О ФОРМИРОВАНИИ МЕЖВУЗОВСКОЙ НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ". Приказ. Министерство образования РФ (Минобразование России). 12.10.00 2925

           О ФОРМИРОВАНИИ МЕЖВУЗОВСКОЙ НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ
       ПРОГРАММЫ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
               "СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

                                ПРИКАЗ

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                          12 октября 2000 г.
                                N 2925

                                (НЦПИ)


     С целью  создания  системы   открытого   образования   Российской
Федерации,  обеспечивающей  общенациональный  доступ к образовательным
ресурсам   на    основе    широкого    использования    информационных
образовательных   технологий,   в   соответствий   с  Планом  действий
Правительства Российской Федерации в  области  социальной  политики  и
модернизации экономики на 2000 - 2001 годы, утвержденным распоряжением
Правительства Российской  Федерации  от  26.07.2000  N  1072-р,  и  во
исполнение   Приказа   Минобразования  России  от  02.08.2000  N  2389
приказываю:
     1. Утвердить   следующую   структуру   органов   формирования   и
управления программы "Создание системы открытого  образования"  (далее
именуется программа):
     - руководящий совет программы;
     - управляющий комитет программы;
     - организаторы конкурса по подпрограммам;
     - экспертные комиссии.
     2. Возложить функции руководящего совета программы  на  президиум
Совета   по   дистанционному   обучению   в   сфере  профессионального
образования Министерства образования Российской Федерации,  созданного
Приказом Минобразования России от 24.08.2000 N 2489.
     3. Возложить   функции   управляющего   комитета   программы   на
управляющий   комитет   программы  "Научное,  научно  -  методическое,
материально  -  техническое  и  информационное   обеспечение   системы
образования",  созданный Приказами Минобразования России от 28.10.1999
N 659 и от 11.07.2000 N 2110.
     4. Утвердить структуру программы и перечень проектных заданий для
объявления конкурса (Приложение).
     5. Управлению информационных и образовательных  технологий  (А.А.
Полякову) в недельный срок:
     5.1. Опубликовать в печати объявление о конкурсе проектов  научно
- исследовательских,  опытно - конструкторских и технологических работ
по подпрограммам:
     (1) "Научное,  научно - методическое и информационное обеспечение
создания системы открытого образования";
     (2) "Создание системы открытого профессионального образования";
     (3) "Создание  федеральной   (национальной,   межрегиональной   и
муниципальной)   инфраструктуры   открытого   образования"  (в  рамках
формирования тематических планов  научно  -  исследовательских  работ,
проводимых  по  заданиям  Минобразования  России  и  финансируемых  из
средств федерального бюджета);
     (4) "Создание   единого   информационного   пространства   общего
среднего образования,  приоритетно  включая  малокомплектные  сельские
школы" (по отдельной программе).
     5.2. Представить   на   утверждение   кандидатуры   организаторов
конкурса   по   подпрограммам   "Научное,   научно  -  методическое  и
информационное обеспечение создания системы открытого  образования"  и
"Создание системы открытого профессионального образования".
     6. Возложить функции конкурсной комиссии на  управляющий  комитет
программы.
     7. Назначить председателем экспертной  комиссии  по  подпрограмме
(1)  "Научное,  научно  -  методическое  и  информационное обеспечение
создания  системы  открытого  образования"  В.П.  Тихомирова,  ректора
Московского  государственного  университета  экономики,  статистики  и
информатики.
     8. Назначить  председателем  экспертной  комиссии по подпрограмме
(2) "Создание системы открытого  профессионального  образования"  И.Б.
Федорова,    ректора    Московского    государственного   технического
университета им. Н.Э. Баумана.
     9. Председателям   экспертных   комиссий  В.П.  Тихомирову,  И.Б.
Федорову в недельный срок сформировать персональные составы экспертных
комиссий.
     10. Утвердить в качестве головной организации по подпрограмме (3)
"Создание федеральной (национальной,  межрегиональной и муниципальной)
инфраструктуры   открытого   образования"   Санкт   -    Петербургский
государственный  электротехнический  университет "ЛЭТИ" (ректор - Д.В.
Пузанков).
     11. Головной  организации  по  подпрограмме (3) (Д.В.  Пузанкову)
обеспечить до 10 ноября 2000 г.  представление в Управление развития и
планирования  научных исследований (М.Н.  Стриханову) согласованного с
Управлением  информационных   и   образовательных   технологий   (А.А.
Поляковым)  перечня  НИР  по подпрограмме в рамках тематических планов
вузов,  имеющих плановый объем финансирования по заданиям министерства
на  2001  год свыше 900 тыс.  рублей,  а также вузов,  имеющих меньший
плановый объем  финансирования,  но  заявивших  о  готовности  принять
участие в подпрограмме.
     12. Управлению планирования и развития научных исследований (М.Н.
Стриханову)  предусмотреть  при формировании плана финансирования НИР,
выполняемых вузами и  подведомственными  организациями  Минобразования
России, на 2001 год выделение средств на программу в соответствии с п.
3.1 Приказа Минобразования России от 02.08.2000 N 2389.
     13. Управлению  информационных и образовательных технологий (А.А.
Полякову) при проведении конкурса и  организации  работ  по  программе
"Научное,   научно   -   методическое,  материально  -  техническое  и
информационное обеспечение системы образования" предусмотреть на  2001
год  выделение  10%  средств от планового объема финансирования данной
программы на  подпрограмму  (1)  "Научное,  научно  -  методическое  и
информационное обеспечение создания системы открытого образования".
     14. Управлению  научно   -   инновационной   деятельности   (А.В.
Суворинову)  совместно  с Управлением информационных и образовательных
технологий (А.А.  Поляковым) при  проведении  конкурса  и  организации
работ  по программе "Научные исследования высшей школы по приоритетным
направлениям науки и техники" предусмотреть на 2001 год выделение  10%
средств   от  планового  объема  финансирования  данной  программы  на
подпрограмму  (2)  "Создание   системы   открытого   профессионального
образования".
     15. Управлению прогнозирования  и  развития  системы  образования
(В.М.  Зуеву) совместно с Управлением информационных и образовательных
технологий (А.А.  Поляковым) провести формирование заданий на НИОКР по
Федеральной  программе  развития  образования  на  2001  - 2002 годы с
учетом выделения согласованного объема  средств  на  подпрограмму  (1)
"Научное,  научно - методическое и информационное обеспечение создания
системы открытого образования".
     16. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

Министр образования
Российской Федерации
                                                         В.М. ФИЛИППОВ
12 октября 2000 г.
N 2925


                                                            Приложение

                                       к Приказу Минобразования России
                                               от 12 октября 2000 года
                                                                N 2925

                              СТРУКТУРА

        МЕЖВУЗОВСКОЙ НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ "СОЗДАНИЕ
          СИСТЕМЫ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ" НА 2001 - 2002 ГОДЫ

