Страницы: 1 2 О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ЖИЛЫХ ДОМОВ, ОСНОВНЫХ ОБЪЕКТОВ И СИСТЕМ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ В СЕЙСМИЧЕСКИХ РАЙОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2009 - 2013 ГОДЫ" ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 23 апреля 2009 г. N 365 (Д) Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемые: федеральную целевую программу "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2013 годы" (далее - Программа); Правила распределения и предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на сейсмоусиление существующих объектов и строительство новых сейсмостойких объектов в рамках мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2013 годы". 2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год и плановый период включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета. 3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии в 2009 - 2013 годах региональных целевых программ учитывать положения Программы. Председатель Правительства Российской Федерации В.ПУТИН 23 апреля 2009 г. N 365 УТВЕРЖДЕНА Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2009 года N 365 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ЖИЛЫХ ДОМОВ, ОСНОВНЫХ ОБЪЕКТОВ И СИСТЕМ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ В СЕЙСМИЧЕСКИХ РАЙОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2009 - 2013 ГОДЫ" ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2013 годы" -------------------------------------------------------------------------------- | Наименование Программы | - федеральная целевая программа "Повышение | | | устойчивости жилых домов, основных объектов | | | и систем жизнеобеспечения в сейсмических | | | районах Российской Федерации на 2009 - 2013 | | | годы" | |----------------------------|-------------------------------------------------| | Основание для принятия | - распоряжение Правительства Российской | | решения о разработке | Федерации от 15 августа 2008 г. N 1197-р | | Программы | | |----------------------------|-------------------------------------------------| | Государственный заказчик | - Министерство регионального развития | | - координатор Программы | Российской Федерации | |----------------------------|-------------------------------------------------| | Государственные заказчики | - Министерство регионального развития | | Программы | Российской Федерации, Министерство | | | внутренних дел Российской Федерации, | | | Министерство обороны Российской Федерации, | | | Министерство Российской Федерации по делам | | | гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям | | | и ликвидации последствий стихийных бедствий, | | | Федеральная служба безопасности | | | Российской Федерации | |----------------------------|-------------------------------------------------| | Разработчик Программы | - Министерство регионального развития | | | Российской Федерации | |----------------------------|-------------------------------------------------| | Цели Программы | - создание условий для устойчивого | | | функционирования жилищного фонда, основных | | | объектов и систем жизнеобеспечения в | | | сейсмических районах Российской Федерации; | | | достижение приемлемого уровня сейсмической | | | безопасности в сейсмических районах | | | Российской Федерации; | | | уменьшение возможного экономического и | | | экологического ущерба от сейсмических | | | воздействий | |----------------------------|-------------------------------------------------| | Задачи Программы | - реализация подготовительных организационных | | | мероприятий и совершенствование нормативно- | | | правовой базы для обеспечения | | | скоординированного подхода к выполнению | | | работ по сейсмоусилению объектов, имеющих | | | дефицит сейсмостойкости; | | | сейсмоусиление существующих жилых домов, | | | основных объектов и систем жизнеобеспечения, | | | мест массового пребывания людей, зданий и | | | сооружений, задействованных в системе | | | экстренного реагирования и ликвидации | | | последствий чрезвычайных ситуаций, а также | | | объектов, обеспечивающих национальную | | | безопасность Российской Федерации; | | | строительство новых сейсмостойких объектов | | | взамен тех объектов, сейсмоусиление или | | | реконструкция которых экономически | | | нецелесообразны; | | | создание условий и эффективных механизмов, | | | обеспечивающих необходимый уровень | | | сейсмической безопасности при строительстве | | | на сейсмоопасной территории | |----------------------------|-------------------------------------------------| | Целевые индикаторы и | - размер предотвращенного ущерба от возможного | | показатели Программы | разрушения жилых домов, основных объектов и | | | систем жизнеобеспечения в результате | | | землетрясений; | | | снижение уровня риска возникновения | | | чрезвычайных ситуаций вследствие | | | разрушительных землетрясений; | | | повышение уровня участия органов | | | исполнительной власти субъектов Российской | | | Федерации, расположенных в сейсмических | | | районах Российской Федерации, в формировании | | | и использовании единой информационной | | | системы по обеспечению сейсмической | | | безопасности территорий, сейсмической | | | устойчивости жилых домов, основных объектов | | | и систем жизнеобеспечения | |----------------------------|-------------------------------------------------| | Сроки и этапы реализации | - 2009 - 2013 годы, | | Программы | в 2 этапа: | | | первый этап - 2009 - 2010 годы; | | | второй этап - 2011 - 2013 годы | |----------------------------|-------------------------------------------------| | Объемы и источники | - прогнозируемый объем финансирования | | финансирования Программы | мероприятий Программы (в ценах | | | соответствующих лет) составляет | | | 71678,5 млн. рублей, в том числе: | | | за счет средств федерального бюджета - 48000 | | | млн. рублей; | | | за счет средств бюджетов субъектов | | | Российской Федерации - 21678,5 млн. рублей; | | | за счет внебюджетных источников - 2000 млн. | | | рублей | |----------------------------|-------------------------------------------------| | Ожидаемые конечные | - снижение социального, экономического и | | результаты реализации | экологического риска в сейсмических районах | | Программы и показатели ее | Российской Федерации; | | социально-экономической | уменьшение потерь населения от | | эффективности | разрушительных землетрясений; | | | создание условий для функционирования систем | | | жизнеобеспечения при наступлении | | | сейсмических событий и ликвидации их | | | последствий; | | | уменьшение ущерба, наносимого зданиям и | | | сооружениям в результате землетрясения | -------------------------------------------------------------------------------- I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения, а