ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ ПРОВЕРОК В УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ 17 марта 2009 г. N 104 (Д) В целях проведения служебных проверок и применения дисциплинарных взысканий в отношении сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, руководствуясь статьями 34 - 41 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 70; Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 52, ст. 5086; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст. 3613; 1999, N 29, ст. 3698; 2001, N 1 (часть I), ст. 2, N 53 (часть I), ст. 5030; 2002, N 27, ст. 2620, N 30, ст. 3033; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 14, ст. 1212; 2007, N 10, ст. 1151, N 49, ст. 6072) и Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 6 июня 2005 г. N 76 "Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы" <*> (Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации, 2005, N 9), приказываю: -------------------------------- <*> Зарегистрирован в Минюсте России 23.06.2005, N 6748. 1. Утвердить прилагаемую Инструкцию об организации проведения служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - Инструкция). 2. Начальникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы организовать в системе служебной подготовки с личным составом изучение настоящего Приказа с принятием зачетов. 3. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителя директора Федеральной службы исполнения наказаний Шамсунова С.Х. Директор Ю.И.КАЛИНИН 17 марта 2009 г. N 104 Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 апреля 2009 г. N 13665 Утверждена Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 17 марта 2009 г. N 104 ИНСТРУКЦИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ ПРОВЕРОК В УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ I. Общие положения 1. Настоящая Инструкция об организации проведения служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - Инструкция) определяет организацию проведения служебных проверок, осуществляемых инспекциями по личному составу, другими подразделениями и должностными лицами учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) по фактам нарушения служебной дисциплины и законодательства Российской Федерации сотрудниками учреждений и органов УИС (далее - сотрудник). II. Проведение служебной проверки 2. Служебная проверка (далее - проверка) проводится в целях установления обстоятельств, причин и условий нарушения служебной дисциплины или законодательства Российской Федерации (далее - должностной проступок), допущенного сотрудниками, либо чрезвычайного происшествия в учреждении и органе УИС (далее - чрезвычайное происшествие). 3. Основанием для назначения проверки являются сведения: о должностном проступке (чрезвычайном происшествии) - согласно Приказу ФСИН России от 31.03.2005 N 225 "Об утверждении перечня и порядка представления оперативной информации о происшествиях и преступлениях в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы" <*>; -------------------------------- <*> По заключению Минюста России от 15 августа 2005 г. N 01/6576-ВЯ настоящий Приказ не нуждается в государственной регистрации (информация опубликована в Бюллетене Министерства юстиции Российской Федерации, 2005, N 10). о получении травмы (ранения) или гибели сотрудника; о совершении сотрудником грубого нарушения служебной дисциплины в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I) ст. 3); о несоблюдении сотрудником установленных законодательством Российской Федерации, Присягой, контрактом о службе, а также приказами Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, прямых начальников порядка и правил при выполнении возложенных на него обязанностей и осуществлении имеющихся у него правомочий; о совершении сотрудником должностного проступка (чрезвычайного происшествия), изложенные в представлении органов прокуратуры о нарушениях уголовно-исполнительного законодательства при исполнении должностных обязанностей, акте федерального органа государственной власти, а также содержащиеся в публикациях средств массовой информации, письмах юридических лиц или обращениях граждан. 4. Задачами проверки являются: полное, объективное и всестороннее исследование обстоятельств, причин и условий совершения должностного проступка (чрезвычайного происшествия); установление круга лиц, причастных к совершению должностного проступка (чрезвычайного происшествия), свидетелей и пострадавших; определение тяжести проступка, выразившегося в неисполнении или ненадлежащем исполнении должностных обязанностей; выработка предложений о мере дисциплинарной или иной ответственности сотрудника, совершившего должностной проступок (чрезвычайное происшествие); выработка рекомендаций по организации и проведению мероприятий предупредительнопрофилактического характера, направленных на устранение причин и условий, способствовавших совершению должностного проступка (чрезвычайного происшествия). 5. Оценив сведения о характере должностного проступка (чрезвычайного происшествия) и установив основания для проведения проверки, начальник учреждения и органа УИС принимает решение о проведении проверки. Начальник: инструктирует сотрудников, проводящих проверку, по конкретным вопросам, подлежащим выяснению; утверждает план проверки; контролирует своевременность и правильность проведения проверки, соблюдение законодательства Российской Федерации; назначает проведение проверки в случае возбуждения уголовного дела в отношении сотрудника, совершившего должностной проступок (чрезвычайное происшествие), в том числе в случае его увольнения со службы; незамедлительно передает материалы в органы прокуратуры, если в ходе проверки получены сведения о деяниях, содержащих признаки состава преступления. Направление материалов в органы прокуратуры не является основанием для окончания проверки. 