ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВНЕДРЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМУ МОНИТОРИНГУ ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА 29 сентября 2008 г. N 342 (Д) В соответствии с Планом основных организационных мероприятий Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на 2008 год приказываю: 1. Утвердить Методические рекомендации "О разработке предложений для принятия управленческих решений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия по результатам социально-гигиенического мониторинга" (Приложение N 1). 2. Утвердить Методические рекомендации "Порядок применения данных социальногигиенического мониторинга в планировании работы, реализации ведомственных целевых программ и оценке деятельности Роспотребнадзора, его территориальных органов и организаций при переходе на бюджетирование, ориентированное на результат" (Приложение N 2). 2. Руководителям Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, главным врачам ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации": 2.1. Внедрить Методические рекомендации в работу. 2.2. Использовать Методические рекомендации при проведении социально-гигиенического мониторинга и при переходе на бюджетирование, ориентированное на результат. 3. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Н.В. Шестопалова. Руководитель Г.Г.ОНИЩЕНКО 29 сентября 2008 г. N 342 Приложение N 1 Утверждены Приказом Роспотребнадзора от 29 сентября 2008 г. N 342 5.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ О РАЗРАБОТКЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 1. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 29 сентября 2008 г. 2. Введены в действие с 29 сентября 2008 г. 1. Область применения 1.1. Настоящие Методические рекомендации устанавливают общие требования к разработке предложений для принятия управленческих решений в области обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия по результатам ведения социально-гигиенического мониторинга. 1.2. Методические рекомендации предназначены для специалистов органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, научно-исследовательских организаций гигиенического профиля, медицинских учебных заведений, а также всех заинтересованных организаций - участников ведения социально-гигиенического мониторинга. 2. Нормативные ссылки 2.1. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г.)". 2.2. Федеральный закон N 2300-1 от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей" (в ред. Федеральных законов от 09.01.1996 N 2-ФЗ, от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 21.12.2004 N 171-ФЗ, от 27.07.2006 N 140-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 25.11.2006 N 193-ФЗ)". 2.3. Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения". 2.4. Федеральный закон от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации". Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов". 2.5. Федеральный закон N 134-ФЗ от 8 августа 2001 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) (с изменениями от 30 октября 2002 г., 10 января, 1 октября 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая, 2 июля, 31 декабря 2005 г.)". 2.6. Концепция развития Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на 2007 - 2008 годы и на период до 2010 года, утвержденная руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Г.Г. Онищенко 12 января 2007 года. 2.7. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2006 г. N 60 "Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга". 2.8. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека". 2.9. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2005 N 569 "О Положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации". 2.10. Р 2.1.10.1920-04 "Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду". 2.11. Приказ Роспотребнадзора N 810 от 30.12.2005 "О Перечне показателей и данных для формирования федерального информационного фонда". 3. Общие положения 3.1. В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, проводится социальногигиенический мониторинг в соответствии со статьей 45 Федерального закона от 30.03.1999 N 52- ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". 3.2. При проведении социально-гигиенического мониторинга (далее - мониторинг) необходимо руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.2006 N 60, которым утверждено "Положение о проведении социально-гигиенического мониторинга". 3.3. Мониторинг проводится в целях определения приоритетных направлений государственной политики в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. 3.4. Органы и учреждения Роспотребнадзора осуществляют методическую помощь при разработке и оценке эффективности мероприятий, включая оценку риска для здоровья населения до и после проведения мероприятия. 4. Термины и определения База данных - упорядоченная совокупность данных, предназначенных для хранения, накопления и обработки с помощью ЭВМ. Социально-гигиенический мониторинг - государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания. Региональный информационный фонд данных социально-гигиенического мониторинга (РИФ СГМ) - база данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека, сформированная на основе постоянных системных наблюдений в субъекте Российской Федерации, а также совокупность нормативных правовых актов и методических документов, утвержденных в установленном порядке, для гигиенической оценки (диагностики) влияния факторов среды обитания на здоровье населения. Федеральный информационный фонд данных социально-гигиенического мониторинга (ФИФ СГМ) - база данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека, сформированная на основе постоянных системных наблюдений, а также