также минимизация потерь от землетрясений в регионах с высоким уровнем сейсмических рисков являются важными факторами устойчивого социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. С целью уточнения сейсмической опасности территории Российской Федерации Российской академией наук в 1991 - 1997 годах были разработаны и дополнены карты общего сейсмического районирования (ОСР-97) с использованием усовершенствованных методов и технологий прогнозирования сейсмической опасности. Как показали результаты общего сейсмического районирования, сейсмическая опасность на территории Российской Федерации оказалась более значительной, чем это представлялось прежде. В соответствии с новыми картами сейсмическая опасность на территории многих субъектов Российской Федерации была уточнена и оказалась выше на 1 - 2 и даже 3 балла, то есть уровень сейсмического риска на этих территориях значительно повысился в сравнении с прежними расчетными величинами. Вместе с тем застройка данных районов много лет велась без учета такого уровня сейсмической активности. Здания и сооружения, построенные до уточнения величины сейсмической опасности, имеют значительный дефицит сейсмостойкости, их разрушение в результате землетрясений может привести к огромным людским и материальным потерям. Значительная часть территории Российской Федерации (около 25 процентов), на которой расположены 27 субъектов Российской Федерации с населением около 20 млн. человек, находится в сейсмоопасных зонах, подверженных воздействию разрушительных землетрясений. В последние годы на территории страны произошло несколько крупных землетрясений в районах, традиционно считавшихся сейсмически неопасными, либо, по прогнозам, относившихся к меньшей расчетной интенсивности сейсмических воздействий, в том числе землетрясение мощностью 9 баллов на Алтае в 2003 году, серия землетрясений мощностью 10 баллов в Корякском автономном округе в 2006 году, на Средних Курилах в 2006 и 2007 годах, на Сахалине в 2007 году. По данным Российской академии наук, нарастает угроза возникновения сильнейшего землетрясения в Курило-Камчатской зоне. Согласно результатам долгосрочного сейсмического прогноза наиболее опасными территориями являются район г. Петропавловска-Камчатского и север Курильских островов. По экспертным оценкам, имеют дефицит сейсмостойкости и могут представлять источник опасности при сейсмических воздействиях до 50 процентов объектов жилого, общественного, производственного назначения и коммунальной сферы (в некоторых регионах этот показатель составляет от 60 до 90 процентов). Органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют комплекс мер по повышению достоверности и точности прогноза сейсмических событий, соблюдению требований сейсмостойкого строительства и реализации неотложных мероприятий по обеспечению сейсмической безопасности. В рамках федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2006 г. N 1, реализуются мероприятия, направленные на совершенствование системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в том числе обусловленных сейсмической опасностью и цунами. Системы сейсмонаблюдения и прогнозирования чрезвычайных ситуаций позволяют обеспечить достаточно надежное прогнозирование землетрясений на среднесрочную перспективу. Однако сложность данного природного явления не позволяет обеспечить высокую достоверность краткосрочного прогноза сейсмических событий по месту и времени их проявления. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в рамках своих полномочий осуществляют меры по сейсмоусилению существующих объектов и (или) строительству новых сейсмостойких объектов взамен тех объектов, сейсмоусиление или реконструкция которых экономически нецелесообразны (далее - новые сейсмостойкие объекты), осуществляют мероприятия по сейсмическому районированию территорий, обследование жилых домов и объектов инфраструктуры, а также выполнение региональных и муниципальных целевых программ. Вместе с тем указанные работы не скоординированы должным образом и не всегда обеспечиваются необходимыми материальными ресурсами. В период 2002 - 2006 годов осуществлялась реализация федеральной целевой программы "Сейсмобезопасность территории России" (2002 - 2010 годы), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2001 г. N 690 (далее - программа), однако ее потенциал не был реализован в полной мере. Общий объем финансирования программы был определен в размере 28783,9 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 3535,1 млн. рублей (12,3 процента), бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (далее - бюджеты субъектов Российской Федерации) - 9613,9 млн. рублей (33,4 процента), внебюджетных источников - 15634,9 млн. рублей (54,3 процента). При этом объем недофинансирования программы за 2002 - 2006 годы составил 9100 млн. рублей (31,6 процента), в том числе за счет средств внебюджетных источников - 5400 млн. рублей (34,5 процента), бюджетов субъектов Российской Федерации - 3300 млн. рублей (34,3 процента), федерального бюджета - 517 млн. рублей (14,6 процента). В ходе реализации программы средства федерального бюджета направлялись на объекты здравоохранения и образования. Запланированное финансирование сейсмоусиления жилых домов и объектов инженерной инфраструктуры не проводилось. Всего в рамках программы были проведены работы по сейсмоусилению 42 объектов образования и здравоохранения в 8 регионах Российской Федерации. Выполнение научно-исследовательских и опытно - конструкторских работ было направлено на уточнение сейсмической опасности территории некоторых субъектов Российской Федерации, в том числе Республики Алтай и Алтайского края, и на разработку конкретных технических решений по способам сейсмоусиления строительных конструкций указанных объектов. Недостаточная результативность программы была обусловлена следующими причинами: нечеткость целей программы; фокусировка на узком спектре социальных объектов, не обеспечивавшем общего снижения возникающих при сейсмических проявлениях потерь и угроз жизни и здоровью людей, а также функционирования основных объектов и систем жизнеобеспечения; отсутствие скоординированного подхода и взаимной ответственности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в реализации мероприятий программы; недостаточность ресурсов для достижения целей программы. В связи с неэффективностью программы распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 1546-р ее реализация была завершена. При реализации федеральной целевой программы "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2013 годы" (далее - Программа) необходимо: четко следовать установленным целям и задачам для достижения ожидаемых конечных результатов реализации Программы и показателей ее социально-экономической эффективности; применять системный