БАНК ОСУЩЕСТВЛЯЕТ БРОКЕРСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА РЦБ ОТ ИМЕНИ И ЗА СЧЕТ КЛИЕНТОВ. ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА КЛИЕНТОВ И ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА, ПОЛУЧЕННЫЕ ОТ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ, УЧИТЫВАЮТСЯ НА БРОКЕРСКОМ СЧЕТЕ КЛИЕНТА, ОТКРЫТОМ В БАНКЕ. ВПРАВЕ ЛИ БА. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 06.04.09 03-04-06-01/78

         БАНК ОСУЩЕСТВЛЯЕТ БРОКЕРСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА РЦБ ОТ
        ИМЕНИ И ЗА СЧЕТ КЛИЕНТОВ. ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА КЛИЕНТОВ И
        ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА, ПОЛУЧЕННЫЕ ОТ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ С
          ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ, УЧИТЫВАЮТСЯ НА БРОКЕРСКОМ СЧЕТЕ
        КЛИЕНТА, ОТКРЫТОМ В БАНКЕ. ВПРАВЕ ЛИ БАНК - НАЛОГОВЫЙ
        АГЕНТ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ДОЛИ ДОХОДА КЛИЕНТА - ФИЗЛИЦА ПО
          ОПЕРАЦИЯМ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ В ЦЕЛЯХ НДФЛ СОГЛАСНО
          П. 8 СТ. 214.1 НК РФ УЧИТЫВАТЬ СРЕДСТВА КЛИЕНТА НА
                          БРОКЕРСКОМ СЧЕТЕ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                           6 апреля 2009 г.
                           N 03-04-06-01/78

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо ООО по вопросу исчисления и уплаты налога с доходов, полученных
от  операций  с  ценными  бумагами,  и  в  соответствии  со  ст.  34.2
Налогового  кодекса  Российской  Федерации (далее - Кодекс) разъясняет
следующее.
     В соответствии  с  п.  1 ст.  3 Федерального закона от 22.04.1996
N 39-ФЗ "О рынке ценных  бумаг"  брокерской  деятельностью  признается
деятельность   по  совершению  гражданско-правовых  сделок  с  ценными
бумагами от имени и за счет клиента (в том числе эмитента  эмиссионных
бумаг  при  их  размещении)  или  от своего имени и за счет клиента на
основании возмездных договоров с клиентом.
     На  основании  ст.  5  указанного  Закона  под  деятельностью  по
управлению ценными бумагами признается осуществление юридическим лицом
от  своего  имени  за  вознаграждение  в  течение  определенного срока
доверительного управления переданными ему во владение и принадлежащими
другому лицу ценными бумагами (денежными средствами) в интересах этого
лица или указанных этим лицом третьих лиц.
     Статьей  214.1  Кодекса  установлено,  что налоговыми агентами по
операциям  с  ценными  бумагами,  осуществляемым  от  имени  и за счет
физических   лиц   на   основании  брокерских  договоров  и  договоров
доверительного   управления,   признаются   брокеры   и  доверительные
управляющие соответственно.
     В соответствии с п. 8 ст. 214.1 Кодекса при осуществлении выплаты
денежных  средств налоговым агентом до истечения очередного налогового
периода  налог  на  доходы  физических  лиц уплачивается с доли дохода
соответствующей  фактической сумме выплачиваемых денежных средств. При
этом   доля   дохода,   рассчитываемая   брокером,   определяется  как
произведение   общей   суммы  дохода  на  отношение  суммы  выплаты  к
стоимостной оценке ценных бумаг, определяемой на дату выплаты денежных
средств,  по  которым  налоговый агент выступает в качестве брокера, а
доверительным  управляющим  -  как  произведение общей суммы дохода на
отношение  суммы  выплаты  к стоимостной оценке ценных бумаг (денежных
средств), находящихся в доверительном управлении, определяемой на дату
выплаты денежных средств.
     Стоимостная оценка ценных бумаг определяется исходя из фактически
произведенных   и   документально   подтвержденных   расходов   на  их
приобретение.
     Поскольку установленный Кодексом для брокера порядок расчета доли
дохода при осуществлении выплаты денежных средств физическому лицу при
отсутствии  у физического лица ценных бумаг (стоимостная оценка ценных
бумаг  равна  нулю)  не  позволяет  определить  долю дохода, с которой
следует  уплатить налог, банк, осуществляющий брокерскую деятельность,
вправе  применять  методику  расчета  доли  дохода,  установленную для
доверительных  управляющих,  т.е.  при расчете доли дохода для расчета
налога на доходы физических лиц учитывать денежные средства физических
лиц, находящиеся на соответствующих брокерских счетах.
     Одновременно  сообщаем,  что  настоящее  письмо  Департамента  не
содержит  правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с  Письмом  Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение  Департамента  имеет  информационно-разъяснительный характер по
вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах  и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о
налогах  и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в
настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
6 апреля 2009 г.
N 03-04-06-01/78