ВПРАВЕ ЛИ ТСЖ, УПРАВЛЯЮЩИЕ КОМПАНИИ И ИНЫЕ ЖИЛИЩНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ УСТАНАВЛИВАТЬ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ - СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ НАЛОГ, НЕ ПРЕДУСМОТРЕННЫЙ НК РФ, А ТАКЖЕ ВЗЫСКИВАТЬ НАЛОГИ И СБОРЫ, УСТАНОВЛЕННЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ О НАЛОГАХ И СБОРАХ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 23 марта 2009 г. N 03-02-08/18 (Д) В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрены обращения по вопросам взимания товариществами собственников жилья (далее - ТСЖ), управляющими компаниями и иными жилищными организациями с собственников жилья в многоквартирном доме налога и сообщается следующее. Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Взимаемые в Российской Федерации налоги и сборы предусмотрены Налоговым кодексом. Пунктом 6 ст. 12 Налогового кодекса запрещается устанавливать федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные Налоговым кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом (п. 5 ст. 3 Налогового кодекса). В соответствии со ст. 1 Налогового кодекса законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах, законов субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований. Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) не входит в состав законодательства о налогах и сборах. Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов (п. 1 ст. 30 Налогового кодекса). Эту систему составляют Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы. Таким образом, ТСЖ, управляющие компании и иные жилищные организации не правомочны устанавливать налоги и сборы (обладающие признаками, предусмотренными п. 2 ст. 8 Налогового кодекса), а также взыскивать налоги и сборы, установленные законодательством о налогах и сборах. Собственники жилых помещений несут бремя содержания данного помещения и, если это помещение является квартирой в многоквартирном доме, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме (п. 3 ст. 30, п. 1 ст. 39 и ст. 158 Жилищного кодекса). На основании п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 137 Жилищного кодекса ТСЖ вправе: определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные законодательством и уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме. На основании п. п. 3 и 4 ст. 137 Жилищного кодекса в случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязанностей по участию в общих расходах ТСЖ в судебном порядке вправе потребовать принудительного возмещения обязательных платежей и взносов, а также полного возмещения причиненных ему убытков в результате неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме обязательств по уплате обязательных платежей и взносов и оплате иных общих расходов (не имеющих налогового характера). Пунктом 5 ст. 138 Жилищного кодекса установлена обязанность ТСЖ обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество. На основании пп. 4 и 11 п. 2 ст. 145 Жилищного кодекса общее собрание членов ТСЖ, являющееся высшим органом управления ТСЖ, устанавливает размер обязательных платежей и взносов, не имеющих налогового характера, членов товарищества, а также определяет размер вознаграждения членов правления товарищества. В соответствии с п. 2 ст. 148 Жилищного кодекса правление ТСЖ обязано вести контроль за своевременным внесением членами товарищества установленных обязательных платежей и взносов. Обязательные платежи, вступительные и иные взносы членов товарищества, предусмотренные пп. 1 п. 2 ст. 151 Жилищного кодекса, отнесены к средствам ТСЖ. Указанные платежи, предусмотренные Жилищным кодексом, не являются налоговыми платежами, взимание указанных платежей не относится к предмету регулирования законодательства о налогах и сборах. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 23 марта 2009 г. N 03-02-08/18 |