ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВНЕДРЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМУ МОНИТОРИНГУ. Приказ. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 29.09.08 342

Оглавление

         ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВНЕДРЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
               ПО СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМУ МОНИТОРИНГУ

                                ПРИКАЗ

             ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
              ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

                         29 сентября 2008 г.
                                N 342

                                 (Д)


     В соответствии  с  Планом  основных  организационных  мероприятий
Федеральной  службы  по  надзору  в  сфере  защиты прав потребителей и
благополучия человека на 2008 год приказываю:
     1. Утвердить  Методические рекомендации "О разработке предложений
для   принятия   управленческих   решений   в   области    обеспечения
санитарно-эпидемиологического      благополучия     по     результатам
социально-гигиенического мониторинга" (Приложение N 1).
     2. Утвердить Методические рекомендации "Порядок применения данных
социальногигиенического мониторинга в планировании работы,  реализации
ведомственных целевых программ и оценке деятельности Роспотребнадзора,
его  территориальных   органов   и   организаций   при   переходе   на
бюджетирование, ориентированное на результат" (Приложение N 2).
     2. Руководителям   Управлений   Роспотребнадзора   по   субъектам
Российской   Федерации,   главным   врачам   ФГУЗ   "Центр  гигиены  и
эпидемиологии в субъектах Российской Федерации":
     2.1. Внедрить Методические рекомендации в работу.
     2.2. Использовать  Методические   рекомендации   при   проведении
социально-гигиенического мониторинга и при переходе на бюджетирование,
ориентированное на результат.
     3. Контроль  за  исполнением  Приказа  возложить  на  заместителя
руководителя  Федеральной  службы  по  надзору  в  сфере  защиты  прав
потребителей и благополучия человека Н.В. Шестопалова.

Руководитель
                                                          Г.Г.ОНИЩЕНКО
29 сентября 2008 г.
N 342


                                                        Приложение N 1

                                                            Утверждены
                                             Приказом Роспотребнадзора
                                                от 29 сентября 2008 г.
                                                                 N 342

                   5.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
                 САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

                О РАЗРАБОТКЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ
             УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
              САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
         ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

                      МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

     1. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере
защиты    прав   потребителей   и   благополучия   человека,   Главным
государственным санитарным врачом Российской Федерации  Г.Г.  Онищенко
29 сентября 2008 г.
     2. Введены в действие с 29 сентября 2008 г.

                        1. Область применения

     1.1. Настоящие  Методические  рекомендации  устанавливают   общие
требования   к  разработке  предложений  для  принятия  управленческих
решений    в    области    обеспечения    санитарноэпидемиологического
благополучия    по    результатам   ведения   социально-гигиенического
мониторинга.
     1.2. Методические  рекомендации  предназначены  для  специалистов
органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей   и   благополучия   человека,   научно-исследовательских
организаций гигиенического профиля,  медицинских учебных заведений,  а
также   всех   заинтересованных   организаций   -  участников  ведения
социально-гигиенического мониторинга.

