О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ЖИЛЫХ ДОМОВ, ОСНОВНЫХ ОБЪЕКТОВ И СИСТЕМ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ В СЕЙСМИЧЕСКИХ РАЙОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2009 - 2013 ГОДЫ". Постановление. Правительство РФ. 23.04.09 365

Оглавление


Страницы: 1  2  



                   О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
        "ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ЖИЛЫХ ДОМОВ, ОСНОВНЫХ ОБЪЕКТОВ
           И СИСТЕМ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ В СЕЙСМИЧЕСКИХ РАЙОНАХ
              РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2009 - 2013 ГОДЫ"

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          23 апреля 2009 г.
                                N 365

                                 (Д)


     Правительство Российской Федерации постановляет:
     1. Утвердить прилагаемые:
     федеральную   целевую  программу  "Повышение  устойчивости  жилых
домов,  основных  объектов  и  систем  жизнеобеспечения в сейсмических
районах Российской Федерации на 2009 - 2013 годы" (далее - Программа);
     Правила  распределения  и  предоставления из федерального бюджета
бюджетам  субъектов  Российской  Федерации  субсидий на сейсмоусиление
существующих  объектов  и строительство новых сейсмостойких объектов в
рамках  мероприятий,  предусмотренных  федеральной  целевой программой
"Повышение  устойчивости  жилых  домов,  основных  объектов  и  систем
жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 -
2013 годы".
     2.  Министерству  экономического  развития Российской Федерации и
Министерству  финансов  Российской  Федерации при формировании проекта
федерального бюджета на соответствующий год и плановый период включать
Программу   в   перечень   федеральных  целевых  программ,  подлежащих
финансированию за счет средств федерального бюджета.
     3.   Рекомендовать   органам   исполнительной   власти  субъектов
Российской  Федерации  при  принятии  в 2009 - 2013 годах региональных
целевых программ учитывать положения Программы.

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                               В.ПУТИН
23 апреля 2009 г.
N 365


                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                          Постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                от 23 апреля 2009 года
                                                                 N 365

                    ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
        "ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ЖИЛЫХ ДОМОВ, ОСНОВНЫХ ОБЪЕКТОВ
           И СИСТЕМ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ В СЕЙСМИЧЕСКИХ РАЙОНАХ
              РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2009 - 2013 ГОДЫ"

                               ПАСПОРТ
        федеральной целевой программы "Повышение устойчивости
       жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения
             в сейсмических районах Российской Федерации
                         на 2009 - 2013 годы"

--------------------------------------------------------------------------------
| Наименование Программы     | - федеральная целевая программа "Повышение      |
|                            |   устойчивости жилых домов, основных объектов   |
|                            |   и систем жизнеобеспечения в сейсмических      |
|                            |   районах Российской Федерации на 2009 - 2013   |
|                            |   годы"                                         |
|----------------------------|-------------------------------------------------|
| Основание для принятия     | - распоряжение Правительства Российской         |
| решения о разработке       |   Федерации от 15 августа 2008 г. N 1197-р      |
| Программы                  |                                                 |
|----------------------------|-------------------------------------------------|
| Государственный заказчик   | - Министерство регионального развития           |
| - координатор Программы    |   Российской Федерации                          |
|----------------------------|-------------------------------------------------|
| Государственные заказчики  | - Министерство регионального развития           |
| Программы                  |   Российской Федерации, Министерство            |
|                            |   внутренних дел Российской Федерации,          |
|                            |   Министерство обороны Российской Федерации,    |
|                            |   Министерство Российской Федерации по делам    |
|                            |   гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям   |
|                            |   и ликвидации последствий стихийных бедствий,  |
|                            |   Федеральная служба безопасности               |
|                            |   Российской Федерации                          |
|----------------------------|-------------------------------------------------|
| Разработчик Программы      | - Министерство регионального развития           |
|                            |   Российской Федерации                          |
|----------------------------|-------------------------------------------------|
| Цели Программы             | - создание условий для устойчивого              |
|                            |   функционирования жилищного фонда, основных    |
|                            |   объектов и систем жизнеобеспечения в          |
|                            |   сейсмических районах Российской Федерации;    |
|                            |   достижение приемлемого уровня сейсмической    |
|                            |   безопасности в сейсмических районах           |
|                            |   Российской Федерации;                         |
|                            |   уменьшение возможного экономического и        |
|                            |   экологического ущерба от сейсмических         |
|                            |   воздействий                                   |
|----------------------------|-------------------------------------------------|
| Задачи Программы           | - реализация подготовительных организационных   |
|                            |   мероприятий и совершенствование нормативно-   |
|                            |   правовой базы для обеспечения                 |
|                            |   скоординированного подхода к выполнению       |
|                            |   работ по сейсмоусилению объектов, имеющих     |
|                            |   дефицит сейсмостойкости;                      |
|                            |   сейсмоусиление существующих жилых домов,      |
|                            |   основных объектов и систем жизнеобеспечения,  |
|                            |   мест массового пребывания людей, зданий и     |
|                            |   сооружений, задействованных в системе         |
|                            |   экстренного реагирования и ликвидации         |
|                            |   последствий чрезвычайных ситуаций, а также    |
|                            |   объектов, обеспечивающих национальную         |
|                            |   безопасность Российской Федерации;            |
|                            |   строительство новых сейсмостойких объектов    |
|                            |   взамен тех объектов, сейсмоусиление или       |
|                            |   реконструкция которых экономически            |
|                            |   нецелесообразны;                              |
|                            |   создание условий и эффективных механизмов,    |
|                            |   обеспечивающих необходимый уровень            |
|                            |   сейсмической безопасности при строительстве   |
|                            |   на сейсмоопасной территории                   |
|----------------------------|-------------------------------------------------|
| Целевые индикаторы и       | - размер предотвращенного ущерба от возможного  |
| показатели Программы       |   разрушения жилых домов, основных объектов и   |
|                            |   систем жизнеобеспечения в результате          |
|                            |   землетрясений;                                |
|                            |   снижение уровня риска возникновения           |
|                            |   чрезвычайных ситуаций вследствие              |
|                            |   разрушительных землетрясений;                 |
|                            |   повышение уровня участия органов              |
|                            |   исполнительной власти субъектов Российской    |
|                            |   Федерации, расположенных в сейсмических       |
|                            |   районах Российской Федерации, в формировании  |
|                            |   и использовании единой информационной         |
|                            |   системы по обеспечению сейсмической           |
|                            |   безопасности территорий, сейсмической         |
|                            |   устойчивости жилых домов, основных объектов   |
|                            |   и систем жизнеобеспечения                     |
|----------------------------|-------------------------------------------------|
| Сроки и этапы реализации   | - 2009 - 2013 годы,                             |
| Программы                  |   в 2 этапа:                                    |
|                            |   первый этап - 2009 - 2010 годы;               |
|                            |   второй этап - 2011 - 2013 годы                |
|----------------------------|-------------------------------------------------|
| Объемы и источники         | - прогнозируемый объем финансирования           |
| финансирования Программы   |   мероприятий Программы (в ценах                |
|                            |   соответствующих лет) составляет               |
|                            |   71678,5 млн. рублей, в том числе:             |
|                            |   за счет средств федерального бюджета - 48000  |
|                            |   млн. рублей;                                  |
|                            |   за счет средств бюджетов субъектов            |
|                            |   Российской Федерации - 21678,5 млн. рублей;   |
|                            |   за счет внебюджетных источников - 2000 млн.   |
|                            |   рублей                                        |
|----------------------------|-------------------------------------------------|
| Ожидаемые конечные         | - снижение социального, экономического и        |
| результаты реализации      |   экологического риска в сейсмических районах   |
| Программы и показатели ее  |   Российской Федерации;                         |
| социально-экономической    |   уменьшение потерь населения от                |
| эффективности              |   разрушительных землетрясений;                 |
|                            |   создание условий для функционирования систем  |
|                            |   жизнеобеспечения при наступлении              |
|                            |   сейсмических событий и ликвидации их          |
|                            |   последствий;                                  |
|                            |   уменьшение ущерба, наносимого зданиям и       |
|                            |   сооружениям в результате землетрясения        |
--------------------------------------------------------------------------------