                               ВВЕДЕНИЕ

     Назначение. Межвузовская научно - техническая программа "Создание
системы   открытого   образования"   (далее   -   Программа)  является
организационной  основой  политики  Минобразования  России  в  области
стратегии   развития   образования.   Программа  определяет  стратегию
приоритетного  развития  системы   открытого   образования   во   всех
направлениях,   обеспечивая  ее  воплощение  в  проектах,  реализуемых
учебными заведениями различных регионов.  Программа может  включать  в
свой  состав  республиканские,  региональные  и  отраслевые  программы
развития образования,  которые учитывают национальные и  региональные,
социально - экономические,  экологические, культурные, демографические
и другие особенности и реализуют  мероприятия,  отнесенные  к  ведению
субъектов  Российской  Федерации,  органов  местного  самоуправления и
отраслевых ведомств.
     Финансирование Программы осуществляется за счет:
     - плановых средств федерального бюджета на  НИОКР  Минобразования
России;
     - бюджетов всех уровней,  необходимых для полноценного развития и
функционирования системы открытого образования;
     - дополнительного     целевого     финансирования      Программы,
обеспечивающего  реализацию  мероприятий  и  проектов,  нацеленных  на
решение первоочередных задач развития  системы  на  основе  достижений
науки и практики (инноваций).
     Государственный заказчик:  Министерство  образования   Российской
Федерации.
     Исполнители и     соисполнители.      Исполнителями      являются
государственные  образовательные  учреждения  и  научные  организации,
подведомственные  Минобразованию  России.   Соисполнителями   являются
заинтересованные  образовательные  учреждения  и  научные  организации
любой  ведомственной  подчиненности  и   формы   собственности.   Роль
системного   интегратора   работ   возлагается   на  ГосНИИ  системной
интеграции.
     Сроки реализации Программы: 2001 - 2005 годы.
     Главная цель Программы - создание системы  открытого  образования
(ОО),   обеспечивающей   общенациональный   доступ  к  образовательным
ресурсам путем широкого использования  информационных  образовательных
технологий  дистанционного  обучения  и на этой основе предоставляющей
условия для  наиболее  полной  реализации  гражданами  своих  прав  на
образование,  по  структуре  и  качеству  соответствующее потребностям
развития экономики и гражданского общества.

                    Система открытого образования

     Переход от индустриального к информационному обществу приводит  к
существенным изменениям во многих сферах человеческой деятельности,  в
частности:
     - меняется  характер  развития,  приобретения  и  распространения
знаний;
     - открываются  возможности  для  обновления содержания обучения и
методов преподавания;
     - расширяется доступ к высшему образованию;
     - изменяется роль преподавателя в  учебном  процессе  (постоянный
диалог, преобразовывающий информацию в знание и понимание).
     В этой связи в мире происходят глубинные и  объективные  процессы
формирования    единого   открытого   образовательного   пространства.
Создаются   специализированные   открытые   университеты    (например,
Каталонский  открытый  университет,  Британский открытый университет и
др.).  Поиск соответствующей организационной  структуры  и  учреждений
образования  (особенно  образования  взрослых),  которые обеспечили бы
переход от принципа "образование на всю жизнь" к принципу "образование
через всю жизнь" - важнейшая проблема XXI века.
     Обеспечение возможности  для  получения  высшего  образования   и
обучения  на  протяжении  всей  жизни,  предоставление  учащимся права
свободного выбора  места,  времени  и  технологий  обучения  в  рамках
системы ОО наряду с индивидуальным развитием и социальной мобильностью
позволяют  сохранять,  развивать  и  распространять   национальные   и
региональные,   международные   и  исторические  культуры  в  условиях
культурного  плюрализма,  содействовать  воспитанию  молодежи  в  духе
ценностей, составляющих основу демократической гражданственности.
     Открытость образования предполагает:
     - открытое  поступление  в высшее учебное заведение (как правило,
без анализа исходного  уровня  знаний,  без  вступительных  испытаний;
политика "открытых дверей");
     - открытое    планирование    обучения    (свобода    составления
индивидуальной образовательной траектории - модулей из системы учебных
курсов соответствующей программы);
     - свободу  выбора  преподавателя (определение того преподавателя,
который в наибольшей степени потенциально соответствует  потребностям,
особенно в дальнейшем,  когда обучение может перейти в образовательный
консалтинг);
     - свободу  в  выборе  времени,  ритма  и темпа обучения (прием на
обучение  в  течение  всего  года,  отсутствие  фиксированных   сроков
обучения);
     - свободу  в  выборе  места   обучения   (самостоятельный   выбор
территории обучения).
     Система открытого образования ориентирована:
     - на  массовость  и  общедоступность  независимо  от  социального
статуса,  территориального  расположения,  ограничения  в  гражданских
правах и т.п.;
     - обеспечение  широкого  доступа   к   национальным   и   мировым
образовательным ресурсам;
     - возможность    получения    второго    образования,    например
экономического  образования специалистами естественнонаучного профиля,
технического образования специалистами медицинского профиля и т.п.
     Система ОО должна стать таким социальным институтом,  который был
бы  способен  предоставить  человеку   разнообразные   образовательные
услуги,  позволяющие  учиться  непрерывно,  и  обеспечить  возможность
получения современного профессионального знания. Подобная система дает
возможность    каждому   обучаемому   выстроить   ту   образовательную
траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и
профессиональным способностям,  где бы территориально он ни находился.
В итоге должна быть  сформирована  ассоциация  (консорциум)  связанных
друг  с  другом  учебных  учреждений,  которая  обеспечивает  создание
пространства  образовательных  услуг,  взаимосвязь  и  преемственность
программ,  способных  удовлетворять  запросы  и потребности населения.
Таким образом создается возможность многомерного движения  специалиста
в  образовательно  -  профессиональном  пространстве,  развития  через
обучение    и    функционирование     постоянного     образовательного
профессионального консалтинга.
     Ключевым элементом   системы   ОО   является   специализированная
информационно  - образовательная среда (ИОС),  позволяющая реализовать
технологии дистанционного обучения.  ИОС представляет  собой  системно
организованную  совокупность  средств передачи данных,  информационных
ресурсов,  протоколов  взаимодействия,  аппаратно  -  программного   и
организационно   -   методического   обеспечения,  ориентированную  на
удовлетворение  образовательных  потребностей  пользователей.  Поэтому
именно открытое образование способно наиболее эффективно содействовать
подготовке  обучающихся  к  полноценному  участию  в  общественной   и
профессиональной   областях   деятельности   в  условиях  современного
информационного сообщества.
   При этом   следует  иметь  в  виду,  что  система  ОО  не  заменяет
традиционную систему образования, включающую жестко регламентированные
очную,  очно - заочную (вечернюю), заочную формы и экстернат, но уже в
настоящее время,  может существенно дополнить указанные формы. В то же
время,   технологии   дистанционного   обучения,  составляющие  основу
открытого образования,  успешно интегрируются и в  существующие  формы
образования,  прежде  всего  в заочное (заочно - дистанционная форма),
что в будущем может привести к конвергенции различных  форм  получения
образования.

             Принципы создания и функционирования системы
                        открытого образования