совокупность нормативных правовых актов и методических документов по вопросам анализа, прогноза и определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека. Управленческое решение - директивный акт целенаправленного воздействия на объект управления, основанный на анализе достоверных данных, характеризующих конкретную управленческую ситуацию, определение цели действий, и содержащий программу достижения цели. 5. Подходы к разработке предложений (мероприятий) для принятия управленческих решений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия 5.1. Основанием для разработки предложений (мероприятий) для принятия управленческих решений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия являются предложения органов Роспотребнадзора, основанные на данных социально-гигиенического мониторинга за последние 5 лет. 5.2. Разработка и реализация предложений (мероприятий) по предупреждению и устранению вредных воздействий среды обитания направлены на обеспечение санитарноэпидемиологического благополучия населения и включают в себя меры по снижению негативного влияния факторов среды обитания: - биологических (вирусных, бактериальных, паразитарных и иных); - химических; - физических (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловое, ионизирующее, неионизирующее и иные излучения); - социальных (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха); - иных факторов среды обитания. 5.3. Разработка предложений (мероприятий) по предупреждению и устранению воздействий вредных факторов возлагается на: - органы государственной власти; - органы местного самоуправления; - органы и организации Роспотребнадзора в установленной сфере компетенции; - хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность, сопряженную с факторами потенциально опасными для здоровья населения. 5.4. К мероприятиям по предупреждению и устранению воздействий вредных факторов относятся: организационно-административные, архитектурно-планировочные, природоохранные, инженерно-технические, медико-санитарные, дезинфекционные и др. 5.5. В результате выполнения мероприятий достигается фактическое (реальное) снижение вредного воздействия или уменьшение риска нежелательных последствий для здоровья населения. 5.6. Мероприятия по предупреждению и устранению воздействия вредных факторов на здоровье населения должны включать меры, выполнение которых обеспечит: - повышение эффективности и направленности профилактических мероприятий, прежде всего, с целью выявления предболезненных состояний, характеризующих возможность развития тех или иных форм заболеваний; - уменьшение или устранение влияния факторов риска окружающей среды на здоровье населения; - реализацию финансовой политики в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, позволяющую целенаправленно воздействовать и получать быстрые эффекты по ее оздоровлению; - использование дифференцированной налоговой политики в области охраны окружающей среды и системы возмещения ущерба, нанесенного здоровью населения в результате нарушений в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 5.7. Для подготовки предложений по разработке мероприятий по предупреждению и устранению вредных воздействий используются: - отчеты о гигиенических исследованиях по оценке риска для здоровья населения; - аналитические отчеты (информационные бюллетени) о результатах гигиенической диагностики влияния факторов среды обитания на здоровье населения. 5.7.1. Отчеты о гигиенических исследованиях по оценке риска для здоровья населения должны включать разделы: "Введение", "Идентификация опасности", "Оценка зависимости дозаответ", "Оценка экспозиции", "Характеристика риска", "Выводы", "Заключение". 5.7.2. Аналитические отчеты (информационные бюллетени) должны включать: оценку факторов среды обитания; оценку динамики, структуры избранных показателей заболеваемости населения на территории; результаты оценок влияния факторов среды обитания на здоровье населения; оценку прогноза и эффективности профилактических мероприятий; выводы и гигиенические рекомендации. 5.8. Источниками информации для подготовки аналитических отчетов (информационных бюллетеней) должны являться региональные информационные фонды социально-гигиенического мониторинга, данные углубленных специальных исследований и совместных работ с другими организациями. 5.9. Гигиеническая оценка (диагностика) факторов среды обитания человека и состояния здоровья населения проводится в соответствии с нормативными правовыми актами и методическими документами, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 5.10. Управленческое решение принимается на основании анализа достоверных данных факторов среды обитания, здоровья населения и результатов гигиенической оценки (диагностики) влияния факторов среды обитания на здоровье населения, включая оценку риска для здоровья населения. 6. Требования к составлению планов мероприятий по предупреждению и устранению вредных воздействий 6.1. План мероприятий по предупреждению и устранению вредных воздействий факторов среды обитания включает в себя: - титульную часть; - пояснительную записку с обоснованием необходимости осуществления мероприятий и прогнозом ожидаемого конечного результата; - описание мероприятий; - сроки выполнения мероприятий; - источники финансирования; - ответственных лиц; - формы контроля за исполнением мероприятий. 6.2. План мероприятий утверждается стороной, разрабатывающей и выполняющей план; согласовывается через институт главных государственных санитарных врачей; доводится до сведения органов государственной власти, местного самоуправления и через средства массовой информации для населения. 