной целью мероприятий раздела является обеспечение доступности экологической информации и создание системы эффективного информационного обеспечения принимаемых в городе хозяйственных решений. Основными мероприятиями раздела являются: 1. Разработка, выпуск и рассылка органам исполнительной власти г. Москвы бюллетеней о состоянии атмосферного воздуха, поверхностных водных объектов, почв, уровней шума, опасных геологических процессов, состоянии зеленых насаждений и по данным радиоэкологического мониторинга. 2. Ежемесячное предоставление данных о загрязнении атмосферного воздуха города Москвы в уполномоченные городские организации для осуществления ведения социально-гигиенического мониторинга. 3. Предоставление экстренной информации Главному управлению МЧС России по городу Москве. 4. Обеспечение предоставления справки Единого фонда данных экологического мониторинга проектным организациям, осуществляющим разработку градостроительной документации. 5. Предоставление экологической информации населению. 11.2. Основные мероприятия раздела. Ожидаемые результаты 11.2.1. Разработка, выпуск и рассылка органам исполнительной власти города Москвы бюллетеней о состоянии атмосферного воздуха, поверхностных водных объектов, почв, уровней шума, опасных геологических процессов, состоянии зеленых насаждений и по данным радиоэкологического мониторинга Закон города Москвы от 20.10.2004 N 65 "Об экологическом мониторинге в городе Москве" предусматривает обязательное использование данных экологического мониторинга в том числе при планировании хозяйственной и иных видов деятельности, при разработке природоохранных мероприятий, при создании озелененных территорий и т.д., практически это означает необходимость использования данных экологического мониторинга при разработке целевых городских программ, распорядительных документов Правительства Москвы, планов работ префектур. В целях исполнения данного положения Закона "Об экологическом мониторинге в городе Москве" информирование исполнительной власти города Москвы включает в себя следующие мероприятия: 1. Выпуск и рассылка ежеквартальных и годового бюллетеней о состоянии атмосферного воздуха и поверхностных водных объектов. 2. Разработка макетов, выпуск и рассылка годовых бюллетеней о состоянии почв и почвогрунтов, опасных геологических процессов, уровнях шума на городских территориях, состоянии зеленых насаждений. 11.2.2. Ежемесячное предоставление данных о загрязнении атмосферного воздуха города Москвы для осуществления ведения социально-гигиенического мониторинга В соответствии с Законом города Москвы от 20.10.2004 N 65 "Об экологическом мониторинге в городе Москве" использование данных экологического мониторинга является обязательным при оценке воздействия загрязнения окружающей среды на здоровье людей при осуществлении социально-гигиенического мониторинга. В целях исполнения данного положения Закона предусмотрены ежемесячное комплектование данных о загрязнении атмосферного воздуха, полученных с автоматических станций контроля загрязнения атмосферного воздуха, и передача их по каналам электронной связи в территориальное управление Роспотребнадзора города Москвы, территориальные отделы территориального управления Роспотребнадзора города Москвы, филиалы ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве". 11.2.3. Предоставление экстренной информации Главному управлению МЧС России по городу Москве Экстренная информация - незамедлительно передаваемая информация об опасных природных явлениях, о фактических и прогнозируемых резких изменениях погоды и загрязнения окружающей природной среды, которые могут угрожать жизни и здоровью населения и наносить ущерб окружающей среде. Незамедлительное предоставление Главному управлению МЧС России по городу Москве экстренной информации включает в себя проведение анализа данных мониторинга природных сред, анализ условий рассеивания загрязняющих веществ, моделирование распространения загрязняющих веществ и оперативное предоставление по электронным каналам связи информации о фактических или прогнозируемых существенных превышениях установленных нормативов. 11.2.4. Предоставление заключений обследований уровней шума на территориях города Заключения о превышении уровней шума на территориях, прилегающих к строительным площадкам, предоставляются в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы для подготовки обращений в префектуры административных округов об отзыве разрешений на проведение строительных работ в ночное время. Заключения об уровнях шума на городских территориях предоставляются в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы для подготовки экологических требований о проведении шумозащитных мероприятий. 