ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ УЧЕСТЬ РАСХОДЫ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРОЕЗДНОГО ДОКУМЕНТА ДЛЯ ПРОЕЗДА РАБОТНИКА ОТ МЕСТА КОМАНДИРОВКИ К МЕСТУ ПОСТОЯННОЙ РАБОТЫ В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ КОМАНДИРОВАННЫЙ РАБОТНИК ОСТАЕТСЯ ОТДЫХАТЬ В МЕСТЕ КОМА. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 26.03.09 03-03-06/1/191

           ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА
         НА ПРИБЫЛЬ УЧЕСТЬ РАСХОДЫ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРОЕЗДНОГО
        ДОКУМЕНТА ДЛЯ ПРОЕЗДА РАБОТНИКА ОТ МЕСТА КОМАНДИРОВКИ
       К МЕСТУ ПОСТОЯННОЙ РАБОТЫ В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ КОМАНДИРОВАННЫЙ
        РАБОТНИК ОСТАЕТСЯ ОТДЫХАТЬ В МЕСТЕ КОМАНДИРОВКИ ПОСЛЕ
             ЕЕ ОКОНЧАНИЯ И ДАТА ОТМЕТКИ О ДНЕ ВЫБЫТИЯ В
              КОМАНДИРОВОЧНОМ УДОСТОВЕРЕНИИ НЕ СОВПАДАЕТ
                 С ДАТОЙ ВОЗВРАЩЕНИЯ ИЗ КОМАНДИРОВКИ,
                         УКАЗАННОЙ В БИЛЕТЕ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                           26 марта 2009 г.
                           N 03-03-06/1/191

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по вопросу налогообложения налогом на прибыль организаций сумм
возмещения   организацией  расходов  работника  по  проезду  из  места
командировки  в случае, если дата, указанная в проездном документе, не
совпадает с датой возвращения из командировки, и сообщает следующее.
     Положениями   ст.  168  Трудового  кодекса  Российской  Федерации
установлено,   что  в  случае  направления  в  служебную  командировку
работодатель  обязан  возмещать  работнику,  в  частности,  расходы по
проезду.   Порядок   и   размеры  возмещения  расходов,  связанных  со
служебными  командировками,  определяются  коллективным  договором или
локальным нормативным актом.
     В  соответствии  с  пп.  12  п.  1  ст.  264  Налогового  кодекса
Российской  Федерации  (далее - Кодекс) к прочим расходам, связанным с
производством  и  реализацией,  относятся  расходы  на командировки, в
частности расходы на проезд работника к месту командировки и обратно к
месту постоянной работы.
     Командировочное   удостоверение   (форма   N   Т-10)   утверждено
Постановлением   Государственного  комитета  Российской  Федерации  по
статистике  от  05.01.2004  N  1  "Об утверждении унифицированных форм
первичной учетной документации по учету труда и его оплаты".
     Согласно  п. 1 Указаний по применению и заполнению форм первичной
учетной  документации  по  учету  труда  и  его оплаты, содержащихся в
вышеуказанном  Постановлении,  командировочное  удостоверение (форма N
Т-10) является документом, удостоверяющим время пребывания в служебной
командировке  (время  прибытия в пункт(ы) назначения и время убытия из
него  (них)).  В  каждом  пункте назначения делаются отметки о времени
прибытия   и   выбытия,  которые  заверяются  подписью  ответственного
должностного лица и печатью.
     По   нашему  мнению,  при  отнесении  затрат  на  оплату  проезда
работника  к  месту  командировки  и обратно к расходам, учитываемым в
целях  налогообложения  прибыли  организаций,  необходимо принимать во
внимание,  что  указанные  затраты были бы понесены в любом случае вне
зависимости  от  срока  пребывания работника в месте назначения. Таким
образом,  вне зависимости от времени, проведенного в месте назначения,
расходы  на  приобретение  проездного  билета для проезда работника из
места  командировки  к  месту  постоянной  работы  могут учитываться в
расходах  для  целей  налогообложения  прибыли  организаций, если дата
выбытия  работника  из  места  командировки  к месту постоянной работы
совпадает  с  датой,  на  которую  приобретен  вышеуказанный проездной
билет,   а  также  если  задержка  выезда  командированного  из  места
командировки  (либо  более  ранний выезд работника к месту назначения)
произошла  с разрешения руководителя, подтверждающего в соответствии с
установленным порядком целесообразность произведенных расходов.
     В  случае  продления  срока  командировки приказом по организации
суммы  возмещения  расходов работника на проезд учитываются в расходах
для  целей налогообложения прибыли организаций в соответствии с пп. 12
п. 1 ст. 264 Кодекса.
     Одновременно  сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых
норм  или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не
является  нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина
России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента
имеет  информационно-разъяснительный  характер  по вопросам применения
законодательства   Российской  Федерации  о  налогах  и  сборах  и  не
препятствует   налогоплательщикам,  плательщикам  сборов  и  налоговым
агентам  руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
26 марта 2009 г.
N 03-03-06/1/191