            I. Характеристика проблемы, на решение которой
                         направлена Программа

     Повышение  устойчивости  жилых  домов, основных объектов и систем
жизнеобеспечения,  а  также  минимизация  потерь  от  землетрясений  в
регионах  с  высоким  уровнем  сейсмических  рисков  являются  важными
факторами  устойчивого социально-экономического развития и обеспечения
национальной безопасности Российской Федерации.
     С  целью  уточнения  сейсмической опасности территории Российской
Федерации   Российской  академией  наук  в  1991  -  1997  годах  были
разработаны  и  дополнены  карты  общего  сейсмического  районирования
(ОСР-97)  с  использованием  усовершенствованных  методов и технологий
прогнозирования сейсмической опасности.
     Как   показали  результаты  общего  сейсмического  районирования,
сейсмическая  опасность  на  территории Российской Федерации оказалась
более  значительной,  чем  это представлялось прежде. В соответствии с
новыми  картами  сейсмическая опасность на территории многих субъектов
Российской  Федерации была уточнена и оказалась выше на 1 - 2 и даже 3
балла,  то  есть  уровень  сейсмического  риска  на  этих  территориях
значительно повысился в сравнении с прежними расчетными величинами.
     Вместе  с тем застройка данных районов много лет велась без учета
такого   уровня   сейсмической   активности.   Здания   и  сооружения,
построенные   до  уточнения  величины  сейсмической  опасности,  имеют
значительный  дефицит  сейсмостойкости,  их  разрушение  в  результате
землетрясений   может  привести  к  огромным  людским  и  материальным
потерям.
     Значительная  часть  территории  Российской  Федерации  (около 25
процентов), на которой расположены 27 субъектов Российской Федерации с
населением  около  20  млн.  человек, находится в сейсмоопасных зонах,
подверженных  воздействию  разрушительных  землетрясений.  В последние
годы  на территории страны произошло несколько крупных землетрясений в
районах,  традиционно  считавшихся  сейсмически  неопасными,  либо, по
прогнозам, относившихся к меньшей расчетной интенсивности сейсмических
воздействий,  в  том числе землетрясение мощностью 9 баллов на Алтае в
2003  году,  серия  землетрясений  мощностью  10  баллов  в  Корякском
автономном округе в 2006 году, на Средних Курилах в 2006 и 2007 годах,
на Сахалине в 2007 году.
     По    данным   Российской   академии   наук,   нарастает   угроза
возникновения  сильнейшего  землетрясения  в  Курило-Камчатской  зоне.
Согласно  результатам  долгосрочного  сейсмического  прогноза наиболее
опасными  территориями  являются район г. Петропавловска-Камчатского и
север Курильских островов.
     По  экспертным  оценкам,  имеют  дефицит  сейсмостойкости и могут
представлять  источник  опасности  при сейсмических воздействиях до 50
процентов объектов жилого, общественного, производственного назначения
и  коммунальной сферы (в некоторых регионах этот показатель составляет
от 60 до 90 процентов).
     Органы  государственной  власти  и органы местного самоуправления
осуществляют  комплекс  мер  по  повышению  достоверности  и  точности
прогноза  сейсмических  событий,  соблюдению требований сейсмостойкого
строительства  и  реализации  неотложных  мероприятий  по  обеспечению
сейсмической безопасности.
     В   рамках  федеральной  целевой  программы  "Снижение  рисков  и
смягчение  последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера   в   Российской   Федерации  до  2010  года",  утвержденной
Постановлением  Правительства Российской Федерации от 6 января 2006 г.
N   1,  реализуются  мероприятия,  направленные  на  совершенствование
системы  мониторинга  и  прогнозирования  чрезвычайных ситуаций, в том
числе обусловленных сейсмической опасностью и цунами.
     Системы  сейсмонаблюдения и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
позволяют обеспечить достаточно надежное прогнозирование землетрясений
на  среднесрочную  перспективу.  Однако  сложность  данного природного
явления  не  позволяет обеспечить высокую достоверность краткосрочного
прогноза сейсмических событий по месту и времени их проявления.
     Органы  исполнительной  власти  субъектов  Российской Федерации и
органы  местного самоуправления в рамках своих полномочий осуществляют
меры  по  сейсмоусилению  существующих  объектов и (или) строительству
новых  сейсмостойких  объектов взамен тех объектов, сейсмоусиление или
реконструкция  которых  экономически  нецелесообразны  (далее  - новые
сейсмостойкие  объекты),  осуществляют  мероприятия  по  сейсмическому
районированию   территорий,   обследование   жилых  домов  и  объектов
инфраструктуры,   а  также  выполнение  региональных  и  муниципальных
целевых  программ.  Вместе  с  тем указанные работы не скоординированы
должным  образом и не всегда обеспечиваются необходимыми материальными
ресурсами.
     В  период 2002 - 2006 годов осуществлялась реализация федеральной
целевой  программы "Сейсмобезопасность территории России" (2002 - 2010
годы),  утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации
от  25 сентября 2001 г. N 690 (далее - программа), однако ее потенциал
не был реализован в полной мере.
     Общий  объем  финансирования  программы  был  определен в размере
28783,9  млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета
-  3535,1  млн.  рублей (12,3 процента), бюджетов субъектов Российской
Федерации  и  местных  бюджетов  (далее - бюджеты субъектов Российской
Федерации)   -   9613,9  млн.  рублей  (33,4  процента),  внебюджетных
источников  -  15634,9  млн.  рублей  (54,3  процента). При этом объем
недофинансирования  программы  за  2002 - 2006 годы составил 9100 млн.
рублей  (31,6  процента),  в  том  числе  за счет средств внебюджетных
источников  -  5400  млн.  рублей  (34,5 процента), бюджетов субъектов
Российской  Федерации - 3300 млн. рублей (34,3 процента), федерального
бюджета - 517 млн. рублей (14,6 процента).
     В   ходе   реализации  программы  средства  федерального  бюджета
направлялись на объекты здравоохранения и образования. Запланированное
финансирование   сейсмоусиления  жилых  домов  и  объектов  инженерной
инфраструктуры не проводилось.
     Всего  в рамках программы были проведены работы по сейсмоусилению
42  объектов  образования  и  здравоохранения  в 8 регионах Российской
Федерации. Выполнение    научно-исследовательских    и    опытно     -
конструкторских   работ  было  направлено  на  уточнение  сейсмической
опасности территории некоторых субъектов Российской Федерации,  в  том
числе  Республики Алтай и Алтайского края,  и на разработку конкретных
технических   решений   по   способам   сейсмоусиления    строительных
конструкций указанных объектов.
     Недостаточная   результативность   программы   была   обусловлена
следующими причинами:
     нечеткость целей программы;
     фокусировка    на   узком   спектре   социальных   объектов,   не
обеспечивавшем    общего   снижения   возникающих   при   сейсмических
проявлениях   потерь   и   угроз  жизни  и  здоровью  людей,  а  также
функционирования основных объектов и систем жизнеобеспечения;
     отсутствие  скоординированного подхода и взаимной ответственности
федеральных  органов  исполнительной  власти  и органов исполнительной
власти   субъектов   Российской  Федерации  в  реализации  мероприятий
программы;
     недостаточность ресурсов для достижения целей программы.
     В  связи с неэффективностью программы распоряжением Правительства
Российской  Федерации от 11 ноября 2006 г. N 1546-р ее реализация была
завершена.
     При   реализации   федеральной   целевой   программы   "Повышение
устойчивости  жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения
в  сейсмических  районах  Российской  Федерации  на  2009 - 2013 годы"
(далее - Программа) необходимо:
     четко  следовать  установленным  целям  и  задачам для достижения
ожидаемых  конечных  результатов реализации Программы и показателей ее
социально-экономической эффективности;
     применять   системный   подход   к   планированию   и  выполнению
мероприятий    Программы   с   учетом   определенных   приоритетов   и
необходимости решения первоочередных задач;
     обеспечивать эффективное взаимодействие и координацию федеральных
органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и исполнителей Программы;
     привлекать   средства   на  реализацию  мероприятий  Программы  в
установленных  объемах  за  счет  средств бюджетов различных уровней и
внебюджетных средств.
     Приоритетными  направлениями  деятельности  в области обеспечения
сейсмической  безопасности  в  ближайшей  и  среднесрочной перспективе
определены:
     минимизация   потерь   вследствие   разрушительных  землетрясений
(включая  погибших  и  пострадавших  граждан, а также ущерб, наносимый
зданиям и сооружениям);
     создание  необходимых условий для бесперебойного функционирования
жилищного фонда, основных объектов и систем жизнеобеспечения в периоды
сейсмических событий и ликвидации их последствий.

