О ВЗЫСКАНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ С ОРГАНИЗАЦИЙ - ДОЛЖНИКОВ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ПОЛУЧАТЕЛЯМИ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ 17 ноября 2000 г. N 9842-АМ (НЦПИ) Министерством юстиции Российской Федерации рассмотрено обращение от 19.10.2000 N 19-03-14/5954. По поставленным в обращении вопросам сообщаем следующее. Статьей 143 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" установлено, что взыскание средств по денежным обязательствам получателей бюджетных средств с лицевых счетов в органах федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации производится органами федерального казначейства Минфина России на основании предъявленных им исполнительных листов судебных органов. То есть в данном случае Федеральный закон установил исполнителем требований по исполнительным листам органы федерального казначейства. Таким образом, в случае, если у должника имеются счета в органах федерального казначейства, поступающие в службу судебных приставов исполнительные листы с требованиями о взыскании денежных средств с организаций - должников, являющихся получателями бюджетных средств, не могут исполняться в принудительном порядке, а направляются для исполнения в соответствующий территориальный орган федерального казначейства. При этом положения Федерального закона "Об исполнительном производстве" о взимании исполнительского сбора не могут применяться в отношении таких должников. В случае, если денежные средства должника находятся в иных кредитных организациях, исполнительные документы исполняются в принудительном порядке судебными приставами. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона "Об исполнительном производстве" при вынесении постановления о возбуждении исполнительного производства судебный пристав - исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований. По истечении этого срока в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин судебный пристав принудительно исполняет требования и взыскивает исполнительский сбор. Соответственно, добровольное и своевременное исполнение требований судебных актов и актов иных уполномоченных органов не влечет за собой таких негативных для должника последствий, как взимание исполнительского сбора. Кроме того, следует иметь в виду, что каких-либо изъятий из правил взыскания исполнительского сбора в отношении отдельных субъектов гражданского права законодательством не установлено. Поэтому всякое отступление судебного пристава - исполнителя от требований статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и предоставление каких-либо преимуществ должникам - получателям бюджетных средств может быть истолковано как неисполнение судебным приставом - исполнителем своих должностных обязанностей и ущемление конституционных прав других негосударственных) категорий должников. Также сообщаем, что вышеизложенная информация будет доведена до сведения главных судебных приставов субъектов Российской Федерации. Заместитель Министра, Главный судебный пристав Российской Федерации А. Мельников 17 ноября 2000 г. N 9842-АМ |