6. Проверка назначается и проводится на основании приказа о создании комиссии по проведению проверки. В приказе об организации проведения служебной проверки указываются: факты, послужившие основанием для проведения служебной проверки; состав комиссии по проведению служебной проверки (далее - комиссия) с указанием должностей, фамилий, имен и отчеств сотрудников; должность, фамилия, имя и отчество сотрудника УИС, в отношении которого проводится служебная проверка; срок проведения служебной проверки. Приказ учреждения и органа УИС о назначении проверки является основанием для получения сотрудником (членом комиссии) объяснений по вопросам, имеющим отношение к совершенному должностному проступку (чрезвычайному происшествию), ознакомления с документами, запроса их копий (либо их изъятия), а также получения заключений от специалистов по конкретным вопросам. 7. Проверкой устанавливаются: при нарушении условий контракта сотрудником - факты, свидетельствующие о нарушении сотрудником условий контракта, и их причины; при причинении сотрудником материального ущерба учреждению или органу УИС (далее - ущерб): конкретные действия (бездействие) сотрудника, явившиеся причиной ущерба; умышленно или по неосторожности причинен ущерб; степень вины каждого сотрудника в случае причинения ущерба несколькими сотрудниками; связь с исполнением служебных обязанностей сотрудником при совершении проступка; обстоятельства, способствовавшие причинению ущерба. 8. При проведении проверки осуществляются сбор и документальное оформление сведений, относящихся к должностному проступку (чрезвычайному происшествию), в том числе устанавливаются: наличие должностного проступка (чрезвычайного происшествия), время, место, обстоятельства, при которых он был совершен; цели и мотивы совершения должностного проступка (чрезвычайного происшествия); обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности сотрудника, совершившего должностной проступок (чрезвычайное происшествие); личные и деловые качества сотрудника, совершившего должностной проступок (чрезвычайное происшествие); причины и условия, способствовавшие совершению должностного проступка (чрезвычайного происшествия); характер и размер ущерба, причиненного сотрудником, совершившим должностной проступок (чрезвычайное происшествие); находился ли сотрудник, совершивший должностной проступок (чрезвычайное происшествие), при исполнении служебных обязанностей. 9. Начальник учреждения и органа УИС (далее - начальник) использует материалы проверок и рекомендации по их результатам в целях укрепления служебной дисциплины, профилактики и недопущения должностных проступков (чрезвычайных происшествий). III. Срок проведения служебной проверки 10. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. 11. Днем завершения служебной проверки считается дата составления заключения по результатам проведенной служебной проверки. IV. Оформление результатов служебной проверки 12. По завершении проверки председатель комиссии составляет заключение о результатах проверки (далее - заключение) (приложение N 1), в котором излагаются: состав комиссии, проводившей проверку (должности, специальные звания, фамилии и инициалы); основание проведения проверки (дата и номер приказа о проведении проверки); сведения о проступке и сотруднике, в отношении которого проводится проверка, и других лицах, причастных к совершению должностного проступка (чрезвычайного происшествия); сведения о времени, месте, обстоятельствах совершения должностного проступка (чрезвычайного происшествия); мотивы и цели совершения должностного проступка (чрезвычайного происшествия) (какие конкретно требования законодательства Российской Федерации нарушены); причины и условия совершения должностного проступка (чрезвычайного происшествия); предложения о виде ответственности сотрудника, совершившего должностной проступок (чрезвычайное происшествие); данные о характере и размерах ущерба, предложения о порядке его возмещения; предложения о проведении необходимых воспитательно-профилактических мероприятий. 13. Заключение оформляется на бланке учреждения и органа УИС, подписывается председателем и членами комиссии, утверждается начальником. 14. В случаях, когда обстоятельства должностного проступка (чрезвычайного происшествия) не очевидны и по результатам работы органов следствия (дознания), прокуратуры, суда возможны выводы о том, что данное деяние содержит признаки состава преступления или административного правонарушения, заключение проверки готовится с учетом вступивших в законную силу решений (постановлений) этих органов. 15. При несогласии одного из членов комиссии с выводами или содержанием отдельных положений заключения он, подписав заключение, приобщает к нему пояснительную записку (рапорт) с особым мнением. 16. Документы проверки постранично нумеруются и формируются в дело, к которому приобщаются: документ (или его копия), содержащий сведения, послужившие основанием для назначения проверки; копия приказа о назначении проверки; справочные материалы; служебная характеристика на сотрудника, в отношении которого проводилась проверка; объяснения сотрудников и иных лиц, в случае отказа сотрудника от дачи письменных объяснений составляется соответствующий акт (приложение N 3); другие документы, имеющие отношение к установленным в ходе проверки фактам; заключение; копия приказа о привлечении сотрудника к ответственности (если приказ издавался). 