               Обоснование соответствия целей Программы
        приоритетным задачам социально-экономического развития
                         Российской Федерации

     Защита  населения  от  чрезвычайных  ситуаций  является  одним из
приоритетных  направлений  социально-экономического  развития  страны.
Необходимость  реализации  Программы  в  рамках указанного направления
определена  положениями, содержащимися в Бюджетном послании Президента
Российской  Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 23
июня 2008 г.
     Сложившаяся  ситуация  с  сейсмической безопасностью в Российской
Федерации  требует применения комплексного подхода, реализации системы
мер,  направленных  на повышение устойчивости объектов, ее координации
на федеральном уровне.
     Программа ориентирована на достижение следующих целей:
     создание   условий  для  устойчивого  функционирования  жилищного
фонда,  основных  объектов  и  систем  жизнеобеспечения в сейсмических
районах Российской Федерации;
     достижение   приемлемого   уровня  сейсмической  безопасности  на
территориях сейсмических районов Российской Федерации;
     уменьшение  возможного  экономического и экологического ущерба от
сейсмических воздействий.
     Эти  цели отвечают общенациональной системе целей и задач в сфере
обеспечения условий безопасного развития и снижения рисков воздействия
опасных природных явлений на социально-экономическое развитие страны.
     Программа   взаимосвязана   с   действующей  федеральной  целевой
программой  "Снижение  рисков  и  смягчение  последствий  чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до
2010   года",  утвержденной  Постановлением  Правительства  Российской
Федерации  от  6  января  2006 г. N 1, в рамках которой осуществляются
мероприятия  по совершенствованию систем мониторинга и прогнозирования
чрезвычайных   ситуаций,   в   том  числе  обусловленных  сейсмической
опасностью.   Результаты   мониторинга   и  прогнозирования  указанных
ситуаций   имеют   важное   значение   при   определении  приоритетных
направлений   в  области  сейсмоусиления,  планировании  и  реализации
первоочередных   мероприятий,   принятии   решений   о  сейсмоусилении
существующих объектов или строительстве новых сейсмостойких объектов.
     Ключевые   мероприятия   Программы   ориентированы  на  повышение
сейсмической  устойчивости  жилых  домов,  основных  объектов и систем
энергоснабжения,   водоснабжения,  служб  экстренного  реагирования  и
предоставления медицинской помощи, а также критически важных объектов,
круг  которых  установлен  законодательством  Российской  Федерации  в
области  обеспечения  безопасности населения, защиты объектов от угроз
техногенного, природного характера и террористических актов.

       Обоснование необходимости программного решения проблемы
        повышения устойчивости жилых домов, основных объектов
           и систем жизнеобеспечения на федеральном уровне

     Необходимый  уровень  сейсмической  безопасности  не  может  быть
обеспечен    только    в    рамках   основной   деятельности   органов
государственной    власти,    органов    местного   самоуправления   и
собственников  различных  объектов.  Характер проблемы требует наличия
долговременной   стратегии   и   применения  организационно-финансовых
механизмов  взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов
субъектов экономики и институтов общества.
     Минимизация   потерь,   возникающих   вследствие   землетрясений,
повышение  безопасности  населения  посредством  усиления недостаточно
сейсмостойких   конструкций   и   строительства   новых  сейсмостойких
объектов,  а  также  создание  необходимых  условий для бесперебойного
функционирования   жилищного   фонда,   основных   объектов  и  систем
жизнеобеспечения  требуют разработки единой системы мер и ее адаптации
к  конкретным  условиям сейсмоопасных территорий Российской Федерации,
расположенных   в   Южном,  Сибирском  и  Дальневосточном  федеральных
округах, в отношении которых будут осуществлены мероприятия Программы.
     Субъекты   Российской   Федерации,   расположенные  на  указанной
территории,  в  основном  являются  дотационными, имеют низкий уровень
финансовой  обеспеченности  и недостаток находящихся в их распоряжении
иных  ресурсов, что также является основанием для рассмотрения вопроса
о необходимости принятия соответствующих мер на федеральном уровне.
     По своему целевому назначению мероприятия Программы направлены на
повышение  уровня  сейсмической  безопасности  жилых домов, устойчивое
функционирование  основных объектов и систем жизнеобеспечения (объекты
тепло-, энерго- и водоснабжения, водоотведения и т.д.), мест массового
пребывания  населения,  в том числе общественного назначения, зданий и
сооружений,   в   которых   предполагается   размещение  пострадавшего
населения,  а также объектов, обеспечивающих национальную безопасность
Российской  Федерации,  находящихся  в ведении Министерства внутренних
дел  Российской  Федерации, Министерства Российской Федерации по делам
гражданской  обороны,  чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных   бедствий,  Министерства  обороны  Российской  Федерации  и
Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
     Указанные   значимые   и  многофункциональные  объекты  в  период
ликвидации  последствий  землетрясений  входят  в  сферу  интересов  и
ответственности  органов  государственной  власти  и  органов местного
самоуправления.  Мероприятия  по сейсмоусилению таких объектов требуют
скоординированных   действий,  максимальная  результативность  которых
может  быть  обеспечена  только  с  использованием программно-целевого
метода на федеральном уровне.
     Основными недостатками и издержками подхода к решению проблемы на
основе  исключительной  ответственности  собственника  по  обеспечению
сейсмической   устойчивости  зданий  и  сооружений  без  использования
государственной поддержки и программно-целевого метода являются:
     отсутствие   комплексного   системного   подхода   к   управлению
сейсмическими рисками;
     невозможность    достижения   приемлемого   уровня   сейсмической
устойчивости  систем  жизнеобеспечения в целом путем реализации мер по
сейсмоусилению отдельных объектов;
     недостаточная     гибкость     основных     элементов     системы
администрирования  и  управления ресурсами, выделенными для достижения
этих целей.
     Отказ   от  использования  программно-целевого  метода  негативно
скажется  на  общем  уровне  обеспечения  безопасности  населения,  не
позволит  существенно  сократить  ущерб  для  жизненно важных объектов
экономики  и  инфраструктуры,  а  также обеспечить максимально высокий
уровень   защищенности   жилых   домов,  основных  объектов  и  систем
жизнеобеспечения.
     Без  использования  программно-целевого метода результаты научных
исследований    по   таким   важным   направлениям,   как   управление
сейсмическими  рисками,  информационное  обеспечение  решения  проблем
сейсмической  безопасности  территорий  и объектов, а также развитие и
совершенствование    системы   мониторинга   сейсмической   уязвимости
существующей    застройки,    сейсмического    риска    территорий   и
прогнозирования   возможных  социально-экономических  и  экологических
последствий сильных землетрясений, не будут обеспечены механизмами для
их прикладного применения.
     С  учетом  комплексного  и  межведомственного  характера проблемы
повышения   устойчивости  жилых  домов,  основных  объектов  и  систем
жизнеобеспечения,  а  также достижения приемлемого уровня сейсмической
безопасности  отказ  от использования программно-целевого метода может
привести  к увеличению сроков достижения требуемых результатов в 2 - 3
раза, а затрат - в 3 - 5 раз.