11.2.5. Предоставление данных мониторинга почв и почвогрунтов Данные мониторинга почв и почвогрунтов на участках уложения ввезенных или произведенных в Москве почвогрунтов предоставляются в Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы по мере их поступления с целью информирования о качестве почвогрунтов, применяемых при озеленительных и благоустроительных работах. Данные мониторинга почв на территориях промышленных предприятий, подлежащих перебазированию или ликвидации, предоставляются в Городскую комиссию по перебазированию, реформированию, ликвидации предприятий, организаций, расположенных на территории города Москвы, для учета при расчете суммы затрат по перебазированию и ликвидации предприятий. 11.2.6. Обеспечение предоставления справки единого фонда данных экологического мониторинга проектным организациям, осуществляющим разработку градостроительной документации Закон города Москвы от 20.10.2004 N 65 "Об экологическом мониторинге в городе Москве" предусматривает обязательное использование данных Единого городского фонда данных экологического мониторинга при разработке планов городской застройки, при планировании хозяйственной и иных видов деятельности. Настоящим постановлением Правительства Москвы предписывается обязательное включение в состав градостроительной документации о градостроительном планировании, для градостроительных объектов и обоснования инвестиций при реорганизации, перебазировании и реформировании предприятий справки Единого городского фонда данных экологического мониторинга. Предоставление справки Единого городского фонда данных экологического мониторинга включает в себя: - разработку автоматизированной системы подготовки справки Единого фонда данных экологического мониторинга; - регулярные работы по подготовке, предоставлению и учету справок, проводимые по заявкам проектных организаций. 11.2.7. Предоставление экологической информации населению Предоставление экологической информации населению осуществляется в рамках Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Закона города Москвы от 20.10.2004 N 65 "Об экологическом мониторинге в городе Москве". В перечень каналов предоставления экологической информации населению по сравнению с текущей ситуацией включены электронные табло в супермаркетах, самостоятельный информационный ролик на телеканале Метео-ТВ, информационные сообщения на канале ТВЦ. Предоставление экологической информации населению включает в себя следующие мероприятия: - предоставление экологической информации через сеть городских электронных табло (18 электронных табло); - предоставление экологической информации через электронные табло в супермаркетах; - предоставление экологической информации через печатные средства массовой информации; - размещение информации о загрязнении атмосферного воздуха на канале ТВЦ; - размещение информации о загрязнении атмосферного воздуха на телеканалах в новостных рубриках и прогнозе погоды; - размещение информации о загрязнении атмосферного воздуха на канале Метео-ТВ; - предоставление экологической информации через Интернет. Предоставление экологической информации через Интернет осуществляется путем размещения на сайте ГПУ "Мосэкомониторинг" оперативных данных о состоянии атмосферного воздуха, актуальных данных о состоянии водных объектов, почв, рейдов передвижной экологической лаборатории по контролю загрязнения воздуха и уровней шума на территориях города. Работы по данному мероприятию включают в себя организацию работы сайта ГПУ "Мосэкомониторинг" в соответствии с требованиями Концепции Системы городских порталов, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 14 июня 2005 г. N 439-ПП "О дальнейшем проведении работ по созданию Московского городского портала". 