                        2. Нормативные ссылки

     2.1. Федеральный    закон    от    30.03.1999    N    52-ФЗ    "О
санитарно-эпидемиологическом  благополучии населения (с изменениями от
30 декабря 2001 г.,  10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 9
мая, 31 декабря 2005 г.)".
     2.2. Федеральный закон N 2300-1 от 7 февраля 1992  г.  "О  защите
прав  потребителей" (в ред.  Федеральных законов от 09.01.1996 N 2-ФЗ,
от  17.12.1999  N 212-ФЗ,  от   30.12.2001  N  196-ФЗ,  от  22.08.2004
N 122-ФЗ,   от  02.11.2004  N  127-ФЗ,  от  21.12.2004  N  171-ФЗ,  от
27.07.2006 N 140-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 25.11.2006 N 193-ФЗ)".
     2.3. Федеральный  закон  от  09.01.1996  N  3-ФЗ  "О радиационной
безопасности населения".
     2.4. Федеральный  закон от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны
труда в Российской Федерации".
     Федеральный закон   от   02.01.2000   N   29-ФЗ   "О  качестве  и
безопасности пищевых продуктов".
     2.5. Федеральный  закон  N 134-ФЗ от 8 августа 2001 г.  "О защите
прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при  проведении
государственного  контроля (надзора) (с изменениями от 30 октября 2002
г.,  10 января,  1 октября 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая, 2 июля,
31 декабря 2005 г.)".
     2.6. Концепция развития Федеральной службы  по  надзору  в  сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека на 2007 - 2008 годы и
на период до 2010 года,  утвержденная руководителем Федеральной службы
по  надзору  в  сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Г.Г. Онищенко 12 января 2007 года.
     2.7. Постановление   Правительства   Российской  Федерации  от  2
февраля  2006  г.  N  60  "Об  утверждении  Положения   о   проведении
социально-гигиенического мониторинга".
     2.8. Постановление   Правительства   Российской   Федерации    от
30.06.2004  N  322  "Об  утверждении Положения о Федеральной службе по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека".
     2.9. Постановление    Правительства   Российской   Федерации   от
15.09.2005  N  569  "О  Положении  об  осуществлении  государственного
санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации".
     2.10. Р 2.1.10.1920-04 "Руководство по оценке риска для  здоровья
населения при воздействии химических веществ,  загрязняющих окружающую
среду".
     2.11. Приказ  Роспотребнадзора  N  810  от  30.12.2005 "О Перечне
показателей и данных  для  формирования  федерального  информационного
фонда".

                          3. Общие положения

     3.1. В     целях     обеспечения    санитарно-эпидемиологического
благополучия населения Федеральной службой по надзору в  сфере  защиты
прав   потребителей   и  благополучия  человека  совместно  с  другими
федеральными   органами   исполнительной    власти,    уполномоченными
осуществлять   государственный   санитарно-эпидемиологический  надзор,
проводится социальногигиенический мониторинг в соответствии со статьей
45    Федерального    закона    от    30.03.1999    N    52-   ФЗ   "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
     3.2. При проведении социально-гигиенического мониторинга (далее -
мониторинг) необходимо руководствоваться Постановлением  Правительства
Российской Федерации от 02.02.2006 N 60, которым утверждено "Положение
о проведении социально-гигиенического мониторинга".
     3.3. Мониторинг   проводится  в  целях  определения  приоритетных
направлений       государственной       политики       в       области
санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
     3.4. Органы   и    учреждения    Роспотребнадзора    осуществляют
методическую помощь при разработке и оценке эффективности мероприятий,
включая оценку риска для здоровья  населения  до  и  после  проведения
мероприятия.

                       4. Термины и определения

     База данных - упорядоченная совокупность данных,  предназначенных
для хранения, накопления и обработки с помощью ЭВМ.
     Социально-гигиенический мониторинг   -   государственная  система
наблюдений за состоянием  здоровья  населения  и  среды  обитания,  их
анализа,  оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных
связей между состоянием здоровья  населения  и  воздействием  факторов
среды обитания.
     Региональный информационный фонд данных  социально-гигиенического
мониторинга  (РИФ  СГМ) - база данных о состоянии здоровья населения и
среды обитания человека, сформированная на основе постоянных системных
наблюдений  в  субъекте  Российской  Федерации,  а  также совокупность
нормативных правовых актов и методических документов,  утвержденных  в
установленном порядке,  для гигиенической оценки (диагностики) влияния
факторов среды обитания на здоровье населения.
     Федеральный информационный  фонд  данных социально-гигиенического
мониторинга (ФИФ СГМ) - база данных о состоянии здоровья  населения  и
среды обитания человека, сформированная на основе постоянных системных
наблюдений,  а  также  совокупность  нормативных  правовых   актов   и
методических  документов  по вопросам анализа,  прогноза и определения
причинно-следственных связей между  состоянием  здоровья  населения  и
воздействием факторов среды обитания человека.
     Управленческое решение  -   директивный   акт   целенаправленного
воздействия  на  объект управления,  основанный на анализе достоверных
данных,   характеризующих    конкретную    управленческую    ситуацию,
определение цели действий, и содержащий программу достижения цели.

