ВОПРОСЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИНСТРУКЦИИ БАНКА РОССИИ ОТ 28 АПРЕЛЯ 2004 ГОДА N 113-И "О ПОРЯДКЕ ОТКРЫТИЯ, ЗАКРЫТИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБМЕННЫХ ПУНКТОВ И ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ БАНКАМИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ И ИНЫХ СДЕЛОК С НАЛИЧНО. Письмо. Центральный банк РФ (ЦБР). 31.03.09 38

            ВОПРОСЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИНСТРУКЦИИ БАНКА РОССИИ
         ОТ 28 АПРЕЛЯ 2004 ГОДА N 113-И "О ПОРЯДКЕ ОТКРЫТИЯ,
       ЗАКРЫТИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБМЕННЫХ ПУНКТОВ И ПОРЯДКЕ
        ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ БАНКАМИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ
       БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ И ИНЫХ СДЕЛОК С НАЛИЧНОЙ ИНОСТРАННОЙ
        ВАЛЮТОЙ И ВАЛЮТОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЧЕКАМИ (В ТОМ
        ЧИСЛЕ ДОРОЖНЫМИ ЧЕКАМИ), НОМИНАЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ КОТОРЫХ
         УКАЗАНА В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ, С УЧАСТИЕМ ФИЗИЧЕСКИХ
                  ЛИЦ" (ДАЛЕЕ - ИНСТРУКЦИЯ N 113-И)

                                ПИСЬМО

                         ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ

                           31 марта 2009 г.
                                 N 38

                                 (Д)


     1.  Может  ли уполномоченный банк заполнить графы 15, 16, 17 и 18
Реестра  операций  с  наличной  валютой  и чеками (далее - Реестр) при
совершении  физическим лицом операции на сумму, не превышающую 600 000
рублей (либо на эквивалентную сумму в иностранной валюте)?
     Абзацем  2  пункта 4.15 Инструкции N 113-И установлено, что графа
15  Реестра  не  заполняется  при  совершении  операций,  указанных  в
подпунктах  3.1.1  -  3.1.3  и  3.1.7  Инструкции  N 113-И, если сумма
совершаемой  операции  не  превышает  15  000 рублей либо не превышает
сумму   в   иностранной   валюте,  эквивалентную  15  000  рублей,  за
исключением  случая,  когда  у  кассового  работника  обменного пункта
возникают  подозрения, что операция осуществляется в целях легализации
(отмывания)  доходов,  полученных преступным путем, или финансирования
терроризма.
     Абзацем  3  пункта 4.15 Инструкции N 113-И установлено, что графы
16,  17,  18  Реестра  заполняются  при совершении операции с наличной
валютой  и  чеками,  если сумма, на которую она совершается, равна или
превышает  600  000  рублей,  либо  равна  сумме в иностранной валюте,
эквивалентной  600  000  рублей,  или  превышает  ее, а также в случае
проведения иных операций, подпадающих под действие Федерального закона
"О   противодействии   легализации   (отмыванию)  доходов,  полученных
преступным  путем,  и  финансированию терроризма" (далее - Федеральный
закон).
     При  этом  согласно  приложению  4  к Инструкции N 113-И (Порядок
заполнения Реестра операций с наличной валютой и чеками) по усмотрению
уполномоченного  банка  (филиала уполномоченного банка) в Реестр могут
быть   включены   иные   сведения  при  условии  сохранения  сведений,
установленных Инструкцией N 113-И.
     В  связи  с  тем,  что  согласно пункту 1.2 статьи 7 Федерального
закона  при  осуществлении  физическим  лицом  операции по покупке или
продаже  наличной  иностранной  валюты на сумму, не превышающую 15 000
рублей  либо  не превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную
15  000 рублей, идентификация клиента - физического лица, установление
и  идентификация  выгодоприобретателя  не  проводятся,  за исключением
случая,  когда  у  работников  организации,  осуществляющей операции с
денежными  средствами  или  иным имуществом, возникают подозрения, что
данная   операция   осуществляется  в  целях  легализации  (отмывания)
доходов,  полученных  преступным путем, или финансирования терроризма,
графы  15,  16,  17,  18  Реестра  при  осуществлении физическим лицом
операций  с  наличной валютой и чеками на сумму, не превышающую 15 000
рублей  либо  не превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную
15 000 рублей, не заполняются.
     Вместе  с тем в случае если физическое лицо, совершающее операции
с  наличной  валютой  и  чеками на сумму, не превышающую 15 000 рублей
либо  не  превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000
рублей,  обратится с просьбой зафиксировать предусмотренную пунктами 7
и  8  приложения  6  к  Инструкции  N  113-И  информацию  в документе,
выдаваемом  физическому  лицу  при  осуществлении  операций с наличной
валютой и чеками, то указанная информация может быть отражена в графах
16  и  17  Реестра  с обязательной пометкой, что информация внесена по
просьбе клиента, или в дополнительных графах Реестра.
     При  этом  сведения,  указанные  в  пунктах  7 и 8 приложения 6 к
Инструкции  N 113-И, вносятся кассовым работником в документ только по
просьбе  самого  физического  лица  на основании одного из документов,
указанных в пункте 4.7 Инструкции N 113-И.
     Кроме  того, если при совершении операций, указанных в подпунктах
3.1.1  - 3.1.3 и 3.1.7 Инструкции N 113-И, на сумму, не превышающую 15
000   рублей   либо   не   превышающую  сумму  в  иностранной  валюте,
эквивалентную   15   000   рублей,   уполномоченный  банк  располагает
информацией  о  коде  страны  гражданства  физического лица, указанная
информация  может  быть  отражена  в  графе  15 Реестра с обязательной
пометкой, что информация является дополнительной, или в дополнительной
графе Реестра.
     В соответствии с пунктом 3.1 Положения Банка России от 19.08.2004
N  262-П  "О порядке идентификации кредитными организациями клиентов и
выгодоприобретателей  в  целях противодействия легализации (отмыванию)
доходов,  полученных  преступным  путем,  и финансированию терроризма"
(далее  -  Положение  N 262-П) при осуществлении банковских операций и
иных  сделок  с  наличной  иностранной  валютой  и  валютой Российской
Федерации,  чеками  (в  том  числе  дорожными чеками), предусмотренных
Инструкцией N 113-И, на сумму от 15 000 рублей до 600 000 рублей (либо
на  эквивалентную  сумму  в  иностранной валюте) проводится упрощенная
идентификация физического лица.
     При  этом  пунктом  2.4  Положения  N  262-П установлено, что при
проведении  кредитной организацией упрощенной идентификации физических
лиц,   осуществляющих   операции  на  основании  Инструкции  N  113-И,
сведения,   указанные   в   статье   7   Федерального   закона,  могут
фиксироваться   не   в   анкете/досье   клиента,  а  иными  способами,
определенными правилами проведения банковских операций и иных сделок.
     Таким  образом,  указанные  сведения  о  клиенте,  полученные при
проведении  предусмотренных  Инструкцией N 113-И банковских операций и
иных  сделок  с  наличной валютой и чеками, могут быть зафиксированы в
Реестре  при  условии  сохранения  сведений,  установленных  указанной
Инструкцией.
     На  основании  изложенного следует, что при совершении операций с
наличной  валютой  и чеками на сумму от 15 000 до 600 000 рублей (либо
на  эквивалентную  сумму  в  иностранной валюте) уполномоченный банк в
целях  фиксирования  данных,  полученных при упрощенной идентификации,
вправе заполнить графы 16, 17 и при наличии информации об адресе места
жительства (места пребывания) графу 18 Реестра.
     При этом сведения, указываемые в графах 16, 17, 18 Реестра, могут
быть   зафиксированы   иным  способом,  в  частности,  путем  введения
дополнительных граф Реестра.

