Без названия. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 16.10.08 07-05-10/71


                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          16 октября 2008 г.
                            N 07-05-10/71

                                 (Д)


     В Министерстве финансов Российской Федерации рассмотрено письмо и
сообщается следующее.
     В  соответствии  с  Положением  о  Федеральной  службе страхового
надзора,    утвержденным   Постановлением   Правительства   Российской
Федерации  от 30.06.2004 N 330 (далее - Положение), Федеральная служба
страхового  надзора  наделена полномочиями по осуществлению контроля и
надзора за достоверностью представляемой страховщиками отчетности.
     В  соответствии  со  статьей  28  Закона Российской Федерации "Об
организации   страхового  дела  в  Российской  Федерации"  страховщики
представляют в орган страхового надзора бухгалтерскую и статистическую
отчетность,  а  также  иные  сведения  по  формам и в порядке, которые
установлены  органом  страхового регулирования (Министерством финансов
Российской Федерации).
     Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.12.2003
N  113н для представления страховыми организациями в порядке надзора в
Федеральную  службу  страхового  надзора  и  ее территориальные органы
утверждены  типовые формы отчетности, которые позволяют контролировать
финансовую  устойчивость  и  платежеспособность  страховщиков  в части
формирования   страховых   резервов,   состава  и  структуры  активов,
принимаемых  для  покрытия  страховых  резервов и собственных средств,
нормативного   соотношения   активов   страховщиков   и  принятых  ими
обязательств (далее - отчетность, представляемая в порядке надзора).
     Отчетность,  представляемая в порядке надзора, представляет собой
расшифровку    (детализацию)   отдельных   показателей   бухгалтерской
отчетности  страховых  организаций  или систематизирует в определенной
последовательности  данные показатели в целях подтверждения выполнения
страховыми организациями определенных законодательством нормативов.
     Исходя   из   положений  законодательства  Российской  Федерации,
отчетность,  представляемая  в  порядке надзора, собранием учредителей
(участников,  собственников)  страховой организации не утверждается, а
ее достоверность аудиторским заключением не подтверждается.
     Учитывая  изложенное,  считаем, что Федеральная служба страхового
надзора  вправе  просить  страховые  организации вносить исправления в
отчетность,  представляемую  в порядке надзора, в случаях, когда такие
исправления  не  влекут  за  собой изменения показателей бухгалтерской
отчетности  и  связаны  лишь  с  техникой заполнения тех или иных форм
данной   отчетности   (при  условии,  что  данная  техника  заполнения
нормативно  описана,  а  предписываемый Федеральной службой страхового
надзора   порядок   внесения   исправлений   может   быть  мотивирован
(обоснован)).
     В   том   случае,   если   для  устранения  нарушений  страхового
законодательства  требуется  внесение изменений в бухгалтерский учет и
бухгалтерскую   отчетность   страховой   организации,   полагаем,  что
Федеральная  служба  страхового надзора должна письменно информировать
об этом страховые организации. По результатам рассмотрения предложений
Федеральной  службы  страхового  надзора  страховые организации должны
принимать  решение  о  внесении  исправлений  в  бухгалтерский  учет и
бухгалтерскую   отчетность.   Такие   исправления   должны   вноситься
страховыми  организациями  в  соответствии  с  нормативными  правовыми
актами, регулирующими сферу бухгалтерского учета и отчетности.
     В  соответствии  с  Положением  по ведению бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом
Министерства  финансов  Российской  Федерации  от  29.07.1998  N  34н,
изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к отчетному, так
и  к  предшествующим  периодам  (после ее утверждения), производятся в
отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены
искажения ее данных.
     Если  страховой  организации в вышеуказанном порядке предлагается
внести  исправления  в  данные  заголовочной  части форм бухгалтерской
отчетности  (наименование  юридического  лица, идентификационный номер
налогоплательщика,     вид    деятельности,    организационно-правовая
форма/форма  собственности  и  т.п.)  либо  указывается  на  неполноту
раскрытия   информации   в   пояснительной   записке  к  бухгалтерской
отчетности,  по нашему мнению, страховая организация, принимая меры по
устранению  указанных  искажений,  должна  довести  до  сведения  лиц,
которым  была представлена данная бухгалтерская отчетность, информацию
об исправлении данных заголовочной части бухгалтерской отчетности либо
дополнениях в пояснительную записку к бухгалтерской отчетности.
     Что     касается     представления    аудиторского    заключения,
подтверждающего   достоверность   бухгалтерской  отчетности  страховой
организации,   то   его   порядок   определен   Правилом  (стандартом)
аудиторской  деятельности  N  6  "Аудиторское заключение по финансовой
(бухгалтерской) отчетности", утвержденным Постановлением Правительства
Российской Федерации от 23.09.2002 N 696.

Директор
Департамента регулирования
государственного
финансового контроля,
аудиторской деятельности,
бухгалтерского учета
и отчетности
                                                          Л.З.ШНЕЙДМАН
16 октября 2008 г.
N 07-05-10/71