          5. Подходы к разработке предложений (мероприятий)
            для принятия управленческих решений в области
        обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия

     5.1. Основанием  для  разработки  предложений  (мероприятий)  для
принятия    управленческих    решений    в     области     обеспечения
санитарно-эпидемиологического    благополучия   являются   предложения
органов       Роспотребнадзора,       основанные       на       данных
социально-гигиенического мониторинга за последние 5 лет.
     5.2. Разработка  и  реализация   предложений   (мероприятий)   по
предупреждению   и   устранению  вредных  воздействий  среды  обитания
направлены на  обеспечение  санитарноэпидемиологического  благополучия
населения  и  включают  в  себя  меры  по снижению негативного влияния
факторов среды обитания:
     - биологических (вирусных, бактериальных, паразитарных и иных);
     - химических;
     - физических (шум,  вибрация,  ультразвук,  инфразвук,  тепловое,
ионизирующее, неионизирующее и иные излучения);
     - социальных   (питание,   водоснабжение,  условия  быта,  труда,
отдыха);
     - иных факторов среды обитания.
     5.3. Разработка предложений  (мероприятий)  по  предупреждению  и
устранению воздействий вредных факторов возлагается на:
     - органы государственной власти;
     - органы местного самоуправления;
     - органы и организации  Роспотребнадзора  в  установленной  сфере
компетенции;
     - хозяйствующие    субъекты,     осуществляющие     деятельность,
сопряженную с факторами потенциально опасными для здоровья населения.
     5.4. К мероприятиям по предупреждению  и  устранению  воздействий
вредных     факторов    относятся:    организационно-административные,
архитектурно-планировочные,  природоохранные,   инженерно-технические,
медико-санитарные, дезинфекционные и др.
     5.5. В результате выполнения мероприятий достигается  фактическое
(реальное)   снижение   вредного   воздействия  или  уменьшение  риска
нежелательных последствий для здоровья населения.
     5.6. Мероприятия   по  предупреждению  и  устранению  воздействия
вредных  факторов  на  здоровье  населения   должны   включать   меры,
выполнение которых обеспечит:
     - повышение  эффективности  и   направленности   профилактических
мероприятий,   прежде   всего,   с   целью  выявления  предболезненных
состояний,  характеризующих возможность развития  тех  или  иных  форм
заболеваний;
     - уменьшение или устранение  влияния  факторов  риска  окружающей
среды на здоровье населения;
     - реализацию      финансовой       политики       в       области
санитарно-эпидемиологического   благополучия   населения,  позволяющую
целенаправленно  воздействовать  и  получать  быстрые  эффекты  по  ее
оздоровлению;
     - использование дифференцированной налоговой политики  в  области
охраны  окружающей  среды  и  системы  возмещения ущерба,  нанесенного
здоровью  населения  в  результате  нарушений  в  сфере  защиты   прав
потребителей и благополучия человека.
     5.7. Для подготовки  предложений  по  разработке  мероприятий  по
предупреждению и устранению вредных воздействий используются:
     - отчеты  о  гигиенических  исследованиях  по  оценке  риска  для
здоровья населения;
     - аналитические отчеты (информационные бюллетени)  о  результатах
гигиенической  диагностики влияния факторов среды обитания на здоровье
населения.
     5.7.1. Отчеты  о  гигиенических исследованиях по оценке риска для
здоровья населения должны включать разделы: "Введение", "Идентификация
опасности",   "Оценка  зависимости  дозаответ",  "Оценка  экспозиции",
"Характеристика риска", "Выводы", "Заключение".
     5.7.2. Аналитические  отчеты  (информационные  бюллетени)  должны
включать:  оценку факторов среды обитания;  оценку динамики, структуры
избранных   показателей   заболеваемости   населения   на  территории;
результаты  оценок  влияния  факторов  среды  обитания   на   здоровье
населения;    оценку   прогноза   и   эффективности   профилактических
мероприятий; выводы и гигиенические рекомендации.
     5.8. Источниками  информации для подготовки аналитических отчетов
(информационных    бюллетеней)    должны     являться     региональные
информационные   фонды  социально-гигиенического  мониторинга,  данные
углубленных специальных исследований  и  совместных  работ  с  другими
организациями.
     5.9. Гигиеническая оценка (диагностика) факторов  среды  обитания
человека  и  состояния  здоровья населения проводится в соответствии с
нормативными   правовыми   актами   и    методическими    документами,
утвержденными  Федеральной  службой  по  надзору  в  сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека.
     5.10. Управленческое  решение  принимается  на  основании анализа
достоверных данных  факторов  среды  обитания,  здоровья  населения  и
результатов  гигиенической оценки (диагностики) влияния факторов среды
обитания на здоровье населения,  включая  оценку  риска  для  здоровья
населения.

