ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ СТАТУСА ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА - НАЛОГОВОГО РЕЗИДЕНТА РФ В СООТВЕТСТВИИ С СОГЛАШЕНИЕМ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ФИНЛЯНДСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ ОТ 04.. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 24.03.09 03-04-05-01/141

              ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ СТАТУСА ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА -
               НАЛОГОВОГО РЕЗИДЕНТА РФ В СООТВЕТСТВИИ С
        СОГЛАШЕНИЕМ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
         И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ФИНЛЯНДСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОБ ИЗБЕЖАНИИ
        ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ
                ОТ 04.05.1996 В ЦЕЛЯХ ПРИМЕНЕНИЯ НДФЛ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                           24 марта 2009 г.
                          N 03-04-05-01/141

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
жалобу на действия ФНС России при определении статуса физического лица
-   налогового   резидента   Российской  Федерации  в  соответствии  с
Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством
Финляндской   Республики   об  избежании  двойного  налогообложения  в
отношении  налогов  на  доходы  от 04.05.1996 (далее - Соглашение) и в
соответствии с полномочиями Минфина России как компетентного органа по
данному Соглашению разъясняет следующее.
     В   соответствии  с  п.  1  ст.  4  Соглашения  термин  "резидент
Договаривающегося   государства"  означает  "любое  лицо,  которое  по
законодательству  этого  государства подлежит в нем налогообложению на
основании  его  местожительства,  постоянного  местопребывания,  места
регистрации  или  любого другого аналогичного критерия. Этот термин не
включает   любое   лицо,   которое  подлежит  налогообложению  в  этом
государстве  только  в  отношении  доходов, полученных из источников в
этом государстве".
     Из  приведенного  определения термина "резидент" следует, что оно
касается    концепции    резидентства,    принятой    во    внутреннем
законодательстве договаривающихся государств и основанной на различных
формах личной связи физических лиц с государством.
     При   этом   положения   п.  1  ст.  4  Соглашения  не  обязывают
договаривающиеся     государства     использовать     во    внутреннем
законодательстве   все   перечисленные  в  этом  пункте  критерии  или
оставлять  их  открытый  перечень.  В этом случае разграничить термины
"резидент"   и   "нерезидент"   было   бы   невозможно.   Кроме  того,
неограниченно  широкий  круг  лиц,  признаваемых  резидентами  в одном
договаривающемся  государстве,  приводил  бы  к  ущемлению прав другой
договаривающейся  стороны и, соответственно, постоянному возникновению
конфликтов, связанных с "двойным резидентством".
     Таким  образом  п.  1  ст.  4  Соглашения  лишь  указывает, какие
критерии,  используемые во внутреннем законодательстве для определения
резидентства, будут приемлемы для целей применения Соглашения.
     Во   внутреннем  законодательстве  термин  "резидент"  для  целей
налогообложения,  в  том  числе  и  для целей применения международных
договоров  об  избежании двойного налогообложения, определен в ст. 207
Налогового   кодекса   Российской   Федерации   (далее   -  Кодекс)  и
предусматривает,  в  частности,  что налоговыми резидентами признаются
физические  лица,  фактически  находящиеся  в  Российской Федерации не
менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
     Таким  образом,  при  установлении налогового статуса физического
лица  в  данной  статье Кодекса используется (за исключением отдельных
случаев)  критерий  фактического  нахождения  в  Российской Федерации.
Следовательно,   любой  выезд  за  пределы  Российской  Федерации,  за
исключением  выездов  для лечения или обучения, предусмотренных в п. 2
ст.  207  Кодекса,  не  учитывается при подсчете 183 дней пребывания в
Российской  Федерации. При этом сам 12-месячный период не прерывается.
Именно   исходя   из   положений   ст.  207  Кодекса  должны  выдавать
подтверждения   постоянного   местопребывания   физического   лица   в
Российской Федерации налоговые органы, поскольку никаких полномочий по
расширенному толкованию данного термина они не имеют.
     Использование  расширенного  толкования  данного термина возможно
при  применении  п. 2 ст. 4 Соглашения, который устанавливает критерии
определения  резидентства  физического  лица  в  тех случаях, "когда в
соответствии   с   положениями   пункта  1  физическое  лицо  является
резидентом  обоих  Договаривающихся  государств".  То  есть п. 2 ст. 4
Соглашения  применяется  для разрешения конфликта "двойной резиденции"
физического  лица  путем  установления  специальных  правил, придающих
связям  с  одним государством предпочтение в отношении связей с другим
государством.
     При отсутствии такого конфликта, когда физическое лицо признается
налоговым  резидентом только в одном государстве, положения п. 2 ст. 4
Соглашения не применяются.
     Если  же такой конфликт имеется, то он разрешается в соответствии
с  положениями  п.  2  ст. 4 в рамках процедуры взаимного согласования
между компетентными органами, предусмотренной ст. 24 Соглашения.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
24 марта 2009 г.
N 03-04-05-01/141