подход к планированию и выполнению мероприятий Программы с учетом определенных приоритетов и необходимости решения первоочередных задач; обеспечивать эффективное взаимодействие и координацию федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и исполнителей Программы; привлекать средства на реализацию мероприятий Программы в установленных объемах за счет средств бюджетов различных уровней и внебюджетных средств. Приоритетными направлениями деятельности в области обеспечения сейсмической безопасности в ближайшей и среднесрочной перспективе определены: минимизация потерь вследствие разрушительных землетрясений (включая погибших и пострадавших граждан, а также ущерб, наносимый зданиям и сооружениям); создание необходимых условий для бесперебойного функционирования жилищного фонда, основных объектов и систем жизнеобеспечения в периоды сейсмических событий и ликвидации их последствий. Обоснование соответствия целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации Защита населения от чрезвычайных ситуаций является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития страны. Необходимость реализации Программы в рамках указанного направления определена положениями, содержащимися в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 23 июня 2008 г. Сложившаяся ситуация с сейсмической безопасностью в Российской Федерации требует применения комплексного подхода, реализации системы мер, направленных на повышение устойчивости объектов, ее координации на федеральном уровне. Программа ориентирована на достижение следующих целей: создание условий для устойчивого функционирования жилищного фонда, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации; достижение приемлемого уровня сейсмической безопасности на территориях сейсмических районов Российской Федерации; уменьшение возможного экономического и экологического ущерба от сейсмических воздействий. Эти цели отвечают общенациональной системе целей и задач в сфере обеспечения условий безопасного развития и снижения рисков воздействия опасных природных явлений на социально-экономическое развитие страны. Программа взаимосвязана с действующей федеральной целевой программой "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2006 г. N 1, в рамках которой осуществляются мероприятия по совершенствованию систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в том числе обусловленных сейсмической опасностью. Результаты мониторинга и прогнозирования указанных ситуаций имеют важное значение при определении приоритетных направлений в области сейсмоусиления, планировании и реализации первоочередных мероприятий, принятии решений о сейсмоусилении существующих объектов или строительстве новых сейсмостойких объектов. Ключевые мероприятия Программы ориентированы на повышение сейсмической устойчивости жилых домов, основных объектов и систем энергоснабжения, водоснабжения, служб экстренного реагирования и предоставления медицинской помощи, а также критически важных объектов, круг которых установлен законодательством Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения, защиты объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов. Обоснование необходимости программного решения проблемы повышения устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения на федеральном уровне Необходимый уровень сейсмической безопасности не может быть обеспечен только в рамках основной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и собственников различных объектов. Характер проблемы требует наличия долговременной стратегии и применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов экономики и институтов общества. Минимизация потерь, возникающих вследствие землетрясений, повышение безопасности населения посредством усиления недостаточно сейсмостойких конструкций и строительства новых сейсмостойких объектов, а также создание необходимых условий для бесперебойного функционирования жилищного фонда, основных объектов и систем жизнеобеспечения требуют разработки единой системы мер и ее адаптации к конкретным условиям сейсмоопасных территорий Российской Федерации, расположенных в Южном, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, в отношении которых будут осуществлены мероприятия Программы. Субъекты Российской Федерации, расположенные на указанной территории, в основном являются дотационными, имеют низкий уровень финансовой обеспеченности и недостаток находящихся в их распоряжении иных ресурсов, что также является основанием для рассмотрения вопроса о необходимости принятия соответствующих мер на федеральном уровне. По своему целевому назначению мероприятия Программы направлены на повышение уровня сейсмической безопасности жилых домов, устойчивое функционирование основных объектов и систем жизнеобеспечения (объекты тепло-, энерго- и водоснабжения, водоотведения и т.д.), мест массового пребывания населения, в том числе общественного назначения, зданий и сооружений, в которых предполагается размещение пострадавшего населения, а также объектов, обеспечивающих национальную безопасность Российской Федерации, находящихся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства обороны Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Указанные значимые и многофункциональные объекты в период ликвидации последствий землетрясений входят в сферу интересов и ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Мероприятия по сейсмоусилению таких объектов требуют скоординированных действий, максимальная результативность которых может быть обеспечена только с использованием программно-целевого метода на федеральном уровне. Основными недостатками и издержками подхода к решению проблемы на основе исключительной ответственности собственника по обеспечению сейсмической устойчивости зданий и сооружений без использования государственной поддержки и программно-целевого метода являются: отсутствие комплексного системного подхода к управлению сейсмическими рисками; невозможность достижения приемлемого уровня сейсмической устойчивости систем жизнеобеспечения в целом путем реализации мер по сейсмоусилению отдельных объектов; недостаточная гибкость основных элементов системы администрирования и управления ресурсами, выделенными для достижения этих целей. Отказ от использования программно-целевого метода негативно скажется на общем уровне обеспечения безопасности населения, не позволит существенно сократить ущерб для жизненно важных объектов экономики и инфраструктуры, а также обеспечить максимально высокий уровень защищенности жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения. Без использования программно-целевого метода результаты научных исследований по таким важным направлениям, как управление сейсмическими рисками, информационное обеспечение решения проблем сейсмической безопасности территорий и объектов, а также развитие