     Реализация государственной политики  России  в  части  расширения
возможностей   личности   для   получения   высшего  профессионального
образования  и  повышения  доступности   образования   широким   слоям
населения,  включая  русскоязычное население стран ближнего и дальнего
зарубежья,  неизбежно  приводит  к  необходимости  создания  открытого
образовательного   пространства,  существенно  дополняющего  структуру
существующей системы образования и позволяющего реализовать  парадигму
открытого образования.
     Создание перспективной системы образования, способной подготовить
российское общество в целом и каждого человека в отдельности к жизни в
условиях конкурентоспособной экономики,  - одна из важных и актуальных
проблем,  решение  которой  возможно  лишь  на  уровне государственной
политики.   Развитие   системы   образования   в   нынешних   условиях
определяется     необходимостью     непрерывного,    самостоятельного,
опережающего, распределенного и, конечно, открытого образования.
     При создании  системы  открытого образования должны быть в полной
мере использованы накопленные  в  российской  высшей  школе  научно  -
методический,  кадровый  и производственный потенциал,  информационные
ресурсы  и  технологии,  опыт  проведения   дистанционного   обучения,
существующая телекоммуникационная инфраструктура (универсальные каналы
связи) и организационные структуры высшей школы.
     Ведущая роль   в   формировании   системы  открытого  образования
принадлежит именно вузам,  поскольку  они,  являясь  составной  частью
системы   образования,   начинающейся   с   дошкольного  воспитания  и
начального образования и  продолжающейся  на  протяжении  всей  жизни,
должны:
     - вести  в  своих  стенах  соответствующую  работу,  чтобы   быть
компонентом этой системы и содействовать ее развитию;
     - работать  в  тесном  сотрудничестве  с   родителями,   школами,
учащимися, социально - экономическими группами и общинами;
     - оставить  открытым  доступ  для  тех,  кто  успешно  оканчивает
среднюю   школу   или   представляет  свидетельства,  необходимые  для
поступления, в любом возрасте и без какой бы то ни было дискриминации.
     Общее среднее образование при этом должно:
     - готовить квалифицированных  кандидатов  для  получения  высшего
образования путем развития у них способностей;
     - открывать путь к активной жизни путем предоставления подготовки
для самой различной работы.
     Должно быть  обеспечено  эффективное  объединение  усилий  вузов,
других  образовательных  учреждений и организаций в области создания и
внедрения в практику принципов открытого образования на основе:
     - требований государственного образовательного стандарта;
     - общих психолого - педагогических,  методических  и  технических
требований к учебно - методическим и информационным ресурсам ОО;
     - единых  требований  к   уровню   психолого   -   педагогической
компетентности) кадров системы ОО;
     - создания единой информационно - образовательной среды ОО;
     - объединения  бюджетных и внебюджетных источников финансирования
на развитие ОО в целом;
     - координации функционирования системы.
     Информационно - образовательная среда  (ИОС)  системы  ОО  должна
представлять   собой   совокупность   региональных   информационно   -
образовательных  сред,  объединяющих  в  своем   составе   виртуальные
представительства  учебных  заведений своего региона.  Единые принципы
построения региональных информационно - образовательных сред  позволят
проводить  каталогизацию  ресурсов  всей  среды на федеральном уровне,
осуществлять ее мониторинг  и  формировать  статистические  показатели
работы на различных уровнях.
     Согласованность работы всех компонентов среды  ОО  обеспечивается
рядом общесистемных соглашений,  охватывающих различные аспекты работы
системы ОО от организационных до форматов баз данных.
     В итоге   выполнения   Программы   должна  быть  создана  система
открытого     образования,     реализующая     следующие      принципы
функционирования:
     Децентрализация. Предоставление    образовательным    учреждениям
федерального   и  регионального  уровня  права  самостоятельно  решать
вопросы организации учебного процесса в системе ОО.  Создание  условий
взаимовыгодного обмена образовательными продуктами и услугами.
     Демократизация. Создание   равных   прав   всем   образовательным
учреждениям  в  решении  нормативно  -  правовых  вопросов  и вопросов
коммерциализации учебного процесса в системе ОО.
     Глобализация. Открытость  информационных  ресурсов  и организации
учебных процессов во  всех  точках  системы  ОО  на  WWW-серверах  для
глобального взаимодействия и обмена передовым опытом.
     Регионализация. Региональные    соглашения,     объединения     и
группировки  для  содействия  торговой  и  экономической  интеграции в
качестве средств усиления их конкурентоспособности.
     Непрерывность. Обеспечение   в   ОО   всех  уровней  образования,
принятых  в  системе  непрерывного  образования  России:   начального,
среднего, среднего профессионального, довузовской подготовки, высшего,
дополнительного, послевузовского.
     Интеграция. Создание  виртуальной  электронной библиотеки учебных
курсов, банков данных и баз знаний, распределенных по отраслям знания,
с защитой авторских прав.
     Структура Программы и  перечень  проектных  заданий  обеспечивают
взаимоувязанное решение всего многообразия проблем создания системы ОО
и обеспечивает создание реально действующей системы на  федеральном  и
региональном уровнях.

           СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ И ПЕРЕЧЕНЬ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАНИЙ

           I. Подпрограмма "Научное, научно - методическое
            и информационное обеспечение создания системы
                        открытого образования"