             Анализ различных вариантов решения проблемы
                      программно-целевым методом

     Для  обеспечения  требований  к  сейсмической  устойчивости жилых
домов,   основных   объектов  и  систем  жизнеобеспечения  могут  быть
определены  2  основных  варианта  решения проблемы программно-целевым
методом.
     Первый   вариант  основан  на  включении  в  область  программной
разработки   всех   категорий   объектов   с   дефицитом  сейсмической
устойчивости  для  оказания  государственной  поддержки.  Такой подход
имеет  преимущество  с  точки  зрения  достижения  обоснованных  целей
Программы    с    учетом    множества    факторов,    в    том   числе
социально-экономического характера.
     Вместе  с  тем  предварительная  проработка  вопроса  обеспечения
сейсмической безопасности на территории Российской Федерации показала,
что  в  настоящее время отсутствует конкретная информация, необходимая
для  принятия  решения  о  сейсмоусилении  существующих  объектов  или
строительстве  новых  сейсмостойких  объектов, а также для определения
объема средств на их выполнение.
     В  связи  с  этим  мероприятия  по  сейсмоусилению объектов могут
носить выборочный, локальный характер и не решат проблему в целом.
     Кроме  того,  при значительном увеличении количества строящихся и
реконструируемых  объектов  может  возникнуть вероятность бессистемной
реализации  мероприятий  Программы, что повлечет за собой недостижение
эффекта,  обеспечивающего  максимально  возможный уровень безопасности
проживания  людей  и  функционирования объектов в сейсмических районах
Российской  Федерации.  При этом возникает значительный риск завышения
объемов  финансовых  средств,  необходимых  для реализации мероприятий
Программы.
     Такой  подход  требует  установления четких критериев и пропорций
предоставления    государственной    поддержки    на    сейсмоусиление
существующих объектов и строительство новых сейсмостойких объектов.
     Указанный  вариант  решения  проблемы  предусматривает повышенные
объемы финансирования подготовки и реализации мероприятий Программы за
счет  средств  федерального  бюджета,  бюджетов  субъектов  Российской
Федерации и внебюджетных источников.
     По   предварительным  оценкам  ученых  и  независимых  экспертов,
первоочередного  усиления  требуют  около  20 тыс. объектов различного
целевого назначения, включая жилые дома. При этом общая площадь зданий
и  сооружений, требующих первоочередного усиления и защиты, составляет
около 24 - 30 млн. кв. метров и оценивается в 400 - 450 млрд. рублей.
     При  использовании этого варианта решения проблемы следует особое
внимание  уделить  оценке  реальной потребности в финансовых ресурсах,
привлекаемых  на  реализацию  мероприятий  Программы,  с  учетом таких
факторов,  как  уровень  индивидуального  и общего сейсмического риска
субъекта Российской Федерации, его бюджетные и иные ресурсы, плотность
населения, уровень урбанизации и другие.
     Второй вариант ограничивает область программно-целевой разработки
достижением приемлемого уровня устойчивости основных элементов системы
жизнеобеспечения в условиях сейсмических рисков конкретных территорий.
     Исходя  из этого сформирован комплекс мероприятий, обеспечивающих
наилучшие результаты в достижении отдельных целей Программы.
     Общий  объем финансирования Программы по данному варианту за счет
всех источников оценивается в 71678,5 млн. рублей.
     Преимуществом   второго  варианта  является  системный  подход  к
решению  проблемы  повышения  устойчивости  объектов  на  сейсмических
территориях.   Последовательная  реализация  мероприятий  Программы  в
рамках указанных этапов позволяет:
     получить  и  обобщить  информацию  о  реальном  положении  дел  в
рассматриваемой области;
     определить   первоочередные   задачи  и  основные  приоритеты  по
повышению устойчивости объектов;
     принять   обоснованные   решения   о   необходимости   реализации
соответствующих мероприятий.
     При  этом  привлекаемые  силы  и  средства  не  будут бессистемно
рассредоточены   для   одновременного   выполнения  всей  совокупности
мероприятий  вне  зависимости  от  их  важности,  последовательности и
возможности реализации.
     Совместные  усилия  федеральных  органов  исполнительной  власти,
органов   исполнительной   власти  субъектов  Российской  Федерации  и
исполнителей Программы будут направлены на реализацию комплекса мер по
достижению  приемлемого  уровня  устойчивости объектов, предотвращение
негативных последствий разрушительных сейсмических событий.
     Привлекаемые  финансовые  средства будут соответствовать реальным
возможностям  бюджетов  всех  уровней  и  внебюджетных источников, что
позволит  их  сконцентрировать  на  реализации конкретных мероприятий,
необходимых на соответствующем этапе.
     Рассмотрение вариантов решения проблемы сейсмической устойчивости
с  учетом  выполнения  комплекса  взаимосвязанных  и скоординированных
мероприятий   позволяет  сделать  вывод  о  том,  что  второй  вариант
реализации Программы является предпочтительным.

        Основные риски, связанные с программно-целевым методом
                           решения проблемы

     При  использовании  программно-целевого  метода  могут возникнуть
риски,  связанные  с  неверно  выбранными приоритетами и недостаточным
ресурсным обеспечением мероприятий Программы.
     Неверно   выбранные  приоритеты  могут  существенно  повлиять  на
объективность принятия решений при планировании мероприятий Программы,
а также на их соответствие установленным целям и задачам Программы.
     Недостаточное  ресурсное  обеспечение мероприятий Программы может
привести   к  неверно  регулируемой  финансовой  поддержке  намеченных
мероприятий, снижению эффективности использования бюджетных средств. В
связи с этим высокому риску будет подвержен процесс создания условий и
эффективных  механизмов по обеспечению приемлемого уровня устойчивости
основных  объектов  и  систем  жизнеобеспечения в сейсмических районах
Российской Федерации.