и совершенствование системы мониторинга сейсмической уязвимости существующей застройки, сейсмического риска территорий и прогнозирования возможных социально-экономических и экологических последствий сильных землетрясений, не будут обеспечены механизмами для их прикладного применения. С учетом комплексного и межведомственного характера проблемы повышения устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения, а также достижения приемлемого уровня сейсмической безопасности отказ от использования программно-целевого метода может привести к увеличению сроков достижения требуемых результатов в 2 - 3 раза, а затрат - в 3 - 5 раз. Анализ различных вариантов решения проблемы программно-целевым методом Для обеспечения требований к сейсмической устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения могут быть определены 2 основных варианта решения проблемы программно-целевым методом. Первый вариант основан на включении в область программной разработки всех категорий объектов с дефицитом сейсмической устойчивости для оказания государственной поддержки. Такой подход имеет преимущество с точки зрения достижения обоснованных целей Программы с учетом множества факторов, в том числе социально-экономического характера. Вместе с тем предварительная проработка вопроса обеспечения сейсмической безопасности на территории Российской Федерации показала, что в настоящее время отсутствует конкретная информация, необходимая для принятия решения о сейсмоусилении существующих объектов или строительстве новых сейсмостойких объектов, а также для определения объема средств на их выполнение. В связи с этим мероприятия по сейсмоусилению объектов могут носить выборочный, локальный характер и не решат проблему в целом. Кроме того, при значительном увеличении количества строящихся и реконструируемых объектов может возникнуть вероятность бессистемной реализации мероприятий Программы, что повлечет за собой недостижение эффекта, обеспечивающего максимально возможный уровень безопасности проживания людей и функционирования объектов в сейсмических районах Российской Федерации. При этом возникает значительный риск завышения объемов финансовых средств, необходимых для реализации мероприятий Программы. Такой подход требует установления четких критериев и пропорций предоставления государственной поддержки на сейсмоусиление существующих объектов и строительство новых сейсмостойких объектов. Указанный вариант решения проблемы предусматривает повышенные объемы финансирования подготовки и реализации мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. По предварительным оценкам ученых и независимых экспертов, первоочередного усиления требуют около 20 тыс. объектов различного целевого назначения, включая жилые дома. При этом общая площадь зданий и сооружений, требующих первоочередного усиления и защиты, составляет около 24 - 30 млн. кв. метров и оценивается в 400 - 450 млрд. рублей. При использовании этого варианта решения проблемы следует особое внимание уделить оценке реальной потребности в финансовых ресурсах, привлекаемых на реализацию мероприятий Программы, с учетом таких факторов, как уровень индивидуального и общего сейсмического риска субъекта Российской Федерации, его бюджетные и иные ресурсы, плотность населения, уровень урбанизации и другие. Второй вариант ограничивает область программно-целевой разработки достижением приемлемого уровня устойчивости основных элементов системы жизнеобеспечения в условиях сейсмических рисков конкретных территорий. Исходя из этого сформирован комплекс мероприятий, обеспечивающих наилучшие результаты в достижении отдельных целей Программы. Общий объем финансирования Программы по данному варианту за счет всех источников оценивается в 71678,5 млн. рублей. Преимуществом второго варианта является системный подход к решению проблемы повышения устойчивости объектов на сейсмических территориях. Последовательная реализация мероприятий Программы в рамках указанных этапов позволяет: получить и обобщить информацию о реальном положении дел в рассматриваемой области; определить первоочередные задачи и основные приоритеты по повышению устойчивости объектов; принять обоснованные решения о необходимости реализации соответствующих мероприятий. При этом привлекаемые силы и средства не будут бессистемно рассредоточены для одновременного выполнения всей совокупности мероприятий вне зависимости от их важности, последовательности и возможности реализации. Совместные усилия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и исполнителей Программы будут направлены на реализацию комплекса мер по достижению приемлемого уровня устойчивости объектов, предотвращение негативных последствий разрушительных сейсмических событий. Привлекаемые финансовые средства будут соответствовать реальным возможностям бюджетов всех уровней и внебюджетных источников, что позволит их сконцентрировать на реализации конкретных мероприятий, необходимых на соответствующем этапе. Рассмотрение вариантов решения проблемы сейсмической устойчивости с учетом выполнения комплекса взаимосвязанных и скоординированных мероприятий позволяет сделать вывод о том, что второй вариант реализации Программы является предпочтительным. Основные риски, связанные с программно-целевым методом решения проблемы При использовании программно-целевого метода могут возникнуть риски, связанные с неверно выбранными приоритетами и недостаточным ресурсным обеспечением мероприятий Программы. Неверно выбранные приоритеты могут существенно повлиять на объективность принятия решений при планировании мероприятий Программы, а также на их соответствие установленным целям и задачам Программы. Недостаточное ресурсное обеспечение мероприятий Программы может привести к неверно регулируемой финансовой поддержке намеченных мероприятий, снижению эффективности использования бюджетных средств. В связи с этим высокому риску будет подвержен процесс создания условий и эффективных механизмов по обеспечению приемлемого уровня устойчивости основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации. II. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели Целями Программы являются: создание условий для устойчивого функционирования жилищного фонда, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации; достижение приемлемого уровня сейсмической безопасности в сейсмических районах Российской Федерации, уменьшение возможного экономического и экологического ущерба от сейсмических воздействий. Перечень субъектов Российской Федерации, имеющих индекс сейсмического риска 0,1 и более, на территории которых реализуется Программа, приведен в приложении N 1. Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач: реализация подготовительных организационных мероприятий и совершенствование нормативно-правовой базы для обеспечения скоординированного подхода к выполнению работ по сейсмоусилению объектов; сейсмоусиление жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения, мест массового пребывания людей, зданий и сооружений, задействованных в системе экстренного реагирования и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, объектов, обеспечивающих национальную безопасность Российской Федерации, а также строительство новых сейсмостойких объектов; создание условий и эффективных механизмов, обеспечивающих необходимый уровень сейсмической безопасности при строительстве на сейсмоопасной территории. Решение поставленных задач будет осуществляться в ходе реализации Программы с 2009 по 2013 год в 2 этапа: первый этап - 2009 - 2010 годы; второй этап - 2011 - 2013 годы. На первом этапе предлагается подготовить соответствующие нормативные и методические документы, выполнить ряд первоочередных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и приступить к их внедрению в практику, реализовать необходимые мероприятия по сейсмическому районированию, выполнить обследование и паспортизацию зданий и сооружений, провести анализ деятельности и расширение сети сейсмологических станций, принять решения о сейсмоусилении существующих объектов или строительстве новых сейсмостойких объектов, определить объем необходимых средств, в том числе средств федерального бюджета, на указанные работы. На данном этапе также осуществляется реализация первоочередных мероприятий по сейсмоусилению объектов, которые расположены на наиболее сейсмически опасной территории и на которые имеется утвержденная и прошедшая государственную экспертизу проектная документация. Программой предусматривается выделение в 2009 году субсидий бюджетам Камчатского края и Сахалинской области в объеме 6 млрд. рублей на мероприятия по сейсмоусилению существующих жилых домов и (или) строительству новых сейсмостойких жилых домов взамен тех, сейсмоусиление или реконструкция которых экономически нецелесообразны. Второй этап (2011 - 2013 годы) является основным и предполагает полномасштабное проведение работ по сейсмоусилению существующих объектов и строительству новых сейсмостойких объектов. Для оценки реализации Программы используются следующие целевые индикаторы и показатели эффективности ее реализации: размер предотвращенного ущерба от возможного разрушения жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в результате землетрясений; снижение уровня риска возникновения чрезвычайных ситуаций вследствие разрушительных землетрясений; повышение уровня участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, расположенных в сейсмических районах Российской Федерации, в формировании и использовании единой информационной системы по обеспечению сейсмической безопасности территорий, сейсмической устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения. Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Программы приведены в приложении N 2. По итогам реализации этапов Программы при достижении значений целевых индикаторов менее 50 процентов установленного уровня может быть рассмотрен вопрос о неэффективности Программы и досрочном прекращении ее реализации. III. Перечень мероприятий Программы Для решения задач Программы и достижения поставленных целей необходимо реализовать комплекс взаимосвязанных и скоординированных мероприятий, формирование и финансирование которых осуществляются по статьям расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, капитальные вложения. Реализация мероприятий Программы осуществляется по следующим направлениям. Первым направлением является проведение исследований по оценке сейсмического риска и совершенствование нормативных правовых, методических и организационных основ государственного управления в области повышения защиты объектов и систем жизнеобеспечения населения. Мероприятия Программы, осуществляемые в рамках этого направления, составляют исследования фундаментального и прикладного характера, включающие в себя: разработку научно-методических основ прикладного сейсмического районирования территорий Российской Федерации, проведение работ по актуализации карт общего сейсмического районирования, детальному сейсмическому районированию и микросейсмическому районированию территорий муниципальных образований; совершенствование государственного управления территориями и их развитие (предоставление земельных участков, проектирование и строительство объектов) с учетом уровня сейсмического риска; разработку технических регламентов, включающих в себя требования и технические условия, необходимые при проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений в сейсмоопасных районах; развитие и совершенствование механизмов взаимодействия органов государственной власти, собственников и общественных организаций при осуществлении инвестиционных проектов и практических мер по обеспечению сейсмической безопасности. Вторым направлением является формирование системы мониторинга сейсмической устойчивости жилых домов, критически важных объектов и сооружений, являющихся местами массового пребывания людей, разработка специальных мер сейсмической защиты. Мероприятия Программы, осуществляемые в рамках этого направления, включают в себя: разработку методов, порядка и процедур оценки остаточной сейсмической устойчивости зданий и сооружений с учетом территориальных факторов и прогноза уровня сейсмического риска; развитие технических средств и технологий мониторинга сейсмической устойчивости высотных зданий и критически важных объектов экономики и инфраструктуры, переоснащение и дооснащение ими соответствующих структур государственной системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций; развитие и совершенствование методической базы, обеспечивающей проведение мониторинга сейсмической устойчивости зданий и сооружений с учетом уровня сейсмических рисков, а также проведение сбора, обработки, передачи и хранения информации, полученной в результате мониторинга; создание и внедрение системы подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере мониторинга, контроля и прогноза сейсмической устойчивости зданий и сооружений. Третьим направлением является разработка и реализация практических мер по сейсмоусилению существующих жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения (в том числе критически важных объектов, систем энергоснабжения, коммунальной инфраструктуры, объектов системы реагирования в чрезвычайных ситуациях), сооружений, являющихся местами массового пребывания людей, а также строительство новых сейсмостойких объектов. Мероприятия Программы, осуществляемые в рамках этого направления, предусматривают проведение обследования и паспортизации жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения для определения уровня дефицита сейсмостойкости, состояния и надежности строительных конструкций. По результатам