            6. Требования к составлению планов мероприятий
          по предупреждению и устранению вредных воздействий

     6.1. План мероприятий  по  предупреждению  и  устранению  вредных
воздействий факторов среды обитания включает в себя:
     - титульную часть;
     - пояснительную     записку    с    обоснованием    необходимости
осуществления мероприятий и прогнозом ожидаемого конечного результата;
     - описание мероприятий;
     - сроки выполнения мероприятий;
     - источники финансирования;
     - ответственных лиц;
     - формы контроля за исполнением мероприятий.
     6.2. План мероприятий утверждается  стороной,  разрабатывающей  и
выполняющей    план;    согласовывается    через    институт   главных
государственных  санитарных  врачей;  доводится  до  сведения  органов
государственной  власти,  местного  самоуправления  и  через  средства
массовой информации для населения.
     6.3. В  случае невозможности выполнения отдельных запланированных
мероприятий  в  установленные  сроки  по  объективным   причинам,   их
исполнитель  представляет  в  территориальные  органы Роспотребнадзора
докладную записку  о  необходимости  переноса  сроков  выполнения  или
исключения пункта из плана с указанием причин.
     6.4. Мероприятия, выполнение которых не завершено в установленные
сроки, считаются невыполненными.
     6.5. Контроль  за  выполнением  плана  мероприятий   осуществляют
органы    исполнительной    власти,    местного    самоуправления    и
территориальные органы Роспотребнадзора.


                                                        Приложение N 2

                                                            Утверждены
                                             Приказом Роспотребнадзора
                                                от 29 сентября 2008 г.
                                                                 N 342

                   5.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
                 САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

          ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ДАННЫХ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО
     МОНИТОРИНГА В ПЛАНИРОВАНИИ РАБОТЫ, РЕАЛИЗАЦИИ ВЕДОМСТВЕННЫХ
       ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ И ОЦЕНКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОСПОТРЕБНАДЗОРА,
        ЕГО ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ ПЕРЕХОДЕ
           НА БЮДЖЕТИРОВАНИЕ, ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА РЕЗУЛЬТАТ

                      МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

     1. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере
защиты   прав   потребителей   и   благополучия   человека,    Главным
государственным  санитарным врачом Российской Федерации Г.Г.  Онищенко
29 сентября 2008 г.
     2. Введены в действие с 29 сентября 2008 г.

                        1. Область применения

     1.1. Настоящие    Методические   указания   устанавливают   общие
требования  к  порядку  применения   данных   социально-гигиенического
мониторинга при планировании работы,  реализации ведомственных целевых
программ и оценке деятельности Роспотребнадзора,  его  территориальных
органов и организаций при переходе на бюджетирование,  ориентированное
на результат.
     1.2. Методические указания предназначены для специалистов органов
и учреждений  Федеральной  службы  по  надзору  в  сфере  защиты  прав
потребителей   и   благополучия   человека,   научно-исследовательских
организаций гигиенического профиля, медицинских учебных заведений.