11.2.9. Сводный перечень мероприятий раздела --------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |N | Мероприятие | Содержание мероприятия | Ожидаемый результат | Сроки | |п/п | | | | реализации | |-----|---------------------------|---------------------------------|-------------------------|---------------| |1. | Разработка и выпуск | 1.1. Разработка макетов годовых | Информационное | В течение | | | бюллетеней о состоянии | бюллетеней о состоянии почв, | обеспечение подготовки | всего периода | | | атмосферного воздуха, | уровней шума, опасных | доклада о состоянии | | | | поверхностных водных | геологических процессов, | окружающей среды | | | | объектов, почв, уровней | зеленых насаждений. | в городе Москве. | | | | шума, опасных | 1.2. Разработка, тиражирование | Информационное | | | | геологических процессов, | и рассылка: | обеспечение | | | | зеленых насаждений | - ежеквартальных и ежегодного | при осуществлении | | | | и по данным | бюллетеней о состоянии | планирования | | | | радиоэкологического | атмосферного воздуха; | хозяйственной и иных | | | | мониторинга | - ежеквартальных и ежегодного | видов деятельности | | | | | бюллетеней о состоянии | | | | | | поверхностных водных объектов; | | | | | | - ежегодного бюллетеня | | | | | | об уровнях шума; | | | | | | - ежегодного бюллетеня | | | | | | о состоянии городских почв; | | | | | | - ежегодного бюллетеня | | | | | | о состоянии зеленых насаждений; | | | | | | - ежегодного бюллетеня | | | | | | о радиоэкологическом состоянии | | | | | | городских территорий | | | |-----|---------------------------|---------------------------------|-------------------------|---------------| |2. | Ежемесячное | Комплектация рядов измерений | Ведение | В течение | | | предоставление данных | и отправка их по электронным | социально- | всего периода | | | о загрязнении | каналам связи в территориальное | гигиенического | | | | атмосферного воздуха | управление Роспотребнадзора | мониторинга | | | | города Москвы в | г. Москвы, территориальные | | | | | уполномоченные городские | отделы территориального | | | | | организации для | управления Роспотребнадзора | | | | | осуществления ведения | г. Москвы, филиалы ФГУЗ "Центр | | | | | социально-гигиенического | гигиены и эпидемиологии | | | | | мониторинга | в г. Москве" | | | |-----|---------------------------|---------------------------------|-------------------------|---------------| |3. | Предоставление экстренной | Оповещение Главного управления | Оперативное | При | | | информации Главному | МЧС России по г. Москве. | реагирование | возникновении | | | управлению МЧС России | Комплектация рядов данных | на аварийные ситуации | аварийных | | | по городу Москве | и отправка их по электронным | в городе, связанные | ситуаций | | | | каналам связи | с ухудшением | | | | | | экологической | | | | | | обстановки | | |-----|---------------------------|---------------------------------|-------------------------|---------------| |4. | Предоставление справки | Подготовка справки Единого | Разработка | В течение | | | Единого фонда данных | фонда данных экологического | обоснованных | всего периода | | | экологического | мониторинга по заявкам | экологических | | | | мониторинга НИиПИ | проектных организаций, НИиПИ | требований на стадии | | | | Генплана Москвы и другим | Генплана Москвы | градостроительного | | | | проектным организациям, | | планирования и их учет | | | | осуществляющим разработку | | в градостроительной | | | | градостроительной | | документации. | | | | документации за счет | | Учет данных | | | | средств бюджета города | | экологического | | | | Москвы | | мониторинга при | | | | | | разработке раздела | | | | | | "Охрана окружающей | | | | | | среды" | | | | | | градостроительной | | | | | | документации | | |-----|---------------------------|---------------------------------|-------------------------|---------------| |5. | Предоставление | Ежедневная актуализация | Информирование | В течение | | | экологической информации | информационных роликов | населения о текущем | всего периода | | | через сеть городских | и их отправка операторам | состоянии атмосферного | | | | электронных табло | электронных табло | воздуха и прогнозе | | | | (18 электронных табло) | | | | |-----|---------------------------|---------------------------------|-------------------------|---------------| |6. | Предоставление | Ежедневная актуализация | Информирование | В течение | | | экологической информации | информационных роликов | населения о текущем | всего периода | | | через электронные табло | и их отправка операторам | состоянии атмосферного | | | | в супермаркетах | электронных табло | воздуха и прогнозе | | | | | в супермаркетах с учетом | | | | | | их территориальной привязки. | | | | | | Создание