О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ОБРАЩЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ, СИЛЬНОДЕЙСТВУЮЩИХ И ЯДОВИТЫХ ВЕЩЕСТВ). Письмо. Министерство здравоохранения и социального развития РФ. 23.03.09 25-1/10/2-1873


                                ПИСЬМО

        МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ

                           23 марта 2009 г.
                           N 25-1/10/2-1873

                                 (Д)


     В   связи   с  многочисленными  запросами  руководителей  органов
управления здравоохранением и фармацевтической деятельностью субъектов
Российской  Федерации и юридических лиц о некоторых вопросах обращения
наркотических  средств,  психотропных,  сильнодействующих  и  ядовитых
веществ Министерство здравоохранения и социального развития Российской
Федерации сообщает следующее.
     1.   Обращаем  внимание  на  необходимость  наличия  лицензии  на
деятельность,   связанную   с   оборотом   наркотических   средств   и
психотропных  веществ,  с  правом  их  распределения  и  реализации, у
организаций оптовой торговли лекарственными средствами, уполномоченных
органами  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации на
формирование и представление в Минпромторг России сводных региональных
заявок на наркотические и психотропные лекарственные средства.
     Наркотические  и психотропные лекарственные средства - это особая
группа лекарственных средств, оборот которых происходит в соответствии
с планом распределения, формируемого Минпромторгом России на основании
сводных региональных заявок. При этом план распределения произведенных
и  ввезенных  наркотических  и  психотропных  лекарственных средств не
должен   превышать   потребности   Российской  Федерации  в  указанных
средствах.
     В   статье   1   Федерального   закона  от  08.01.98  N  3-ФЗ  "О
наркотических средствах и психотропных веществах" раскрывается понятие
"распределение   наркотических   средств   и  психотропных  веществ  -
действия,   в   результате   которых   в   соответствии   с  порядком,
установленным    Правительством   Российской   Федерации,   конкретные
юридические  лица получают в установленных для них размерах конкретные
наркотические  средства или психотропные вещества для осуществления их
оборота".  В  соответствии со статьей 5 указанного Федерального закона
распределение  наркотических  средств  и психотропных веществ является
государственной монополией.
     Следовательно,   в  случае,  если  организация  оптовой  торговли
лекарственными  средствами  планирует осуществлять реализацию (оптовую
продажу)   наркотических  (психотропных)  лекарственных  средств  иным
юридическим лицам, она должна иметь статус государственного учреждения
(государственного  унитарного  предприятия)  и  иметь  соответствующую
лицензию на деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и
психотропных веществ, с указанием права их реализации и распределения.
     При  этом  следует  отметить,  что  при получении соответствующей
лицензии  организация оптовой торговли будет одновременно осуществлять
как  функцию  реализации  наркотических  и  психотропных лекарственных
средств  (оптовой  продажи  в соответствии с договором), так и функцию
распределения   наркотических  и  психотропных  лекарственных  средств
(доведение  средств, полученных в соответствии с планом распределения,
до конкретных юридических лиц в соответствии с их заявками).
     Однако   анализ   информации   о   предоставленных  лицензиях  на
деятельность,   связанную   с   оборотом   наркотических   средств   и
психотропных  веществ,  полученной из Росздравнадзора, показал, что не
все  лицензирующие  органы  субъектов  Российской  Федерации соблюдают
требования   Федерального   закона   "О   наркотических   средствах  и
психотропных веществах".
     Так,   в   2008   году   лицензирующими   органами   Сахалинской,
Волгоградской,    Тверской,    Новосибирской,    Амурской    областей,
Карачаево-Черкесской  Республики,  Приморского  и Пермского краев были
выданы    муниципальным    предприятиям   (муниципальным   учреждениям
здравоохранения)   лицензии  на  деятельность,  связанную  с  оборотом
наркотических   средств   и   психотропных   веществ,   с   правом  их
распределения.
     Предлагаем   указанным   лицензирующим   органам  незамедлительно
привести   лицензии,   предоставленные  в  нарушение  законодательства
Российской  Федерации,  в соответствие с установленными требованиями в
сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ.
     2. В дополнение к письму Минздравсоцразвития России от 23.01.2009
N 25-1/10/2-300 сообщаем следующее.
     Вещество "Трамадол" не находится под международным контролем, так
как  не  включено  в  списки  контролируемых  веществ в соответствии с
Единой  конвенцией ООН о наркотических средствах 1961 года, Конвенцией
ООН  о  психотропных  веществах  1971  года  и Конвенцией ООН о борьбе
против   незаконного  оборота  наркотических  средств  и  психотропных
веществ 1988 года.
     Поэтому   на   лекарственные   препараты,  содержащие  "Трамадол"
("Трамал",   "Залдиар"  и  др.),  не  распространяются  требования  по
хранению  основного  запаса, предусмотренные Приказом Минздрава России
от 12.11.97 N 330 "О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и
использования   наркотических   средств  и  психотропных  веществ"  (в
редакции Приказа Минздравсоцразвития России от 26.06.2008 N 296н).
     3.  Обращаем  внимание, что в соответствии с требованиями Приказа
Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 N 110 "О порядке назначения и
выписывания  лекарственных  средств, изделий медицинского назначения и
специализированных  продуктов  лечебного  питания"  рецептурные бланки
учетной   формы  N  148-1/у-88  должны  иметь  реквизит  "Согласовано.
Заместитель  руководителя  ФСКН  России  (или ФСКН России). 12 февраля
2007  г.".  Данное  требование обязательно к исполнению с учетом того,
что   на   указанном  рецептурном  бланке  выписываются  лекарственные
средства,   подлежащие   особому   контролю   в  Российской  Федерации
(психотропные  вещества,  внесенные в Список III перечня наркотических
средств,  психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в
Российской  Федерации;  сильнодействующие  и  ядовитые  вещества; иные
лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету).
     В   случае   отсутствия   реквизита,  напечатанного  типографским
способом,  следует  проставлять  его  в виде штампа. Месторасположение
реквизита - произвольное.
     Министерство  здравоохранения  и  социального развития Российской
Федерации  предлагает  довести  данную  информацию  до  сведения  всех
руководителей  территориальных  органов  управления здравоохранением и
фармацевтической  деятельностью,  лечебно-профилактических учреждений,
аптечных  учреждений  (организаций)  и других организаций, связанных с
обращением лекарственных средств.
     
Заместитель Министра
                                                         В.И.СКВОРЦОВА
23 марта 2009 г.
N 25-1/10/2-1873