     2.  Может  ли  уполномоченный  банк  в  приказе (распоряжении) об
установлении  либо  изменении  курсов и кросс-курсов иностранных валют
указывать  дату и время, с которого он начинает действовать? Например,
приказ  (распоряжение)  уполномоченным  банком  издается  в пятницу, а
действовать начинает в субботу.
     В  соответствии  с  пунктом  4.27  Инструкции  N  113-И в приказе
(распоряжении)  уполномоченного  банка (филиала уполномоченного банка)
об установлении либо изменении курсов и кросс-курсов иностранных валют
указываются   фактический   адрес   обменного   пункта,  установленные
(измененные)  курсы иностранных валют и кросс-курсы на текущую дату, а
также дата и время (в часах и минутах) установления (изменения) курсов
иностранных  валют  и  кросс-курсов.  При  этом  перечень  информации,
указываемый  в  приказе (распоряжении) уполномоченного банка, является
исчерпывающим.
     Вместе  с  тем  формулировка  "дата  и  время (в часах и минутах)
установления  (изменения)  курсов  иностранных  валют  и кросс-курсов"
может  трактоваться не только как дата и время непосредственно издания
приказа  и  одновременного  установления (изменения курсов иностранных
валют  и  кросс-курсов,  но  и как дата и время, с которого фактически
начинает действовать установленный (измененный) курс.
     В том случае если предполагается, что устанавливаемый курс начнет
действовать  не со дня издания приказа (распоряжения), а, например, со
следующего   дня,   то   в   приказе  (распоряжении)  следует  указать
предполагаемые   дату   и   время,   с   которых   начнет  действовать
устанавливаемый курс.

     3.   Должен   ли   кассовый   работник  внутреннего  структурного
подразделения   уполномоченного   банка   (далее  -  ВСП)  располагать
документом,  свидетельствующим о прохождении специальной подготовки по
способам определения признаков подлинности денежных знаков иностранных
государств  (группы  государств)  и  чеков  в  случае,  если указанным
внутренним структурным подразделением осуществляются операции только с
валютой Российской Федерации?
     В  соответствии  с  подпунктом  2.2.3  пункта  2.2  и пунктом 2.6
Инструкции   N  113-И  в  ВСП  в  отдельном  досье  должны  находиться
заверенные   подписью   руководителя  уполномоченного  банка  (филиала
уполномоченного   банка)   и   скрепленные   оттиском  круглой  печати
уполномоченного    банка   (филиала   уполномоченного   банка)   копии
документов,   включая   документы,   свидетельствующие  о  прохождении
кассовыми  работниками  специальной подготовки по способам определения
признаков  подлинности  денежных знаков иностранных государств (группы
государств) и чеков, а также платежеспособности банкнот и монеты Банка
России.
     Также согласно пункту 15.2 Положения Банка России от 24.04.2008 N
318-П  "О  порядке  ведения  кассовых  операций  и  правилах хранения,
перевозки  и  инкассации  банкнот  и  монеты  Банка России в кредитных
организациях  на  территории  Российской Федерации" кассовые работники
должны иметь документ, свидетельствующий о прохождении ими специальной
подготовки  по  способам  определения платежеспособности и подлинности
банкнот и монеты Банка России.
     Если  ВСП  уполномоченного  банка  осуществляет операции только с
валютой  Российской  Федерации,  то  в  этом случае кассовые работники
внутреннего структурного подразделения должны располагать документом о
прохождении  специальной  подготовки по определению платежеспособности
банкнот и монеты Банка России.
     Материал  подготовлен  Департаментом  финансового  мониторинга  и
валютного контроля.

31 марта 2009 г.
N 38