--------------------------------------------------------------------------------
|  N   |    Раздел        |   Подраздел       |       Проектные задания        |
| п/п  |                  |                   |                                |
|------|------------------|-------------------|--------------------------------|
| I.   | 1.1. Научное и   | 1.1.1.            | 1. Особенности     методологии |
|      | научно -         | Исследование      | преподавания         различных |
|      | методическое и   | влияния           | дисциплин с     использованием |
|      | концептуальное   | сетевых           | информационных технологий      |
|      | обеспечение      | информационных    |--------------------------------|
|      | функционирования | технологий на     | 2. Психолого  - педагогические |
|      | системы          | организацию       | принципы представления  знаний |
|      | открытого        | учебного          | в информационно              - |
|      | образования      | процесса и        | образовательной среде          |
|      |                  | формирование      |--------------------------------|
|      |                  | знаний            | 3. Образовательные стратегии в |
|      |                  |                   | ОО                             |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 4. Формы  и методы обеспечения |
|      |                  |                   | качества образования в системе |
|      |                  |                   | ОО                             |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 5. Педагогические  особенности |
|      |                  |                   | ОО для  различных   возрастных |
|      |                  |                   | групп             (непрерывное |
|      |                  |                   | образование)                   |
|------|------------------|-------------------|--------------------------------|
|      |                  | 1.1.2.            | 1. Вариативные учебные планы и |
|      |                  | Методическое      | программы в ОО                 |
|      |                  | обеспечение       |--------------------------------|
|      |                  | открытого         | 2. Разработка     методических |
|      |                  | образования       | рекомендаций для   организации |
|      |                  |                   | системы психолого            - |
|      |                  |                   | педагогической       поддержки |
|      |                  |                   | обучающегося                   |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 3. Учебные  планы  и программы |
|      |                  |                   | для подготовки  преподавателей |
|      |                  |                   | системы ОО                     |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 4. Типовые            методики |
|      |                  |                   | использования    интерактивных |
|      |                  |                   | средств в ОО                   |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 5. Создание федерального фонда |
|      |                  |                   | учебных курсов системы ОО      |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 6. Разработка      методологии |
|      |                  |                   | создания курсов дистанционного |
|      |                  |                   | обучения по        техническим |
|      |                  |                   | дисциплинам, основанной     на |
|      |                  |                   | проективной педагогике       и |
|      |                  |                   | продуктивных знаниях           |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 7. Создание виртуального фонда |
|      |                  |                   | физических,        химических, |
|      |                  |                   | биологических,  геометрических |
|      |                  |                   | и других  эффектов  и  явлений |
|      |                  |                   | для обеспечения   обучения  по |
|      |                  |                   | естественнонаучным           и |
|      |                  |                   | техническим дисциплинам ОО     |
|------|------------------|-------------------|--------------------------------|
|      |                  | 1.1.3.            | 1. Модели организации учебного |
|      |                  | Концептуальные    | процесса в системе ОО          |
|      |                  | основы            |--------------------------------|
|      |                  | открытого         | 2. Модели организации  учебных |
|      |                  | образования       | заведений и                 их |
|      |                  |                   | представительств в системе ОО  |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 3. Модели организации учебного |
|      |                  |                   | процесса по       интегральным |
|      |                  |                   | (распределенным)       учебным |
|      |                  |                   | планам                         |
|------|------------------|-------------------|--------------------------------|
|      |                  | 1.1.4.            | 1. Эргономические требования к |
|      |                  | Исследование и    | экранным элементам  управления |
|      |                  | разработка        | в программных    обучающих   и |
|      |                  | научно            | тестирующих комплексах         |
|      |                  | обоснованных      |--------------------------------|
|      |                  | рекомендаций      | 2. Критерии             оценки |
|      |                  | по медико -       | психоэмоционального напряжения |
|      |                  | физиологическим и | при работе  за  компьютером  в |
|      |                  | психофизическим   | системе ОО                     |
|      |                  | требованиям к     |--------------------------------|
|      |                  | организации       | 3. Медико   -  физиологические |
|      |                  | учебного          | критерии организации занятий в |
|      |                  | процесса в        | системе ОО                     |
|      |                  | открытом          |--------------------------------|
|      |                  | образовании       | 4. Разработка        критериев |
|      |                  |                   | ограничения работы           с |
|      |                  |                   | компьютером в системе ОО       |
|     -|------------------|-------------------|--------------------------------|
|      | 1.2.             | 1.2.1.            | 1. Принципы         построения |
|      | Дидактика        | Разработка        | учебного материала для системы |
|      | открытого        | дидактических     | ОО по гуманитарным дисциплинам |
|      | образования      | принципов         |--------------------------------|
|      |                  | открытого         | 2. Принципы         построения |
|      |                  | образования       | учебного материала для системы |
|      |                  |                   | ОО по   естественнонаучным   и |
|      |                  |                   | инженерным дисциплинам         |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 3. Организация       групповой |
|      |                  |                   | работы учащихся в системе ОО   |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 4. Организация          работы |
|      |                  |                   | преподавателей в системе ОО  в |
|      |                  |                   | зависимости от     контингента |
|      |                  |                   | учащихся                       |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 5. Разработка        дидактики |
|      |                  |                   | креативной       (проективной) |
|      |                  |                   | педагогики в ОО                |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 6. Разработка   технологий   и |
|      |                  |                   | средств развития    творческих |
|      |                  |                   | способностей обучаемых       в |
|      |                  |                   | системе ОО                     |
|------|------------------|-------------------|--------------------------------|
|      |                  | 1.2.2.            | 1. Инструментальные   средства |
|      |                  | Создание          | для подготовки  информационных |
|      |                  | инструментальных  | ресурсов системы ОО            |
|      |                  | средств           |--------------------------------|
|      |                  | разработки        | 2. Инструментальные   средства |
|      |                  | электронных       | интерактивного взаимодействия  |
|      |                  | средств           |--------------------------------|
|      |                  | обучения          | 3. Электронные  справочники  и |
|      |                  |                   | энциклопедии                   |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 4. Экспертные системы          |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 5. Рекомендации             по |
|      |                  |                   | использованию инструментальных |
|      |                  |                   | средств в учебном процессе     |
|------|------------------|-------------------|--------------------------------|
|      |                  | 1.2.3.            | 1. Разработка         методики |
|      |                  | Исследования      | обучения с      использованием |
|      |                  | дидактических     | электронной библиотеки       и |
|      |                  | особенностей      | электронной почты            и |
|      |                  | использования     | исследование            границ |
|      |                  | сетевых           | применимости данного подхода   |
|      |                  | сервисных         |--------------------------------|
|      |                  | средств с         | 2. Рекомендации             по |
|      |                  | учетом            | использованию  телеконференций |
|      |                  | различных         | (off-line) в  зависимости   от |
|      |                  | факторов          | профиля дисциплины           и |
|      |                  |                   | контингента учащихся           |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 3. Рекомендации             по |
|      |                  |                   | использованию групповой работы |
|      |                  |                   | в ЧАТ (on-line) в  зависимости |
|      |                  |                   | от профиля     дисциплины    и |
|      |                  |                   | контингента учащихся           |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 4. Рекомендации             по |
|      |                  |                   | использованию аудио-         и |
|      |                  |                   | видеоконференций в зависимости |
|      |                  |                   | от профиля     дисциплины    и |
|      |                  |                   | контингента учащихся           |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 5. Рекомендации             по |
|      |                  |                   | использованию очных  семинаров |
|      |                  |                   | в зависимости    от    профиля |
|      |                  |                   | дисциплины и       контингента |
|      |                  |                   | учащихся                       |
|------|------------------|-------------------|--------------------------------|
|      | 1.3.             | 1.3.1.            | 1. Принципы      каталогизации |
|      | Информационное и | Каталогизация     | ресурсов, порядок актуализации |
|      | маркетинговое    | всех ресурсов     | каталога и      предоставления |
|      | обеспечение      | системы           | ресурсов пользователям         |
|      | открытого        | открытого         |--------------------------------|
|      | образования      | образования и     | 2. Создание         подсистемы |
|      |                  | организация       | "электронный киоск"        для |
|      |                  | доступа к ним     | распространения учебно       - |
|      |                  |                   | методических материалов      в |
|      |                  |                   | любом               исполнении |
|      |                  |                   | (полиграфическое, электронное, |
|      |                  |                   | CD-ROM)                        |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 3. Создание        WWW-сервера |
|      |                  |                   | каталогов системы ОО и системы |
|      |                  |                   | on-line заказов ресурсов       |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 4. Создание        виртуальной |
|      |                  |                   | библиотеки      полнотекстовых |
|      |                  |                   | (гипертекстовых) учебников   и |
|      |                  |                   | учебных пособий системы ОО     |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 5. Создание       виртуального |
|      |                  |                   | каталога     библиографических |
|      |                  |                   | описаний основных   источников |
|      |                  |                   | информации по ОО               |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 6. Создание                    |
|      |                  |                   | автоматизированного   кадастра |