обследования зданий и сооружений определяются соответствующие приоритеты в области реализации мероприятий по сейсмоусилению существующих зданий и сооружений, строительству новых сейсмостойких объектов, устанавливается очередность проведения этих мероприятий с учетом: технической возможности и экономической целесообразности проведения работ по сейсмоусилению зданий и сооружений исходя из их состояния, наличия соответствующих технологий и методов сейсмоусиления конструкций; важности объектов для обеспечения безопасного и комфортного проживания граждан, нормального функционирования систем жизнеобеспечения; формы собственности объектов. Четвертым направлением является развитие системы информационного обеспечения и ситуационного анализа сейсмических рисков устойчивости зданий и сооружений. Мероприятия Программы, осуществляемые в рамках этого направления, предусматривают повышение доступности получения достоверной информации о реальном состоянии жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения и возможность оценки соотношения этого состояния с уровнем сейсмических рисков в интересах развития экономики соответствующих территорий, повышения сейсмической безопасности объектов инфраструктуры и жилищного фонда. Предполагается, что выполнение указанных мероприятий обеспечит решение следующих вопросов: расширение применения современных информационных технологий в сфере обеспечения сейсмической безопасности; создание и ведение информационных систем для выявления закономерностей в области обеспечения сейсмической безопасности и выработки вероятных сценариев развития ситуаций в условиях сейсмических проявлений; обеспечение необходимой информацией в рамках действия единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; обеспечение проведения экспертной оценки и моделирования сейсмических рисков применительно к инвестиционным проектам общегосударственного значения, в том числе осуществляемым на условиях государственно-частного партнерства. Средства федерального бюджета, предусмотренные на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, планируется направить на следующие мероприятия: исследование прикладной эффективности шкал, применяемых в мировой практике в целях сейсмической оценки и нормативно-правового регулирования, создание и апробирование новой макросейсмической шкалы, учитывающей геологические проявления землетрясений, разработка требований по применению сейсмической шкалы в проектировании и строительстве; разработка критериев и процедур оценки дефицита сейсмостойкости существующих зданий и сооружений в системах жизнеобеспечения; разработка территориальных схем оценки уровней риска возникновения сейсмических проявлений и сейсмостойкости зданий и сооружений; разработка порядка проведения оценки сейсмических рисков на земельных участках, предоставляемых для строительства новых объектов; разработка порядка и процедур осуществления мониторинга сейсмического риска на критически важных объектах; создание и обеспечение функционирования единой информационной системы "Сейсмобезопасность России", включающей региональные и тематические разделы, в которых уточняются исходная сейсмичность и сейсмический риск; подготовка предложений по совершенствованию механизмов страхования критически важных объектов с учетом уровня сейсмических рисков; развитие экспериментальной базы моделирования сценарных условий воздействия сейсмических проявлений на элементы конструкций зданий и сооружений. Объемы финансирования Программы приведены в приложении N 3. Распределение средств федерального бюджета между государственными заказчиками Программы - федеральными органами исполнительной власти приведено в приложении N 4. Распределение средств федерального бюджета между государственными заказчиками Программы - федеральными органами исполнительной власти в части реконструкции (сейсмоусиления) зданий и сооружений, в которых предполагается размещение пострадавшего населения, а также объектов, обеспечивающих национальную безопасность Российской Федерации, и (или) строительства новых сейсмостойких объектов приведено в приложении N 5. Объемы и источники финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых в рамках Программы, приведены в приложении N 6. IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы, сроков и источников финансирования Реализация мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. Общий объем финансирования Программы предусматривается в размере 71678,5 млн. рублей, в том числе за счет средств: федерального бюджета - 48000 млн. рублей; бюджетов субъектов Российской Федерации - 21678,5 млн. рублей; внебюджетных источников - 2000 млн. рублей. Расходы на капитальные вложения составят 99,6 процента общей суммы средств, предназначенных на реализацию Программы (71369,5 млн. рублей), а затраты на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ - 0,4 процента (309 млн. рублей). Объемы ресурсного обеспечения Программы и соотношение расходов бюджетов различных уровней и внебюджетных источников учитывают уровень сейсмического риска территорий и финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также иные средства, привлекаемые на сейсмоусиление существующих объектов и строительство новых сейсмостойких объектов. Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы определены по результатам оценки трудовых и материальных затрат, необходимых для выполнения Программы. Объемы капитальных вложений рассчитаны на основе предварительного анализа стоимости мероприятий по сейсмоусилению существующих объектов и строительству новых сейсмостойких объектов. Средства федерального бюджета будут направлены на: финансирование мероприятий по сейсмоусилению существующих основных объектов и систем жизнеобеспечения федеральной собственности, находящихся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службы безопасности Российской Федерации; софинансирование мероприятий по сейсмоусилению существующих объектов, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности, и (или) строительству новых сейсмостойких объектов. В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации средства федерального бюджета направляются на реализацию мероприятий Программы в отношении объектов, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности, в виде межбюджетных субсидий. Размеры субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий по сейсмоусилению существующих объектов, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности, и (или) строительству новых сейсмостойких объектов, определяются на основании утвержденных Правительством Российской Федерации Правил распределения и предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на сейсмоусиление существующих объектов и строительство новых сейсмостойких объектов в рамках мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2013 