информационных роликов | | | | | | для трансляции электронных | | | | | | табло в супермаркетах. | | | | | | Автоматизация рассылки | | | | | | информационных роликов | | | | | | операторам электронных табло | | | |-----|---------------------------|---------------------------------|-------------------------|---------------| |7. | Предоставление | Ежедневная подготовка | Информирование | В течение | | | экологической информации | пресс-релизов и отправка | населения о текущем | всего периода | | | через печатные средства | информационным агентствам | состоянии атмосферного | | | | массовой информации | и печатным СМИ | воздуха и прогнозе | | |-----|---------------------------|---------------------------------|-------------------------|---------------| |8. | Размещение информации | Ежедневная подготовка | Информирование | В течение | | | о загрязнении | пресс-релизов и отправка | населения о текущем | всего периода | | | атмосферного воздуха | на канал ТВЦ для озвучивания | состоянии атмосферного | | | | на канале ТВЦ | в рубрике "Прогноз погоды" | воздуха и прогнозе | | |-----|---------------------------|---------------------------------|-------------------------|---------------| |9. | Размещение информации | Ежедневная подготовка | Расширение каналов | В течение | | | о загрязнении | пресс-релизов и отправка | предоставления | всего периода | | | атмосферного воздуха | на различные телеканалы | экологической | | | | на телеканалах | | информации населению | | | | в новостных рубриках | | | | | | и прогнозе погоды | | | | |-----|---------------------------|---------------------------------|-------------------------|---------------| |10. | Размещение информации | Подготовка макета предоставления| Информирование | В течение | | | о загрязнении | экологической информации | населения о текущем | всего периода | | | атмосферного воздуха | с использованием | состоянии атмосферного | | | | на канале Метео-ТВ | картографических материалов | воздуха и прогнозе | | | | | на телеканале Метео-ТВ. | | | | | | Создание информационного | | | | | | ролика, отображающего | | | | | | экологическую информацию | | | | | | в наглядной форме, | | | | | | для трансляции на канале | | | | | | Метео-ТВ. | | | | | | Автоматизация ежедневной | | | | | | актуализации информационного | | | | | | ролика. | | | | | | Ежедневная актуализация | | | | | | информационного ролика | | | | | | и подготовка пресс-релиза | | | | | | о состоянии атмосферного | | | | | | воздуха и отправка на канал | | | | | | Метео-ТВ для освещения | | | | | | состояния атмосферного воздуха | | | | | | в отдельной рубрике | | | |-----|---------------------------|---------------------------------|-------------------------|---------------| |11. | Предоставление | Предоставление актуальной | Информирование | В течение | | | экологической информации | информации о состоянии | населения о текущем | всего периода | | | через Интернет | атмосферного воздуха по данным | состоянии атмосферного | | | | | всех АСКЗА по всем измеряемым | воздуха, поверхностных | | | | | веществам через сайт ГПУ | водных объектов, почв, | | | | | "Мосэкомониторинг". | рейдах передвижной | | | | | Ежедневная подготовка | лаборатории, уровнях | | | | | аналитической информации | шума | | | | | о состоянии атмосферного | | | | | | воздуха на различных | | | | | | территориях города и размещение | | | | | | на сайте ГПУ | | | | | | "Мосэкомониторинг". | | | | | | Ежеквартальная подготовка | | | | | | информации о состоянии водных | | | | | | объектов, рейдах передвижной | | | | | | лаборатории и размещение | | | | | | на сайтах Департамента и ГПУ | | | | | | "Мосэкомониторинг". | | | | | | Подготовка годовой информации | | | | | | о состоянии почв, уровнях шума | | | | | | и размещение на сайтах | | | | | | Департамента и ГПУ | | | | | | Мосэкомониторинг. | | | | | | Рассылка подготовленной | | | | | | информации по информационным | | | | | | ресурсам Интернет. | | | | | | Организация работы сайта | | | | | | ГПУ "Мосэкомониторинг" | | | | | | в соответствии с требованиями | | | | | | Концепции Системы городских | | | | | | порталов | | | --------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 11.3. Ресурсное обеспечение мероприятий раздела ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |N | Наименование |Объемы и источники финансирования, тыс. руб. |Итого | Исполнитель | |п/п | мероприятия |--------------------------------------------------------------------| | | | | |Городской бюджет |ЦБТЭФ |Привл. | | | | | |----------------------------|-----------------------------|средства | | | | | |НИОКР |ПИР |Кап. |Текущие |НИОКР |ПИР |Кап. |Текущие | | | | | | | | |вл. |расходы | | |вл. |расходы | | | | |----|---------------------|-------|-----|-----|--------|------|-----|------|---------|---------|------|-------------------------| |1 | Разработка и выпуск | | | | | | | | 1000| | 1000| ГПУ "Мосэкомониторинг" | | | бюллетеней | | | | | | | | | | | | | | о состоянии | | | | | | | | | | | | | | атмосферного | | | | | | | | | | | | | | воздуха, | | | | | | | | | | | | | | поверхностных | | | | | | | | | | | | | | водных объектов, | | | | | | | | | | | | | | почв, уровней шума, | | | | | | | | | | | | | | опасных | | | | | | | | | | | | | | геологических | | | | | | | | | | | | | | процессов, зеленых | | | | | | | | | | | | | | насаждений | | | | | | | | | | | | | | (14 бюллетеней) | | | | | | | | | | | | |----|---------------------|-------|-----|-----|--------|------|-----|------|---------|---------|------|-------------------------| |2 | Предоставление | | | | | | | | 500| | 500| ГПУ "Мосэкомониторинг" | | | экологической | | | | | | | | | | | | | | информации через | | | | | | | | | | | | | | сеть городских | | | | | | | | | | | | | | электронных табло | | | | | | | | | | | | | | и электронных табло | | | | | | | | | | | | | | в супермаркетах | | | | | | | | | | | | |----|---------------------|-------|-----|-----|--------|------|-----|------|---------|---------|------|-------------------------| |3 | Предоставление | | | | | | | | 230| | 230| ГПУ "Мосэкомониторинг" | | | экологической | | | | | | | | | | | | | | информации через | | | | | | | | | | | | | | печатные средства | | | | | | | | | | | | | | массовой информации | | | | | | | | | | | | |----|---------------------|-------|-----|-----|--------|------|-----|------|---------|---------|------|-------------------------| |4 | Размещение | | | | | | | | 230| | 230| ГПУ "Мосэкомониторинг" | | | информации | | | | | | | | | | | | | | о загрязнении | | | | | | | | | | | | | | атмосферного | | | | | | | | | | | | | | воздуха на канале | | | | | | | | | | | | | | ТВЦ | | | | | | | | | | | | |----|---------------------|-------|-----|-----|--------|------|-----|------|---------|---------|------|-------------------------| |5 | Регулярная | | | | | | | | 360| | 360| ГПУ "Мосэкомониторинг" | | | подготовка | | | | | | | | | | | | | | и размещение | | | | | | | | | | | | | | информации | | | | | | | | | | | | | | о загрязнении | | | | | | | | | | | | | | атмосферного | | | | | | | | | | | | | | воздуха на канале | | | | | | | | | | | | | | Метео-ТВ | | | | | | | | | | | | |----|---------------------|-------|-----|-----|--------|------|-----|------|---------|---------|------|-------------------------| | | Итого | | | | | | | | 2320| | 2320| | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 12. Ресурсное обеспечение Программных мероприятий ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |N | Наименование |Объемы и источники финансирования, тыс. руб. | Итого | |п/п | раздела |----------------------------------------------------------------------------| | | | |Городской бюджет |ЦБТЭФ |Привл. | | | | |---------------------------|----------------------------------|средства | | | | |НИОКР |ПИР |Кап. |Текущие |НИОКР |ПИР |Кап. |Текущие | | | | | | | |вл. |расходы | | |вл. |расходы | | | |----|---------------------|------|-----|-----|--------|-------|--------|--------|--------|-------------|---------------| |1. | Мониторинг | | | | 15422,7| | | 20260,0| 5330,0| | 41012,7 | | | атмосферного | | | | | | | | | | | | | воздуха | | | | | | | | | | | |----|---------------------|------|-----|-----|--------|-------|--------|--------|--------|-------------|---------------| |2. | Мониторинг | | | | | | | | 3000,0|Собственные | 3000,0,| | | выбросов | | | | | | | | |средства | а также | | | промышленных | | | | | | | | |предприятий | собственные | | | предприятий | | | | | | | | | | средства | | | | | | | | | | | | | предприятий | |----|---------------------|------|-----|-----|--------|-------|--------|--------|--------|-------------|---------------| |3. | Обеспечение сбора | | | | | | 1000,0| | 650,0| | 1650,0 | | | информации | | | | | | | | | | | | | о качестве сточных | | | | | | | | | | | | | и природных вод | | | | | | | | | | | |----|---------------------|------|-----|-----|--------|-------|--------|--------|--------|-------------|---------------| |4. | Мониторинг почв | | | | | 2000,0| | | 5550,0| | 7550,0 | |----|---------------------|------|-----|-----|--------|-------|--------|--------|--------|-------------|---------------| |5. | Мониторинг | | | | 6650,0| | | | | | 6650,0 | | | состояния зеленых | | | | | | | | | | | | | насаждений | | | | | | | | | | | |----|---------------------|------|-----|-----|--------|-------|--------|--------|--------|-------------|---------------| |6. | Мониторинг | | | | 8211,4| | | | | | 8211,4 | | | геоэкологических | | | | | | | | | | | | | процессов | | | | | | | | | | | |----|---------------------|------|-----|-----|--------|-------|--------|--------|--------|-------------|---------------| |7. | Мониторинг | | | | | 2500,0| | 3000,0| 3000,0| | 8500,0 | | | шумового | | | | | | | | | | | | | воздействия | | | | | | | | | | | |----|---------------------|------|-----|-----|--------|-------|--------|--------|--------|-------------|---------------| |8. | Информационно- | | | | | 600,0| | | 6700,0| | 7300,0 | | | аналитические | | | | | | | | | | | | | работы | | | | | | | | | | | |----|---------------------|------|-----|-----|--------|-------|--------|--------|--------|-------------|---------------| |9. | Предоставление | | | | | | | | 2320,0| | 2320,0 | | | информации | | | | | | | | | | | | | пользователям | | | | | | | | | | | |----|---------------------|------|-----|-----|--------|-------|--------|--------|--------|-------------|---------------| | | Итого | | | | 30284,1| 5100,0| 1000,0| 23260,0| 26550,0| | 86194,1 | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 13. Контроль за выполнением Программных мероприятий Организацию и управление всем комплексом работ по реализации Программных мероприятий осуществляет Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, являющийся государственным заказчиком - координатором предусмотренных мероприятий. Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы реализует функции государственного заказчика - координатора Программных мероприятий во взаимодействии с заинтересованными органами исполнительной власти города и по мере необходимости готовит предложения по корректировке перечня Программных мероприятий, уточнению отдельных его показателей. Государственный заказчик - координатор Программных мероприятий осуществляет контроль за ходом выполнения, а также представляет в срок до 1 марта 2006 года в установленном порядке отчет о реализации Программных мероприятий в Департамент экономической политики и развития города Москвы. Исполнители Программных мероприятий ежеквартально информируют Департамент природопользования и охраны окружающей среды о ходе их реализации, а после истечения срока их реализации должны будут проинформировать Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы о результатах выполнения мероприятий. Показатели, характеризующие выполнение Программных мероприятий, представлены в таблице 10. Таблица 10 ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ----------------------------------------------------------------------------------- | Наименование мероприятия | Целевой показатель/показатель выполнения | | | Программных мероприятий | |---------------------------------------------------------------------------------| | Мониторинг атмосферного воздуха | |---------------------------------------------------------------------------------| | Эксплуатация действующих | 100-процентный охват территории города контролем | | автоматических станций | за изменением динамики атмосферного воздуха, | | контроля качества | в т.ч. выявление в режиме реального времени | | атмосферного воздуха. | на всей территории города чрезвычайных ситуаций, | | Проведение рейдов | связанных с загрязнением атмосферного воздуха. | | передвижной | Непрерывные ряды измерений концентраций | | экологической лаборатории. | загрязняющих веществ на 39 пунктах при | | Отбор проб атмосферного | измерении от 8 до 22 загрязнителей. | | воздуха с последующим | Обеспечение круглосуточного реагирования на 100% | | лабораторным анализом | жалоб жителей, связанных с уровнем загрязнения | | на территориях, где | атмосферного воздуха. Информационное обеспечение | | отмечается повышенная | инспекторов по охране окружающей