|      |                  |                   | информационных        ресурсов |
|      |                  |                   | учебного назначения            |
|------|------------------|-------------------|--------------------------------|
|      |                  | 1.3.2.            | 1. Мониторинг                и |
|      |                  | Создание          | прогнозирование         спроса |
|      |                  | системы           | населения России            на |
|      |                  | мониторинга       | образовательные        услуги, |
|      |                  | потребностей      | предоставляемые с      помощью |
|      |                  | населения         | технологий      дистанционного |
|      |                  | России в          | обучения                       |
|      |                  | обучении в        |--------------------------------|
|      |                  | системе ОО и      | 2. Мониторинг     возможностей |
|      |                  | возможностей      | образовательных учреждений   в |
|      |                  | образовательных   | предоставлении услуг ОО        |
|      |                  | учреждений по     |                                |
|      |                  | обеспечению       |                                |
|      |                  | этих              |                                |
|      |                  | потребностей      |                                |
|------|------------------|-------------------|--------------------------------|
|      |                  | 1.3.3. Сетевой    | 1. Создание       центрального |
|      |                  | маркетинг в       | информационного        сервера |
|      |                  | открытом          | "Открытое образование"         |
|      |                  | образовании       |--------------------------------|
|      |                  |                   | 2. Создание       электронного |
|      |                  |                   | журнала "Открытое образование" |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 3. Разработка   принципов    и |
|      |                  |                   | методик сетевого маркетинга ОО |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 4. Разработка        принципов |
|      |                  |                   | маркетинга российского      ОО |
|      |                  |                   | среди русскоязычного населения |
|      |                  |                   | зарубежных стран               |
|------|------------------|-------------------|--------------------------------|
|      |                  | 1.3.4.            | 1. Разработка          системы |
|      |                  | Создание          | показателей для   формирования |
|      |                  | системы           | рейтинга учебных  заведений  в |
|      |                  | рейтинга по       | системе ОО                     |
|      |                  | всем              |--------------------------------|
|      |                  | категориям        | 2. Разработка          системы |
|      |                  | ресурсов          | показателей для   формирования |
|      |                  |                   | рейтинга              качества |
|      |                  |                   | информационных ресурсов      и |
|      |                  |                   | методического обеспечения      |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 3. Создание            системы |
|      |                  |                   | формирования рейтингов      по |
|      |                  |                   | определенным показателям       |
|     -|------------------|-------------------|--------------------------------|
|      | 1.4.             | 1.4.1.            | 1. Разработка  новой  редакции |
|      | Нормативно -     | Нормативная       | закона об    образовании    (с |
|      | правовое         | база открытого    | учетом            особенностей |
|      | обеспечение      | образования       | информационного общества)      |
|      | системы          |                   |--------------------------------|
|      | открытого        |                   | 2. Документы, регламентирующие |
|      | образования      |                   | лицензирование, аттестацию   и |
|      |                  |                   | аккредитацию           учебных |
|      |                  |                   | заведений, для    работы    по |
|      |                  |                   | системе ОО                     |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 3. Разработка   нормативно   - |
|      |                  |                   | методического    сопровождения |
|      |                  |                   | государственных                |
|      |                  |                   | образовательных стандартов для |
|      |                  |                   | направлений и  специальностей, |
|      |                  |                   | которые реализуются          с |
|      |                  |                   | полномасштабным использованием |
|      |                  |                   | информационно                - |
|      |                  |                   | коммуникационных технологий  в |
|      |                  |                   | учебном процессе               |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 4. Государственные             |
|      |                  |                   | (отраслевые) стандарты ОО      |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 5. Порядок работы Федерального |
|      |                  |                   | экспертного совета          по |
|      |                  |                   | электронным изданиям         с |
|      |                  |                   | системой ОО                    |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 6. Сертификация учебных курсов |
|      |                  |                   | и порядок            признания |
|      |                  |                   | сертификатов (перезачет) иными |
|      |                  |                   | учебными заведениями           |
|------|------------------|-------------------|--------------------------------|
|      |                  | 1.4.2.            | 1. Субъекты авторского права в |
|      |                  | Авторское         | системе ОО      и      порядок |
|      |                  | право и его       | правопреемственности           |
|      |                  | защита в          |--------------------------------|
|      |                  | системе           | 2. Принципы      использования |
|      |                  | открытого         | ресурсов без          передачи |
|      |                  | образования       | авторского права в системе ОО  |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 3. Разработка          типовых |
|      |                  |                   | авторских договоров различного |
|      |                  |                   | уровня                         |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 4. Принципы     и      порядок |
|      |                  |                   | ответственности субъектов   за |
|      |                  |                   | нарушение авторских прав       |
|------|------------------|-------------------|--------------------------------|
|      |                  | 1.4.3.            | 1. Принципы     стандартизации |
|      |                  | Стандартизация    | представления ресурсов       в |
|      |                  | в системе         | системе ОО                     |
|      |                  | открытого         |--------------------------------|
|      |                  | образования       | 2. Корпоративные стандарты  ОО |
|      |                  |                   | на технологии     практических |
|      |                  |                   | работ в   системе    открытого |
|      |                  |                   | инженерного образования        |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 3. Стандартный набор сервисных |
|      |                  |                   | служб в            виртуальном |
|      |                  |                   | представительстве     учебного |
|      |                  |                   | заведения в системе ОО         |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 4. Рекомендации   по    набору |
|      |                  |                   | инструментальных средств   для |
|      |                  |                   | подготовки      информационных |
|      |                  |                   | ресурсов в системе ОО          |
|------|------------------|-------------------|--------------------------------|
|      | 1.5.             | 1.5.1.            | 1. Разработка        концепции |
|      | Принципы и       | Принципы и        | русскоязычного учебного центра |
|      | программы        | технологии        | системы ОО     в    зарубежных |
|      | международной    | работы с          | странах и принципы его  работы |
|      | деятельности     | русскоязычными    | с базовыми вузами              |
|      | в открытом       | диаспорами        |--------------------------------|
|      | образовании      | различных         | 2. Разработка принципов работы |
|      |                  | стран и           | и методик     обучения      на |
|      |                  | регионов мира     | иностранных языках       через |
|      |                  |                   | виртуальное  представительство |
|      |                  |                   | учебного заведения  в  системе |
|      |                  |                   | ОО                             |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 3. Разработка   финансовых   и |
|      |                  |                   | организационных механизмов для |
|      |                  |                   | работы зарубежного    учебного |
|      |                  |                   | центра с базовыми вузами       |
|------|------------------|-------------------|--------------------------------|
|      |                  | 1.5.2.            | 1. Концепция      виртуального |
|      |                  | Принципы          | представительства  зарубежного |
|      |                  | интеграции        | учебного заведения    в    ИОС |
|      |                  | зарубежных        | системы ОО России              |
|      |                  | учебных           |--------------------------------|
|      |                  | заведений в       | 2. Сопоставительный     анализ |
|      |                  | информацион-      | возможностей       виртуальных |
|      |                  | но - образова-    | представительств    зарубежных |
|      |                  | тельную среду     | вузов с  представительствами в |
|      |                  | (ИОС)             | ИОС ОО                         |
|      |                  | открытого         |--------------------------------|
|      |                  | образования в     | 3. Разработка  предложений  об |
|      |                  | России            | организации        конверторов |
|      |                  |                   | зарубежных         виртуальных |
|      |                  |                   | представительств вузов   в  их |
|      |                  |                   | представительство в ИОС России |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 4. Разработка        концепции |
|      |                  |                   | зарубежного учебного    центра |
|      |                  |                   | системы ОО России  на  примере |
|      |                  |                   | 2 - 3     стран    и    2 -  3 |
|      |                  |                   | отечественных вузов            |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 5. Участие   в   международных |
|      |                  |                   | проектах по проблемам ОО       |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 6. Разработка          методов |
|      |                  |                   | обеспечения      академической |
|      |                  |                   | мобильности    преподавателей, |
|      |                  |                   | специалистов и   учащихся    в |
|      |                  |                   | системе ОО                     |
|------|------------------|-------------------|--------------------------------|
|      |                  | 1.5.3.            | 1. Концепция        "двойного" |
|      |                  | Принципы и        | диплома и     принципы      ее |
|      |                  | программы         | реализации в   ИОС  российской |
|      |                  | реализации        | системы ОО                     |
|      |                  | "двойного"        |--------------------------------|
|      |                  | диплома с         | 2. Анализ     зарубежных     и |
|      |                  | зарубежными       | отечественных вузов    и    их |
|      |                  | учебными          | учебных программ для отработки |
|      |                  | заведениями       | концепции "двойного"   диплома |
|      |                  | через систему     | на практике                    |
|      |                  | открытого         |--------------------------------|
|      |                  | образования       | 3. Создание  в  ИОС   пилотных |
|      |                  |                   | представительств        вузов, |
|      |                  |                   | реализующих принцип  "двойного |
|      |                  |                   | диплома", и  запуск  реального |
|      |                  |                   | учебного процесса           по |
|      |                  |                   | интегральным   (согласованным) |
|      |                  |                   | учебным планам                 |
--------------------------------------------------------------------------------