         II. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы
            ее реализации, целевые индикаторы и показатели

     Целями Программы являются:
     создание   условий  для  устойчивого  функционирования  жилищного
фонда,  основных  объектов  и  систем  жизнеобеспечения в сейсмических
районах Российской Федерации;
     достижение   приемлемого   уровня   сейсмической  безопасности  в
сейсмических   районах  Российской  Федерации,  уменьшение  возможного
экономического и экологического ущерба от сейсмических воздействий.
     Перечень   субъектов   Российской   Федерации,   имеющих   индекс
сейсмического  риска  0,1  и  более, на территории которых реализуется
Программа, приведен в приложении N 1.
     Для  достижения  указанных  целей  необходимо  решение  следующих
задач:
     реализация   подготовительных   организационных   мероприятий   и
совершенствование    нормативно-правовой    базы    для    обеспечения
скоординированного   подхода  к  выполнению  работ  по  сейсмоусилению
объектов;
     сейсмоусиление   жилых   домов,   основных   объектов   и  систем
жизнеобеспечения,   мест   массового   пребывания   людей,   зданий  и
сооружений,  задействованных  в  системе  экстренного  реагирования  и
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, объектов, обеспечивающих
национальную  безопасность Российской Федерации, а также строительство
новых сейсмостойких объектов;
     создание   условий   и   эффективных  механизмов,  обеспечивающих
необходимый  уровень  сейсмической  безопасности  при строительстве на
сейсмоопасной территории.
     Решение поставленных задач будет осуществляться в ходе реализации
Программы с 2009 по 2013 год в 2 этапа:
     первый этап - 2009 - 2010 годы;
     второй этап - 2011 - 2013 годы.
     На   первом   этапе   предлагается   подготовить  соответствующие
нормативные  и  методические  документы,  выполнить ряд первоочередных
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и приступить к
их  внедрению  в  практику,  реализовать  необходимые  мероприятия  по
сейсмическому  районированию,  выполнить  обследование и паспортизацию
зданий  и  сооружений,  провести анализ деятельности и расширение сети
сейсмологических    станций,    принять   решения   о   сейсмоусилении
существующих  объектов или строительстве новых сейсмостойких объектов,
определить объем необходимых средств, в том числе средств федерального
бюджета, на указанные работы.
     На  данном  этапе  также осуществляется реализация первоочередных
мероприятий   по   сейсмоусилению  объектов,  которые  расположены  на
наиболее   сейсмически   опасной   территории  и  на  которые  имеется
утвержденная   и   прошедшая   государственную   экспертизу  проектная
документация.
     Программой  предусматривается  выделение  в  2009  году  субсидий
бюджетам  Камчатского  края  и  Сахалинской  области  в объеме 6 млрд.
рублей  на  мероприятия  по  сейсмоусилению существующих жилых домов и
(или)  строительству  новых  сейсмостойких  жилых  домов  взамен  тех,
сейсмоусиление или реконструкция которых экономически нецелесообразны.
     Второй  этап  (2011 - 2013 годы) является основным и предполагает
полномасштабное   проведение   работ  по  сейсмоусилению  существующих
объектов и строительству новых сейсмостойких объектов.
     Для  оценки  реализации  Программы используются следующие целевые
индикаторы и показатели эффективности ее реализации:
     размер  предотвращенного  ущерба  от  возможного разрушения жилых
домов,  основных  объектов  и  систем  жизнеобеспечения  в  результате
землетрясений;
     снижение   уровня   риска   возникновения  чрезвычайных  ситуаций
вследствие разрушительных землетрясений;
     повышение  уровня участия органов исполнительной власти субъектов
Российской  Федерации, расположенных в сейсмических районах Российской
Федерации,   в  формировании  и  использовании  единой  информационной
системы   по   обеспечению   сейсмической   безопасности   территорий,
сейсмической  устойчивости  жилых  домов,  основных  объектов и систем
жизнеобеспечения.
     Целевые   индикаторы   и   показатели   эффективности  реализации
Программы приведены в приложении N 2.
     По  итогам  реализации  этапов  Программы при достижении значений
целевых  индикаторов  менее  50  процентов установленного уровня может
быть   рассмотрен  вопрос  о  неэффективности  Программы  и  досрочном
прекращении ее реализации.