6.3. В случае невозможности выполнения отдельных запланированных мероприятий в установленные сроки по объективным причинам, их исполнитель представляет в территориальные органы Роспотребнадзора докладную записку о необходимости переноса сроков выполнения или исключения пункта из плана с указанием причин. 6.4. Мероприятия, выполнение которых не завершено в установленные сроки, считаются невыполненными. 6.5. Контроль за выполнением плана мероприятий осуществляют органы исполнительной власти, местного самоуправления и территориальные органы Роспотребнадзора. Приложение N 2 Утверждены Приказом Роспотребнадзора от 29 сентября 2008 г. N 342 5.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ДАННЫХ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В ПЛАНИРОВАНИИ РАБОТЫ, РЕАЛИЗАЦИИ ВЕДОМСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ И ОЦЕНКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОСПОТРЕБНАДЗОРА, ЕГО ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА БЮДЖЕТИРОВАНИЕ, ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА РЕЗУЛЬТАТ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 1. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 29 сентября 2008 г. 2. Введены в действие с 29 сентября 2008 г. 1. Область применения 1.1. Настоящие Методические указания устанавливают общие требования к порядку применения данных социально-гигиенического мониторинга при планировании работы, реализации ведомственных целевых программ и оценке деятельности Роспотребнадзора, его территориальных органов и организаций при переходе на бюджетирование, ориентированное на результат. 1.2. Методические указания предназначены для специалистов органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, научно-исследовательских организаций гигиенического профиля, медицинских учебных заведений. 2. Нормативные ссылки 2.1. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-Ф3 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г.)". 2.2. Федеральный закон N 2300-1 от 7 февраля 1992 г., Закон РФ "О защите прав потребителей" (в ред. Федеральных законов от 09.01.1996 N 2-ФЗ, от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 21.12.2004 N 171-ФЗ, от 27.07.2006 N 140-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 25.11.2006 N 193-ФЗ)". 2.3. Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения". 2.4. Федеральный закон от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации". Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов". 2.5. Федеральный закон N 134-ФЗ от 8 августа 2001 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) (с изменениями от 30 октября 2002 г., 10 января, 1 октября 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая, 2 июля, 31 декабря 2005 г.)". 2.6. Концепция развития Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на 2007 - 2008 годы и на период до 2010 года, утвержденная Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Г.Г. Онищенко 12 января 2007 года. 2.7. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2006 г. N 60 "Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга". 2.8. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека". 2.9. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2005 N 569 "О Положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации". 2.10. Приказ Роспотребнадзора N 810 от 30.12.2005 "О Перечне показателей и данных для формирования федерального информационного фонда". 2.11. Методические рекомендации "Система оценки деятельности органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" от 31.08.2007 N 252. 2.12. Методические рекомендации "О порядке использования социально-гигиенического мониторинга в целях бюджетирования, ориентированного на результат" от 24.08.2007 N 247. 3. Общие положения 3.1. В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, проводится социальногигиенический мониторинг, в соответствии со статьей 45 Федерального закона от 30.03.1999 N 52- ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". 3.2. Деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека должна планироваться также исходя и из поставленных Правительством Российской Федерации задач в соответствии с Постановлением от 02.02.2006 N 60 "Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга" и Концепцией развития Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на 2007 - 2008 годы и на период до 2010 года. 3.3. Мониторинг проводится в целях определения приоритетных направлений государственной политики в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. 3.4. Планирование является одним из обязательных видов деятельности и направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и достижение заданных результатов в течение установленного планом периода времени. 4. Термины и определения База данных - упорядоченная совокупность данных, предназначенных для хранения, накопления и обработки с помощью ЭВМ. Ведомственная целевая программа (ВЦП) - утвержденный (планируемый к утверждению) субъектом бюджетного планирования комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на решение конкретных тактических задач, а также целевых индикаторов, которые отражают статистические, социологические и иные данные по объему и качеству бюджетных услуг и деятельности органов и организаций Роспотребнадзора. Региональный информационный фонд данных социально-гигиенического мониторинга (РИФ СГМ) - база данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека, сформированная на основе постоянных системных наблюдений в субъекте Российской Федерации, а также совокупность нормативных правовых актов и методических документов, утвержденных в установленном порядке, для гигиенической оценки (диагностики) влияния факторов среды обитания на здоровье населения. Социально-гигиенический мониторинг - государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания. Федеральный