ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ ЭТАПОВ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ. Приказ. Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ. 03.04.09 157

                   ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ ЭТАПОВ
                  МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

                                ПРИКАЗ

        МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РФ

                           3 апреля 2009 г.
                                N 157

                                 (Д)


     В  целях  реализации  части  2 статьи 32 Федерального закона от 4
декабря  2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской
Федерации"  (Собрание  законодательства  Российской Федерации, 2007, N
50,  ст.  6242;  2008,  N 30 (ч. II), ст. 3616; N 52 (ч. I), ст. 6236)
приказываю:
     1. Утвердить прилагаемое содержание этапов многолетней подготовки
спортсменов.
     2.  Установить,  что  содержание  этапов  многолетней  подготовки
спортсменов  конкретизируется в типовой учебно-тренировочной программе
по   виду   спорта,   утверждаемой  Министерством  спорта,  туризма  и
молодежной политики Российской Федерации в установленном порядке.
     3.  Контроль  за  исполнением  настоящего  Приказа  возложить  на
заместителя Министра Г.П. Алешина.

Министр
                                                             В.Л.МУТКО
3 апреля 2009 г.
N 157

Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ
4 мая 2009 г.
N 13885


                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                       Приказом Минспорттуризма России
                                                 от 3 апреля 2009 года
                                                                 N 157

         СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|      Этапы     | Основная задача этапа |    Частные задачи этапа   |         Содержание         |   Период   |  Дворцы, дома,  |ДЮСШ,|СДЮШОР| Г(М)ОУ СПО| Федеральные и|
|                |                       |                           |                            | подготовки | станции, секции |ДЮСАШ|      |(техникумы,| региональные |
|                |                       |                           |                            |            |    детского     |     |      | колледжи) |    центры    |
|                |                       |                           |                            |            |  (юношеского)   |     |      |           |  спортивной  |
|                |                       |                           |                            |            |    спорта;      |     |      |           |  подготовки  |
|                |                       |                           |                            |            |   адаптивные    |     |      |           |              |
|                |                       |                           |                            |            |детско-юношеские |     |      |           |              |
|                |                       |                           |                            |            |клубы физической |     |      |           |              |
|                |                       |                           |                            |            |    подготовки   |     |      |           |              |
|----------------|-----------------------|---------------------------|----------------------------|------------|-----------------|-----|------|-----------|--------------|
| Спортивно-     | Укрепление здоровья и | Расширение двигательных   | Средства: физической       |весь период |      +          |  +  |   -  |     -     |       -      |
| оздоровительный| компенсация дефицита  | возможностей; общая       | подготовки -               |            |                 |     |      |           |              |
|                | двигательной          | физическая подготовка;    | общеразвивающие упражнения;|            |                 |     |      |           |              |
|                | активности            | формирование широкого     | подвижные и спортивные     |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       | круга двигательных умений | игры; технической          |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       | (в том числе выбранного   | подготовки - имитационные  |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       | вида спорта); формирование| упражнения, упражнения для |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       | интереса к занятиям       | освоения элементов и       |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       | спортом; овладение        | формирования простых       |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       | теоретическими основами   | целостных двигательных     |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       | физической культуры и     | действий выбранного вида   |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       | навыками самоконтроля     | спорта; теоретической      |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | подготовки - просмотр      |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | соревнований и кино- и     |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | видеоматериалов, встречи   |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | с известными спортсменами, |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | рассказы и беседы,         |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | специальная литература;    |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | Методы: преимущественно    |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | игровой, равномерный и     |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | другие, соответствующие    |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | возрастно-половым          |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | возможностям организма     |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | занимающихся.              |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | Систематический            |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | педагогический и врачебный |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | контроль.                  |            |                 |     |      |           |              |
|----------------|-----------------------|---------------------------|----------------------------|------------|-----------------|-----|------|-----------|--------------|
| Начальной      | Базовая подготовка и  | Формирование устойчивого  | Средства: физической       |  до 3 лет  |      +          |  +  |   +  |     -     |       -      |
| подготовки     | определение вида      | интереса к занятиям       | подготовки - подвижные и   |            |                 |     |      |           |              |
|                | спорта для дальнейшей | спортом; формирование     | спортивные игры,           |            |                 |     |      |           |              |
|                | специализации         | широкого круга            | общеразвивающие и          |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       | двигательных умений и     | специальные упражнения, в  |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       | навыков; обучение основам | том числе с небольшими и   |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       | техники двигательных      | средними отягощениями;     |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       | действий выбранного вида  | технической подготовки -   |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       | спорта, всестороннее      | специальные упражнения для |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       | гармоничное развитие      | широкого спектра           |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       | физических качеств;       | двигательных умений и      |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       | укрепление здоровья       | навыков различных видов    |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | спорта, включая выбранный; |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | теоретической подготовки - |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | анализ соревнований и      |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | кино-, видеоматериалов,    |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | встречи с известными       |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | спортсменами, рассказы и   |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | беседы, специальная        |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | литература. Методы:        |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | игровой, равномерный,      |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | переменный, круговая       |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | тренировка и другие,       |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | соответствующие возрастно- |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | половым возможностям       |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | организма спортсменов.     |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | Систематический            |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | педагогический и врачебный |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | контроль.                  |            |                 |     |      |           |              |
|----------------|-----------------------|---------------------------|----------------------------|------------|-----------------|-----|------|-----------|--------------|
| Учебно-        | Специализация и       | Формирование              | Средства: физической       |  до 5 лет  |      -          |  +  |   +  |     -     |       -      |
| тренировочный  | углубленная тренировка| разносторонней общей и    | подготовки - специальные   |            |                 |     |      |           |              |
|                | в выбранном виде      | специальной физической,   | упражнения с               |            |                 |     |      |           |              |
|                | спорта                | технико-тактической       | использованием различных   |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       | подготовленности,         | отягощений и тренажерных   |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       | соответствующих специфике | устройств, общеразвивающие |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       | вида спорта; формирование | упражнения; технической    |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       | и совершенствование       | подготовки - специальные   |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       | навыков соревновательной  | упражнения,                |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       | деятельности; общая и     | соответствующие специфике  |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       | специальная               | вида спорта; теоретической |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       | психологическая           | и тактической подготовки - |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       | подготовка; укрепление    | анализ соревновательной    |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       | здоровья                  | деятельности, кино- и      |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | видеоматериалов,           |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | специальная литература.    |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | Методы: равномерный,       |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | переменный, интервальный,  |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | повторный, круговая        |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | тренировка и другие,       |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | соответствующие возрастно- |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | половым возможностям       |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | организма спортсменов.     |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | Систематический            |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | педагогический и врачебный |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | контроль.                  |            |                 |     |      |           |              |
|----------------|-----------------------|---------------------------|----------------------------|------------|-----------------|-----|------|-----------|--------------|
| Совершенствова-| Совершенствование     | Повышение функциональных  | Средства: физической       |  до 3 лет  |      -          |  +  |   +  |     +     |       -      |
| ния спортивного| спортивного мастерства| возможностей организма    | подготовки - специальные   |            |                 |     |      |           |              |
| мастерства     |                       | спортсменов;              | упражнения, в том числе с  |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       | совершенствование         | применением тренажерных    |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       | специальных физических    | устройств, общеразвивающие |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       | качеств, технико-         | упражнения; технической    |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       | тактической и психической | подготовки - упражнения,   |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       | подготовленности;         | соответствующие специфике  |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       | совершенствование навыков | соревновательной           |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       | в условиях                | деятельности и техники     |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       | соревновательной          | выбранного вида спорта;    |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       | деятельности; поддержание | тренировочные формы        |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       | высокого уровня спортивной| соревновательных           |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       | мотивации; сохранение     | упражнений и собственно    |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       | здоровья                  | соревновательные           |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | упражнения; теоретической  |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | и тактической подготовки - |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | анализ собственной         |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | соревновательной практики, |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | кино- и видеоматериалов,   |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | анализ специальной (в том  |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | числе иностранной)         |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | литературы. Методы:        |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | соответствующие возрастно- |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | половым возможностям       |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | организма спортсменов и    |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | характерные для            |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | современного спорта высших |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | достижений.                |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | Систематический            |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | педагогический и врачебный |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | контроль.                  |            |                 |     |      |           |              |
|----------------|-----------------------|---------------------------|----------------------------|------------|-----------------|-----|------|-----------|--------------|
| Высшего        | Реализация            | Достижение результатов    | Средства и методы,         |  с учетом  |      -          |  -  |   +  |     +     |       +      |
| спортивного    | индивидуальных        | уровня сборных команд     | используемые для           | спортивных |                 |     |      |           |              |
| мастерства     | возможностей          | России; повышение         | совершенствования          | достижений |                 |     |      |           |              |
|                |                       | стабильности демонстрации | специальных физических     |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       | высоких спортивных        | качеств, технико-          |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       | результатов во            | тактической и психической, |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       | всероссийских и           | интегральной               |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       | международных             | подготовленности;          |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       | соревнованиях; сохранение | совершенствования навыков  |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       | здоровья                  | соревновательной           |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | деятельности; поддержания  |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | высокого уровня спортивной |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | мотивации в соответствии с |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | требованиями технологии    |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | подготовки спортсменов     |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | сборных команд и специфики |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | избранной спортивной       |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | дисциплины.                |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | Систематический педагоги-  |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | ческий и врачебный         |            |                 |     |      |           |              |
|                |                       |                           | контроль.                  |            |                 |     |      |           |              |
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

     Примечание: Критерии подготовленности спортсменов на каждом этапе
подготовки    конкретизируются    Учебно-тренировочными    программами
выбранного  вида  спорта,  включенного  во  Всероссийский реестр видов
спорта  (за  исключением военно-прикладных и служебно-прикладных видов
спорта).
     Условные обозначения: + основная функция; - запрещено.
     Сокращения:  ДЮСШ  -  детско-юношеская спортивная школа; СДЮШОР -
специализированная  детско-юношеская школа олимпийского резерва; ДЮСАШ
-   детско-юношеская   спортивно-адаптивная   школа;   Г(М)ОУ   СПО  -
государственное  или муниципальное образовательное учреждение среднего
профессионального образования.