                 III. Перечень мероприятий Программы

     Для  решения  задач  Программы  и  достижения  поставленных целей
необходимо  реализовать  комплекс  взаимосвязанных и скоординированных
мероприятий,  формирование  и финансирование которых осуществляются по
статьям  расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские
работы, капитальные вложения.
     Реализация  мероприятий  Программы  осуществляется  по  следующим
направлениям.
     Первым  направлением  является  проведение исследований по оценке
сейсмического   риска   и   совершенствование   нормативных  правовых,
методических  и  организационных  основ  государственного управления в
области повышения защиты объектов и систем жизнеобеспечения населения.
     Мероприятия Программы, осуществляемые в рамках этого направления,
составляют  исследования  фундаментального  и  прикладного  характера,
включающие в себя:
     разработку  научно-методических  основ  прикладного сейсмического
районирования  территорий  Российской  Федерации,  проведение работ по
актуализации   карт  общего  сейсмического  районирования,  детальному
сейсмическому   районированию   и   микросейсмическому   районированию
территорий муниципальных образований;
     совершенствование  государственного  управления территориями и их
развитие   (предоставление   земельных   участков,   проектирование  и
строительство объектов) с учетом уровня сейсмического риска;
     разработку  технических регламентов, включающих в себя требования
и технические условия, необходимые при проектировании, строительстве и
реконструкции зданий и сооружений в сейсмоопасных районах;
     развитие  и  совершенствование  механизмов взаимодействия органов
государственной  власти,  собственников и общественных организаций при
осуществлении   инвестиционных   проектов   и   практических   мер  по
обеспечению сейсмической безопасности.
     Вторым  направлением  является  формирование  системы мониторинга
сейсмической  устойчивости  жилых  домов, критически важных объектов и
сооружений,  являющихся местами массового пребывания людей, разработка
специальных мер сейсмической защиты.
     Мероприятия Программы, осуществляемые в рамках этого направления,
включают в себя:
     разработку   методов,   порядка   и  процедур  оценки  остаточной
сейсмической устойчивости зданий и сооружений с учетом территориальных
факторов и прогноза уровня сейсмического риска;
     развитие    технических    средств   и   технологий   мониторинга
сейсмической устойчивости высотных зданий и критически важных объектов
экономики   и   инфраструктуры,   переоснащение   и   дооснащение  ими
соответствующих   структур   государственной   системы  мониторинга  и
прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
     развитие  и  совершенствование  методической базы, обеспечивающей
проведение мониторинга сейсмической устойчивости зданий и сооружений с
учетом   уровня   сейсмических   рисков,  а  также  проведение  сбора,
обработки,  передачи  и  хранения  информации, полученной в результате
мониторинга;
     создание  и внедрение системы подготовки и повышения квалификации
специалистов  в  сфере  мониторинга,  контроля и прогноза сейсмической
устойчивости зданий и сооружений.
     Третьим    направлением    является   разработка   и   реализация
практических  мер по сейсмоусилению существующих жилых домов, основных
объектов  и  систем  жизнеобеспечения  (в  том числе критически важных
объектов,   систем   энергоснабжения,   коммунальной   инфраструктуры,
объектов  системы  реагирования в чрезвычайных ситуациях), сооружений,
являющихся  местами  массового пребывания людей, а также строительство
новых сейсмостойких объектов.
     Мероприятия Программы, осуществляемые в рамках этого направления,
предусматривают  проведение  обследования и паспортизации жилых домов,
основных  объектов  и  систем  жизнеобеспечения для определения уровня
дефицита   сейсмостойкости,   состояния   и   надежности  строительных
конструкций.
     По  результатам  обследования  зданий  и  сооружений определяются
соответствующие   приоритеты   в  области  реализации  мероприятий  по
сейсмоусилению  существующих  зданий и сооружений, строительству новых
сейсмостойких  объектов,  устанавливается  очередность проведения этих
мероприятий с учетом:
     технической    возможности   и   экономической   целесообразности
проведения  работ  по  сейсмоусилению зданий и сооружений исходя из их
состояния, наличия соответствующих технологий и методов сейсмоусиления
конструкций;
     важности  объектов  для  обеспечения  безопасного  и  комфортного
проживания     граждан,     нормального     функционирования    систем
жизнеобеспечения;
     формы собственности объектов.
     Четвертым  направлением является развитие системы информационного
обеспечения  и  ситуационного анализа сейсмических рисков устойчивости
зданий и сооружений.
     Мероприятия Программы, осуществляемые в рамках этого направления,
предусматривают повышение доступности получения достоверной информации
о   реальном   состоянии  жилых  домов,  основных  объектов  и  систем
жизнеобеспечения  и  возможность  оценки соотношения этого состояния с
уровнем   сейсмических   рисков   в   интересах   развития   экономики
соответствующих   территорий,   повышения   сейсмической  безопасности
объектов инфраструктуры и жилищного фонда.
     Предполагается,  что  выполнение  указанных мероприятий обеспечит
решение следующих вопросов:
     расширение  применения  современных  информационных  технологий в
сфере обеспечения сейсмической безопасности;
     создание   и   ведение   информационных   систем   для  выявления
закономерностей  в  области  обеспечения  сейсмической  безопасности и
выработки   вероятных   сценариев   развития   ситуаций   в   условиях
сейсмических проявлений;
     обеспечение  необходимой  информацией  в  рамках  действия единой
государственной   системы  предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций;
     обеспечение   проведения   экспертной   оценки   и  моделирования
сейсмических    рисков   применительно   к   инвестиционным   проектам
общегосударственного  значения, в том числе осуществляемым на условиях
государственно-частного партнерства.
     Средства     федерального     бюджета,     предусмотренные     на
научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы, планируется
направить на следующие мероприятия:
     исследование прикладной эффективности шкал, применяемых в мировой
практике   в   целях   сейсмической   оценки   и  нормативно-правового
регулирования, создание и апробирование новой макросейсмической шкалы,
учитывающей   геологические   проявления   землетрясений,   разработка
требований   по  применению  сейсмической  шкалы  в  проектировании  и
строительстве;
     разработка  критериев  и процедур оценки дефицита сейсмостойкости
существующих зданий и сооружений в системах жизнеобеспечения;
     разработка    территориальных    схем    оценки   уровней   риска
возникновения  сейсмических  проявлений  и  сейсмостойкости  зданий  и
сооружений;
     разработка  порядка  проведения  оценки  сейсмических  рисков  на
земельных участках, предоставляемых для строительства новых объектов;
     разработка   порядка   и   процедур   осуществления   мониторинга
сейсмического риска на критически важных объектах;
     создание  и  обеспечение  функционирования  единой информационной
системы   "Сейсмобезопасность   России",   включающей  региональные  и
тематические  разделы,  в  которых  уточняются исходная сейсмичность и
сейсмический риск;
     подготовка    предложений    по    совершенствованию   механизмов
страхования  критически  важных  объектов с учетом уровня сейсмических
рисков;
     развитие  экспериментальной  базы моделирования сценарных условий
воздействия  сейсмических  проявлений на элементы конструкций зданий и
сооружений.
     Объемы финансирования Программы приведены в приложении N 3.
     Распределение средств федерального бюджета между государственными
заказчиками  Программы  -  федеральными органами исполнительной власти
приведено в приложении N 4.
     Распределение средств федерального бюджета между государственными
заказчиками  Программы - федеральными органами исполнительной власти в
части  реконструкции  (сейсмоусиления)  зданий и сооружений, в которых
предполагается  размещение  пострадавшего населения, а также объектов,
обеспечивающих национальную безопасность Российской Федерации, и (или)
строительства новых сейсмостойких объектов приведено в приложении N 5.
     Объемы  и  источники  финансирования  научно-исследовательских  и
опытно-конструкторских   работ,   выполняемых   в   рамках  Программы,
приведены в приложении N 6.

       IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы, сроков
                     и источников финансирования

     Реализация  мероприятий  Программы осуществляется за счет средств
федерального   бюджета,  бюджетов  субъектов  Российской  Федерации  и
внебюджетных источников.
     Общий  объем финансирования Программы предусматривается в размере
71678,5 млн. рублей, в том числе за счет средств:
     федерального бюджета - 48000 млн. рублей;
     бюджетов субъектов Российской Федерации - 21678,5 млн. рублей;
     внебюджетных источников - 2000 млн. рублей.
     Расходы  на  капитальные  вложения  составят  99,6 процента общей
суммы  средств,  предназначенных на реализацию Программы (71369,5 млн.
рублей),   а   затраты   на   выполнение   научно-исследовательских  и
опытно-конструкторских работ - 0,4 процента (309 млн. рублей).
     Объемы  ресурсного  обеспечения  Программы и соотношение расходов
бюджетов различных уровней и внебюджетных источников учитывают уровень
сейсмического  риска  территорий  и  финансовые ресурсы, находящиеся в
распоряжении   органов   исполнительной  власти  субъектов  Российской
Федерации,  а  также  иные  средства,  привлекаемые  на сейсмоусиление
существующих объектов и строительство новых сейсмостойких объектов.
     Расходы   на  научно-исследовательские  и  опытно-конструкторские
работы  определены  по  результатам  оценки  трудовых  и  материальных
затрат, необходимых для выполнения Программы.
     Объемы капитальных вложений рассчитаны на основе предварительного
анализа  стоимости мероприятий по сейсмоусилению существующих объектов
и строительству новых сейсмостойких объектов.
     Средства федерального бюджета будут направлены на:
     финансирование   мероприятий   по   сейсмоусилению   существующих
основных объектов и систем жизнеобеспечения федеральной собственности,
находящихся   в   ведении   Министерства   внутренних  дел  Российской
Федерации,  Министерства  обороны  Российской  Федерации, Министерства
Российской   Федерации  по  делам  гражданской  обороны,  чрезвычайным
ситуациям  и  ликвидации  последствий стихийных бедствий и Федеральной
службы безопасности Российской Федерации;
     софинансирование   мероприятий   по  сейсмоусилению  существующих
объектов,   находящихся   в  государственной  собственности  субъектов
Российской   Федерации   и  в  муниципальной  собственности,  и  (или)
строительству новых сейсмостойких объектов.
     В   соответствии  с  положениями  Бюджетного  кодекса  Российской
Федерации  средства  федерального  бюджета  направляются на реализацию
мероприятий    Программы   в   отношении   объектов,   находящихся   в
государственной  собственности  субъектов  Российской  Федерации  и  в
муниципальной собственности, в виде межбюджетных субсидий.
     Размеры  субсидий  из  федерального  бюджета  бюджетам  субъектов
Российской Федерации на софинансирование мероприятий по сейсмоусилению
существующих  объектов,  находящихся  в  государственной собственности
субъектов  Российской  Федерации  и  в  муниципальной собственности, и
(или)  строительству  новых  сейсмостойких  объектов,  определяются на
основании  утвержденных  Правительством  Российской  Федерации  Правил
распределения   и  предоставления  из  федерального  бюджета  бюджетам
субъектов Российской Федерации субсидий на сейсмоусиление существующих
объектов   и  строительство  новых  сейсмостойких  объектов  в  рамках
мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой "Повышение
устойчивости  жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения
в  сейсмических  районах  Российской Федерации на 2009 - 2013 годы", с
учетом   объемов   финансирования   таких  объектов  за  счет  средств
соответствующих бюджетов и внебюджетных источников.
     Размеры   субсидий   бюджетам   субъектов   Российской  Федерации
определяются  с учетом индекса сейсмического риска территории региона,
площади  жилья,  обеспеченности  объектами  инфраструктуры и системами
жизнеобеспечения,   индекса  бюджетных  расходов  и  уровня  расчетной
бюджетной обеспеченности.
     При    реализации    мероприятий    Программы   предусматривается
использование  средств лиц, в собственности которых находятся объекты,
подлежащие  сейсмоусилению, и других заинтересованных лиц. Привлечение
внебюджетных  средств  из различных источников осуществляется органами
исполнительной   власти  субъектов  Российской  Федерации  и  органами
местного самоуправления на договорной основе.
     Уточнение  мероприятий  Программы  по основным направлениям будет
осуществляться  с  учетом  заявок  субъектов  Российской Федерации при
условии использования ими на цели сейсмоусиления существующих объектов
и   строительства   новых   сейсмостойких   объектов   собственных   и
привлеченных средств.

