ОБ ОТСУТСТВИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ О ВОЗМОЖНОСТИ УМЕНЬШЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ НА РАСХОДЫ ПО ОПЛАТЕ ПРОЕЗДА РАБОТНИКОВ К МЕСТУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТПУСКА НА ТЕРРИТОРИИ РФ И ОБРАТНО ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ РАСПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 27.03.09 03-03-05/50

          ОБ ОТСУТСТВИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ О
          ВОЗМОЖНОСТИ УМЕНЬШЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА
          ПРИБЫЛЬ НА РАСХОДЫ ПО ОПЛАТЕ ПРОЕЗДА РАБОТНИКОВ К
        МЕСТУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТПУСКА НА ТЕРРИТОРИИ РФ И ОБРАТНО
        ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ РАСПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ В РАЙОНАХ
           КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЯХ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                           27 марта 2009 г.
                            N 03-03-05/50

                                 (Д)


     Министерство  финансов  Российской Федерации рассмотрело вопрос о
порядке  учета  в  целях  налогообложения  прибыли  расходов по оплате
проезда  работников к месту использования отпуска и обратно и сообщает
следующее.
     Статьей  33 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О
государственных   гарантиях  и  компенсациях  для  лиц,  работающих  и
проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
установлено,  что  лица,  работающие  в  организациях, расположенных в
районах  Крайнего  Севера и приравненных к ним местностях, имеют право
на  оплачиваемый  один  раз  в  два  года за счет средств работодателя
проезд  к месту использования отпуска в пределах территории Российской
Федерации  и  обратно  любым  видом транспорта, в том числе личным (за
исключением  такси),  а также на оплату стоимости провоза багажа весом
до 30 килограммов.
     В  соответствии  с  п.  7  ст.  255 Налогового кодекса Российской
Федерации   к   расходам  на  оплату  труда  относятся,  в  частности,
фактические  расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у
этих  работников  на  иждивении,  к  месту  использования  отпуска  на
территории  Российской  Федерации и обратно (включая расходы на оплату
провоза   багажа   работников  организаций,  расположенных  в  районах
Крайнего   Севера   и   приравненных  к  ним  местностях)  в  порядке,
предусмотренном  действующим  законодательством,  -  для  организаций,
финансируемых    из    соответствующих    бюджетов,   и   в   порядке,
предусмотренном работодателем, - для иных организаций.
     Действующим законодательством, а именно ст. 325 Трудового кодекса
Российской  Федерации  (далее - Трудовой кодекс), компенсации расходов
на  оплату  стоимости  проезда  и провоза багажа к месту использования
отпуска  и  обратно  предусмотрены для лиц, работающих в организациях,
расположенных   в   районах  Крайнего  Севера  и  приравненных  к  ним
местностях.  Изменения, внесенные в указанную статью Трудового кодекса
Федеральным  законом  от  30.06.2006 N 90-ФЗ, связаны с разграничением
компетенции  в  вопросе о компенсации расходов северянам при проезде к
месту использования отпуска и обратно.
     Так,  ч.  8  ст.  325  Трудового кодекса установлено, что размер,
условия  и  порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и
провоза  багажа  к  месту  использования  отпуска  и  обратно для лиц,
работающих   в   организациях,  финансируемых  из  бюджетов  субъектов
Российской  Федерации, устанавливаются органами государственной власти
субъектов  Российской  Федерации,  в  организациях,  финансируемых  из
местных бюджетов, - органами местного самоуправления, у работодателей,
не   относящихся   к  бюджетной  сфере,  -  коллективными  договорами,
локальными  нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных
органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
     Кроме  того,  приведенная  в письме арбитражная практика не может
быть  использована  в  качестве  доказательства  изложенной  в  письме
позиции.
     Так,  Постановление  ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.09.2006
по  делу N А74-546/06-Ф02-4562/06-С1 касается применения Постановления
Совета  Министров  СССР  от 25.06.1971 N 434 "О дополнительных льготах
работникам  предприятий и организаций Министерства гражданской авиации
при  следовании  к  месту  проведения  отпуска воздушным транспортом".
Названному  Министерству  разрешено предоставлять один раз в год своим
работникам,   проработавшим  в  системе  непрерывно  7  и  более  лет,
бесплатный  билет  и  билет  со  скидкой 50 процентов тарифа на одного
члена семьи.
     Поскольку   данный   нормативный   правовой   акт  не  отменен  в
установленном   порядке   и  не  противоречит  Конституции  Российской
Федерации,   законодательству  Российской  Федерации  и  Соглашению  о
создании   Содружества   Независимых  Государств  от  08.12.1991,  суд
признал,    что   общество   правомерно   применило   содержащиеся   в
Постановлении  нормы  при  определении  налоговой  базы  по  налогу на
прибыль за проверяемые налоговой инспекцией налоговые периоды.
     В  Постановлениях  ФАС Западно-Сибирского округа от 16.01.2007 по
делам  N Ф04-8809/2006(30819-А27-19), Ф04-8809/2006(29890-А27-19) и от
28.05.2008  N  Ф04-3260/2008(5603-А27-15)  речь  идет  о  доначислении
единого социального налога и пеней.
     Кроме  того,  проведенный  анализ  арбитражной практики и решений
высших судов (ВАС РФ) показал, что спорные вопросы возникают в большей
мере  в  связи с требованиями организаций к казне Российской Федерации
(в   лице   Министерства  финансов  Российской  Федерации)  возместить
оплаченные  за  счет  средств  организаций расходы на оплату проезда в
отпуск  и  обратно для работников Крайнего Севера и приравненных к ним
местностей.   При   этом  суды  считают,  что  финансовое  обеспечение
реализации социальных гарантий, предоставленных гражданам федеральными
законами, должно производиться за счет средств федерального бюджета. В
этой  связи  принятие  предложения  о признании в уменьшение налоговой
базы по налогу на прибыль расходов на оплату проезда работников и лиц,
находящихся  у  этих  работников  на  иждивении, к месту использования
отпуска  на территории Российской Федерации и обратно, вне зависимости
от расположения организации в районах Крайнего Севера и приравненных к
ним   местностях,   приведет  к  необоснованному  увеличению  расходов
федерального бюджета.
     Учитывая  изложенное,  Министерство финансов Российской Федерации
подтверждает свою  позицию,  изложенную  в   Письмах   от   12.03.2008
N 03-03-06/1/169,   от  13.08.2007  N  03-03-06/1/561,  от  14.06.2006
N 03-03-04/2/72, и просит довести ее до налоговых органов.

Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
                                                           С.Д.ШАТАЛОВ
27 марта 2009 г.
N 03-03-05/50