ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ ЭТАПОВ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РФ 3 апреля 2009 г. N 157 (Д) В целях реализации части 2 статьи 32 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 50, ст. 6242; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616; N 52 (ч. I), ст. 6236) приказываю: 1. Утвердить прилагаемое содержание этапов многолетней подготовки спортсменов. 2. Установить, что содержание этапов многолетней подготовки спортсменов конкретизируется в типовой учебно-тренировочной программе по виду спорта, утверждаемой Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации в установленном порядке. 3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра Г.П. Алешина. Министр В.Л.МУТКО 3 апреля 2009 г. N 157 Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 4 мая 2009 г. N 13885 УТВЕРЖДЕНО Приказом Минспорттуризма России от 3 апреля 2009 года N 157 СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Этапы | Основная задача этапа | Частные задачи этапа | Содержание | Период | Дворцы, дома, |ДЮСШ,|СДЮШОР| Г(М)ОУ СПО| Федеральные и| | | | | | подготовки | станции, секции |ДЮСАШ| |(техникумы,| региональные | | | | | | | детского | | | колледжи) | центры | | | | | | | (юношеского) | | | | спортивной | | | | | | | спорта; | | | | подготовки | | | | | | | адаптивные | | | | | | | | | | |детско-юношеские | | | | | | | | | | |клубы физической | | | | | | | | | | | подготовки | | | | | |----------------|-----------------------|---------------------------|----------------------------|------------|-----------------|-----|------|-----------|--------------| | Спортивно- | Укрепление здоровья и | Расширение двигательных | Средства: физической |весь период | + | + | - | - | - | | оздоровительный| компенсация дефицита | возможностей; общая | подготовки - | | | | | | | | | двигательной | физическая подготовка; | общеразвивающие упражнения;| | | | | | | | | активности | формирование широкого | подвижные и спортивные | | | | | | | | | | круга двигательных умений | игры; технической | | | | | | | | | | (в том числе выбранного | подготовки - имитационные | | | | | | | | | | вида спорта); формирование| упражнения, упражнения для | | | | | | | | | | интереса к занятиям | освоения элементов и | | | | | | | | | | спортом; овладение | формирования простых | | | | | | | | | | теоретическими основами | целостных двигательных | | | | | | | | | | физической культуры и | действий выбранного вида | | | | | | | | | | навыками самоконтроля | спорта; теоретической | | | | | | | | | | | подготовки - просмотр | | | | | | | | | | | соревнований и кино- и | | | | | | | | | | | видеоматериалов, встречи | | | | | | | | | | | с известными спортсменами, | | | | | | | | | | | рассказы и беседы, | | | | | | | | | | | специальная литература; | | | | | | | | | | | Методы: преимущественно | | | | | | | | | | | игровой, равномерный и | | | | | | | | | | | другие, соответствующие | | | | | | | | | | | возрастно-половым | | | | | | | | | | | возможностям организма | | | | | | | | | | | занимающихся. | | | | | | | | | | | Систематический | | | | | | | | | | | педагогический и врачебный | | | | | | | | | | | контроль. | | | | | | | |----------------|-----------------------|---------------------------|----------------------------|------------|-----------------|-----|------|-----------|--------------| | Начальной | Базовая подготовка и | Формирование устойчивого | Средства: физической | до 3 лет | + | + | + | - | - | | подготовки | определение вида | интереса к занятиям | подготовки - подвижные и | | | | | | | | | спорта для дальнейшей | спортом; формирование | спортивные игры, | | | | | | | | | специализации | широкого круга | общеразвивающие и | | | | | | | | | | двигательных умений и | специальные упражнения, в | | | | | | | | | | навыков; обучение основам | том числе с небольшими и | | | | | | | | | | техники двигательных | средними отягощениями; | | | | | | | | | | действий выбранного вида | технической подготовки - | | | | | | | | | | спорта, всестороннее | специальные упражнения для | | | | | | | | | | гармоничное развитие | широкого спектра | | | | | | | | | | физических качеств; | двигательных умений и | | | | | | | | | | укрепление здоровья | навыков различных видов | | | | | | | | | | | спорта, включая выбранный; | | | | | | | | | | | теоретической подготовки - | | | | | | | | | | | анализ соревнований и | | | | | | | | | | | кино-, видеоматериалов, | | | | | | | | | | | встречи с известными | | | | | | | | | | | спортсменами, рассказы и | | | | | | | | | | | беседы, специальная | | | | | | | | | | | литература. Методы: | | | | | | | | | | | игровой, равномерный, | | | | | | | | | | | переменный, круговая | | | | | | | | | | | тренировка и другие, | | | | | | | | | | | соответствующие возрастно- | | | | | | | | | | | половым возможностям | | | | | | | | | | | организма спортсменов. | | | | | | | | | | | Систематический | | | | | | | | | | | педагогический и врачебный | | | | | | | | | | | контроль. | | | | | | | |----------------|-----------------------|---------------------------|----------------------------|------------|-----------------|-----|------|-----------|--------------| | Учебно- | Специализация и | Формирование | Средства: физической | до 5 лет | - | + | + | - | - | | тренировочный | углубленная тренировка| разносторонней общей и | подготовки - специальные | | | | | | | | | в выбранном виде | специальной физической, | упражнения с | | | | | | | | | спорта | технико-тактической | использованием различных | | | | | | | | | | подготовленности, | отягощений и тренажерных | | | | | | | | | | соответствующих специфике | устройств, общеразвивающие | | | | | | | | | | вида спорта; формирование | упражнения; технической | | | | | | | | | | и совершенствование | подготовки - специальные | | | | | | | | | | навыков соревновательной | упражнения, | | | | | | | | | | деятельности; общая и | соответствующие специфике | | | | | | | | | | специальная | вида спорта; теоретической | | | | | | | | | | психологическая | и тактической подготовки - | | | | | | | | | | подготовка; укрепление | анализ соревновательной | | | | | | | | | | здоровья | деятельности, кино- и | | | | | | | | | | | видеоматериалов, | | | | | | | | | | | специальная литература. | | | | | | | | | | | Методы: равномерный, | | | | | | | | | | | переменный, интервальный, | | | | | | | | | | | повторный, круговая | | | | | | | | | | | тренировка и другие, | | | | | | | | | | | соответствующие возрастно- | | | | | | | | | | | половым возможностям | | | | | | | | | | | организма спортсменов. | | | | | | | | | | | Систематический | | | | | | | | | | | педагогический и врачебный | | | | | | | | | | | контроль. | | | | | | | |----------------|-----------------------|---------------------------|----------------------------|------------|-----------------|-----|------|-----------|--------------| | Совершенствова-| Совершенствование | Повышение функциональных | Средства: физической | до 3 лет | - | + | + | + | - | | ния спортивного| спортивного мастерства| возможностей организма | подготовки - специальные | | | | | | | | мастерства | | спортсменов; | упражнения, в том числе с | | | | | | | | | | совершенствование | применением тренажерных | | | | | | | | | | специальных физических | устройств, общеразвивающие | | | | | | | | | | качеств, технико- | упражнения; технической | | | | | | | | | | тактической и психической | подготовки - упражнения, | | | | | | | | | | подготовленности; | соответствующие специфике | | | | | | | | | | совершенствование навыков | соревновательной | | | | | | | | | | в условиях | деятельности и техники | | | | | | | | | | соревновательной | выбранного вида спорта; | | | | | | | | | | деятельности; поддержание | тренировочные формы | | | | | | | | | | высокого уровня спортивной| соревновательных | | | | | | | | | | мотивации; сохранение | упражнений и собственно | | | | | | | | | | здоровья | соревновательные | | | | | | | | | | | упражнения; теоретической | | | | | | | | | | | и тактической подготовки - | | | | | | | | | | | анализ собственной | | | | | | | | | | | соревновательной практики, | | | | | | | | | | | кино- и видеоматериалов, | | | | | | | | | | | анализ специальной (в том | | | | | | | | | | | числе иностранной) | | | | | | | | | | | литературы. Методы: | | | | | | | | | | | соответствующие возрастно- | | | | | | | | | | | половым возможностям | | | | | | | | | | | организма спортсменов и | | | | | | | | | | | характерные для | | | | | | | | | | | современного спорта высших | | | | | | | | | | | достижений. | | | | | | | | | | | Систематический | | | | | | | | | | | педагогический и врачебный | | | | | | | | | | | контроль. | | | | | | | |----------------|-----------------------|---------------------------|----------------------------|------------|-----------------|-----|------|-----------|--------------| | Высшего | Реализация | Достижение результатов | Средства и методы, | с учетом | - | - | + | + | + | | спортивного | индивидуальных | уровня сборных команд | используемые для | спортивных | | | | | | | мастерства | возможностей | России; повышение | совершенствования | достижений | | | | | | | | | стабильности демонстрации | специальных физических | | | | | | | | | | высоких спортивных | качеств, технико- | | | | | | | | | | результатов во | тактической и психической, | | | | | | | | | | всероссийских и | интегральной | | | | | | | | | | международных | подготовленности; | | | | | | | | | | соревнованиях; сохранение | совершенствования навыков | | | | | | | | | | здоровья | соревновательной | | | | | | | | | | | деятельности; поддержания | | | | | | | | | | | высокого уровня спортивной | | | | | | | | | | | мотивации в соответствии с | | | | | | | | | | | требованиями технологии | | | | | | | | | | | подготовки спортсменов | | | | | | | | | | | сборных команд и специфики | | | | | | | | | | | избранной спортивной | | | | | | | | | | | дисциплины. | | | | | | | | | | | Систематический педагоги- | | | | | | | | | | | ческий и врачебный | | | | | | | | | | | контроль. | | | | | | | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Примечание: Критерии подготовленности спортсменов на каждом этапе подготовки конкретизируются Учебно-тренировочными программами выбранного вида спорта, включенного во Всероссийский реестр видов спорта (за исключением военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта). Условные обозначения: + основная функция; - запрещено. Сокращения: ДЮСШ - детско-юношеская спортивная школа; СДЮШОР - специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва; ДЮСАШ - детско-юношеская спортивно-адаптивная школа; Г(М)ОУ СПО - государственное или муниципальное образовательное учреждение среднего профессионального образования. |