             II. Подпрограмма "Создание системы открытого
                   профессиональногою образования"

--------------------------------------------------------------------------------
| II.  | 2.1.             | 2.1.1. Виды       | 1. Элементы    ОО    в   очном |
|      | Организационное  | организации       | образовании                    |
|      | обеспечение      | учебного          |--------------------------------|
|      | открытого        | процесса в        | 2. Технологии ОО в вечернем  и |
|      | образования      | открытом          | заочном обучении               |
|      |                  | образовании       |--------------------------------|
|      |                  |                   | 3. Экстернат       и       ОО, |
|      |                  |                   | исследование преемственности и |
|      |                  |                   | возможности перехода  только к |
|      |                  |                   | ОО                             |
|------|------------------|-------------------|--------------------------------|
|      |                  | 2.1.2.            | 1. Правовые              формы |
|      |                  | Организационные   | представительств       учебных |
|      |                  | формы             | заведений в среде ОО           |
|      |                  | учебных           |--------------------------------|
|      |                  | заведений и их    | 2. Разработка        структуры |
|      |                  | объединений в     | открытого         университета |
|      |                  | среде             | (локального и    регионального |
|      |                  | открытого         | масштаба)                      |
|      |                  | образования.      |--------------------------------|
|      |                  | Принципы          | 3. Принципы        партнерства |
|      |                  | контроля и        | учебных заведений в системе ОО |
|      |                  | обеспечения       |--------------------------------|
|      |                  | качества в        | 4. Учебные центры системы  ОО, |
|      |                  | системе           | структура и            порядок |
|      |                  | открытого         | сертификации                   |
|      |                  | образования       |--------------------------------|
|      |                  |                   | 5. Учебные  центры   открытого |
|      |                  |                   | инженерного образования        |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 6. Структура        ассоциации |
|      |                  |                   | (консорциума)          учебных |
|      |                  |                   | заведений и научных учреждений |
|      |                  |                   | "Открытый          университет |
|      |                  |                   | Российской Федерации"        в |
|      |                  |                   | системе ОО                     |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 7. Педагогические            и |
|      |                  |                   | методологические возможности и |
|      |                  |                   | организация      использования |
|      |                  |                   | тестового контроля   знаний  в |
|      |                  |                   | системе ОО                     |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 8. Педагогические            и |
|      |                  |                   | методологические возможности и |
|      |                  |                   | организация      использования |
|      |                  |                   | интерактивных средств контроля |
|      |                  |                   | знаний (ЧАТ,  теле-,  аудио- и |
|      |                  |                   | видеоконференции) в системе ОО |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 9. Очный   контроль  знаний  в |
|      |                  |                   | системе ОО                     |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 10. Требования  к  организации |
|      |                  |                   | мониторинга учебного  процесса |
|      |                  |                   | в системе ОО                   |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 11. Система        показателей |
|      |                  |                   | качества учебного  процесса  в |
|      |                  |                   | ОО                             |
|     -|------------------|-------------------|--------------------------------|
|      | 2.2.             | 2.2.1.            | 1. Системы  моделирования,  БД |
|      | Особенности      | Инструментальные  | типовых моделей   и   средства |
|      | открытого        | средства          | адаптации моделей  под   нужды |
|      | инженерного и    | подготовки        | учебного процесса (САПР)       |
|      | естественно -    | электронных       |--------------------------------|
|      | научного         | средств           | 2. Автоматизированные          |
|      | образования      | обучения          | лабораторные практикумы        |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 3. Создание     сервера     по |
|      |                  |                   | открытому          инженерному |
|      |                  |                   | образованию и     практическим |
|      |                  |                   | работам в    системе    ОО   с |
|      |                  |                   | демоверсиями            лучших |
|      |                  |                   | электронных средств обучения и |
|      |                  |                   | примерами методик      ведения |
|      |                  |                   | учебного процесса              |
|------|------------------|-------------------|--------------------------------|
|      |                  | 2.2.2.            | 1. Методики        организации |
|      |                  | Методология       | курсового и         дипломного |
|      |                  | открытого         | проектирования в    инженерном |
|      |                  | инженерного       | образовании                    |
|      |                  | образования       |--------------------------------|
|      |                  |                   | 2. Методики        организации |
|      |                  |                   | научной работы учащихся        |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 3. Методики         выполнения |
|      |                  |                   | удаленных практикумов          |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 4. Методики         выполнения |
|      |                  |                   | практических и  иных  работ на |
|      |                  |                   | базе региональных      центров |
|      |                  |                   | открытого          инженерного |
|      |                  |                   | образования                    |
|------|------------------|-------------------|--------------------------------|
|      | 2.3.             | 2.3.1.            | 1. Разработка      федеральной |
|      | Технологическое  | Структура и       | "карты" подключений    учебных |
|      | обеспечение и    | состав            | заведений к   Интернет   через |
|      | инфраструктура   | федеральной       | региональные компьютерные сети |
|      | открытого        | информационно -   |--------------------------------|
|      | образования      | образовательной   | 2. Ядро      администрирования |
|      |                  | среды             | информационно                - |
|      |                  | (ИОС)             | образовательной среды  системы |
|      |                  | открытого         | ОО                             |
|      |                  | образования и     |--------------------------------|
|      |                  | принципы ее       | 3. Принципы           создания |
|      |                  | создания          | региональных центров открытого |
|      |                  |                   | инженерного образования      и |
|      |                  |                   | учебных центров системы ОО     |
|------|------------------|-------------------|--------------------------------|
|      |                  | 2.3.2.            | 1. Структура      программного |
|      |                  | Программный       | комплекса и           принципы |
|      |                  | комплекс          | администрирования на различных |
|      |                  | федеральной       | уровнях                        |
|      |                  | информационно -   |--------------------------------|
|      |                  | образовательной   | 2. Принципы    и    технологии |
|      |                  | среды             | создания, хранения           и |
|      |                  | открытого         | предоставления ресурсов        |
|      |                  | образования       |--------------------------------|
|      |                  |                   | 3. Принципы    и    технология |
|      |                  |                   | взаимодействия    региональных |
|      |                  |                   | ИОС в составе федеральной ИОС  |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 4. Технология        генерации |
|      |                  |                   | виртуальных   представительств |
|      |                  |                   | учебных заведений в ИОС        |
|------|------------------|-------------------|--------------------------------|
|      |                  | 2.3.3.            | 1. Электронная      библиотека |
|      |                  | Сервисные         | виртуального представительства |
|      |                  | средства          | и ее                подсистема |
|      |                  | виртуального      | администрирования              |
|      |                  | представительства |--------------------------------|
|      |                  | учебного          | 2. Административный  компонент |
|      |                  | заведения в       | представительства (электронный |
|      |                  | информационно -   | отдел кадров)                  |
|      |                  | образовательной   |--------------------------------|
|      |                  | среде             | 3. Планирование  и  мониторинг |
|      |                  |                   | учебного процесса (электронный |
|      |                  |                   | деканат)                       |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 4. Сетевая   тестовая  система |
|      |                  |                   | контроля знаний                |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 5. Интерактивные      средства |
|      |                  |                   | взаимодействия                 |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 6. Информационная   подсистема |
|      |                  |                   | представительства              |
|------|------------------|-------------------|--------------------------------|
|      |                  | 2.3.4.            | 1. Подсистема     безопасности |
|      |                  | Подсистема        | информационных        ресурсов |
|      |                  | безопасности,     | виртуального представительства |
|      |                  | мониторинга       | по всем видам ресурсов         |
|      |                  | работы            |--------------------------------|
|      |                  | виртуального      | 2. Подсистема      мониторинга |
|      |                  | представительства | виртуального представительства |
|      |                  | и тарификации     | с формированием  справочных  и |
|      |                  | работ             | статистических показателей его |
|      |                  |                   | работы                         |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 3. Финансовая       подсистема |
|      |                  |                   | представительства            с |
|      |                  |                   | формированием          ценовых |