17. Дело с материалами проверки хранится в кадровом подразделении учреждения и органа УИС. 18. Второй экземпляр заключения приобщается к личному делу сотрудника, в отношении которого проводилась проверка. 19. Председатель комиссии после утверждения заключения при необходимости готовит проект приказа о привлечении сотрудника к ответственности, согласовывает с кадровыми и юридическими подразделениями учреждений и органов УИС. 20. Материалы проверки могут быть предоставлены для ознакомления по запросу органов прокуратуры или в иных случаях только с разрешения начальника, назначившего проведение проверки. Начальник при необходимости информирует о результатах проверки вышестоящих руководителей. V. Состав комиссии 21. Комиссия состоит из трех и более сотрудников УИС. Состав комиссии определяется начальником из числа сотрудников, обладающих необходимыми знаниями и опытом. 22. В состав комиссии не могут быть включены сотрудники, если они прямо или косвенно заинтересованы в результатах проверки. 23. Работу комиссии организует председатель, который несет ответственность за полное, объективное и всестороннее изучение в ходе проверки обстоятельств, послуживших основанием для ее назначения, и соблюдения сроков проведения проверки. Председатель комиссии: разрабатывает план проверки (приложение N 2); организует проведение проверки, определяет комплекс мероприятий осуществляемых членами комиссии в ходе проверки; оказывает членам комиссии методическую помощь по сбору, обобщению и анализу изучаемых в ходе проверки материалов; координирует, организует взаимодействие и осуществляет контроль за работой членов комиссии; направляет в установленном порядке запросы о представлении необходимых документов, материалов и информации с целью установления фактов и обстоятельств, имеющих отношение к проводимой проверке. 24. Члены комиссии: получают письменные объяснения лиц, которым могут быть известны какие-либо сведения, относящиеся к обстоятельствам, подлежащим установлению в ходе проверки; знакомятся с документами, имеющими отношение к проверке, приобщают копии документов к материалам проверки; получают консультации и заключения специалистов; готовят предложения о привлечении к ответственности сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок; обеспечивают реализацию прав сотрудника, в отношении которого проводится проверка; соблюдают права и свободы сотрудника, в отношении которого проводится проверка, и иных участников проверки; обеспечивают сохранность документов и материалов проверки. 25. В установленном порядке сотрудник, в отношении которого проводится проверка, приказом учреждения (органа УИС) может быть временно отстранен от исполнения должностных обязанностей на период проведения проверки. При этом должны быть приняты меры, исключающие его несанкционированный доступ к оружию и специальным средствам, служебным документам, а также возможность влияния на ход проводимой в отношении него проверки. 26. Сотрудник, в отношении которого проводится проверка, имеет право: знакомиться с приказом о проведении проверки; давать устные и письменные объяснения (объяснения пишутся собственноручно на имя начальника, назначившего проверку), представлять заявления, ходатайства и иные документы; обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих проверку, в установленном порядке; знакомиться с заключением. Приложение N 1 к Инструкции Образец УТВЕРЖДАЮ Начальник ______________________________ (наименование учреждения и органа УИС) ________________________________________ (специальное звание) _____________ __________________________ (подпись) (инициалы, фамилия) _____________ (дата) ЗАКЛЮЧЕНИЕ о результатах служебной проверки Комиссией _______________________________________________________ должность, специальное звание, фамилия, инициалы ______________________________________________________________________ на основании приказа проведена служебная проверка по факту (сведениям) ____________________ ______________________________________________________________________ какой проступок, кто совершил В ходе проверки установлено: 1. ______________________________________________________________ обстоятельства происшедшего 2. ______________________________________________________________ причины происшедшего 3. ______________________________________________________________ отягчающие или смягчающие обстоятельства 4. ______________________________________________________________ с указанием нарушенных нормативных правовых актов Выводы и предложения по результатам проверки: 1. Служебную проверку считать оконченной. 2. ______________________________________________________________ о привлечении к ответственности виновных сотрудников 3. ______________________________________________________________ о возмещении материального ущерба 4. ______________________________________________________________ предложения по устранению причин и условий, способствовавших нарушению ___________________ _____________ _______________________ должность подпись инициалы, фамилия ОЗНАКОМЛЕН ______________________________________________________________________ должность, специальное звание "__" ___________ 200_ г. _____________ _______________________ подпись инициалы, фамилия Приложение N 2 к Инструкции УТВЕРЖДАЮ Начальник ______________________________ (наименование учреждения и органа УИС) ________________________________________ (специальное звание) _____________ __________________________ (подпись) (инициалы, фамилия) _____________ (дата) ПЛАН служебной проверки (примерный) ----------------------------------------------------------------------------------- | N | Мероприятия | Ответственный | Срок | Отметка о | | п/п | | за