О ПОРЯДКЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДС СТОИМОСТИ АУДИТОРСКИХ УСЛУГ, ОКАЗАННЫХ РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЧЕРЕЗ ИНОСТРАННОГО СУБАГЕНТА, А ТАКЖЕ ОБ ОТСУТСТВИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ УЧЕТА В СОСТАВЕ ПРОЧИХ РАСХОДОВ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 08.04.09 03-07-08/85

         О ПОРЯДКЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДС СТОИМОСТИ АУДИТОРСКИХ
         УСЛУГ, ОКАЗАННЫХ РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ РОССИЙСКОЙ
         ОРГАНИЗАЦИИ ЧЕРЕЗ ИНОСТРАННОГО СУБАГЕНТА, А ТАКЖЕ ОБ
           ОТСУТСТВИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ УЧЕТА В СОСТАВЕ ПРОЧИХ
          РАСХОДОВ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ НДС,
          ПРЕДЪЯВЛЕННОГО РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В ОТНОШЕНИИ
             АУДИТОРСКИХ УСЛУГ, ОКАЗЫВАЕМЫХ ПО ДОГОВОРУ С
             ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ, МЕСТОМ РЕАЛИЗАЦИИ
                 КОТОРЫХ ТЕРРИТОРИЯ РФ НЕ ПРИЗНАЕТСЯ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                           8 апреля 2009 г.
                            N 03-07-08/85

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по  вопросам  налогообложения налогом на добавленную стоимость
аудиторских   услуг,   оказанных  российской  организацией  российской
организации через иностранного субагента, и сообщает следующее.
     В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса Российской
Федерации  (далее  -  Кодекс)  в целях налога на добавленную стоимость
местом  реализации  консультационных  и бухгалтерских услуг признается
территория  Российской  Федерации,  если покупатель услуг осуществляет
деятельность на территории Российской Федерации.
     Согласно  п.  1  ст. 1 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ
"Об  аудиторской  деятельности"  аудиторская деятельность, аудит - это
предпринимательская     деятельность     по    независимой    проверке
бухгалтерского   учета   и   финансовой   (бухгалтерской)   отчетности
организаций и индивидуальных предпринимателей.
     Кроме  того,  на  основании  п.  п. 5 и 6 ст. 1 указанного Закона
аудиторские организации могут оказывать сопутствующие аудиту услуги, в
том  числе бухгалтерское консультирование, налоговое консультирование,
финансовое консультирование, управленческое консультирование, правовое
консультирование, проведение научно-исследовательских работ в области,
связанной с аудиторской деятельностью, и тому подобные услуги.
     Таким  образом,  при применении налога на добавленную стоимость в
отношении    аудиторских    услуг,    по    нашему   мнению,   следует
руководствоваться вышеуказанной нормой пп. 4 п. 1 ст. 148 Кодекса.
     Учитывая   изложенное,   оказание  услуг  по  проведению  аудита,
осуществляемых   российской   аудиторской  компанией  для  иностранной
организации   -   субагента,   объектом   налогообложения  налогом  на
добавленную стоимость на территории Российской Федерации не является и
такие  услуги налогом на добавленную стоимость не облагаются. При этом
при  приобретении  результатов  оказания  услуг по проведению аудита у
иностранного   субагента   российской  организации  -  агенту  следует
уплатить налог на добавленную стоимость в качестве налогового агента.
     Что   касается   учета  сумм  налога  на  добавленную  стоимость,
предъявленных  российской  организацией  по  услугам,  оказываемым  по
договору   с   иностранной  организацией,  местом  реализации  которых
территория  Российской  Федерации  не признается, то согласно п. 3 ст.
169  Кодекса налогоплательщики налога на добавленную стоимость обязаны
составлять   счета-фактуры   при   совершении  операций,  признаваемых
объектом  налогообложения  налогом на добавленную стоимость. В связи с
этим  при  оказании  вышеуказанных услуг счета-фактуры выставляться не
должны.
     В   случае   выставления   российской  организацией  иностранному
субагенту  счетов-фактур  с  учетом  налога  на  добавленную стоимость
данные   счета-фактуры   согласно  п.  2  ст.  169  Кодекса  считаются
выставленными  с  нарушением действующего порядка и на основании таких
счетов-фактур вычет налога на добавленную стоимость не осуществляется.
     В  соответствии  с  пп.  1 п. 1 ст. 264 Кодекса начисленные суммы
налогов  и сборов учитываются при определении налоговой базы по налогу
на  прибыль  организаций  в составе прочих расходов налогоплательщика.
При  этом  данная  норма  распространяется  только  на налоги и сборы,
начисленные  в  порядке,  установленном  законодательством  Российской
Федерации.
     Учитывая    изложенное,    налог    на   добавленную   стоимость,
предъявленный  в отношении услуг, местом реализации которых территория
Российской  Федерации не признается, при определении налоговой базы по
налогу   на   прибыль   организаций   в  составе  прочих  расходов  не
учитывается.
     Одновременно  сообщаем,  что  настоящее  письмо  Департамента  не
содержит  правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с  Письмом  Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение  Департамента  имеет  информационно-разъяснительный характер по
вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах  и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о
налогах  и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в
настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            Н.А.КОМОВА
8 апреля 2009 г.
N 03-07-08/85