|      |                  |                   | параметров и      тарификацией |
|      |                  |                   | работы пользователей           |
|------|------------------|-------------------|--------------------------------|
|      |                  | 2.3.5.            | 1. Материально  -  техническое |
|      |                  | Материально -     | обеспечение региональных   ИОС |
|      |                  | техническое       | (региональных      виртуальных |
|      |                  | обеспечение       | университетов)                 |
|      |                  | открытого         |--------------------------------|
|      |                  | образования       | 2. Материально  -  техническое |
|      |                  |                   | обеспечение        виртуальных |
|      |                  |                   | представительств       учебных |
|      |                  |                   | заведений в ИОС                |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 3. Требования  к материально - |
|      |                  |                   | техническому       обеспечению |
|      |                  |                   | базовых вузов        открытого |
|      |                  |                   | инженерного                  и |
|      |                  |                   | естественнонаучного            |
|      |                  |                   | образования                    |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 4. Требования к материально  - |
|      |                  |                   | техническому       обеспечению |
|      |                  |                   | центров открытого  инженерного |
|      |                  |                   | и          естественнонаучного |
|      |                  |                   | образования                    |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 5. Требования к материально  - |
|      |                  |                   | техническому       обеспечению |
|      |                  |                   | учебных центров системы ОО     |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 6. Материально  -  техническое |
|      |                  |                   | обеспечение       издательской |
|      |                  |                   | деятельности в ОО              |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 7. Материально  -  техническое |
|      |                  |                   | обеспечение мультимедиа и иных |
|      |                  |                   | лабораторий для     подготовки |
|      |                  |                   | учебно -         методического |
|      |                  |                   | обеспечения ОО                 |
|------|------------------|-------------------|--------------------------------|
|      |                  | 2.3.6.            | 1. Разработка          системы |
|      |                  | Подсистема        | профессиональных               |
|      |                  | профессионального | телеконференций и      порядка |
|      |                  | общения и обмена  | обеспечения доступа к ним      |
|      |                  | опытом            |--------------------------------|
|      |                  |                   | 2. Электронная      библиотека |
|      |                  |                   | открытых публикаций         по |
|      |                  |                   | различным научным направлениям |
|------|------------------|-------------------|--------------------------------|
|      |                  | 2.3.7. Принципы   | 1. Принципы    построения    и |
|      |                  | администрирования | функционирования          ядра |
|      |                  | информационно -   | администрирования ИОС        - |
|      |                  | образовательной   | консалтингового центра         |
|      |                  | среды в целом и   |--------------------------------|
|      |                  | работы ее         | 2. Подсистема     оперативного |
|      |                  | консалтингового   | взаимодействия администраторов |
|      |                  | центра            | всех региональных    ИОС     и |
|      |                  |                   | консалтингового центра         |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 3. Принципы    и    технология |
|      |                  |                   | формирования        глобальных |
|      |                  |                   | каталогов ресурсов ИОС в целом |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 4. Система        интегральных |
|      |                  |                   | показателей работы    ИОС    и |
|      |                  |                   | средства их мониторинга        |
|------|------------------|-------------------|--------------------------------|
|      |                  | 2.3.8. Принципы и | 1. Разработка          системы |
|      |                  | технология        | показателей и       технологии |
|      |                  | мониторинга       | обмена ими между ИОС и ИАИС на |
|      |                  | информационно -   | региональном уровне            |
|      |                  | образовательной   |--------------------------------|
|      |                  | среды и ее        | 2. Разработка          системы |
|      |                  | взаимодействие с  | показателей и      нормативной |
|      |                  | ИАИС              | информации, подлежащей  обмену |
|      |                  |                   | между ИОС     и     ИАИС    на |
|      |                  |                   | федеральном уровне             |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 3. Организация      подсистемы |
|      |                  |                   | оперативной              связи |
|      |                  |                   | административных служб ИАИС  и |
|      |                  |                   | ИОС                            |
|------|------------------|-------------------|--------------------------------|
|      | 2.4.             | 2.4.1. Финансовые | 1. Финансовые     потоки     в |
|      | Экономика        | потоки в системе  | виртуальном  представительстве |
|      | открытого        | ОО. Принципы      | вуза в ИОС                     |
|      | образования      | ценообразования в |--------------------------------|
|      |                  | системе ОО        | 2. Финансовые            связи |
|      |                  |                   | представительств       учебных |
|      |                  |                   | заведений с  ИОС регионального |
|      |                  |                   | и федерального уровней         |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 3. Организация      финансовых |
|      |                  |                   | потоков при      работе      с |
|      |                  |                   | зарубежными учащимися        и |
|      |                  |                   | учебными центрами              |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 4. Комплект типовых договоров, |
|      |                  |                   | регламентирующих    финансовые |
|      |                  |                   | взаимоотношения в системе ОО   |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 5. Оплата                труда |
|      |                  |                   | преподавателей  и         иных |
|      |                  |                   | специалистов,   обеспечивающих |
|      |                  |                   | учебный процесс в системе ОО   |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 6. Принципы ценообразования  в |
|      |                  |                   | системе ОО  с учетом различных |
|      |                  |                   | факторов                       |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 7. Методики ценообразования  в |
|      |                  |                   | системе ОО  по различным видам |
|      |                  |                   | образовательных услуг          |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 8. Методика расчета  стоимости |
|      |                  |                   | услуг для зарубежных учащихся  |
|------|------------------|-------------------|--------------------------------|
|      |                  | 2.4.2.            | 1. Разработка          системы |
|      |                  | Экономические     | экономических      показателей |
|      |                  | показатели        | работы учебного   заведения  в |
|      |                  | системы ОО        | системе ОО                     |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 2. Создание  подсистемы   ИОС, |
|      |                  |                   | реализующей            систему |
|      |                  |                   | экономических показателей      |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 3. Создание       компьютерной |
|      |                  |                   | поддержки        инновационной |
|      |                  |                   | деятельности в ОО              |
|------|------------------|-------------------|--------------------------------|
|      | 2.5.             | 2.5.1. Программы  | 1. Программы    и     методики |
|      | Кадровое и       | и методики        | подготовки учебно            - |
|      | методическое     | подготовки        | методического материала    для |
|      | обеспечение      | преподавательского| системы ОО                     |
|      | системы ОО       | состава для       |--------------------------------|
|      |                  | открытого         | 2. Программы   и  методики  по |
|      |                  | образования       | организации учебного  процесса |
|      |                  |                   | в системе ОО                   |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 3. Методики    и    технологии |
|      |                  |                   | оценки качества    знаний    в |
|      |                  |                   | системе ОО                     |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 4. Программы                по |
|      |                  |                   | профессиональной    ориентации |
|      |                  |                   | преподавателей в Интернет      |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 5. Организация в ИОС института |
|      |                  |                   | повышения         квалификации |
|      |                  |                   | преподавателей по     вопросам |
|      |                  |                   | открытого образования          |
|------|------------------|-------------------|--------------------------------|
|      |                  | 2.5.2. Программы  | 1. Организация        учебного |
|      |                  | и методики        | процесса в ИОС                 |
|      |                  | подготовки        |--------------------------------|
|      |                  | менеджеров для    | 2. Привлечение  учащихся  и их |
|      |                  | системы открытого | подготовка к обучению в ИОС    |
|      |                  | образования       |--------------------------------|
|      |                  |                   | 3. Организация  взаимодействия |
|      |                  |                   | учебных заведений в ИОС ОО     |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 4. Финансовые    механизмы   в |
|      |                  |                   | системе ОО                     |
|------|------------------|-------------------|--------------------------------|
|      |                  | 2.5.3. Семинары   |                                |
|      |                  | по                |                                |
|      |                  | распространению   |                                |
|      |                  | опыта работы в    |                                |
|      |                  | системе ОО        |                                |
--------------------------------------------------------------------------------