выполнение | исполнения | выполнении | |-----|---------------------------------|---------------|------------|------------| | 1. | Инструктаж по вопросам, | | | | | | подлежащим выяснению | | | | |-----|---------------------------------|---------------|------------|------------| | 2. | Изучение первичных документов, | | | | | | нормативных правовых актов по | | | | | | вопросам, подлежащим выяснению | | | | |-----|---------------------------------|---------------|------------|------------| | 3. | Изучение личного дела | | | | | | сотрудника и документов | | | | | | предыдущих проверок | | | | |-----|---------------------------------|---------------|------------|------------| | 4. | Анализ данных о состоянии | | | | | | служебной дисциплины в | | | | | | подразделении | | | | |-----|---------------------------------|---------------|------------|------------| | 5. | Подготовка запросов, | | | | | | поручений, бланков | | | | |-----|---------------------------------|---------------|------------|------------| | 6. | Сбор данных по факту и | | | | | | обстоятельствам | | | | | | правонарушения | | | | |-----|---------------------------------|---------------|------------|------------| | 7. | Сбор документов по месту | | | | | | службы сотрудника, в том | | | | | | числе должностных инструкций | | | | | | с его подписью об | | | | | | ознакомлении, служебной | | | | | | характеристики | | | | |-----|---------------------------------|---------------|------------|------------| | 8. | Сбор документов, | | | | | | характеризующих личность | | | | | | сотрудника | | | | |-----|---------------------------------|---------------|------------|------------| | 9. | Подготовка вопросов для | | | | | | получения объяснения от лиц, | | | | | | проходящих по материалам | | | | | | служебной проверки | | | | |-----|---------------------------------|---------------|------------|------------| | 10. | Проверка сведений, изложенных | | | | | | в объяснении, заявлении | | | | |-----|---------------------------------|---------------|------------|------------| | 11. | Анализ собранных материалов, | | | | | | определение их полноты | | | | |-----|---------------------------------|---------------|------------|------------| | 12. | Сбор дополнительных материалов | | | | | | по вопросам, требующим | | | | | | специальных знаний, получение | | | | | | консультаций у специалистов, | | | | | | проведение экспертизы | | | | |-----|---------------------------------|---------------|------------|------------| | 13. | Подготовка заключения о | | | | | | результатах служебной | | | | | | проверки и его согласование | | | | |-----|---------------------------------|---------------|------------|------------| | 14. | Корректировка документов и | | | | | | представление на утверждение | | | | | | начальнику | | | | |-----|---------------------------------|---------------|------------|------------| | 15. | Ознакомление сотрудника с | | | | | | заключением о результатах | | | | | | служебной проверки под | | | | | | роспись | | | | |-----|---------------------------------|---------------|------------|------------| | 16. | Подготовка проекта приказа по | | | | | | результатам проверки и его | | | | | | согласование (при | | | | | | необходимости) | | | | |-----|---------------------------------|---------------|------------|------------| | 17. | Передача: | | | | | | документов служебной проверки | | | | | | для учета и хранения; копии | | | | | | заключения о результатах | | | | | | проверки для приобщения к | | | | | | личному делу | | | | ----------------------------------------------------------------------------------- ______________________________________________________________________ (должность председателя комиссии по проведению служебной проверки) _______________________ _____________ ________________________ (специальное звание) (подпись) (инициалы, фамилия) Приложение N 3 к Инструкции Образец УТВЕРЖДАЮ Начальник ______________________________ (наименование учреждения и органа УИС) ________________________________________ (специальное звание) _____________ __________________________ (подпись) (инициалы, фамилия) _____________ (дата) АКТ "__" _____________ 200_ г. _______________________ место издания Мною ____________________________________________________________ должность, специальное звание, инициалы, фамилия ______________________________________________________________________ составлен настоящий акт в том, что сегодня в __ час. __ мин. в _______ номер кабинета в присутствии ________________________________________________________ должность, специальное звание, инициалы, фамилия ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ должность, специальное звание, инициалы, фамилия отказавшегося сотрудника ______________________________________________________________________ отказался ____________________________________________________________ от предоставления письменных объяснений; от ознакомления с заключением о результатах служебной проверки или приказом о привлечении к дисциплинарной ответственности; от подписи в заключении или приказе о привлечении к дисциплинарной ответственности после ознакомления с ними ______________________________________________________________________ Факт отказа подтверждаем: ____________________________ ______________ ______________________ специальное звание подпись инициалы, фамилия ____________________________ ______________ ______________________ специальное звание подпись инициалы, фамилия Акт составил: ____________________________ ______________ ______________________ специальное звание подпись инициалы, фамилия |