среды, | | заболеваемость | экологической милиции данными, необходимыми | | | для проведения проверок предприятий (источников | | | выбросов) и подготовки предписаний о нарушении | | | природоохранного законодательства. | | | Обоснованные перечни отдельных территорий города | | | (локусов), требующие разработки природоохранных | | | мероприятий | |-----------------------------|---------------------------------------------------| | Корректировка мест | 11 новых жилых микрорайонов, из которых поступает | | расположения автоматических | наибольшее число жалоб жителей на загрязнение | | станций контроля качества | воздуха, обеспеченных непрерывным круглосуточным | | атмосферного воздуха | контролем загрязняющих веществ, являющихся | | (11 АСКЗА). | индикаторами несанкционированных выбросов | | Дооснащение автоматических | промышленных предприятий | | станций контроля качества | | | атмосферного воздуха | | | (23 единицы) | | |-----------------------------|---------------------------------------------------| | Создание новых | Величина вклада города (в % и в показателях | | автоматических станций | массовой концентрации) в уровень загрязнения | | контроля качества | воздуха по 8 приоритетным загрязняющим веществам | | атмосферного воздуха | (оксид углерода, оксиды азота, диоксид серы, | | за чертой города | озон, углеводороды), позволяющая установить | | | предельную величину возможного снижения уровня | | | загрязнения воздуха, обусловленную вкладом | | | города. Установление загрязнителей, по которым | | | высокий уровень загрязнения связан | | | с региональным фоном, в связи с чем разработка | | | природоохранных мер на территории Москвы | | | не является приоритетным направлением | |-----------------------------|---------------------------------------------------| | Организация поступления | Фактические данные о распределении вертикального | | данных о вертикальном | уровня загрязнения воздуха (по 4 основным | | распределении загрязнения | загрязнителям) для обоснования строительства | | атмосферного воздуха | высотной застройки | |---------------------------------------------------------------------------------| | Мониторинг выбросов промышленных предприятий | |---------------------------------------------------------------------------------| | Разработка технических | Согласованные проекты систем локального | | требований по созданию | экологического мониторинга для 92 предприятий | | систем локального | города (в соответствии с приложением 3 | | экологического мониторинга. | к постановлению), суммарный вклад в загрязнение | | Проектирование и создание | которых составляет 40%, и создание систем | | систем локального | экологического мониторинга на 50% данных | | экологического мониторинга | предприятий. | | | Исключение случаев сверхлимитных выбросов | | | на 50% от числа предприятий, где предусмотрено | | | создание систем локального мониторинга выбросов. | | | Обеспечение фактических доказательств | | | сверхлимитных выбросов для информационного | | | обеспечения экологических инспекторов в работе | | | по устранению экологических правонарушений | |---------------------------------------------------------------------------------| | Обеспечение сбора и анализа информации о качестве сточных и природных вод | |---------------------------------------------------------------------------------| | Разработка проекта | Готовые для внедрения технические решения, | | сигнальных датчиков | позволяющие выявлять 100% всех | | на водовыпусках | несанкционированных сбросов в водовыпусках | | ГУП "Мосводосток" | с постоянным сбросом сточных вод в р. Москву | |---------------------------------------------------------------------------------| | Мониторинг почв | |---------------------------------------------------------------------------------| | Мониторинг качества почв | Охват всех функциональных зон во всех округах | | на основных площадках | города (за исключением территорий промышленных | | наблюдения. | площадок) контролем за изменением динамики | | Мониторинг качества почв | загрязнения почв. Непрерывные ряды измерений | | на временных площадках | концентраций загрязняющих веществ на 403 пунктах | | наблюдения | при измерении 12 загрязнителей, а также | | | на 150 временных пунктах. Перечни территорий, | | | являющихся очагами повышенного загрязнения почв | | | (в т.ч. в разрезе по загрязняющим веществам), | |