                   V. Механизм реализации Программы

     Механизм реализации Программы включает в себя:
     стратегическое планирование и прогнозирование;
     применение  правовых  рычагов  влияния  (совокупность нормативных
правовых  актов  федерального и регионального уровней), способствующих
решению задач Программы на всех уровнях исполнительной власти;
     организационную   структуру   управления   реализацией  Программы
(определение  состава,  функций и согласованности звеньев всех уровней
управления).
     Важнейшим  элементом  реализации  Программы  является взаимосвязь
планирования,   реализации,  мониторинга,  уточнения  и  корректировки
Программы.
     В   связи   с  этим  предполагается  ежеквартальный  анализ  хода
реализации  Программы на основе оценки результативности ее мероприятий
и достижения целевых индикаторов.
     Принятие управленческих решений в рамках Программы осуществляется
с   учетом   информации,   поступающей   от  исполнителей  мероприятий
Программы.
     Формирование и использование современной системы контроля на всех
стадиях   реализации   Программы  является  неотъемлемой  составляющей
механизма ее реализации.
     Устанавливается    следующий   вариант   управления   реализацией
Программы.
     Государственный  заказчик  -  координатор  Программы  в  ходе  ее
реализации:
     осуществляет  координацию деятельности государственных заказчиков
Программы по подготовке и реализации мероприятий Программы, а также по
анализу рационального использования ими средств федерального бюджета и
внебюджетных источников;
     организует текущее управление реализацией Программы;
     осуществляет   координацию  деятельности  органов  исполнительной
власти    субъектов    Российской   Федерации   и   органов   местного
самоуправления  по  подготовке  и  реализации мероприятий Программы, а
также анализ и контроль рационального и эффективного использования ими
средств  федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации
и внебюджетных источников;
     подготавливает  ежеквартальные  отчеты и ежегодные доклады о ходе
реализации Программы;
     устанавливает квартальные прогнозные значения показателей целевых
индикаторов  оценки  эффективности  реализации  Программы  в  пределах
годовых  показателей,  установленных  в  приложении  N  2  к настоящей
Программе;
     организует мониторинг хода реализации Программы;
     несет ответственность за обеспечение своевременной и качественной
реализации мероприятий Программы и эффективного использования средств,
выделяемых на эти цели;
     организует  внедрение  информационных  технологий  для управления
реализацией  Программы  и контроля за ходом ее реализации, в том числе
организует   размещение   в  электронном  виде  информации  о  ходе  и
результатах   реализации  Программы,  финансировании  ее  мероприятий,
привлечении  внебюджетных  ресурсов, проведении конкурсов на участие в
реализации Программы и порядке участия в ней инвесторов.
     Государственный  заказчик  -  координатор  Программы осуществляет
проверки  хода  реализации  Программы  государственными  заказчиками -
федеральными органами исполнительной власти и органами государственной
власти субъектов Российской Федерации.
     Государственные заказчики Программы:
     ежеквартально обобщают и анализируют статистическую отчетность по
реализации  Программы  и  представляют  в  Министерство  регионального
развития  Российской  Федерации,  Министерство экономического развития
Российской  Федерации  и  Министерство  финансов  Российской Федерации
доклады  о  ходе  реализации  Программы, представляют государственному
заказчику  - координатору Программы в установленные им сроки отчеты об
использовании бюджетных средств;
     организуют  осуществление  контроля  за  реализацией  мероприятий
Программы   в   отношении   объектов,   находящихся   в   их  ведении,
расположенных на территории субъектов Российской Федерации.
     Государственные заказчики Программы, органы исполнительной власти
субъектов   Российской  Федерации  и  органы  местного  самоуправления
осуществляют  действия  по реализации мероприятий Программы в пределах
объемов финансирования, указанных в приложении N 3 к Программе.
     Средства  федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов
Российской  Федерации  при соблюдении условий, установленных пунктом 6
Правил распределения и предоставления из федерального бюджета бюджетам
субъектов Российской Федерации субсидий на сейсмоусиление существующих
объектов   и  строительство  новых  сейсмостойких  объектов  в  рамках
мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой "Повышение
устойчивости  жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения
в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2013 годы".
     В  целях  организации  взаимодействия  государственных заказчиков
Программы   и   органов  исполнительной  власти  субъектов  Российской
Федерации заключаются соответствующие соглашения.
     Государственными  заказчиками  Программы, органами исполнительной
власти    субъектов   Российской   Федерации   и   органами   местного
самоуправления  осуществляется  размещение  государственного заказа на
поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных
или  муниципальных  нужд в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
     По  завершении конкурсных процедур по размещению государственного
заказа   с   победителем   конкурса   (аукциона,   запроса  котировок)
заключается государственный (муниципальный) контракт.
     Финансирование  мероприятий  и  проектов  Программы  в  очередном
финансовом  году  осуществляется  с  учетом  результатов мониторинга и
оценки  эффективности  выполнения  мероприятий  Программы  в  отчетном
периоде.

          VI. Оценка социально-экономической и экологической
                       эффективности Программы

     Оценка   социально-экономической  эффективности  Программы  будет
осуществляться на основании целевых индикаторов и показателей.
     Экологическая эффективность Программы оценке не подлежит, так как
мероприятия Программы не оказывают воздействия на окружающую среду.
     В результате реализации Программы:
     размер  предотвращенного  ущерба  от  возможного разрушения жилых
домов,  основных  объектов  и  систем  жизнеобеспечения  в  результате
землетрясений составит 716,7 млрд. рублей;
     снижение   уровня   риска   возникновения  чрезвычайных  ситуаций
вследствие разрушительных землетрясений составит 80 процентов;
     повышение  уровня участия органов исполнительной власти субъектов
Российской  Федерации, расположенных в сейсмических районах Российской
Федерации,   в  формировании  и  использовании  единой  информационной
системы   по   обеспечению   сейсмической   безопасности   территорий,
сейсмической  устойчивости  жилых  домов,  основных  объектов и систем
жизнеобеспечения составит 80 процентов.
     Реализация    Программы    окажет    положительное   влияние   на
социально-экономическое   развитие   субъектов  Российской  Федерации,
расположенных на сейсмоопасных территориях.
     Выполнение  мероприятий по сейсмоусилению существующих объектов и
(или)  строительству  новых  сейсмостойких  объектов  позволит снизить
вероятность   оттока   населения   из  постоянных  мест  проживания  в
сейсмических  районах Российской Федерации, который может возникнуть в
результате  увеличения  вероятности  сейсмических  проявлений, а также
материальных потерь от разрушения и повреждения зданий и сооружений во
время сейсмических событий.
     При   разработке  проектной  документации  и  в  ходе  реализации
Программы предусматриваются:
     осуществление мер по антисейсмической защите зданий и сооружений,
что   обеспечит   уменьшение   объема  разрушений  и  иных  негативных
последствий,   которые  могут  возникнуть  в  результате  сейсмических
проявлений;
     использование  современных  технологий и строительных материалов,
что  приведет  к  повышению  эффективности  затрат  на  мероприятия по
сейсмоусилению  существующих  объектов  и  (или)  строительству  новых
сейсмостойких объектов, а также к соблюдению необходимых экологических
требований в ходе выполнения работ.
     Методика  оценки  эффективности  реализации Программы приведена в
приложении N 7.