       I II. Подпрограмма "Создание федеральной (национальной,
       м ежрегиональной) инфраструктуры открытого образования"

--------------------------------------------------------------------------------
| III. | 3.1.             | 3.1.1.            | 1. Структура    взаимодействия |
|      | Научные          | Организационные   | региональной ИОС  с   органами |
|      | основы           | принципы создания | местной власти    и    советом |
|      | федерально -     | региональных      | ректоров                       |
|      | региональной     | информационно -   |--------------------------------|
|      | политики в       | образовательных   | 2. Разработка   принципов    и |
|      | области          | сред и их         | технологии         привлечения |
|      | открытого        | взаимодействия в  | региональных учебных заведений |
|      | образования      | составе           | к работе в ИОС ОО              |
|      |                  | федеральной ИОС   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 3. Разработка       технологии |
|      |                  |                   | проведения штатной и резервных |
|      |                  |                   | технологий      взаимодействия |
|      |                  |                   | региональной ИОС   в   составе |
|      |                  |                   | федеральной ИОС                |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 4. Разработка       финансовых |
|      |                  |                   | принципов       взаимодействия |
|      |                  |                   | региональной ИОС с федеральной |
|      |                  |                   | ИОС и технологии их реализации |
|------|------------------|-------------------|--------------------------------|
|      |                  | 3.1.2. Типовая    | 1. Типовая           структура |
|      |                  | структура         | региональной               ИОС |
|      |                  | региональной      | (административная, техническая |
|      |                  | информационно -   | и организационная)             |
|      |                  | образовательной   |--------------------------------|
|      |                  | среды, ее         | 2. Принципы     взаимодействия |
|      |                  | оснащение и       | учебных заведений            и |
|      |                  | принципы работы с | распределение полномочий между |
|      |                  | региональными     | всеми субъектами  региональной |
|      |                  | учебными          | ИОС                            |
|      |                  | заведениями       |--------------------------------|
|      |                  |                   | 3. Финансовые         принципы |
|      |                  |                   | взаимодействия       субъектов |
|      |                  |                   | региональной ИОС  и технология |
|      |                  |                   | их реализации                  |
|------|------------------|-------------------|--------------------------------|
|      |                  | 3.1.3. Создание и | 1. Принципы участия ассоциаций |
|      |                  | развитие          | учебных заведений в работе ИОС |
|      |                  | региональных и    |--------------------------------|
|      |                  | межрегиональных   | 2. Принципы   формирования  на |
|      |                  | ассоциаций        | базе региональных          ИОС |
|      |                  | (консорциумов)    | ассоциаций учебных заведений   |
|      |                  | учебных заведений |--------------------------------|
|      |                  | на базе           | 3. Разработка  и проведение на |
|      |                  | региональных      | регулярной основе     открытых |
|      |                  | виртуальных       | уроков для  учебных  заведений |
|      |                  | университетов     | региона                        |
|      |                  |                   |                                |
|      |                  |                   |                                |
|      |                  |                   |                                |
|------|------------------|-------------------|--------------------------------|
|      |                  | 3.1.4.            | 1. Организация     регулярного |
|      |                  | Организация       | федерального         выездного |
|      |                  | регулярных        | семинара по практике внедрения |
|      |                  | региональных школ | технологий ОО    в     учебных |
|      |                  | - семинаров по    | заведениях                     |
|      |                  | практике          |--------------------------------|
|      |                  | внедрения и       | 2. Разработка          системы |
|      |                  | использования     | региональных семинаров      по |
|      |                  | технологий        | обмену опытом  работы  в ИОС с |
|      |                  | открытого         | региональной спецификой        |
|      |                  | образования       |--------------------------------|
|      |                  |                   | 3. Организация      регулярных |
|      |                  |                   | показательных уроков       для |
|      |                  |                   | школьников через ИОС ОО        |
|------|------------------|-------------------|--------------------------------|
|      | 3.2. Создание    | 3.2.1. Создание   | 1. Структура  первой   очереди |
|      | региональных ИОС | региональных      | ИОС из 7 - 8 региональных ИОС  |
|      | системы ОО и их  | информационно -   |--------------------------------|
|      | интеграция в     | образовательных   | 2. Создание    сети    учебных |
|      | федеральную      | сред              | центров открытого  образования |
|      | систему ОО       |                   | в различных  регионах России с |
|      |                  |                   | ориентацией на    определенные |
|      |                  |                   | базовые вузы                   |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 3. Проведение  распределенного |
|      |                  |                   | набора и      обучения      по |
|      |                  |                   | программам     дополнительного |
|      |                  |                   | образования через систему ОО   |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 4. Распространение  опыта  1-й |
|      |                  |                   | очереди на     следующие    15 |
|      |                  |                   | регионов                       |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 5. Проведение набора и  начало |
|      |                  |                   | обучения по программам высшего |
|      |                  |                   | образования                    |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 6. Распространение       опыта |
|      |                  |                   | внедрения ИОС по всем регионам |
|      |                  |                   | России                         |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 7. Создание профильных ИОС  по |
|      |                  |                   | определенным направлениям      |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 8. Рекомендации             по |
|      |                  |                   | взаимодействию    региональной |
|      |                  |                   | ИОС с            региональными |
|      |                  |                   | коммерческими структурами   (в |
|      |                  |                   | том числе         провайдерами |
|      |                  |                   | Интернет)                      |
|------|------------------|-------------------|--------------------------------|
|      |                  | 3.2.2. Мониторинг | 1. Организация         системы |
|      |                  | федеральной ИОС и | оперативной        взаимосвязи |
|      |                  | ее                | администраторов           всех |
|      |                  | совершенствование | региональных ИОС               |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 2. Мониторинг    работы    ИОС |
|      |                  |                   | регионального и   федерального |
|      |                  |                   | уровней (на             основе |
|      |                  |                   | утвержденной           системы |
|      |                  |                   | показателей                  и |
|      |                  |                   | сертифицированных      средств |
|      |                  |                   | мониторинга)                   |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 3. Создание  системы  обратной |
|      |                  |                   | связи "пользователь          - |
|      |                  |                   | администратор" и  формирования |
|      |                  |                   | плана совершенствования  среды |
|      |                  |                   | ОО                             |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 4. Создание   системы  анализа |
|      |                  |                   | качества учебного  процесса  в |
|      |                  |                   | ИОС и выработки мероприятий по |
|      |                  |                   | его повышению                  |
|------|------------------|-------------------|--------------------------------|
|      |                  | 3.2.3. Повышение  | 1. Создание сетевого  учебного |
|      |                  | квалификации      | центра                         |
|      |                  | эксплуатационного |--------------------------------|
|      |                  | (технического)    | 2. Создание  сетевого учебного |
|      |                  | персонала         | центра         администраторов |
|      |                  | региональных ИОС  | региональных ИОС               |
|      |                  |                   |--------------------------------|
|      |                  |                   | 3. Организация      постоянной |
|      |                  |                   | телеконференции по   проблемам |
|      |                  |                   | совершенствования     учебного |
|      |                  |                   | процесса в системе ОО          |
--------------------------------------------------------------------------------

          IV. Подпрограмма "Создание единого информационного
        пространства общего среднего образования, приоритетно
         включая малокомплектные сельские школы" (реализуется
                    в рамках отдельной программы)

--------------------------------------------------------------------
| IV. | 4.1. Организация поставок компьютеров в сельские школы     |
|-----|------------------------------------------------------------|
|     | 4.2. Обеспечение доступа школ в национальную  компьютерную |
|     |      сеть    и   в   Интернет   и  развитие   национальной |
|     |      образовательной сети                                  |
|-----|------------------------------------------------------------|
|     | 4.3. Переподготовка        научно   -      педагогических, |
|     |      педагогических и административных кадров              |
|-----|------------------------------------------------------------|
|     | 4.4. Организация сервисной службы для монтажа, ремонта   и |
|     |      сопровождения создаваемой инфраструктуры              |
|-----|------------------------------------------------------------|
|     | 4.5. Обеспечение полноценного методического сопровождения  |
--------------------------------------------------------------------