годы", с учетом объемов финансирования таких объектов за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников. Размеры субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации определяются с учетом индекса сейсмического риска территории региона, площади жилья, обеспеченности объектами инфраструктуры и системами жизнеобеспечения, индекса бюджетных расходов и уровня расчетной бюджетной обеспеченности. При реализации мероприятий Программы предусматривается использование средств лиц, в собственности которых находятся объекты, подлежащие сейсмоусилению, и других заинтересованных лиц. Привлечение внебюджетных средств из различных источников осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на договорной основе. Уточнение мероприятий Программы по основным направлениям будет осуществляться с учетом заявок субъектов Российской Федерации при условии использования ими на цели сейсмоусиления существующих объектов и строительства новых сейсмостойких объектов собственных и привлеченных средств. V. Механизм реализации Программы Механизм реализации Программы включает в себя: стратегическое планирование и прогнозирование; применение правовых рычагов влияния (совокупность нормативных правовых актов федерального и регионального уровней), способствующих решению задач Программы на всех уровнях исполнительной власти; организационную структуру управления реализацией Программы (определение состава, функций и согласованности звеньев всех уровней управления). Важнейшим элементом реализации Программы является взаимосвязь планирования, реализации, мониторинга, уточнения и корректировки Программы. В связи с этим предполагается ежеквартальный анализ хода реализации Программы на основе оценки результативности ее мероприятий и достижения целевых индикаторов. Принятие управленческих решений в рамках Программы осуществляется с учетом информации, поступающей от исполнителей мероприятий Программы. Формирование и использование современной системы контроля на всех стадиях реализации Программы является неотъемлемой составляющей механизма ее реализации. Устанавливается следующий вариант управления реализацией Программы. Государственный заказчик - координатор Программы в ходе ее реализации: осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков Программы по подготовке и реализации мероприятий Программы, а также по анализу рационального использования ими средств федерального бюджета и внебюджетных источников; организует текущее управление реализацией Программы; осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по подготовке и реализации мероприятий Программы, а также анализ и контроль рационального и эффективного использования ими средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников; подготавливает ежеквартальные отчеты и ежегодные доклады о ходе реализации Программы; устанавливает квартальные прогнозные значения показателей целевых индикаторов оценки эффективности реализации Программы в пределах годовых показателей, установленных в приложении N 2 к настоящей Программе; организует мониторинг хода реализации Программы; несет ответственность за обеспечение своевременной и качественной реализации мероприятий Программы и эффективного использования средств, выделяемых на эти цели; организует внедрение информационных технологий для управления реализацией Программы и контроля за ходом ее реализации, в том числе организует размещение в электронном виде информации о ходе и результатах реализации Программы, финансировании ее мероприятий, привлечении внебюджетных ресурсов, проведении конкурсов на участие в реализации Программы и порядке участия в ней инвесторов. Государственный заказчик - координатор Программы осуществляет проверки хода реализации Программы государственными заказчиками - федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Государственные заказчики Программы: ежеквартально обобщают и анализируют статистическую отчетность по реализации Программы и представляют в Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклады о ходе реализации Программы, представляют государственному заказчику - координатору Программы в установленные им сроки отчеты об использовании бюджетных средств; организуют осуществление контроля за реализацией мероприятий Программы в отношении объектов, находящихся в их ведении, расположенных на территории субъектов Российской Федерации. Государственные заказчики Программы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют действия по реализации мероприятий Программы в пределах объемов финансирования, указанных в приложении N 3 к Программе. Средства федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации при соблюдении условий, установленных пунктом 6 Правил распределения и предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на сейсмоусиление существующих объектов и строительство новых сейсмостойких объектов в рамках мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2013 годы". В целях организации взаимодействия государственных заказчиков Программы и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации заключаются соответствующие соглашения. Государственными заказчиками Программы, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляется размещение государственного заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации. По завершении конкурсных процедур по размещению государственного заказа с победителем конкурса (аукциона, запроса котировок) заключается государственный (муниципальный) контракт. Финансирование мероприятий и проектов Программы в очередном финансовом году осуществляется с учетом результатов мониторинга и оценки эффективности выполнения мероприятий Программы в отчетном периоде. VI. Оценка социально-экономической и экологической эффективности Программы Оценка социально-экономической эффективности Программы будет осуществляться на основании целевых индикаторов и показателей. Экологическая эффективность Программы оценке не подлежит, так как мероприятия Программы не оказывают воздействия на окружающую среду. В результате реализации Программы: размер предотвращенного ущерба от возможного разрушения жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в результате землетрясений составит 716,7 млрд. рублей; снижение уровня риска возникновения чрезвычайных ситуаций вследствие разрушительных землетрясений составит 80 процентов; повышение уровня участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, расположенных в сейсмических районах Российской Федерации, в формировании и использовании единой информационной системы по обеспечению сейсмической безопасности территорий, сейсмической устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения составит 80 процентов. Реализация Программы окажет положительное влияние на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, расположенных на