                        2. Нормативные ссылки

     2.1. Федеральный    закон    от    30.03.1999    N    52-Ф3    "О
санитарно-эпидемиологическом  благополучии населения (с изменениями от
30 декабря 2001 г.,  10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 9
мая, 31 декабря 2005 г.)".
     2.2. Федеральный закон N 2300-1 от 7 февраля 1992 г., Закон РФ "О
защите  прав  потребителей" (в ред.  Федеральных законов от 09.01.1996
N 2-ФЗ,  от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 22.08.2004
N 122-ФЗ,   от  02.11.2004  N  127-ФЗ,  от  21.12.2004  N  171-ФЗ,  от
27.07.2006 N 140-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 25.11.2006 N 193-ФЗ)".
     2.3. Федеральный  закон  от  09.01.1996  N  3-ФЗ  "О радиационной
безопасности населения".
     2.4. Федеральный  закон от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны
труда в Российской Федерации".
     Федеральный закон   от   02.01.2000   N   29-ФЗ   "О  качестве  и
безопасности пищевых продуктов".
     2.5. Федеральный  закон  N 134-ФЗ от 8 августа 2001 г.  "О защите
прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при  проведении
государственного  контроля (надзора) (с изменениями от 30 октября 2002
г.,  10 января,  1 октября 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая, 2 июля,
31 декабря 2005 г.)".
     2.6. Концепция развития Федеральной службы  по  надзору  в  сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека на 2007 - 2008 годы и
на период до 2010 года,  утвержденная Руководителем Федеральной службы
по  надзору  в  сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Г.Г. Онищенко 12 января 2007 года.
     2.7. Постановление   Правительства   Российской  Федерации  от  2
февраля  2006  г.  N  60  "Об  утверждении  Положения   о   проведении
социально-гигиенического мониторинга".
     2.8. Постановление   Правительства   Российской   Федерации    от
30.06.2004  N  322  "Об  утверждении Положения о Федеральной службе по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека".
     2.9. Постановление    Правительства   Российской   Федерации   от
15.09.2005  N  569  "О  Положении  об  осуществлении  государственного
санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации".
     2.10. Приказ Роспотребнадзора N  810  от  30.12.2005  "О  Перечне
показателей  и  данных  для  формирования федерального информационного
фонда".
     2.11. Методические   рекомендации  "Система  оценки  деятельности
органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека" от 31.08.2007 N 252.
     2.12. Методические   рекомендации   "О   порядке    использования
социально-гигиенического    мониторинга    в   целях   бюджетирования,
ориентированного на результат" от 24.08.2007 N 247.

                          3. Общие положения

     3.1. В    целях     обеспечения     санитарно-эпидемиологического
благополучия  населения  Федеральной службой по надзору в сфере защиты
прав  потребителей  и  благополучия  человека  совместно   с   другими
федеральными    органами    исполнительной   власти,   уполномоченными
осуществлять  государственный   санитарно-эпидемиологический   надзор,
проводится   социальногигиенический   мониторинг,  в  соответствии  со
статьей  45  Федерального  закона  от   30.03.1999   N   52-   ФЗ   "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
     3.2. Деятельность Федеральной службы по надзору  в  сфере  защиты
прав  потребителей  и благополучия человека должна планироваться также
исходя и из поставленных Правительством Российской Федерации  задач  в
соответствии  с  Постановлением  от  02.02.2006  N  60 "Об утверждении
Положения  о  проведении   социально-гигиенического   мониторинга"   и
Концепцией  развития Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека на 2007 - 2008 годы и  на  период
до 2010 года.
     3.3. Мониторинг  проводится  в  целях  определения   приоритетных
направлений       государственной       политики       в       области
санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
     3.4. Планирование    является   одним   из   обязательных   видов
деятельности и направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического
благополучия  населения  и  достижение  заданных результатов в течение
установленного планом периода времени.

