В ОТНОШЕНИИ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО ПРЕКРАЩЕНО ИЗ-ЗА ОТСУТСТВИЯ У ДОЛЖНИКА ИМУЩЕСТВА, ЗА СЧЕТ КОТОРОГО ОНА МОЖЕТ БЫТЬ ПОГАШЕНА. ПРИЗНАЕТСЯ ЛИ ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ БЕЗНАДЕЖНОЙ КО ВЗЫСКАНИЮ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ИСЧИСЛ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 30.03.09 03-03-06/1/199

          В ОТНОШЕНИИ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
             ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО ПРЕКРАЩЕНО ИЗ-ЗА
          ОТСУТСТВИЯ У ДОЛЖНИКА ИМУЩЕСТВА, ЗА СЧЕТ КОТОРОГО
          ОНА МОЖЕТ БЫТЬ ПОГАШЕНА. ПРИЗНАЕТСЯ ЛИ ДЕБИТОРСКАЯ
           ЗАДОЛЖЕННОСТЬ БЕЗНАДЕЖНОЙ КО ВЗЫСКАНИЮ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ
         ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ, ЕСЛИ СРОК ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ
           ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЛИСТА КО ВЗЫСКАНИЮ НЕ ИСТЕК, НО
        ВЫНЕСЕНО ПОСТАНОВЛЕНИЕ СУДЕБНОГО ПРИСТАВА-ИСПОЛНИТЕЛЯ
                    О НЕВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ВЗЫСКАНИЯ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                           30 марта 2009 г.
                           N 03-03-06/1/199

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по  вопросу о порядке списания в целях налогообложения прибыли
организаций безнадежной задолженности и сообщает следующее.
     В  соответствии  с  п.  2  ст.  266 Налогового кодекса Российской
Федерации  безнадежными  долгами  (долгами,  нереальными ко взысканию)
признаются   те  долги  перед  налогоплательщиком,  по  которым  истек
установленный  срок  исковой  давности, а также те долги, по которым в
соответствии  с гражданским законодательством обязательство прекращено
вследствие   невозможности   его   исполнения,   на   основании   акта
государственного органа или ликвидации организации.
     Таким   образом,  Кодексом  предусмотрен  исчерпывающий  перечень
оснований,   в   соответствии  с  которыми  дебиторская  задолженность
налогоплательщика  признается  безнадежной  для  целей налогообложения
прибыли.
     К таким основаниям относятся:
     - истечение установленного срока исковой давности;
     - невозможность   исполнения   в   соответствии   с   гражданским
законодательством;
     - невозможность  исполнения  на  основании  акта государственного
органа;
     - ликвидация организации-должника.
     В  соответствии  с  Указом  Президента  Российской  Федерации  от
09.03.2004   N   314   "О  системе  и  структуре  федеральных  органов
исполнительной  власти"  и  Положением  о  Федеральной службе судебных
приставов,  утвержденным  Указом  Президента  Российской  Федерации от
13.10.2004  N  1316,  служба  судебных  приставов и ее территориальные
подразделения  являются  федеральными  органами  исполнительной власти
Российской Федерации.
     В  соответствии  с  пп.  4  п.  1  ст.  46 Федерального закона от
02.10.2007   N   229-ФЗ  "Об  исполнительном  производстве"  (далее  -
Федеральный  закон  N  229-ФЗ),  в  случае если у должника отсутствует
имущество,  на  которое  может быть обращено взыскание, и все принятые
судебным  приставом-исполнителем  допустимые законом меры по отысканию
его  имущества  оказались  безрезультатными,  исполнительный  документ
возвращается   взыскателю,   о   чем  судебным  приставом-исполнителем
составляется акт, который утверждается старшим судебным приставом.
     При  этом  судебный  пристав-исполнитель выносит постановление об
окончании  исполнительного  производства  и  о  возвращении взыскателю
исполнительного документа.
     Таким   образом,  учитывая  основания  окончания  исполнительного
производства, предусмотренные пп.  4 п.  1 ст.  46 Федерального закона
N 229-ФЗ,   свидетельствующие  о  невозможности  исполнения  должником
обязательства,  а также правовую позицию  Высшего  Арбитражного  Суда,
изложенную   в   Определении  от  07.03.2008  N  2727/08,  дебиторская
задолженность,  в отношении  которой  судебным  приставом-исполнителем
вынесено  постановление  об  окончании исполнительного производства на
основании указанной нормы Федерального  закона  N  229-ФЗ,  признается
безнадежной для целей налогообложения прибыли.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
30 марта 2009 г.
N 03-03-06/1/199