сейсмоопасных территориях. Выполнение мероприятий по сейсмоусилению существующих объектов и (или) строительству новых сейсмостойких объектов позволит снизить вероятность оттока населения из постоянных мест проживания в сейсмических районах Российской Федерации, который может возникнуть в результате увеличения вероятности сейсмических проявлений, а также материальных потерь от разрушения и повреждения зданий и сооружений во время сейсмических событий. При разработке проектной документации и в ходе реализации Программы предусматриваются: осуществление мер по антисейсмической защите зданий и сооружений, что обеспечит уменьшение объема разрушений и иных негативных последствий, которые могут возникнуть в результате сейсмических проявлений; использование современных технологий и строительных материалов, что приведет к повышению эффективности затрат на мероприятия по сейсмоусилению существующих объектов и (или) строительству новых сейсмостойких объектов, а также к соблюдению необходимых экологических требований в ходе выполнения работ. Методика оценки эффективности реализации Программы приведена в приложении N 7. Приложение N 1 к федеральной целевой программе "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2013 годы" ПЕРЕЧЕНЬ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ИМЕЮЩИХ ИНДЕКС СЕЙСМИЧЕСКОГО РИСКА 0,1 И БОЛЕЕ, НА ТЕРРИТОРИИ КОТОРЫХ РЕАЛИЗУЕТСЯ ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ЖИЛЫХ ДОМОВ, ОСНОВНЫХ ОБЪЕКТОВ И СИСТЕМ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ В СЕЙСМИЧЕСКИХ РАЙОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2009 - 2013 ГОДЫ" ------------------------------------------------------------------------------ | | | Индекс | Расчетный | | | |сейсмического| коэффициент, | | | | риска <*> | учитывающий | | | | |сейсмический риск| |-----|--------------------------------------|-------------|-----------------| | 1. | Краснодарский край | 9 | 1,5 | |-----|--------------------------------------|-------------|-----------------| | 2. | Камчатский край | 8 | 5 | |-----|--------------------------------------|-------------|-----------------| | 3. | Сахалинская область | 8 | 4 | |-----|--------------------------------------|-------------|-----------------| | 4. | Республика Дагестан | 7 | 1,5 | |-----|--------------------------------------|-------------|-----------------| | 5. | Республика Бурятия | 5 | 1,5 | |-----|--------------------------------------|-------------|-----------------| | 6. | Республика Северная Осетия - Алания | 3,5 | 1,2 | |-----|--------------------------------------|-------------|-----------------| | 7. | Иркутская область | 2,5 | 1,2 | |-----|--------------------------------------|-------------|-----------------| | 8. | Кабардино-Балкарская Республика | 2 | 1,2 | |-----|--------------------------------------|-------------|-----------------| | 9. | Республика Ингушетия | 1,8 | 1,2 | |-----|--------------------------------------|-------------|-----------------| | 10. | Карачаево-Черкесская Республика | 1,8 | 1,2 | |-----|--------------------------------------|-------------|-----------------| | 11. | Республика Тыва | 1,8 | 1,2 | |-----|--------------------------------------|-------------|-----------------| | 12. | Ставропольский край | 1,6 | 1 | |-----|--------------------------------------|-------------|-----------------| | 13. | Красноярский край | 1,5 | 1 | |-----|--------------------------------------|-------------|-----------------| | 14. | Кемеровская область | 1,45 | 1 | |-----|--------------------------------------|-------------|-----------------| | 15. | Алтайский край | 1,4 | 1 | |-----|--------------------------------------|-------------|-----------------| | 16. | Приморский край | 1,4 | 1 | |-----|--------------------------------------|-------------|-----------------| | 17. | Хабаровский край | 1,3 | 1 | |-----|--------------------------------------|-------------|-----------------| | 18. | Забайкальский край | 1,25 | 1 | |-----|--------------------------------------|-------------|-----------------| | 19. | Чеченская Республика | 1,15 | 1 | |-----|--------------------------------------|-------------|-----------------| | 20. | Республика Саха (Якутия) | 1 | 1 | |-----|--------------------------------------|-------------|-----------------| | 21. | Амурская область | 0,9 | 1 | |-----|--------------------------------------|-------------|-----------------| | 22. | Республика Адыгея | 0,8 | 1 | |-----|--------------------------------------|-------------|-----------------| | 23. | Республика Хакасия | 0,75 | 1 | |-----|--------------------------------------|-------------|-----------------| | 24. | Республика Алтай | 0,65 | 1 | |-----|--------------------------------------|-------------|-----------------| | 25. | Еврейская автономная область | 0,6 | 1 | |-----|--------------------------------------|-------------|-----------------| | 26. | Магаданская область | 0,59 | 1 | |-----|--------------------------------------|-------------|-----------------| | 27. | Чукотский автономный округ | 0,1 | 1 | ------------------------------------------------------------------------------ -------------------------------- <*> Индекс сейсмического риска определяет необходимый объем антисейсмических усилений. Приложение N 2 к федеральной целевой программе "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2013 годы" ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ЖИЛЫХ ДОМОВ, ОСНОВНЫХ ОБЪЕКТОВ И СИСТЕМ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ В СЕЙСМИЧЕСКИХ РАЙОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2009 - 2013 ГОДЫ" ------------------------------------------------------------------------------- | | Единица | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | | | измерения | год | год | год | год | год | |----------------------|--------------|-------|-------|-------|-------|-------| | Размер | млрд. рублей | 96,6 | 144,5 | 157,6 | 151,8 | 166,2 | | предотвращенного | | | | | | | | ущерба от возможного | | | | | | | | разрушения жилых | | | | | | | | домов, основных | | | | | | | | объектов и систем | | | | | | | | жизнеобеспечения в | | | | | | | | результате | | | | | | | | землетрясений | | | | | | | |----------------------|--------------|-------|-------|-------|-------|-------| | Снижение уровня | процентов | 10 | 20 | 40 | 60 | 80 | | риска возникновения | | | | | | | | чрезвычайных | | | | | | | | ситуаций вследствие | | | | | | | | разрушительных | | | | | | | | землетрясений | | | | | | | |----------------------|--------------|-------|-------|-------|-------|-------| | Повышение уровня | процентов | 10 | 20 | 40 | 60 | 80 | | участия органов | | | | | | | | исполнительной | | | | | | | | власти субъектов | | | | | | | | Российской | | | | | | | Страницы: 1 2 |