                       4. Термины и определения

     База данных - упорядоченная совокупность данных,  предназначенных
для хранения, накопления и обработки с помощью ЭВМ.
     Ведомственная целевая программа (ВЦП) - утвержденный (планируемый
к    утверждению)    субъектом    бюджетного   планирования   комплекс
взаимоувязанных  мероприятий,  направленных  на   решение   конкретных
тактических  задач,  а  также  целевых  индикаторов,  которые отражают
статистические,  социологические и иные данные по  объему  и  качеству
бюджетных услуг и деятельности органов и организаций Роспотребнадзора.
     Региональный информационный фонд данных  социально-гигиенического
мониторинга  (РИФ  СГМ) - база данных о состоянии здоровья населения и
среды обитания человека, сформированная на основе постоянных системных
наблюдений  в  субъекте  Российской  Федерации,  а  также совокупность
нормативных правовых актов и методических документов,  утвержденных  в
установленном порядке,  для гигиенической оценки (диагностики) влияния
факторов среды обитания на здоровье населения.
     Социально-гигиенический мониторинг   -   государственная  система
наблюдений за состоянием  здоровья  населения  и  среды  обитания,  их
анализа,  оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных
связей между состоянием здоровья  населения  и  воздействием  факторов
среды обитания.
     Федеральный информационный фонд  данных  социально-гигиенического
мониторинга  (ФИФ  СГМ) - база данных о состоянии здоровья населения и
среды обитания человека, сформированная на основе постоянных системных
наблюдений,   а   также  совокупность  нормативных  правовых  актов  и
методических документов по вопросам анализа,  прогноза  и  определения
причинно-следственных  связей  между  состоянием  здоровья населения и
воздействием факторов среды обитания человека.
     Управленческое решение   -   директивный   акт  целенаправленного
воздействия на объект управления,  основанный на  анализе  достоверных
данных,    характеризующих    конкретную    управленческую   ситуацию,
определение цели действий, и содержащий программу достижения цели.

                 5. Порядок использования показателей
                социально-гигиенического мониторинга в
            планировании работы, реализации ведомственных
                целевых программ и оценке-деятельности
            Роспотребнадзора, его территориальных органов
            и организаций при переходе на бюджетирование,
                     ориентированное на результат