                                                        Приложение N 1

                                       к федеральной целевой программе
                                         "Повышение устойчивости жилых
                                              домов, основных объектов
                                             и систем жизнеобеспечения
                                                в сейсмических районах
                                                  Российской Федерации
                                                  на 2009 - 2013 годы"

                               ПЕРЕЧЕНЬ
            СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ИМЕЮЩИХ ИНДЕКС
        СЕЙСМИЧЕСКОГО РИСКА 0,1 И БОЛЕЕ, НА ТЕРРИТОРИИ КОТОРЫХ
         РЕАЛИЗУЕТСЯ ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПОВЫШЕНИЕ
         УСТОЙЧИВОСТИ ЖИЛЫХ ДОМОВ, ОСНОВНЫХ ОБЪЕКТОВ И СИСТЕМ
          ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ В СЕЙСМИЧЕСКИХ РАЙОНАХ РОССИЙСКОЙ
                    ФЕДЕРАЦИИ НА 2009 - 2013 ГОДЫ"

------------------------------------------------------------------------------
|     |                                      |   Индекс    |    Расчетный    |
|     |                                      |сейсмического|   коэффициент,  |
|     |                                      |  риска <*>  |   учитывающий   |
|     |                                      |             |сейсмический риск|
|-----|--------------------------------------|-------------|-----------------|
| 1.  | Краснодарский край                   |      9      |       1,5       |
|-----|--------------------------------------|-------------|-----------------|
| 2.  | Камчатский край                      |      8      |        5        |
|-----|--------------------------------------|-------------|-----------------|
| 3.  | Сахалинская область                  |      8      |        4        |
|-----|--------------------------------------|-------------|-----------------|
| 4.  | Республика Дагестан                  |      7      |       1,5       |
|-----|--------------------------------------|-------------|-----------------|
| 5.  | Республика Бурятия                   |      5      |       1,5       |
|-----|--------------------------------------|-------------|-----------------|
| 6.  | Республика Северная Осетия - Алания  |     3,5     |       1,2       |
|-----|--------------------------------------|-------------|-----------------|
| 7.  | Иркутская область                    |     2,5     |       1,2       |
|-----|--------------------------------------|-------------|-----------------|
| 8.  | Кабардино-Балкарская Республика      |      2      |       1,2       |
|-----|--------------------------------------|-------------|-----------------|
| 9.  | Республика Ингушетия                 |     1,8     |       1,2       |
|-----|--------------------------------------|-------------|-----------------|
| 10. | Карачаево-Черкесская Республика      |     1,8     |       1,2       |
|-----|--------------------------------------|-------------|-----------------|
| 11. | Республика Тыва                      |     1,8     |       1,2       |
|-----|--------------------------------------|-------------|-----------------|
| 12. | Ставропольский край                  |     1,6     |        1        |
|-----|--------------------------------------|-------------|-----------------|
| 13. | Красноярский край                    |     1,5     |        1        |
|-----|--------------------------------------|-------------|-----------------|
| 14. | Кемеровская область                  |    1,45     |        1        |
|-----|--------------------------------------|-------------|-----------------|
| 15. | Алтайский край                       |     1,4     |        1        |
|-----|--------------------------------------|-------------|-----------------|
| 16. | Приморский край                      |     1,4     |        1        |
|-----|--------------------------------------|-------------|-----------------|
| 17. | Хабаровский край                     |     1,3     |        1        |
|-----|--------------------------------------|-------------|-----------------|
| 18. | Забайкальский край                   |    1,25     |        1        |
|-----|--------------------------------------|-------------|-----------------|
| 19. | Чеченская Республика                 |    1,15     |        1        |
|-----|--------------------------------------|-------------|-----------------|
| 20. | Республика Саха (Якутия)             |      1      |        1        |
|-----|--------------------------------------|-------------|-----------------|
| 21. | Амурская область                     |     0,9     |        1        |
|-----|--------------------------------------|-------------|-----------------|
| 22. | Республика Адыгея                    |     0,8     |        1        |
|-----|--------------------------------------|-------------|-----------------|
| 23. | Республика Хакасия                   |    0,75     |        1        |
|-----|--------------------------------------|-------------|-----------------|
| 24. | Республика Алтай                     |    0,65     |        1        |
|-----|--------------------------------------|-------------|-----------------|
| 25. | Еврейская автономная область         |     0,6     |        1        |
|-----|--------------------------------------|-------------|-----------------|
| 26. | Магаданская область                  |    0,59     |        1        |
|-----|--------------------------------------|-------------|-----------------|
| 27. | Чукотский автономный округ           |     0,1     |        1        |
------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------
     <*> Индекс   сейсмического  риска  определяет  необходимый  объем
антисейсмических усилений.


                                                        Приложение N 2

                                       к федеральной целевой программе
                                         "Повышение устойчивости жилых
                                              домов, основных объектов
                                             и систем жизнеобеспечения
                                                в сейсмических районах
                                                  Российской Федерации
                                                  на 2009 - 2013 годы"

                   ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ
        ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
        "ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ЖИЛЫХ ДОМОВ, ОСНОВНЫХ ОБЪЕКТОВ
           И СИСТЕМ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ В СЕЙСМИЧЕСКИХ РАЙОНАХ
              РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2009 - 2013 ГОДЫ"

-------------------------------------------------------------------------------
|                      |   Единица    | 2009  | 2010  | 2011  | 2012  | 2013  |
|                      |  измерения   |  год  |  год  |  год  |  год  |  год  |
|----------------------|--------------|-------|-------|-------|-------|-------|
| Размер               | млрд. рублей | 96,6  | 144,5 | 157,6 | 151,8 | 166,2 |
| предотвращенного     |              |       |       |       |       |       |
| ущерба от возможного |              |       |       |       |       |       |
| разрушения жилых     |              |       |       |       |       |       |
| домов, основных      |              |       |       |       |       |       |
| объектов и систем    |              |       |       |       |       |       |
| жизнеобеспечения в   |              |       |       |       |       |       |
| результате           |              |       |       |       |       |       |
| землетрясений        |              |       |       |       |       |       |
|----------------------|--------------|-------|-------|-------|-------|-------|
| Снижение уровня      |  процентов   |  10   |  20   |  40   |  60   |  80   |
| риска возникновения  |              |       |       |       |       |       |
| чрезвычайных         |              |       |       |       |       |       |
| ситуаций вследствие  |              |       |       |       |       |       |
| разрушительных       |              |       |       |       |       |       |
| землетрясений        |              |       |       |       |       |       |
|----------------------|--------------|-------|-------|-------|-------|-------|
| Повышение уровня     |  процентов   |  10   |  20   |  40   |  60   |  80   |
| участия органов      |              |       |       |       |       |       |
| исполнительной       |              |       |       |       |       |       |
| власти субъектов     |              |       |       |       |       |       |
| Российской           |              |       |       |       |       |       |

Страницы: 1  2  


Оглавление