информационный фонд данных социально-гигиенического мониторинга (ФИФ СГМ) - база данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека, сформированная на основе постоянных системных наблюдений, а также совокупность нормативных правовых актов и методических документов по вопросам анализа, прогноза и определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека. Управленческое решение - директивный акт целенаправленного воздействия на объект управления, основанный на анализе достоверных данных, характеризующих конкретную управленческую ситуацию, определение цели действий, и содержащий программу достижения цели. 5. Порядок использования показателей социально-гигиенического мониторинга в планировании работы, реализации ведомственных целевых программ и оценке-деятельности Роспотребнадзора, его территориальных органов и организаций при переходе на бюджетирование, ориентированное на результат 5.1. Планирование работы должно базироваться на результатах анализа достоверных данных, характеризующих санитарно-эпидемиологическую ситуацию на территории субъекта. 5.2. Планирование деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора должно соответствовать основным принципам: обоснованности, системности, целенаправленности, достижимости, преемственности, конкретности, индивидуальности. 5.3. При планировании деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора необходимо использовать показатели и данные федерального информационного фонда социальногигиенического мониторинга, утвержденные Приказом Роспотребнадзора N 810 от 30.12.2005 "О Перечне показателей и данных для формирования федерального информационного фонда". 5.4. Используемые показатели должны быть едиными для всех уровней планирования: федерального, регионального и местного. Для обоснования мероприятий регионального и местного уровней планирования должны учитываться региональные особенности санитарноэпидемиологического благополучия населения территории, факторов среды обитания, а также показатели, характеризующие деятельность органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 5.5. Объектами планирования должны являться показатели, характеризующие санитарноэпидемиологическое благополучие населения территории, состояние здоровья населения, факторов среды обитания, а также показатели, характеризующие деятельность территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 5.6. К объектам планирования необходимо отнести показатели ФИФ СГМ и РИФ СГМ, характеризующие деятельность органов и организаций Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации: 5.6.1. Кадровый состав подразделений СГМ и оценки риска: врачи подразделений СГМ: - прошли послевузовскую подготовку по темам, связанным с СГМ и оценкой риска здоровью населения; - имеют сертификат специалиста. 5.6.2. Количество персональных компьютеров: - всего; - в т.ч. в отделе СГМ. 5.6.3. Программное обеспечение: - всего; - в т.ч. лицензионные. 5.6.4. Ведение баз данных СГМ. 5.6.5. Методическое обеспечение, используемое при ведении СГМ и оценки риска для здоровья населения. 5.6.6. Приоритетные вещества, не контролируемые в питьевой воде систем централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения населения: - отсутствие стандартизованных методов; - недостаточность материально-технической базы. 5.6.7. Перечень веществ, которые выделены как приоритетные, но не контролируются. 5.7. К объектам планирования необходимо отнести показатели ФИФ СГМ и РИФ СГМ, характеризующие санитарно-эпидемиологическое благополучие населения территории: 5.7.1. Перечень веществ, превышающих ПДК в атмосферном воздухе. 5.7.2. Вещества (показатели) из контролируемых в питьевой воде, превышающие гигиенические нормативы. 5.7.3. Содержание микроорганизмов в питьевой воде (индикаторные, условно-патогенные и патогенные микроорганизмы). 5.7.4. Содержание контаминантов в продовольственном сырье и продуктах питания. 5.7.5. Концентрации веществ, контролируемых в почве на территории. 5.7.6. Содержание возбудителей кишечных инфекций в почве. 5.7.7. Содержание возбудителей паразитарных заболеваний в почве. 5.8. К объектам планирования, характеризующим факторы среды обитания, необходимо отнести показатели ФИФ СГМ и РИФ СГМ: 5.8.1. Перечень веществ, превышающих ПДК в атмосферном воздухе. 5.8.2. Ведущие источники загрязнения атмосферного воздуха. Вещества, рассматриваемые как приоритетные загрязнения питьевой воды системы централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения населения. 5.8.3. Причины загрязнения питьевой воды системы централизованного хозяйственнопитьевого водоснабжения населения: - за счет загрязнения источника, - за счет обработки воды, - за счет транспортировки воды. 5.8.4. Вещества (показатели) из контролируемых в питьевой воде, превышающие гигиенические нормативы. 5.8.5. Содержание микроорганизмов в питьевой воде (индикаторные, условно-патогенные и патогенные микроорганизмы). 5.8.6. Содержание контаминантов в продовольственном сырье и продуктах питания. 5.8.7. Концентрации веществ, контролируемых в почве на территории. 5.8.8. Содержание возбудителей кишечных инфекций в почве. 5.8.9. Содержание возбудителей паразитарных заболеваний в почве. 5.9. Для планирования организации и проведения гигиенической диагностики влияния факторов среды обитания на здоровье населения необходимо использовать показатели: 5.9.1. Население, подверженное воздействию факторов среды обитания. 5.9.2. Удельная активность радионуклидов в пищевых продуктах местного производства, Бк/кг. 5.9.3. Данные СГМ для планирования деятельности органов и организаций Роспотребнадзора должны использоваться при разработке ВЦП, планировании работы на год, квартал и в оперативной деятельности. |