     5.1. Планирование  работы  должно  базироваться  на   результатах
анализа          достоверных          данных,          характеризующих
санитарно-эпидемиологическую ситуацию на территории субъекта.
     5.2. Планирование     деятельности     органов    и    учреждений
Роспотребнадзора   должно    соответствовать    основным    принципам:
обоснованности,    системности,    целенаправленности,   достижимости,
преемственности, конкретности, индивидуальности.
     5.3. При   планировании   деятельности   органов   и   учреждений
Роспотребнадзора   необходимо   использовать   показатели   и   данные
федерального     информационного     фонда     социальногигиенического
мониторинга,  утвержденные  Приказом   Роспотребнадзора   N   810   от
30.12.2005   "О   Перечне   показателей   и  данных  для  формирования
федерального информационного фонда".
     5.4. Используемые показатели должны быть едиными для всех уровней
планирования:  федерального, регионального и местного. Для обоснования
мероприятий  регионального  и  местного  уровней  планирования  должны
учитываться  региональные   особенности   санитарноэпидемиологического
благополучия  населения территории,  факторов среды обитания,  а также
показатели,  характеризующие  деятельность   органов   и   организаций
Федеральной  службы  по  надзору  в  сфере  защиты прав потребителей и
благополучия человека.
     5.5. Объектами    планирования    должны   являться   показатели,
характеризующие  санитарноэпидемиологическое  благополучие   населения
территории,  состояние здоровья населения,  факторов среды обитания, а
также  показатели,   характеризующие   деятельность   территориального
управления   Федеральной   службы  по  надзору  в  сфере  защиты  прав
потребителей и благополучия человека.
     5.6. К  объектам  планирования  необходимо отнести показатели ФИФ
СГМ и РИФ СГМ,  характеризующие  деятельность  органов  и  организаций
Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации:
     5.6.1. Кадровый состав подразделений СГМ и оценки риска:
     врачи подразделений СГМ:
     - прошли послевузовскую подготовку по темам,  связанным с  СГМ  и
оценкой риска здоровью населения;
     - имеют сертификат специалиста.
     5.6.2. Количество персональных компьютеров:
     - всего;
     - в т.ч. в отделе СГМ.
     5.6.3. Программное обеспечение:
     - всего;
     - в т.ч. лицензионные.
     5.6.4. Ведение баз данных СГМ.
     5.6.5. Методическое обеспечение,  используемое при ведении СГМ  и
оценки риска для здоровья населения.
     5.6.6. Приоритетные вещества,  не контролируемые в питьевой  воде
систем    централизованного    хозяйственно-питьевого    водоснабжения
населения:
     - отсутствие стандартизованных методов;
     - недостаточность материально-технической базы.
     5.6.7. Перечень веществ, которые выделены как приоритетные, но не
контролируются.
     5.7. К  объектам  планирования  необходимо отнести показатели ФИФ
СГМ   и   РИФ   СГМ,   характеризующие    санитарно-эпидемиологическое
благополучие населения территории:
     5.7.1. Перечень веществ, превышающих ПДК в атмосферном воздухе.
     5.7.2. Вещества  (показатели)  из контролируемых в питьевой воде,
превышающие гигиенические нормативы.
     5.7.3. Содержание  микроорганизмов в питьевой воде (индикаторные,
условно-патогенные и патогенные микроорганизмы).
     5.7.4. Содержание   контаминантов  в  продовольственном  сырье  и
продуктах питания.
     5.7.5. Концентрации    веществ,   контролируемых   в   почве   на
территории.
     5.7.6. Содержание возбудителей кишечных инфекций в почве.
     5.7.7. Содержание возбудителей паразитарных заболеваний в почве.
     5.8. К   объектам  планирования,  характеризующим  факторы  среды
обитания, необходимо отнести показатели ФИФ СГМ и РИФ СГМ:
     5.8.1. Перечень веществ, превышающих ПДК в атмосферном воздухе.
     5.8.2. Ведущие источники загрязнения атмосферного воздуха.
     Вещества, рассматриваемые  как  приоритетные загрязнения питьевой
воды системы  централизованного  хозяйственно-питьевого  водоснабжения
населения.
     5.8.3. Причины     загрязнения     питьевой     воды      системы
централизованного хозяйственнопитьевого водоснабжения населения:
     - за счет загрязнения источника,
     - за счет обработки воды,
     - за счет транспортировки воды.
     5.8.4. Вещества  (показатели)  из контролируемых в питьевой воде,
превышающие гигиенические нормативы.
     5.8.5. Содержание  микроорганизмов в питьевой воде (индикаторные,
условно-патогенные и патогенные микроорганизмы).
     5.8.6. Содержание   контаминантов  в  продовольственном  сырье  и
продуктах питания.
     5.8.7. Концентрации    веществ,   контролируемых   в   почве   на
территории.
     5.8.8. Содержание возбудителей кишечных инфекций в почве.
     5.8.9. Содержание возбудителей паразитарных заболеваний в почве.
     5.9. Для  планирования  организации  и  проведения  гигиенической
диагностики влияния факторов  среды  обитания  на  здоровье  населения
необходимо использовать показатели:
     5.9.1. Население,   подверженное   воздействию   факторов   среды
обитания.
     5.9.2. Удельная  активность  радионуклидов  в  пищевых  продуктах
местного производства, Бк/кг.
     5.9.3. Данные  СГМ  для  планирования  деятельности   органов   и
организаций Роспотребнадзора должны использоваться при разработке ВЦП,
планировании работы на год, квартал и в оперативной деятельности.
Оглавление